Бог-Бог-Одоманкома
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2020 г. ) |
Бог (Он понимает меня) | |
---|---|
Верховный Бог и Небесный Отец | |
Почитается в | Как |
Этническая группа | Акан • Ашанти Боно Фанти • Афро-карибы |
Генеалогия | |
Супруг | Земля Да |
Дети | Биа • Тано / Тано |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Юпитер |
Конголезский эквивалент | Нзамби Мпунгу |
Египетский эквивалент | Амон |
эквивалент игбо | Бог |
Оньяме , Ньянкопон ) или Одоманкома — верховный бог народа акан в Гане. ( Бог [1] Имя означает «Тот, кто знает и видит все», и « всеведущее , всемогущее небесное божество» на языке акан .
Имена
[ редактировать ]Одоманкома
[ редактировать ]Имя Одоманкома означает «Творец», что, как говорят, происходит от буквальных переводов двух частей его имени: «Дом» (что означает состояние или вселенная) и «Анко-ма» (что означает «тот, кто один дает»). Таким образом, имя «Одоманкома» в буквальном смысле означает «Единственный, кто дает вселенную или мир». [2] Однако другие полагают, что Одоманкома — это аббревиатура полного и истинного имени Одоманкома: О-дома-ара-нко-ма, в котором все части имени (за исключением первого о) имеют значение: «Дома» означает «изобилие», ара» означает «только» или «один», «ма» означает «полный», собираясь вместе, означает «Тот, кто непрерывно, бесконечно и исключительно полон многообразия, а именно бесконечного, вечно, бесконечно, универсально заполненная сущность». [3]
Одоманкома также известен под именем Одоманкома уо, что означает «Смерть Создателя», имея в виду Одоманкому как создателя Смерти ( Оуо ), позже убитого в ответ. Одоманкома также имеет различные другие эпитеты: «Обоаде», что означает «Творец», «Обу нква», что означает «Творец жизни», и «Обу-уо», что означает «Творец смерти», что еще раз отсылает к Одоманкоме, создавшему Оууо. . [4]
Одоманкома также носит эпитеты «Боребор», что означает «Архитектор», и «Анансе Кокуроко», что означает «Великий дизайнер» или, если интерпретировать буквально, «Великий паук». Это имя показывает, что помимо того факта, что Одоманкома обладает божественным уровнем мудрости, как согласно верованиям Акома, считается, что мудрость паука больше, чем мудрость всего мира. Это также показывает его связь с Анансе, который является пауком и, кроме того, может быть прямым сыном Одоманкомы. [5] Одоманкома также известен как «Амаоми», что означает «Даритель изобилия», что связано с тем, что он является создателем религии Аком. [6]
Оньянкапон
[ редактировать ]Имя Оньянкапон буквально означает «Единственный Великий Оньяме», которое, как говорят, происходит от трех частей, которые предположительно составляют имя Оньянкапона: «Оньяме», сокращенное до «Оньян», «Коро», сокращенное до «Ка», что означает один, и «Пон». (g)» означает «великолепно». Его полное имя — Оньянкапонг. [7] [8] [2]
Оньянкапон также имеет другие эпитеты: Отумфу означает «могущественный», Оньянкапон Кваме означает «великий, появившийся в воскресенье», что символизирует то, что родился в воскресенье. [7] и Twidiampon(g), что означает «всемогущий Ньянкапон(g). [8] и Амовия означает «Податель солнца», имея в виду связь Ньянкапона с солнцем. [6] Оньянкопон также разделяет имена с Одоманкома, поскольку Одоманкома стал духом Оньянкапона после того, как Оуо убил Одоманкому, поэтому наряду с другими именами Одоманкома используются имена Опаньин или Нана, что означает «Великий предок». [8] Ньянкапон также может быть Богом-покровителем Фанте Бобовисси, а также Богом, заявленным как верховный Бог в других традиционных религиях народов в странах, где доминируют Акан, таких как Пальто Слоновой Кости и, в частности, Гана. Однако они могли быть либо своим собственным Верховным Богом, либо Ониаме, еще одним аспектом Троицы Аком и родителем Оньянкапона. [9] [8]
Описание
[ редактировать ]Ньяме, Ньянкапон и Одоманкома — это три аспекта троицы, составляющих Верховного Бога в религии Аком. Однако они — один Бог.
Одоманкома — это творческий аспект троицы, соответствующий разуму, реальности и Абсолюту, это дух Вселенной и одна из наиболее динамичных и сложных модальностей троицы. Одоманкома постоянно играет роль создателя. Эта творческая функция Одоманкома воплощена в нескольких максимах. Одно из высказываний аканов, окружающих Одоманкому, - «Одоманкома бу аде», что означает, что Одоманкома создал «Вещь» (вселенную). Одоманкома создал не только «Вещь», т. е. вселенную. Он также создал жизнь и создал смерть. Загадочным образом погиб сам Одоманкома. Это сопоставление жизни (самого творца) со смертью в Одоманкоме выражено самой загадочной и невыразимой из всех максим Акан: «Одоманкома бу овуо на овуо кум но», что означает Одоманкома создал смерть (Овуо) и смерть убила его. Одоманкома вмещает в себя противоположности жизни и смерти. Как создатель жизни и смерти, он превосходит оба опыта. История Одоманкомы не заканчивается тем, что Оуо убивает его, поскольку после его смерти говорят, что жизнь (сам он сам, поскольку он является создателем) пришла к нему и разбудила его. Отсюда он возродился как Кра и живет через Ньянкапон, став сунсумом (душой) Ньянкапона, как сказано в изречении Акан «Оньянкапон онье Одоманкома сунсум», что означает, что Ньянкапон - это личность Одоманкомы, символизируя, что Ньянкапон является преемником Одоманкомы (как раньше был Одоманкома). аспект троицы Ньяме, которая контролировала все, пока Оуо не убил его). [10] Одоманкома также довольно силен и умен, поскольку после его «возрождения» Ньянкапон / Одоманкома провели великую борьбу с Оууо, в которой они победили Овуо, сопротивляясь яду Овуо, кра (которым теперь был Одоманкома). Затем Одоманкоме удалось одержать полную победу над Смертью, как сказано в изречении «Одоманкома на орна овуо ди аканэ», что означает, что не кто иной, как Одоманкома заставил Смерть съесть яд. Во время этой второй встречи Одоманкомы и его последнего творения, Оуо, Одоманкома обрушивает свою творческую мощь на Ову, поскольку после победы над смертью заставляют съесть его яд. Однако, несмотря на победу над Оуо, Оуо все еще жив и причиняет смерть смертным. [4] [11]
Говорят, что он говорит через барабан, и у него есть барабанщик по имени Одоманкома Кьерема, барабанщик Одоманкомы, который считается самым знающим человеком в области традиционной истории Асанте. [12] В Одоманкоме есть набор историй и сказок под названием Адоманкомасем, похожий на Анансе. [13]
Одоманкома также представлена двумя животными: грифами и пауками. Связь Одоманкомы со стервятниками выражена в максиме Акан: «Одоманкома а обоади, не кинебоа не опете», что означает, что животное, которое символизирует Одоманкому, создавшего мир, - это стервятник. [14] Значение паука связано с верой Акан в то, что пауки - самые мудрые из всех животных, и, возможно, именно Анансе посоветовал Одоманкоме создать людей. Однако Одоманкома носит имя Анансе Кокуроко, так что, возможно, это был только он. [13] Одоманкома также имеет человеческую форму, но рассказчики редко считают его имеющим человеческую форму. [13]
Оньянкапон — мужской аспект Троицы и самый младший член Троицы, сын Ньяме и преемник Одоманкомы.
Символ
[ редактировать ]Ньяме на языке тви означает бог, а символ Адинкры «Гье Ньяме» означает «Я не боюсь никого, кроме Бога».
Этот символ принял другое использование и значение в сегодняшней культуре Акан из-за влияния христианства .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уиллис, Рой (2006). Мировая мифология. Иллюстрированный путеводитель . Издательство Оксфордского университета . п. 266. ИСБН 9780195307528 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Адда, Томас (1970). «Некоторые аспекты религиозных верований ашанти» . Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 25 (2): 157–182. ISSN 0001-9747 . JSTOR 41852579 .
- ^ Смит, Эдвин В. (1945). «Религиозные верования акан» . Африка: Журнал Международного африканского института . 15 (1): 23–29. дои : 10.2307/1156827 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1156827 . S2CID 145465350 .
- ^ Jump up to: а б Брукман-Амисса, Джозеф (1986). «Аканские пословицы о смерти» . Антропос . 81 (1/3): 75–85. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40462026 .
- ^ Весси, Кристофер (1981). «Исключение, подтверждающее правила: Анансе, обманщик Акан» . Журнал религии в Африке . 12 (3): 161–177. дои : 10.2307/1581431 . ISSN 0022-4200 . JSTOR 1581431 .
- ^ Jump up to: а б Ост, Брэд. «LibGuides: Традиционные африканские религии: Акан» . исследование.auctr.edu . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Оньянкопон» . Оксфордский справочник . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Энциклопедия африканской религии» . SAGE Publications Inc. 05.03.2023 . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Мейеровиц, Ева Л.Р. (1951). «Представления о душе у акан Золотого Берега» . Африка: Журнал Международного африканского института . 21 (1): 24–31. дои : 10.2307/1156155 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1156155 . S2CID 144738297 .
- ^ Данкуа, Дж. Б. (1952). «Культура Акана» . Африка: Журнал Международного африканского института . 22 (4): 360–366. дои : 10.2307/1156919 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1156919 . S2CID 143029068 .
- ^ Роуэлл, Чарльз Х. (1983). « Распутывание яйца: интервью с Джеем Райтом» . Каллалу (19): 3–15. дои : 10.2307/2930927 . ISSN 0161-2492 . JSTOR 2930927 .
- ^ Дааку, Кваме Ю. (1971). «История в устных традициях акана» . Журнал Фольклорного института . 8 (2/3): 114–126. дои : 10.2307/3814101 . ISSN 0015-5934 . JSTOR 3814101 .
- ^ Jump up to: а б с Уилкс, Айвор (2004). «Лес и Твис» . Труды Исторического общества Ганы (8): 1–81. ISSN 0855-3246 . JSTOR 41406709 .
- ^ Грейсон, Сандра М. (1998). « «Приходят духи предков Асоны»: чтение знаков Асанте в «Санкофе» Хайле Геримы » . Журнал ЦЛА . 42 (2): 212–227. ISSN 0007-8549 . JSTOR 44323194 .