Небесный отец
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2013 г. ) |
В сравнительной мифологии отец неба — это термин, обозначающий повторяющуюся в политеистических религиях концепцию бога неба , к которому обращаются как к «отцу», часто к отцу пантеона и часто являющемуся либо правящим, либо бывшим королём богов . Понятие «отец неба» также может включать богов Солнца со схожими характеристиками, таких как Ра . Эта концепция дополняет концепцию « матери-земли ».
«Небесный Отец» — это прямой перевод ведического Дьяус Пита , этимологически происходящего от того же протоиндоевропейского имени божества, что и греческий Зевс Патер и римский Юпитер , которые все являются отражением одного и того же протоиндоевропейского имени божества. , *Dyēus Ph₂tḗr . [1] Хотя существуют многочисленные параллели, приведённые за пределами индоевропейской мифологии , есть и исключения (например, в египетской мифологии Нут — мать-небо, а Геб — отец-земля).
В исторической религии
[ редактировать ]Имя | Этимология | Мифология | Родительская мифология | Подробности |
---|---|---|---|---|
Бог Отец | христианин | семитский | В христианской культуре Бог -Отец часто изображается в искусстве как сребробородый мудрец, расположенный над облаками, как это можно увидеть в работах таких художников, как Микеланджело и Рафаэль . | |
Гор | От позднелатинского Hōrus , от древнегреческого Ὧρος ( Hôros ), от египетского ḥr . | Египетский | афроазиатский | В Древнем Египте Гор был правителем неба. Он был показан как гуманоид мужского пола с головой сокола . Птицы нередко олицетворяют небо в древних религиях из-за их способности летать. Однако в египетской мифологии небо воспринималось как богиня Нут . |
Tengri | Заимствовано из тюркского языка ; в конечном итоге от пратюркского * teŋri («небо, небеса, бог»). Сравните турецкий tanrı («бог»). | Тюркский, Монгольский | алтайский | Главный бог ранней религии тюркских и монгольских народов . |
Атон | Египетский | афроазиатский | Был монотеистическим богом Солнца при фараоне Эхнатоне . | |
Бесплатно | гавайский | австронезийский | ||
Рангинуи | Маори | австронезийский | Отец-небо и мать-земля Папатуануку обнялись и родили божественных детей. | |
Дьяус Пита | С санскрита дьяуш- питри ( дьяуш-питри ). От протоиндоевропейского * Dyḗws ph2tḗr ; синхронно анализируется как дьяус ( дьяус , именительный падеж единственного числа от дю , дью , «небо») + питру ( питр , «отец»). | Индийский | индуизм | В раннем ведическом пантеоне фигурирует уже в маргинальном положении, но в сравнительной мифологии часто реконструируется как стоявший рядом с Притхви Матой, «Матерью-Землей» в доисторические времена. |
Юпитер | От латинского Iūpiter («отец Юпитер»), от прото-курсива * djous patēr (буквально «отец неба»). | Курсив | Индоевропейский | Часто изображается птицами, обычно орлом или ястребом , а также облаками или другими небесными явлениями. Прозвища включали Небесного Бога и Собирателя Облаков . |
Зевс | От древнегреческого Ζεύς ( Зевс ). От протоэллинского * dzéus , родственного микенскому греческому 𐀇𐀺 ( di-wo /diwos/); от протоиндоевропейского *dyḗws . | эллинский | Индоевропейский | |
День | От прагерманского * dagaz («день, имя Д-руны»). Родственный древнеанглийскому dæġ (современный английский день ), древнефризскому dei , di , старосаксонскому dag , древнеголландскому dag , древневерхненемецкому tac , tag , готскому 𐌳𐌰𐌲𐍃 ( dags ). В конечном итоге от протоиндоевропейского *dʰegʷʰ- («жечь»). | нордический | Индоевропейский | Олицетворение дневного неба. |
в Перу | славянский | Индоевропейский | ||
Диапатура | иллирийский | Индоевропейский | ||
Зойз | Происхождение протоиндоевропейского *dyḗws. | албанский | Индоевропейский | |
Гром | От прабалто-славянского *Perkūnas , от праиндоевропейского *perkʷunos , от *perkʷus («дуб»). | Балтика | Индоевропейский | |
Бык | От более раннего рунического ᛏᛁᚢᛦ ( tiuʀ ), от протогерманского * Tīwaz ; идентичен * týr («бог»). От протоиндоевропейского *deywós («бог»). Вриддхи, производное от *dyew- («небо, небеса») | германский | Индоевропейский | |
Бочика | Муиска | коренной американец | На территории нынешней Колумбии Муиска поклонялись этому небесному отцу. [2] | |
Гитче Маниту | коренной американец | коренной американец | Общий персонаж в мифах о сотворении мира . [3] | |
Шанди | 上帝 ( Ханьюй Пиньинь : шанг далам ; буквально «царь наверху») | Конфуцианство | в Китайско-Тибетском регионе | Верховному Богу поклонялись в древнем Китае . Оно также используется для обозначения христианского Бога в стандартной китайской версии Библии . В Китае в даосизме или землю , 天 ( тянь ), означающее небо, ассоциируется со светом, позитивом, мужчиной и т. д., тогда как 地 ( ди ), означающее землю ассоциируется с тьмой, негативом, женщиной и т. д. |
Тянь | 天 (букв. «небо» или «небеса») | Конфуцианство | в Китайско-Тибетском регионе | Используется для обозначения неба, а также его олицетворения. Обладает ли оно разумом в воплощении всемогущего, всеведущего существа – трудный вопрос для лингвистов и философов. Чжу, Тянь Чжу ( 主, 天主 , букв. «Господь» или «Господь на небесах») переводится с английского слова « Лорд» , которое является формальным титулом христианского Бога в христианских церквях материкового Китая. |
Тяньфу | Небесный Отец ( Ханьюй Пиньинь : тянь фу ) | даосизм | в Китайско-Тибетском регионе | Еще одно слово, используемое для обозначения христианского Бога в стандартной китайской версии Библии . |
Ан или Ану | ( аккадский : 𒀭𒀭 , латинизированный: Ану , от 𒀭 an , «небо, небеса») или Анум , первоначально Ан ( шумерский : 𒀭 , латинизированный: An ) | Шумерский, Ассирийский и Вавилонский | Шумерский, Ассирийский и Вавилонский | Божество - отец шумерского , и ассиро-вавилонского пантеона а также самое раннее засвидетельствованное божество Небесного Отца. |
Старик | От прафинского * ukko . Вероятно, финская любимая форма * uros («мужчина, мужчина»). | финский | Уральский | |
Небесный Отец | Таэвас 'небо', это 'отец' | Уральский | Слово, которым в Эстонии приверженцы ( веры маауска земли) и местных верований Таары относятся к Богу. Хотя обе ветви первоначальной эстонской религии — которые в значительной степени представляют собой просто разные подходы к тому, что, по сути, является одним и тем же, в той степени, в которой это остается существующим, — пантеистичны, небеса занимают определенное и важное место в древних дохристианских эстонских религиях. система убеждений. Для тех, кто верит в землю, все священно, но идея отца-неба, среди прочих «святостей», хорошо известна всем эстонцам. В более новой истории, после прихода христианства, идеи небесного отца и «отца, сущего на небесах» стали несколько смешанными. Так или иначе, словосочетание taevaisa остается в употреблении в Эстонии. | |
Урсия | Баскский | Васконик | « Liber Sancti Iacobi» В Эймерика Пикаудуса рассказывается, что баски называли Бога Урсия — слово, встречающееся в соединениях для названий некоторых дней недели и метеорологических явлений. [4] [5] В настоящее время используется Jaungoikoa , что можно интерпретировать как «повелитель свыше». Несовершенная грамматика этого слова заставляет некоторых предполагать, что это народная этимология, примененная к джаинкоа , которая теперь считается более коротким синонимом. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ dyaus в ведическом языке все еще сохранял значение «небо», тогда как греческое Зевс стало исключительно именем собственным.
- ^ Пол Херрманн; Майкл Баллок (1954). Завоевание человеком . Харпер и братья. п. 186. ОСЛК 41501509 .
- ^ Кэтрин Берри Джадсон (30 апреля 2009 г.). Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада . БиблиоЛайф. стр. 5–7. ISBN 978-0-559-06288-9 .
- ^ Ларри Траск (1997). История Басков . Рутледж . ISBN 0-415-13116-2 .
- ^ Хосе Мигель в Барандии (1996). Баскская мифология . вакцина ISBN 84-7148-117-0 .