День

Дагр ( древнескандинавское «день») [ 1 ] — божественное олицетворение дня в скандинавской мифологии . Он появляется в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . В обоих источниках Дагр считается сыном бога Деллингра и связан с яркогривым конем Скинфакси , который «притягивает день человечеству». В зависимости от варианта рукописи «Прозаическая Эдда» добавляет, что Дагр — либо сын Деллингра от Нотта , олицетворенной ночи, либо Йорда , олицетворенной Земли. В противном случае Дагр появляется как нарицательное существительное, просто означающее «день» во всех древнескандинавских произведениях. Были предложены связи между Дагром и другими фигурами с таким же названием в германской мифологии .
Эддический кинжал
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]Дагр упоминается в 12 и 25 строфах стихотворения Vafþrúðnismál . В строфе 24 бог Один (замаскированный под « Гагнрада ») спрашивает йотуна Вафтруднира , откуда приходит день, ночь и ее приливы. В строфе 25 Вафруднир отвечает:
- Деллинг знает, кто отец дня,
- но ночь была рождена Нёрви;
- новые и убывающие луны, созданные благотворными силами,
- считать годы для мужчин. [ 2 ]
В строфе 12 Вафтруднир называет лошадь Скинфакси с блестящей гривой «днем, притягивающим человечество». [ 3 ]
В «Сигрдрифумале» после того, как Сигрдрифу от разбудил валькирию герой Сигурд проклятия сна , Сигурд спрашивает ее имя, и она дает ему «напиток памяти» из рога, полного меда , а затем Сигрдрифа произносит молитву . В первом стихе этой молитвы упоминаются «сыновья Дагра» и «родственница» ( нипт , «племянница» или «дочь») Нотта.
В поэме «Храфнагальд Один» описан внешний вид Дагра, его коня и колесницы:
Проза Эдда
[ редактировать ]В «Прозаическая Эдда» книге «Gylfaginning» Дагр снова персонифицируется. В главе 10 восседающая на троне фигура Хай заявляет, что Дагр - сын пары Деллингра из асов и его жены Нотт («ночь»). Дагр описывается как «такой же яркий и красивый, как народ его отца». Один взял Дагра и его мать Нотт, дал каждому по колеснице и лошади — Дагр получил лошадь Скинфакси, чья грива освещает все небо и Землю — и поместил их в небо, чтобы они объезжали Землю каждые 24 часа. [ 5 ]
Дагр вновь персонифицируется в главе 24 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál , где он указан как брат Йорда . [ 6 ] Как нарицательное существительное, Дагр появляется в главе 58, где говорится, что «Скинфакси или Рад» означает начало дня. [ 6 ] и глава 64, где Дагр упоминается как одно из различных слов, обозначающих время. [ 7 ]
Однако ученый Хаукур Торгейрссон отмечает, что четыре рукописи Gylfaginning различаются по описанию семейных отношений между Ноттом, Йордом, Дагром и Деллингром. Другими словами, в зависимости от рукописи либо Йорд, либо Нотт являются матерью Дагра и партнером Деллингра. Хаукур уточняет, что «самая старая рукопись, U, предлагает версию, в которой Йорд является женой Деллингра и матерью Дагра, в то время как в других рукописях, R, W и T, Нотт играет роль жены Деллингра и матери Дагра», и утверждает, что «версия в U возникла случайно, когда автор U или его предшественника сократил текст, аналогичный тексту в RWT. Результаты этой случайности проникли в исландскую поэтическую традицию». [ 8 ]
Свипдагр
[ редактировать ]Отто Хёфлер предположил, что Дагр может быть связан с героем Свипдагром (чье имя означает «внезапно рассветающий день») (или может быть той же фигурой), что засвидетельствовано в различных текстах. Среди других источников эта фигура встречается в двух стихотворениях, составленных вместе и известных как Svipdagsmál в « Поэтической Эдде» , «Пролог к Прозаической Эдде » и под именем Swæfdæg в мифических генеалогиях английских домов англосаксонской Англии . Отто Хёфлер также предположил, что Свипдагр мог быть «Дагром свебов » , а из-за имен членов его семьи Сульбьяртр («солнечный свет», указывающий на потенциального бога неба) и Гроа («рост» (что указывает на возможную богиню роста) и ухаживания за Менглёдом (часто отождествляемым с богиней Фрейей ), он далее предположил, что Свипдагр мог быть богом плодородия. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Дагаз , Д руна
- Даг Мудрый
- Умирает (божество)
- Гемера

Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бьок, Джесси (Пер.) (2006). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2
- Хаукур Торгейрссон (2008). «Hinn fagrifoldar son», опубликованное в Gripla XIX , страницы 159–168. Институт исландских исследований Арни Магнуссона .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1866). Эдда Сэмундара Хиннса Фроды: Эдда Самундара Учёного. Часть I. Лондон: Trübner & Co.
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .