Яичная вена

Эгггер (также Эггтер , или Эгдир ; древнескандинавский : [ˈeɡːˌθeːz̠] , «Слуга края») — йотунн в скандинавской мифологии . Он пастух женщины-йётунна (вероятно, Ангрбоды ), которая живет в Ярнвидре (Железный лес) и выращивает чудовищных волков. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В поэме «Вёлуспа » Эггтер описывается сидящим на холме и радостно ударяющим по своей арфе , в то время как красный петух Фьяларр начинает кукарекать, возвещая о наступлении Рагнарёка . [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Древнескандинавское слово , имя Eggþér («край-слуга») представляет собой сложное образованное словом egg («край»), присоединенным к þér («слуга»). [ 4 ] [ 2 ] Оно могло обозначать «носителя меча» или «того, кто служит мечу», возможно, «того, кто приносит жертвы для битвы». [ 5 ]
Эггёр родственен в древнеанглийскому Экгеоу личному имени , которое носил отец Беовульфа древнеанглийской поэзии . [ 5 ] [ 3 ] и со староверхненемецким именем Эгидео (или Эккидео ). [ 4 ] Они могут происходить от общей протогерманской формы , реконструированной как * Agjō-þe(g)waz . [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ]
По мнению Питера Х. Салуса и Пола Б. Тейлора, древнескандинавское Eggþér («Слуга края») — это описательный агномен, происходящий от его функции побуждения ётнаров и волков к битве во время Рагнарека . Они утверждают, что существует «отдаленное сходство» с Экгёвом , поскольку последний также был известен распрями, которые он вызвал своими боями. Оба имени в своей традиции могли олицетворять роль разжигателей великих сражений и распрей. [ 8 ] Однако Энди Орчард и Джон Линдоу утверждают, что мифологическая параллель между двумя фигурами, скорее всего, является « отвлекающим маневром ». [ 2 ] [ 3 ]
Аттестация
[ редактировать ]Эгггер упоминается в поэме «Вёлуспа» («Пророчество Вёльвы » ) как пастух ётуннов, живущий в Ярнвидре (Железный лес) и воспитывающий «родственников Фенрира » (волков). [ 2 ] В то время как красный петух Фьяларр возвещает о наступлении Рагнарёка , Эггтер изображается радостно ударяющим по арфе. [ 5 ]
|
|
Теории
[ редактировать ]Ученый Энди Орчард отмечает, что сцена Рагнарёка имеет «любопытное эхо» в исландской саге о Ньяльсе , где герой Гуннар изображен радостно поющим в собственном кургане. [ 2 ]
Личность гыгра , упомянутого в стихотворении, неясна. По мнению ученых, она, вероятно, описана в строфе 40 того же стихотворения, фигура, возможно, отождествляемая с йотунном Ангрбода . Говорят, что она обитает в лесу Ярнвидр (Железный лес), где воспитывает потомство волка Фенрира . [ 1 ] [ 3 ] Салус и Тейлор утверждают, что пастух Эггтер не пастух, а скорее волкодав. С этой точки зрения Эггтер изображается в « Вёлуспа» «радостным» или «веселым» , потому что «воспитание волков приведет к падению богов», и он ударяет по арфе, чтобы «побудить своих подопечных к свирепым поступкам». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]спутник Сатурна Эггтер В его честь назван .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Салус и Тейлор 1969 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Орчард 1997 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Линдоу 2002 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с де Врис 1962 , стр. 94–95, 609.
- ^ Jump up to: а б с д и Салус и Тейлор 1969 , с. 78
- ^ Orel 2003 , pp. 3, 419.
- ^ Кроонен 2013 , с. 4, 541.
- ^ Jump up to: а б Салус и Тейлор 1969 , с. 80
Библиография
[ редактировать ]- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Салус, Питер Х .; Тейлор, Пол Б. (1969). «Эйкинскьяльди, Фьяларр и Эгггер: Заметки о гномах и гигантах в Вёлуспе» Неофилолог . 53 (1): 76–81. дои : 10.1007/BF01511692 . ISSN 1572-8668 .