Тьялфи и Рёсква

В скандинавской мифологии Тьялфи ( древнескандинавский : [ ˈθjɑːlve] ) и Рёсква (ON: Rǫskva [ˈrɔskwɑ] ), также известные как Тьялфи и Росква, [ 1 ] двое братьев и сестер, мальчик и девочка соответственно, которые являются слугами бога Тора . Ойалфи получает единственное упоминание в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более раннего традиционного материала, в то время как Оьяльфи и Рёсква засвидетельствованы в « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в поэзии скальдов .
В «Поэтической Эдде » Тор рассказывает об инциденте, когда Оьяльфи прогнали волчицы, но не дает никакой дополнительной информации о нем. В «Прозаической Эдде» Уьяльфи и Рёсква — дети крестьян-земледельцев. Тор и Локи ночуют на своей ферме, и там Тор делится с семьей мясом своих коз Таннгриснира и Таннгнйостра , которых он может воскресить при условии, что их кости целы. Оьялфи высасывает костный мозг из кости ноги одной из коз. [ 2 ] Когда на следующее утро Тор воскрешает козлов, он обнаруживает, что один из козлов хромает на ногу, и приходит в ярость. В результате Тор оставляет Оьялфи и Рёскву своими слугами.
С фермы Тор, Локи, Оьялфи и Рёсква направляются в огромный лес во владениях Ётунхейм . Они ночуют в здании, которое оказывается перчаткой огромного существа Скрымира . На следующую ночь Тор обнаруживает, что не может убить Скрюмира, и группа в страхе спит под дубом. На следующий день группа прибывает в крепость Атгарда-Локи , и Атгарда-Локи заставляет каждого участника (кроме Рёсквы) совершить подвиг, чтобы попасть на абордаж. Каждый участник, совершивший подвиг, проигрывает, включая Оьялфи, который трижды проигрывает гонку фигуре по имени Хуги.
После того, как группа проводит ночь в крепости, Атгарда-Локи показывает, что на самом деле он был Скрымиром и что Тор на самом деле чуть не убил его. Точно так же и соревнования были не такими, какими казались; Оьялфи, например, боролся против самой мысли ( хуги означает «мысль» на древнескандинавском языке). Атгарда-Локи отмечает, что он и жители были напуганы тем, чего смогла достичь группа, и что им придется расстаться. Атгарда-Локи и его крепость исчезают.
Этимология
[ редактировать ]
Этимология . названия Оьялфи неясна происхождение от *þewa-alfa R , что означает «служащий эльф Было предложено ». Это имя также появляется как личное имя на более чем 12 рунических камнях в Швеции. [ 3 ] включая рунический камень Sö 194 , U 56, U 681, U 778 , U 867, U 875, U 925, U 948, U 1052 и U Fv1990;32B. [ 4 ] Имя Рёсква происходит от древнескандинавского слова «råskr», что означает «быстрый, быстрый, храбрый, опытный». [ 5 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]В то время как Рёсква отсутствует, Оьялфи получает единственное упоминание в «Поэтическая Эдда» стихотворении «Харбардсльйод» . В стихотворении бог Тор рассказывает Харбарду (замаскированному богу Одину ), что он сражался с женщинами в Хлеси (ныне остров Лесё в Дании ). Харбард говорит, что сражаться с женщинами — позорно. Тор отвечает, что эти женщины были волчицами, а вовсе не женщинами, и подробно описывает, что они напали на его корабль, угрожали ему железными дубинками и преследовали Оьяльфи:
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Это были волчицы, и вряд ли женщины.
- Они раздавили мой корабль, который я закрепил подпорками,
- угрожал мне железными дубинками и прогнал Тьяльфи.
- Что ты тем временем делал, Харбард? [ 6 ]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- Волчицы они были похожи, а женщины маленькие;
- Мой корабль, который я хорошо дифферентировал, они трясли;
- Они угрожали железными дубинками, и Тьяльфи уехали.
- Чем ты, Харбарт, занимался все это время? [ 7 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]И Тьяльфи, и Рёсква упоминаются в Прозаической Эдды книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál :
Гильфагиннинг
[ редактировать ]
В «Прозаическая Эдда книге Gylfaginning » (глава 44) восседающая на троне фигура Третьего неохотно рассказывает историю, в которой Тор и Локи едут в колеснице Тора, запряженной двумя его козлами. Локи и Тор останавливаются в доме крестьянина-фермера, и там им дают ночлег. Тор забивает своих коз, снимает с них шкуры и кладет в горшок. Когда козы готовы, Локи и Тор садятся ужинать. Тор приглашает крестьянскую семью разделить с ним трапезу, и они это делают. [ 8 ]
По окончании трапезы Тор кладет козлиные шкуры на противоположную сторону костра и приказывает крестьянам бросить кости козла на козлиные шкуры. Крестьянский сын Оьялфи берет одну из костей козьего окорока и разрезает ее ножом, ломая кость, чтобы добраться до костного мозга . [ 8 ]
Переночевав, Тор просыпается и одевается до рассвета. Тор берет свой молот Мьёльнир , поднимает его и благословляет козлиные шкуры. Воскресшие, козлы стоят, но один из двух козлов хромает на заднюю ногу. Заметив эту новую хромоту, Тор восклицает, что кто-то плохо обращался с костями его козлов; что кто-то сломал окорок во время еды накануне вечером. Третий отмечает, что нет необходимости растягивать историю, ибо:
- Каждый может себе представить, как испугался крестьянин, когда увидел, как Тор опускает брови на глаза; что же касается того, что можно было увидеть из самих глаз, то он думал, что упадет в обморок при одном только взгляде. Тор стиснул руки на древке молота так, что костяшки пальцев побелели, и мужик сделал, как и следовало ожидать, и все его домочадцы горячо кричали, просили милости, предлагали искупить свою вину всем своим имуществом. [ 8 ]

Понимая, насколько напугал он крестьян, Тор успокаивается и принимает от них поселение на их детей Уьяльфи и Рёскву. Двое детей стали его слугами и остаются ими с тех пор. За исключением коз, Тор, Локи и двое детей продолжают свой путь на восток, пока не доберутся до огромного леса в Ётунхейме . Они продолжают идти по лесу до темноты. Четверо ищут убежища на ночь и обнаруживают огромное здание. Найдя убежище в боковой комнате, они всю ночь переживают землетрясения. Землетрясения вызывают страх у всех четверых, кроме Тора, который, защищаясь, сжимает свой молот. Здание оказывается огромной перчаткой Скрымира , который храпел всю ночь, вызывая, похоже, землетрясения. На следующую ночь все четверо в страхе спят под дубом недалеко от Скрымира. [ 9 ]
Тор просыпается посреди ночи, и происходит серия событий, когда Тор дважды пытается уничтожить спящего Скримира своим молотом. Скрымир просыпается после каждой попытки только для того, чтобы сказать, что он заметил желудь, упавший ему на голову, или что он задается вопросом, не упали ли на него сверху кусочки дерева с ветвей сверху. Вторая попытка пробуждает Скрымира. Скримир дает им совет; если они собираются проявлять дерзость в замке Атгард, им лучше повернуть назад сейчас, потому что тамошние люди Атгарда-Локи не потерпят этого. Скрымир бросает рюкзак на спину и резко уходит в лес, и «нет сообщений о том, что асы выразили надежду на счастливое воссоединение». [ 10 ]
Четверо путешественников продолжают свой путь до полудня. Они оказываются перед огромным замком на открытой местности. Замок настолько высок, что им приходится запрокидывать голову к позвоночнику, чтобы увидеть, что находится над ним. У входа в замок закрыты ворота, и Тор обнаруживает, что не может их открыть. С трудом все четверо протискиваются через решетку ворот и направляются в большой зал. Внутри большого зала есть две скамейки, на которых сидят многие, как правило, крупные люди. Все четверо видят сидящего Атгарда-Локи, короля замка. [ 11 ]
Атгарда-Локи говорит, что посетителям не разрешается оставаться, если они не смогут совершить подвиг. Локи, стоящий в конце группы, говорит первым, утверждая, что он может есть быстрее, чем кто-либо другой. Локи соревнуется с существом по имени Логи, чтобы съесть траншею, полную мяса, но проигрывает. Атгарда-Локи спрашивает, какой подвиг может совершить «юноша», имея в виду Оьяльфи. Оьялфи говорит, что он попытается участвовать в гонке против любого, кого выберет Атгарда-Локи. Атгарда-Локи говорит, что это было бы прекрасным подвигом, но Оьяльфи лучше уметь хорошо бегать, потому что его вот-вот подвергнут испытанию. Атгарда-Локи и группа выходят на ровную площадку. [ 12 ]
На дистанции Атгарда-Локи вызывает маленькую фигурку по имени Хуги, чтобы она состязалась с Оьяльфи. Начинается первая гонка, и Оьялфи бежит, но Хуги бежит до конца дистанции, а затем снова возвращается, чтобы встретиться с Оьялфи. Атгарда-Локи комментирует Оьяльфи, что ему придется бежать быстрее, но отмечает, что никогда не видел, чтобы кто-нибудь из пришедших в его зал бегал быстрее. Оьялфи и Хуги участвуют во второй гонке. Оьялфи проигрывает выстрелом из лука. Атгарда-Локи комментирует, что Оьяльфи снова провел хорошую гонку, но у него нет уверенности, что Оьяльфи сможет выиграть третью гонку. Начинается третья гонка между ними, и Оьялфи снова проигрывает Хуги. Все согласны с тем, что состязание между Оьялфи и Хуги решено. [ 13 ]
Тор соглашается принять участие в соревновании по выпивке, но после трех огромных глотков терпит неудачу. Тор соглашается поднять в коридоре большого серого кота, но обнаруживает, что он выгибает спину, что бы он ни делал, и что он может поднять только одну лапу. Тор требует сразиться с кем-нибудь в зале, но жители говорят, что это было бы унизительно, учитывая слабость Тора. Затем Атгарда-Локи зовет свою няню Элли , старуху. Эти двое борются, но чем сильнее Тор борется, тем сложнее становится битва. Тор наконец падает на одно колено. Атгарда-Локи сказал Тору, что сражаться с кем-либо еще бессмысленно. Поздно вечером Атгарда-Локи показывает группе их комнаты, и к ним относятся с гостеприимством. [ 14 ]
На следующее утро группа одевается и готовится покинуть крепость. Появляется Атгарда-Локи, велит своим слугам приготовить стол, и все они весело едят и пьют. Когда они уходят, Атгарда-Локи спрашивает Тора, как, по его мнению, он преуспел в состязаниях. Тор говорит, что не может сказать, что справился хорошо, отмечая, что его особенно раздражает то, что Атгарда-Локи теперь будет отзываться о нем негативно. Атгарда-Локи, как только группа покинула его крепость, отмечает, что он надеется, что они никогда не вернутся туда, поскольку, если бы он подозревал, с чем имеет дело, он бы вообще никогда не позволил группе войти. Атгарда-Локи показывает, что все было не так, как казалось группе. Атгарда-Локи на самом деле был огромным Скримиром, и если бы три удара, которые Тор попытался нанести, достигли цели, первый убил бы Скримира. На самом деле удары Тора были настолько мощными, что образовали три квадратных долины. [ 15 ]
Конкурсы тоже оказались иллюзией. Атгарда-Локи показывает, что Локи на самом деле боролся с самим лесным огнем, поглощая все на своем пути ( Логи , древнескандинавское «пламя»); Оьялфи боролся против мысли, всегда быстрее действия ( Хуги , древнескандинавское «мысль»); Рог Тора для питья фактически достиг океана, и своими напитками он понизил уровень океана (что привело к приливам ). Кот, которого Тор пытался поднять, на самом деле был мировым змеем Ёрмунгандром , и все были в ужасе, когда Тор смог поднять лапу этого «кота», поскольку Тор на самом деле держал великого змея к небу. Старуха, с которой боролся Тор, на самом деле была старостью ( Элли , древнескандинавское «старость»), и нет никого, кого старость не могла бы сломить. Атгарда-Локи говорит Тору, что для «обеих сторон» было бы лучше, если бы они больше не встретились. Услышав это, Тор хватает свой молот и замахивается им на Атгарда-Локи, но тот ушел, как и его замок. Остается только широкий пейзаж. [ 16 ]
Вопрос фантастики
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2012 г. ) |
В «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál (глава 4) приводится список способов обращения к Тору, в том числе «повелитель Уйалфи и Рёсквы». В той же главе приводится цитата из Торсдрапы X века скальда Эйлифа Годрунарсона , в которой Оьяльфи упоминается как «брат Рёсквы». Во фрагменте стихотворения Оьялфи стоит в ярости, Тор наносит победный удар по своей цели, и они оба не испытывают страха. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Ойальфи и Рёсква — два главных персонажа датского комикса «Вальхалла» и мультфильма основанного на нем . Рёсква идентифицируется как Вёльва в Вёлуспе , которая предвидит Рагнарёка .
Тиалфи был показан как второстепенный персонаж в Marvel комиксах о Торе .
Росква и Тиалфи (Альфи) появляются как главные персонажи детского романа «Спящая армия» Франчески Саймон .
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Кервен, Розалинда (15 сентября 2017 г.). Мифы и саги о викингах: пересказ древних скандинавских текстов . Продажа книг. ISBN 978-0-7858-3555-4 .
- ^ Хельгасон, Джон Карл (15 июня 2017 г.). Эхо Валгаллы: загробная жизнь Эдд и саг Книги реакции. ISBN 978-1-78023-773-2 .
- ^ Симек (2007:314).
- ^ База данных Runtext проекта Samnordisk на шведском языке — Rundata .
- ^ "Рёскр" . Копенгагенский университет .
- ^ Торп (1866:76).
- ^ Беллоуз (1923:92).
- ^ Jump up to: а б с Фолкс (1995:38).
- ^ Фолкс (1995: 38–40).
- ^ Фолкс (1995:40).
- ^ Фолкс (1995: 40–41).
- ^ Фолкс (1995:41).
- ^ Фолкс (1995:42).
- ^ Фолкс (1995: 42–44).
- ^ Фолкс (1995: 44–45).
- ^ Фолкс (1995: 45–46).
- ^ Фолкс (1995:72).
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (Пер.) (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1866). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .