Jump to content

Ульр

Фигура на лыжах и с луком, возможно, Уллр, на руническом камне Бёкста XI века.
На гербе Улленсакера Улл изображен как заряд .

В скандинавской мифологии Уллр ( древнескандинавский : [ ˈulːz̠] ) [1] бог, связанный с лыжным спортом. Хотя литературные свидетельства об Улле скудны, свидетельства, в том числе относительно древние топонимы из Скандинавии, позволяют предположить, что он был главным богом в раннем германском язычестве . Протогерманское * wulþuz слава »), по-видимому, было важным понятием, отражением которого является его имя. Это слово появляется как owlþu- III века на часовне Торсберга .

Имя и происхождение

[ редактировать ]

Древнескандинавский протогерманской теоним Уллр происходит от * формы (PGmc), реконструированной как Wulþuz («Слава»), что подтверждается составным словом owlþu -þewaz (ᛟᚹᛚᚦᚢᚦᛖᚹᚨᛉ), означающим либо «слуга Совы » (если интерпретировать как теоним), или «имеющий славных слуг» (если интерпретировать как прилагательное), встречается на головке Торсберга (3 в. н. э.). Это родственник (лингвистический брат того же происхождения) готского существительного wulþus ( «слава, богатство»). [2] [3] [4] В конечном итоге они происходят от протоиндоевропейского (PIE) существительного * wul-tus («взгляд, взгляд, внешний вид»), которое само происходит от корня * wel - («видеть»). [3] [4]

Термин PGmc *wulþuz является точным родственником латинского vultus , что означает «выражение лица, внешний вид»; В кельтских языках оно также связано с древнеирландским « филе» («провидец, поэт»), средневаллийским « gwelet» («видеть») и среднебретонским «guelet» («взгляд»), которые произошли от прото- Кельтская основа * wel-ēt- . [2] [5] [4] Развитие от PIE * wul-tus к готическому wulþus демонстрирует семантический сдвиг от «взгляд, внешний вид» к «слава, богатство», что аналогично проявляется в хорватском языке в отношениях между ugled («уважение») и gledati («видеть»). [5]

Основу * wulþ- можно также встретить в некоторых германских личных именах, включая древнеанглийское Wuldwine , древневерхненемецкое Wuldberth , Wuldhart , Wuldrât и готское Wulþuwulfs , но как основное значение «слава», а не как имя бога. . [2] Древнеанглийское существительное wuldor («слава») происходит от родственного термина PGmc, реконструированного как * wuldraz (самостоятельно от PIE * wul-trós ) . [4] не используется как имя собственное, Хотя wuldor оно часто встречается в именах христианского Бога в англосаксонской литературе, например, wuldres cyning («король славы»), wuldorfæder («отец славы») и wuldor alwealda («славный отец») . всевладыка»). [6]

Родственная древнескандинавская форма Уллинн, скорее всего, изначально была связана с Уллем (как в дуплете Ор Один ), филолог Ян де Врис предполагает, что бог ярости Ор-Один стоял в оппозиции к богу славного величия Уллю-Уллинну в аналогично ведическому контрасту между Варуной и Митрой . [7]

Литературная традиция

[ редактировать ]

Дела датчан

[ редактировать ]
Оллерус пересекает море на своей волшебной кости; Гравюра на дереве XVI века

В произведении Саксона Грамматика XII века Gesta Danorum , где боги предстают эвгемеризованными , Улль, латинизированный как Оллерус , описывается как хитрый волшебник, владеющий магическими средствами передвижения:

Говорят, что он был настолько хитер в использовании трюков, что для того, чтобы пересечь моря, вместо лодки использовал кость, которую запечатал ужасными заклинаниями, и уже не мог преодолевать препятствия, создаваемые водами. вяло, чем гребец. [8]
История гласит, что он был настолько хитрым волшебником, что использовал некую кость (вероятно, сани или подобное средство передвижения), помеченную ужасными заклинаниями, чтобы пересечь моря, вместо судна; и что с помощью этой кости он пересек воду, преграждавшую ему путь, так же быстро, как на веслах. – Перевод Элтона

Когда Один был изгнан, Оллерус был выбран на его место и правил под именем Одина в течение десяти лет, пока истинный Один не был призван обратно.

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]
XVIII века, Иллюстрация из исландской рукописи изображающая Улля на лыжах и с луком.

Как бог зимы, Уллер, или Оллер, как его еще называли, считался вторым после Одина, место которого он узурпировал во время своего отсутствия в зимние месяцы года. В этот период он осуществлял полную власть над Асгардом и Мидгардом. Предполагалось, что Уллер будет подвергаться ежегодному изгнанию туда в летние месяцы, когда он был вынужден передать свою власть над землей Одину, летнему богу. [9] [ нужен лучший источник ]

Улл упоминается в стихотворении «Гримнисмал», где рассказывается о домах отдельных богов. Показанные здесь английские версии принадлежат Торпу.

Идалир горячий
где Уллр
видит слишком много залов.
Эдалир это называется,
где Уллр
себе жилище сделал.

Название Ýdalir , что означает «тисовые долины», не имеет других подтверждений. Эластичная древесина тиса была важным материалом при изготовлении луков, а слово ýr , «тис», часто используется метонимически для обозначения луков. Кажется вероятным, что имя Одалир связано с представлением об Улле как боге-луке.

Другая строфа в «Гримнисмале» также упоминает Улля.

Шерстяные сувениры
иго всех богов
кого возьмут первым,
потому что открытые миры
Станьте слишком асом, сыновья,
тогда с чего начать?
Улл и все боги
благосклонность будет иметь,
тот, кто первым посмотрит на огонь;
ибо открытым будет жилище,
сыновьям асов,
когда чайники сняты.

Строфа неясна, но может относиться к какой-то религиозной церемонии. Кажется, это указывает на то, что Улл был важным богом.

Последнее упоминание об Улле в «Поэтической Эдде» находится в «Атлаквиде» :

Удачи, Атли,
что у вас с Гуннаром было
ругаюсь слишком часто отвечаю
и год тоже упомянут,
это солнце в южном зале
и на горе Сигтис,
половина постельного режима
и кольцам Уллара.
Да будет так с тобой, Атли!
что касается Гуннара, ты держал
часто даваемые клятвы,
ранее взятый -
под клонящимся к югу солнцем,
и у холма Сигти,
уединенное ложе покоя,
и кольцом Улля .

И «Атлаквида» , и «Гримнисмал» часто считаются одними из старейших дошедших до нас эддических поэм. Возможно, это не совпадение, что они единственные, кто ссылается на Улля. И снова Улл, по-видимому, связан с какой-то церемонией, на этот раз с практикой принесения клятвы на кольце ; кольцо позже было связано с Тором в связи с норвежскими поселенцами в Дублине . [10]

Проза Эдда

[ редактировать ]

В главе 31 «Gylfaginning в Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , Улл упоминается как сын Сифа (отец которого не указан в сохранившихся источниках) и, таким образом, пасынок мужа Сиф, Тора :

Одно имя — Уллр, сын Сифьяра, пасынок Тора. Он настолько хороший и умелый лучник, что никто не может с ним конкурировать. Он также пользуется большим уважением и обладает навыками солдата. На него также хорошо поставить в поединке. [11]
Улл, сын Сифа и пасынок Тора, тоже один из них. Он настолько хороший лучник и бегун на лыжах, что никто не может с ним соперничать. Он также красив на вид и обладает всеми качествами воина. Его также хорошо вызывать на дуэли. – Перевод Янга.

В Скальдскапармале , второй части « Прозаической Эдды» , Снорри снова упоминает Улля в списке кеннингов , сообщая своим читателям, что Улля можно называть богом лыж, богом-луком, богом-охотником и богом-щитом. В свою очередь щит можно назвать кораблем Улла. Несмотря на эти детали, он не рассказывает никаких мифов об Улле, возможно, поскольку он их не знал. [ нужна ссылка ]

Скальдическая поэзия

[ редактировать ]

Замечание Снорри о том, что щит можно назвать кораблем Улла, подтверждается сохранившейся поэзией скальдов с такими кеннингами, как аскр Уллар , фар Уллар и кьолл Уллар, все они означают корабль Улла и относятся к щитам. Хотя происхождение этого кеннинга неизвестно, оно может быть связано с личностью Улля как бога лыж. Ранние лыжи или, возможно, сани, возможно, напоминали щиты. Позднее исландское сочинение «Лауфас-Эдда » предлагает прозаическое объяснение того, что корабль Улля назывался Скьёльдр , «Щит».

Имя Улл также часто встречается в кеннингах воинов, где оно используется так же, как и другие имена богов.

Улл клейма – Улл меча – воин
ранд-Уллр – щит-Уллр – воин
Улл альмсима – Улл тетивы – воин. [12]

В трех поэмах скальдов, «Хаустлонг» , Эйлифа Годрунарсона » «Торсдрапа и фрагмент Эйстейна Вальдасона , Тор упоминается как отчим Улля, что подтверждает информацию Снорри.

Топонимия

[ редактировать ]

Имя Улля встречается в нескольких важных норвежских и шведских топонимах (но не в Дании или Исландии). Это указывает на то, что Улль в какой-то момент имел религиозное значение в Скандинавии, большее, чем то, что сразу видно из скудных сохранившихся текстовых ссылок. Также, вероятно, важно то, что топонимы, относящиеся к этому богу, часто встречаются рядом с топонимами, относящимися к другому божеству: Ньёрд в Швеции и Фрейр в Норвегии. [13] Некоторые норвежские топонимы имеют вариантную форму — Ullinn . Было высказано предположение, что это остатки пары божественных близнецов. [14] и далее, что, возможно, существовала женщина - Уллин по образцу божественных пар, таких как Фьёргюн и Фьёргюн . [15] Вероятно, имя Улля можно прочитать и в бывшем финском муниципалитете Уллава в регионе Центральной Остроботнии.

Норвегия

[ редактировать ]

Магнус Олсен также предположил, что названия некоторых норвежских мест, включая Ringsaker, происходят от прозвища * Ringir для Улля, основанного на его связи с клятвами на кольцах , но доказательств этому нет. [16]

Исландия

[ редактировать ]

Исландский ученый Олафур Ларуссон предположил, что некоторые исландские топонимы на языке Уллар- , обычно интерпретируемые как «шерсть», также могут быть названы в честь Улля, особенно такие, как Улларфосс и Улларклеттур , которые близки к аналогичным топонимам на языке Года- («боги»). . [18]

Научные теории

[ редактировать ]

Свидетельства топонима и родственные слова * wulþuz привели многих ученых к выводу, что Улл был одним из древних скандинавских богов, чье значение уменьшилось ко времени заселения северных частей Норвегии, задолго до того, как были написаны средневековые древнескандинавские тексты. вниз. [19] Это выражается в отсутствии литературных подтверждений имени Уллинн . [20] Некоторые ученые предполагают, что он был аспектом древнегерманского бога неба. [19] возможно, в северной Скандинавии это соответствует Тиру в Дании. [21] Основываясь на ассоциации топонимов Уллр и Уллинн с божествами ванов , Эрнст Альфред Филиппсон предположил, что, вопреки его положению в Прозаической Эдде среди асов , он сам был одним из ванов. [22] и сходство между Прозаической Эдде описанием его характеристик в и описанием Скади , существовала связь наводят на мысль, что между ним и мужем Скади, Ньёрдом . [23]

Виктор Ридберг в своей «Тевтонской мифологии» предполагает , что Улл был сыном Сифа от Эгиля - Орвандилла , сводного брата Свипдагра - Ора , племянника Велундра и двоюродного брата Скади , и что Улл пошел по стопам Эгилла, величайшего лучника в мифологию и помог Свипдагр-Эйрику спасти Фрейю от гигантов. Ридберг также утверждает, что Улл правил ванами, когда они удерживали Асгард во время войны между ванами и асирами, но Рудольф Симек заявил, что «это не имеет никакого основания в источниках». [24]

Современный прием

[ редактировать ]
Немецкая свинцовая медаль начала 20-го века с изображением Улля, покровителя лыжников.
Реверс той же медали

В европейском сообществе зимних лыж Улль считается покровителем лыжников-хранителей (нем. Schutzpatron der Skifahrer ). Медальон Улля или лыжная медаль, изображающая бога на лыжах с луком и стрелами, широко носится в качестве талисмана как любителями, так и профессиональными лыжниками, а также лыжными патрулями в Европе и других странах.

В городе Брекенридж, штат Колорадо, с 1963 года каждый январь проводится недельный «Ullr Fest», на котором проводятся мероприятия, призванные завоевать его расположение и попытаться принести снег в исторический лыжный город. [25]

Уллр — игровой персонаж в видеоигре Smite . [26]

В телесериале «Всемогущие Джонсоны » Улл изображен перевоплотившимся в Майка Джонсона, которого играет Тим ​​Бальм . [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В современном исландском языке Улл обычно называют Уллур [ˈʏtlʏr̥] . В материковых скандинавских языках обычная форма — Ull , без маркера именительного падежа r . Последняя форма иногда используется как англизация , как и Уллер .
  2. ^ Перейти обратно: а б с де Врис 1962 , с. 633.
  3. ^ Перейти обратно: а б Orel 2003 , p. 474.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Кроонен 2013 , с. 599.
  5. ^ Перейти обратно: а б Матасович 2009 , стр. 412.
  6. ^ «во фразах, обозначающих Божество», «вулдор», Англосаксонский словарь: на основе сборников рукописей покойного Джозефа Босворта , изд. и увеличено Т. Норткотом Толлером. [1898] Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, респ. 1973. ISBN   0-19-863101-4 .
  7. ^ де Врис 1970b , с. 104.
  8. ^ «Саксон Грамматик, Деяния датчан, книга 3, глава 4» . kb.dk
  9. ^ Гербер, ХА (9 марта 2016 г.). Мифы скандинавов — из Эдд и саг . Рид Букс Лимитед. ISBN  9781473384446 .
  10. ^ де Врис 1970b , с. 390.
  11. ^ «Гильфагиннинг 23-32» . привет .
  12. ^ Эйстейн Бьернссон. «СЛОВАРЬ: Т – Ú (тафн – úfræningr)» . Лексикон теории . Архивировано из оригинала 13 мая 2003 г.
  13. ^ Симек, Рудольф . Словарь северной мифологии , тр. Анджела Холл, Кембридж / Рочестер, Нью-Йорк: Брюэр, 1993, ISBN   9780859913690 , с. 339.
  14. ^ Дэвидсон, Хильда Эллис ; Геллинг, Питер (1969). Колесница Солнца: и другие обряды и символы северного бронзового века . Прегер. п. 179 .
  15. ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 106. ИСБН  978-0-14-194150-9 .
  16. ^ Олсен, Магнус . Памятники языческого культа в норвежских топонимах Vol. 1, Научное общество в Кристиании, Историко-философский класс, 1914, вып. 4, Осло, 1915, стр. 220–23, цитируется по de Vries 1970b , стр. 160.
  17. ^ Матиас Бек, Анн-Мари Холланс Стенхольм и Ян-Оке Люнг, Лилла Уллеви - история мирной комнаты: Вендельтская святыня, средневековая деревня и ферма 17-го века: Уппланд, приход Бро, Клев и Лилла Уллеви 1:5, Jursta 3:3, RAÄ 145 , Отчеты о деятельности археологических миссий (UV) (1982) 1605-1702, samla.raa.se ; М. Бек, А. Холланс Стенхольм, Лилла Уллеви: уникальное культовое место , Популярная археология - 0281-014X. ; 1658(27):5, 96-10; А.Х. Якобссон, Сесилия Линдблом, Кладбище Гард ок в Лилле Уллеви , Отчеты Archaeologikonsult 31014:9654.
  18. ^ Олафур Ларуссон, «Kultminne i stadnamn 4. Остров», в: Нильс Лид, изд., Religionhistoria , Nordisk kultur 26 (1942) 74–79, цитируется в Turville-Petre, EOG , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , История религии, Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, с. 183.
  19. ^ Перейти обратно: а б де Врис 1970b , стр. 156–157.
  20. ^ Олсен, Магнус, пер. Теодор Гледич. Фермы и храмы Древней Норвегии . Осло: Институт сравнительных культурных исследований, 1928, стр. 140, 301.
  21. ^ Турвиль-Петре, Миф и религия Севера , с. 184.
  22. ^ Филиппсон, Эрнст Альфред . Генеалогия богов в германской религии, мифологии и теологии . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1953. стр. 30–31.
  23. ^ Турвиль-Петре, Миф и религия Севера , с. 182.
  24. ^ Симек, Рудольф (декабрь 2010 г.). «Ваны: некролог» . Информационный бюллетень сети ретроспективных методов . Декабрь 2010 г. Хельсинкский университет: Хельсинкский университет: 12 . Проверено 4 февраля 2019 г.
  25. ^ «Брекенридж Улл Фест» . Менеджеры курорта Брекенридж . Проверено 22 марта 2020 г.
  26. ^ «СМАЙТ» . www.smitegame.com . Проверено 23 февраля 2018 г.
  27. ^ «Всемогущие Джонсоны» . thealmightyjohnsons.co.nz .

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d33c99b97ad4c9cec996b286917ec08__1719378840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/08/3d33c99b97ad4c9cec996b286917ec08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ullr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)