Ульр


В скандинавской мифологии Уллр ( древнескандинавский : [ ˈulːz̠] ) [1] — бог, связанный с лыжным спортом. Хотя литературные свидетельства об Улле скудны, свидетельства, в том числе относительно древние топонимы из Скандинавии, позволяют предположить, что он был главным богом в раннем германском язычестве . Протогерманское * wulþuz (« слава »), по-видимому, было важным понятием, отражением которого является его имя. Это слово появляется как owlþu- III века на часовне Торсберга .
Имя и происхождение
[ редактировать ]Древнескандинавский протогерманской теоним Уллр происходит от * формы (PGmc), реконструированной как Wulþuz («Слава»), что подтверждается составным словом owlþu -þewaz (ᛟᚹᛚᚦᚢᚦᛖᚹᚨᛉ), означающим либо «слуга Совы » (если интерпретировать как теоним), или «имеющий славных слуг» (если интерпретировать как прилагательное), встречается на головке Торсберга (3 в. н. э.). Это родственник (лингвистический брат того же происхождения) готского существительного wulþus ( «слава, богатство»). [2] [3] [4] В конечном итоге они происходят от протоиндоевропейского (PIE) существительного * wul-tus («взгляд, взгляд, внешний вид»), которое само происходит от корня * wel - («видеть»). [3] [4]
Термин PGmc *wulþuz является точным родственником латинского vultus , что означает «выражение лица, внешний вид»; В кельтских языках оно также связано с древнеирландским « филе» («провидец, поэт»), средневаллийским « gwelet» («видеть») и среднебретонским «guelet» («взгляд»), которые произошли от прото- Кельтская основа * wel-ēt- . [2] [5] [4] Развитие от PIE * wul-tus к готическому wulþus демонстрирует семантический сдвиг от «взгляд, внешний вид» к «слава, богатство», что аналогично проявляется в хорватском языке в отношениях между ugled («уважение») и gledati («видеть»). [5]
Основу * wulþ- можно также встретить в некоторых германских личных именах, включая древнеанглийское Wuldwine , древневерхненемецкое Wuldberth , Wuldhart , Wuldrât и готское Wulþuwulfs , но как основное значение «слава», а не как имя бога. . [2] Древнеанглийское существительное wuldor («слава») происходит от родственного термина PGmc, реконструированного как * wuldraz (самостоятельно от PIE * wul-trós ) . [4] не используется как имя собственное, Хотя wuldor оно часто встречается в именах христианского Бога в англосаксонской литературе, например, wuldres cyning («король славы»), wuldorfæder («отец славы») и wuldor alwealda («славный отец») . всевладыка»). [6]
Родственная древнескандинавская форма Уллинн, скорее всего, изначально была связана с Уллем (как в дуплете Ор – Один ), филолог Ян де Врис предполагает, что бог ярости Ор-Один стоял в оппозиции к богу славного величия Уллю-Уллинну в аналогично ведическому контрасту между Варуной и Митрой . [7]
Литературная традиция
[ редактировать ]Дела датчан
[ редактировать ]
В произведении Саксона Грамматика XII века Gesta Danorum , где боги предстают эвгемеризованными , Улль, латинизированный как Оллерус , описывается как хитрый волшебник, владеющий магическими средствами передвижения:
|
|
Когда Один был изгнан, Оллерус был выбран на его место и правил под именем Одина в течение десяти лет, пока истинный Один не был призван обратно.
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
Как бог зимы, Уллер, или Оллер, как его еще называли, считался вторым после Одина, место которого он узурпировал во время своего отсутствия в зимние месяцы года. В этот период он осуществлял полную власть над Асгардом и Мидгардом. Предполагалось, что Уллер будет подвергаться ежегодному изгнанию туда в летние месяцы, когда он был вынужден передать свою власть над землей Одину, летнему богу. [9] [ нужен лучший источник ]
Улл упоминается в стихотворении «Гримнисмал», где рассказывается о домах отдельных богов. Показанные здесь английские версии принадлежат Торпу.
|
|
Название Ýdalir , что означает «тисовые долины», не имеет других подтверждений. Эластичная древесина тиса была важным материалом при изготовлении луков, а слово ýr , «тис», часто используется метонимически для обозначения луков. Кажется вероятным, что имя Одалир связано с представлением об Улле как боге-луке.
Другая строфа в «Гримнисмале» также упоминает Улля.
|
|
Строфа неясна, но может относиться к какой-то религиозной церемонии. Кажется, это указывает на то, что Улл был важным богом.
Последнее упоминание об Улле в «Поэтической Эдде» находится в «Атлаквиде» :
|
|
И «Атлаквида» , и «Гримнисмал» часто считаются одними из старейших дошедших до нас эддических поэм. Возможно, это не совпадение, что они единственные, кто ссылается на Улля. И снова Улл, по-видимому, связан с какой-то церемонией, на этот раз с практикой принесения клятвы на кольце ; кольцо позже было связано с Тором в связи с норвежскими поселенцами в Дублине . [10]
Проза Эдда
[ редактировать ]В главе 31 «Gylfaginning в Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , Улл упоминается как сын Сифа (отец которого не указан в сохранившихся источниках) и, таким образом, пасынок мужа Сиф, Тора :
|
|
В Скальдскапармале , второй части « Прозаической Эдды» , Снорри снова упоминает Улля в списке кеннингов , сообщая своим читателям, что Улля можно называть богом лыж, богом-луком, богом-охотником и богом-щитом. В свою очередь щит можно назвать кораблем Улла. Несмотря на эти детали, он не рассказывает никаких мифов об Улле, возможно, поскольку он их не знал. [ нужна ссылка ]
Скальдическая поэзия
[ редактировать ]Замечание Снорри о том, что щит можно назвать кораблем Улла, подтверждается сохранившейся поэзией скальдов с такими кеннингами, как аскр Уллар , фар Уллар и кьолл Уллар, все они означают корабль Улла и относятся к щитам. Хотя происхождение этого кеннинга неизвестно, оно может быть связано с личностью Улля как бога лыж. Ранние лыжи или, возможно, сани, возможно, напоминали щиты. Позднее исландское сочинение «Лауфас-Эдда » предлагает прозаическое объяснение того, что корабль Улля назывался Скьёльдр , «Щит».
Имя Улл также часто встречается в кеннингах воинов, где оно используется так же, как и другие имена богов.
- Улл клейма – Улл меча – воин
- ранд-Уллр – щит-Уллр – воин
- Улл альмсима – Улл тетивы – воин. [12]
В трех поэмах скальдов, «Хаустлонг» , Эйлифа Годрунарсона » «Торсдрапа и фрагмент Эйстейна Вальдасона , Тор упоминается как отчим Улля, что подтверждает информацию Снорри.
Топонимия
[ редактировать ]Имя Улля встречается в нескольких важных норвежских и шведских топонимах (но не в Дании или Исландии). Это указывает на то, что Улль в какой-то момент имел религиозное значение в Скандинавии, большее, чем то, что сразу видно из скудных сохранившихся текстовых ссылок. Также, вероятно, важно то, что топонимы, относящиеся к этому богу, часто встречаются рядом с топонимами, относящимися к другому божеству: Ньёрд в Швеции и Фрейр в Норвегии. [13] Некоторые норвежские топонимы имеют вариантную форму — Ullinn . Было высказано предположение, что это остатки пары божественных близнецов. [14] и далее, что, возможно, существовала женщина - Уллин по образцу божественных пар, таких как Фьёргюн и Фьёргюн . [15] Вероятно, имя Улля можно прочитать и в бывшем финском муниципалитете Уллава в регионе Центральной Остроботнии.
Норвегия
[ редактировать ]- Уллархвалл («Холм Улля») - название старой фермы в Осло и стадиона Уллевааль.
- Уллестад («Место Улле») — название старой фермы в Воссе .
- Улларнес («мыс Улля») — название старой фермы в Реннесёе .
- Уллерой («Остров Улля») — название четырех старинных ферм в Скьеберге , Спинде , Сёр-Одале и Вестре Моланде .
- Уллерн ( Улларвин ) («Луг Улля») — название старых ферм в Холе , Осло , Улленсакере , Сёр-Одале и Овре Эйкере .
- Уллинсакр («Поле Уллина») - название двух старых ферм в Хемседале и Торпе (место старой церкви).
- Уллинсхоф Уллина (« Хоф ») - название трех старых ферм в Несе, Хедмарке (место старой церкви), Несе, Акершусе и Улленсакере (место старой церкви).
- Улленсванг («Поле Улля») - название старой фермы в Улленсванге (место старой церкви).
- Уллинсвин («Луг Уллина») - название старой фермы в Вого (место старой церкви).
- Уллсфьорд («Фьорд Улля») — фьорд в Тромс графстве . Обычно считается, что он назван в честь Улля, хотя есть некоторая неопределенность.
- Ульвик («залив Улля») — деревня и фьорд в Хордаланн . графстве
Магнус Олсен также предположил, что названия некоторых норвежских мест, включая Ringsaker, происходят от прозвища * Ringir для Улля, основанного на его связи с клятвами на кольцах , но доказательств этому нет. [16]
Швеция
[ редактировать ]- Уллерокер («Поле Улля») Упланд
- Ультуна («город Улля») Упланд
- Улларед («Поляна Улла?») Халланд
- Уллеви («Святилище Улля») Вестергётланд
- Лилла Уллеви , Бро, Стокгольм . В 2500/70 г. в результате раскопок были обнаружены остатки культового объекта. Это место связано с Уллем по топониму Лилла Уллеви («маленькая святыня Улля»). Его наиболее примечательной особенностью является расположение камней, датируемых периодом Венделя , в двух «крыльях» с четырьмя большими отверстиями для столбов. Всего в окрестностях было обнаружено 65 колец-амулетов. [17]
- Уллви («Святилище Улля») Вестманланд
- Уллене («Луг Улля») Вестергётланд
- Уллервад («Место Улля для прогулок») Вестергётланд
- Уллонгер («Залив Улля») Онгерманланд
- Уллен Вермланд, родниковое озеро Хагфорс
- Уллбро («Мост Уллса») Уппланд, Энчёпинг
- Уллунда («Роща Уллс») Упланд, Энчёпинг
- Ульстямма («Встреча шерсти») Уппланд, Энчёпинг
- Вермуллен Вермланд, Хагфорс
- Уллсберг («Гора Улла») Вермланд, Хагфорс
Исландия
[ редактировать ]Исландский ученый Олафур Ларуссон предположил, что некоторые исландские топонимы на языке Уллар- , обычно интерпретируемые как «шерсть», также могут быть названы в честь Улля, особенно такие, как Улларфосс и Улларклеттур , которые близки к аналогичным топонимам на языке Года- («боги»). . [18]
Научные теории
[ редактировать ]Свидетельства топонима и родственные слова * wulþuz привели многих ученых к выводу, что Улл был одним из древних скандинавских богов, чье значение уменьшилось ко времени заселения северных частей Норвегии, задолго до того, как были написаны средневековые древнескандинавские тексты. вниз. [19] Это выражается в отсутствии литературных подтверждений имени Уллинн . [20] Некоторые ученые предполагают, что он был аспектом древнегерманского бога неба. [19] возможно, в северной Скандинавии это соответствует Тиру в Дании. [21] Основываясь на ассоциации топонимов Уллр и Уллинн с божествами ванов , Эрнст Альфред Филиппсон предположил, что, вопреки его положению в Прозаической Эдде среди асов , он сам был одним из ванов. [22] и сходство между Прозаической Эдде описанием его характеристик в и описанием Скади , существовала связь наводят на мысль, что между ним и мужем Скади, Ньёрдом . [23]
Виктор Ридберг в своей «Тевтонской мифологии» предполагает , что Улл был сыном Сифа от Эгиля - Орвандилла , сводного брата Свипдагра - Ора , племянника Велундра и двоюродного брата Скади , и что Улл пошел по стопам Эгилла, величайшего лучника в мифологию и помог Свипдагр-Эйрику спасти Фрейю от гигантов. Ридберг также утверждает, что Улл правил ванами, когда они удерживали Асгард во время войны между ванами и асирами, но Рудольф Симек заявил, что «это не имеет никакого основания в источниках». [24]
Современный прием
[ редактировать ]

В европейском сообществе зимних лыж Улль считается покровителем лыжников-хранителей (нем. Schutzpatron der Skifahrer ). Медальон Улля или лыжная медаль, изображающая бога на лыжах с луком и стрелами, широко носится в качестве талисмана как любителями, так и профессиональными лыжниками, а также лыжными патрулями в Европе и других странах.
В городе Брекенридж, штат Колорадо, с 1963 года каждый январь проводится недельный «Ullr Fest», на котором проводятся мероприятия, призванные завоевать его расположение и попытаться принести снег в исторический лыжный город. [25]
Уллр — игровой персонаж в видеоигре Smite . [26]
В телесериале «Всемогущие Джонсоны » Улл изображен перевоплотившимся в Майка Джонсона, которого играет Тим Бальм . [27]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В современном исландском языке Улл обычно называют Уллур [ˈʏtlʏr̥] . В материковых скандинавских языках обычная форма — Ull , без маркера именительного падежа — r . Последняя форма иногда используется как англизация , как и Уллер .
- ^ Перейти обратно: а б с де Врис 1962 , с. 633.
- ^ Перейти обратно: а б Orel 2003 , p. 474.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кроонен 2013 , с. 599.
- ^ Перейти обратно: а б Матасович 2009 , стр. 412.
- ^ «во фразах, обозначающих Божество», «вулдор», Англосаксонский словарь: на основе сборников рукописей покойного Джозефа Босворта , изд. и увеличено Т. Норткотом Толлером. [1898] Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, респ. 1973. ISBN 0-19-863101-4 .
- ^ де Врис 1970b , с. 104.
- ^ «Саксон Грамматик, Деяния датчан, книга 3, глава 4» . kb.dk
- ^ Гербер, ХА (9 марта 2016 г.). Мифы скандинавов — из Эдд и саг . Рид Букс Лимитед. ISBN 9781473384446 .
- ^ де Врис 1970b , с. 390.
- ^ «Гильфагиннинг 23-32» . привет .
- ^ Эйстейн Бьернссон. «СЛОВАРЬ: Т – Ú (тафн – úfræningr)» . Лексикон теории . Архивировано из оригинала 13 мая 2003 г.
- ^ Симек, Рудольф . Словарь северной мифологии , тр. Анджела Холл, Кембридж / Рочестер, Нью-Йорк: Брюэр, 1993, ISBN 9780859913690 , с. 339.
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис ; Геллинг, Питер (1969). Колесница Солнца: и другие обряды и символы северного бронзового века . Прегер. п. 179 .
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 106. ИСБН 978-0-14-194150-9 .
- ^ Олсен, Магнус . Памятники языческого культа в норвежских топонимах Vol. 1, Научное общество в Кристиании, Историко-философский класс, 1914, вып. 4, Осло, 1915, стр. 220–23, цитируется по de Vries 1970b , стр. 160.
- ^ Матиас Бек, Анн-Мари Холланс Стенхольм и Ян-Оке Люнг, Лилла Уллеви - история мирной комнаты: Вендельтская святыня, средневековая деревня и ферма 17-го века: Уппланд, приход Бро, Клев и Лилла Уллеви 1:5, Jursta 3:3, RAÄ 145 , Отчеты о деятельности археологических миссий (UV) (1982) 1605-1702, samla.raa.se ; М. Бек, А. Холланс Стенхольм, Лилла Уллеви: уникальное культовое место , Популярная археология - 0281-014X. ; 1658(27):5, 96-10; А.Х. Якобссон, Сесилия Линдблом, Кладбище Гард ок в Лилле Уллеви , Отчеты Archaeologikonsult 31014:9654.
- ^ Олафур Ларуссон, «Kultminne i stadnamn 4. Остров», в: Нильс Лид, изд., Religionhistoria , Nordisk kultur 26 (1942) 74–79, цитируется в Turville-Petre, EOG , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , История религии, Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б де Врис 1970b , стр. 156–157.
- ^ Олсен, Магнус, пер. Теодор Гледич. Фермы и храмы Древней Норвегии . Осло: Институт сравнительных культурных исследований, 1928, стр. 140, 301.
- ^ Турвиль-Петре, Миф и религия Севера , с. 184.
- ^ Филиппсон, Эрнст Альфред . Генеалогия богов в германской религии, мифологии и теологии . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1953. стр. 30–31.
- ^ Турвиль-Петре, Миф и религия Севера , с. 182.
- ^ Симек, Рудольф (декабрь 2010 г.). «Ваны: некролог» . Информационный бюллетень сети ретроспективных методов . Декабрь 2010 г. Хельсинкский университет: Хельсинкский университет: 12 . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ «Брекенридж Улл Фест» . Менеджеры курорта Брекенридж . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «СМАЙТ» . www.smitegame.com . Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ «Всемогущие Джонсоны» . thealmightyjohnsons.co.nz .
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Saxo Grammaticus , Gesta Danorum , Книги I-IX, перевод на английский Элтона Оливера
- Саксон Грамматик, Gesta Danorum , из Королевской библиотеки Копенгагена, датский и латынь.
- Снорри Стурлусон ; перевод Джин И. Янг (1964). Прозаическая Эдда: Сказки из скандинавской мифологии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-01231-3 .
- Торп, Бенджамин . (Пер.). (1866). Сёмундар Хиннс Эдда Фроды: Эдда Сэмунда Учёного . (2 тома) Лондон: Trübner & Co. 1866.
Вторичные источники
[ редактировать ]- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- де Врис, Ян (1970b). Древнегерманская религиозная история, том 2. 2-е изд. как 3-е изд . Вальтер де Грюйтер. OCLC 466619179 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйстейн Бьернссон (редактор) (2005). Снорри-Эдда: Предисловие и Gylfaginning: Тексты четырех основных рукописей .
- Эйстейн Бьёрнссон (2001). Лексикон доктрины: Область битвы .
- Эйстейн Бьернссон. Эйстейн Вальдасон: Из стихотворения Тора.
- Финнур Йонссон (1931). Лексикон Поэтикум , «Уллр». Копенгаген: SL Møllers Bogtrykkeri. Запись доступна онлайн
- Йон Хельгасон (ред.). (1955). Стихи Эдды (3 т.). Копенгаген: Мунксгаард.
- Почти, HL (ред.) (1949). Улленсакер — деревенская книга , т. II. Типография Йессхейма.
- Ридберг, Виктор . Undersökningar i Germanisk Mythologi , 2 тома (1886–1889), Том 1 (1886), переведенный как «Тевтонская мифология» (1889), Расмус Б. Андерсон. Лондон: Swan Sonnenschein & Co., перепечатано в 2001 г., Elibron Classics. ISBN 1-4021-9391-2 . Перепечатано в 2004 г., издательством Kessinger Publishing Company. ISBN 0-7661-8891-4 . Том 2 (1889 г.), переведенный как «Исследования Виктора Ридберга по германской мифологии, Часть 1: Германская мифология. Уильям П. Ривз, iUniverse, 2004 г., и Часть 2: Индоевропейская мифология. Уильям П. Ривз, iUniverse, 2008 г.».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Улля из рукописей и старопечатных книг.