Jump to content

Более

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Изображение Видарра, наносящего удар Фенриру, раздвинув челюсти, работа У. Г. Коллингвуда , 1908 год, вдохновленная Крестом Госфорта.

В скандинавской мифологии Видарр ( древнескандинавский : [ ˈwiːðɑrː] , возможно, «широкий правитель», [ 1 ] иногда англизированный как Видар / ˈ v d ɑːr / , Витар , Видарр и Витарр ) — бог среди асов , связанный с местью. Видарр описывается как сын Одина и йотуна Грида, и ему предсказано, что он отомстит за смерть своего отца, убив волка Фенрира в Рагнареке , конфликт, в котором он, по описаниям, выжил. Видарр засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и интерпретируется как изображенный с Фенриром на Госфортском кресте . Эту фигуру окружает ряд теорий, в том числе теории о потенциальном ритуальном молчании и протоиндоевропейской основе.

Сертификаты

[ редактировать ]
Изображение Видарра верхом на лошади работы Лоренца Фрёлиха , 1895 год.

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]

В « Поэтической Эдде » Видарр упоминается в поэмах «Völuspá» , «Vafthrudnismál» , «Grímnismál» и «Lokasenna» .

В строфах 54 и 55 поэмы «Вёлюспа » вёльва говорит Одину, что его сын Видарр отомстит за смерть Одина в Рагнарёке, нанеся удар Фенриру в сердце:

Затем идет Сигфатер | могучий сын,
Витар, сражаться | с пенящимся волком;
В сыне гиганта | он вонзает свой меч
Полно от души: | его отец отомщен. [ 2 ]

В строфах 51 и 53 Vafthrúdnismál Вафруднир Вали утверждает, что Видарр и его брат будут жить в «храмах богов» после того, как огонь Сурта угаснет, и что Видарр отомстит за смерть своего отца Одина, разорвав холодные челюсти Фенрира в бою:

Станца 51:
«В доме богов Витар | и Вали будут жить,
Когда огни Сурта погаснут;
Моти и Магни | будет ли у Мьёльнира
Когда Вингнир падет в бою». [ 3 ]
Станца 53:
«Падет волк | отец людей,
И за это Витар отомстит;
Ужасные челюсти | он разорвется на части,
И поэтому волка он убьет». [ 3 ]

В строфе 17 «Grímnismál» , во время видений Одина различных жилищ богов, он описывает резиденцию Видара (англизированного как «Видар»):

Растет хворост и высокая трава
широко на земле Видара
и там сын провозглашает на спине своей лошади
что он хочет отомстить за своего отца. [ 4 ]

По словам Локасенны , Локи в начале стихотворения упрекает богов за то, что они не приветствовали его должным образом на пиру в зале Эгира. В строфе 10 Один наконец уступает правилам гостеприимства, убеждая Видара встать и налить выпить сварливому гостю. Видарр следует его приказам. Локи произносит тост за асов перед тем, как отправиться в полет . [ 5 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]

Видарр упоминается в «Прозаическая Эдда» книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál .

Изображение Видарра, побеждающего Фенрира, работы Лоренца Фрёлиха, 1895 г.

Видарр упоминается в книге Gylfaginning в главах 29, 51 и 53. В главе 29 Видарр представлен восседающей на троне фигурой Хай как «безмолвный бог» с толстым башмаком, что он почти так же силен, как бог Тор. и что боги полагаются на него во времена огромных трудностей. [ 6 ]

В главе 51 Хай предсказывает, что во время Рагнарёка волк Фенрир сожрёт Одина, а Видарр отомстит за него, наступив одной ногой на нижнюю челюсть чудовища, схватив его верхнюю челюсть одной рукой и разорвав ему пасть, убивая его. «Толстая обувь» Видарра описывается как состоящая из всех дополнительных кожаных кусков, которые люди вырезали из своей обуви на носке и пятке, собирая богом на протяжении всех времен. Поэтому любой, кто достаточно обеспокоен, чтобы оказать помощь богам следует выбросить эти кусочки. [ 7 ] По мнению некоторых мифологов, этой своеобразной обувью он был обязан своей матери Грид, которая, зная, что в последний день он будет призван сражаться с огнем, спроектировала ее как защиту от огненной стихии, подобно тому как ее железная перчатка защищала Тора. во время его встречи с Гейрродом. [ 8 ]

В главе 54, после Рагнарека и возрождения мира, говорится, что Видар вместе со своим братом Вали переживут и волнение моря, и огненный пожар, развязанный Суртом , совершенно невредимыми и после этого будут жить на поле боя. Идавёлльр город Асгард ». , «где раньше находился [ 9 ]

Согласно Скальдскапармалу , Видарр был одним из двенадцати главных богов-мужчин, восседавших на своих тронах на банкете для приехавшего Эгира . [ 10 ] В момент диалога между скальдическим богом Браги и Эгиром сам Снорри начинает говорить о мифах в эвгемеристических терминах и заявляет, что историческим эквивалентом Видарра был троянский герой Эней, который пережил Троянскую войну и совершил «великие дела». . [ 11 ]

Позже в книге различные кеннинги Видарру даются , в том числе снова «безмолвный Ас », «обладатель железной обуви», «враг и убийца Фенрисульфа », «мститель богов Ас», «Ас, обитающий в усадьбе отца». ", "сын Одина" и "брат асов". [ 12 ] В рассказе о визите бога Тора в зал йотуна Гейррёда Грид упоминается как мать «Видарра Безмолвного», который помогает Тору в его путешествии. [ 13 ] В 33 главе, вернувшись из Асгарда и пируя с богами, Эгир приглашает богов прийти в его зал через три месяца. На праздник приезжают четырнадцать богов, включая Видарра. [ 14 ] В главе 75 имя Видарра дважды появляется в списке асов. [ 15 ]

Археологические данные

[ редактировать ]
Деталь Госфортского креста, неизвестный художник, 1913 год.

середины XI века Госфортский крест , расположенный в Камбрии , Англия, описывается как изображение комбинации сцен христианского Судного дня и языческого Рагнарека. [ 16 ] На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре , в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна из ног которого воткнута в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а рука приложена к его верхней челюсти, сцена интерпретируется как Видарр, сражающийся с Фенриром. [ 16 ] Это изображение также рассматривалось как метафора победы Иисуса над сатаной. [ 17 ]

Изображение Видарра и Вали работы Акселя Калле (1846–1908), 1892 г.

Были выдвинуты теории, что молчание Видарра может быть результатом ритуального молчания или других воздержаний, которые часто сопровождают акты мести, как, например, в «Вёлуспа» и «Драумар Бальдра», когда Вали, задуманный с единственной целью — отомстить за смерть Бальдра , воздерживается от мытья своего тела. руки и расчесывал волосы, «пока не привёл противника Бальдра к погребальному костру». [ 18 ] Были проведены параллели между главой 31 Тацита «Германия » I века эры работы нашей , где Тацит описывает, что члены Чатти , германского племени , не могут бриться или ухаживать за собой, прежде чем сначала убьют врага. [ 19 ]

Дюмезиль

[ редактировать ]

Жорж Дюмезиль предположил, что Видарр представляет собой космическую фигуру из архетипа, полученного от протоиндоевропейцев . [ 20 ] Дюмезиль заявил, что он был выровнен как с вертикальным пространством из-за того, что поставил ногу на нижнюю челюсть волка, так и с рукой на верхнюю челюсть волка, и с горизонтальным пространством из-за его широкого шага и прочной обуви, и это, убивая волк, Видарр не дает волку разрушить космос, и после этого космос может быть восстановлен после разрушения, вызванного Рагнареком . [ 20 ]

Таким образом, Дюмезиль представляет Видарра как пространственного бога. Дюмезиль обосновывает свое утверждение текстом « Локасенны» , в котором Видарр, пытаясь выступить посредником в споре с Локи, призывает других асов «предоставить Локи его место» за пиршественным столом. Дюмезиль утверждает, что эта игра пространственности Видарра была бы понята аудиторией, знакомой с богом, и эта интерпретация дополнительно подтверждается его прочтением «Локасенны» как книги, состоящей в значительной степени из каламбуров и игр слов о разных асах.

Дюмезиль также предполагает, что пространственность Видарра проявляется в Вишну ведических традиций, как этимологически ( корень Ви ), так и мифологически, ссылаясь на историю Бали и Вишну . В этой легенде Вишну (в образе Ваманы ) обманывает злобного царя Бали, закрепившего власть над всей Землей, заставляя Бали пообещать предоставить Вамане всю землю, которую он сможет охватить в трёх шагах. Вамана превращается в гиганта и шагает по всему небу и Земле, захватывая голову Бали и даруя ему бессмертие вместо того, чтобы идти последним шагом.

Дюмезиль предполагает, что эти мифы о Фенрире против Видарра и Бали против Вишну могут иметь общее происхождение от индоевропейского бога пространственности, похожего, но отличного от гипотетического обрамляющего бога или бога входа / выхода, который породил Януса и Хеймдалля . [ 20 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Орчард (1997:174–175).
  2. ^ Беллоуз (1923:23)
  3. ^ Jump up to: а б Беллоуз (1923:82-83)
  4. ^ Ларрингтон (1999:54).
  5. ^ Ларрингтон (1999:86).
  6. ^ Бьок (2006:37).
  7. ^ Бьок (2006:73).
  8. ^ «Мифы скандинавов: Из Эдд и саг» .
  9. ^ Бьок (2006:77).
  10. ^ Фолкс (1995:59).
  11. ^ Фолкс (1995:66).
  12. ^ Фолкс (1995:76).
  13. ^ Фолкс (1995:82).
  14. ^ Фолкс (1995:95).
  15. ^ Фолкс (1995:156–157).
  16. ^ Jump up to: а б Плюсковский (2004:158).
  17. ^ Шапиро (1980:264, примечание 66).
  18. ^ Линдоу (2001:312–313).
  19. ^ Линдоу (2001:311).
  20. ^ Jump up to: а б с Линдоу (2001:314) ссылается на Дюмезиля, Жоржа (1965). «Скандинавский бог Видарр», собранный в Revue de l'histoire des Religions 168, страницы 1–13.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca75eb20bd5aa78f4ec1255b3b84bcba__1722453000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/ba/ca75eb20bd5aa78f4ec1255b3b84bcba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Víðarr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)