Более

В скандинавской мифологии Видарр ( древнескандинавский : [ ˈwiːðɑrː] , возможно, «широкий правитель», [ 1 ] иногда англизированный как Видар / ˈ v iː d ɑːr / , Витар , Видарр и Витарр ) — бог среди асов , связанный с местью. Видарр описывается как сын Одина и йотуна Грида, и ему предсказано, что он отомстит за смерть своего отца, убив волка Фенрира в Рагнареке , конфликт, в котором он, по описаниям, выжил. Видарр засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и интерпретируется как изображенный с Фенриром на Госфортском кресте . Эту фигуру окружает ряд теорий, в том числе теории о потенциальном ритуальном молчании и протоиндоевропейской основе.
Сертификаты
[ редактировать ]
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]В « Поэтической Эдде » Видарр упоминается в поэмах «Völuspá» , «Vafthrudnismál» , «Grímnismál» и «Lokasenna» .
В строфах 54 и 55 поэмы «Вёлюспа » вёльва говорит Одину, что его сын Видарр отомстит за смерть Одина в Рагнарёке, нанеся удар Фенриру в сердце:
- Затем идет Сигфатер | могучий сын,
- Витар, сражаться | с пенящимся волком;
- В сыне гиганта | он вонзает свой меч
- Полно от души: | его отец отомщен. [ 2 ]
В строфах 51 и 53 Vafthrúdnismál Вафруднир Вали утверждает, что Видарр и его брат будут жить в «храмах богов» после того, как огонь Сурта угаснет, и что Видарр отомстит за смерть своего отца Одина, разорвав холодные челюсти Фенрира в бою:
|
|
В строфе 17 «Grímnismál» , во время видений Одина различных жилищ богов, он описывает резиденцию Видара (англизированного как «Видар»):
- Растет хворост и высокая трава
- широко на земле Видара
- и там сын провозглашает на спине своей лошади
- что он хочет отомстить за своего отца. [ 4 ]
По словам Локасенны , Локи в начале стихотворения упрекает богов за то, что они не приветствовали его должным образом на пиру в зале Эгира. В строфе 10 Один наконец уступает правилам гостеприимства, убеждая Видара встать и налить выпить сварливому гостю. Видарр следует его приказам. Локи произносит тост за асов перед тем, как отправиться в полет . [ 5 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]Видарр упоминается в «Прозаическая Эдда» книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál .

Видарр упоминается в книге Gylfaginning в главах 29, 51 и 53. В главе 29 Видарр представлен восседающей на троне фигурой Хай как «безмолвный бог» с толстым башмаком, что он почти так же силен, как бог Тор. и что боги полагаются на него во времена огромных трудностей. [ 6 ]
В главе 51 Хай предсказывает, что во время Рагнарёка волк Фенрир сожрёт Одина, а Видарр отомстит за него, наступив одной ногой на нижнюю челюсть чудовища, схватив его верхнюю челюсть одной рукой и разорвав ему пасть, убивая его. «Толстая обувь» Видарра описывается как состоящая из всех дополнительных кожаных кусков, которые люди вырезали из своей обуви на носке и пятке, собирая богом на протяжении всех времен. Поэтому любой, кто достаточно обеспокоен, чтобы оказать помощь богам следует выбросить эти кусочки. [ 7 ] По мнению некоторых мифологов, этой своеобразной обувью он был обязан своей матери Грид, которая, зная, что в последний день он будет призван сражаться с огнем, спроектировала ее как защиту от огненной стихии, подобно тому как ее железная перчатка защищала Тора. во время его встречи с Гейрродом. [ 8 ]
В главе 54, после Рагнарека и возрождения мира, говорится, что Видар вместе со своим братом Вали переживут и волнение моря, и огненный пожар, развязанный Суртом , совершенно невредимыми и после этого будут жить на поле боя. Идавёлльр город Асгард ». , «где раньше находился [ 9 ]
Согласно Скальдскапармалу , Видарр был одним из двенадцати главных богов-мужчин, восседавших на своих тронах на банкете для приехавшего Эгира . [ 10 ] В момент диалога между скальдическим богом Браги и Эгиром сам Снорри начинает говорить о мифах в эвгемеристических терминах и заявляет, что историческим эквивалентом Видарра был троянский герой Эней, который пережил Троянскую войну и совершил «великие дела». . [ 11 ]
Позже в книге различные кеннинги Видарру даются , в том числе снова «безмолвный Ас », «обладатель железной обуви», «враг и убийца Фенрисульфа », «мститель богов Ас», «Ас, обитающий в усадьбе отца». ", "сын Одина" и "брат асов". [ 12 ] В рассказе о визите бога Тора в зал йотуна Гейррёда Грид упоминается как мать «Видарра Безмолвного», который помогает Тору в его путешествии. [ 13 ] В 33 главе, вернувшись из Асгарда и пируя с богами, Эгир приглашает богов прийти в его зал через три месяца. На праздник приезжают четырнадцать богов, включая Видарра. [ 14 ] В главе 75 имя Видарра дважды появляется в списке асов. [ 15 ]
Археологические данные
[ редактировать ]
середины XI века Госфортский крест , расположенный в Камбрии , Англия, описывается как изображение комбинации сцен христианского Судного дня и языческого Рагнарека. [ 16 ] На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре , в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна из ног которого воткнута в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а рука приложена к его верхней челюсти, сцена интерпретируется как Видарр, сражающийся с Фенриром. [ 16 ] Это изображение также рассматривалось как метафора победы Иисуса над сатаной. [ 17 ]
Теории
[ редактировать ]
Были выдвинуты теории, что молчание Видарра может быть результатом ритуального молчания или других воздержаний, которые часто сопровождают акты мести, как, например, в «Вёлуспа» и «Драумар Бальдра», когда Вали, задуманный с единственной целью — отомстить за смерть Бальдра , воздерживается от мытья своего тела. руки и расчесывал волосы, «пока не привёл противника Бальдра к погребальному костру». [ 18 ] Были проведены параллели между главой 31 Тацита «Германия » I века эры работы нашей , где Тацит описывает, что члены Чатти , германского племени , не могут бриться или ухаживать за собой, прежде чем сначала убьют врага. [ 19 ]
Дюмезиль
[ редактировать ]Жорж Дюмезиль предположил, что Видарр представляет собой космическую фигуру из архетипа, полученного от протоиндоевропейцев . [ 20 ] Дюмезиль заявил, что он был выровнен как с вертикальным пространством из-за того, что поставил ногу на нижнюю челюсть волка, так и с рукой на верхнюю челюсть волка, и с горизонтальным пространством из-за его широкого шага и прочной обуви, и это, убивая волк, Видарр не дает волку разрушить космос, и после этого космос может быть восстановлен после разрушения, вызванного Рагнареком . [ 20 ]
Таким образом, Дюмезиль представляет Видарра как пространственного бога. Дюмезиль обосновывает свое утверждение текстом « Локасенны» , в котором Видарр, пытаясь выступить посредником в споре с Локи, призывает других асов «предоставить Локи его место» за пиршественным столом. Дюмезиль утверждает, что эта игра пространственности Видарра была бы понята аудиторией, знакомой с богом, и эта интерпретация дополнительно подтверждается его прочтением «Локасенны» как книги, состоящей в значительной степени из каламбуров и игр слов о разных асах.
Дюмезиль также предполагает, что пространственность Видарра проявляется в Вишну ведических традиций, как этимологически ( корень Ви ), так и мифологически, ссылаясь на историю Бали и Вишну . В этой легенде Вишну (в образе Ваманы ) обманывает злобного царя Бали, закрепившего власть над всей Землей, заставляя Бали пообещать предоставить Вамане всю землю, которую он сможет охватить в трёх шагах. Вамана превращается в гиганта и шагает по всему небу и Земле, захватывая голову Бали и даруя ему бессмертие вместо того, чтобы идти последним шагом.
Дюмезиль предполагает, что эти мифы о Фенрире против Видарра и Бали против Вишну могут иметь общее происхождение от индоевропейского бога пространственности, похожего, но отличного от гипотетического обрамляющего бога или бога входа / выхода, который породил Януса и Хеймдалля . [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Орчард (1997:174–175).
- ^ Беллоуз (1923:23)
- ^ Jump up to: а б Беллоуз (1923:82-83)
- ^ Ларрингтон (1999:54).
- ^ Ларрингтон (1999:86).
- ^ Бьок (2006:37).
- ^ Бьок (2006:73).
- ^ «Мифы скандинавов: Из Эдд и саг» .
- ^ Бьок (2006:77).
- ^ Фолкс (1995:59).
- ^ Фолкс (1995:66).
- ^ Фолкс (1995:76).
- ^ Фолкс (1995:82).
- ^ Фолкс (1995:95).
- ^ Фолкс (1995:156–157).
- ^ Jump up to: а б Плюсковский (2004:158).
- ^ Шапиро (1980:264, примечание 66).
- ^ Линдоу (2001:312–313).
- ^ Линдоу (2001:311).
- ^ Jump up to: а б с Линдоу (2001:314) ссылается на Дюмезиля, Жоржа (1965). «Скандинавский бог Видарр», собранный в Revue de l'histoire des Religions 168, страницы 1–13.

Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд .
- Бьок, Джесси (Пер.) (2006). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0140447555
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-4608-7616-3
- Дюмезиль, Жорж. « Скандинавский бог Видарр ». В: Revue de l'histoire des Religions , том 168, № 1, 1965, стр. 1-13. два : 10.3406/rhr.1965.8204 .
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0192839462
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0 304 34520 2
- Плюсковский, Алекс. «Апокалиптические монстры: животные вдохновения для иконографии средневековых северных пожирателей», собранные в: Бильдхауэр, Беттина. Миллс, Роберт (2004). Чудовищное средневековье . Университет Торонто Пресс . ISBN 0802086675
- Шапиро, Мейер (1980). Челюсть Каина, совершившая первое убийство , Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство. Чатто и Виндус, Лондон, ISBN 0701125144 . ДЖСТОР .