Пн.

Луна ( древнескандинавский : [ˈmɑːne] ; «Луна» [ 1 ] ) — олицетворённая Луна в германской мифологии . Персонифицированный Мани засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . Оба источника утверждают, что он является братом персонифицированного солнца Сола и сыном Мундильфари , в то время как Прозаическая Эдда добавляет, что за ним следуют дети Хьюки и Бил по небесам. Как имя собственное , Мани появляется во всей древнескандинавской литературе. Ученые предложили теории о потенциальной связи Мани с североевропейским представлением о Человеке на Луне , а также потенциально неподтвержденную историю о Мани через скальдические кеннинги .
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
В стихотворении «Волюспа» Один рассказывает историю Вселенной и предсказывает будущее. При этом он вспоминает первые дни существования Вселенной:
Бенджамина Торпа : Перевод
- Солнце с юга, спутник луны,
- правая рука ее обвела небесных коней Арвака и Альсвида.
- Солнце не знало, где у нее жилище,
- луна не знала, какой силой он обладал,
- звезды не знали, где у них есть станция. [ 2 ]
Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- Солнце, сестра луны, с юга
- Правая рука ее коснулась края неба;
- Она не знала, где должен быть ее дом,
- Луна не знала, какая у него мощь,
- Звезды не знали, где находятся их станции. [ 3 ]
В строфе 23 поэмы Vafþrúðnismál бог Один (замаскированный под « Гагнрад ») поручает йотуну Вафрудниру вопрос о происхождении Солнца и Луны, которых он описывает как путешествующих по человечеству. Вафруднир отвечает, что Мундильфари является отцом Сола и Мани, и что они должны проходить по небесам каждый день, чтобы отсчитывать годы человечества:
- Мундильфери возвысился, отец луны,
- и подобие солнца;
- они должны каждый день совершать кругосветное путешествие по небу,
- считать годы для мужчин. [ 4 ]
- « Мундильфери — это тот, кто начал луну,
- И породил пылающее солнце;
- Круг небес каждый день они бегут,
- Чтобы определять время для мужчин». [ 5 ]
В строфе 39 поэмы Grímnismál Один (замаскированный под Гримнира ) говорит, что и Солнце, и Луну преследуют по небесам волки; Солнце, называемое «сияющим богом», преследуется Скеллом в «защищающий лес», а луну преследует Хати Хродвитниссон . [ 6 ] В 13-й строфе поэмы «Альвиссмал » бог Тор расспрашивает гнома Альвисса о Луне, спрашивая его, как Луна называется в каждом из миров. Альвисс отвечает, что человечество называет ее «луной», богами «огненной», в Хеле «ускоряющим» «вращающимся колесом», йотнарами , гномами «сияющим» и «счетчиком лет». " Эльфами . [ 7 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]
В «Прозаическая Эдда» книге Gylfaginning Мани упоминается в трех главах. В главе 8 восседающая на троне фигура Высокого цитирует строфу 5 «Вёлуспа» , а фигура Третьего, также восседающего на троне, добавляет, что это произошло до сотворения Земли. [ 8 ] В главе 11 Хай говорит, что Мани и его сестра Соль — дети человека по имени Мундильфари. Дети были настолько прекрасны, что Мундильфари назвал их «луной» и «солнцем». Восприняв это как высокомерие, боги настолько разгневались, что поместили брата и сестру на небеса. Там Мани «направляет путь луны и контролирует ее прирост и убыль». [ 9 ]
Кроме того, за Мани по небесам следуют дети брат и сестра Хьюки и Бил, «как видно с земли», которых он взял с Земли, пока они носили воду из колодца. [ 9 ] В главе 51 Хай предсказывает события Рагнарёка, в том числе то, что Мани будет съеден одним из двух волков, преследующих небесные тела. [ 10 ]
В «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál Соль упоминается в главе 26 как «сестра Мани». [ 11 ] а в главе 55 даны названия Луны: «луна», «восковая», «убывающая», «счётчик лет», «подстриженная», «сияющая», «мрак», «торопящая», «косящаяся» и « блеск». [ 12 ]
Теории
[ редактировать ]
Кеннинги в скальдическом корпусе женских ётнаров были идентифицированы (например, «желанная женщина Мани», используемая скальдом 10-го века Гутормом Синдри ) как указывающие на потенциальный брак или сексуальный союз между Мани и женщиной -йётунн . Джон Линдоу утверждает, что если история о таких отношениях Мани с женщиной-йётунн существовала, то «она не оставила другого следа в дошедшей до нас мифологии. [ 13 ] Рудольф Симек утверждает, что в двух скальдических кеннингах «Мани, по-видимому, является гигантским существом из мифа, о котором иначе мы ничего не знаем». [ 14 ]
Джон Линдоу выдвигает теорию о судьбе Мани в Рагнарёке, согласно которой «как часть создания асов , то есть космоса, Мани должен быть уничтожен в Рагнарёке, но об этом прямо не говорится, за исключением, возможно, Снорри , который рассказывает о Манагарме , который проглотит небесное тело, которое может быть Луной». [ 13 ]
Рудольф Симек связывает рассказ о Мани, Хьюки и Биле (с участием, как утверждает Симек, «мужчины с шестом и женщины с бушелем»), найденный в главе 11 « Gylfaginning » , с современными рассказами о Человеке на Луне, найденными в современный фольклор Скандинавии , Англии и Северной Германии . Симек дополнительно отмечает, что в строфе, появляющейся в начале поэмы «Вёлуспа», говорится, что асы установили Луну «чтобы иметь возможность отсчитывать год», что Симек связывает с германским исчислением времени, направленным к Луне, а не к Луне. Солнце, и что более короткие промежутки времени отдавались ночам, а не дням. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Германский календарь , лунный календарь германских народов.
- Понедельник , день недели, названный в честь Луны.
- Ночь , богиня ночи
- Сунна , Солнце, олицетворяемое богиней на древневерхнем немецком языке.
- Список лунных божеств
Примечания
[ редактировать ]- ^ Орчард (1997:109).
- ^ Торп (1907:1).
- ^ Беллоуз (1923:4).
- ^ Торп (1907:12).
- ^ Беллоуз (1923:7).
- ^ Ларрингтон (1999:57).
- ^ Ларрингтон (1999:111).
- ^ Бьок (2005:17).
- ^ Перейти обратно: а б Бьок (2005:19).
- ^ Бьок (2005:71).
- ^ Фолкс (1995:93).
- ^ Фолкс (1995:134).
- ^ Перейти обратно: а б Линдоу (2001:222–223).
- ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:201–202).
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда. Американо-скандинавский фонд
- Бьок, Джесси (Пер.) (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .