Человек на Луне

Во многих культурах распознается несколько парейдолических изображений в диске полной луны человеческого лица, головы или тела ; они широко известны как Человек на Луне . Изображения основаны на появлении темных областей (известных как лунные моря ) и более светлых возвышенностей (и некоторых низменностей) лунной поверхности .
Источник
[ редактировать ]
Существуют различные объяснения того, как появился Человек на Луне.
Давняя европейская традиция гласит, что этот человек был сослан на Луну за какое-то преступление. Еврейские предания говорят, что образ Иакова выгравирован на Луне. [1] [2] Другой утверждал, что это человек, пойманный за сбором дров в субботу и приговоренный Богом к смерти через побивание камнями в Книге Чисел XV.32–36. [3] В некоторых германских культурах он считался дровосеком, работавшим по субботам. [4] Существует римская легенда, что он похититель овец. [ нужна ссылка ]
Одна средневековая христианская традиция утверждает, что он — Каин , Странник, вечно обреченный вращаться вокруг Земли. Данте Ад [5] намекает на это:
Ибо теперь Каин терновым вилом ограничивает
В обоих полушариях, касаясь волны
Под башнями Севильи. Вчера вечером
Луна была круглой.

Об этом снова упоминается в его «Рае» : [6]
Но скажи, прошу тебя, откуда мрачные пятна
На этом теле, что внизу на земле
Дать повод говорить о Каине в причудливых баснях?
Джон Лили говорит в прологе к своему «Эндимиону» (1591 г.): «Никто не живет под солнцем, кто знает, что делать с человеком на луне». [7]
В скандинавской мифологии Мани — мужское олицетворение Луны, пересекающее небо в карете, запряженной лошадьми. Его постоянно преследует Великий Волк Хати , который ловит его в Рагнарёке . Мани просто означает «Луна».
В китайской мифологии богиня Чанъэ застряла на Луне после того, как приняла двойную дозу зелья бессмертия . В некоторых версиях мифа ее сопровождает Юй Ту, лунный кролик . [8] Другая мифология рассказывает историю У Гана , человека на Луне, который пытается срубить дерево, которое всегда вырастает заново. [9]
В мифологии хайда эта фигура представляет собой мальчика, собирающего палки. Отец мальчика сказал ему, что свет Луны осветит ночь и позволит завершить работу. Не желая собирать палочки, мальчик жаловался и высмеивал Луну. В наказание за неуважение мальчика забрали с Земли и заперли на Луне. [10] [11]
В японской мифологии говорится, что на Луне обитает племя человекоподобных духовных существ. Это особенно исследуется в «Сказке о резчике бамбука» .
Во вьетнамской мифологии Человека на Луне зовут Цуи. Изначально он был лесорубом на Земле и владел волшебным баньяном . Однажды, когда его жена по незнанию полила дерево нечистой водой и заставила его вырвать с корнем и улететь, Куой схватил его корни и был доставлен на Луну. Там он вечно сопровождал Лунную Леди и Нефритового Кролика . [12] [13] Трио стало олицетворением Тот Трунг Ту , когда они спускаются в мир смертных и раздают целлофановые фонарики , лунные пряники и подарки. детям [14]
В латышских легендах две девушки обнаженными шли из бани с шестами к колодцу. Набирая воду, одна из женщин отметила, насколько прекрасна луна. Другого это не впечатлило, он сказал, что ее попа красивее, и продолжил изображать луну . В качестве наказания либо Диев , либо Менесс (лунное божество) поместили женщину вместе с шестом на Луну, так что ее зад теперь был виден всем. [15]
Традиции
[ редактировать ]Существует традиционное европейское поверье, что Человек на Луне любил пить, особенно бордовое . Старая баллада гласит (оригинальное написание):
Наш человек на луне пьет кларрет,
С говяжьим порошком, репой и каретой.
Если он так делает, почему бы вам не
Пить, пока небо не станет взорванным? [16]
В английском Средневековье и в эпоху Возрождения Луна считалась богом пьяниц, и по крайней мере три лондонских таверны назывались «Человек на Луне». [17] Имя человека на Луне содержится в старинном английском детском стишке :
Человек на луне упал
И спросил дорогу в Норвич ;
Он пошел на юг и сжег себе рот
С ужином – холодная гороховая каша.
Примеры и распространение во всем мире
[ редактировать ]Одна традиция представляет собой фигуру мужчины, несущего на спине большую ношу. Иногда его видят в сопровождении маленькой собаки. [18] Различные культуры признают и другие примеры лунной парейдолии , такие как лунный кролик . [19]
В Северном полушарии общепринятое западное восприятие лица состоит в том, что глаза фигуры — Mare Imbrium и Mare Serenitatis , нос — Sinus Aestuum , а открытый рот — Mare Nubium и Mare Cognitum . [20] Это особое человеческое лицо также можно увидеть в тропических регионах по обе стороны экватора . Однако ориентация Луны, связанная с лицом, наблюдается реже — а со временем и вовсе не наблюдается — по мере продвижения к Южному полюсу .
Традиционные иллюстрации Человека на Луне, встречающиеся в западном искусстве, часто показывают очень простое лицо в полнолуние или человеческий профиль в полумесяце, не соответствующий никаким реальным отметинам. Некоторые изображают человека с лицом, отвернутым от зрителя, на земле, например, если смотреть из Северной Америки, с Иисуса Христа короной , показанной в виде более светлого кольца вокруг Моря Дождей . Другой распространенный вариант - это голова Смерти в капюшоне , смотрящая вниз на Землю, с черным «капюшоном» из лавового камня вокруг белой пылевой кости черепа, а также образующим глазницы.
«Человек на Луне» также может относиться к мифологическому персонажу, который, как говорят, живет на Луне или на Луне, но который не обязательно представлен отметинами на поверхности Луны. Примером является Юэ-Лау из китайской традиции; [21] другой — Эйкен Драм из Шотландии.
«Человек на Луне» Фрэнсиса Годвина , опубликованный в 1638 году, является одним из самых ранних романов, который, как считается, содержит несколько черт, типичных для научной фантастики .
Научное объяснение
[ редактировать ]Человек на Луне состоит из различных лунных марий (какие из них зависят от увиденного парейдолического образа). Эти огромные плоские пятна на Луне называются «мариями» или «морями», потому что долгое время астрономы считали, что это большие водоемы. Это большие площади, образованные лавой, которая покрыла старые кратеры, а затем остыла, превратившись в гладкую базальтовую скалу. [22]
Одна и та же сторона Луны, на которой находятся эти моря, составляющие человека, всегда обращена к Земле. Это происходит из-за приливной блокировки или синхронной орбиты. Считается, что это произошло из-за гравитационных сил, частично вызванных продолговатой формой Луны, но ее вращение замедлилось до такой степени, что она совершает ровно один оборот за каждое путешествие вокруг Земли. Это приводит к тому, что одна и та же сторона Луны всегда обращена к Земле. [23]
Галерея
[ редактировать ]- Около полнолуния над Берлином , Германия, в декабре 2015 года, примерно через 30 минут после восхода луны.
- Распространенная интерпретация человека на Луне, вид из северного полушария.
- Внешний вид Луны на одной и той же долготе , но в разных полушариях , через 30 минут после восхода луны (сгенерированная модель)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольфсон, Эллиот Р. «Лицо Джейкоба на Луне» в книге « Соблазненность еврейского мифа: вызов или ответ?» под редакцией С. Дэниела Бреслауэра, Олбани, штат Нью-Йорк; СУНИ Пресс, 1997 г.
- ^ Харли, Тимоти (1885). Мун Лор , Лондон; Лебедь Зонненшайн, Ле Бас и Лоури. п. 21.
- ^ Харли, Тимоти (1885). Мун Лор , Лондон; Лебедь Зонненшайн, Ле Бас и Лоури. п. 21.
- ^ Бэринг-Гулд, Сабина. «Человек на Луне», «Любопытные мифы средневековья» , Лондон. Ривингтон, 1877, с. 190
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Данте , Божественная комедия , Ад , песнь 20, строки 126 и 127 . Дартмутский проект Данте содержит оригинальный текст и многовековые комментарии.
- ↑ Данте, Божественная комедия, Paradiso, песнь 2, строка 51 .
- ^ Чайлд, Кларенс Гриффин (1894). Джон Лили и эвфуизм . Эрланген [и др.]: А. Дайхерт. п. 118. OCLC 1014813258 .
- ^ Сюэтин Кристин Ни (2018). От Гуань Иня до Председателя Мао: Основное руководство по китайским божествам . Красное Колесо/Вайзер. стр. 40–43. ISBN 1578636256 .
- ^ Дуань Чэнши (ок. 830 г.). « » ( Разные кусочки из Юяна на китайском языке. Том 1).
Старая поговорка гласит, что на луне есть лавры и жабы, поэтому в разных книгах говорится, что лавры высоки. Длина его — сто футов, а внизу всегда сидит человек, который его рубит, и деревья растут вместе. Моя фамилия У Минган, уроженец Сихэ. Я учился у бессмертных, меня изгнали и приказали рубить деревья.
- ^ (1899). Отчет 68-го собрания Британской ассоциации содействия развитию науки 1898 года . 1899. Лондон: Мюррей. п. 704.
- ^ Харрисон, Чарльз (ок. 1884 г.). «Миссия Хайда, острова Королевы Шарлотты» . Церковно-миссионерское общество . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 г. – через Our Roots / Nos Racines.
- ^ «Чу Цуи, или Человек на Луне» . Вьетнам.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2023 года.
- ^ «Волшебный праздник середины осени во Вьетнаме» . Вьетнамский туризм . Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 г.
- ^ Хой Фам (15 сентября 2019 г.). «Краткий учебник азиатской мифологии середины осени в трех народных сказках» . Сайгонер . Архивировано из оригинала 1 октября 2023 года.
- ^ Шмидт, Питер (1936). «Латышские сказки и легенды Том 13» . Ресурсы латышского языка . Уолтер и Рапа . Проверено 27 октября 2023 г.
Легенды с 8 по 14 охватывают разные варианты этой легенды. (только латышский язык)
- ↑ Человек на Луне пьет кларет , как это пелось при дворе в Холи-Уэлле. Бэгфордские баллады , Коллекция фолиантов в Британском музее , том. ii. № 119.
- ^ Пул, Уильям (2009), «Введение», в Пул, Уильям (редактор), «Человек на Луне » , Broadview, стр. 13–62, ISBN 978-1-55111-896-3
- ^ Эванс, Бен (2010). Точка опоры на небесах: семидесятые . Springer Science & Business Media. п. 143. ISBN 1441963421 .
- ^ Виндлинг, Терри . « Символика кроликов и зайцев » [узурпировал] "Проверено 1 сентября 2018 года.
- ↑ Скиллинг, Том (20 января 2017 г.). « Спросите Тома: что создает «человека на Луне»? ». Чикаго Трибьюн . Проверено 1 сентября 2018 г.
- ^ Сюэтин Кристин Ни (2018). От Гуань Иня до Председателя Мао: Основное руководство по китайским божествам . Красное Колесо/Вайзер. п. 141. ISBN 1578636256 .
- ^ Харрингтон, Филип С. и Эдвард Паскуцци (1994). Астрономия для всех возрастов: открытие Вселенной посредством занятий для детей и взрослых . Олд Сэйбрук, Коннектикут: Globe Pequot.
- ^ «Глядя на человека на Луне» . www.caltech.edu . Калифорнийский технологический институт . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 31 июля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тюйяр, Марк (2021). «Анализ мирового распространения мотивов «Человек или животное на Луне»» . Фольклор: Электронный журнал фольклора . 84 : 127–144. doi : 10.7592/FEJF2021.84.thuillard . S2CID 244793405 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]