Бог
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Литовский Диевс , Латышский Диевс и Дебестевс (« Небо-Отец »), [ 1 ] , боги Старопрусские Diews ятвингские боги [ 2 ] [ 3 ] был изначальным верховным богом в балтийской мифологии , одним из важнейших божеств вместе с Перкунасом и братом Потримпо . Он был богом света, [ 4 ] небо, процветание, богатство, правитель богов и создатель вселенной. Диевас является прямым преемником протоиндоевропейского верховного бога отца неба - *Dyēus от корня *deiwo- . [ 5 ] Его протобалтийская форма была * Deivas . [ 6 ] [ 7 ]
У Диеваса было два сына: Диевос Сунеляй (литовец) или Диевас Дели (латыш), известные как Небесные Близнецы .
Со времени обращения Латвии и Литвы в христианство и до настоящего времени этим словом обозначают христианского Бога . [ 8 ] [ ненадежный источник? ] [ нужна ссылка ]
В английском языке Dievas может использоваться как слово для описания Бога (или верховного бога) в дохристианской балтийской религии , где Dievas понимался как высшее существо мира . В литовском и латышском языках оно также используется для описания Бога, как его сегодня понимают основные мировые религии. [ 9 ] Раньше *Дейвас просто обозначал сияющий освещенный солнцем купол неба , как и в других индоевропейских мифологиях. [ 5 ] Небесный аспект все еще проявляется в таких фразах, как Saule noiet dieva («Солнце садится к богу»), [ 10 ] из латышских народных песен. В индуизме группу небесных божеств называют дэвами . [ 11 ] результат общих протоиндоевропейских корней.
Литовская концепция божественности
[ редактировать ]Концепция божества в старой литовской религии до сих пор не всегда ясна современным исследователям. Некоторые из них предполагают, что литовцы имели пантеистическую концепцию своей религии. Это понятие, по представлениям современных исследователей, должно было включать в себя следующее:
- признание единого Божественного Существа, которое является основной сущностью Вселенной.
- признание множественности божественных существ, находящихся на разном уровне главного Бога или, другими словами, ипостасей единого Бога.
- признание непосредственного участия единого Бога на низших уровнях в образе низших существ ( проявления единого Бога). Известные более поздние источники придают Богу исключительно человеческий облик, но это может быть ограничением, добавленным христианством. Рассказанные проявления Бога имеют черты скромности, справедливости, целомудрия, деликатности и т. д., что указывает на некоторые нравственные приоритеты древних литовцев.
Однако это понимание исключает концепцию пантеона или какого-либо другого возможного совета богов в старой языческой литовской религии.
Многие авторитетные источники по литовской мифологии не противоречат этой концепции, хотя данных немного. Отсутствие данных оставляет широкий пробел для интерпретаций, и, как следствие, многие ученые не согласны со всеми вышеперечисленными пунктами.
Например, историк начала XIX века Теодор Нарбутт считал за аксиому наличие пантеона в литовской мифологии. И, несмотря на впоследствии критику за недостоверность его источников и не всегда совпадение его интерпретаций с очевидными данными литовского фольклора, мифология Нарбутта была представлена живописно и подробно. Его труды оказали определенное влияние на мышление и идеи некоторых ученых. [ нужна ссылка ]
Гинтарас Береснявичюс отмечал, что Диевас принял позицию неактивного божественного существа - deus otiosus - поэтому его культ у балтов сомнителен и что священные места, посвященные Дангаусу Диевасу, даже не упоминаются в балтийской мифологии. [ 5 ]
Что касается Бога (Диева) в старой литовской религии, то в современных интерпретациях также отсутствуют источники. Несмотря на то, что концепция единого Главного Бога была признана литовцами, она хорошо документирована и не вызывает сомнений. Само слово Диевас , кажется, почтительно опущено или заменено его эпитетами на литовском языке: Аукщяусиазис («Высочайший»), Висагалис («Всемогущий»), Праамжис («Вечный») или Пондзеис. [ 5 ] («Господь Бог») и на прусском языке как Occopirmzts .
[Примечание: с точки зрения литовской концепции верховного божества неба можно упомянуть богиню солнца Сауле, о которой существует обширный корпус народных преданий, исх. Сауле ] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Литовские и латвийские интерпретации
[ редактировать ]На территориях, которые стали современными Литвой и Латвией, Диевас (Диевы в Латвии) вместе со своим братом-близнецом, богом-обманщиком Велнсом, создали вселенную, сражаясь друг с другом на скале в океане, которая «стала центральной точкой в Вселенная». [ 4 ]
Диеваса также называют Праамжиусом, и под этим прозвищем он является богом времени. [ 12 ] Праамжюс также является «богом неба, мира... [,] и дружбы в литовской мифологии» и сыграл роль в создании мира. [ 13 ]
Проявления
[ редактировать ]Многие описания Дьев известны из раннехристианских текстов из Литвы, которые, по-видимому, не являются надежным источником для более ранних времен. Более ранних источников, подробно описывающих Диваса, обнаружено не было. Мифы описывают Дьевов, проявляющихся только в форме человека, особенно в форме старого мудреца-мужчины. [ нужна ссылка ] или старый нищий, «спустившийся с небес», чтобы проверить «доброту и щедрость человечества» в последней форме. [ 4 ] Но лингвистические данные, например, название Южного леса по-литовски, Диемедис , буквально «дерево-бог», а также некоторые намеки в исторических легендах позволяют предположить, что эти проявления могут принимать и другие формы, помимо человеческих, например, формы животных. птицы и растения. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Ромува (религия)
- Благочестие
- Бог
- Брахман
- Дева (индуизм)
- Дева (буддизм)
- Список литовских богов и мифологических персонажей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сондерс, Час; Аллен, Питер Дж., ред. (10 мая 2019 г.). «ДИЕВС» . Годчекер . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ «Протоиндоевропейские корни» . Архивировано из оригинала 10 июня 2008 г. Проверено 4 января 2008 г.
- ^ Словарь ятвингского языка.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Филип ; Кэрролл, Джорджи; Фолкнер, Марк; Филд, Джейкоб Ф .; Хейвуд, Джон; Керриган, Майкл; Филип, Нил; Памфри, Николаус; Точино-Смит, Джульетта (2018). Книга мифологии (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 338. ИСБН 978-1-4654-7337-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Береснявичюс, Гинтарас (2000). «Литовская мифология» . В Юрате Баранова (ред.). Литовская философия: Личности и идеи . Культурное наследие и современные изменения; Серия IVA: Восточная и Центральная Европа. Том. 17. Вашингтон, округ Колумбия: Совет по исследованию ценностей и философии. ISBN 1-56518-137-9 . OCLC 45248219 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Гимбутас, Мария (1963). «Религия». Балты . Лондон: Темза и Гудзон . п. 198. OCLC 1247359 .
- ^ Плата, Кристофер Р.; Лиминг, Дэвид Адамс (2004). Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию (1-е изд. в мягкой обложке). Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 78. ИСБН 978-0-19-517403-8 . ОСЛК 64023503 .
- ^ Сондерс, Час; Аллен, Питер Дж., ред. (10 мая 2019 г.). «ДИЕВАС» . Годчекер . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Лич, Мария; Фрид, Джером (1949). Стандартный словарь фольклора, мифологии и легенд Funk & Wagnalls . Том. 1. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . п. 631. ОСЛК 3856950 .
- ^ В Боге солнце не яркое, латвийская Дайна (традиционная латышская народная песня)
- ^ О'Коннор, Кевин (2006). Культура и обычаи стран Балтии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 39 . ISBN 978-0-313-33125-1 . OCLC 62281692 .
- ^ Сондерс, Час; Аллен, Питер Дж., ред. (10 мая 2019 г.). «ПРАМЗИУС» . Годчекер . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ «420356 Праамзиус (2012 BX85)» . Центр малых планет . Проверено 25 декабря 2023 г.