Трикстер
В мифологии и изучении фольклора и религии трикстер — это персонаж истории ( бог , богиня , дух, человек или антропоморфизация ), который демонстрирует высокую степень интеллекта или тайных знаний и использует его, чтобы подшучивать или иным образом не подчиняться обычным правилам. и бросать вызов традиционному поведению.
Мифология
[ редактировать ]Трикстеры как архетипические персонажи появляются в мифах самых разных культур. Льюис Хайд описывает обманщика как «пересекающего границы». [ 1 ] Трикстер пересекает и часто нарушает как физические, так и социальные правила: Трикстеры «нарушают принципы социального и естественного порядка, играючи нарушая нормальную жизнь, а затем восстанавливая ее на новой основе». [ 2 ]
Часто такое нарушение правил принимает форму трюков или воровства. Трикстеры могут быть хитрыми , глупыми или и тем, и другим. Обманщик открыто подвергает сомнению власть, подрывает ее или высмеивает. [ нужна ссылка ]
Во многих культурах есть легенды о трикстере, хитром существе, которое использует уловки, чтобы добыть еду, украсть драгоценное имущество или просто причинить вред. В некоторых греческих мифах Гермес играет обманщика. Он покровитель воров и изобретатель лжи, дар, который он передал Автолику , который, в свою очередь, передал его Одиссею . [ 1 ] В славянских обманщик и культурный герой . сказках часто сочетаются [ нужна ссылка ]
Часто фигура трикстера демонстрирует изменчивость пола и формы. В скандинавской мифологии злодеем является Локи , который также является оборотнем . Локи также демонстрирует изменчивость пола, в одном случае даже забеременев. Он становится кобылой , которая позже рождает восьминогого коня Одина Слейпнира . [ нужна ссылка ]
В афроамериканском фольклоре персонифицированный кролик, известный как Братец Кролик , является главной фигурой-обманщиком. [ 3 ] В Западной Африке (а оттуда и в Карибский бассейн через работорговлю) паук (см. Ананси ) часто оказывается обманщиком. [ 4 ] На юге Африки ـKaggen часто является обманщиком, обычно принимая форму богомола . [ 5 ] [ 6 ]
Трикстер или клоун
[ редактировать ]Трикстер - это термин , обозначающий неэффективного «создателя трюков»; у них может быть много мотивов, лежащих в основе их намерений, но эти мотивы в основном не находятся в поле зрения общественности. Они являются внутренними для персонажа или человека.
— клоун С другой стороны, это личность исполнителя, который намеренно демонстрирует свои действия публично перед публикой.
В индейской традиции
[ редактировать ]Хотя трикстер пересекает различные культурные традиции, между трикстерами в традициях разных частей мира существуют существенные различия:
Многие местные традиции считали, что клоуны и обманщики необходимы для любого контакта со священным . Люди не могли молиться, пока не рассмеялись, потому что смех открывает и освобождает от жестких предубеждений. Людям приходилось иметь обманщиков на самых священных церемониях из-за боязни, что они забудут, что священное приходит через расстройство, перемену и удивление. В большинстве местных традиций трикстер необходим для творения, для рождения. [ 7 ]
Индейских обманщиков не следует путать с вымышленными европейскими пикаро . Одно из наиболее важных отличий заключается в том, что «мы можем видеть в индейском трикстере открытость многообразию и парадоксам жизни, в значительной степени отсутствующую в современной европейско-американской моральной традиции». [ 8 ] В некоторых историях индейский обманщик глуп, а иногда мудр. Он может быть героем в одной сказке и злодеем в другой.
Во многих мифологиях коренных американцев и коренных народов дух Койота ( юго-запад США ) или дух Ворона ( северо-запад Тихого океана ) украл огонь у богов ( звезд , луны и/или солнца ). Оба обычно считаются шутниками и шутниками. В рассказах коренных американцев, когда Койот учит людей ловить лосося, он делает первую плотину для рыбы из бревен и ветвей. [ 1 ]
Вакджунга в мифологии виннебаго является примером архетипа трикстера.
Висакеджак (Wìsakedjàk на алгонкинском языке , Wīsahkēcāhk(w) на языке кри и Wiisagejaak на языке оджи-кри ) — фигура-обманщик в алгонкинском и чипевском повествовании.
Койот
[ редактировать ]Миф о койотах — один из самых популярных среди западных индейских культур, особенно среди коренных народов Калифорнии и Большого Бассейна .
Согласно традиции Кроу (и других Равнин), Старик Койот олицетворяет Создателя: «Старик Койот взял пригоршню грязи и создал из нее людей». [ 9 ] Он также дал имена буйволам, оленям, лосям, антилопам и медведям. По мнению А. Хульткранца, олицетворение Койота как Создателя является результатом табу, мифического заменителя религиозного представления о Великом Духе, имя которого было слишком опасным и/или священным, чтобы его можно было использовать за исключением особых церемоний. [ нужна ссылка ]
В мифах Челана Койот принадлежит к народу-животному, но в то же время он является «силой, подобной Творцу, главой всех существ». оставаясь при этом подданным Создателя, который может наказать его или лишить его сил. [ 10 ] В традиции Тихоокеанского Северо-Запада Койот чаще всего упоминается как посланник или второстепенная сила.
Как культурный герой Койот появляется в различных мифических традициях, но в целом обладает теми же магическими способностями трансформации, воскрешения и «лекарства». Он занимается изменением русла рек, созданием новых ландшафтов и добычей для людей священных вещей. Следует упомянуть традицию борьбы Койотов с монстрами. Согласно традиции Васко, Койот был героем, который сразился и убил Тандерберда , убийцу людей, но он смог сделать это не благодаря своей личной силе, а благодаря помощи Вождя Духов. В некоторых историях водопад Малтнома возник благодаря усилиям Койота; в других это делает Рэйвен.
Чаще всего Койот — обманщик, но всегда другой. В некоторых историях он является благородным обманщиком: «Койот забирает воду у народа-лягушки... потому что неправильно, чтобы вся вода принадлежала одному народу». В других он злонамерен: «Койот решил причинить вред Даку. Он забрал жену и детей Дака, с которыми плохо обращался». [ нужна ссылка ]
В устных рассказах
[ редактировать ]- Мифология абенаков : Азебан
- Фольклор игбо : Дьявол
- Афро-кубинская мифология: Элеггуа, Эшу.
- Мифология акан : Кваку Анансе
- Американский фольклор африканского происхождения: Братец Кролик (сравните Compère Lapin во франкоязычных странах Карибского бассейна)
- * от отдельного африканского происхождения «Тётя Нэнси» , искаженное от Ананси , также пишется как «Ананси», среди других вариантов написания.
- Арабская мифология : Джуха , Синдбад.
- ашанти Фольклор : Ананси
- Мифология австралийских аборигенов : Бамапана , Ворона.
- Мифология ацтеков : Уэуэкойотль
- Вавилонская мифология : Лилит
- банту Мифология : Заяц (Цуро или Калулу)
- Баскская мифология : Сан-Мартин Чики
- Бельгийская мифология: Ланге Ваппер
- Бразильский фольклор : Саси , Курупира.
- Болгарский / македонский фольклор : Хитар Петар (Итар Пежо)
- Карибский фольклор : Ананас
- Кельтская мифология : Фея , Пак , пука.
- Китайская мифология : Хули Цзин (Дух Лисы), Нэчжа , Красный Мальчик , Сунь Укун (Царь Обезьян).
- Чукотская мифология: Кутх
- Коста-риканский фольклор и литература: Тио Конехо (Дядя Кролик)
- Мифология кри : Висакеджак
- Мифология ворон : Аваккуле, Маннегиши.
- Голландский фольклор: Рейнарт де Вос , Тейл Уиленшпигель
- Египетская мифология : Сет , Исида.
- Английский фольклор : Робин Гуд , Пак , Домовые.
- Фиджийская мифология: Даусина
- Французский фольклор: Лис Ренарт
- Немецкий фольклор : Райнеке Фукс, Крысолов , Тиль Уленшпигель
- Греческая мифология : Эрида , Прометей , Гермес , Одиссей , Сизиф.
- Гаитянский фольклор : Ананси , Ти Мэлис
- Гавайская мифология : Каулу , Купуа.
- Индуистская мифология : Младенец Кришна (кража масла), Нарада , Мохини , Хануман (оборотни и дразнящие мудрецов).
- хопи и Мифология зуни : Кокопелли.
- Мифология игбо : Мбеку
- Индонезийский фольклор: Канджил или канчил в современной орфографии.
- Мифология инуитов : Амагук
- Ирландский фольклор: Лепреконы , Брикриу
- Исламская мифология : Иблис , Хидр , Насреддин.
- Итальянский фольклор : Джуфа (Сицилия), Пульчинелла (Неаполь).
- Японская мифология : Кицунэ , Сусаноо , Каппа , Бакэ-дануки , Заяц Инабы.
- Еврейский фольклор : Гершеле Острополер (ашкенази), Йоха (сефарды).
- Казахский фольклор: Алдар косе
- кайова Фольклор : Сайндей
- Корейский фольклор : Кумихо , Доккэби , Сокга.
- Мифология Лакота : Иктоми , Хейока.
- Латиноамериканский и испанский фольклор : Педро Урдемалес (Педро Маласартес на португальском языке)
- Левантийская мифология : Отклонение от курса
- Мифология маори : слева
- Мифология майя : Герои-близнецы майя , Кисин
- Микронезийская мифология : Олифат
- Мифология мивоков : Койот
- Нигерийская мифология: Агадзагадза
- Скандинавская мифология : Локи.
- Норвежская мифология : Аспен Аскеладд
- Мифология Северо-Западного Кавказа : Сосруко.
- Мифология Олоне : Койот
- Мифология оджибве : Нанабожо.
- Филиппинская мифология : Нуно са Пунсо , Тикбаланг , Пиландок.
- Полинезийская мифология : Мауи
- Мифология помо : Койот
- Танцы пуэбло : Кошарес
- Румынская мифология : Пакала
- Русский фольклор : Иван-дурак.
- Сан-фольклор : ـKaggen
- Славянская мифология : Велес
- Испанская мифология : Дон Жуан , Севильский обманщик.
- Шумерская религия : Энки.
- Тибетский фольклор : Аху Тонпа ,
- Тайский фольклор : Шри Танончай
- Мифология Тумбука : Кролик
- Мифология утэ : Цин-ан-ев
- Вьетнамский фольклор : Транг Куинь , Банг Бань - Са Се - Ли Тоет , Тханг Бом , Куой , Дядя Ба Пхи
- Вуду : Папа Легба , Ти Мэлис , барон Самеди
- Валлийская мифология : Гвидион , Талиесин , Морган Ле Фэй , Тум Сион Кати. [ 11 ]
- Западноафриканская мифология: Ананси
- Религия йоруба : Эшу.
В литературе и популярной культуре
[ редактировать ]В современной литературе трикстер сохранился как архетип персонажа, не обязательно сверхъестественный или божественный, иногда не более чем стандартный персонаж .
Часто обманщики в истории выделяются тем, что действуют как своего рода катализатор; их выходки являются причиной замешательства других персонажей, но они остаются нетронутыми. Шекспировская « Шайба » тому пример. Еще одним некогда известным примером был персонаж Гремлина Фрогги из раннего детского телешоу США «Банда Энди». Марионетка, курящая сигару, Фрогги побуждал окружающих его взрослых людей к нелепым и саморазрушительным шуткам. [ 12 ]
Например, во многих европейских сказках есть король, который хочет найти для своей дочери лучшего жениха, заказав несколько испытаний. Ни одному храброму и доблестному принцу или рыцарю не удастся их победить, пока не придет бедный и простой крестьянин. С помощью его ума и ловкости, вместо того, чтобы сражаться, они уклоняются или обманывают монстров, злодеев и опасности нестандартными способами. Вопреки ожиданиям, самый маловероятный кандидат проходит испытания и получает награду.
Более современные и очевидные примеры того же типа включают Багза Банни в США и из Швеции героиню о Пеппи Длинныйчулок .
В Интернет и мультимедийных исследованиях
[ редактировать ]В онлайн-среде существует связь между обманщиком и интернет-троллингом . Некоторые говорят, что трикстер — это тип персонажа онлайн-сообщества. [ 13 ] [ 14 ]
Антрополог Джеймс Кафф назвал китайского интернет-персонажа Травяную Грязевую Лошадь ( cώonímώ 草泥马) кандидатом-обманщиком из-за его двусмысленности. [ 15 ] Кафф утверждает, что Травяная Грязевая Лошадь подчеркивает творческий потенциал архетипа трикстера в передаче экспериментального понимания через символическое повествование. «Травяная грязевая лошадь» полагается на интерпретативную способность повествования, чтобы обойти интернет-цензуру и одновременно комментировать опыт цензуры в Китае. В этом смысле Кафф предлагает обманщика Травяной Грязевой Лошади как « эвристическую культурную функцию, помогающую воспринимающему переоценить свое собственное опытное понимание в сравнении с пониманием своего сообщества». Выставляя себя вопреки и вопреки ограничениям, трикстер предлагает новые координаты, по которым можно переоценить и судить о своем собственном опыте». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Гротескное тело
- Хуан Бобо из Пуэрто-Рико
- Трикстер
- Мивок Койот и Серебряная Лисица
- Коренные американцы в Соединенных Штатах
- Структуралистский подход к мифу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хайд, Льюис. Трикстер создает этот мир: озорство, миф и искусство . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1998.
- ^ Мэттик, Пол (15 февраля 1998 г.). «Горячие ноги богов» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бейкер, Хьюстон А. (1972). Длинная черная песня: очерки черной американской литературы . Университетское издательство Вирджинии. стр. 10–14. ISBN 9780813904030 .
- ^ Хаазе, Дональд (2008). Гринвудская энциклопедия народных сказок и сказок . Издательская группа Гринвуд. стр. 31 . ISBN 978-0-313-33441-2 .
- ^ Блик (1875) Краткий обзор бушменского фольклора и других текстов.
- ^ Льюис-Уильямс, Дэвид (1997). «Богомол, канна и сурикаты» . Африканские исследования . 56 (2): 195–216. дои : 10.1080/00020189708707875 .
- ^ Берд Гиббенс, профессор английского языка в Университете Арканзаса в Литл-Роке ; цитируется эпиграф в «Напалм и глупая замазка» , 2001 г. книге Джорджа Карлина
- ^ Баллинджер (1991) , с. 21.
- ^ «Золотая лихорадка Калифорнии накануне - калифорнийские индейцы», Оклендский музей Калифорнии.
- ^ Эдмондс, Марго; Элла Э. Кларк (2003). Голоса ветров: Индейские легенды . Книги замка. п. 5 . ISBN 0785817166 .
- ^ Каррадис, Фил (16 июня 2011 г.). «Твм Сион Кати — валлийский Робин Гуд» . bbc.co.uk. Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Смит, Р.Л. « Вспоминая Энди Дивайна ».
- ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2002). «Трайбализм, конфликты и меняющие форму идентичности в интернет-сообществах». В материалах 13-й Австралазийской конференции по информационным системам , Мельбурн, Австралия, 7–9 декабря 2002 г.
- ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2009). « Конфликт и изменение формы идентичности в финансовом онлайн-сообществе », Журнал информационных систем (19:5), стр. 461–478. два : 10.1111/j.1365-2575.2008.00301.x .
- ^ Jump up to: а б Кафф, Джеймс Б. (28 ноября 2019 г.). Китай на пороге: изучение социальных изменений в технико-социальных системах (1-е изд.). Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2020. | Серия: Современная лиминальность: Рутледж . стр. 83 [71–86]. дои : 10.4324/9781315183220 . ISBN 978-1-315-18322-0 . S2CID 213224963 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Гейтс, Генри (2004), Джули Ривкин; Майкл Райан (ред.), «Чернота черноты: критика знака и означающей обезьяны», Литературная теория: антология , Оксфорд: Blackwell Publishing
- Эрл, Риггинс Р. младший (1993). Тёмные символы, неясные знаки: Бог, личность и сообщество в сознании раба . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books.
- Бассиль-Морозов, Елена (2011). Трикстер в современном кино . Рутледж.
- Баллинджер, Франшо; Визенор, Джеральд (1985). «Священные перевороты: Трикстер в книге Джеральда Визенора «Землелазы: племенные повествования о смешанном происхождении» ». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 9 (1, Литературные достижения Джеральда Визенора ): 55–59. дои : 10.2307/1184653 . JSTOR 1184653 .
- Баллинджер, Франшо (1991). «Амбигер: евроамериканский Пикаро и индейский трикстер». МЕЛУС . 17 (1, Художественная литература коренных американцев: миф и критика ): 21–38. дои : 10.2307/467321 . JSTOR 467321 .
- Бойер, Л. Брайс; Бойер, Рут М. (1983). «Священный клоун апачей чирикауа и мескалеро: дополнительные данные». Западный фольклор . 42 (1): 46–54. дои : 10.2307/1499465 . JSTOR 1499465 .
- Датлоу, Эллен и Терри Виндлинг. 2009. Дорога Койота: Сказки Трикстера. Жар-птица.
- Калифорния накануне - мивока калифорнийскими индейцами история создания
- Джозеф Дурвин Коулрофобия и Трикстер
- Кеппинг, Клаус-Петер (1985). «Абсурд и скрытая правда: хитрый интеллект и гротескные изображения тела как проявления трикстера». История религий . 24 (3): 191–214. дои : 10.1086/462997 . JSTOR 1062254 . S2CID 162313598 .
- Лори Лэндей Сумасшедшие, чудаки и аферистки: женщина-обманщица в американской культуре, 1998, University of Pennsylvania Press.
- Пол Радин Трикстер: исследование мифологии американских индейцев (1956)
- Аллан Дж. Райан. Смена трикстера: юмор и ирония в современном отечественном искусстве , 1999 г., Вашингтонский университет. ISBN 0-7748-0704-0
- Путь Трикстера Том 3, Выпуск 1 2004 г. Статья 3 «Трикстер и исторические путешествия».
- Таннен, Р.С., Женщина-обманщица: постмодернистские и постюнгианские взгляды на женщин в современной культуре , Routledge, 2007