Jump to content

Трикстер

(Перенаправлено с Бога-обманщика )
Фигура обманщика Рейнарда Лиса , изображенная в детской книге Мишеля Роданга 1869 года.

В мифологии и изучении фольклора и религии трикстер это персонаж истории ( бог , богиня , дух, человек или антропоморфизация ), который демонстрирует высокую степень интеллекта или тайных знаний и использует его, чтобы подшучивать или иным образом не подчиняться обычным правилам. и бросать вызов традиционному поведению.

Мифология

[ редактировать ]

Трикстеры как архетипические персонажи появляются в мифах самых разных культур. Льюис Хайд описывает обманщика как «пересекающего границы». [ 1 ] Трикстер пересекает и часто нарушает как физические, так и социальные правила: Трикстеры «нарушают принципы социального и естественного порядка, играючи нарушая нормальную жизнь, а затем восстанавливая ее на новой основе». [ 2 ]

Часто такое нарушение правил принимает форму трюков или воровства. Трикстеры могут быть хитрыми , глупыми или и тем, и другим. Обманщик открыто подвергает сомнению власть, подрывает ее или высмеивает. [ нужна ссылка ]

Во многих культурах есть легенды о трикстере, хитром существе, которое использует уловки, чтобы добыть еду, украсть драгоценное имущество или просто причинить вред. В некоторых греческих мифах Гермес играет обманщика. Он покровитель воров и изобретатель лжи, дар, который он передал Автолику , который, в свою очередь, передал его Одиссею . [ 1 ] В славянских обманщик и культурный герой . сказках часто сочетаются [ нужна ссылка ]

Локи стрижет волосы богине Сиф .

Часто фигура трикстера демонстрирует изменчивость пола и формы. В скандинавской мифологии злодеем является Локи , который также является оборотнем . Локи также демонстрирует изменчивость пола, в одном случае даже забеременев. Он становится кобылой , которая позже рождает восьминогого коня Одина Слейпнира . [ нужна ссылка ]

В афроамериканском фольклоре персонифицированный кролик, известный как Братец Кролик , является главной фигурой-обманщиком. [ 3 ] В Западной Африке (а оттуда и в Карибский бассейн через работорговлю) паук (см. Ананси ) часто оказывается обманщиком. [ 4 ] На юге Африки ـKaggen часто является обманщиком, обычно принимая форму богомола . [ 5 ] [ 6 ]

Трикстер или клоун

[ редактировать ]

Трикстер - это термин , обозначающий неэффективного «создателя трюков»; у них может быть много мотивов, лежащих в основе их намерений, но эти мотивы в основном не находятся в поле зрения общественности. Они являются внутренними для персонажа или человека.

клоун С другой стороны, это личность исполнителя, который намеренно демонстрирует свои действия публично перед публикой.

В индейской традиции

[ редактировать ]

Хотя трикстер пересекает различные культурные традиции, между трикстерами в традициях разных частей мира существуют существенные различия:

Многие местные традиции считали, что клоуны и обманщики необходимы для любого контакта со священным . Люди не могли молиться, пока не рассмеялись, потому что смех открывает и освобождает от жестких предубеждений. Людям приходилось иметь обманщиков на самых священных церемониях из-за боязни, что они забудут, что священное приходит через расстройство, перемену и удивление. В большинстве местных традиций трикстер необходим для творения, для рождения. [ 7 ]

Индейских обманщиков не следует путать с вымышленными европейскими пикаро . Одно из наиболее важных отличий заключается в том, что «мы можем видеть в индейском трикстере открытость многообразию и парадоксам жизни, в значительной степени отсутствующую в современной европейско-американской моральной традиции». [ 8 ] В некоторых историях индейский обманщик глуп, а иногда мудр. Он может быть героем в одной сказке и злодеем в другой.

Во многих мифологиях коренных американцев и коренных народов дух Койота ( юго-запад США ) или дух Ворона ( северо-запад Тихого океана ) украл огонь у богов ( звезд , луны и/или солнца ). Оба обычно считаются шутниками и шутниками. В рассказах коренных американцев, когда Койот учит людей ловить лосося, он делает первую плотину для рыбы из бревен и ветвей. [ 1 ]

Вакджунга в мифологии виннебаго является примером архетипа трикстера.

Висакеджак (Wìsakedjàk на алгонкинском языке , Wīsahkēcāhk(w) на языке кри и Wiisagejaak на языке оджи-кри ) — фигура-обманщик в алгонкинском и чипевском повествовании.

В традиционных историях Койот часто играет роль как обманщика, так и клоуна.

Миф о койотах — один из самых популярных среди западных индейских культур, особенно среди коренных народов Калифорнии и Большого Бассейна .

Согласно традиции Кроу (и других Равнин), Старик Койот олицетворяет Создателя: «Старик Койот взял пригоршню грязи и создал из нее людей». [ 9 ] Он также дал имена буйволам, оленям, лосям, антилопам и медведям. По мнению А. Хульткранца, олицетворение Койота как Создателя является результатом табу, мифического заменителя религиозного представления о Великом Духе, имя которого было слишком опасным и/или священным, чтобы его можно было использовать за исключением особых церемоний. [ нужна ссылка ]

В мифах Челана Койот принадлежит к народу-животному, но в то же время он является «силой, подобной Творцу, главой всех существ». оставаясь при этом подданным Создателя, который может наказать его или лишить его сил. [ 10 ] В традиции Тихоокеанского Северо-Запада Койот чаще всего упоминается как посланник или второстепенная сила.

Как культурный герой Койот появляется в различных мифических традициях, но в целом обладает теми же магическими способностями трансформации, воскрешения и «лекарства». Он занимается изменением русла рек, созданием новых ландшафтов и добычей для людей священных вещей. Следует упомянуть традицию борьбы Койотов с монстрами. Согласно традиции Васко, Койот был героем, который сразился и убил Тандерберда , убийцу людей, но он смог сделать это не благодаря своей личной силе, а благодаря помощи Вождя Духов. В некоторых историях водопад Малтнома возник благодаря усилиям Койота; в других это делает Рэйвен.

Чаще всего Койот — обманщик, но всегда другой. В некоторых историях он является благородным обманщиком: «Койот забирает воду у народа-лягушки... потому что неправильно, чтобы вся вода принадлежала одному народу». В других он злонамерен: «Койот решил причинить вред Даку. Он забрал жену и детей Дака, с которыми плохо обращался». [ нужна ссылка ]

В устных рассказах

[ редактировать ]
Трикстера Сюжет в «Рецидиве» : Том Мод, притворяющийся лордом Фоппингтоном, ведет переговоры с сэром Танбелли Кламси на иллюстрации Уильяма Пауэлла Фрита XIX века .
[ редактировать ]

В современной литературе трикстер сохранился как архетип персонажа, не обязательно сверхъестественный или божественный, иногда не более чем стандартный персонаж .

Часто обманщики в истории выделяются тем, что действуют как своего рода катализатор; их выходки являются причиной замешательства других персонажей, но они остаются нетронутыми. Шекспировская « Шайба » тому пример. Еще одним некогда известным примером был персонаж Гремлина Фрогги из раннего детского телешоу США «Банда Энди». Марионетка, курящая сигару, Фрогги побуждал окружающих его взрослых людей к нелепым и саморазрушительным шуткам. [ 12 ]

Например, во многих европейских сказках есть король, который хочет найти для своей дочери лучшего жениха, заказав несколько испытаний. Ни одному храброму и доблестному принцу или рыцарю не удастся их победить, пока не придет бедный и простой крестьянин. С помощью его ума и ловкости, вместо того, чтобы сражаться, они уклоняются или обманывают монстров, злодеев и опасности нестандартными способами. Вопреки ожиданиям, самый маловероятный кандидат проходит испытания и получает награду.

Более современные и очевидные примеры того же типа включают Багза Банни в США и из Швеции героиню о Пеппи Длинныйчулок .

В Интернет и мультимедийных исследованиях

[ редактировать ]

В онлайн-среде существует связь между обманщиком и интернет-троллингом . Некоторые говорят, что трикстер — это тип персонажа онлайн-сообщества. [ 13 ] [ 14 ]

Антрополог Джеймс Кафф назвал китайского интернет-персонажа Травяную Грязевую Лошадь ( cώonímώ 草泥马) кандидатом-обманщиком из-за его двусмысленности. [ 15 ] Кафф утверждает, что Травяная Грязевая Лошадь подчеркивает творческий потенциал архетипа трикстера в передаче экспериментального понимания через символическое повествование. «Травяная грязевая лошадь» полагается на интерпретативную способность повествования, чтобы обойти интернет-цензуру и одновременно комментировать опыт цензуры в Китае. В этом смысле Кафф предлагает обманщика Травяной Грязевой Лошади как « эвристическую культурную функцию, помогающую воспринимающему переоценить свое собственное опытное понимание в сравнении с пониманием своего сообщества». Выставляя себя вопреки и вопреки ограничениям, трикстер предлагает новые координаты, по которым можно переоценить и судить о своем собственном опыте». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Хайд, Льюис. Трикстер создает этот мир: озорство, миф и искусство . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1998.
  2. ^ Мэттик, Пол (15 февраля 1998 г.). «Горячие ноги богов» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Бейкер, Хьюстон А. (1972). Длинная черная песня: очерки черной американской литературы . Университетское издательство Вирджинии. стр. 10–14. ISBN  9780813904030 .
  4. ^ Хаазе, Дональд (2008). Гринвудская энциклопедия народных сказок и сказок . Издательская группа Гринвуд. стр. 31 . ISBN  978-0-313-33441-2 .
  5. ^ Блик (1875) Краткий обзор бушменского фольклора и других текстов.
  6. ^ Льюис-Уильямс, Дэвид (1997). «Богомол, канна и сурикаты» . Африканские исследования . 56 (2): 195–216. дои : 10.1080/00020189708707875 .
  7. ^ Берд Гиббенс, профессор английского языка в Университете Арканзаса в Литл-Роке ; цитируется эпиграф в «Напалм и глупая замазка» , 2001 г. книге Джорджа Карлина
  8. ^ Баллинджер (1991) , с. 21.
  9. ^ «Золотая лихорадка Калифорнии накануне - калифорнийские индейцы», Оклендский музей Калифорнии.
  10. ^ Эдмондс, Марго; Элла Э. Кларк (2003). Голоса ветров: Индейские легенды . Книги замка. п. 5 . ISBN  0785817166 .
  11. ^ Каррадис, Фил (16 июня 2011 г.). «Твм Сион Кати — валлийский Робин Гуд» . bbc.co.uk. ​Проверено 18 марта 2021 г.
  12. ^ Смит, Р.Л. « Вспоминая Энди Дивайна ».
  13. ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2002). «Трайбализм, конфликты и меняющие форму идентичности в интернет-сообществах». В материалах 13-й Австралазийской конференции по информационным системам , Мельбурн, Австралия, 7–9 декабря 2002 г.
  14. ^ Кэмпбелл, Дж., Г. Флетчер и А. Гринхилл (2009). « Конфликт и изменение формы идентичности в финансовом онлайн-сообществе », Журнал информационных систем (19:5), стр. 461–478. два : 10.1111/j.1365-2575.2008.00301.x .
  15. ^ Jump up to: а б Кафф, Джеймс Б. (28 ноября 2019 г.). Китай на пороге: изучение социальных изменений в технико-социальных системах (1-е изд.). Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2020. | Серия: Современная лиминальность: Рутледж . стр. 83 [71–86]. дои : 10.4324/9781315183220 . ISBN  978-1-315-18322-0 . S2CID   213224963 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
  • Гейтс, Генри (2004), Джули Ривкин; Майкл Райан (ред.), «Чернота черноты: критика знака и означающей обезьяны», Литературная теория: антология , Оксфорд: Blackwell Publishing
  • Эрл, Риггинс Р. младший (1993). Тёмные символы, неясные знаки: Бог, личность и сообщество в сознании раба . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books.
  • Бассиль-Морозов, Елена (2011). Трикстер в современном кино . Рутледж.
  • Баллинджер, Франшо; Визенор, Джеральд (1985). «Священные перевороты: Трикстер в книге Джеральда Визенора «Землелазы: племенные повествования о смешанном происхождении» ». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 9 (1, Литературные достижения Джеральда Визенора ): 55–59. дои : 10.2307/1184653 . JSTOR   1184653 .
  • Баллинджер, Франшо (1991). «Амбигер: евроамериканский Пикаро и индейский трикстер». МЕЛУС . 17 (1, Художественная литература коренных американцев: миф и критика ): 21–38. дои : 10.2307/467321 . JSTOR   467321 .
  • Бойер, Л. Брайс; Бойер, Рут М. (1983). «Священный клоун апачей чирикауа и мескалеро: дополнительные данные». Западный фольклор . 42 (1): 46–54. дои : 10.2307/1499465 . JSTOR   1499465 .
  • Датлоу, Эллен и Терри Виндлинг. 2009. Дорога Койота: Сказки Трикстера. Жар-птица.
  • Калифорния накануне - мивока калифорнийскими индейцами история создания
  • Джозеф Дурвин Коулрофобия и Трикстер
  • Кеппинг, Клаус-Петер (1985). «Абсурд и скрытая правда: хитрый интеллект и гротескные изображения тела как проявления трикстера». История религий . 24 (3): 191–214. дои : 10.1086/462997 . JSTOR   1062254 . S2CID   162313598 .
  • Лори Лэндей Сумасшедшие, чудаки и аферистки: женщина-обманщица в американской культуре, 1998, University of Pennsylvania Press.
  • Пол Радин Трикстер: исследование мифологии американских индейцев (1956)
  • Аллан Дж. Райан. Смена трикстера: юмор и ирония в современном отечественном искусстве , 1999 г., Вашингтонский университет. ISBN   0-7748-0704-0
  • Путь Трикстера Том 3, Выпуск 1 2004 г. Статья 3 «Трикстер и исторические путешествия».
  • Таннен, Р.С., Женщина-обманщица: постмодернистские и постюнгианские взгляды на женщин в современной культуре , Routledge, 2007
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83b8ba43f5ba6b814178183b66a15ff7__1722540360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/f7/83b8ba43f5ba6b814178183b66a15ff7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trickster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)