Jump to content

Мифология майя

(Перенаправлено из мифологии майя )

Мифология майя или майя является частью мезоамериканской мифологии и включает в себя все сказки майя , в которых главные роли играют персонифицированные силы природы, божества и взаимодействующие с ними герои. Легенды той эпохи приходится реконструировать по иконографии . Другие части устной традиции майя (такие как сказки о животных, народные сказки и многие морализаторские истории) здесь не рассматриваются.

Важные раннеколониальные и недавние повествовательные темы

[ редактировать ]

В повествованиях майя изложено происхождение многих природных и культурных явлений, часто с моральной целью определить ритуальные отношения между человечеством и окружающей средой. Таким образом находят объяснения происхождения небесных тел (Солнца и Луны, а также Венеры, Плеяд , Млечного Пути); горный пейзаж; облака, дождь, гром и молния; дикие и ручные животные; цвета кукурузы; болезни и их лечебные травы; сельскохозяйственные инструменты; паровая баня и т. д. Можно выделить следующие, более обширные темы.

Космогония

[ редактировать ]

Пополь Вух описывает сотворение земли группой божеств-создателей, а также его продолжение. Книга Чилам Балам из Чумаэля повествует о падении неба и потопе, за которым последовало убийство земного крокодила, поднятие неба и возведение пяти Мировых Древ. [1] Лакандоны также знали историю создания Подземного мира. [2]

Создание человечества

[ редактировать ]

В Пополь Вух приводится последовательность из четырех попыток творения: сначала были животные, затем влажная глина, дерево и, наконец, создание первых предков из кукурузного теста. К этому лакандоны добавляют создание основных родственных группировок и их «тотемических» животных. [3] Миф о Верапасе, сохраненный Лас Касасом в его «Апологетике Historia Sumaria». [4] приписывает создание человечества богам-ремесленникам, подобным братьям-обезьянам Пополь Вух . Сотворение человечества завершается мезоамериканской сказкой об открытии Кукурузной горы (или Горы пропитания) божествами Молний. [5]

Действия героев: обустройство мира

[ редактировать ]

Самый известный миф о героях, включенный в « Пополь Вух» Хун-Ахпу и Шбаланке над птичьим демоном и божествами болезней и смерти , повествует о победе героев-близнецов . Значительный интерес представляет также параллельное повествование о кукурузном герое, побеждающем божества Грома и Молнии и заключающем с ними договор. [6] Хотя его нынешнее распространение ограничивается районами побережья Мексиканского залива, различные данные позволяют предположить, что этот миф когда-то также был частью устной традиции майя. [7] Важные мифологические фрагменты о героическом истреблении ягуаров и обретении ягуаровой силы сохранились у цоцилей. [8] и Чол Майя. [9]

Брак с Землей

[ редактировать ]

Этот мифологический тип определяет отношения человечества с дичью и урожаем. Герой-предок - Шбаланке в традиции кекчи - превращается в колибри, чтобы добиться расположения дочери Бога Земли, пока она ткет, или похитить ее; жена героя наконец превращается в дичь, пчел, змей и насекомых или кукурузу. Если герой одерживает верх, он становится Солнцем, его женой — Луной. [10] В моралистической версии цоциля мужчина был вознагражден дочерью Божества дождя только для того, чтобы развестись и снова потерять ее. [11]

Происхождение Солнца и Луны

[ редактировать ]

Происхождение Солнца и Луны не всегда является результатом Брака с Землей. Из Чьяпаса и западного Гватемальского нагорья пришла история о Младшем Брате и его ревнивых Старших Братьях: Младший становится Солнцем, его мать становится Луной, а Старшие Братья превращаются в диких свиней и других лесных животных. [12] Аналогичным образом старшие братья из мифа о близнецах Пополь Вух превращаются в обезьян, а их младшие братья становятся Солнцем и Луной. К западу от ареала майя превращение двух братьев в солнце и луну является главным предметом многих сказок. [13]

Реконструкция доиспанской мифологии

[ редактировать ]

Сомнительно, что мифологические повествования когда-либо были полностью переданы иероглифами, хотя когда-то могли существовать своего рода «стриптиз-книги». Сохранившиеся книги майя носят в основном ритуальный, а также (в случае Парижского кодекса ) исторический характер и содержат мало мифических сцен. Как следствие, изображения на стенах храмов, стелах и подвижных объектах (особенно так называемый «керамический кодекс») используются для реконструкции доиспанской мифологии майя. Основная проблема с изображениями заключается в определении того, что представляет собой мифологическая сцена, поскольку любая данная сцена может также представлять собой момент ритуальной последовательности, визуальную метафору, происходящую из устной литературы, сцену из повседневной жизни или историческое событие. Самый простой способ решить эту проблему — сосредоточиться на сценах, в которых участвуют известные мифологические действующие лица. Это стало возможным лишь в начале семидесятых годов прошлого столетия, когда произошло колоссальное увеличение количества доступных для изучения ваз майя.

В семидесятых годах ведущий ученый майя Майкл Д. Коу идентифицировал на керамике нескольких действующих лиц мифа о герое Пополь Вух , главными из которых были Хунахпу, Шбаланке и братья Ревуны (Хун Бац и Хун Човен). [14] Это положило начало тенденции среди ученых интерпретировать сцены с вазами почти исключительно с точки зрения Пополь Вух . Особенно влиятельным в этом отношении был один из учеников Коу, Карл Таубе , который приравнивал так называемого «постриженного бога кукурузы» к Хун-Хун-Ахпу , отцу братьев-героев Пополь-Вух . [15] Используя отрывки из монументальных надписей, Линда Шеле даже составила космогонический миф об этом «Первоотце», который еще ждет иконографического подтверждения. Он работает следующим образом: [16]

«Под эгидой Первого Отца, явленного Один-Маис, три камня были установлены в месте, называемом «Лежащее небо», образуя образ неба. Первый Отец вошел в небо и построил дом из восьми Там он также воздвиг Ваках-Чан, Мировое Древо, так что его крона стояла на северном небе. И, наконец, он придал небу круговое движение, заставив созвездия танцевать в ночи».

большое разнообразие сказок майя и Мезоамерики Совсем недавно две крупные работы Освальдо Чинчиллы Мазариегоса (2011, 2017) открыли новые горизонты иконографической интерпретации, рассматривая в дополнение к Пополь Вуху .

Важные темы повествования позднего доклассического и классического периода.

[ редактировать ]

Мифологические представления простираются от фресок позднего доклассического периода Сан-Бартоло до кодексов позднего постклассического периода. Ниже приводится обзор древних мифов, которые в значительной степени связаны с широкими повествовательными темами ранних колониальных и более поздних устных традиций, изложенными выше.

Космогония: Победа Великого Крокодила

[ редактировать ]

В раннем описании огненного ритуала Юкатека (Relación de Mérida) крокодил символизирует потоп и землю; такой крокодил по имени Ицам Каб Айн сыграл важную роль в возникновении наводнения и был побежден, перерезав себе горло (Книги Чилам Балам из Мани и Тизимина). [17] Доиспанские данные свидетельствуют об этих событиях. извергающий воду небесный дракон Считается, что с оленьими копытами на странице 74 Дрезденского кодекса вызывает наводнение. На постклассической фреске из Маяпана изображен привязанный крокодил в воде. [18] тогда как в классической надписи из Паленке (Храм XIX) упоминается обезглавливание крокодила. [19]

Сотворение человечества: Братья Обезьяны

[ редактировать ]

На нескольких вазах братья-обезьяны из Пополь-Вух , Хун-Бац («Одна обезьяна-ревун») и Хун-Човен изображены как боги-обезьяны-ревуны, пишущие книги и лепят человеческие головы. [20] Иероглифически [21] и метафорически, [22] акты письма и скульптуры могут относиться к созданию людей. [23] Миф, переданный Лас Касасом , представляет эти действия в их истинной, трансцендентной перспективе, описывая, как предыдущие попытки творения потерпели неудачу, пока два брата-ремесленника, Хун-Ахан и Хун-Чевен, не получили разрешение создать человечество и, по сути, нынешнюю вселенную. посредством их искусственности. [24]

Действия героев

[ редактировать ]

Герои-близнецы

[ редактировать ]

Сказания о братьях-героях , которых Пополь Вух называет Хунахпу и Шбаланке (иконографические «боги-повязки»), были распространены уже в классический период. [25] хотя и в версиях, лишь частично совпадающих с повествованием шестнадцатого века. Например, их совсем не часто можно встретить в качестве игроков в мяч. Вместо этого выделяются два или три других эпизода. Первый, соответствующий изолированному рассказу о Вукуб-Какиксе в « Пополь-Вух» , представляет собой победу над птичьим демоном, уже проиллюстрированную в позднедоклассической Исапе и на самой ранней площадке для игры в мяч в Копане, встречающейся по всей Мезоамерике. [26] Во втором эпизоде, не представленном в « Пополь Вух» , братья-герои склоняются к умирающему оленю, покрытому саваном со скрещенными костями. [27] в сцене, которая может изображать превращение отца героев в оленя. В сказках о героях как майя, так и немайя такая трансформация эквивалентна возникновению смерти. [28] Фрески на западной стене Сан-Бартоло, возможно, изображают еще один эпизод, а именно, Хун-Ахпу, приносящий первые жертвы в четырех частях света. [29] Наконец, Боги-Повязки часто участвуют в мифологии о Постриженном Кукурузном Боге , Кукурузном Герое.

Кукурузный герой

[ редактировать ]

Постриженный бог кукурузы является героем многих эпизодов, только часть из которых объяснена. Часто его сопровождают Герои-Близнецы. Некоторые ученые считают его классической формой отца Героев-близнецов, неудавшегося героя Хун-Хун-Ахпу, и, соответственно, рассматривают голову бога кукурузы, прикрепленную к какао-дереву, как отрубленную голову Хун-Хун-Ахпу, подвешенную на дереве калебаса. [30] Однако существует также тенденция относиться к Постриженному Богу Кукурузы как к самостоятельному агенту. Ученые сравнили его с кукурузным героем народов побережья Мексиканского залива и выделили несколько эпизодов из мифологии этого божества в искусстве майя, такие как его водное рождение и возрождение, его музыкальный вызов божествам воды и дождя (на Сан-Бартоло западе ). стене) и его победоносное выход из черепашьего жилища последнего. [31] Другие, однако, предпочитают рассматривать «музыкальный вызов» как ритуал вызывания дождя, а выход из жилища черепахи — как открытие Кукурузной горы. [32] Другая частая сцена, бог кукурузы в окружении обнаженных женщин, может быть связана с тем фактом, что постриженный бог кукурузы также действует как бог луны; ведь во многих мезоамериканских сказках о солнце и луне игривый молодой человек становится луной, а не солнцем, после того как поддался соблазнам молодых женщин. [33] Другие ученые, однако, рассматривают женщин как «девиц из кукурузы» или даже как «гарем» кукурузного божества. [34] концепция, не подтвержденная иным образом.

Истребители ягуаров

[ редактировать ]

Согласно распространенному среди групп майя Чьяпаса представлению, в смутном прошлом ягуары представляли постоянную угрозу человечеству. Поэтому в своих мифах и ритуалах Цоциль, Целталь и Чол Майя подчеркивали деяния героев-убийц ягуаров, такие как убийство ягуаров, прикованных к своим каменным сиденьям; ловля ягуаров в «каменную ловушку»; и сжигая их на определенном камне. Все эти ягуары олицетворяют силу враждебных социальных групп. [35] Кодические вазы демонстрируют аналогичные подвиги, но, судя по всему, приписывают их четырем мужчинам. Лежащему внизу божеству-ягуару , связанному с войной и земным огнем, на живот брошен валун, возможно, принадлежащий ловушке; в качестве альтернативы, в одной из сцен его связывают и поджигают, когда его сидят на похожем на валун алтаре. Вероятно, поскольку ягуары также могут символизировать враждебных правителей и их воинов, последний эпизод упоминается в некоторых монументальных надписях в Наранхо . [36] а также в искусстве Тонины (связанного пленника с атрибутами бога-ягуара). Те же надписи связывают тему Classic Jaguar Slayer с темой загадочного Jaguar Baby .

Брак с Землей

[ редактировать ]

Поклонник колибри

[ редактировать ]

Как упоминалось ранее, «Колибри» — герой широко распространенного повествования о сватовстве и похищении дочери главного горного божества. Поскольку дочь олицетворяет «невестное богатство» земли, эту историю также читали как часть процедуры просить руки девушки. Соответственно, знаменитая классическая ваза [37] изображен жених в маске колибри, преподносящий вазу высшему богу и, по-видимому, его дочь, Луну. К этому же контексту относится и известная фигурка птицы, сидящей на ткацком станке и наблюдающей за ткачеством молодой женщины. [38]

Эпизод похищения

[ редактировать ]

На ряде кодических ваз изображены рогатые юноши вместе с молодыми женщинами и амазонками, восседающими на олене, и все они окружают раненого или умирающего старика, который является божеством-покровителем оленя (Сип). [39] В дополнительных сценах верхний бог Ицамна верхом на олене, а братья-герои охотятся на вепря, за которого цепляется верхний бог . [40] Группа с раненым стариком объяснена понятиями и сказаниями, касающимися охоты. [41] но также и эпизодом похищения из мифа о колибри в реконструированной классической версии. Одна из таких версий выглядит следующим образом: [42]

«Старый бог Хук Сип [Повелитель оленей] заболел. Один из Близнецов превращается в оленя, чтобы похитить свою жену. Жена Хука Сипа убегает вместе с Близнецами. Престарелый бог просит Ицамнаая вернуть ему жену. Ицамнаай верхом на олене преследует Близнецов. Близнецы нападают на Ицамнаая и ранят его. Ицамнадж спасается от них, оседлав пекари [дикого кабана]. Близнецы примиряются с Ицамнааем и приносят ему подарки».

Очередная реконструкция, [43] однако в роли предполагаемого похитителя выступает кукурузное божество с рогами («Бог кукурузы-оленей»). Здесь многое еще остается спекулятивным.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ройс 1967: 98-107; Таубе 1993: 69–74; Ноултон 2010: 53–85.
  2. ^ Бореманс 1986: 39-48.
  3. ^ Бореманс 1986: 30-38.
  4. ^ Шиншилла Мазариегос 2017: 30, 55-56.
  5. ^ Томпсон 1970: 349-354; Бирхорст 1990: 86-90
  6. ^ Фостер 1945: 191-196; ср. Николсон 1967: 61–64
  7. ^ Шиншилла Мазариегос 2017
  8. ^ Гуйтерас Холмс 1961: 182-183, 262.
  9. ^ Моралес Бермудес 1999: 61-62.
  10. ^ Браахейс 2010; Дэниен 2004: 37–44; Томпсон 1970: 363–366;
  11. ^ Гуйтерас Холмс 1961: 191-193.
  12. ^ Бирхорст 1990: 110-111.
  13. ^ Шиншилла Мазариегос 2017: 164-168.
  14. ^ Коу 1973, 1977, 1978
  15. ^ Таубе 1983
  16. ^ Шеле 1993: 75.
  17. ^ Таубе 1993: 69-70; Веласкес Гарсия 2006: 5–6; Гарсиа Барриос 2015
  18. ^ Таубе 2010: Рис. 1.
  19. ^ Веласкес Гарсия 2006: 1-2
  20. ^ Коу 1977
  21. ^ Беляев и Давлетшин 2014.
  22. ^ Браахейс 1987
  23. ^ см. вазу K717.
  24. ^ Браахейс 1987; ср. Шиншилла Мазариегос 2017: 162
  25. ^ Коу 1989
  26. ^ Гернси 2006: 91-117; Нильсен и Хельмке, 2015 г.; Шиншилла Мазариегос 2017: 130-157
  27. ^ Например, K2785 (ваза Кальцехток)
  28. ^ Шиншилла 2017: 224-233.
  29. ^ Таубе и др. 2010:23
  30. ^ Таубе 1985, 1993
  31. ^ Браахейс 2014; Шиншилла Мазариегос 2017: 218-223
  32. ^ Таубе 2009
  33. ^ Шиншилла Мазариегос 2017: 164-168, 202-207.
  34. ^ Коу и Хьюстон 2015: 89
  35. ^ Браахейс 2009
  36. ^ Шеле и Мэтьюз 1998: 148-149.
  37. ^ К504
  38. ^ Шиншилла Мазариегос 2017: 82-93.
  39. ^ Например, К1182, К2794.
  40. ^ К1991
  41. ^ Браахейс 2001; 2010: 172–174.
  42. ^ Беляев и Давлетшин 2006: 32.
  43. ^ Лупер 2019: 73-88.

Номера K относятся к вазам на http://research.mayavase.com/kerrmaya.html. ВВЕРХ = Университетское издательство

  • Беляев, Дмитрий и Альберт Давлетшин (2006), Романные сюжеты и нецензурные слова: мифы, анекдоты и истории в текстах майя классического периода. В: Священные книги, Священные языки: две тысячи лет религиозной и ритуальной литературы майя: 8-я Европейская конференция майя, Мадридский университет Комплутенсе, 25–30 ноября 2003 г. Acta Mesoamericana , Vol 18, стр. 21–44.
  • Беляев, Дмитрий и Альберт Давлетшин (2014), Именно тогда то, что было глиной, превратилось в человека: Реконструкция антропогонических мифов майя. Axis Mundi Vol. 9–1.
  • Бирхорст, Джон (1990), Мифология Мексики и Центральной Америки . Издательство Оксфордского университета.
  • Бореманс, Дидье (1986), Contes et Mythologie des Indiens Lacandons . Париж: L'Harmattan. (Испанское издание: Сказки и мифология лакандонов. Устная традиция майя . Редакция Academia de Geografía e Historia de Guatemala, 2006.)
  • Браахейс, HEM (1987), Ремесленники того времени. Функции богов-ревунов у майя. Вклад в язык, географию и этнологию 143-1: 25-53 (см. www.academia.edu).
  • Браахейс, HEM (2001), Путь всей плоти: сексуальные последствия охоты майя. Антропос 96: 391–409.
  • Браахейс, HEM (2009), Убийца ягуаров и человек-камень-ловушка: пересмотр мифа о цоциле. В: Ле Фор, Женевьева, Рафаэль Гардиоль, Себастьян Маттео и Кристоф Хельмке (ред.), Майя и их священные повествования: текст и контекст в мифологиях майя (12-я Европейская конференция майя, Женева, декабрь 2007 г.). Acta Mesoamericana , Vol. 20: 141–148 (см. www.academia.edu).
  • Браахейс, HEM (2010), Брак Шбаланке. Комментарий к мифу Кекчи о Солнце и Луне . Диссертация, Лейденский университет (онлайн).
  • Браахейс, HEM (2014), Вызов молниям: Западная стена Сан-Бартоло и миф о герое кукурузы. Заметки Вайеба № 46.
  • Брюс, Роберт Д. (1974), Книга небольшого времени . Мексика: МАТЬ.
  • Бернс, Аллан Ф. (1983), Устная литература юкатекских майя . Остин: Издательство Техасского университета.
  • Шиншилла Мазариегос, Освальдо (2011), Образы мифологии майя . Гватемала: Музей Пополь Вух.
  • Шиншилла Мазариегос, Освальдо (2017), Искусство и мифы древних майя . Йельский университет.
  • Кристенсон, Аллен Дж. (2003), Пополь Вух. Священная книга майя . 2 тома. Винчестер/Нью-Йорк: O Books.
  • Коу, Майкл Д. (1973), Писец майя и его мир . Нью-Йорк: Клуб Гролье.
  • Коу, Майкл Д. (1977), Сверхъестественные покровители писцов и художников майя. В издании Н. Хаммонда, Социальный процесс в предыстории майя , стр. 327–347. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Коу, Майкл Д. (1978), Повелители подземного мира; Шедевры классической керамики майя . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Коу, Майкл Д. (1989), Близнецы-герои: миф и образ. В: Изд. Дж. Керра, Книга ваз майя, том. Я: 161–184.
  • Коу, Майкл Д. и Стивен Хьюстон (2015), Майя . Темза и Гудзон.
  • Дэниен, Элин К. (2004), Сказки майя из Альта Верапас . Пенсильванский университет, Музей археологии и антропологии, Филадельфия.
  • Фостер, Джордж М. (1945), Фольклор и верования Сьерра-Пополука . Беркли / Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета (Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 42-2).
  • Гарсиа Барриос, Ана (2015), Миф о потопе в церемониях интронизации правителей майя. Агенты, ответственные за обезглавливание ящеров и новые основания. Исследования культуры майя XLV: 11–48.
  • Госсен, Гэри Х. (1974), Чамулас в мире Солнца. Время и пространство в устной традиции майя . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет.
  • Гернси, Джулия (2006), Ритуал и сила в камне. Представление правления в искусстве мезоамериканского стиля исапан . Остин: Техас, UP.
  • Гитерас Холмс, Каликста (1961), Опасности души. Мировоззрение индейца цоциль . Нью-Йорк: Свободная пресса Гленко.
  • Хопкинс, Николас А. и Дж. Кэтрин Жоссеранд (2016), Народные сказки Чола (майя) . Боулдер: штат Колорадо.
  • Ноултон, Тимоти (2010), Мифы о сотворении мира майя: слова и миры Чилам Балама . Боулдер: Университетское издательство Колорадо.
  • Лафлин, Роберт М. изд. (1977), О капусте и королях. Сказки Зинакантана . Смитсоновский институт «Вклад в антропологию», 23. Вашингтон.
  • Лупер, Мэтью (2019), Зверь между. Олень в искусстве и культуре майя . Остин: Издательство Техасского университета.
  • Моралес Бермудес (1999 год), Антигуа Палабра. Повествование коренных народов Чхол . Мексика: Плаза и Вальдес.
  • Николсон, Ирен (1967), Мексиканская и центральноамериканская мифология . Лондон: Пол Хэмлин.
  • Нильсен, Йеспер и Кристоф Хельмке (2015), Падение великой небесной птицы: главный миф в ранней классической Центральной Мексике. Древняя Америка № 13, Центр «Конец границы» и Мезоамериканский центр, Техасский университет в Остине.
  • Ройс, Ральф Л. (1967), Книга Чилам Балам из Чумаэля . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  • Шеле, Линда, Дэвид Фрейдель и Джой Паркер (1993), Майя Космос . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания.
  • Шеле, Линда и Питер Мэтьюз (1998), Кодекс королей . Нью-Йорк: Скрибнер.
  • Секстон, Джеймс Д. (1992), Народные сказки майя. Фольклор озера Атитлан, Гватемала . Нью-Йорк: Даблдей.
  • Таубе, Карл (1985), Классический бог кукурузы майя: переоценка. В Мерле Грине Робертсоне и В. Филдсе (ред.), Пятый круглый стол в Паленке, 1983 (Mesa Redonda de Palenque Vol. VII), стр. 171–181. Сан-Франциско: Институт исследований доколумбового искусства.
  • Таубе, Карл (1993), Мифы ацтеков и майя . Издательство Британского музея.
  • Таубе, Карл (2009), Бог кукурузы майя и мифическое происхождение танца. В: Женевьева Ле Фор и др. (ред.), Майя и их священные повествования. Текст и контекст в мифологиях майя (Материалы 12-й Европейской конференции майя, Женева, 2007 г.). Акта Мезоамерикана 20: 41-52.
  • Таубе, Карл (2010), Где встречаются земля и небо: море и небо в древней и современной космологии майя. В: Дэниел Финамор и Стивен Д. Хьюстон, Fiery Pool. Майя и мифическое море . Музей Пибоди Эссекс.
  • Таубе, Карл, Уильям Сатурно, Дэвид Стюарт, Хизер Херст (2010), Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала. Часть 2: Западная стена .
  • Томпсон, Дж. Эрик С. (1970). История и религия майя . Серия «Цивилизация американских индейцев», № 99. Норман: University of Oklahoma Press . ISBN  0-8061-0884-3 . OCLC   177832 .
  • Веласкес Гарсиа, Эрик (2006), Миф о потопе майя и обезглавливание космического каймана. Журнал ПАРИ VII-1.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77c54a1fe6bd4343bc9bb797195d69ac__1720322100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/ac/77c54a1fe6bd4343bc9bb797195d69ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)