Jump to content

Таламанканская мифология

Мифология Таламанки включает традиционные верования народов брибри и кабекар , двух групп коренных народов Коста-Рики, проживающих в регионе Таламанка . Эти народы говорят на двух разных, но близкородственных языках и с культурной точки зрения составляют единую общность. За некоторыми исключениями, они разделяют одни и те же религиозные верования, одни и те же истории, одни и те же ритуальные песни и т. д.

Мифологические фигуры

[ редактировать ]
Золотая фигурка Сибу с головой орла. Музей доколумбового золота , Сан-Хосе , Коста-Рика .
  • Сибу или Сибо - главное божество, создатель Земли и людей, Вак (владелец/хранитель) коренного народа.
  • Шулакама или Шулакма — Царь Змей. Его стрелами считаются ядовитые змеи. [ 1 ]
  • Ицо' - помощник или работник Сибу.
  • Соркура или СоркуЛа — дедушка (в некоторых источниках дедушка) [ 1 ] Сибу
  • Ситами — мать Сибу
  • Сибокомы - отец Сибу
  • Намайтами , также называемая Тапир, — сестра Сибу, мать Иририи.
  • Иририя , также называемая Сулара, ла Нинья Тьерра, или девушка-тапир, племянница Сибу.
  • Сула - отец Иририи, повелитель подземного мира
  • Бикакра — бабушка Иририи
  • Цуру - жена Сибу, богиня какао.
  • Булумия - двоюродная сестра Сибу, жена Шулакамы.
  • Серке - Вак Зверей, олицетворение ветра. [ 1 ]
  • Дуаро — слуга Серке, защищающий животных, если люди убивают без надобности.
  • МнуЛтми , также Дулуитами — женское олицетворение Моря.
  • ЧбекоЛ — гигантская змея, которая поедала людей, нарушивших законы против инцеста
  • Дукур Булу - летучая мышь-вампир, которая помогла Сибу создать людей.
  • Какахабуке — ядовитая лягушка
  • Дети урагана
  • Тала Йекела - бог грома, отец Детей урагана
  • Далабулу - бог солнца
  • Динаму — водный кошачий монстр, пожирающий людей, пытающихся пересечь реку.

История Земли

[ редактировать ]

Поначалу условия были не благоприятны для жизни, так как мир был сделан из чистого камня и не было почвы. Кроме того, животные того времени были похожи на современных людей. Однажды Дукур Булу, летучая мышь , жившая в доме Сибо, испражнялась внутри дома. Из экскрементов моментально родились красивые девочки. Удивленный Сибо спросил Дукура Булу, почему это произошло. Он ответил, что выпил кровь Иририи, Девочки-Земли, дочери Сулы и Намайтами, которая жила в подземном мире со своей матерью и бабушкой Макеур Сиау. Сибо планировал устроить вечеринку, чтобы обмануть Намайтами, пригласив ее и ее дочь, а также захватить Иририю, чтобы он мог создать Землю.

Однажды Сибо прибыла туда, где ее мать, удивленная появлением Сибо (поскольку она ранее рассказала матери Макеур Сиау, что ей приснился этот приход Господа) спросила ее, почему она пришла в гости, Сибо ответила, что будет большая вечеринка и что он пришел попросить ее помочь собрать и подать шоколад. Намайтами отказывалась, пока Сибо не убедил ее, что собирается выдать ее замуж за каких-то мужчин. Через некоторое время Намайтами пошел с Сибо; затем внезапно гром, посланный Талой Йекела, приказал Сибо разрушить святилище, и, зная, что Намайтами был обманут, бежит к дому Сибо на западе; но когда он прибыл, Иририя лежала мертвой. Намайтамми плакала, глядя на свою мертвую дочь, и из ее слез возникло множество видов. Наконец, состоялась торжественная вечеринка по случаю открытия, поскольку Сибо берет Ребенка в мир и посредством церемонии он становится субстанцией, которой поливают весь дом, то есть планету, и, таким образом, Земля была создана для того, чтобы сеять и собирать урожай. наша еда из него.

История моря

[ редактировать ]

Сибо принес из-под земли зерна кукурузы, которые коренные жители считали первыми людьми. В то время Сибо обосновался на этой земле с помощью своих друзей. Земля была сделана из очень прочного камня из коренной породы, чтобы прослужить долго. На этой земле было много долин и холмов, но почти не было растительности.

Не было ни рек, ни лагун, как сегодня, поэтому не существовало и Моря. В этот момент на земле произошло что-то особенное: появилось среднее дерево, ставшее женщиной и деревом, оно почти никогда не было в одном и том же месте. Иногда слышался голос дерева: «Ты, кто проходит и смотрит на меня, я Море, я поддерживаю жизнь, и мои плоды утолят голод, я дерево, я дерево, чтобы построить твой дом, я Я часть зеленой книги, мои листья излучают послания любви...».

Модель паленке в Национальном музее Коста-Рики .

Сибо, которого заинтересовало поведение дерева, последовала за деревом и поняла, что она дочь женщины, которая забеременела без согласия своей семьи. Они не хотели, чтобы ребенок рождался, поэтому ей пришлось рожать далеко на горе. Поскольку ей не были рады, она решила стать деревом. Когда девочка родилась, мать назвала ее: Булюмия. Она была двоюродной сестрой Сибо, и волосы у нее росли до ног. Став взрослой, она жила одна за пределами Земли, в коническом доме, заключенном в круг. Она была счастлива в своем паленке (жилище), а по утрам пела, танцевала и видела небо и Господа Солнца. Было очень жарко, и из-за этого у Булумии выступило много пота, заливающего ее паленке .

Однажды Сибо сказал: «Земля будет бесплодной, пустынной и очень печальной, если ничего не будет сделано...» и его идея создать ее заключалась в том, чтобы размножить семена людей кукурузы, тогда Сибо сказал: «Я должен сделай что-нибудь, чтобы превратить мир в нечто чудесное». Сибо посмотрел на одиночество, в котором жила Булумия, и сказал: «Здравствуй, двоюродный брат! Что ты делаешь? Хочешь иметь мужчину для хорошей компании? Было бы здорово!». Леди Булумия сказала: «Нет, нет, нет». Сибо сказал ей: «Мы собираемся прогуляться по Вселенной, и, может быть, ты найдешь мужчину, который тебе понравится». Она сказала: «Здесь, где я живу, никого нет, и если бы я была, я бы ни с кем не объединилась, только с тобой». Сибо сказал ей: «Я не могу жениться на тебе, потому что ты моя двоюродная сестра», и, беспокоясь о том, что увидит ее одну, он пошел искать для нее компаньона.

Наконец Сибо решил навестить в своем паленке молодую девушку по имени Юцини. Она пошла в туалет, и они оба поздоровались. Он спросил, решила ли она уже завести себе компаньона, и она спросила его, что это за мужчина. Сибо сказал ей, что он идентичен ей, но с другими гениталиями. Ей не хотелось иметь компанию, она хотела оставаться свободной. Сибо несколько раз посещал паленке, чтобы настоять на том, чтобы у нее был партнер, пока он ее не убедил. Она хотела встретиться со своим новым партнером, поэтому Сибо и дама постились два дня, поднялись на весь холм и отправились в бесконечность посреди Вселенной, чтобы искать дом Шулакамы, Царя Змей. Когда они прибыли в паленке Господа, с ними плохо обращались. Шулакама сказал им: «Я постюсь и соблюдаю диету, потому что я понял, что вы, Сибо, заставите появиться много Дитса, которые являются маленькими семенами людей кукурузы, и все это будет моим».

«А еще ты несешь мне плохую энергию, уходи и возвращайся оттуда, откуда пришел, я не хочу никого в своем доме, кроме женщины». И они ушли, но Сибо продолжал настаивать на Шулакаме: «Что ты думаешь о соседке по дому? Как было бы здорово, если бы у тебя была такая жена, как Булумия!» Настроение Шулакамы смягчилось, и он согласился, извинившись перед Булумией за неучтивый прием, хотя она будет его женой, и он каждый день будет рубить стволы дерева педжибайе , где он работал.

Как только Шулакама заснул, Сибо мягко сдул остатки излишков материалов, собрал их и на церемонии превратил в неядовитых змей, которые пожирали ядовитых змей Шулакамы.

Терчиопело ( Botrops asper ), также называемый Фер-де-Ланс.

Шулакама полюбила Булумию, и они жили в свободном союзе. Булумии нужен был такой же посох или посох, как у него, поэтому он сделал для нее терциопело ( змеиную гадюку), и правила были такими: всегда носить его вертикально; во время сна закидывайте его за голову; нести его правой рукой... Прошло несколько месяцев, Булумия забеременела, а Шулакама была счастлива и горда. Однажды Булумия не захотел соблюдать правила персонала. Она пошла испражняться и расставила палку в разных положениях. Она увидела, как ее трость медленно свернулась и спряталась в кустах. Когда она перестала испражняться, она пошла искать свой посох, но не смогла его найти. Она вернулась домой, рассказала мужу о случившемся и попросила его помочь ей найти это, но он сказал: «Иди туда, твой посох должен быть там». Она вернулась в чащу и тут же почувствовала укус собственного посоха. Она добралась до дома почти умирая. Когда она рассказала мужу о случившемся, он сердито сказал: «Вот почему я не хотел отдавать тебе посох, твой конец пришел». Она умерла, но плод в ее утробе еще шевелился. Шулакама нашла посох.

Шулакамы Сибо прибыл в паленке , завернул тело Булумии в листья биджагуа и принес его на Землю. Сибо искал помощника, который бы присматривал за телом. Он нашел ядовитую лягушку Качабуке и положил ее ей на живот. Сибо велел ему четыре дня стоять на страже тела Булумии и не уходить оттуда. Сибо сказал, что если что-нибудь случится с телом, ответственность за это будет лежать на Качабуке. Лягушка гордилась тем, что ее выбрали заботиться о трупе, но она не могла спокойно спать по ночам, потому что шум, доносившийся из ее живота, был похож на океанские волны, и ее одиночество пугало ее. Шли дни, а Качабуке ничего не ел, что вызывало у него сильный голод. Сибо послал шмеля за лягушкой, чтобы тот поймал и съел ее, но тот не смог ее поймать. Шмель столкнулся с деревьями и приземлился, а лягушка бросилась его ловить. Как только он прыгнул, Качабуке услышал ветер и побежал обратно к трупу, но было слишком поздно; от трупа отделили живот, и из трупа появился плод, небольшое деревце Дулуитами. На следующий день Сибо пришёл искать лягушку, а Дулуитами играл. Сибо сказал: «Почему ты не сделал то, что я тебе сказал?» Лягушка объяснила, что очень голодна и попыталась схватить шмеля.

Дерево росло во всем своем великолепии, и это было чудесно. Однажды дом Сибо сильно переместился, и это была ветвь дерева, и она там и осталась, поэтому Сибо стал искать духов, чтобы они срезали ветви, потому что людей не было. Хотя он и был рад, что дерево впервые выросло на скале, так как дерево выросло слишком сильно, то духи решили его срубить, но у них должны были быть хорошие, уважительные, хорошие привычки... В то время они все делали с радость, пение, танцы... вот почему люди делают все с удовольствием, пока рубят дерево в эту трещину. Сибо сказал, что не хотел, чтобы его так рано отрезали, и медленно пробирался, чтобы увидеть дерево, и обнял его, а поскольку он не хотел, чтобы его срезали, он собрал его обратно и начал петь, пока оно не закрылось целым. На следующее утро духи вернулись, чтобы закончить рубку дерева, но дерево не пострадало. Они разрезали его снова, и ночью Сибо вернулся, чтобы починить его. На следующий день духи обвинили Сибо в том, что он посмеялся над ними, но он сказал, что они дали еще один шанс, и когда они снова срубили дерево, он сломал топоры. Чтобы снова стать сильными, им пришлось пойти в дом Огамы. Но он был расстроен их визитом и не хотел ничего им давать, но потом отдал им, и они ушли. Сибо влюбился в элегантных обнаженных дам и залез на ветки, чтобы увидеть их, но они сломались, и Сибо попал в аварию, и тело упало на Землю на куски, и Сула послал всех животных принести все органы, и Сула построил его заново и по сей день. , но поскольку он не говорил, Сула сказал, что стервятник съел орган, а этого бил помощник, пока его не вырвало в печень Сибо, и он снова стал прежним.

Сибо просил старуху Буликелу не царствовать на земле. Он попросил ее придержать чемодан, когда он упадет, чтобы он не подпрыгнул слишком сильно. Она это сделала, но ствол подпрыгнул так высоко, что птицы разлетелись по всей Земле, а ствол раздавил старуху, заставив человечество потерпеть множество бедствий. Сибо попросил оленя Мулурби дже Джами Дуэябей взять крону дерева и четыре раза протащить ее вокруг дома, чтобы превратить ее в Землю. Сибо подул и превратил ствол в Море, а птиц, живших в стволе, в морских животных. Ветви дерева, в зависимости от размера, становились озерами, колодцами, лагунами и солеными водами.

  1. ^ Jump up to: а б с Палмер, Паула. (1993). Забота о дарах Сибо: экологический трактат из заповедника коренных народов Кекёлди в Коста-Рике . Санчес, Хуанита., Майорга, Глория. (2-е изд.). Сан-Хосе, Коста-Рика: Ассоциация по комплексному развитию заповедника коренных народов Коклес/Кекёлди. ISBN  9977880190 . ОСЛК   30936235 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Хара Мурильо, Карла Виктория. Словарь мифологии Брибри (1-е издание). Сан-Хосе, Чехия: EUCR. ISBN   978-9977-67-738-5 .
  • Хара, К, В (1997). Место времени Рассказы и другие устные предания народа брибри . Сан-Хосе, Коста-Рика. Редакция Университета Коста-Рики. Университетский город Родриго Фасио.
  • Фернандес, Севериано (2011). Банкет в Сибо . Лимон. Фонд Наири.
  • Палмер, Паула; Санчес, Хуанита; Майорга, Глория (1993). Забота о дарах Сибо: экологический трактат из заповедника коренных народов Кекёлди в Коста-Рике . Сан-Хосе, Коста-Рика: Ассоциация по комплексному развитию заповедника коренных народов Коклес/Кекёлди. ISBN   9977-88-019-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3edb6bdde7a4a17f89348bc3e8cf8b7d__1720322160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/7d/3edb6bdde7a4a17f89348bc3e8cf8b7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Talamancan mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)