Сибу
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Сибу — главное божество в таламанканской мифологии Коста-Рики. Он — создатель Земли и человечества, бог мудрости, ценностей и местных обычаев. называют его Сибу Брибри Зипо и Кабекар , Сибо терибе - , - борука . а [ 1 ]
Сибу также является культурным героем, который научил людей брибри и кабекар, какие продукты безопасно есть, как сажать сельскохозяйственные культуры, установил правила общества в отношении инцеста, кланов и морали, а также дал авапа ( шаманы песни брибри). ритуальный язык и магические камни ( sĩã' ).
В культуре Брибри и Кабекар Сибо рассматривается как «владелец» или «хранитель» ( Брибри : вак ) человечества, поскольку он создал первых людей из семян кукурузы. [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]- Ситами — мать Сибу
- Сибокомы - отец Сибу
- Намайтами, также называемая Тапир, - сестра Сибу, мать Иририи.
- Иририя, также называемая Сулара, ла Нинья Тьерра, или девушка-тапир, - племянница Сибу.
- Сула - отец Иририи, повелитель подземного мира
- Бикакра — бабушка Иририи
- Соркура или СоркуЛа - дедушка (в некоторых источниках двоюродный дедушка) Сибу.
- Цуру - жена Сибу, богиня какао.
Рождение Сибу
[ редактировать ]Существуют разные версии о рождении Сибу (Сибо), но все сходятся во мнении, что до того, как бог пришел на землю, миром управляла и населяла раса дьяволов Сорбуру , возглавляемая его дедом Соркурой. У Соркуры был сын Сибокомы или Сибокама, который был великим целителем. Однажды Сибокомы отправился работать ава (шаманом) в нижний мир, в Сорбуру, и взял с собой свою племянницу Ситами.
Первая версия: Сибо как волшебный камень
[ редактировать ]Сибёкымо, как и все ава , обладал магическими камнями, называемыми сёа' или сёы : три мужских и один женский. Однажды один из этих мужских камней (это был Сибу), который использовался для исцеления, потерялся: он находился внутри Ситами. Сибо сделал это, потому что знал, что люди не могут размножаться в одиночку.
Так родился Сибо, и бог подумал: «Я пожилой человек, только в маленьком теле. Надеюсь, моя мать попросит у отца немного спелого банана или кусочек кукурузного теста». И Сиитами попросила Сибёкымы принести ей эти вещи, чтобы накормить ребёнка. Тогда Сибо подумал: «Я бы хотел, чтобы моя мать сказала отцу, чтобы он очистил меня и построил небольшое ранчо рядом с домом». Так он и сделал, а Сибёкымы позаботился о мальчике и исцелил его две ночи, пока очищал его.
Когда Ситами вернулся в дом четыре дня спустя, Сибо смог стоять, и к восьми дням он уже был мужчиной. Затем он начал создавать все вещи.
Вторая версия: Побег в Диратуа Лоратуа.
[ редактировать ]Когда родился Сибу, петух, который никогда не пел, начал петь. Тогда Сорбуру узнали, что родился Сибу, и, поскольку они не хотели, чтобы там был кто-то еще, они искали мальчика, чтобы убить его. Сиитами это поняла и стала искать кого-нибудь, кто мог бы сопровождать ее в высший мир, который она знала по путешествиям с Сибёкымы. Акура Термит предложил переместить их из одного места в другое, построив туннель. Таким образом, мать и ребенок пришли в Диратуа Лоратуаа, где находится дом муравьев, которые их спрятали. Там Сибу вырос.
Версия третья: Мальчик из реки.
[ редактировать ]Однажды Сибёкымы отправился на рыбалку с копьем и нашел Сибо младенцем на берегу реки. Затем он подобрал мальчика, отвёл его к себе домой и отдал своей жене Ситами, представив его своим сыном.
Ребенок родился со скорлупой (в кожном мешке, т. е. околоплодном мешке ), поэтому отец очистил ее; но малышка не переставала плакать, хотя Сибёкымы уже разрезала себе пупок и очистила его от нечистот рождения. Ребенок не хотел ни сосать, ни есть, ни пить воду. Затем Ситами смолол какао и положил мягкое тесто себе в рот, что очень обрадовало ребенка. Только благодаря этой еде Сибо вырос и научился думать обо всех вещах во вселенной.
Мифы о Сибу
[ редактировать ]Война с Сорбуру
[ редактировать ]Возможно, трудно понять, почему Сорбуру захотел убить Сибу, ведь они его родственники. Однако у брибри родство передается по материнской линии , и именно Сибокомо состоял в родстве с чертями.
В легендах упоминается несколько причин, по которым Сорбуру захотел убить Сибо:
- Они не хотели, чтобы на их месте было больше людей.
- Они завидовали его власти.
- Они жаждали его магических предметов.
- Они ненавидели его, потому что он создал семена ( ditsö ).
- Они не хотели, чтобы он создал мир.
- Они не хотели, чтобы он отобрал власть.
- Соркура хотел быть королем людей.
- Они просто хотели его убить.
В версии рождения Сибо, рассказывающей о полете в Датураа Лоратуаа, говорится, что, когда Сибо вырос, он сказал отцу, что хочет вернуться в нижний мир, встретиться с Сорбуру и узнать, почему они не верят. это. Затем Сибокомо говорит ему сделать это, но будьте осторожны, потому что они хотели его убить. Это когда Сибо возвращается в нижний мир.
Оказавшись там, он нашел двух Сорбуру, которые работали на своих землях. Черти услышали странный звук: нек, нек, нек! и пошли посмотреть, что это такое, но никого не нашли. Над очагом висела полусырая серая лисица , еда Сорбуру. Тогда пришел Сибо, подул на лису и оживил ее; животное спустилось и начало петь и играть на барабане, а Сибо аккомпанировал ему, играя на маракасах . Увидев это, два дьявола покинули свое укрытие и ударили Сибо копьем, но он подпрыгнул, и они не смогли причинить ему вреда.

Пока они дрались, лиса снова повисла над печкой. Сорбуру были в ярости, поскольку считали, что это плохое предзнаменование и что они умрут. Поэтому они схватили лису, изрубили ее и выбросили. Вот почему Брибри не едят лису. После этого Сибо все свое время проводил, беспокоя дьяволов и творя плохие предзнаменования, собранные в юмористические истории, подобные тем, которые упомянуты ниже.
Воскресшая курица
[ редактировать ]Однажды Сибо гулял, трубя в раковину и рог, и встретил Сорбуру. Бог заставил дьяволов увидеть видение, в котором он схватил несколько цыплят, убил их, приготовил и подал в пищу. Черти его не узнали, и он сел, делая вид, что ест с ними.
Тогда одна из уже сваренных кур встала и трижды запела (что для чертей было пророчеством о смерти). Сибо сделал это, потому что знал, что его хотят убить, и подул на курицу, чтобы она улетела.
Похищение в доме Соркуры
[ редактировать ]В другой день Сибу решил позволить себя поймать и пошел в дом Соркуры, неся с собой мед, раковину, рог, свой посох, щит и юбку растения под названием мастате . Сорбуру спросил Сибо, бог ли он, и, хотя он отрицал это, Сорбуру поймал его и забрал его имущество. Но Сибо сбежал, и на следующий день превратился в хорошо одетого старика. Он спросил дьяволов, правда ли, что они поймали Сибо в ловушку. Дьяволы сказали «да» и показали ему все, что нес бог, и что старик попробовал. Когда они достигли места, где положили Сибо, бог превратился в ветер и ушел.
Налет на дом Сорбуру
[ редактировать ]В доме Сорбуру было несколько барабанов, лисы в форме маракасов и несколько ара . Все эти животные были мертвы. Когда черти вышли из дома, вошел Сибо, реанимировал животных, и вместе они начали сильно шуметь: пели ара, лисы играли на маракасах, а Сибо играл на барабанах. Поскольку Сорбуру были неподалеку, они немедленно вернулись, чтобы попытаться поймать бога, но он исчез, а ара и лисы были мертвы и висели над плитой.
На следующий день прибыл Сибо, притворившись гостем, и спросил, правда ли, что бог был там. Дьяволы сказали «да» и доверили ему свой план убить его. Узнав об их планах, Сибо позволил поймать себя в другой день, а Сорбуру связали его и начали стрелять, но ночью бог сбежал. [ 3 ]
Смерть Соркуры
[ редактировать ]Сибо знал, что Соркура хочет убить его, поэтому каждый раз, когда он встречал его на пути, он становился другим существом, иногда колибри, пролетавшим мимо Сорбуру. Дьяволу это надоело, и он сказал своим родственникам, что собирается убить Сибо, и что когда он это сделает, он протрубит в свой рог, чтобы они пришли и отпраздновали смерть бога.
Однажды Сибо оказался лицом к лицу с Соркурой, который метнул в него все свои копья, но так и не попал в цель. Затем Сибо взял одно из этих оружий и первым же выстрелом убил своего дедушку.
Затем бог принял облик Соркуры и протрубил в рог дьявола. Сразу же прибыли другие Сорбуру, которые обрадовались, полагая, что умер именно Сибо, и, по убеждению бога, они расчленили и поджарили труп. Тогда Сибо заявил о себе и подбросил куски Соркуры в воздух, где они превратились в знаки дурного предзнаменования.
Сотворение земли
[ редактировать ]
До создания людей Сибо создал небо и землю, но земля была всего лишь бесплодной скалой, на которой ничего не росло. Миф о создании Брибри повествует о том, как у сестры Сибу, Намайтами (также называемой Тапир), родилась дочь по имени Иририя. Сибу послал Дукура Булу, летучую мышь-вампира , укусить Иририю, чтобы посмотреть, сможет ли она стать землей. Когда Дукур Булу вернулся в Сибу, из его экскрементов начали расти лозы и кусты, что указывает на то, что план Сибу сработает. Сибу послал летучую мышь во второй раз сосать кровь Иририи, и снова из экскрементов летучей мыши выросли деревья.
В третий раз, когда Сибу послал Дукура Булу, король Питы ( Агава американская ) ждал его, превратившись в тонкую нить через дверной проем. Когда Дукур Булу влетел в комнату, где спала Иририя, нить разрезала его пополам. Его верхняя половина (с головой и крыльями) полетела обратно к Сибу, который обернул рану ватой, подул на нее и посоветовал Дукуру Булу повиснуть вверх ногами, чтобы быстрее зажило. [ 4 ]

Сибу послал своего пеона (слугу) навестить семью тапиров и пригласить их на праздник, но они отказались прийти, пока Сибу не пришел, чтобы пригласить их лично. Сибу пригласил Бикакру, бабушку Иририи, провести церемонии кукурузы и шоколада на фестивале, посвященном открытию большого конического дома для кланов в Сулаюме , центре мира для народа брибри. Он также пригласил чертей станцевать танец Сорбона, так как они помогали в строительстве дома.
На фестивале все танцевали Сорбон. Во время четвертого танца Иририя упала на землю, и ее кровь пролилась по полу. Все черти танцевали на ее теле и топтали ее, пока она не стала чистой землей. [ 5 ]
В другом мифе Сибу планировал выдать свою сестру замуж в обмен на собственную жену, но она отказалась. Сибу отправила часть своего духа на землю, чтобы Брибри могли охотиться. [ 6 ] Из-за этого брибри считают тапира священным животным и употребляют его в пищу только во время особых ритуалов.
Создание людей
[ редактировать ]Сибо привез семена кукурузы из СуЛа'каски, Места Судьбы. Семена были разного цвета, поэтому у коренных жителей Таламанки разные оттенки кожи. Сибо хранил семена кукурузы в корзине и давал разным семенам разные названия, которые стали названиями кланов. Позже он разделил семена на группы и предупредил, что люди не должны вступать в брак внутри своего клана. [ 7 ] Он также научил некоторых быть авапами (шаманами), а других — бикакла , сцокёль и окум , исполнителями погребальных церемоний. [ 8 ]

Сибо сказал людям, что он также создаст белых людей, называемых сиква , из плекекёЛ ( муравьев-листорезов ). Плекекель был родственником Сибо, королем муравьев-листорезов, и от него произошли белые люди. Сибо создал коренных жителей ночью, но создал белых людей днем. Некоторые брибри говорят, что именно поэтому белые люди «более научны», потому что Сибо научил их другим вещам, чем коренные жители. Однако, как и муравьи-листорезы, белые люди вырубают и уничтожают все на своем пути, не оставляя после себя никакой растительности. [ 9 ]
Клан УсекЛа
[ редактировать ]В древние времена всем родственникам Сибо разрешалось есть имущество Сибо на Земле, включая коренное население. Чтобы защитить свой народ, Сибо дал им клан УсекЛа, небесных существ из другого мира, сделанных не из кукурузы, как другие люди. Сибо дал им волшебные камни для лечения болезней, и они сражались с Владельцами болезней, чумы, голода и бурь. Брибри заявляют, что им не удалось победить Хозяев гриппа , кори и простуды , однако объясняя, почему так много коренных народов умерло от завезённых болезней после колумбийского обмена . [ 10 ]
Единственными, кому разрешалось взаимодействовать с УсекЛа, были мужчины королевского клана Салквак, которые выступали посредниками между УсекЛа и остальным народом.
Создание Сиакёлди
[ редактировать ]Жители брибри из заповедника Кекёлди в Таламанке рассказывают историю о создании Сиакёлди, рукава реки Кёкёлди: Когда Сибу шёл вдоль ручья, неся из маниоки тесто для приготовления чичи , он устал. Он использовал воду из ручья, чтобы намочить тесто и приготовить чичу, чтобы освежиться. Он бросил мякоть маниоки в ручей, где она превратилась в священные белые камни, называемые са' . [ 11 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Panorama Digital, Сибу Получено 30 января 2021 г.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 15–16, 41.
- ^ Хара, Карла Виктория; Сегура, Али Гарсия (2003). Словарь мифологии Брибри (на испанском языке). Редакция Университета Коста-Рики. п. 173. ИСБН 9789977677385 .
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 33.
- ^ «Легенда Брибри» . www.native-languages.org . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Дикие мифы: легенды о животных Коста-Рики» . Тико Таймс Коста-Рика . 8 февраля 2015 года . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 31–32.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 35.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 36.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 37.
- ^ Палмер, Санчес и Майорга 1993 , стр. 28.
Источники
[ редактировать ]- Палмер, Паула; Санчес, Хуанита; Майорга, Глория (1993). Забота о дарах Сибо: экологический трактат из заповедника коренных народов Кекёлди в Коста-Рике . Сан-Хосе, Коста-Рика: Ассоциация по комплексному развитию заповедника коренных народов Коклес/Кекёлди. стр. 15–16, 41. ISBN. 9977-88-019-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саенс, Адела де (1982). Сотворение земли и другие истории о добрых Сибу и брибри (на испанском языке). Редакция Государственного дистанционного университета.