Jump to content

Брибри люди

Брибри
Карта Коста-Рики , на которой синим цветом показаны три наиболее важных резерва Брибри. [ нужна ссылка на изображение ]
Общая численность населения
12,200 (2000) [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Коста-Рика
( Буэнос-Айрес , Турриальба , Матина и Таламанка )
Языки
Брибри , испанский , [2] Язык жестов Брибри
Родственные этнические группы
Борука , Кабекар [2]

Брибри ( также Абичетава ) [3] являются коренными народами восточной Коста-Рики и северной Панамы . [4] Сегодня большинство людей брибри говорят на языке брибри или по-испански.

Правительственные чиновники по-разному оценивают численность населения группы. По оценкам, общая численность брибри достигает 35 000 человек, хотя по официальным оценкам, в Коста-Рике проживает около 11 500 брибри и около 1000 брибри в Панаме. [5] [6] Однако, согласно переписи, проведенной Министерством спасения Коста-Рики, в пределах зоны обслуживания одной только клиники Хоун-Крик проживает 11 500 брибри, что позволяет предположить, что общая численность брибри в Коста-Рике больше. Они также составляют большинство при голосовании в районе Пуэрто-Вьехо-де-Таламанка .

Брибри исторически боролись за то, чтобы остаться на своей земле и сохранить свою культуру, хотя правительство Коста-Рики в настоящее время признает использование ими определенных территорий коренных народов , и они являются одним из официально признанных коренных народов Панамы . В обеих странах продолжается политическая борьба некоторых активистов «Брибри» за юридическое признание дальнейших претензий на землю, на которой они живут, и на автономию. [7] [8] [9]

Демография

[ редактировать ]
Брибри паленке (традиционный дом) в Таламанке, Коста-Рика.

Брибри являются коренными жителями региона Таламанка , живущими в горах и прибрежных районах Карибского бассейна Коста-Рики и Северной Панамы. Большинство живет с проточной водой, но у многих не хватает электричества. [10] Их экономика сосредоточена на выращивании какао, бананов и бананов для продажи, а также на потреблении бобов, риса, кукурузы и множества других продуктов. [11]

Многие брибри изолированы от латиноамериканской культуры и мировой экономики. Это позволило им сохранить свою коренную культуру и язык, хотя это также привело к ограничению доступа к образованию и здравоохранению. Хотя у этой группы самый низкий доход на душу населения в Коста-Рике, они могут удовлетворить свои основные потребности, выращивая продукты питания, находя лекарства и собирая материалы для жилья в лесу. Они также зарабатывают деньги на покупку того, что не могут вырастить сами, посредством туризма и продажи какао, бананов и бананов . [10]

Колониальный период и период независимости

[ редактировать ]

Название «Брибри», согласно современным рассказам некоторых старейшин Брибри, происходит от их слова, означающего «сильный». Самые ранние письменные отчеты об их народе исходят от испанских колониальных чиновников и францисканских миссионеров начала 17 века, которые называли Брибри и соседний Кабекар «Таламанкой».

Миссия Санта-Барбара в Калифорнии, США, одна из миссий, основанных францисканским орденом.

Силы брибри смогли завоевать соседний Кабекар и победить другие племена в регионе Таламанка, чтобы основать Королевство Таламанка до начала 19 века, в то время как отколовшаяся группа в какой-то момент ближе к концу хребта Таламанка обосновалась к западу от хребта Таламанка. XIX век, хотя эти события плохо задокументированы в письменных испанских источниках. [11]

Географическая изоляция не позволяла испанским поселенцам, торговле и сельскому хозяйству проникать в регион Таламанка в колониальный период, как и сопротивление групп коренных народов на карибском побережье Коста-Рики. Вооруженное сопротивление групп коренных народов в регионе Таламанка в 17 и 18 веках разрушило францисканские миссии и остановило распространение испанской власти. Это позволило брибри сохранить свой язык, духовные практики и некоторые элементы своей культуры. Однако некоторые общины брибри, попавшие под контроль Испании, были насильственно переселены на север и в высокогорные районы Коста-Рики в ответ на сопротивление групп коренных народов, в конечном итоге ассимилировались с испанской культурой и больше не исповедовали старые традиции. [12] [11]

Несмотря на то, что брибри смогли сохранить свою политическую власть и культурные обычаи, в колониальный период они пострадали от депопуляции из-за болезней Старого Света, а также от конфликта с испанцами. Набеги сил мискиту с севера вдоль побережья Карибского моря, нацеленные как на поселения испанцев, так и на поселения коренных народов, еще больше обезлюдели брибри и вынудили их уйти с побережья во внутренние районы в 17-19 веках. [13]

Королевство Таламанка

[ редактировать ]

К середине 19 века Брибри и Кабекар были организованы в рамках наследственной знати Брибри во главе с различными королями (часто с несколькими людьми, которые претендовали на эту роль), а также усекелем , высшим религиозным авторитетом Кабекара. Королевство Таламанка получило официальное признание своего политического лидерства от правительства Коста-Рики в 1867 году, хотя обосновавшийся в регионе морской пехотинец США Джон Лайон был назначен директором de reducciones , или директором сокращений (разновидность испанского поселения). в Таламанке и обладал большей частью власти, признанной национальным правительством. [11] [14] [15]

Горный хребет Таламанка с земли

Один из последних королей Таламанки, Антонио Салданья , пришел к власти в 1880 году после того, как предыдущий король, Уильям Форбс, был обвинен правительством Коста-Рики в убийстве и объявлен в состоянии мятежа, что привело к его отстранению от власти. Салданья правил примерно 3200 людьми из резиденции своей власти в Тунсуле. Салданья сопротивлялся политике правительства Коста-Рики, которая могла привести к культурной ассимиляции брибри, например, оккупации их земель, присутствию учителей или их службе в национальной армии, хотя он и не поддерживал политику, которая могла бы привести к культурной ассимиляции брибри. также покинули этот регион. [14] [15]

В начале 20 века Салданья вступила в конфликт с United Fruit Company , крупной американской компанией, которая имела значительный контроль над банановой промышленностью в странах Карибского бассейна и Центральной Америки. Развитие плантаций United Fruit последовало за строительством компанией железных дорог, и по мере того, как компания расширялась на север от Панамы, ее железные дороги в 1908 году продвинулись в ранее географически изолированную долину Таламанка и центральную часть Брибри. Салданья стремился противостоять расширению земельных претензий United Fruit в его территории, но в 1910 году умер от отравления, как и его племянник и преемник 8 дней спустя. Хотя нет окончательных доказательств того, что United Fruit Company несет ответственность за отравления, многие современные наблюдатели считали, что это так, и, несмотря на вину, отравления положили конец монархии Таламанки и проложили путь к экспроприации United Fruit земель Брибри. [13]

Юнайтед Фрут

[ редактировать ]
Банановая плантация

United Fruit Company смогла использовать правовую систему в своих интересах, чтобы вытеснить брибри с самых плодородных земель в долине Таламанка. Местные посредники смогли приобрести землю Брибри, выступая в качестве арендодателей, прежде чем продать законное право собственности компании United Fruit. Затем компания могла бы объявить местных жителей скваттерами и, предоставив минимальную финансовую компенсацию, обманом заставив людей отказаться от своих законных прав на землю или заставив рабочих вырубать леса и силой разрушать поселения, смогла вытеснить брибри из их старый центр. [13]

Брибри остались в регионе Таламанка, хотя и были вынуждены покинуть земли, полезные для выращивания бананов, на маргинальные земли, где они продолжали заниматься натуральным сельским хозяйством и разводить скот. Хотя некоторые брибри работали неполный рабочий день в United Fruit, большинство из них так и не были полностью включены в состав рабочей силы из-за культурных барьеров, поскольку они настаивали на работе на своих собственных условиях и графике. Однако распространение их системы бартера на рабочих плантаций и других фермеров, выращивающих бананы, а также продажу излишков продукции частично интегрировали их сельское хозяйство в более широкую экономику. [13]

Предприятия United Fruit в регионе Таламанка столкнулись с болезнями растений , которые уничтожили урожай бананов, и наводнениями, которые повредили построенную ими инфраструктуру. Хотя некоторые современные исследования показывают, что политика United Fruit, например, плантации монокультур, часто посещаемые рабочими, приезжающими с зараженных ферм, которые быстро распространяют болезни, [16] и вырубка лесов, которая устранила препятствия для потока дождевой воды в реку Сиксаола и усилила наводнения, шаманы Брибри в то время взяли на себя ответственность за опустошение, которое эти силы нанесли операциям United Fruit. В конечном итоге компания покинула свои банановые плантации в Таламанке в 1931 году. [13]

После ухода United Fruit в регионе Таламанка осталась лишь небольшая часть фермеров из Коста-Рики и Вест-Индии , и некоторые общины брибри смогли переселиться в долину Таламанка. Хотя Union Oil Company начала работать в регионе, она не вытеснила общины брибри в такой степени, как это сделала United Fruit Company. Район оставался довольно труднодоступным [17] стал аутсайдером и стал культурно и экономически независимым с тех пор, как United Fruit покинула регион. Однако некоторые люди брибри за пределами региона Таламанка живут в районах, которые более доступны и имеют более высокую степень экономической интеграции с остальной частью Коста-Рики. [11]

Бронирование

[ редактировать ]
Карта территорий коренных народов Коста-Рики, 2009 г. Резервации брибри показаны оранжевым цветом.

В Коста-Рике в 1973 году Законодательное собрание Коста-Рики поручило Национальному комитету по делам коренных народов (CONAI) продвигать проекты от имени общин коренных народов. В 1976 году президент Даниэль Одубер Кирос подписал Указ № 5904-G, определяющий условия создания коренных заповедников. Позже в том же году исполнительным указом № 6036-G было создано несколько заповедников коренных народов, в том числе для брибри, которые Законодательное собрание ратифицировало 16 ноября 1977 года в Законе о коренных народах № 6172. [18] В Панаме, хотя в стране существует система полуавтономных регионов коренных народов в рамках системы комарка , население брибри относительно невелико и, как таковое, еще не получило комарку. Однако принятие Закона № 72 Национальной ассамблеей Панамы в 2008 году открыло путь к предоставлению юридического права собственности на коллективные землевладения для групп коренных народов, таких как брибри без комарка. [19]

В Коста-Рике признание резерваций Брибри предоставило им законное право собственности на некоторые из их традиционных земель. Однако, поскольку до 1977 года часть этой территории была законно оккупирована поселенцами-некоренными народами, некоторые из этих поселенцев остаются на территории, которая после 1977 года по закону принадлежала брибри, и еще не приняли компенсацию за их выселение. Это привело к тому, что активисты и организаторы «Брибри», или защитники земель , организовались в политическую организацию, чтобы вернуть себе свою традиционную территорию в пределах границ резерваций. Некоторые активисты столкнулись с угрозами со стороны людей и деловых кругов, стремящихся остаться на земле, которая теперь признана принадлежащей Брибри, в том числе активист Брибри Серхио Рохас, который был убит в 2019 году после угроз его жизни из-за его усилий по восстановлению земель. [20] В Панаме активисты «Брибри» борются за коллективное право собственности на землю в соответствии с Законом № 72, что является частью усилий по юридическому признанию коллективных землевладений, которые продолжаются уже более 30 лет. Без правовой защиты некоторые активисты брибри, в том числе король Хоакин Гонсалес, опасаются, что они могут быть перемещены или ассимилированы соседними группами коренных народов или поселенцами, или что леса, необходимые для их натурального хозяйства, могут быть уничтожены в результате лесозаготовок. [21]

Хотя народы брибри и кабекар населяют некоторые из одних и тех же регионов и преследуют схожие политические цели, сообщается, что эти группы в прошлом имели этническую напряженность, включая дискриминацию брибри в отношении народа кабекар. Некоторые политические организаторы Брибри считают восстановление старых институтов необходимым для политической пропаганды, хотя эта стратегия, как утверждают некоторые активисты Кабекара, исключает другие группы коренных народов. Однако защитники коренных народов выразили надежду, что напряженность будет разрешена посредством диалога. [20]

Культура и духовность

[ редактировать ]

Народ брибри живет в горах и на островах южной Коста-Рики и северной Панамы как в резервациях, так и на незащищенных территориях.

Дерево какао и церемониальный дом, коренная община йорков, Таламанка , Коста-Рика.

Социальная структура брибри организована в кланы. Каждый клан состоит из большой семьи. Клановая система матрилинейна ; то есть клан ребенка определяется кланом, к которому принадлежит его мать. Это дает женщинам очень важное место в обществе Брибри, поскольку они единственные, кто может наследовать землю и готовить священный напиток какао ( Theobroma cacao ), необходимый для их ритуалов. Роли мужчин определяются их кланом, и эти роли часто предназначены исключительно для мужчин. Примерами этих ролей являются «ава» или шаман и «око» — единственный человек, которому разрешено прикасаться к останкам умерших, петь погребальные песни и готовить еду, съеденную на похоронах.

Золотая фигурка Сибу с головой орла. Museo del Oro Precolombino , Сан-Хосе , Коста-Рика .

Какао, как и большинство коренных народов юга Коста-Рики и северной Панамы, имеет особое значение в культуре брибри. Для них дерево какао было женщиной, которую Сибу (Бог) превратил в дерево. Ветки какао никогда не используются в качестве дров, и только женщинам разрешено готовить и подавать священный напиток. Какао используется в особых случаях, церемониях и некоторых обрядах посвящения, например, когда у молодых девушек наступает первая менструация. В настоящее время существует несколько женских ассоциаций Брибри, которые производят органический шоколад ручной работы, который помогает им в заработке.

Шаман » , , или « ава занимает очень важное место в обществе Брибри. Авапа (множественное число от ава ) тренируются с 8-летнего возраста; Говорят, что обучение продлится от 10 до 15 лет. Только определенным кланам разрешено стать авапа . Поскольку род происходит по материнской линии, ава не может обучать собственных сыновей, а скорее сыновей своих родственниц.

Все знания передаются устно от старшего ава ученику. Целебные практики Брибри сочетают в себе фитотерапию и духовное исцеление. В их традиции болезни могут исходить от злых духов, приходящих из океана на западе, они также могут быть вызваны аморальным поведением человека или колдовством завистливых соседей. Чтобы исцелиться, ава должен выучить специальные песни, которые позволяют ему соединиться с духами растения, болезни и человека. Как только эта связь установлена, ава беседует со всеми тремя духами, пока с помощью духа растения не убедит болезнь покинуть человека.

Духовная практика Брибри сосредоточена вокруг конического дома. Конические дома можно встретить у многих амазонских групп, принадлежащих к языковой семье макро-чибчан . Конический дом является символическим изображением Вселенной. Его поддерживают восемь колонн, символизирующих животных, которые помогли Сибу построить Вселенную. В доме есть четыре уровня, представляющие четыре уровня мира, причем нижний уровень — это план, в котором мы живем. На втором уровне обитают духи растений и животных, а также хозяева рек, здесь живут помощники Сибу. На третьем уровне вселенной живут духи, вызывающие болезни и страдания и периодически сходящиеся, чтобы причинить горе на земле. На последнем и самом высоком уровне конического дома живет Сибу в сопровождении своего помощника, короля стервятников. На этом же уровне обитают и самые злые духи. Брибри объясняют это тем, что Сибу держит их там взаперти, как надзиратель держит заключенных в тюрьме. Под миром, в котором мы живем, есть еще три уровня. Одно из них — место, куда попадают души Брибри после смерти.

Королевский стервятник ( Sarcoramphus papa )

Королевский стервятник ( Sarcoramphus papa ) занимает важное место в космологии Брибри. Он единственный, кто может летать достаточно высоко, чтобы достичь вершины Вселенной, и, таким образом, служит связующим звеном между Сибу и другими мирами. Считается, что в то время как обычные стервятники, которые являются его помощниками, ночуют на деревьях, как и другие птицы, король стервятников встает спать с Сибу после еды.

Сельское хозяйство является основным видом деятельности Брибри. Брибри изолированы и разработали обширную систему бартера . В одной небольшой группе брибри, живущей в общине под названием Кекольди , насчитывается всего около 200 человек. Они участвуют в уникальной практике выращивания игуан . Этих игуан выпускают в лес, чтобы любой другой Брибри мог охотиться на них ради еды и шкуры. [22] Ферма работает уже 11 лет и насчитывает около 2000 игуан и 2000000 яиц. Игуаны остаются на ферме до пятилетнего возраста, после чего их выпускают в дикую природу. Кекольди сохранили свою культуру.

Некоторые брибри из молодого поколения переняли цифровые технологии, которые познакомили их с новыми культурными влияниями. Однако некоторые старейшины брибри считают, что это внешнее культурное влияние представляет собой угрозу их традициям и культуре, которая исторически сопротивлялась ассимиляции со стороны посторонних. [5]

Некоммерческие организации в этом районе

[ редактировать ]

Мост [23] — это некоммерческая организация, работающая с людьми Брибри, предлагающая образовательную помощь, питание и микрозаймы. Их цель – помочь семьям и отдельным людям стать самодостаточными. Эль-Пуэнте также предлагает возможности для волонтерской работы в сфере образования, включая документирование и сохранение сада с лекарственными растениями, приготовление и подачу блюд на общественной кухне, а также работу с местными семейными фермерами.

Серфинг на всю жизнь [24] — это некоммерческая организация, созданная для того, чтобы помочь путешественникам участвовать в общественных работах, приносящих пользу прибрежным сообществам по всему миру. Их миссия состоит в том, чтобы собрать команды « добровольцев-туристов » для поездок на различные объекты проекта, где они выступают в качестве практических работников и защитников доброй воли. Добровольцы объединяются, чтобы собрать деньги для проектов, приносящих пользу Брибри. В марте 2010 года команды Surf For Life успешно восстановили основную конструкцию и деревянные доски подвесного моста в горах. Теперь семьи, живущие на другом берегу реки, снова могут безопасно использовать мост для повседневного доступа к таким предметам первой необходимости, как еда и вода, школа и медицинские услуги.

Фонд тропических приключений [25] работает внутри резервации. Они проводят обучение, чтобы помочь брибри создавать устойчивый доход для своих сообществ, одновременно стремясь помочь племени сохранить свой язык и культуру. Tropical Adventures приветствует волонтеров и предоставляет возможности, в том числе: преподавание английского языка, переработку отходов и экологическое образование, проект по лекарственным растениям, органическое земледелие, реабилитацию дикой природы, шоколадную фабрику, связи с общественностью и маркетинг, помощь домам престарелых, покраску, строительство и общее техническое обслуживание, проекты начальной школы, и обслуживание трасс.

Проект Таламанка [26] предоставляет бесплатную медицинскую и стоматологическую помощь народам брибри и кабекар Таламанки в сотрудничестве с CCSS ( Caja Costarricense de Seguro Social). [27] ) и местные племенные организации. Под руководством основателя, доктора Питера С. Аборна, DDS, группы профессиональных и студентов-волонтеров лечат пациентов во время недельных визитов в заповедник два раза в год. [28] [29] [30] Команда волонтеров доктора Аборна стремится оказывать бесплатную помощь пациентам в наименее доступных регионах Таламанки. Они также проводят исследования вирусных заболеваний, эндемичных для этого региона, и спонсируют стипендию студенту Брибри для профессионального изучения стоматологии.

Известные люди происхождения Брибри

[ редактировать ]
  1. ^ Язык брибри в Ethnologue (16-е изд., 2009 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ Jump up to: а б «Борука, Брибри и Кабекар - Ориентация». Страны и их культуры. (получено 30 ноября 2011 г.)
  3. ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 10. ISBN  978-0-7864-5169-2 .
  4. ^ Подробное исследование см. в книге Алансона Скиннера, «Заметки о брибри Коста-Рики» (Музей американских индейцев, Фонд Хей, 1920).
  5. ^ Jump up to: а б «Коста-Рика: культура взяточничества под угрозой» . Пулитцеровский центр . Проверено 1 июля 2022 г.
  6. ^ Ромеро, Мэтт. «Коренные народы Панамы: Путеводитель по 7 группам и культурам» . Панама Лайф Инсайдер . Проверено 17 июня 2022 г.
  7. ^ «Панама – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 17 июня 2022 г.
  8. ^ «Коста-Рика – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 17 июня 2022 г.
  9. ^ Родригес, Мариана (2019). «Социально-экологическая память и реакция на изменение биоразнообразия в сообществе брибри в Коста-Рике» . Амбио . 48 (12): 1470–1481. Бибкод : 2019Амбио..48.1470R . дои : 10.1007/s13280-019-01176-z . ПМК   6882959 . ПМИД   30963464 .
  10. ^ Jump up to: а б «Кто такие Брибри?» . Эль Пуэнте – Мост . Проверено 27 июня 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Дорис (1962). «Таламанканские племена Коста-Рики: историческая направленность» . Библиотека Уайденера Гарвардского университета . Проверено 17 июня 2022 г.
  12. ^ Вудворд, Ральф Ли (1999). Центральная Америка, разделенная нация (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 32–34. ISBN  9780195083767 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Бургуа, Филипп I. (1989). Этническая принадлежность на работе: разделенный труд на банановой плантации в Центральной Америке . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 1–36.
  14. ^ Jump up to: а б Муньос, Эдуардо (2009). «Расследование раскрывает подробности о последнем вожде» . Университетский еженедельник . Проверено 26 июня 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б Гонсалес Васкес, Фернандо (2010). «Король, родившийся в Коста-Рике» . Нация . Проверено 26 июня 2022 г.
  16. ^ Солури, Джон (2005). Банановые культуры: сельское хозяйство, потребление и изменения окружающей среды в Гондурасе и США . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 52–54. ISBN  9780292796836 .
  17. ^ де Фабрега, Анри (январь – март 1903 г.). «Фольклор индейцев брибри и брунка в Коста-Рике» . Журнал американского фольклора . 16 (60): 1–9. дои : 10.2307/533669 . JSTOR   533669 .
  18. ^ Палмер, Паула. (1993). Забота о дарах Сибо: экологический трактат из заповедника коренных народов Кекёлди в Коста-Рике . Санчес, Хуанита., Майорга, Глория. (2-е изд.). Сан-Хосе, Коста-Рика: Ассоциация по комплексному развитию заповедника коренных народов Коклес/Кекёлди. стр. 63–64. ISBN  9977880190 . ОСЛК   30936235 .
  19. ^ «Панама» . Объект владения . Проверено 27 июня 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б с «Некоторый прогресс и сложное наследие спустя 10 месяцев после убийства Серхио Рохаса» . Тико Таймс | Новости Коста-Рики | Путешествия | Недвижимость . 18 января 2020 г. Проверено 27 июня 2022 г.
  21. ^ «Бри-Бри, новый регион, который может умереть в своей колыбели» . Панама Америка . 3 марта 2012 г.
  22. ^ Палмер, Паула. (1993). Забота о дарах Сибо: экологический трактат из заповедника коренных народов Кекёлди в Коста-Рике . Санчес, Хуанита., Майорга, Глория. (2-е изд.). Сан-Хосе, Коста-Рика: Ассоциация по комплексному развитию заповедника коренных народов Коклес/Кекёлди. стр. 74–78. ISBN  9977880190 . ОСЛК   30936235 .
  23. ^ "дом" . Эль Пуэнте – Мост . Проверено 28 августа 2021 г.
  24. ^ «Серфинг ради жизни» . Серфинг на всю жизнь . Проверено 28 августа 2021 г.
  25. ^ «Приключенческое путешествие» . Тропические приключения . Проверено 28 августа 2021 г.
  26. ^ «Проект Таламанка» . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г. Проверено 4 марта 2009 г.
  27. ^ «CCSS — Фонд социального обеспечения Коста-Рики» . www.ccss.sa.cr. Проверено 28 августа 2021 г.
  28. Стоматологи из США и Тико приносят навыки и надежду в Таламанку. Архивировано 4 августа 2009 г., в Wayback Machine.
  29. ^ «AM Costa Rica: ваш ежедневный источник новостей на английском языке» . www.amcostarica.com . Проверено 28 августа 2021 г.
  30. ^ «Солидарность проникает в горы Таламанки» . Проверено 28 августа 2021 г.
  31. ^ «Коста-Рика назначает Гильермо Родригеса первым послом коренных народов» . Тико Таймс | Новости Коста-Рики | Путешествия | Недвижимость . 11 декабря 2018 г. Проверено 27 июня 2022 г.
  32. ^ Аррьета, Эстебан (13 ноября 2018 г.). «Первый представитель коренного населения, назначенный послом в Боливии» . Республика .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31905f2ec8d8de2b153c6816e703f830__1721129100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/30/31905f2ec8d8de2b153c6816e703f830.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bribri people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)