Малеку люди
Малеку — коренной ) народ Коста-Рики, проживающий в заповеднике коренных народов Гуатусо недалеко от города Гуатусо ( Сан-Рафаэль-де-Гуатусо . Исторически они были также известны как Гуатузо . [1] название, используемое испанскими поселенцами. около 600 аборигенов , что делает это самое маленькое племя Коста-Рики. В заповеднике проживает [2] но в сообщество пришли и посторонние. До испанского поселения их территория простиралась на запад до Ринкон-де-ла-Вьеха и включала вулкан Ареналь на юге и Рио-Селеста как священные места. Сегодня их резерв сосредоточен к югу от Сан-Рафаэль-де-Гуатузо , в часе езды к северу от Ла Фортуны .
История
[ редактировать ]Малеку исторически жили в водоразделе Рио-Фрио на географической территории в 2500 квадратных миль. [3] [4] Они оставались неоткрытыми до 1750 года, с приходом испанских поселенцев. Между 1868 и 1900 годами никарагуанские фермеры, выращивающие каучук, мигрировали на территорию Малеку, часто в составе вооруженных банд, претендуя на традиционные территории Малеку. Последовавшая за этим смерть, порабощение и изгнание Малеку в конечном итоге закончились благодаря влиянию католических миссионеров , в частности епископа Бернардо Аугусто Тиля. Миссия Тиля по «цивилизации» и «христианизации» Малеку сосуществовала с желанием положить конец порабощению и геноциду такого коренного населения. [4] Он снабжал малеку инструментами и огнестрельным оружием, поощряя развитие европейских методов ведения сельского хозяйства и лоббировал в правительстве наказание граждан, захвативших коренное население. Кроме того, он давал людям и местам испанские имена, несмотря на то, что знал термины Малеку. [5] Западные инструменты, стандарты одежды и экономические системы, такие как коммерческое сельское хозяйство, оказали влияние на малеку, как и на другие коренные народы Америки. Однако христианская традиция не превзошла традиционные верования Малеку из-за отсутствия постоянного представительства и языкового барьера. [4] Однако насильственное вторжение, культурные и экономические ограничения, а также такие болезни, как малярия, действительно уменьшили численность населения до контакта с 6000 человек до нынешних 600 человек. [5]
описывает Британская энциклопедия 1911 года их как активный, выносливый народ, который всегда сохранял враждебность по отношению к испанцам и сохранял свою независимость, а их язык указывает на то, что они представляют собой отдельную группу. [1] Древние авторы описывали их как очень светлых, со светлыми волосами, и эти сообщения, после того как они были взорваны, привели к убеждению, что они были европейскими гибридами. [1] По состоянию на 1911 год их осталось очень мало. [1]
Культура
[ редактировать ]Общество Малеку было традиционно эгалитарным, с небольшим внутренним расслоением и характерным гендерным разделением труда. [5] Их религия политеистична и ориентирована на природу. Многие аспекты культуры Малеку все еще практикуются сегодня, о чем свидетельствует создание традиционного искусства для экономического существования. Их культура также знакомится с посетителями посредством туров, которые они предлагают, которые включают культурную информацию, такую как история, диета, а также программа и идеология лесовосстановления. [6] Хотя присутствие католических миссионеров служило защитой в эпоху испанских поселений, условия участия не оставались экономическими и включали частичную утрату культурных обычаев. [7] Однако в 2016 году лингвист Карлос Санчес Авенданьо создал словари для трех коста-риканских племен, включая малеку, чтобы способствовать сохранению культуры среди молодежи коренных народов. [8] Эти словари охватывают конкретные темы, такие как дикая природа, приоритетная для каждого племени, и рецепты, а также язык в целом, и также должны быть общедоступными. Кроме того, работа выходит за рамки перевода и отражает культурную перспективу, например, включая летучих мышей и насекомых как летающих животных в словарь животных Малеку.
Малеку больше не живут в своих традиционных домах, поскольку деревья, необходимые для их строительства, сейчас находятся под угрозой исчезновения , и они не носят своей традиционной одежды. Сегодня в деревнях в основном есть цементные дома, но все еще есть несколько традиционных домов, используемых для церемоний в качестве туристических достопримечательностей. Малеку традиционно хоронят своих умерших прямо в своих домах, поэтому о мертвых никогда не забывают. [4] Живя в цементных домах, Малеку пришлось получать специальное разрешение от правительства Коста-Рики, чтобы хоронить своих умерших на своих задних дворах. (Дополнительную информацию о религиозных верованиях см. в мифологии Гаутуса .) Кроме того, помимо тех, которые были созданы для туристической индустрии, традиционные глиняные горшки в значительной степени были заменены алюминиевыми. [5]
Диета
[ редактировать ]Их традиционная диета состояла из различных растений и животных тропических лесов. [9] Животные источники включают большое разнообразие рыб и черепах из рек Рио-Фрио, Рио-Соль и Каньо-Негро. Малеку продолжают охотиться за мясом игуаны и используют шкуру для изготовления своих традиционных барабанов . Черепахи имеют особое культурное значение, что отражено в ежегодном обряде совместной охоты на черепах. [5] Некоторые растения, хотя и умеренно токсичны, все же являются частью традиционной диеты малеку. Лекарственные растения также важны для Малеку, особенно с учетом их сельского расположения и удаленности от основных медицинских центров. [10] Различные виды чичи , например банан и маниока, употребляются для обозначения дружбы на общественных собраниях, праздниках и обменах. [5]
Некоторые животные специально не употребляются в пищу, несмотря на то, что они являются местными для этой земли. Дикие или домашние животные с рогами, такие как коровы и олени, религиозно запрещены, как и обезьяны-ревуны и капуцины. [5]
Бронировать
[ редактировать ]Заповедник состоит из трех «паленке» или деревень: Паленке-Соль, Паленке-Тонджибе и Паленке-Маргарита. [4] Эти паленке собираются несколько раз в год на общественных и праздничных собраниях; исторически они также объединялись в военном отношении против внешних угроз. [5] В заповеднике есть две начальные школы, в которых преподают язык малеку ( язык чибчан ) и культуру. [9]
Заповедник Малеку фактически ограничен 15% территории, предоставленной ему правительством Коста-Рики при основании резервации в 1976 году. [3] Таким образом, из 11,5 квадратных миль, считающихся по закону резервными землями, малеку владеют менее 2 квадратных миль. Хотя по закону земля принадлежит Малеку, это не соблюдается; большая часть остается невозвращенной, поскольку до этого времени она была продана или продана некоренному населению в ходе неравномерного обмена. Из-за присвоения земель Малеку 62% жителей официально обозначенного заповедника Малеку в настоящее время не являются представителями Малеку. Поэтому некоторые малеку начали незаконно оккупировать земли, которые они считают своими. Один мужчина утверждает, что иностранцам следует хранить свои футболки и другие безделушки, потому что Малеку может обеспечить мир кислородом, выращивая растения. [2] Между тем, плотины, водопроводные системы и другие правительственные проекты ставят под угрозу контроль коренных народов над водой как ресурсом и священным веществом. [5]
Экономика
[ редактировать ]Как и многие другие коренные народы Коста-Рики, сегодня малеку полагаются на туристическую индустрию для экономического выживания. Они приглашают туристов посетить и совершить поездку по своим деревням, хотя большинство туристов предпочитают видеть, как они проводят церемонии в традиционной пальмовой одежде в соседнем городе Ла Фортуна . [3] Однако туристы, посещающие деревни, лучше понимают культуру Малеку, даже если в наше время она несколько уменьшилась. Можно посетить традиционные сады целебных растений и полюбоваться животными, которые до сих пор обитают в лесу, включая туканов , лягушек и обезьян.
Помимо туров, Малеку также создают произведения искусства коренных народов на продажу; резные изделия, картины с изображением деревянных масок и жукар (чаш из тыквы) и музыкальных инструментов - их самые популярные предметы. [3] [11] Такие изделия сохраняют культурную историю Малеку и подчеркивают священность земли и животных, а в деревянных масках, в частности, используются только остатки окружающих деревьев, а не уничтожение живых. [12] Их продают туристам в деревнях или доставляют в такие города, как Сан-Хосе, для продажи там. [9] Большинство жителей деревень (включая детей) занимаются каким-либо искусством или помогают, рубя и заготавливая необходимые деревья пробкового дерева или фрукты, необходимые для проектов. Кроме того, многие взрослые периодически покидают резервацию, чтобы работать в другом месте или переехать навсегда. [3] Уровень безработицы в Малеку, составляющий 10%, является самым высоким среди всех коренных общин Коста-Рики; самообеспечение еще больше ухудшается из-за небольшой территории, которая исключает их традиционную зависимость от охоты и рыбалки.
Животный символизм
[ редактировать ]В истории Малеку животные всегда занимали особо священную часть своей жизни наряду с природой. В результате народ Малеку придал некоторым животным, обитающим в Коста-Рике, определенные символические характеристики. Эти символические характеристики соответствуют поведению и характеристикам этих животных в дикой природе, а также их роли в некоторых их традиционных историях, составляющих историю Малеку. Ниже приведены лишь некоторые из того, что можно найти в их произведениях искусства:
- Ягуар — жестокий и мудрый лидер, страстно любящий природу. Иногда озорной.
- Алый ара – Верность и хороший брак.
- Бабочка Морфо – Мира, любви и удачи.
- Змея - Олицетворяет Шамана племени. Тот, кто заботится о других посредством медицинских знаний.
- Сова – Мудрая и способная видеть сквозь тьму.
- Тукан – Внутренняя и внешняя красота женщины.
Политика
[ редактировать ]В январе 2012 года Совет племени Малеку получил национальное признание в качестве зарегистрированного руководящего органа. [ нужна ссылка ] Эта группа курирует лесовосстановление родных земель, а ее правовой статус позволяет ей подавать заявки на гранты на общественные проекты. Например, ранчо , здание, используемое для заседаний Совета и традиционных церемоний, со временем пришло в упадок и загорелось, что вызвало необходимость восстановления; эти усилия достигли полного финансирования в 2013 году. Что еще более спорно, группа Малеку начала оккупацию частного поместья на территории заповедника 10 декабря 2012 года. [3] Оккупация длилась три месяца. Однако, похоже, это не оказало существенного влияния на историческое и продолжающееся присвоение земель Малеку.
В 2013 году Джеффри Лопес написал и снял короткометражный документальный фильм «Торо Хами» (Каньо Негро на языке Малеку) о Малеку. [13] [14] Видео продолжительностью всего пятнадцать минут и на испанском языке, и на языке Малеку рассказывает двум старейшинам Малеку о культурных обычаях и текущих препятствиях, с которыми сталкивается их народ. Описаны две основные внешние силы: правительство и частные интересы. В частности, управляемый на федеральном уровне заповедник дикой природы Каньо-Негро , основанный в 1984 году, ограничивает использование коренными народами водно-болотных угодий, традиционно являющихся основным источником пищи для малеку. Это не только усложняет доступ к продовольствию, но и рыбная ловля имеет культурное значение для малеку: согласно религии малеку, одним из наказаний для тех, кто плохо себя ведет, является наличие «хрупких рыболовных сетей», что подтверждает социальную и культурную значимость рыбной ловли. [5] Между тем, транснациональные отрасли, такие как компании по производству ананасов и местные владельцы ранчо, считаются разрушающими природу, что противоречит философии Малеку, которая отдает приоритет экологической стабильности и священному значению воды. [5] [14] Старейшины Малеку называют потерю сельскохозяйственных животных и свою неспособность вести производственные переговоры с такими сторонами основными проблемами, возникающими в современном мире.
Словарный запас и язык
[ редактировать ]70% племени говорит на языке малеку . Более обширный список терминов см. в разделе « Язык малеку» .
- капи капи = привет
- эй = да
- скучно = нет
- ирри миотем? = как тебя зовут?
- миотен ... = меня зовут ...
- аррачапи кахоле = я бы хотел чашку кофе
- rekeki kerakou = пойдем (куда-то)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 665.
- ^ Перейти обратно: а б «Коренное племя Малеку» . Малеку, индейцы Коста-Рики . Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майнор, Джессика (26 марта 2013 г.). «Жизнь, здоровье, чистота и выживание: малеку Коста-Рики борются за возвращение утраченных земель | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кастильо Васкес, Роберт (20 мая 2011 г.). «Епископ Бернардо Аугусто Тиль и коренной народ Малеку Северной зоны Коста-Рики» . Размышления : 53–70.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Монтойя-Гринхек, Филип; Карвахаль, Кеннет; Комнаты, Ури. «ОПИСАНИЕ ВОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОСТА-РИКЕ: НАРОД МАЛЕКУ» (PDF) .
- ^ «Туры по деревне Малеку» . Малеку . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Кастильо Васкес, Роберт (20 мая 2011 г.). «Епископ Бернардо Аугусто Тиль и коренной народ Малеку Северной зоны Коста-Рики» .
- ^ Кото, Кэтзи О'Нил (12 декабря 2016 г.). «UCR собирает местные знания о животных» . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коренной Малеку» . www.amadeus.co.cr . Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ Уоддингтон, Рэй. «Коренные народы мира — Малеку» . www.peoplesoftheworld.org . Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ Виндинг, Диана; Грей, Эндрю; и Парельяда, Аллехандро (1998). От принципов к практике: коренные народы и сохранение биоразнообразия в Латинской Америке , стр. 234–37. ИГГИА. ISBN 87-984110-5-5 .
- ^ «Маски Малеку переводят культурный язык» . www.diarioextra.com (на испанском языке) . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ «Документальный фильм показывает проблемы, с которыми сталкивается коренной народ Малеку в Коста-Рике» . Внутри Коста-Рики . 4 апреля 2013 года . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Торо Хами Реж. Джеффри Лопес. Ассоциация народных инициатив Дитцё,