Jump to content

Малеку люди

Традиционная травяная хижина на заставе Малеку недалеко от Ла Фортуны, Коста-Рика.

Малеку коренной ) народ Коста-Рики, проживающий в заповеднике коренных народов Гуатусо недалеко от города Гуатусо ( Сан-Рафаэль-де-Гуатусо . Исторически они были также известны как Гуатузо . [1] название, используемое испанскими поселенцами. около 600 аборигенов , что делает это самое маленькое племя Коста-Рики. В заповеднике проживает [2] но в сообщество пришли и посторонние. До испанского поселения их территория простиралась на запад до Ринкон-де-ла-Вьеха и включала вулкан Ареналь на юге и Рио-Селеста как священные места. Сегодня их резерв сосредоточен к югу от Сан-Рафаэль-де-Гуатузо , в часе езды к северу от Ла Фортуны .

Малеку исторически жили в водоразделе Рио-Фрио на географической территории в 2500 квадратных миль. [3] [4] Они оставались неоткрытыми до 1750 года, с приходом испанских поселенцев. Между 1868 и 1900 годами никарагуанские фермеры, выращивающие каучук, мигрировали на территорию Малеку, часто в составе вооруженных банд, претендуя на традиционные территории Малеку. Последовавшая за этим смерть, порабощение и изгнание Малеку в конечном итоге закончились благодаря влиянию католических миссионеров , в частности епископа Бернардо Аугусто Тиля. Миссия Тиля по «цивилизации» и «христианизации» Малеку сосуществовала с желанием положить конец порабощению и геноциду такого коренного населения. [4] Он снабжал малеку инструментами и огнестрельным оружием, поощряя развитие европейских методов ведения сельского хозяйства и лоббировал в правительстве наказание граждан, захвативших коренное население. Кроме того, он давал людям и местам испанские имена, несмотря на то, что знал термины Малеку. [5] Западные инструменты, стандарты одежды и экономические системы, такие как коммерческое сельское хозяйство, оказали влияние на малеку, как и на другие коренные народы Америки. Однако христианская традиция не превзошла традиционные верования Малеку из-за отсутствия постоянного представительства и языкового барьера. [4] Однако насильственное вторжение, культурные и экономические ограничения, а также такие болезни, как малярия, действительно уменьшили численность населения до контакта с 6000 человек до нынешних 600 человек. [5]

описывает Британская энциклопедия 1911 года их как активный, выносливый народ, который всегда сохранял враждебность по отношению к испанцам и сохранял свою независимость, а их язык указывает на то, что они представляют собой отдельную группу. [1] Древние авторы описывали их как очень светлых, со светлыми волосами, и эти сообщения, после того как они были взорваны, привели к убеждению, что они были европейскими гибридами. [1] По состоянию на 1911 год их осталось очень мало. [1]

Культура

[ редактировать ]

Общество Малеку было традиционно эгалитарным, с небольшим внутренним расслоением и характерным гендерным разделением труда. [5] Их религия политеистична и ориентирована на природу. Многие аспекты культуры Малеку все еще практикуются сегодня, о чем свидетельствует создание традиционного искусства для экономического существования. Их культура также знакомится с посетителями посредством туров, которые они предлагают, которые включают культурную информацию, такую ​​​​как история, диета, а также программа и идеология лесовосстановления. [6] Хотя присутствие католических миссионеров служило защитой в эпоху испанских поселений, условия участия не оставались экономическими и включали частичную утрату культурных обычаев. [7] Однако в 2016 году лингвист Карлос Санчес Авенданьо создал словари для трех коста-риканских племен, включая малеку, чтобы способствовать сохранению культуры среди молодежи коренных народов. [8] Эти словари охватывают конкретные темы, такие как дикая природа, приоритетная для каждого племени, и рецепты, а также язык в целом, и также должны быть общедоступными. Кроме того, работа выходит за рамки перевода и отражает культурную перспективу, например, включая летучих мышей и насекомых как летающих животных в словарь животных Малеку.

Малеку больше не живут в своих традиционных домах, поскольку деревья, необходимые для их строительства, сейчас находятся под угрозой исчезновения , и они не носят своей традиционной одежды. Сегодня в деревнях в основном есть цементные дома, но все еще есть несколько традиционных домов, используемых для церемоний в качестве туристических достопримечательностей. Малеку традиционно хоронят своих умерших прямо в своих домах, поэтому о мертвых никогда не забывают. [4] Живя в цементных домах, Малеку пришлось получать специальное разрешение от правительства Коста-Рики, чтобы хоронить своих умерших на своих задних дворах. (Дополнительную информацию о религиозных верованиях см. в мифологии Гаутуса .) Кроме того, помимо тех, которые были созданы для туристической индустрии, традиционные глиняные горшки в значительной степени были заменены алюминиевыми. [5]

Их традиционная диета состояла из различных растений и животных тропических лесов. [9] Животные источники включают большое разнообразие рыб и черепах из рек Рио-Фрио, Рио-Соль и Каньо-Негро. Малеку продолжают охотиться за мясом игуаны и используют шкуру для изготовления своих традиционных барабанов . Черепахи имеют особое культурное значение, что отражено в ежегодном обряде совместной охоты на черепах. [5] Некоторые растения, хотя и умеренно токсичны, все же являются частью традиционной диеты малеку. Лекарственные растения также важны для Малеку, особенно с учетом их сельского расположения и удаленности от основных медицинских центров. [10] Различные виды чичи , например банан и маниока, употребляются для обозначения дружбы на общественных собраниях, праздниках и обменах. [5]

Некоторые животные специально не употребляются в пищу, несмотря на то, что они являются местными для этой земли. Дикие или домашние животные с рогами, такие как коровы и олени, религиозно запрещены, как и обезьяны-ревуны и капуцины. [5]

Бронировать

[ редактировать ]

Заповедник состоит из трех «паленке» или деревень: Паленке-Соль, Паленке-Тонджибе и Паленке-Маргарита. [4] Эти паленке собираются несколько раз в год на общественных и праздничных собраниях; исторически они также объединялись в военном отношении против внешних угроз. [5] В заповеднике есть две начальные школы, в которых преподают язык малеку ( язык чибчан ) и культуру. [9]

Заповедник Малеку фактически ограничен 15% территории, предоставленной ему правительством Коста-Рики при основании резервации в 1976 году. [3] Таким образом, из 11,5 квадратных миль, считающихся по закону резервными землями, малеку владеют менее 2 квадратных миль. Хотя по закону земля принадлежит Малеку, это не соблюдается; большая часть остается невозвращенной, поскольку до этого времени она была продана или продана некоренному населению в ходе неравномерного обмена. Из-за присвоения земель Малеку 62% жителей официально обозначенного заповедника Малеку в настоящее время не являются представителями Малеку. Поэтому некоторые малеку начали незаконно оккупировать земли, которые они считают своими. Один мужчина утверждает, что иностранцам следует хранить свои футболки и другие безделушки, потому что Малеку может обеспечить мир кислородом, выращивая растения. [2] Между тем, плотины, водопроводные системы и другие правительственные проекты ставят под угрозу контроль коренных народов над водой как ресурсом и священным веществом. [5]

Экономика

[ редактировать ]

Как и многие другие коренные народы Коста-Рики, сегодня малеку полагаются на туристическую индустрию для экономического выживания. Они приглашают туристов посетить и совершить поездку по своим деревням, хотя большинство туристов предпочитают видеть, как они проводят церемонии в традиционной пальмовой одежде в соседнем городе Ла Фортуна . [3] Однако туристы, посещающие деревни, лучше понимают культуру Малеку, даже если в наше время она несколько уменьшилась. Можно посетить традиционные сады целебных растений и полюбоваться животными, которые до сих пор обитают в лесу, включая туканов , лягушек и обезьян.

Помимо туров, Малеку также создают произведения искусства коренных народов на продажу; резные изделия, картины с изображением деревянных масок и жукар (чаш из тыквы) и музыкальных инструментов - их самые популярные предметы. [3] [11] Такие изделия сохраняют культурную историю Малеку и подчеркивают священность земли и животных, а в деревянных масках, в частности, используются только остатки окружающих деревьев, а не уничтожение живых. [12] Их продают туристам в деревнях или доставляют в такие города, как Сан-Хосе, для продажи там. [9] Большинство жителей деревень (включая детей) занимаются каким-либо искусством или помогают, рубя и заготавливая необходимые деревья пробкового дерева или фрукты, необходимые для проектов. Кроме того, многие взрослые периодически покидают резервацию, чтобы работать в другом месте или переехать навсегда. [3] Уровень безработицы в Малеку, составляющий 10%, является самым высоким среди всех коренных общин Коста-Рики; самообеспечение еще больше ухудшается из-за небольшой территории, которая исключает их традиционную зависимость от охоты и рыбалки.

Животный символизм

[ редактировать ]

В истории Малеку животные всегда занимали особо священную часть своей жизни наряду с природой. В результате народ Малеку придал некоторым животным, обитающим в Коста-Рике, определенные символические характеристики. Эти символические характеристики соответствуют поведению и характеристикам этих животных в дикой природе, а также их роли в некоторых их традиционных историях, составляющих историю Малеку. Ниже приведены лишь некоторые из того, что можно найти в их произведениях искусства:

  • Ягуар — жестокий и мудрый лидер, страстно любящий природу. Иногда озорной.
  • Алый ара – Верность и хороший брак.
  • Бабочка Морфо – Мира, любви и удачи.
  • Змея - Олицетворяет Шамана племени. Тот, кто заботится о других посредством медицинских знаний.
  • Сова – Мудрая и способная видеть сквозь тьму.
  • Тукан – Внутренняя и внешняя красота женщины.

Политика

[ редактировать ]

В январе 2012 года Совет племени Малеку получил национальное признание в качестве зарегистрированного руководящего органа. [ нужна ссылка ] Эта группа курирует лесовосстановление родных земель, а ее правовой статус позволяет ей подавать заявки на гранты на общественные проекты. Например, ранчо , здание, используемое для заседаний Совета и традиционных церемоний, со временем пришло в упадок и загорелось, что вызвало необходимость восстановления; эти усилия достигли полного финансирования в 2013 году. Что еще более спорно, группа Малеку начала оккупацию частного поместья на территории заповедника 10 декабря 2012 года. [3] Оккупация длилась три месяца. Однако, похоже, это не оказало существенного влияния на историческое и продолжающееся присвоение земель Малеку.

В 2013 году Джеффри Лопес написал и снял короткометражный документальный фильм «Торо Хами» (Каньо Негро на языке Малеку) о Малеку. [13] [14] Видео продолжительностью всего пятнадцать минут и на испанском языке, и на языке Малеку рассказывает двум старейшинам Малеку о культурных обычаях и текущих препятствиях, с которыми сталкивается их народ. Описаны две основные внешние силы: правительство и частные интересы. В частности, управляемый на федеральном уровне заповедник дикой природы Каньо-Негро , основанный в 1984 году, ограничивает использование коренными народами водно-болотных угодий, традиционно являющихся основным источником пищи для малеку. Это не только усложняет доступ к продовольствию, но и рыбная ловля имеет культурное значение для малеку: согласно религии малеку, одним из наказаний для тех, кто плохо себя ведет, является наличие «хрупких рыболовных сетей», что подтверждает социальную и культурную значимость рыбной ловли. [5] Между тем, транснациональные отрасли, такие как компании по производству ананасов и местные владельцы ранчо, считаются разрушающими природу, что противоречит философии Малеку, которая отдает приоритет экологической стабильности и священному значению воды. [5] [14] Старейшины Малеку называют потерю сельскохозяйственных животных и свою неспособность вести производственные переговоры с такими сторонами основными проблемами, возникающими в современном мире.

Словарный запас и язык

[ редактировать ]

70% племени говорит на языке малеку . Более обширный список терминов см. в разделе « Язык малеку» .

  • капи капи = привет
  • эй = да
  • скучно = нет
  • ирри миотем? = как тебя зовут?
  • миотен ... = меня зовут ...
  • аррачапи кахоле = я бы хотел чашку кофе
  • rekeki kerakou = пойдем (куда-то)
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Гуатузос» . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 665.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Коренное племя Малеку» . Малеку, индейцы Коста-Рики . Проверено 05 марта 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майнор, Джессика (26 марта 2013 г.). «Жизнь, здоровье, чистота и выживание: малеку Коста-Рики борются за возвращение утраченных земель | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . Проверено 05 марта 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Кастильо Васкес, Роберт (20 мая 2011 г.). «Епископ Бернардо Аугусто Тиль и коренной народ Малеку Северной зоны Коста-Рики» . Размышления : 53–70.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Монтойя-Гринхек, Филип; Карвахаль, Кеннет; Комнаты, Ури. «ОПИСАНИЕ ВОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОСТА-РИКЕ: НАРОД МАЛЕКУ» (PDF) .
  6. ^ «Туры по деревне Малеку» . Малеку . Проверено 27 марта 2017 г.
  7. ^ Кастильо Васкес, Роберт (20 мая 2011 г.). «Епископ Бернардо Аугусто Тиль и коренной народ Малеку Северной зоны Коста-Рики» .
  8. ^ Кото, Кэтзи О'Нил (12 декабря 2016 г.). «UCR собирает местные знания о животных» . Проверено 23 апреля 2017 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Коренной Малеку» . www.amadeus.co.cr . Проверено 05 марта 2017 г.
  10. ^ Уоддингтон, Рэй. «Коренные народы мира — Малеку» . www.peoplesoftheworld.org . Проверено 05 марта 2017 г.
  11. ^ Виндинг, Диана; Грей, Эндрю; и Парельяда, Аллехандро (1998). От принципов к практике: коренные народы и сохранение биоразнообразия в Латинской Америке , стр. 234–37. ИГГИА. ISBN   87-984110-5-5 .
  12. ^ «Маски Малеку переводят культурный язык» . www.diarioextra.com (на испанском языке) . Проверено 10 апреля 2017 г.
  13. ^ «Документальный фильм показывает проблемы, с которыми сталкивается коренной народ Малеку в Коста-Рике» . Внутри Коста-Рики . 4 апреля 2013 года . Проверено 10 апреля 2017 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Торо Хами Реж. Джеффри Лопес. Ассоциация народных инициатив Дитцё,
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce1e2d904531cdcad5d06dca2235d60e__1694301000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/0e/ce1e2d904531cdcad5d06dca2235d60e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maleku people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)