Коренные народы Коста-Рики
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
114,000 2,4% Коста-Рики населения [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Языки коренных народов , испанский | |
Родственные этнические группы | |
Другие коренные народы Америки |
Коренные жители Коста-Рики , или коренные костариканцы , — это люди, которые жили на территории нынешней Коста-Рики до контакта Европы и Африки, и потомки этих народов. В стране проживает около 114 000 коренных жителей, что составляет 2,4% от общей численности населения. [1] Коренные жители Коста-Рики стремятся сохранить свои культурные традиции и языки.
В 1977 году правительство приняло Закон о коренных народах, согласно которому были созданы заповедники. Всего на территории Коста-Рики расположено 24 территории коренных народов . Получив право голоса только в 1994 году, они все еще борются за свои права, особенно против того, чтобы правительство захватило их землю и игнорировало статьи, которые их защищают. В то время как коренные народы боролись за юридическое признание своих прав, Коста-Рика подписала Декларацию ООН о правах коренных народов в 2007 году. [1]
Коренные жители Коста-Рики принадлежат к восьми основным этническим группам. [1]
История
[ редактировать ]
Первые коренные народы современной Коста-Рики были охотниками и собирателями , а территория была разделена на две культурные области из-за ее географического положения в Промежуточной зоне , между мезоамериканским и Андским культурными регионами. [2] [3] Ее коренные народы жили в Коста-Рике по меньшей мере за 10 000 лет до прибытия испанцев . [4]
Северо-запад страны, полуостров Никойя , был самой южной точкой мезоамериканского культурного влияния, когда испанские завоеватели в шестнадцатом веке пришли . Культура Никойя была крупнейшим каикасго на тихоокеанском побережье Коста-Рики. [2] Центральная и южная части страны принадлежали к Истмо-колумбийской культурной зоне с сильным влиянием муиска , поскольку они были частью территорий, населенных преимущественно носителями чибчанских языков . [3] [5] Культура дикиса процветала с 700 по 1530 год нашей эры. [6]
Христофор Колумб прибыл в Коста-Рику в 1502 году во время своего последнего путешествия по Америке . Коста-Рика получила свое название от Хиля Гонсалеса Давилы, когда он прибыл и думал, что нашел больше всего золота, которое он когда-либо видел; поэтому назвав его «Богатым побережьем». Для испанцев она была менее организованной по сравнению с другими группами коренных народов, которые они обнаружили, главным образом потому, что они жили отдельными группами, а не одной большой группой. Во время колонизации Коста-Рика была очень бедной, главным образом потому, что была изолирована от большинства колоний Испанской империи . Первые колонии, которые были созданы, оказались неудачными из-за болезней, а также погоды влажных тропических лесов. Коста-Рика не становилась провинцией Испании до 1560-х годов, когда было создано сообщество, использовавшее вулканическую почву в сельскохозяйственных целях. К моменту прибытия Колумба здесь проживало около 20 000 уроженцев Коста-Рики, но это число сильно сократилось. Это произошло в первую очередь из-за болезней, особенно оспы, а также того факта, что многие коренные жители были порабощены работой и часто сбегали от нее. [7]
Группы
[ редактировать ]
Борука , юг Коста-Рики
[ редактировать ]В племени борука насчитывается около 2660 человек. Они живут в районе Пунтаренас в Коста-Рике, в одной из первых резерваций, созданных для коренных жителей Коста-Рики. Они популярны благодаря своим ремеслам, особенно маскам, сделанным для «Фиесты де лос Диаблос» — трехдневного фестиваля, на котором устраиваются бои между людьми Борука (изображенными в виде дьяволов) и испанскими конкистадорами (изображенными в виде Быков).
Брибри , южное побережье Атлантического океана
[ редактировать ]Брибри — коренное племя, проживающее в Салитре, Кабагре, Таламанке-Брибри и Кекольди ; Кабекар в Альто Чирипо , Тайни, Таламанка, Кабекар , Телире и Чайна Кича , Бахо Чиррипо , Наири Авари и Ухаррас . [1] Они составляют большинство с правом голоса в районе Пуэрто-Вьехо-де-Таламанка . Численность населения варьируется от 11 000 до 35 000 человек. Брибри имеют особую социальную структуру, организованную в кланы. Каждый клан состоит из большой семьи. Женщины имеют более высокий статус в этом обществе, потому что кланы их детей определяются тем кланом, из которого они происходят . Женщины в обществе Брибри — единственные, кто может наследовать землю и готовить священный напиток из какао, используемый во время ритуалов. Роли мужчин определяются их кланом и часто являются исключительными для мужчин. Духовный лидер, или « ава », очень важен для Бриби, которым у мужчин может быть возможность стать. Так же, как это важно для многих других групп коренных народов Коста-Рики, какао имеет особое значение для брибри. Они верят, что какао-дерево когда-то было женщиной, и бог Сибу превратил ее в дерево. Напиток могут готовить только женщины. Существует множество ассоциаций, производящих шоколад ручной работы, которые помогают этим женщинам. [8]
Кабекар — крупнейшая группа коренных народов Коста-Рики , которая считается наиболее изолированной. Их оттеснили к горам Чиррипо, до которых нужно идти несколько часов. Таким образом, кабекар не знакомились со многими основными предметами, и лишь немногие из них имели возможность получить образование. Они очень традиционны и сохранили свою культуру. Они говорят в основном на своем родном языке, а не на испанском.
Гуайми , юг Коста-Рики, вдоль границы с Панамой.
[ редактировать ]Гуайми, также известные как нгабе, составляют самую многочисленную группу населения Коста-Рики. Они эмигрировали из Панамы в Коста-Рику в 1960-х годах. Их основной источник дохода основан на сельском хозяйстве, где они выращивают бананы, рис, кукурузу, фасоль и многое другое.
Уэтар , Китирриси
[ редактировать ]Китирриси расположены в Сьюдад-Колон и Пурискаль в Центральной долине. Они известны своими корзинами ручной работы и соломенными шляпами.
Малеку , север Алахуэлы
[ редактировать ]Малеку — коренная группа численностью около 600 человек, проживающая в заповеднике коренных народов Сан-Рафаэль-де-Гуатузо . До испанской колонизации их территория простиралась на запад до Ринкон-де-ла-Вьеха и включала вулкан Ареналь на юге и Рио-Селеста как священные места. Сегодня их заповедник находится примерно в часе езды к северу от Ла Фортуны. Хотя до колонизации их земля была намного больше, сейчас они работают над выкупом своей земли у правительства. Их экономика основана на искусстве коренных народов, и многие туристы могут посмотреть, как они исполняют музыкальные произведения в соседней Ла Фортуне . Эта резервация находится в большой опасности, и малеку больше не живут в своих традиционных домах, поскольку деревья также находятся под угрозой исчезновения. Они прилагают все усилия, чтобы защитить свой язык, ведь на нем говорят всего около 300 человек. [9]
Матамбу или Чоротега , Гуанакасте
[ редактировать ]Матамбу, также известный как Чоротега, расположен в Гуанакасте . Чоротегас переводится как «Бегущие люди», поскольку они бежали в Коста-Рику в 500 году нашей эры, чтобы избежать рабства в Южной Мексике. Они связаны с народом майя . Части их мексиканской культуры очевидны в их языке и ритуалах, включая человеческие жертвоприношения. [ нужны разъяснения ] Они известны как самая могущественная группа народов во время испанского завоевания, поскольку они представляли собой организованную военную группу и воевали против испанцев. Есть свидетельства того, что они были демократической страной и избирали касиков , или священников, лидерами, а также что они представляли собой иерархическую группу. Они известны своим сельским хозяйством: сегодня они производят в основном кукурузу и керамику. [10]
Терраба или Терибе, также называемый Насо, юг Коста-Рики.
[ редактировать ]В Террабе проживает около 3305 человек. По состоянию на 2007 год уровень бедности в регионе составлял 19,3%, тогда как в целом по стране он составлял около 3,3%. Она настолько высока, потому что с годами были вырублены их лесные угодья, которые использовались для сельского хозяйства и преимущественного хозяйства. Свой язык они сохранили не так сильно, так как на нем говорят в основном только старейшины. Однако другая, более крупная группа терибе в Панаме использует этот язык, и эти две группы находятся в контакте. [11] Большая группа из племени, живущего в Панаме, действительно использует этот язык, и между двумя группами происходят визиты.
Текущие проблемы
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Существует конфликт по поводу учителей из числа коренных народов, и учащиеся не получают тех же возможностей, что и некоренные народы. В Боруке и Терибе было два случая, когда квалифицированные учителя из числа коренного населения не получили работу в местных школах. Существует также тот факт, что школы, которые посещают коренные народы, не финансируются должным образом, и учащимся не предоставляются такие же ресурсы для обучения. Что касается университетов, коренные жители борются за получение квалификации, чтобы получить более высокооплачиваемую работу. [12]
Земельные вопросы
[ редактировать ]Из 50 900 км Коста-Рики 2 площадь земли, 3344, или 5,9% земли, отнесена к территориям коренных народов. [1] Основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются коренные народы Коста-Рики, главным образом связаны с землей. Фермеры и владельцы ранчо не несут ответственности за свои земли, на которых они работают, потому что они считаются находящимися в резерве или потому, что их земля находится в опасности из-за ведения горнодобывающих и нефтяных работ.
Коренные народы выступают против нынешнего проекта гидроэлектростанции Эль-Дикис , который затопит некоторые земли и затронет многие другие группы. Это затронет семь территорий коренных народов, включая Бриби, Кабекар, Терибе и Брунку. Это будет крупнейшая плотина гидроэлектростанции в Центральной Америке, которая прорежет почти 200 исторических мест и священных мест. [13]
Здравоохранение
[ редактировать ]Коренные народы Коста-Рики часто не получают адекватных медицинских услуг из-за отсутствия доступа: они расположены в труднопроходимой местности, особенно в горах. Только около 26% коренного населения имеют доступ к чистой воде. Поэтому коренные народы склонны полагаться на традиционные методы лечения. Такие группы, как CONAI (Национальная комиссия по делам коренных народов), работающие над улучшением социально-экономического положения коренных народов, попытались объединить эти две медицинские практики. Это не увенчалось успехом, поскольку привело к предвзятости и недостаточному признанию традиционных обычаев коренных народов. В некоторых районах построены поликлиники, но врачи доступны только два дня в неделю. [14]
См. также
[ редактировать ]- Чибчанские языки
- Доколумбовая история Коста-Рики
- Промежуточная зона
- Мезоамерика
- Истмо-Колумбийская зона
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Коренные народы Коста-Рики». Международная рабочая группа по делам коренных народов. Проверено 2 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Культура Большой Никойи - доколумбовая культура Коста-Рики и Никарагуа Никойя.
- ^ Jump up to: а б Хупс, Джон В.; Оскар Фонсека З. (2003). Голдворк и чибчанская идентичность: эндогенные изменения и диффузное единство в Истмо-Колумбийском регионе (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 0-82631-000-1 . Архивировано из оригинала (воспроизведение текста в Интернете) 25 февраля 2009 г.
- ^ Бейкер, Кристофер. «История доколумбовой эпохи» . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Квилтер, Джеффри и Джон В. Хупс, редакторы (2003). Золото и власть в древней Коста-Рике, Панаме и Колумбии . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-294-3 . Архивировано из оригинала (онлайн-воспроизведение текста) 27 марта 2019 г. Проверено 8 сентября 2019 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Дикис " Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Далинг, Тьябель. « Богатое побережье»: взгляд на коренных жителей Коста-Рики» . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ «Язык Брибри» . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Ваас, Эмили. « Богатое побережье»: взгляд на коренных жителей Коста-Рики» . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ «Чоротега - сеть языков коренных американцев» . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Индийский язык Терибе (Насо)» . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ «Обновление 2011 — Коста-Рика» . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Херфорт, Анна. «Продовольственная безопасность, питание и здоровье коренного населения Коста-Рики» . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ Цочок, Иририя. «Коренные народы Коста-Рики: на пути к вымиранию?» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.