Jump to content

Нгебе

Нгебе
Нгебе женщины и мужчины
Общая численность населения
в. 270 000
Регионы со значительной численностью населения
 Панама 260,058 (2010) [ 1 ]
 Коста-Рика 5,360 (2000) [ 2 ]
Языки
язык нгэбере

Нгебе коренной народ на территориях современной Панамы и Коста-Рики в Центральной Америке. Нгабе в основном проживают в комарке Нгабе-Бугли в западнопанамских и провинциях Верагуас , Чирики Торо Бокас-дель- . У них также есть пять территорий коренных народов на юго-западе Коста-Рики площадью 23 600 гектаров: Кото Брус, Аброхос Монтесума, Конте Бурика, Альтос-де-Сан-Антонио и Гуайми-де-Оса. [ 3 ] говорят примерно 200 000–250 000 человек В начале 21 века на языке нгэбере .

Гуайми — устаревшее название, полученное испанскими колонистами от термина буглере, обозначающего этот народ ( гуаймири ). Местные газеты и другие средства массовой информации часто альтернативно пишут имя Нгабе как Нгобе или Нгобе, потому что испанский язык не содержит звука, представленного ä , низкой спинкой, закругленной а , немного выше, чем английское aw в слове увидел . Носители испанского языка слышат ä как о или а . Нгебе означает «народ» на их родном языке Нгабере . Многие нгабе мигрировали в Коста-Рику в поисках работы на кофейных фермах . Нгабере и буглере — отдельные языки языковой семьи чибчан .

Первоначально территория Нгебе простиралась от Тихого океана до Карибского моря , хотя империи или особой «территории Нгебе» никогда не было. Большинство нгабе жили в разбросанных деревнях, которыми управляли вожди и влиятельные семьи. Немногие нгабе, если таковые вообще были, оккупировали горный регион, в котором они сейчас живут. [ 4 ] Они отступили в этот район под давлением испанских колонистов и освоения низменных территорий.

Христофор Колумб и его люди вступили в контакт с Нгебе в 1502 году на территории, известной сейчас как провинция Бокас-дель-Торо на северо-западе Панамы. Его оттолкнул лидер Нгабе с именем или титулом Кибиан . После этого контакта испанские конкистадоры , латиноамериканские скотоводы и развитие крупных банановых плантаций последовательно вытеснили нгэбе в менее привлекательные горные районы на западе. Многие нгэбе ни разу не потерпели поражения в бою, в том числе знаменитый касик Уррака , который в 16 веке объединил близлежащие общины в более чем семилетней борьбе против конкистадоров. Те нгабе, которые выжили на окраинах этого региона, начали постепенно вступать в брак с латиноамериканцами и стали частью тех, кого сейчас называют кампесинос, или сельских панамцев с коренными корнями. [ 4 ]

В начале 1970-х годов [ 5 ] Администрация Торрихоса пыталась побудить нгабе сформировать более компактные общины, строя дороги, школы, клиники и другую инфраструктуру в определенных точках на территории, которая сейчас называется Комарка Нгабе-Бугли . Это ознаменовало социальные изменения в образе жизни, поскольку ранее разрозненные деревни и семейные единицы объединились и образовали более крупные сообщества.

В 1997 году, после многих лет борьбы с панамским правительством, нгабе получили Комарку, или полуавтономную территорию. Большинство сейчас живет в его границах.

Испанцы западной гуайми нашли три отдельных племени на территории современной Панамы ; каждый был назван в честь своего вождя и каждый говорил на своем языке. Вождьми были Ната в провинции Кокле ; Парита на полуострове Асуэро; и величайший вождь Уррака на территории нынешней провинции Верагуас .

Индийская живопись Гуайми

Уррака прославился, раз за разом побеждая испанцев. В 1522 году он заставил Диего де Альбитеса, испанского капитана, подписать мирный договор. Его предали и отправили в цепях в город Номбре де Диос на побережье Атлантического океана. По словам историка Бартоломе де лас Касаса , Уррака сбежал и вернулся в горы, поклявшись сражаться с испанцами насмерть. Он выполнил свою клятву. Испанцы так боялись Уррака, что избегали боя с его войсками. Когда Уррака умер в 1531 году, он все еще был свободным человеком.

Нгабе жили двумя большими группами: жители низменностей вдоль Атлантического побережья и жители тропических лесов высокогорья Верагуас и провинции Чирики . Они никогда не сдавались и сражались до краха Испанской империи в девятнадцатом веке. Когда в начале 19 века Панама отделилась от Испании и присоединилась к Колумбии , нгабе остались в горах. В 21 веке некоторые из них медленно ассимилируются в панамском обществе.

Правительство

[ редактировать ]

Нгебе традиционно организовывали миллионы ферм или иным образом жили кочево, семейными единицами. Вождествами управлял вождь, у которого часто был помощник, или кабра , и совет советников.

В 2012 году нгэбе приняли систему, призванную интегрировать их традиционное правительство с современной панамской системой. Таким образом, у нгэбе есть официальные административные органы и традиционные органы власти. В состав административных органов входят: губернатор и вице-губернатор, мэры каждого из семи округов и представители каждого округа в округах. Они избираются народом. (Или назначается национальным правительством?)

Традиционные органы власти включают конгресс, который возглавляют генеральный президент Конгресса и три региональных президента Конгресса. Конгресс работает совместно с генеральным главой, тремя региональными руководителями (региональный уровень) и семью местными руководителями (районный уровень). Вождь действует главным образом как голос народа, но в этом качестве может обладать значительной и влиятельной властью.

  • Три региона: Но Крибо, Кадири, Недрини.
  • Семь районов: Бесико, Хирондай, Канкинту, Кусапин, Мироно, Муна, Ноле Дуйма, Нюрум, Санта-Каталина или Каловебора (Бледешия). [ 6 ]

Комарка Нгабе-Бугле занимает площадь около 2500 квадратных миль и охватывает территории трех самых западных провинций Панамы: Бокас-дель-Торо, Чирики и Верагуас. Высота варьируется от примерно 350 футов над уровнем моря до более 7000 футов в центральных горах; только около половины этой земли пригодно для пахоты. [ 7 ]

Некоторые Нгебе получили солнечную электроэнергию (в рамках проекта электрификации), а также услуги сотовой связи. Большинство из них все еще живут за чертой бедности и не владеют современными технологиями. Из-за труднопроходимой географии строительство дорог и новой инфраструктуры в резервациях Нгебе оказалось для правительства дорогостоящим и трудным делом. Некоторые нгабе предпочитают жить вдали от современного общества.

Экономика

[ редактировать ]

В начале 21 века большинство нгабе работают фермерами и сельскохозяйственными рабочими. На склонах Тихого океана основные сельскохозяйственные культуры — рис , кукуруза , юкка , отой, наме и несколько видов фасоли. мелкотоварное животноводство Сохраняется (куры и свиньи). На возвышенностях такое животноводство дополняется охотой (где это разрешено). Основная культура Нгабе на склонах Атлантического океана — зеленые бананы.

Чтобы выжить, многие нгэбе прибегают к работе в сфере наличной экономики. Они собирают кофе, работают на крупных животноводческих фермах и банановых плантациях, чтобы заработать деньги. Кроме того, некоторые нгабе продают традиционные ожерелья из бисера на обочинах дорог в Панаме. Женщины Нгебе занимаются многими традиционными ремеслами как для себя и своих семей, так и для продажи в качестве дополнительного дохода. К ним относятся сумки ручной работы из растительных волокон, называемые кра , [ 8 ] [ 9 ] красочные платья, называемые нагуа , а также браслеты и ожерелья из бисера. Мужчины плетут головные уборы из растительных волокон.

Многие из мужчин-нгабе, живущих на побережье, например, на островах Бокас-дель-Торо или на Пунто-Валиенте, полагаются на ресурсы океана, чтобы обеспечить свои семьи. Они занимаются подводной охотой и нырянием с омарами. Они оба потребляют и продают то, что ловят, в зависимости от обстоятельств в данный момент.

Конфликты

[ редактировать ]

В провинции Бокас-дель-Торо плотина Чангвинола была построена в 2011 году как проект по борьбе с наводнениями и производству гидроэлектроэнергии. Правительство взяло под свой контроль большие территории заповедника Нгобе , затопив его водами водохранилища за плотиной. Согласно документальному фильму 2012 «Аль-Джазиры» года «Панама: деревня проклятых» , людям, у которых была отнята земля, не было выплачено никакой компенсации. [ 10 ]

На территории Нгобе Барро Бланко запланирован проект на реке Табасара . Многие поселки вдоль берегов реки будут затоплены, что отрицательно скажется примерно на 5000 фермерах Нгобе. Проект Барро Бланко финансируется европейскими банками из Германии ( Немецкая инвестиционная корпорация , DEG) и Нидерландов ( Нидерландская финансовая компания развития , FMO) и учитывает глобальные цели по компенсации выбросов углерода, установленные странами в ООН . [ 11 ] В феврале 2012 года многие жители Нгобе протестовали против строительства новой плотины; двое были убиты в ходе столкновения и более 100 получили ранения или арестованы. Многие международные экологические организации выразили протест против проекта, например, немецкая организация Rainforest Rescue , написавшая петицию , адресованную DEG. [ 12 ]

Культура

[ редактировать ]

Жизненные отрывки

[ редактировать ]

Женщину считают «больной» ( бреном ) во время беременности, а о беременности почти никогда не говорят, даже во время родов. Когда ребенок считается здоровым, люди считают безопасным признать беременность. Многие женщины традиционно рожали дома с помощью матери или акушерки . Правительство открыло несколько женских клиник на территории Нгобе, стремясь улучшить здоровье женщин. Персоналу пришлось адаптировать некоторые свои методы работы с учетом женской культуры и поощрять традиционных акушерок приходить в больницу. [ 13 ]

После смерти ближайшие родственники будут оставаться с телом всю ночь в течение нескольких ночей, пить какао и кофе, есть и разговаривать. Свечи должны гореть всю ночь. В дни, предшествующие похоронам, соседи и друзья придут к ним, чтобы выразить свои соболезнования; часть ночи они будут сидеть с членами семьи.

Выкапывают глубокую яму, а в нижней части ямы вырезают тоннель или полку. Гроб помещается в тоннель, чтобы грязь, заполняющая отверстие, не попадала на гроб сверху. Курган покрыт листьями отоэ де ​​лагардо . При жевании они жалят и окрашивают рот. Их кладут на могилу, чтобы не допустить приближения злых духов. Вещи умершего кладут на могилу как погребальный инвентарь.

После похорон некоторые семьи воздерживаются от употребления соли и сахара в течение четырех дней, чтобы очистить организм. Через четыре дня каждый член семьи съедает ложку вареных бананов с солью и сахаром, чтобы прервать пост.

Одеваться

[ редактировать ]

Примерно с 1960-х годов женщины Нгебе носили длинные платья с короткими рукавами, называемые «нагуас». Они простираются от шеи до лодыжек. Широко распространено мнение, что платья были введены католическими миссионерами из соображений скромности, поскольку нгэбе традиционно носили набедренные повязки и ничего больше. Платья обычно украшены геометрическими узорами на линии рукавов и шеи, на талии и внизу юбки. Классический геометрический узор Нгебе называется «pintura» (краска) или «dientes» (зубы) и, как говорят, символизирует горы, зубы животных, рябь реки или чешую дракона.

хлопка и полиэстера Мужчины обычно носят рубашки из смеси с воротником и брюки из полиэстера. Некоторые мужчины носят фермерские шляпы, сделанные из листьев лаваша, но большинство носят бейсболки, перенятые у городских жителей. Большую часть года представители обоих полов при передвижении носят «шанклеты» (сандалии) или резиновые сапоги из-за обильных дождей в Панаме и отсутствия инфраструктуры в Комарке.

Испанские миссионеры представили католицизм в начале 1600-х годов. С конца XIX века среди народа также работали протестантские, мормонские и евангелические миссионеры разного толка. Хотя люди преимущественно католики, некоторые нгабе с тех пор приняли различные формы протестантских христианских взглядов, в том числе:

Британская методистская церковь основала миссионерское поле среди индейцев гуайми примерно в 1926–27 годах под руководством преподобного Эфраима С. Альфонса (1896–1995). Он родился на острове Каренеро в провинции Бокас-дель-Торо и был сыном Джона Альфонса из Мартиники и Карлоты Рид, уроженки Блуфилдса, Никарагуа . Оба родителя были африканского происхождения. Альфонс сначала работал в этом районе инженером, но стал все больше интересоваться народом гуайми. Он жил, работал и воспитывал свою семью среди народа Валиенте на полуострове Кусапин.

Работая с ними над изучением языка, он разработал письменную форму и перевел четыре Евангелия Нового Завета и многие гимны на диалект гуайми. Он создал грамматику Гуайми и разработал словарь на Гуайми, испанском и английском языках. Позже они были напечатаны Библейским обществом . Копии работ Альфонса хранятся в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство наградило его орденом Васко Нуньеса де Бальбоа и медалью Белисарио де Порраса.

Нонкомала — это имя традиционного божества.

Методисты основали главную церковь в Кусапине и небольшие общины по всему полуострову. Методистская церковь также открыла медицинскую клинику в Кусапине. [ 14 ]

Членов Веры Бахаи насчитывается около 8000 человек. Некоторые писания веры переведены на родной язык. [ 15 ]

Мама Тада

[ редактировать ]

Мама Тада - это религия нгабе (некоторые утверждают, что это культ), возникшая в сентябре 1961 года. Дева Мария (и, возможно, Иисус - существует несколько историй) предположительно появилась перед женщиной из нгабе по имени Бесикё (произносится как «бесси-го») над Фонсека. Река . Ей было дано несколько сообщений и команд для ее людей. Хотя точные команды видения горячо оспариваются, в общих чертах они состоят из:

  • Отстранение от латиноамериканского общества, включая школьное образование, торговую деятельность и общие контакты.
  • Отмена заборов и, следовательно, прекращение имущественных споров
  • Отмена алкоголя и бальсерии фестиваль
  • Отношение ко всем собратьям-нгабе как к «братьям и сестрам».
  • Отмена драк и убийств из-за земли, избиения жен и жестокого обращения с детьми.
  • Суббота, день видения, – день отдыха и молитвы.
  • Все нгэбе должны вести себя как хорошие христиане. [ 16 ]

Бесикё, впоследствии более известной как Мама Чи, также сказали, что неспособность ее народа придерживаться этих принципов в течение пяти лет приведет к гибели всех Нгабе. Проповедь Мама Чи затронула многих нгабе, которые приняли принципы с разной степенью строгости. Не все подчинились в течение пяти лет, и апокалиптическое предсказание оказалось ложным.

Эти оригинальные порядки сочетались с христианскими принципами. Мама Тада теперь считается скорее ксенофобским христианством в народном стиле. и не практикуют Известно, что практикующие настороженно и обиженно относятся к латиноамериканцам, не пьют бальсерию ее . Нгабе, практиковавшие Мама Тада, создали более сильное чувство братства. Считается, что эта религия способствовала объединению усилий нгабе по созданию собственной автономной территории.

Бальсерия

[ редактировать ]

Бальсерия это четырехдневный фестиваль и традиционный вид спорта Нгебе. В этом виде спорта участвуют два игрока, которые по очереди бросают бальзовую палку длиной четыре фута в ноги противника. Цель состоит в том, чтобы ударить противника ниже колен до тех пор, пока он не сможет продолжать. Соперники встречаются перед матчем, чтобы решить, сколько клюшек будет брошено каждый (10 — мало, 40 — много и 20 — среднее количество). Турнирной структуры нет, матчи инициируются по вызову и запросу.

Событие начинается, когда один город приглашает принять у себя другой город и бросить ему вызов. Типичными катализаторами являются хороший урожай или взаимное обязательство принимать гостей. После выбора даты ведущий вручает испытуемому веревку с узлами — каждый узел представляет день, а веревка используется для обратного отсчета события. За несколько недель до балсерии участники в каждом городе трубят в рога животных и другие импровизированные трубы, чтобы объявить о неизбежности события.

В первый день бальсерии хозяева принимают вызов в своем городе и обеспечивают едой и питьем (обычно ферментированная кукуруза, банан и ликер из пальмовых листьев). Второй день состоит почти из того же самого. Негласная цель обеих сторон — утомить друг друга празднествами перед играми третьего дня. На рассвете третьего дня лучшие бальсеро каждого города возглавляют процессию к заранее определенному месту и начинают игры, стоя лицом друг к другу. Матчи на рассвете считаются лучшими за день, и в них может до 60 бальс быть брошено . После первого матча остаток дня проходит в неформальной обстановке. Матчи начинаются с помощью испытаний. Единственные правила заключаются в том, что два балсеро из одного города не могут стоять друг против друга, и игроки должны бить друг друга ниже колен. Правило «ниже колен» соблюдается зрителями и «товарищами по команде» игроков, подразумеваемым последствием которого является кулачный бой. На четвёртый день вызовённые уходят, а хозяева заботятся о нетрезвых и раненых, которые не могут уйти.

Посетители балсерии обычно одеваются в традиционную одежду и цвета Нгебе. Они носят на спине перья, шкуры животных и даже целых животных. Некоторые мужчины также носят традиционную женскую одежду, или нагуа , чтобы скрыть ноги во время матча. Широко используются рожки, свистки и импровизированные трубы.

За пределами Комарки бальсерия имеет отрицательную репутацию в Панаме; это официально объявлено правительством вне закона. Общее мнение таково, что балсерия — это пьяная, жестокая каша. По мнению Нгабе, хотя во время балсерии присутствуют алкоголь и насилие, это, прежде всего, культурное событие, уникальный вид спорта и шанс продемонстрировать гордость за свое наследие.

Социально-экономический статус

[ редактировать ]

Среди всех провинций Панамы Комарка Нгебе-Бугле неизменно занимает самые низкие показатели с точки зрения человеческого развития , образования, доходов, а также индексов социальных и экономических инвестиций. В последнее время они также занимают второе место по продолжительности жизни и уровню занятости.

Некоторые факты:

  • 60,5% жителей Нгабе старше десяти лет и старше грамотны и посещают в среднем 4,1 года школы.
  • 91,2% нгэбес безработные.
  • Ожидаемая продолжительность жизни в Нгебе — 67,9 года.
  • Средний годовой доход Нгебе составляет 430 долларов США.
  • 91,7% населения живет в крайней бедности (то есть зарабатывают менее 2 долларов в день) [ 15 ] [ 17 ]

Такие проекты развития, как горнодобывающий проект Серро-Колорадо, ставят под угрозу исконные земли Нгобе-Бюгл. [ 18 ] Часть их территории находится под угрозой затопления из-за гидроэлектростанции проекта Барро Бланко . [ 19 ] Десятки мужчин, женщин и детей Нгабе были арестованы в ответ на протест против проекта. [ 19 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Национальный институт статистики и переписи населения, Республика Панама (2010). Коренное население республики по полу, коренным народам и возрастным группам, 2010 г. http://www.contraloria.gob.pa/inec/
  2. ^ Льюис, член парламента (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира, шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Интернет-версия: http://www.ethnologue.com/ .
  3. ^ Хью Гован и Ригоберто Каррера (2010) «Укрепление культурного наследия коренных народов посредством наращивания потенциала в Коста-Рике», В книге « Сохранение биокультурного разнообразия» , ред. Луиза Маффи и Эллен Вудли. Землясакан.
  4. ^ Перейти обратно: а б Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Янг, Филип Д. Издательство Университета Иллинойса. Урбана. 1971. Страницы 38-42.
  5. ^ «Панама — Правительство Торрихоса и Национальная гвардия» . Mongabay.com . Проверено 27 января 2014 г.
  6. ^ «Закон № 33 2012 г., КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ДВА РАЙОНА И 6 ПОСЕЛКОВ В РЕГИОНЕ НГЭБЕ-БУГЛЕ» (PDF) .
  7. ^ Янг, Филип Д. Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1971, стр. 4–5.
  8. ^ KRA Видео изготовления сумок Kra
  9. ^ Сумки Kra / chacara. Архивировано 22 июля 2015 г. в цифровых коллекциях Университета Wayback Machine Висконсина.
  10. ^ «Панама: Деревня проклятых» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 7 марта 2013 г.
  11. ^ «Проект ООН по компенсации Барро Бланко препятствует мирным переговорам в Панаме» . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 7 марта 2013 г.
  12. ^ «Помогите народу Нгобе защитить свой тропический лес» . Проверено 7 марта 2013 г.
  13. ^ «ЖЕНСКИЙ КЛЮЧ НГОБЕ К РОДАМ В БОЛЬНИЦЕ САН-ВИТО: ТРАДИЦИОННЫЕ АКУШЕРКИ, ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИЕТА» . Исследования систем здравоохранения. 2018 . Проверено 28 ноября 2018 г.
  14. ^ Эфраим Альфонс, Среди Валиентеса , и Дермотт Монахан, Смеющийся пионер: Альфонс Панамский (1945)
  15. ^ Перейти обратно: а б Международное сообщество, бахаи (октябрь – декабрь 1994 г.). «В Панаме некоторые гуайми прокладывают новый путь» . Одна Страна . 1994 г. (октябрь – декабрь). Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 12 января 2013 г.
  16. ^ Янг, Филип Д. Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1971, стр. 212–217.
  17. ^ Торгово-промышленная и сельскохозяйственная палата Панамы. Центр экономических исследований CEECAM. Экономические показатели – 1 квартал 2010 г.
  18. ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев. «Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Панама: Гуайми (Нгобе-Бугл)» . Unhcr.org. Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 27 января 2014 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Люди и власть. «Панама: Деревня проклятых — Люди и власть» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 27 января 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07dfdba1099fefc25a0aea2081578f32__1708801500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/32/07dfdba1099fefc25a0aea2081578f32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ngäbe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)