Нгебе
Нгебе женщины и мужчины | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 270 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 260,058 (2010) [ 1 ] |
![]() | 5,360 (2000) [ 2 ] |
Языки | |
язык нгэбере |
Нгебе — коренной народ на территориях современной Панамы и Коста-Рики в Центральной Америке. Нгабе в основном проживают в комарке Нгабе-Бугли в западнопанамских и провинциях Верагуас , Чирики Торо Бокас-дель- . У них также есть пять территорий коренных народов на юго-западе Коста-Рики площадью 23 600 гектаров: Кото Брус, Аброхос Монтесума, Конте Бурика, Альтос-де-Сан-Антонио и Гуайми-де-Оса. [ 3 ] говорят примерно 200 000–250 000 человек В начале 21 века на языке нгэбере .
Гуайми — устаревшее название, полученное испанскими колонистами от термина буглере, обозначающего этот народ ( гуаймири ). Местные газеты и другие средства массовой информации часто альтернативно пишут имя Нгабе как Нгобе или Нгобе, потому что испанский язык не содержит звука, представленного ä , низкой спинкой, закругленной а , немного выше, чем английское aw в слове увидел . Носители испанского языка слышат ä как о или а . Нгебе означает «народ» на их родном языке Нгабере . Многие нгабе мигрировали в Коста-Рику в поисках работы на кофейных фермах . Нгабере и буглере — отдельные языки языковой семьи чибчан .
История
[ редактировать ]Первоначально территория Нгебе простиралась от Тихого океана до Карибского моря , хотя империи или особой «территории Нгебе» никогда не было. Большинство нгабе жили в разбросанных деревнях, которыми управляли вожди и влиятельные семьи. Немногие нгабе, если таковые вообще были, оккупировали горный регион, в котором они сейчас живут. [ 4 ] Они отступили в этот район под давлением испанских колонистов и освоения низменных территорий.
Христофор Колумб и его люди вступили в контакт с Нгебе в 1502 году на территории, известной сейчас как провинция Бокас-дель-Торо на северо-западе Панамы. Его оттолкнул лидер Нгабе с именем или титулом Кибиан . После этого контакта испанские конкистадоры , латиноамериканские скотоводы и развитие крупных банановых плантаций последовательно вытеснили нгэбе в менее привлекательные горные районы на западе. Многие нгэбе ни разу не потерпели поражения в бою, в том числе знаменитый касик Уррака , который в 16 веке объединил близлежащие общины в более чем семилетней борьбе против конкистадоров. Те нгабе, которые выжили на окраинах этого региона, начали постепенно вступать в брак с латиноамериканцами и стали частью тех, кого сейчас называют кампесинос, или сельских панамцев с коренными корнями. [ 4 ]
В начале 1970-х годов [ 5 ] Администрация Торрихоса пыталась побудить нгабе сформировать более компактные общины, строя дороги, школы, клиники и другую инфраструктуру в определенных точках на территории, которая сейчас называется Комарка Нгабе-Бугли . Это ознаменовало социальные изменения в образе жизни, поскольку ранее разрозненные деревни и семейные единицы объединились и образовали более крупные сообщества.
В 1997 году, после многих лет борьбы с панамским правительством, нгабе получили Комарку, или полуавтономную территорию. Большинство сейчас живет в его границах.
Испанцы западной гуайми нашли три отдельных племени на территории современной Панамы ; каждый был назван в честь своего вождя и каждый говорил на своем языке. Вождьми были Ната в провинции Кокле ; Парита на полуострове Асуэро; и величайший вождь Уррака на территории нынешней провинции Верагуас .

Уррака прославился, раз за разом побеждая испанцев. В 1522 году он заставил Диего де Альбитеса, испанского капитана, подписать мирный договор. Его предали и отправили в цепях в город Номбре де Диос на побережье Атлантического океана. По словам историка Бартоломе де лас Касаса , Уррака сбежал и вернулся в горы, поклявшись сражаться с испанцами насмерть. Он выполнил свою клятву. Испанцы так боялись Уррака, что избегали боя с его войсками. Когда Уррака умер в 1531 году, он все еще был свободным человеком.
Нгабе жили двумя большими группами: жители низменностей вдоль Атлантического побережья и жители тропических лесов высокогорья Верагуас и провинции Чирики . Они никогда не сдавались и сражались до краха Испанской империи в девятнадцатом веке. Когда в начале 19 века Панама отделилась от Испании и присоединилась к Колумбии , нгабе остались в горах. В 21 веке некоторые из них медленно ассимилируются в панамском обществе.
Правительство
[ редактировать ]Нгебе традиционно организовывали миллионы ферм или иным образом жили кочево, семейными единицами. Вождествами управлял вождь, у которого часто был помощник, или кабра , и совет советников.
В 2012 году нгэбе приняли систему, призванную интегрировать их традиционное правительство с современной панамской системой. Таким образом, у нгэбе есть официальные административные органы и традиционные органы власти. В состав административных органов входят: губернатор и вице-губернатор, мэры каждого из семи округов и представители каждого округа в округах. Они избираются народом. (Или назначается национальным правительством?)
Традиционные органы власти включают конгресс, который возглавляют генеральный президент Конгресса и три региональных президента Конгресса. Конгресс работает совместно с генеральным главой, тремя региональными руководителями (региональный уровень) и семью местными руководителями (районный уровень). Вождь действует главным образом как голос народа, но в этом качестве может обладать значительной и влиятельной властью.
- Три региона: Но Крибо, Кадири, Недрини.
- Семь районов: Бесико, Хирондай, Канкинту, Кусапин, Мироно, Муна, Ноле Дуйма, Нюрум, Санта-Каталина или Каловебора (Бледешия). [ 6 ]
Земля
[ редактировать ]Комарка Нгабе-Бугле занимает площадь около 2500 квадратных миль и охватывает территории трех самых западных провинций Панамы: Бокас-дель-Торо, Чирики и Верагуас. Высота варьируется от примерно 350 футов над уровнем моря до более 7000 футов в центральных горах; только около половины этой земли пригодно для пахоты. [ 7 ]
Некоторые Нгебе получили солнечную электроэнергию (в рамках проекта электрификации), а также услуги сотовой связи. Большинство из них все еще живут за чертой бедности и не владеют современными технологиями. Из-за труднопроходимой географии строительство дорог и новой инфраструктуры в резервациях Нгебе оказалось для правительства дорогостоящим и трудным делом. Некоторые нгабе предпочитают жить вдали от современного общества.
Экономика
[ редактировать ]В начале 21 века большинство нгабе работают фермерами и сельскохозяйственными рабочими. На склонах Тихого океана основные сельскохозяйственные культуры — рис , кукуруза , юкка , отой, наме и несколько видов фасоли. мелкотоварное животноводство Сохраняется (куры и свиньи). На возвышенностях такое животноводство дополняется охотой (где это разрешено). Основная культура Нгабе на склонах Атлантического океана — зеленые бананы.
Чтобы выжить, многие нгэбе прибегают к работе в сфере наличной экономики. Они собирают кофе, работают на крупных животноводческих фермах и банановых плантациях, чтобы заработать деньги. Кроме того, некоторые нгабе продают традиционные ожерелья из бисера на обочинах дорог в Панаме. Женщины Нгебе занимаются многими традиционными ремеслами как для себя и своих семей, так и для продажи в качестве дополнительного дохода. К ним относятся сумки ручной работы из растительных волокон, называемые кра , [ 8 ] [ 9 ] красочные платья, называемые нагуа , а также браслеты и ожерелья из бисера. Мужчины плетут головные уборы из растительных волокон.
Многие из мужчин-нгабе, живущих на побережье, например, на островах Бокас-дель-Торо или на Пунто-Валиенте, полагаются на ресурсы океана, чтобы обеспечить свои семьи. Они занимаются подводной охотой и нырянием с омарами. Они оба потребляют и продают то, что ловят, в зависимости от обстоятельств в данный момент.
Конфликты
[ редактировать ]В провинции Бокас-дель-Торо плотина Чангвинола была построена в 2011 году как проект по борьбе с наводнениями и производству гидроэлектроэнергии. Правительство взяло под свой контроль большие территории заповедника Нгобе , затопив его водами водохранилища за плотиной. Согласно документальному фильму 2012 «Аль-Джазиры» года «Панама: деревня проклятых» , людям, у которых была отнята земля, не было выплачено никакой компенсации. [ 10 ]
На территории Нгобе Барро Бланко запланирован проект на реке Табасара . Многие поселки вдоль берегов реки будут затоплены, что отрицательно скажется примерно на 5000 фермерах Нгобе. Проект Барро Бланко финансируется европейскими банками из Германии ( Немецкая инвестиционная корпорация , DEG) и Нидерландов ( Нидерландская финансовая компания развития , FMO) и учитывает глобальные цели по компенсации выбросов углерода, установленные странами в ООН . [ 11 ] В феврале 2012 года многие жители Нгобе протестовали против строительства новой плотины; двое были убиты в ходе столкновения и более 100 получили ранения или арестованы. Многие международные экологические организации выразили протест против проекта, например, немецкая организация Rainforest Rescue , написавшая петицию , адресованную DEG. [ 12 ]
Культура
[ редактировать ]Жизненные отрывки
[ редактировать ]Женщину считают «больной» ( бреном ) во время беременности, а о беременности почти никогда не говорят, даже во время родов. Когда ребенок считается здоровым, люди считают безопасным признать беременность. Многие женщины традиционно рожали дома с помощью матери или акушерки . Правительство открыло несколько женских клиник на территории Нгобе, стремясь улучшить здоровье женщин. Персоналу пришлось адаптировать некоторые свои методы работы с учетом женской культуры и поощрять традиционных акушерок приходить в больницу. [ 13 ]
После смерти ближайшие родственники будут оставаться с телом всю ночь в течение нескольких ночей, пить какао и кофе, есть и разговаривать. Свечи должны гореть всю ночь. В дни, предшествующие похоронам, соседи и друзья придут к ним, чтобы выразить свои соболезнования; часть ночи они будут сидеть с членами семьи.
Выкапывают глубокую яму, а в нижней части ямы вырезают тоннель или полку. Гроб помещается в тоннель, чтобы грязь, заполняющая отверстие, не попадала на гроб сверху. Курган покрыт листьями отоэ де лагардо . При жевании они жалят и окрашивают рот. Их кладут на могилу, чтобы не допустить приближения злых духов. Вещи умершего кладут на могилу как погребальный инвентарь.
После похорон некоторые семьи воздерживаются от употребления соли и сахара в течение четырех дней, чтобы очистить организм. Через четыре дня каждый член семьи съедает ложку вареных бананов с солью и сахаром, чтобы прервать пост.
Одеваться
[ редактировать ]Примерно с 1960-х годов женщины Нгебе носили длинные платья с короткими рукавами, называемые «нагуас». Они простираются от шеи до лодыжек. Широко распространено мнение, что платья были введены католическими миссионерами из соображений скромности, поскольку нгэбе традиционно носили набедренные повязки и ничего больше. Платья обычно украшены геометрическими узорами на линии рукавов и шеи, на талии и внизу юбки. Классический геометрический узор Нгебе называется «pintura» (краска) или «dientes» (зубы) и, как говорят, символизирует горы, зубы животных, рябь реки или чешую дракона.
хлопка и полиэстера Мужчины обычно носят рубашки из смеси с воротником и брюки из полиэстера. Некоторые мужчины носят фермерские шляпы, сделанные из листьев лаваша, но большинство носят бейсболки, перенятые у городских жителей. Большую часть года представители обоих полов при передвижении носят «шанклеты» (сандалии) или резиновые сапоги из-за обильных дождей в Панаме и отсутствия инфраструктуры в Комарке.
Религия
[ редактировать ]Испанские миссионеры представили католицизм в начале 1600-х годов. С конца XIX века среди народа также работали протестантские, мормонские и евангелические миссионеры разного толка. Хотя люди преимущественно католики, некоторые нгабе с тех пор приняли различные формы протестантских христианских взглядов, в том числе:
- Свидетели Иеговы
- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонизм)
- Церковь Христа
- Тело Христово
- Методизм
- Евангелизм
- Адвентизм седьмого дня
Британская методистская церковь основала миссионерское поле среди индейцев гуайми примерно в 1926–27 годах под руководством преподобного Эфраима С. Альфонса (1896–1995). Он родился на острове Каренеро в провинции Бокас-дель-Торо и был сыном Джона Альфонса из Мартиники и Карлоты Рид, уроженки Блуфилдса, Никарагуа . Оба родителя были африканского происхождения. Альфонс сначала работал в этом районе инженером, но стал все больше интересоваться народом гуайми. Он жил, работал и воспитывал свою семью среди народа Валиенте на полуострове Кусапин.
Работая с ними над изучением языка, он разработал письменную форму и перевел четыре Евангелия Нового Завета и многие гимны на диалект гуайми. Он создал грамматику Гуайми и разработал словарь на Гуайми, испанском и английском языках. Позже они были напечатаны Библейским обществом . Копии работ Альфонса хранятся в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство наградило его орденом Васко Нуньеса де Бальбоа и медалью Белисарио де Порраса.
Нонкомала — это имя традиционного божества.
Методисты основали главную церковь в Кусапине и небольшие общины по всему полуострову. Методистская церковь также открыла медицинскую клинику в Кусапине. [ 14 ]
Членов Веры Бахаи насчитывается около 8000 человек. Некоторые писания веры переведены на родной язык. [ 15 ]
Мама Тада
[ редактировать ]Мама Тада - это религия нгабе (некоторые утверждают, что это культ), возникшая в сентябре 1961 года. Дева Мария (и, возможно, Иисус - существует несколько историй) предположительно появилась перед женщиной из нгабе по имени Бесикё (произносится как «бесси-го») над Фонсека. Река . Ей было дано несколько сообщений и команд для ее людей. Хотя точные команды видения горячо оспариваются, в общих чертах они состоят из:
- Отстранение от латиноамериканского общества, включая школьное образование, торговую деятельность и общие контакты.
- Отмена заборов и, следовательно, прекращение имущественных споров
- Отмена алкоголя и бальсерии фестиваль
- Отношение ко всем собратьям-нгабе как к «братьям и сестрам».
- Отмена драк и убийств из-за земли, избиения жен и жестокого обращения с детьми.
- Суббота, день видения, – день отдыха и молитвы.
- Все нгэбе должны вести себя как хорошие христиане. [ 16 ]
Бесикё, впоследствии более известной как Мама Чи, также сказали, что неспособность ее народа придерживаться этих принципов в течение пяти лет приведет к гибели всех Нгабе. Проповедь Мама Чи затронула многих нгабе, которые приняли принципы с разной степенью строгости. Не все подчинились в течение пяти лет, и апокалиптическое предсказание оказалось ложным.
Эти оригинальные порядки сочетались с христианскими принципами. Мама Тада теперь считается скорее ксенофобским христианством в народном стиле. и не практикуют Известно, что практикующие настороженно и обиженно относятся к латиноамериканцам, не пьют бальсерию ее . Нгабе, практиковавшие Мама Тада, создали более сильное чувство братства. Считается, что эта религия способствовала объединению усилий нгабе по созданию собственной автономной территории.
Бальсерия
[ редактировать ]Бальсерия — это четырехдневный фестиваль и традиционный вид спорта Нгебе. В этом виде спорта участвуют два игрока, которые по очереди бросают бальзовую палку длиной четыре фута в ноги противника. Цель состоит в том, чтобы ударить противника ниже колен до тех пор, пока он не сможет продолжать. Соперники встречаются перед матчем, чтобы решить, сколько клюшек будет брошено каждый (10 — мало, 40 — много и 20 — среднее количество). Турнирной структуры нет, матчи инициируются по вызову и запросу.
Событие начинается, когда один город приглашает принять у себя другой город и бросить ему вызов. Типичными катализаторами являются хороший урожай или взаимное обязательство принимать гостей. После выбора даты ведущий вручает испытуемому веревку с узлами — каждый узел представляет день, а веревка используется для обратного отсчета события. За несколько недель до балсерии участники в каждом городе трубят в рога животных и другие импровизированные трубы, чтобы объявить о неизбежности события.
В первый день бальсерии хозяева принимают вызов в своем городе и обеспечивают едой и питьем (обычно ферментированная кукуруза, банан и ликер из пальмовых листьев). Второй день состоит почти из того же самого. Негласная цель обеих сторон — утомить друг друга празднествами перед играми третьего дня. На рассвете третьего дня лучшие бальсеро каждого города возглавляют процессию к заранее определенному месту и начинают игры, стоя лицом друг к другу. Матчи на рассвете считаются лучшими за день, и в них может до 60 бальс быть брошено . После первого матча остаток дня проходит в неформальной обстановке. Матчи начинаются с помощью испытаний. Единственные правила заключаются в том, что два балсеро из одного города не могут стоять друг против друга, и игроки должны бить друг друга ниже колен. Правило «ниже колен» соблюдается зрителями и «товарищами по команде» игроков, подразумеваемым последствием которого является кулачный бой. На четвёртый день вызовённые уходят, а хозяева заботятся о нетрезвых и раненых, которые не могут уйти.
Посетители балсерии обычно одеваются в традиционную одежду и цвета Нгебе. Они носят на спине перья, шкуры животных и даже целых животных. Некоторые мужчины также носят традиционную женскую одежду, или нагуа , чтобы скрыть ноги во время матча. Широко используются рожки, свистки и импровизированные трубы.
За пределами Комарки бальсерия имеет отрицательную репутацию в Панаме; это официально объявлено правительством вне закона. Общее мнение таково, что балсерия — это пьяная, жестокая каша. По мнению Нгабе, хотя во время балсерии присутствуют алкоголь и насилие, это, прежде всего, культурное событие, уникальный вид спорта и шанс продемонстрировать гордость за свое наследие.
Социально-экономический статус
[ редактировать ]Среди всех провинций Панамы Комарка Нгебе-Бугле неизменно занимает самые низкие показатели с точки зрения человеческого развития , образования, доходов, а также индексов социальных и экономических инвестиций. В последнее время они также занимают второе место по продолжительности жизни и уровню занятости.
Некоторые факты:
- 60,5% жителей Нгабе старше десяти лет и старше грамотны и посещают в среднем 4,1 года школы.
- 91,2% нгэбес безработные.
- Ожидаемая продолжительность жизни в Нгебе — 67,9 года.
- Средний годовой доход Нгебе составляет 430 долларов США.
- 91,7% населения живет в крайней бедности (то есть зарабатывают менее 2 долларов в день) [ 15 ] [ 17 ]
Такие проекты развития, как горнодобывающий проект Серро-Колорадо, ставят под угрозу исконные земли Нгобе-Бюгл. [ 18 ] Часть их территории находится под угрозой затопления из-за гидроэлектростанции проекта Барро Бланко . [ 19 ] Десятки мужчин, женщин и детей Нгабе были арестованы в ответ на протест против проекта. [ 19 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальный институт статистики и переписи населения, Республика Панама (2010). Коренное население республики по полу, коренным народам и возрастным группам, 2010 г. http://www.contraloria.gob.pa/inec/
- ^ Льюис, член парламента (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира, шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Интернет-версия: http://www.ethnologue.com/ .
- ^ Хью Гован и Ригоберто Каррера (2010) «Укрепление культурного наследия коренных народов посредством наращивания потенциала в Коста-Рике», В книге « Сохранение биокультурного разнообразия» , ред. Луиза Маффи и Эллен Вудли. Землясакан.
- ^ Перейти обратно: а б Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Янг, Филип Д. Издательство Университета Иллинойса. Урбана. 1971. Страницы 38-42.
- ^ «Панама — Правительство Торрихоса и Национальная гвардия» . Mongabay.com . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Закон № 33 2012 г., КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ДВА РАЙОНА И 6 ПОСЕЛКОВ В РЕГИОНЕ НГЭБЕ-БУГЛЕ» (PDF) .
- ^ Янг, Филип Д. Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1971, стр. 4–5.
- ^ KRA Видео изготовления сумок Kra
- ^ Сумки Kra / chacara. Архивировано 22 июля 2015 г. в цифровых коллекциях Университета Wayback Machine Висконсина.
- ^ «Панама: Деревня проклятых» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Проект ООН по компенсации Барро Бланко препятствует мирным переговорам в Панаме» . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Помогите народу Нгобе защитить свой тропический лес» . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «ЖЕНСКИЙ КЛЮЧ НГОБЕ К РОДАМ В БОЛЬНИЦЕ САН-ВИТО: ТРАДИЦИОННЫЕ АКУШЕРКИ, ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИЕТА» . Исследования систем здравоохранения. 2018 . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Эфраим Альфонс, Среди Валиентеса , и Дермотт Монахан, Смеющийся пионер: Альфонс Панамский (1945)
- ^ Перейти обратно: а б Международное сообщество, бахаи (октябрь – декабрь 1994 г.). «В Панаме некоторые гуайми прокладывают новый путь» . Одна Страна . 1994 г. (октябрь – декабрь). Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Янг, Филип Д. Нгавбе: Традиции и изменения среди западных гуайми Панамы . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса, 1971, стр. 212–217.
- ^ Торгово-промышленная и сельскохозяйственная палата Панамы. Центр экономических исследований CEECAM. Экономические показатели – 1 квартал 2010 г.
- ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев. «Refworld | Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Панама: Гуайми (Нгобе-Бугл)» . Unhcr.org. Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Люди и власть. «Панама: Деревня проклятых — Люди и власть» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 27 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нгебе Бьюгл (на английском языке)
- Библиотека Конгресса США – Гуайми
- Организация развития Нгебе
- Ботанический сад Нгебе
- Произведения искусства Гуайми , Национальный музей американских индейцев.