Афро-панамцы
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Колон , Кристобаль и Бальбоа , Рио-Абахо район в Панама-Сити , зона канала, провинция Бокас-дель-Торо , деревни в провинции Дарьен | |
Языки | |
Панамский испанский , Бокас-дель-Торо креольский | |
Религия | |
Преимущественно католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Афро-карибцы |
Афро-панамцы — панамцы африканского происхождения. Население можно в основном разделить на две категории: «афроколонисты», потомки рабов, привезенных в Панаму в колониальный период; и «афроантильцы», потомки иммигрантов из Вест-Индии, происходящие из , Мартиники , Сент -Люсии , Гваделупы , Доминики , Гренады , Тринидада , Гаити, Белиза Барбадоса и Ямайки , чьи предки были привезены для строительства Панамского канала .
Афро-панамцев можно найти в городах Колон , Кристобаль и Бальбоа , в Рио-Абахо районе Панама-Сити , в зоне канала и в провинции Бокас-дель-Торо . [1]
Ранний период
[ редактировать ]Первыми африканцами, прибывшими в Панаму, был Васко Нуньес де Бальбоа в 1513 году. Панама была очень важной территорией, поскольку у нее был кратчайший путь из Атлантики в Тихий океан. Товары были вывезены из портов Портобело и Номбре-де-Дьос , перевезены по суше в порты Панама-Сити и погружены на корабли, направляющиеся в Южную Америку . Первоначально использовался местный труд. Из-за жестокого обращения и болезней коренное население было уничтожено. Бартоломе де Лас Касас выступал за привлечение рабов из Африки. К 1517 году торговля африканцами уже шла полным ходом. Первоначально рабов использовали для работы и обслуживания кораблей и порта. Позже он перешел к перевозке грузов через перешеек. Перевозка грузов была изнурительной не только из-за 60 километров суровых тропических лесов, но и из-за плохой погоды и нападений коренного населения. [2]
Происхождение
[ редактировать ]Трудно определить и определить место происхождения африканских рабов, привезенных в Панаму в колониальную эпоху. Согласно исследованию Мартина Джеймисона, некоторые авторы отмечают, что большинство из них были выходцами из Гвинеи-Бисау . [ нужна ссылка ]
Другие авторы отмечают, что рабы прибыли из региона между южной рекой Сенегал и северной Анголой . В самом деле, по данным других авторов, то ли с 1514 года начали прибывать африканцы, привезенные из Западной Африки для работы на плантациях в Панаме, то с 1523 года прибывшие мужчины и женщины в основном были выходцами из Гвинеи-Бисау , Камеруна , бассейна Конго и Анголы . [ нужны разъяснения ] Наличие этого фактора определило этнокультурные стержневые музыкальные особенности панамского народа. Форма общения, используемая африканцами с 1607 года (благодаря их песням, их инструментам и их танцам, их многочисленным восстаниям - многие из которых бежали, чтобы поселиться в лесах, под руководством таких легендарных личностей, как Баяно , Антон Мандинга или Доминго Конго- и заключение мирного договора в 1607 году, который предоставил некоторую свободу, но с ограничениями, тысячам бывших рабов), и до сих пор культивируется в «Конго» (культура и жанр афроколониального танца из Республики Панама, [3] характеризуется жестоким выражением лица и эротическими танцами и почти всегда ассоциируется с какой-то пантомимой и театром, с темами печально известных исторических эпизодов африканской работорговли, рабства и последовавших за ними восстаний рабов во времена завоевания и колониализма. Студенты этой культуры действительно нашли параллели, поскольку их криптолект похож на похоронную практику Сан-Базилио-де-Паленке , Колумбия , конголезского и ганского происхождения. Изучение этой культуры помогает определить хотя бы некоторые корни афропанамцев), представляющих собой приветствие ногами и разговор задом наперед, как смесь европейской, африканской и коренной культур. [ нужны разъяснения ] общины существовали Уже к 1560 году бордовые в Баяно -Паланкерасе и Серро-де-Кабра, Портобело, Панама .
Более того, помимо рабов, которые некоторые авторы могли быть импортированы в Панаму, в основном из Гвинеи-Бисау, Камеруна, Конго и Анголы (от которой в 1607 году возникла культура «Конго»), по словам Гусмана Наварро, многие из рабов, прибывших в Панаму в семнадцатом и начале восемнадцатого веков были перевезены французскими торговцами с рабовладельческой фабрики Гори в Сенегамбии . В период, когда asiento было предоставлено Компании Южного моря , просуществовавшей до середины восемнадцатого века, рабы прибывали в основном с Наветренного побережья ( Либерия — к западу от Кот-д'Ивуара ) и Золотого Берега (к востоку от Кот-д'Ивуара — Гана) . ), но также прибыло несколько рабов из Сенегамбии . В последние десятилетия восемнадцатого века испанской компании Gaditana было разрешено импортировать африканских рабов, хотя большинство из них прибыло из других американских колоний, включая Картахену-де-Индиас , Гавану , Пуэрто-Рико , Ямайку и французские карибские колонии. [4]
Африканские этнические группы и их прибытие в Панаму
[ редактировать ]При регистрации в качестве рабов некоторые африканцы использовали свою африканскую национальность и возможные места происхождения в качестве имени или фамилии. В результате появились такие имена, как Луис Мозамбик, Конго Антон, Кристофер Сапе, Мигель Биафара, Бран Гаспар, Педро Мандинга, Антон Баньоль и Джон Джолофо (Волоф), и это лишь некоторые из них. Это подтверждает вклад рабов из Сенегамбии, Ганы, Центральной Африки и Мозамбика. Таким образом, название африканцев, проживающих в Панаме, позволяет провести некоторые линии по ее возможному происхождению: Мозамбик, Конго и область Касанга, Конго-Ангола, Сан-Томе, одноименный остров в экваториальной области и область, расположенная между Португальской Гвинеей и Сенегалом в Западной Африке: Мандинг, в частности, гелофо/ волоф , Баньол ( Баньюн , основанный в Сенегамбии и Гвинее-Бисау), Запе (Сьерра-Леоне), Биохо (Биджагос), Биафара и Бран. Они проходили через несколько контуров и сетей, которые соединяли «Среднюю Америку» с экономикой Южной Атлантики, в которой Панама и Картахена были центральными портами и пунктами пропуска, необходимыми для перемещения африканцев в колониальный период. С африканской стороны, по данным Энрикета Вила Вилар , основными источниками принудительного труда в африканских портах в шестнадцатом веке были острова Сантьяго в Кабо-Верде, Сан-Томе в Гвинейском заливе и Луанда в Анголе, подтверждая то, что Родни Хилтон назвал «почти исключительными отношениями между Верхней Гвинеей и средний регион Америки». В Западной Африке к тому времени существовала группа португальских купцов под названием «рейндейрос», имевшая монополию на продажу пленников и «продажу» права продавать рабов, процент от доходов которых получала Корона. В купле-продаже людей участвовала сложная сеть чиновников и служащих, расположенных в ключевых точках торговой сети и распространявшаяся по всей Атлантике.
Хотя в шестнадцатом веке из Африки в Америку путешествовало небольшое количество торговцев, факт заключается в том, что именно эта небольшая группа имела прямой контроль над крупными контрактами на увоз порабощенных африканцев в Кабо-Верде, Сан-Томе и Анголе. В этом последнем бою стоят Гомес Рейнель и Хуан Родригес Коутиньо (губернатор Анголы), который жил в Панаме, работая на ранчо в начале семнадцатого века вместе со своим братом Мануэлем де Соузой Коутиньо, известным как Луи де Соуза, монахом-доминиканцем, который в 1602 году отвечал за места в Картахене. [5]
Волны афро-антильской миграции (1849–1910 гг.)
[ редактировать ]Первая афро-антильская миграция в Панаму произошла в середине девятнадцатого века. Калифорнийская золотая лихорадка началась в 1849 году, и последующее привлечение богатства подчеркнуло необходимость облегчения путешествий между восточным и западным побережьями Соединенных Штатов. Это подняло острую необходимость строительства железной дороги через самую узкую точку американского континента, но проблема, с которой столкнулись инженеры железнодорожной компании, заключалась в том, что в Панаме не было рабочей силы, необходимой для обеспечения рабочих для строительства железной дороги. В то же время кризис перенаселения в странах Карибского бассейна привел к избытку рабочей силы. Эти две ситуации объединили потребность в рабочей силе в Панаме и безработицу на Антильских островах, что привело к притоку афроантильцев на перешеек.
Во время иммиграции 1844 года прибыли люди из Тринидада , Ямайки , Барбадоса , Мартиники , Гваделупы , Доминики , Подветренных Антильских островов (голландские и венесуэльские острова к северу от Венесуэлы ), Гренады , Сент-Китса , Сент-Винсента и Гренадин и т. д. После 1880 года было расширено выращивание бананов в Центральной Америке, а ) были созданы компании «Юнайтед фрут компани» и «Чирики лэнд компани» в Бокас-дель-Торо (Панама) и Пуэрто-Лимоне ( Коста-Рика . Эти события снова подняли потребность в рабочей силе из стран Карибского бассейна.
Третьим событием, вызвавшим иммиграцию афро-карибцев в Панаму, стало строительство французами Панамского канала. Благодаря стойкости, проявленной афро-вестиндийцами при строительстве железных дорог и проектах в Бокас-дель-Торо и Пуэрто-Лимон, французская компания вернулась в Карибский бассейн для набора рабочих. По словам Лобино Марреро, многие жители Вест-Индии, прибывшие в Панаму в эти годы, были с французских Антильских островов Мартиники , и Гваделупы . В период с 1906 по 1907 год Панама приняла более 2800 рабочих с Мартиники и около 2000 из Гваделупы. Приблизительно 50 000 жителей Гваделупы и Мартиники участвовали в строительстве Панамского канала в период с 1904 по 1914 год. По оценкам, в 2014 году в Панаме проживало от 60 000 до 70 000 потомков этих жителей Вест-Индии. [6]
В 1904 году строительство Панамского канала было передано Соединенным Штатам из-за банкротства французской компании, что снова привело к притоку рабочих из Вест-Индии в Панаму. Хотя между 1904 и 1914 годами подавляющее большинство афро-вестиндийцев, прибывших в Панаму, работали по годовому контракту с идеей вернуться на свои родные острова после завершения проекта. Однако после завершения строительства канала многие афроантильцы предпочли остаться в Панаме. Многие из оставшихся получили работу в зоне канала, став крупнейшей группой иммигрантов в Панаме. По поводу Афро-Антильской Панамы Лесли Б. Раут сказала, что, когда канал был открыт в 1914 году, в Панаме оставалось около 20 000 афро-вестиндийцев.{cn|Октябрь 2022 г.}
мароны
[ редактировать ]Некоторые африканские рабы использовали изолированный характер перевозки товаров как возможность избежать рабства. Многие люди африканского происхождения бежали в малонаселенную местность и образовали симарронеры, или заброшенные общества. Эти бывшие рабы были известны как Симарроны. Симарроны так часто совершали нападения на транспортные караваны, что к 1550-м годам эти нападения стали очень разрушительными для торговли. Самым известным из этих Симарронов был Баяно . В 1570 году все мароны были помилованы, чтобы остановить набеги. Знаменитые Симарроны основали Симарронера. Луис де Мозамбик основал Сантьяго-дель-Принсипе Симарронера, а Антон де Мандинга основал Санта-ла-Реаль. Именно с симарронами Панамы сэр Фрэнсис Дрейк заключил союз в 1572 году, чтобы осуществить свое первое независимое нападение на испанские колонии Нового Света. [ нужна ссылка ]
Рабство
[ редактировать ]Рабы использовались во многих сферах в районах Портобело и Панама-Сити. Большинство из них работали прислугой в домах своих поработителей. Некоторые занимались производством текстиля и красителей. Другие были опытными ремесленниками — кузнецами, плотниками и сапожниками. Открытие золота также привело к его использованию в горнодобывающей промышленности. Эта сильная зависимость от рабов привела к увеличению численности рабов. На протяжении большей части 1600-х и 1700-х годов афропанамцы превосходили по численности белых. В 1610 году население состояло из 548 белых мужчин, 303 белых женщин, 156 белых детей, 146 мулатов , 148 чернокожих из Вест-Индии и 3500 африканских рабов. К 1625 году афропанамцы насчитывали 12 000 человек, а к 1630 году численность белых панамцев превосходила численность афропанамцев в десять раз. К 1789 году афропанамцы насчитывали 23 000 человек из 36 000 населения. Некоторые рабы смогли купить свободу или были освобождены своими хозяевами. Несколько свободных чернокожих смогли получить образование. Некоторые стали ремесленниками, а некоторые стали чиновниками низшего звена в правительстве. [ нужна ссылка ]
Независимость
[ редактировать ]В 1821 году Панама (в то время входившая в состав Испании) успешно добилась независимости. Независимость положила конец рабству, но для афропанамцев мало что изменилось. Изменения не пришли с независимостью и эмансипацией, как ожидалось. В 1830-х годах вспыхнули многочисленные расовые беспорядки, поскольку многие афропанамцы были разочарованы темпами социального прогресса. В 1838 году в Панама-Сити произошел крупный расовый бунт, который был подавлен латиноамериканской элитой. Афро-панамцы продолжали жить в нижней части расовой кастовой системы, а белые панамцы находились на вершине. Мулаты и метисы, заявлявшие о своем латиноамериканском происхождении, а также коренные жители Панамы стояли выше чернокожих в кастовой системе. Дискриминация при приеме на работу и социальное неприятие по этническому признаку процветали. Афро-панамцы остались в мире, отделенном от великой культуры. [7]
Антильский
[ редактировать ]В ноябре 1903 года началось строительство Панамского канала. 50 000 рабочих мигрировали с Ямайки, Мартиники , Барбадоса и Тринидада . Рабочих называли антильцами или насмешливо « чомбо» . Антильцам и другим чернокожим рабочим платили меньше, чем белым. Дискриминация была безудержной. Большинство руководителей были выходцами с юга США и применяли своего рода южную сегрегацию. Присутствие жителей Вест-Индии имело и другие последствия. креолы и метисы, Дискриминации также подвергались имевшие социальный статус выше чернокожих. Эти группы были глубоко оскорблены и начали безудержную дискриминацию всех чернокожих за пределами основного региона канала. Чернокожие коренные жители начали возмущаться на жителей Вест-Индии, которые, по их мнению, только ухудшали их положение. В 1914 году, когда Панамский канал был завершен, в стране осталось 20 000 жителей Вест-Индии. Панамские законы 1926 года сократили иммиграцию из Вест-Индии, а позже запретили въезд в страну чернокожим, не говорящим по-испански. [ нужна ссылка ]
Современный статус
[ редактировать ]К 1960-м годам афропанамцы начали политически организовываться, присоединившись к рабочему движению. Национальный центр панамских трудящихся (CNTP) находился в центре борьбы за права афропанамцев. В верхний круг прорвались несколько афропанамцев. Некоторые из них были избраны в национальное собрание Народной партии, связанной с CNTP. Один афропанамец был избран в Верховный суд.{cn|октябрь 2022 г.} В 1970-х годах они организовали конгрессы, посвященные проблемам, связанным с афропанамцами, таким как дискриминация Национального симфонического оркестра в отношении чернокожих. В 1980 году был избран Мануэль Норьега , имевший африканское происхождение. Он стал авторитарным, и в 1989 году Соединенные Штаты вторглись в Панаму и свергли Норьегу. Сильнее всего пострадали афро-панамские кварталы. В 1990-е годы было создано больше конгрессов для решения проблем афропанамцев, таких как уничтожение имущества чернокожих во время вторжения. Также пустило корни изучение афро-панамского языка. Был создан Центр панамских исследований. Университет Панамы также начал уделять больше внимания афропанамским предметам как дисциплине. [ нужна ссылка ]
Известные афропанамцы
[ редактировать ]- Билли Кобэм , панамско-американский джазовый барабанщик
- Адальберто Карраскилья
- Алехандро Йервуд
- Роландо Блэкберн
- Цезарь Блэкман
- Цезарь Янис
- Сильвано Уорд Браун
- Роберто Браун
- Омар Браун
- Оскар Линтон
- Армандо Купер
- Гарольд Каммингс
- Рикардо Филлипс
- Карлос Харви
- Виктор Гриффит
- Эрнесто Синклер
- Эрнесто Уокер
- Жаир Катуй
- Альфредо Стивенс
- Поп Дым
- Фелипе Балой
- Арамис Хейвуд
- Джин Маклин
- Иван Андерсон
- Сесилио Уотерман
- Хосе Кордоба
- Роман Торрес
- Эрик Дэвис
- Блас Перес
- Исмаэль Диас
- Ньютон Уильямс
- Иисус Уэст
- Рикардо Буитраго
- Ренан Аддлс
- Рикардо Джеймс
- Луис Техада
- Майкл Амир Мурильо
- Рикардо Хиндс
- Родерик Миллер
- Альберто Кинтеро
- Анибал Годой
- Габриэль Гомес
- Алоэ Блэк , американская певица, продюсер, филантроп
- Сеч , афро-панамский реггетона. исполнитель
- Принцесса Анжела Лихтенштейнская ( урожденная Анджела Браун, родилась в 1958 году в Бокас-дель-Торо ), первый человек известного африканского происхождения, вышедший замуж за представителя правящей европейской династии.
- Мелва Лоу де Гудин , профессор и историк Университета Панамы и Университета штата Флорида в Панаме
- Эусебио Педроса , чемпион мира по боксу и член Международного зала боксерской славы
- Эль Чомбо , исполнитель реггетона и продюсер афро-ямайского происхождения.
- Эль Генерал , исполнитель регги, которого некоторые считают одним из отцов «Reggae en Español», пионером реггетона.
- Рой Брайс-Лапорт , панамско-американский ученый
- Татьяна Али , американская актриса частичного панамского происхождения.
- Роландо Блэкман , бывший НБА баскетболист
- Донован Митчелл , участник Матча всех звезд НБА
- DJ Clue — американский хип-хоп диджей.
- Бобби Лэшли , профессиональный борец и боец смешанных единоборств.
- Панама Эл Браун , первый чемпион Латинской Америки по боксу.
- Роберто Уоллес , профессиональный игрок в американский футбол
- Кевин Дэйли , профессиональный баскетболист
- DJ Кларк Кент — американский хип-хоп диджей.
- Глория Караманитес , Мисс Панама 1980
- Джинелла Масса , ведущая канадских новостей
- Эд Кота , профессиональный баскетболист
- Pop Smoke — американский рэпер афро-панамского происхождения.
- Казанова (рэпер) — американский рэпер афро-панамского происхождения.
- Карлос Ли , бывший участник Матча всех звезд Высшей бейсбольной лиги
- Карл Кани , американский модельер
- Гэри Форбс , профессиональный баскетболист
- Баяно , раб-мятежник
- Тесса Томпсон , американская актриса
- Роберто Келли , участник Матча всех звезд MLB и тренер
- Род Кэрью , член Зала славы бейсбола Высшей лиги
- Мариано Ривера , член Зала славы Высшей лиги бейсбола
- Дядя Мурда , американский рэпер афро-панамского происхождения.
- Тайсон Бекфорд , американская модель и актер.
- Бренда Смит , афро-панамско-мексиканская модель и королева красоты, получившая корону «Сеньорита Панама 2021» и вошедшая в топ-16 конкурса «Мисс Вселенная 2021» .
- Гвендолин Ифилл , журналист, телеведущий и писатель. Вёл программу по связям с общественностью США, транслируемую по национальному телевидению, под названием «Обзор Вашингтонской недели». Со-ведущий и со-управляющий редактор PBS NewsHour. Модерировал дебаты на пост вице-президента США в 2004 и 2008 годах. Автор бестселлера «Прорыв: политика и раса в эпоху Обамы».
- Вероника Чемберс , американская писательница
- Урсула Бернс , первый чернокожий генеральный директор компании из списка Fortune 500
- Ирвинг Саладин
- Эрик Дэвис
- Фидель Эскобар
- Фредди Гондола
- Габриэль Торрес
- Кахисер Ленис
- Доктор Гаддиэль Израиль первый чернокожий доктор философии в Космических силах США.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АФРО-ПАНАМЦЫ» . Словарный справочник меньшинств и коренных народов . Словарный справочник меньшинств и коренных народов. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ МУР, АЛЕКСАНДР. «Панама» . Страны и их культуры . EveryCulture.com . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Язык черных Конго в Панаме и люмбалу... Отмена рабства в Сальвадоре и Латинской Америке (на испанском языке: Язык черных конго в Панаме и люмбалу... Отмена рабства в Сальвадоре и Латинской Америке ).
- ^ La expresión music Popular centroamericana y la herencia africana. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine (на испанском языке: центральноамериканское популярное музыкальное выражение и африканское наследие).
- ^ От забвения к памяти, 3: Африка во времена рабства (на испанском языке: От забвения к памяти, 3: Африка во времена рабства)
- ^ «Август 1914 года: гваделуповцы и мартиниканцы, забытые Панамским каналом» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 г.
- ^ Питер Сок, «'La Patria es el Recuerdo', испанофильский национализм в Панаме начала двадцатого века, 1903-1941». Журнал истории Карибского бассейна 31.1 (1997): 149–184.