Jump to content

Афро-панамцы

Афро-панамцы
Афро-панамец в Каско-Вьехо.
Регионы со значительной численностью населения
Колон , Кристобаль и Бальбоа , Рио-Абахо район в Панама-Сити , зона канала, провинция Бокас-дель-Торо , деревни в провинции Дарьен
Языки
Панамский испанский , Бокас-дель-Торо креольский
Религия
Преимущественно католицизм
Родственные этнические группы
Афро-карибцы

Афро-панамцы панамцы африканского происхождения. Население можно в основном разделить на две категории: «афроколонисты», потомки рабов, привезенных в Панаму в колониальный период; и «афроантильцы», потомки иммигрантов из Вест-Индии, происходящие из , Мартиники , Сент -Люсии , Гваделупы , Доминики , Гренады , Тринидада , Гаити, Белиза Барбадоса и Ямайки , чьи предки были привезены для строительства Панамского канала .

Афро-панамцев можно найти в городах Колон , Кристобаль и Бальбоа , в Рио-Абахо районе Панама-Сити , в зоне канала и в провинции Бокас-дель-Торо . [1]

Ранний период

[ редактировать ]

Первыми африканцами, прибывшими в Панаму, был Васко Нуньес де Бальбоа в 1513 году. Панама была очень важной территорией, поскольку у нее был кратчайший путь из Атлантики в Тихий океан. Товары были вывезены из портов Портобело и Номбре-де-Дьос , перевезены по суше в порты Панама-Сити и погружены на корабли, направляющиеся в Южную Америку . Первоначально использовался местный труд. Из-за жестокого обращения и болезней коренное население было уничтожено. Бартоломе де Лас Касас выступал за привлечение рабов из Африки. К 1517 году торговля африканцами уже шла полным ходом. Первоначально рабов использовали для работы и обслуживания кораблей и порта. Позже он перешел к перевозке грузов через перешеек. Перевозка грузов была изнурительной не только из-за 60 километров суровых тропических лесов, но и из-за плохой погоды и нападений коренного населения. [2]

Происхождение

[ редактировать ]

Трудно определить и определить место происхождения африканских рабов, привезенных в Панаму в колониальную эпоху. Согласно исследованию Мартина Джеймисона, некоторые авторы отмечают, что большинство из них были выходцами из Гвинеи-Бисау . [ нужна ссылка ]

Другие авторы отмечают, что рабы прибыли из региона между южной рекой Сенегал и северной Анголой . В самом деле, по данным других авторов, то ли с 1514 года начали прибывать африканцы, привезенные из Западной Африки для работы на плантациях в Панаме, то с 1523 года прибывшие мужчины и женщины в основном были выходцами из Гвинеи-Бисау , Камеруна , бассейна Конго и Анголы . [ нужны разъяснения ] Наличие этого фактора определило этнокультурные стержневые музыкальные особенности панамского народа. Форма общения, используемая африканцами с 1607 года (благодаря их песням, их инструментам и их танцам, их многочисленным восстаниям - многие из которых бежали, чтобы поселиться в лесах, под руководством таких легендарных личностей, как Баяно , Антон Мандинга или Доминго Конго- и заключение мирного договора в 1607 году, который предоставил некоторую свободу, но с ограничениями, тысячам бывших рабов), и до сих пор культивируется в «Конго» (культура и жанр афроколониального танца из Республики Панама, [3] характеризуется жестоким выражением лица и эротическими танцами и почти всегда ассоциируется с какой-то пантомимой и театром, с темами печально известных исторических эпизодов африканской работорговли, рабства и последовавших за ними восстаний рабов во времена завоевания и колониализма. Студенты этой культуры действительно нашли параллели, поскольку их криптолект похож на похоронную практику Сан-Базилио-де-Паленке , Колумбия , конголезского и ганского происхождения. Изучение этой культуры помогает определить хотя бы некоторые корни афропанамцев), представляющих собой приветствие ногами и разговор задом наперед, как смесь европейской, африканской и коренной культур. [ нужны разъяснения ] общины существовали Уже к 1560 году бордовые в Баяно -Паланкерасе и Серро-де-Кабра, Портобело, Панама .

Более того, помимо рабов, которые некоторые авторы могли быть импортированы в Панаму, в основном из Гвинеи-Бисау, Камеруна, Конго и Анголы (от которой в 1607 году возникла культура «Конго»), по словам Гусмана Наварро, многие из рабов, прибывших в Панаму в семнадцатом и начале восемнадцатого веков были перевезены французскими торговцами с рабовладельческой фабрики Гори в Сенегамбии . В период, когда asiento было предоставлено Компании Южного моря , просуществовавшей до середины восемнадцатого века, рабы прибывали в основном с Наветренного побережья ( Либерия — к западу от Кот-д'Ивуара ) и Золотого Берега (к востоку от Кот-д'Ивуара — Гана) . ), но также прибыло несколько рабов из Сенегамбии . В последние десятилетия восемнадцатого века испанской компании Gaditana было разрешено импортировать африканских рабов, хотя большинство из них прибыло из других американских колоний, включая Картахену-де-Индиас , Гавану , Пуэрто-Рико , Ямайку и французские карибские колонии. [4]

Африканские этнические группы и их прибытие в Панаму

[ редактировать ]

При регистрации в качестве рабов некоторые африканцы использовали свою африканскую национальность и возможные места происхождения в качестве имени или фамилии. В результате появились такие имена, как Луис Мозамбик, Конго Антон, Кристофер Сапе, Мигель Биафара, Бран Гаспар, Педро Мандинга, Антон Баньоль и Джон Джолофо (Волоф), и это лишь некоторые из них. Это подтверждает вклад рабов из Сенегамбии, Ганы, Центральной Африки и Мозамбика. Таким образом, название африканцев, проживающих в Панаме, позволяет провести некоторые линии по ее возможному происхождению: Мозамбик, Конго и область Касанга, Конго-Ангола, Сан-Томе, одноименный остров в экваториальной области и область, расположенная между Португальской Гвинеей и Сенегалом в Западной Африке: Мандинг, в частности, гелофо/ волоф , Баньол ( Баньюн , основанный в Сенегамбии и Гвинее-Бисау), Запе (Сьерра-Леоне), Биохо (Биджагос), Биафара и Бран. Они проходили через несколько контуров и сетей, которые соединяли «Среднюю Америку» с экономикой Южной Атлантики, в которой Панама и Картахена были центральными портами и пунктами пропуска, необходимыми для перемещения африканцев в колониальный период. С африканской стороны, по данным Энрикета Вила Вилар , основными источниками принудительного труда в африканских портах в шестнадцатом веке были острова Сантьяго в Кабо-Верде, Сан-Томе в Гвинейском заливе и Луанда в Анголе, подтверждая то, что Родни Хилтон назвал «почти исключительными отношениями между Верхней Гвинеей и средний регион Америки». В Западной Африке к тому времени существовала группа португальских купцов под названием «рейндейрос», имевшая монополию на продажу пленников и «продажу» права продавать рабов, процент от доходов которых получала Корона. В купле-продаже людей участвовала сложная сеть чиновников и служащих, расположенных в ключевых точках торговой сети и распространявшаяся по всей Атлантике.

Хотя в шестнадцатом веке из Африки в Америку путешествовало небольшое количество торговцев, факт заключается в том, что именно эта небольшая группа имела прямой контроль над крупными контрактами на увоз порабощенных африканцев в Кабо-Верде, Сан-Томе и Анголе. В этом последнем бою стоят Гомес Рейнель и Хуан Родригес Коутиньо (губернатор Анголы), который жил в Панаме, работая на ранчо в начале семнадцатого века вместе со своим братом Мануэлем де Соузой Коутиньо, известным как Луи де Соуза, монахом-доминиканцем, который в 1602 году отвечал за места в Картахене. [5]

Волны афро-антильской миграции (1849–1910 гг.)

[ редактировать ]

Первая афро-антильская миграция в Панаму произошла в середине девятнадцатого века. Калифорнийская золотая лихорадка началась в 1849 году, и последующее привлечение богатства подчеркнуло необходимость облегчения путешествий между восточным и западным побережьями Соединенных Штатов. Это подняло острую необходимость строительства железной дороги через самую узкую точку американского континента, но проблема, с которой столкнулись инженеры железнодорожной компании, заключалась в том, что в Панаме не было рабочей силы, необходимой для обеспечения рабочих для строительства железной дороги. В то же время кризис перенаселения в странах Карибского бассейна привел к избытку рабочей силы. Эти две ситуации объединили потребность в рабочей силе в Панаме и безработицу на Антильских островах, что привело к притоку афроантильцев на перешеек.

Во время иммиграции 1844 года прибыли люди из Тринидада , Ямайки , Барбадоса , Мартиники , Гваделупы , Доминики , Подветренных Антильских островов (голландские и венесуэльские острова к северу от Венесуэлы ), Гренады , Сент-Китса , Сент-Винсента и Гренадин и т. д. После 1880 года было расширено выращивание бананов в Центральной Америке, а ) были созданы компании «Юнайтед фрут компани» и «Чирики лэнд компани» в Бокас-дель-Торо (Панама) и Пуэрто-Лимоне ( Коста-Рика . Эти события снова подняли потребность в рабочей силе из стран Карибского бассейна.

Третьим событием, вызвавшим иммиграцию афро-карибцев в Панаму, стало строительство французами Панамского канала. Благодаря стойкости, проявленной афро-вестиндийцами при строительстве железных дорог и проектах в Бокас-дель-Торо и Пуэрто-Лимон, французская компания вернулась в Карибский бассейн для набора рабочих. По словам Лобино Марреро, многие жители Вест-Индии, прибывшие в Панаму в эти годы, были с французских Антильских островов Мартиники , и Гваделупы . В период с 1906 по 1907 год Панама приняла более 2800 рабочих с Мартиники и около 2000 из Гваделупы. Приблизительно 50 000 жителей Гваделупы и Мартиники участвовали в строительстве Панамского канала в период с 1904 по 1914 год. По оценкам, в 2014 году в Панаме проживало от 60 000 до 70 000 потомков этих жителей Вест-Индии. [6]

В 1904 году строительство Панамского канала было передано Соединенным Штатам из-за банкротства французской компании, что снова привело к притоку рабочих из Вест-Индии в Панаму. Хотя между 1904 и 1914 годами подавляющее большинство афро-вестиндийцев, прибывших в Панаму, работали по годовому контракту с идеей вернуться на свои родные острова после завершения проекта. Однако после завершения строительства канала многие афроантильцы предпочли остаться в Панаме. Многие из оставшихся получили работу в зоне канала, став крупнейшей группой иммигрантов в Панаме. По поводу Афро-Антильской Панамы Лесли Б. Раут сказала, что, когда канал был открыт в 1914 году, в Панаме оставалось около 20 000 афро-вестиндийцев.{cn|Октябрь 2022 г.}

Некоторые африканские рабы использовали изолированный характер перевозки товаров как возможность избежать рабства. Многие люди африканского происхождения бежали в малонаселенную местность и образовали симарронеры, или заброшенные общества. Эти бывшие рабы были известны как Симарроны. Симарроны так часто совершали нападения на транспортные караваны, что к 1550-м годам эти нападения стали очень разрушительными для торговли. Самым известным из этих Симарронов был Баяно . В 1570 году все мароны были помилованы, чтобы остановить набеги. Знаменитые Симарроны основали Симарронера. Луис де Мозамбик основал Сантьяго-дель-Принсипе Симарронера, а Антон де Мандинга основал Санта-ла-Реаль. Именно с симарронами Панамы сэр Фрэнсис Дрейк заключил союз в 1572 году, чтобы осуществить свое первое независимое нападение на испанские колонии Нового Света. [ нужна ссылка ]

Рабы использовались во многих сферах в районах Портобело и Панама-Сити. Большинство из них работали прислугой в домах своих поработителей. Некоторые занимались производством текстиля и красителей. Другие были опытными ремесленниками — кузнецами, плотниками и сапожниками. Открытие золота также привело к его использованию в горнодобывающей промышленности. Эта сильная зависимость от рабов привела к увеличению численности рабов. На протяжении большей части 1600-х и 1700-х годов афропанамцы превосходили по численности белых. В 1610 году население состояло из 548 белых мужчин, 303 белых женщин, 156 белых детей, 146 мулатов , 148 чернокожих из Вест-Индии и 3500 африканских рабов. К 1625 году афропанамцы насчитывали 12 000 человек, а к 1630 году численность белых панамцев превосходила численность афропанамцев в десять раз. К 1789 году афропанамцы насчитывали 23 000 человек из 36 000 населения. Некоторые рабы смогли купить свободу или были освобождены своими хозяевами. Несколько свободных чернокожих смогли получить образование. Некоторые стали ремесленниками, а некоторые стали чиновниками низшего звена в правительстве. [ нужна ссылка ]

Независимость

[ редактировать ]

В 1821 году Панама (в то время входившая в состав Испании) успешно добилась независимости. Независимость положила конец рабству, но для афропанамцев мало что изменилось. Изменения не пришли с независимостью и эмансипацией, как ожидалось. В 1830-х годах вспыхнули многочисленные расовые беспорядки, поскольку многие афропанамцы были разочарованы темпами социального прогресса. В 1838 году в Панама-Сити произошел крупный расовый бунт, который был подавлен латиноамериканской элитой. Афро-панамцы продолжали жить в нижней части расовой кастовой системы, а белые панамцы находились на вершине. Мулаты и метисы, заявлявшие о своем латиноамериканском происхождении, а также коренные жители Панамы стояли выше чернокожих в кастовой системе. Дискриминация при приеме на работу и социальное неприятие по этническому признаку процветали. Афро-панамцы остались в мире, отделенном от великой культуры. [7]

Антильский

[ редактировать ]

В ноябре 1903 года началось строительство Панамского канала. 50 000 рабочих мигрировали с Ямайки, Мартиники , Барбадоса и Тринидада . Рабочих называли антильцами или насмешливо « чомбо» . Антильцам и другим чернокожим рабочим платили меньше, чем белым. Дискриминация была безудержной. Большинство руководителей были выходцами с юга США и применяли своего рода южную сегрегацию. Присутствие жителей Вест-Индии имело и другие последствия. креолы и метисы, Дискриминации также подвергались имевшие социальный статус выше чернокожих. Эти группы были глубоко оскорблены и начали безудержную дискриминацию всех чернокожих за пределами основного региона канала. Чернокожие коренные жители начали возмущаться на жителей Вест-Индии, которые, по их мнению, только ухудшали их положение. В 1914 году, когда Панамский канал был завершен, в стране осталось 20 000 жителей Вест-Индии. Панамские законы 1926 года сократили иммиграцию из Вест-Индии, а позже запретили въезд в страну чернокожим, не говорящим по-испански. [ нужна ссылка ]

Современный статус

[ редактировать ]

К 1960-м годам афропанамцы начали политически организовываться, присоединившись к рабочему движению. Национальный центр панамских трудящихся (CNTP) находился в центре борьбы за права афропанамцев. В верхний круг прорвались несколько афропанамцев. Некоторые из них были избраны в национальное собрание Народной партии, связанной с CNTP. Один афропанамец был избран в Верховный суд.{cn|октябрь 2022 г.} В 1970-х годах они организовали конгрессы, посвященные проблемам, связанным с афропанамцами, таким как дискриминация Национального симфонического оркестра в отношении чернокожих. В 1980 году был избран Мануэль Норьега , имевший африканское происхождение. Он стал авторитарным, и в 1989 году Соединенные Штаты вторглись в Панаму и свергли Норьегу. Сильнее всего пострадали афро-панамские кварталы. В 1990-е годы было создано больше конгрессов для решения проблем афропанамцев, таких как уничтожение имущества чернокожих во время вторжения. Также пустило корни изучение афро-панамского языка. Был создан Центр панамских исследований. Университет Панамы также начал уделять больше внимания афропанамским предметам как дисциплине. [ нужна ссылка ]

Известные афропанамцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «АФРО-ПАНАМЦЫ» . Словарный справочник меньшинств и коренных народов . Словарный справочник меньшинств и коренных народов. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
  2. ^ МУР, АЛЕКСАНДР. «Панама» . Страны и их культуры . EveryCulture.com . Проверено 17 декабря 2012 г.
  3. ^ Язык черных Конго в Панаме и люмбалу... Отмена рабства в Сальвадоре и Латинской Америке (на испанском языке: Язык черных конго в Панаме и люмбалу... Отмена рабства в Сальвадоре и Латинской Америке ).
  4. ^ La expresión music Popular centroamericana y la herencia africana. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine (на испанском языке: центральноамериканское популярное музыкальное выражение и африканское наследие).
  5. ^ От забвения к памяти, 3: Африка во времена рабства (на испанском языке: От забвения к памяти, 3: Африка во времена рабства)
  6. ^ «Август 1914 года: гваделуповцы и мартиниканцы, забытые Панамским каналом» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 г.
  7. ^ Питер Сок, «'La Patria es el Recuerdo', испанофильский национализм в Панаме начала двадцатого века, 1903-1941». Журнал истории Карибского бассейна 31.1 (1997): 149–184.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa668aa3c5c7463733f412107bbba6a9__1721647200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/a9/fa668aa3c5c7463733f412107bbba6a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afro-Panamanians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)