Jump to content

Люди Ндюка

Вставать
Общая численность населения
90,000 [1] (2014 г., оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Маровейне и Тапанахони , Суринам 26,000
Парамарибо и пригороды 30,000
Французская Гвиана 26,500
Нидерланды 7,500
Языки
Ндьюка , голландский , французский и шранан-тонго
Религия
Христианство и Винти
Родственные этнические группы
Аканцы , Квинти , афро-суринамцы и ганцы
Гранман из народа Ндюка
Действующий президент
Боно Веланти [2]
с 2015 года
Резиденция Диабетики
Темно-бордовые женщины занимаются повседневными делами и общаются, река Суринам , 1955 год.

Народ ндюка (также пишется как «джука») или народ аукан ( оканиси ) — один из шести народов маронов (ранее называвшихся «неграми Буша», что также имеет уничижительный оттенок) в Республике Суринам и один из народов маронов на французском языке. Гвиана . Ауканы или ндюка говорят на языке ндюка . Они подразделяются на опу , живущих вверх по течению реки Тапанахони на курорте Тапанахони на юго-востоке Суринама, и било , живущих ниже по течению этой реки в округе Маровейне .

Каноэ-долблены Ндьюка Марун в деревне , река Суринам , 1955 год.

Наиболее важными городами являются Моенго , крупнейший город в округе Маровейне, и Диитабики (старое название: Дриетаббетье), который с 1950 года является резиденцией гранмана ( верховного вождя) народа ндюка. [3]

Далее они подразделяются на двенадцать групп матрилинейного родства, называемых lo . Есть тринадцатая группа — гранман . [4]

Ндюка и родственные им люди имеют африканское происхождение, были порабощены и перевезены голландцами в качестве груза в Суринам в 17–18 веках для работы на принадлежащих голландцам колониальных плантациях. Те, кому удалось спастись, бежали глубоко в тропические леса, где они основали общины маронов вдоль рек в основном на юго-востоке Суринама и в некоторых частях соседней Французской Гвианы , и где их культура переняла элементы культур коренных американцев . Люди ндьюка редко вступают в брак за пределами группы, «поэтому они остаются генетически близкими к своим африканским предкам». [5]

В 1757 году на шести лесных плантациях недалеко от Темпати-Крик произошло крупное восстание рабов. Беглые рабы присоединились к существующей группе маронов. было Суринамское общество обеспокоено размером и силой группы, поэтому 30 июля 1759 года капитан Зобре был отправлен на переговоры. Зобре вернулся с соглашением о временном прекращении огня и информацией о том, что племя состоит из шести деревень с предполагаемым населением в 2000 человек. Вторая экспедиция оказалась менее успешной: Ндюки разочаровались в таких подарках, как зеркала, и заявили, что предпочитают ружья и боеприпасы. присутствовали владельцы плантаций Йоденсаванны . Они также хотели, чтобы на переговорах [6]

10 октября 1760 года Ндюка подписал договор с голландскими колонизаторами. [7] признание территориальной автономии. [8] День маронов отмечается как национальный праздник в Суринаме 10 октября с 2010 года. [7]

Автономные люди

[ редактировать ]

С 1761 года многие ндьюка постепенно двинулись на юг из округа Маровейне, чтобы защитить себя от колонистов , и начали строить лагеря на реке Тапанахони, рассеяв коренное население Тириё . Рабы, недавно бежавшие из Армины и Бовен-Коммевейне, были размещены недалеко от места слияния рек Тапанахони и Лава для защиты от нападений Алуку . [9] В декабре 1791 года Филип Стулман основал военный форпост на Стулмансейленде , установив тем самым военизированную границу между территорией, удерживаемой Ндюкой, и колонией Суринам. [10] Тапанахони был закрыт для белых поселенцев и не исследовался до начала 20 века. [11]

Торговля

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Тапанахони был изолирован и в целом игнорировался правительством, он не был полностью самодостаточным . Торговля поощрялась обеими сторонами; Статью 7 Договора можно рассматривать как соглашение о свободной торговле . [12] Между 1880 и 1930 годами [13] Ндьюке удалось получить почти монополию на грузовую торговлю между Альбиной, Суринамом и Сен-Лоран-дю-Марони , Французской Гвианой на севере, а также внутренними районами Суринама и Французской Гвианы на юге. В 1921 году была объявлена ​​забастовка грузовых судов Maroon , которая длилась три месяца. Забастовка имела серьезные экономические последствия. [14] и серьезно подорвал балатскую и золотодобывающую промышленность в обеих странах. [15] Губернатор ван Хемстра даже пригрозил положить конец автономии Ндьюка из-за забастовки. [16]

Развитие и здравоохранение

[ редактировать ]

В 1919 году пилотный проект по улучшению сельского хозяйства, образования и здравоохранения провалился, поскольку необходимые средства так и не были предоставлены. Позднее Ндюка были обвинены в том, что они сопротивлялись введению налогов . [17] 6 мая 1924 года Питер Вальтер Геринг [ nl ] постулировал в колониальных штатах : «В экономическом отношении бушнегры до сих пор не имели большого значения для колонии, и это не их вина, а [вина голландского правительства], которое пренебрегало этих людей, и терпел, что сегодня, в ХХ веке, мы все еще говорим о бушнеграх». [18]

Как правило, маронам, прибывшим в прибрежную зону, оказывалась бесплатная медицинская помощь. Попытка 1913 года взимать плату за медицинскую помощь в больницах была проигнорирована на практике и позже отменена губернатором Йоханнесом Кильстра , поскольку это было лучше для общих санитарных условий. [19] На встрече губернатора и гранманов в 1943 году обсуждался вопрос сокращения населения в племенных районах. Бабушки , говорили о тревожном уровне заболеваемости туберкулезом малярией и бесплодием. Предлагаемое решение заключалось в том, чтобы отправить медицинскую бригаду в районы проживания племен и разъяснять людям об опасностях инбридинга . [20] В 1946 году Medische Zending была назначена ответственной за здравоохранение в племенных районах. [21] Улучшение медицинского обслуживания привело к быстрому росту населения. [1] [22]

Внутренняя война

[ редактировать ]

В конце 1980-х годов внутренняя война в Суринаме велась между Суринамской национальной армией и повстанческой группой, известной как « Коммандос джунглей» , возглавляемой Ронни Брунсвейком . Гражданская война привела к кризису беженцев во Французской Гвиане, особенно из района Маровейн. [23] Несмотря на то, что Брунсвейк был Ндюкой, Гаанман Газон , верховный вождь, отказался принять чью-либо сторону в конфликте. [24] и сохранял строгий нейтралитет на курорте Тапанахони. [25] 26 мая 1987 года Газон опубликовал призыв к международному сообществу о посредничестве. [26] [27]

Текущая ситуация

[ редактировать ]
Моенго (2008)

В последние десятилетия 20-го века большое количество народа ндьюка начало переселяться из деревень своих предков на побережье, особенно в Парамарибо , столицу страны, и его окрестности. [1] Мотивы их переезда были в основном экономическими. По состоянию на 2014 год из примерно 90 000 ндьюков только 26 000 проживают на землях племен, 30 000 проживают в Парамарибо и его окрестностях , 21 000 во Французской Гвиане и 7 500 в Нидерландах. [1]

19 августа 2000 года был установлен кабитен для общины маронов Ндюка в диаспоре (капитан) . В Утрехте Нидерландов Андре Р.М. Пакосие был назначен капитаном сборной . [28]

13 июня 2020 года Ронни Брунсвейк был избран вице-президентом Суринама путем аккламации на безальтернативных выборах . [29] Его инаугурация состоялась 16 июля. [30] как первый марон в Суринаме, занявший пост вице-президента. [31]

Управление

[ редактировать ]

Договор 1760 года разрешал Ндьюка привилегии, но также налагал ограничения вроде возвращения беглых рабов, а в случае внешней войны они должны были предоставить армию для борьбы с Суринамской национальной армией . [6]

Первоначально племя могло свободно селиться где угодно с разрешения при условии, что оно находилось на расстоянии не менее десяти часов от плантаций. [6] Это определение было довольно расплывчатым, и в 1837 году оно было изменено на разграниченную территорию вокруг реки Коттика в округе Маровейне и реки Тапанахони . [32]

Верховным вождем Ндьюка является гранман . Ниже гранмана располагаются кабитены (капитаны), за которыми следуют басии (олдермены). Стам ланти состоит из всех кабитэнов и басий, которые собираются не реже одного раза в год под руководством гранмана и определяют политику всего племени. [33]

В деревне есть ло ланти (совет), состоящий из кабитэнов и басий деревни, которым советует совет старейшин. Ло Ланти действует как местное правительство. В случае принятия важных решений участвует вся деревня и решение принимается на основе консенсуса. [6]

Курортами в районе Маровейне управляет Курортный совет. [34] демократически избранный на всеобщих выборах. [35] Это привело к совпадению с ло ланти . Комиссия по децентрализации знала о проблеме в 2007 году, но по состоянию на 2020 год две системы существовали бок о бок. [36]

В Тапанахони назначается окружной комиссар, который представляет правительство Суринама. [37] Это продолжение постхаудеров ( должников), которые были установлены после Договора для представления государства. [38]

В проекте соглашения было положение о независимой судебной системе, за исключением преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор. [6] Статья вызвала много споров и была полностью исключена из окончательного соглашения. [39] На практике действовала независимая судебная система, за исключением лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях, которые были переданы правительству Суринама. [22] Во второй половине ХХ века система уголовных дел устарела. [40]

Несмотря на то, что Договор имеет значительные последствия для Суринама, он не упоминается ни в правительственных постановлениях 1865 года, ни в Конституции 1936 года. [41] В 1975 году, в рамках подготовки к независимости Суринама , договоры с маронами стали предметом многочисленных дискуссий как в голландском , так и в суринамском парламентах. [42] однако автономия маронов ни разу не упоминалась ни в Конституции Суринама , ни в Декларации независимости. [43] В договоре рассматриваются права и обязанности племени, однако в Конституции не упоминается ни племя, ни его правительство, поэтому, если гранман говорит «нет», вопрос можно продвинуть, поскольку правовая позиция гранмана не определена. [44]

Тем не менее, договоры продолжают действовать. [45] В 2005 году Межамериканский суд по правам человека вынес решение по резне в Мойване в 1986 году . Суд оставил в силе договор 1760 года и постановил, что «члены общины Мойвана могут считаться законными владельцами своих традиционных земель». [46]

Образ жизни

[ редактировать ]
Тело ребенка Ндьюка Марона приносят к знахарю , река Суринам , Суринам , Южная Америка, 1955 год.

Общественный музей Милуоки говорит следующее о ндьюка и их образе жизни маронов :

Среди ндьюка, как и во всех других племенах маронов, каждый в повседневной деятельности работает над художественными проектами, и ими восхищаются превосходные навыки резьбы по дереву, калебаса и текстильного искусства. Социальные отношения и знаки любви и привязанности являются основной причиной создания искусства. Исторически сложилось так, что только мужчины занимались резьбой по дереву, а женщины занимались резьбой по калабасу и текстильным искусством. Поскольку предметы создавались в качестве подарков, у мужчин есть большие коллекции одежды, накидок и бриджи от жен и бывших любовников, а у женщин есть большие коллекции деревянных предметов, таких как мешалки, табуретки, подносы и тарелки для измельчения арахиса. Резьба из калабаса, также распространенная, но выполняемая в основном женщинами, позволяет изготавливать ложки и посуду замысловатого дизайна для повседневного использования. Женское текстильное искусство, производимое в качестве подарка мужу или любовнику, сильно трансформировалось по мере расширения доступа к торговле хлопком с побережья. Тенденции в моде меняются быстро, используя сложную вышивку, аппликации и лоскутное шитье, причем женщины свободно заимствуют что-то у других и делают это самостоятельно. [5]

Традиционной религией ндьюка была Винти , синтез африканских религиозных традиций. [47] Район Маровейне был доступен для посторонних, а Католическая и Моравская церковь основала церкви и школы сначала в соседней Альбине , а затем в маронских деревнях. [48] Попытки обратить Тапанахони поначалу не увенчались успехом. [49] маронского миссионера Йоханнеса Кинга до 1864 года, когда Моравская церковь отправила в Гранман . [50] Обычно практикуются обширные традиционные погребальные обряды. [51] и Винти - основная религия, однако большинство из них - христиане. [52]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Прайс (2013). «Демографический взрыв маронов: Суринам и Гайана» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 87: выпуск 3–4. 87 (3–4): 323–327. дои : 10.1163/22134360-12340110 . S2CID   140546216 . Проверено 25 июля 2020 г.
  2. ^ «Бедигинг Гранман Боно Велантие» . Министерство регионального развития . 3 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 23 октября 2017 г.
  3. ^ «История суринамской литературы. Часть 2» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 2002 . Проверено 21 мая 2020 г.
  4. ^ Бордовая космополитика: личность, творчество и объединение
  5. ^ Перейти обратно: а б «Коллекция Ндюка» . Общественный музей Милуоки . Проверено 20 июля 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Шолтенс 1994 , с. 20.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Музейный объект 251: 10 октября – День Браунов » Суринамский музей (на голландском языке). 9 октября 2015 года . Получено 10 октября.
  8. ^ «Ндьюкский договор 1760 года: разговор с Гранманом Газоном». culturalsurvival.org
  9. ^ «Энциклопедия Нидерландской Вест-Индии – страница 154 – Бошнегеры» (PDF) . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1916 год . Проверено 22 мая 2020 г.
  10. ^ Сильвия де Гроот (1970). «Восстание Черных Охотников. Последствия Бонниских войн 1788–1809». Путеводитель (на голландском языке).
  11. ^ «Район Сипаливини» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 22 мая 2020 г.
  12. ^ Шолтенс 1994 , с. 22: «7. Они могут торговать на территории плантаций, но не группами, превышающими десять или двенадцать человек».
  13. ^ Шолтенс 1994 , с. 128.
  14. ^ Бонно Тоден ван Вельцен. «Великая забастовка бордовых грузовых судов, 1921 год» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
  15. ^ Шолтенс 1994 , с. 72.
  16. ^ Шолтенс 1994 , с. 79.
  17. ^ Шолтенс 1994 , с. 86.
  18. ^ Шолтенс 1994 , с. 87: «Как экономические элементы, негры Буша до сих пор не имели большого значения для колонии, и это не их вина, а вина голландского правительства, которое пренебрегало своими обязанностями по отношению к этим людям и терпело тот факт, что у нас все еще есть говорить об этом в 20 веке, чтобы стать неграми Буша».
  19. ^ Схолтен 1994 , с. 90.
  20. ^ Свекла, Крис де (1981). Люди между ними: мароны Матавай Суринама (PDF) . Крипс Репро, Меппель. п. 375. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  21. ^ «История» . Медицинское обслуживание (на голландском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Кёббен 1968 , с. 68.
  23. ^ «Район Маровейне» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 21 мая 2020 г.
  24. ^ «Умер руководитель Aucaan Матоджа Газон» . Ватеркант (на голландском языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
  25. ^ Тоден ван Вельцен, Бонно (1988). «Брансуикское восстание: антропологические комментарии к гражданской войне в Суринаме - страница 20» . Университет Гронингена (на голландском языке). Социологический справочник.
  26. ^ Сильвия де Гроот (29 мая 1987 г.). «De bosnegers van Granman Gazon zijn vogelvrij». НРК Хандельсблад . Мои люди в чрезвычайной ситуации. (...) Я уже не знаю, как решить эту проблему, и не могу остановить борьбу, достигшую апогея. Я настоятельно прошу Нидерланды и США помочь. Не путем вторжения, а при посредничестве между суринамскими правительствами и «Коммандос джунглей», чтобы убедить их сложить боевой топор. Слишком много людей уже умерло. (...)
    Оригинал на голландском языке: Мои люди очень нуждаются. (...) Я больше не знаю, как выбраться, и не могу остановить битву, достигшую апогея. Я срочно обращаюсь к Нидерландам и Америке за помощью. Не с помощью вторжения, а с помощью посредничества, чтобы убедить суринамское правительство и коммандос в джунглях сложить топор. Слишком много смертей уже произошло. (...)
  27. ^ Шолтенс 1994 , с. 210.
  28. ^ «МАРОНЫ Суринама» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2004 года . Проверено 23 мая 2020 г.
  29. ^ «Живой блог: Выборы президента и вице-президента Суринама» . De Ware Tijd (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
  30. ^ «Инаугурация нового президента Суринама на площади Независимости» . Ватеркант (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Бордовые организации довольны тем, что Брунсвейк стал кандидатом на пост вице-президента» . De Ware Tijd (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
  32. ^ Межамериканский суд по правам человека 2005 , с. 2514.
  33. ^ Пакоси 1990 , стр. 876.
  34. ^ Шолтенс 1994 , с. 99.
  35. ^ «Конституция Республики Суринам – статьи 159–168» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
  36. ^ Эллен-Роуз Камбель (28 мая 2007 г.). «Традиционная власть и программа децентрализации в Суринаме» (PDF) . Decentralisatie.org (на голландском языке). п. 23 . Проверено 25 июля 2020 г.
  37. ^ Бюро планирования 2014 , с. 168.
  38. ^ Сильвия де Гроот (1983). «Между двумя мирами: посредник» . Цифровая библиотека голландской литературы . Журнал OSO суринамской лингвистики, литературы и истории. Том 2 (на голландском языке). п. 123 . Проверено 25 июля 2020 г.
  39. ^ Шолтенс 1994 , с. 21.
  40. ^ Шолтенс 1994 , с. 26.
  41. ^ Шолтенс 1994 , с. 98.
  42. ^ Шолтенс 1994 , с. 24.
  43. ^ Пакосие 1990 , стр. 873.
  44. ^ Эллен де Врис (23 ноября 2005 г.). «Нигде не указано, что разрешено делать Granman» (PDF) . Троу через Эллен де Врис (на голландском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
  45. ^ Шолтенс 1994 , с. 110.
  46. ^ Межамериканский суд по правам человека 2005 , с. 2531.
  47. ^ Ричард Прайс (1987). «Энциклопедия религий» (PDF) . Проверено 24 июля 2020 г.
  48. ^ «Район Маровейне» . Анда Суринам (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
  49. ^ «Живые мертвецы ~ Между крестом и тыквой» . Rozenberg Quarterly (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
  50. ^ «Иоганнес Кинг 1830–1899. Человек больших убеждений» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1964. с. 58.
  51. ^ Андре Р.М. Пакоси (1995). «Плач Тука среди ндюка «смысл и основные мысли» » . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
  52. ^ «Аукан, Нджука в Суринаме» . Проект Джошуа . Проверено 24 июля 2020 г.
  53. ^ «В свои 25 лет Ленаик Адам стал новым депутатом движения «En Marche» в Гайане» (на французском языке). la1ere.francetvinfo . Проверено 20 июня 2022 г.
  54. ^ «Прощание с королем» . Карибская рабочая группа по литературе (на голландском языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
  55. ^ «Суринамские писатели и поэты» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1989 год . Проверено 20 июля 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 643f1aec3d9f4a9dac8cb8dae8df6020__1717415580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/20/643f1aec3d9f4a9dac8cb8dae8df6020.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ndyuka people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)