Люди Ндюка
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
90,000 [1] (2014 г., оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Маровейне и Тапанахони , Суринам | 26,000 |
Парамарибо и пригороды | 30,000 |
Французская Гвиана | 26,500 |
Нидерланды | 7,500 |
Языки | |
Ндьюка , голландский , французский и шранан-тонго | |
Религия | |
Христианство и Винти | |
Родственные этнические группы | |
Аканцы , Квинти , афро-суринамцы и ганцы |
Гранман из народа Ндюка | |
---|---|
с 2015 года | |
Резиденция | Диабетики |

Народ ндюка (также пишется как «джука») или народ аукан ( оканиси ) — один из шести народов маронов (ранее называвшихся «неграми Буша», что также имеет уничижительный оттенок) в Республике Суринам и один из народов маронов на французском языке. Гвиана . Ауканы или ндюка говорят на языке ндюка . Они подразделяются на опу , живущих вверх по течению реки Тапанахони на курорте Тапанахони на юго-востоке Суринама, и било , живущих ниже по течению этой реки в округе Маровейне .

Наиболее важными городами являются Моенго , крупнейший город в округе Маровейне, и Диитабики (старое название: Дриетаббетье), который с 1950 года является резиденцией гранмана ( верховного вождя) народа ндюка. [3]
Далее они подразделяются на двенадцать групп матрилинейного родства, называемых lo . Есть тринадцатая группа — гранман . [4]
История
[ редактировать ]Ндюка и родственные им люди имеют африканское происхождение, были порабощены и перевезены голландцами в качестве груза в Суринам в 17–18 веках для работы на принадлежащих голландцам колониальных плантациях. Те, кому удалось спастись, бежали глубоко в тропические леса, где они основали общины маронов вдоль рек в основном на юго-востоке Суринама и в некоторых частях соседней Французской Гвианы , и где их культура переняла элементы культур коренных американцев . Люди ндьюка редко вступают в брак за пределами группы, «поэтому они остаются генетически близкими к своим африканским предкам». [5]
В 1757 году на шести лесных плантациях недалеко от Темпати-Крик произошло крупное восстание рабов. Беглые рабы присоединились к существующей группе маронов. было Суринамское общество обеспокоено размером и силой группы, поэтому 30 июля 1759 года капитан Зобре был отправлен на переговоры. Зобре вернулся с соглашением о временном прекращении огня и информацией о том, что племя состоит из шести деревень с предполагаемым населением в 2000 человек. Вторая экспедиция оказалась менее успешной: Ндюки разочаровались в таких подарках, как зеркала, и заявили, что предпочитают ружья и боеприпасы. присутствовали владельцы плантаций Йоденсаванны . Они также хотели, чтобы на переговорах [6]
10 октября 1760 года Ндюка подписал договор с голландскими колонизаторами. [7] признание территориальной автономии. [8] День маронов отмечается как национальный праздник в Суринаме 10 октября с 2010 года. [7]
Автономные люди
[ редактировать ]С 1761 года многие ндьюка постепенно двинулись на юг из округа Маровейне, чтобы защитить себя от колонистов , и начали строить лагеря на реке Тапанахони, рассеяв коренное население Тириё . Рабы, недавно бежавшие из Армины и Бовен-Коммевейне, были размещены недалеко от места слияния рек Тапанахони и Лава для защиты от нападений Алуку . [9] В декабре 1791 года Филип Стулман основал военный форпост на Стулмансейленде , установив тем самым военизированную границу между территорией, удерживаемой Ндюкой, и колонией Суринам. [10] Тапанахони был закрыт для белых поселенцев и не исследовался до начала 20 века. [11]
Торговля
[ редактировать ]Несмотря на то, что Тапанахони был изолирован и в целом игнорировался правительством, он не был полностью самодостаточным . Торговля поощрялась обеими сторонами; Статью 7 Договора можно рассматривать как соглашение о свободной торговле . [12] Между 1880 и 1930 годами [13] Ндьюке удалось получить почти монополию на грузовую торговлю между Альбиной, Суринамом и Сен-Лоран-дю-Марони , Французской Гвианой на севере, а также внутренними районами Суринама и Французской Гвианы на юге. В 1921 году была объявлена забастовка грузовых судов Maroon , которая длилась три месяца. Забастовка имела серьезные экономические последствия. [14] и серьезно подорвал балатскую и золотодобывающую промышленность в обеих странах. [15] Губернатор ван Хемстра даже пригрозил положить конец автономии Ндьюка из-за забастовки. [16]
Развитие и здравоохранение
[ редактировать ]В 1919 году пилотный проект по улучшению сельского хозяйства, образования и здравоохранения провалился, поскольку необходимые средства так и не были предоставлены. Позднее Ндюка были обвинены в том, что они сопротивлялись введению налогов . [17] 6 мая 1924 года Питер Вальтер Геринг постулировал в колониальных штатах : «В экономическом отношении бушнегры до сих пор не имели большого значения для колонии, и это не их вина, а [вина голландского правительства], которое пренебрегало этих людей, и терпел, что сегодня, в ХХ веке, мы все еще говорим о бушнеграх». [18]
Как правило, маронам, прибывшим в прибрежную зону, оказывалась бесплатная медицинская помощь. Попытка 1913 года взимать плату за медицинскую помощь в больницах была проигнорирована на практике и позже отменена губернатором Йоханнесом Кильстра , поскольку это было лучше для общих санитарных условий. [19] На встрече губернатора и гранманов в 1943 году обсуждался вопрос сокращения населения в племенных районах. Бабушки , говорили о тревожном уровне заболеваемости туберкулезом малярией и бесплодием. Предлагаемое решение заключалось в том, чтобы отправить медицинскую бригаду в районы проживания племен и разъяснять людям об опасностях инбридинга . [20] В 1946 году Medische Zending была назначена ответственной за здравоохранение в племенных районах. [21] Улучшение медицинского обслуживания привело к быстрому росту населения. [1] [22]
Внутренняя война
[ редактировать ]В конце 1980-х годов внутренняя война в Суринаме велась между Суринамской национальной армией и повстанческой группой, известной как « Коммандос джунглей» , возглавляемой Ронни Брунсвейком . Гражданская война привела к кризису беженцев во Французской Гвиане, особенно из района Маровейн. [23] Несмотря на то, что Брунсвейк был Ндюкой, Гаанман Газон , верховный вождь, отказался принять чью-либо сторону в конфликте. [24] и сохранял строгий нейтралитет на курорте Тапанахони. [25] 26 мая 1987 года Газон опубликовал призыв к международному сообществу о посредничестве. [26] [27]
Текущая ситуация
[ редактировать ]
В последние десятилетия 20-го века большое количество народа ндьюка начало переселяться из деревень своих предков на побережье, особенно в Парамарибо , столицу страны, и его окрестности. [1] Мотивы их переезда были в основном экономическими. По состоянию на 2014 год из примерно 90 000 ндьюков только 26 000 проживают на землях племен, 30 000 проживают в Парамарибо и его окрестностях , 21 000 во Французской Гвиане и 7 500 в Нидерландах. [1]
19 августа 2000 года был установлен кабитен для общины маронов Ндюка в диаспоре (капитан) . В Утрехте Нидерландов Андре Р.М. Пакосие был назначен капитаном сборной . [28]
13 июня 2020 года Ронни Брунсвейк был избран вице-президентом Суринама путем аккламации на безальтернативных выборах . [29] Его инаугурация состоялась 16 июля. [30] как первый марон в Суринаме, занявший пост вице-президента. [31]
Управление
[ редактировать ]Договор 1760 года разрешал Ндьюка привилегии, но также налагал ограничения вроде возвращения беглых рабов, а в случае внешней войны они должны были предоставить армию для борьбы с Суринамской национальной армией . [6]
Первоначально племя могло свободно селиться где угодно с разрешения при условии, что оно находилось на расстоянии не менее десяти часов от плантаций. [6] Это определение было довольно расплывчатым, и в 1837 году оно было изменено на разграниченную территорию вокруг реки Коттика в округе Маровейне и реки Тапанахони . [32]
Верховным вождем Ндьюка является гранман . Ниже гранмана располагаются кабитены (капитаны), за которыми следуют басии (олдермены). Стам ланти состоит из всех кабитэнов и басий, которые собираются не реже одного раза в год под руководством гранмана и определяют политику всего племени. [33]
В деревне есть ло ланти (совет), состоящий из кабитэнов и басий деревни, которым советует совет старейшин. Ло Ланти действует как местное правительство. В случае принятия важных решений участвует вся деревня и решение принимается на основе консенсуса. [6]
Курортами в районе Маровейне управляет Курортный совет. [34] демократически избранный на всеобщих выборах. [35] Это привело к совпадению с ло ланти . Комиссия по децентрализации знала о проблеме в 2007 году, но по состоянию на 2020 год две системы существовали бок о бок. [36]
В Тапанахони назначается окружной комиссар, который представляет правительство Суринама. [37] Это продолжение постхаудеров ( должников), которые были установлены после Договора для представления государства. [38]
В проекте соглашения было положение о независимой судебной системе, за исключением преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор. [6] Статья вызвала много споров и была полностью исключена из окончательного соглашения. [39] На практике действовала независимая судебная система, за исключением лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях, которые были переданы правительству Суринама. [22] Во второй половине ХХ века система уголовных дел устарела. [40]
Несмотря на то, что Договор имеет значительные последствия для Суринама, он не упоминается ни в правительственных постановлениях 1865 года, ни в Конституции 1936 года. [41] В 1975 году, в рамках подготовки к независимости Суринама , договоры с маронами стали предметом многочисленных дискуссий как в голландском , так и в суринамском парламентах. [42] однако автономия маронов ни разу не упоминалась ни в Конституции Суринама , ни в Декларации независимости. [43] В договоре рассматриваются права и обязанности племени, однако в Конституции не упоминается ни племя, ни его правительство, поэтому, если гранман говорит «нет», вопрос можно продвинуть, поскольку правовая позиция гранмана не определена. [44]
Тем не менее, договоры продолжают действовать. [45] В 2005 году Межамериканский суд по правам человека вынес решение по резне в Мойване в 1986 году . Суд оставил в силе договор 1760 года и постановил, что «члены общины Мойвана могут считаться законными владельцами своих традиционных земель». [46]
Образ жизни
[ редактировать ]
Общественный музей Милуоки говорит следующее о ндьюка и их образе жизни маронов :
Среди ндьюка, как и во всех других племенах маронов, каждый в повседневной деятельности работает над художественными проектами, и ими восхищаются превосходные навыки резьбы по дереву, калебаса и текстильного искусства. Социальные отношения и знаки любви и привязанности являются основной причиной создания искусства. Исторически сложилось так, что только мужчины занимались резьбой по дереву, а женщины занимались резьбой по калабасу и текстильным искусством. Поскольку предметы создавались в качестве подарков, у мужчин есть большие коллекции одежды, накидок и бриджи от жен и бывших любовников, а у женщин есть большие коллекции деревянных предметов, таких как мешалки, табуретки, подносы и тарелки для измельчения арахиса. Резьба из калабаса, также распространенная, но выполняемая в основном женщинами, позволяет изготавливать ложки и посуду замысловатого дизайна для повседневного использования. Женское текстильное искусство, производимое в качестве подарка мужу или любовнику, сильно трансформировалось по мере расширения доступа к торговле хлопком с побережья. Тенденции в моде меняются быстро, используя сложную вышивку, аппликации и лоскутное шитье, причем женщины свободно заимствуют что-то у других и делают это самостоятельно. [5]
Религия
[ редактировать ]Традиционной религией ндьюка была Винти , синтез африканских религиозных традиций. [47] Район Маровейне был доступен для посторонних, а Католическая и Моравская церковь основала церкви и школы сначала в соседней Альбине , а затем в маронских деревнях. [48] Попытки обратить Тапанахони поначалу не увенчались успехом. [49] маронского миссионера Йоханнеса Кинга до 1864 года, когда Моравская церковь отправила в Гранман . [50] Обычно практикуются обширные традиционные погребальные обряды. [51] и Винти - основная религия, однако большинство из них - христиане. [52]
Известные люди
[ редактировать ]- Флориан Йозефзон
- Ленаик Адам (1992), французский политик [53]
- Ронни Брунсвейк (1961), вице-президент Суринама и бывший лидер повстанцев [31]
- Гаанман Газон (1920–2011), бывший гранман [54]
- Андре Пакоши (1955), писатель и активист [55]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Прайс (2013). «Демографический взрыв маронов: Суринам и Гайана» . Новый путеводитель по Вест-Индии . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids, том 87: выпуск 3–4. 87 (3–4): 323–327. дои : 10.1163/22134360-12340110 . S2CID 140546216 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Бедигинг Гранман Боно Велантие» . Министерство регионального развития . 3 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ «История суринамской литературы. Часть 2» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 2002 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Бордовая космополитика: личность, творчество и объединение
- ^ Перейти обратно: а б «Коллекция Ндюка» . Общественный музей Милуоки . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шолтенс 1994 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б «Музейный объект 251: 10 октября – День Браунов » Суринамский музей (на голландском языке). 9 октября 2015 года . Получено 10 октября.
- ^ «Ндьюкский договор 1760 года: разговор с Гранманом Газоном». culturalsurvival.org
- ^ «Энциклопедия Нидерландской Вест-Индии – страница 154 – Бошнегеры» (PDF) . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1916 год . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Сильвия де Гроот (1970). «Восстание Черных Охотников. Последствия Бонниских войн 1788–1809». Путеводитель (на голландском языке).
- ^ «Район Сипаливини» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 22: «7. Они могут торговать на территории плантаций, но не группами, превышающими десять или двенадцать человек».
- ^ Шолтенс 1994 , с. 128.
- ^ Бонно Тоден ван Вельцен. «Великая забастовка бордовых грузовых судов, 1921 год» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 72.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 79.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 86.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 87: «Как экономические элементы, негры Буша до сих пор не имели большого значения для колонии, и это не их вина, а вина голландского правительства, которое пренебрегало своими обязанностями по отношению к этим людям и терпело тот факт, что у нас все еще есть говорить об этом в 20 веке, чтобы стать неграми Буша».
- ^ Схолтен 1994 , с. 90.
- ^ Свекла, Крис де (1981). Люди между ними: мароны Матавай Суринама (PDF) . Крипс Репро, Меппель. п. 375.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «История» . Медицинское обслуживание (на голландском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кёббен 1968 , с. 68.
- ^ «Район Маровейне» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Умер руководитель Aucaan Матоджа Газон» . Ватеркант (на голландском языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Тоден ван Вельцен, Бонно (1988). «Брансуикское восстание: антропологические комментарии к гражданской войне в Суринаме - страница 20» . Университет Гронингена (на голландском языке). Социологический справочник.
- ^ Сильвия де Гроот (29 мая 1987 г.). «De bosnegers van Granman Gazon zijn vogelvrij». НРК Хандельсблад .
Мои люди в чрезвычайной ситуации. (...) Я уже не знаю, как решить эту проблему, и не могу остановить борьбу, достигшую апогея. Я настоятельно прошу Нидерланды и США помочь. Не путем вторжения, а при посредничестве между суринамскими правительствами и «Коммандос джунглей», чтобы убедить их сложить боевой топор. Слишком много людей уже умерло. (...)
Оригинал на голландском языке: Мои люди очень нуждаются. (...) Я больше не знаю, как выбраться, и не могу остановить битву, достигшую апогея. Я срочно обращаюсь к Нидерландам и Америке за помощью. Не с помощью вторжения, а с помощью посредничества, чтобы убедить суринамское правительство и коммандос в джунглях сложить топор. Слишком много смертей уже произошло. (...) - ^ Шолтенс 1994 , с. 210.
- ^ «МАРОНЫ Суринама» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2004 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Живой блог: Выборы президента и вице-президента Суринама» . De Ware Tijd (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Инаугурация нового президента Суринама на площади Независимости» . Ватеркант (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бордовые организации довольны тем, что Брунсвейк стал кандидатом на пост вице-президента» . De Ware Tijd (на голландском языке) . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Межамериканский суд по правам человека 2005 , с. 2514.
- ^ Пакоси 1990 , стр. 876.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 99.
- ^ «Конституция Республики Суринам – статьи 159–168» . Suriname.nu (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Эллен-Роуз Камбель (28 мая 2007 г.). «Традиционная власть и программа децентрализации в Суринаме» (PDF) . Decentralisatie.org (на голландском языке). п. 23 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Бюро планирования 2014 , с. 168.
- ^ Сильвия де Гроот (1983). «Между двумя мирами: посредник» . Цифровая библиотека голландской литературы . Журнал OSO суринамской лингвистики, литературы и истории. Том 2 (на голландском языке). п. 123 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 21.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 26.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 98.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 24.
- ^ Пакосие 1990 , стр. 873.
- ^ Эллен де Врис (23 ноября 2005 г.). «Нигде не указано, что разрешено делать Granman» (PDF) . Троу через Эллен де Врис (на голландском языке) . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Шолтенс 1994 , с. 110.
- ^ Межамериканский суд по правам человека 2005 , с. 2531.
- ^ Ричард Прайс (1987). «Энциклопедия религий» (PDF) . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Район Маровейне» . Анда Суринам (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Живые мертвецы ~ Между крестом и тыквой» . Rozenberg Quarterly (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Иоганнес Кинг 1830–1899. Человек больших убеждений» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1964. с. 58.
- ^ Андре Р.М. Пакоси (1995). «Плач Тука среди ндюка «смысл и основные мысли» » . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке) . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Аукан, Нджука в Суринаме» . Проект Джошуа . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «В свои 25 лет Ленаик Адам стал новым депутатом движения «En Marche» в Гайане» (на французском языке). la1ere.francetvinfo . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Прощание с королем» . Карибская рабочая группа по литературе (на голландском языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Суринамские писатели и поэты» . Цифровая библиотека голландской литературы (на голландском языке). 1989 год . Проверено 20 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Межамериканский суд по правам человека (2005 г.). «Сообщество Мойвана против Суринама, краткое изложение дела» (PDF) . Юридическая школа Лойолы .
- Кеббен, AJF (1968). «Непрерывность в изменениях – общество Коттика Джука как меняющаяся система» . Исследовательские ворота . Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde / Журнал гуманитарных и социальных наук Юго-Восточной Азии и Океании.
- Плановое бюро (2014). «Управление планирования Суринама - округа, 2009–2013 гг.» (PDF) . Управление планирования Суринама (на голландском языке).
- Пакоси, Андре (1990). «Высокомерие против традиций» . Руководство, том 153 (на голландском языке). Цифровая библиотека голландской литературы.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - Прайс, Ричард (2001). «Мароны под атакой в Суринаме и Французской Гвиане» . Культурное выживание . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание».
- Шолтенс, Бен (1994). Мароны и правительство в Суринаме . Университет Радбауд в Неймегене (Диссертация) (на голландском языке). Парамарибо: Департамент культурных исследований/Минов. ISBN 9991410155 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ндюкой, на Викискладе?