Боно люди
Общая численность населения | |
---|---|
~2,800,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Регион Боно , Восточный регион Боно , Регион Ахафо , Восточный Кот-д'Ивуар | |
Языки | |
Боно Тви , английский , французский | |
Религия | |
Боно Культ предков и духовность , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Люди Фанте , Акваму , Акан |
Боно в , также называемые бронгами и абронами , являются народом акан Западной Африке . Бонос обычно обозначаются тегами Akan piesie или Akandifo, от которого Akan является производным именем. Боно — зарождение и колыбель Аканса . [ 1 ] Боно - одна из крупнейших этнических групп акан, люди по материнской линии . [ 2 ] [ 3 ] Люди боно говорят языке боно тви на акан . Язык тви , таким образом, диалект Боно является производным от короля Боно Нана Тви. [ 4 ] В конце пятнадцатого века народ Боно основал королевство Гьяаман как продолжение государства Боно на территории нынешней Ганы и Кот-д'Ивуара . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
В 12 веке, когда Бонос обнаружил золото на реке Тви и Прабоме на другом берегу реки Тайн , Бонос стал очень могущественным благодаря своему богатству золотом в Бономане . Бонос использовал золотой песок в качестве меры валюты в Бономане и в различных рыночных центрах Дженне , Тимбукту и Северной Африки . В большинстве случаев взвешивание золота ( абрамбу ) использовалось для определения того, какое количество золота следует обменять на товар. Народ боно отличался ловкостью в латуни литье , ткачестве ткани (гагавуга, кёнкьен и кенте), гончарном деле и так далее. Около 1471 года, когда португальцы прибыли на Золотой Берег , Бего Бономанский . был одним из крупнейших древних городов Западной Африки с населением около 12 000 человек
Боно-Мансо , еще один исторический город, сыграл заметную роль в работорговле в Атлантике , и в наше время африканцы из диаспоры часто приезжают сюда, чтобы узнать больше об их истории. Традиционно Боно является центром культуры Акан, и многие аспекты культуры Акан берут свое начало от Боно, например, кланы (абусуа) , нторо , барабаны Акан ( фонтомфром , атумпан ), номенклатура Акан , зонтики , используемые для королей, символы адинкра , мухобойка , трубы из слоновой кости , головные уборы , мечи нации. Бонос исполняют многие традиционные танцы Акан, такие как Кете, Адова , фонтомфром и другие танцы. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Народ боно больше всего проживает в Гане на севере.
Этимология
[ редактировать ]Боно означает «пионер» или «первенец на земле». У боно, когда женщина рожала впервые, это называлось ее абонову. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Бонос мигрировали из Древней Ганы . Из-за навязывания им другой практики они бежали в южную часть реки Чёрная Вольта и в тропические леса центральной Ганы , чтобы сохранить поклонение предкам Боно и духовность . Согласно устной традиции, группа бонос вышла из дыры, называемой пещерой Амонви, в результате землетрясения в Пинихини недалеко от Фиемы в штате Нкоранса и встретилась там с прежней группой. Лидером был Охэне Асаман, посоветовавшись со своим богом ( босом буру или босоммуру ) за советом, и бог посоветовал ему строить города или государства. Поэтому бог получил хвалебное имя Биакуру, что означает «тот, кто строит города». Затем Бонос приступил к строительству города под названием Ефири (буквально «мы выходим из пещеры»). Охэне Асаман из соколиного клана Айоко и Бонохемаа Амеяа Кессе построили еще один город в качестве пристройки и назвали его Боно Мансо , который стал столицей Бономана с конфедерацией семи могущественных кланов. Некоторые другие поселения были названы в честь чрево , которое занимало эту землю. Однако кронтихене остались в Ефири. территории . Пришедшим семьям было предложено жить отдельно друг от друга, в разных частях приобретенной [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Концепция Боно о Бономане (штат Боно)
[ редактировать ]Традиционно государство в былые времена не могло быть основано без королевы-матери, хотя многие государства были основаны без короля . Поскольку наследование осуществлялось (и до сих пор происходит) по женской линии и поскольку почитались (и почитаются) только предки по материнской линии, было очень важно, чтобы женщина королевской крови породила государство. Вот почему королева-мать владеет государством, как мать владеет ребенком. Королева-мать всегда рассматривается как дочь луны Боносом , которая символизирует женские качества Ньяме , Высшего Существа, создавшего вселенную, породив солнце (Амовию). Поэтому солнце . считается сыном луны и персонифицируется как бог Солнца Таким образом, царица -мать представлена как великая Мать-богиня-Луна, король как Бог Солнца , а государство как Вселенная . Серебро представляет лунный свет как цвет королевы-матери, точно так же, как золото, цвет солнца, представляет короля. Семь небесных тел, воспринимаемые под другим углом: Луна , Солнце , Марс , Меркурий. Юпитер , Венера и Сатурн управляют небом . Семь абусуа , или матрилинейных кланов, представляют их на земле и управляют государством. [ 14 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрукты, ФК (1998). «2». История Ганы . Макмиллан. п. 9. ISBN 978-0-333-65934-2 .
- ^ Акуамоа, Джеффри (18 марта 2013 г.). КВАМЕ, ПОСЛЕДНИЙ РАБ ИЗ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ . Лулу.com. ISBN 978-1-291-35746-2 .
- ^ Труды Исторического общества Золотого Берега и Тоголенда . Общество. 1974. с. 218.
- ^ Jump up to: а б Акан Ганы: их древние верования . Фабер и Фабер. 1958.
- ^ Профиль Боно Кьемпема (Очерки по археологии, истории, языку и политике бронгов Ганы), под редакцией Кваме Архина с введением. Старший научный сотрудник Института африканских исследований Университета Ганы, Легон.
- ^ Jump up to: а б Эффах-Гьямфи, Э. «Аспекты археологии и устных традиций штата Боно . Труды Исторического общества Ганы » (1974) 15 (2): 217-2
- ^ Мухаммад, Акбар. Международный журнал африканских исторических исследований 10.2 (1977): 242–258.
- ^ Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки: A – G.. 1 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-57958-245-6 .
- ^ Адданде, Алексис; Охранник Эммануэль; Охранники, ЕН (2002). Музеи и городская культура в Западной Африке . Программа музеев Западной Африки. ISBN 978-0-85255-275-9 .
- ^ Архин, Кваме; Исследования, Институт Африки Университета Ганы (1979 год). «3». Профиль Бронг Кьемпима: Очерки археологии, истории, языка и политики бронгов Ганы . Афрам. п. 49.
- ^ Уоррен, Деннис М. (1973). Болезни, медицина и религия среди техчинцев - Боно из Ганы: исследование культурных изменений . Университет Индианы.
- ^ Бремпонг, Овусу (1978). Нападение на отклонение от нормы: оскорбления в Боно – Гана . Университет Индианы.
- ^ Вестерманн, Дидрих; Смит, Эдвин Уильям; Форд, Сирил Дэрилл (1963). Африка . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мейеровиц, Ева Левин-Рихтер (1951). Священное состояние Акан . Фабер и Фабер.