И люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2019 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
1,150,000–1,350,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Либерия | 400,000–500,000 |
Кот-д'Ивуар | 750,000–850,000 |
Языки | |
Якуба | |
Религия | |
Анимизм , Древний Яхвизм | |
Родственные этнические группы | |
Люди Мано , Люди Кпелле , Люди Кран |
Дан проживающая или Мано-Дан — манде, этническая группа на северо-западе Кот-д'Ивуара и соседней Либерии . [1] насчитывается около 700 000 В группе членов, а их крупнейший населенный пункт — Мэн, Кот-д’Ивуар . Соседние народы включают кран , кпелле и мано . Официально они известны как Якуба (или Якуба). [1]
Они говорят на языке дан , юго-восточном языке манде , и тесно связаны с народом маган из империи Гана и гбара из империи Мали. Дан известны своим искусством, особенно ритуалами масок ( Ге или Гле ). [2] а также их тайное общество Гор . [3] Гор (Дан означает «леопард») — миротворческое общество, не путать с жестоким обществом Экпе (леопарда) в Нигерии .
История
[ редактировать ]Первоначально дан пришел из западного региона Судана на севере, части современных Мали и Гвинеи . Местоположение и перемещения Дан, Мано и Мы можно реконструировать уже с VIII века, когда Дан и Мано располагались в районе саванны на севере Кот-д'Ивуара . [4] В десятом веке политические беспорядки, рост населения и истощение земель заставили да мигрировать к югу от хребта Нимба в высокие леса. [5]
Дэн имел репутацию общества жестоких воинов. Одним из выдающихся вождей воинов был Гроугбай Зобани, который сражался и вытеснил племена, которые когда-то жили в современном графстве Нимба , до Логуатуо в Кот-д'Ивуаре. Кипко Тоха-Гбеу изгнал людей Кру из места, которое сейчас называется Тапитах, графство Нимба (до прибытия вождя Тапеха); его последняя крупная война с поселенцами была в Санниквелли . Он вышел в отставку, когда был ранен на войне в Санниквелли. Кифо выдал свою дочь Ле'кпасеу замуж за Грогбая Зобаниая. Бхо'Яа, живший в сегодняшнем Гарплее округа Нимба, в союзе с Кифо Тох'Гбеу заключил перемирие, чтобы прекратить борьбу с поселенцами. На самом деле он был одним из последних главных воинов данов, которые сопротивлялись американо-либерийскому военному наступлению на Нимбу. Гонсан Ге'Гбеу был родом из Миамплеу Йизлеу, графство Нимба. Он также изгнал кфелехов из Восточной Либерии. [ нужна ссылка ]
После того, как Либерия стала нацией в 1847 году, новое правительство в Монровии начало усмирять народ Дан. К началу 1900-х годов был достигнут мир и установлен административный контроль.
Экономика
[ редактировать ]Дан — это прежде всего земледельцы, которые ежегодно расчищают лесные угодья для выращивания основных продуктов питания и товарных культур, таких как рис , маниока , сладкий картофель и различные сорта кукурузы. [5] Сегодня здесь также выращивают какао , кофе и каучук . Женщинам предоставляется небольшой участок земли, на котором они могут выращивать овощи для использования в домашнем хозяйстве или для продажи на рынке. Зелень собирают с домашних и дикорастущих растений в лесу. Пальмовое масло добывают из многих диких пальмовых деревьев, а затем используют в качестве топлива и приготовления пищи. [5]
Мужчины дана выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, а женщины помогают собирать урожай и пропалывать сорняки. Мужчины также занимаются всей охотой и большей частью рыбалкой, в то время как женщины выполняют такие домашние обязанности, как уход за детьми и приготовление еды. Дети помогают, отгоняя крупный рогатый скот, диких животных и птиц от посевов. Дан также разводят домашний скот, такой как крупный рогатый скот, коровы, овцы и козы, птица и курица. Некоторых из этих животных (белых) едят только в особых ритуальных случаях, связанных с большим пиршеством, или для совершения жертвоприношений для прощения грехов.
Культура
[ редактировать ]Основной единицей культуры Дэна является семья. Культура Дан является патрилинейной и полигамной , поэтому эта единица включает мужа, одну или несколько жен и их детей. [5] Роды, или группы людей, произошедшие от общего предка по отцовской линии, живут в отдельных частях города, которые называются кварталами на либерийском английском языке . Города, объединенные под властью центрального правительства, называются кланами . [5]
Искусство
[ редактировать ]Искусство Дэна известно деревянной скульптурой, в том числе огромным разнообразием масок, каждая из которых имеет уникальную форму и назначение. Маски Дэн — важнейшая форма искусства народа Дан. Artisan также производит традиционные деревянные ложки.
Мужские общества
[ редактировать ]У мужчин данов есть свои собственные братские общества, которые знаменуют их посвящение в зрелость и направляют их на протяжении всей жизни. Мужские общества, как пишет куратор Барбара Джонсон, «формируют сегодня реальную социально-политическую единицу власти в сообществе Дэн, как и в прошлом». [5] Эти общества контролируются старейшинами и служат источником власти для сообщества. Мальчики, инициированные в общество, готовы столкнуться с тайнами духовного мира и изучить правила взрослых мужчин Дэна. У женщин тоже есть подобное общество.
Эти общества демонстрируют свою силу и эффективность посредством маскарадов, в которых они призывают и контролируют духов-хранителей из кустов, которые в этом контексте появляются как фигуры в масках. Используя этих духов-масок, общества могут разрешать споры, обеспечивать соблюдение правил и корректировать поведение. Все мужчины посещают бон , или школу кустов, во время своего посвящения в эти общества, когда они являются подростками.
Горское общество
[ редактировать ]Как и во многих культурах манде, социальная организация сосредоточена вокруг «обществ»: возрастной группы, касты, профессии или географического положения. В новейший исторический период общины данов впервые (известно) объединились в политическую организацию, созданную через общество леопардов ( Гор ). Дух общества Гор фокусируется на миротворчестве между сообществами, которые часто находятся в конфликтах вокруг могущественного духа Гора, ответственного за миротворчество.
Отдельные деревни, даже те, которые объединены в общество Леопарда, по-прежнему сохраняют высокую степень политической независимости.
Деревни Дан разделены на кварталы, в каждом из которых проживает большая семья или род. Каждый квартал возглавляет «вождь квартала», который выбирается либо потому, что он самый старший мужчина в семье, либо потому, что у него самый агрессивный характер. Хотя глава деревни или города осуществляет власть над всей деревней, реальная власть исходит от совета старейшин, которые помогают вождю во всех решениях. Почетные титулы вождя могут быть присвоены лицам, не являющимся членами племени, которые оказали племени благотворительную помощь. Например, американский дипломат Джон Ф. Мосс (работающий на «Голос Америки» ) был назначен племенем данов в Либерии почетным вождем после того, как он заказал бульдозер, чтобы помочь им построить дорогу через джунгли.
Религия
[ редактировать ]У данов сложная традиционная религия. Даны верят в Злана , Верховного Бога, создавшего вселенную и все, что в ней. Они считают, что никто не может добраться до него или увидеть его физически. Вместо этого они поклоняются Зу , независимой силе, которую они также считают Святым Духом Верховного Бога (Злан). Большинство людей верят в реинкарнацию, благодаря которой Цзу может позволить человеку после смерти перейти в другого человека или даже животное. Дэн верят, что Зу присутствует во всех аспектах вселенной и к нему обращаются за разнообразной помощью. Зу используется с помощью маскарада или гаданий; Дэн использует du, создавая объект, который du может воплотить. Сновидения — это средство, с помощью которого люди общаются с Зу . [5]
Архитектура
[ редактировать ]Традиционные хижины дана представляли собой небольшие однокомнатные жилища, построенные из глины и соломы. У каждой жены мужчины была своя хижина, где жили ее дети, пока они не подросли настолько, чтобы переехать. Сегодня дома большие, прямоугольные, с несколькими комнатами. В старые традиции было внесено много изменений, но хотя некоторые из старых традиций все еще практикуются, то только в бедных регионах. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джонсон-младший, Дэвид П. (2005). «Дэн» . В Аппиа, Антоний; Гейтс, Генри Луи (ред.). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. п. 307. ИСБН 9780195170559 .
- ^ Рид, Дэниел Бойс (2003). Представление Дан Ге: маски и музыка в современном Кот-д'Ивуаре . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253216120 .
- ^ Табмен, Джордж WW (1971). Гор и Гле, древняя структура правления в племени Дан (Гио) . Монровия, Либерия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Персона, Ив (1961). «Кисси и их каменные статуэтки». Вестник ИФАН . 23 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джонсон, Барбара С. (1986). Четыре скульптора Дэна: преемственность и перемены . Сан-Франциско: Музеи изящных искусств Сан-Франциско. ISBN 088401049X .