Народ басса (Либерия)
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1 005 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Либерия | 900,000 [1] |
Кот-д'Ивуар | 65,000 |
Сьерра-Леоне | 40,000 |
Языки | |
Низкий , кру-пиджин английский | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Кран , Кру , Гребе , Жабо |
Народ басса — западноафриканская этническая группа, родом преимущественно из Либерии. Народ басса — это подгруппа более крупного народа кру в Либерии и Кот-д'Ивуаре. Они составляют большинство или значительное меньшинство в либерийских графствах Гранд-Басса , Риверсесс , Маргиби и Монтсеррадо . [2] В столице Либерии Монровии они составляют самую крупную этническую группу. [3] При общей численности населения около 1,05 миллиона человек они являются второй по величине этнической группой в Либерии (18%) после народа Кпелле (26%). [1] Небольшие общины басса также встречаются в Сьерра-Леоне и Кот-д'Ивуаре.
Народ басса говорит на языке басса , языке кру , принадлежащем к нигерско-конголезской языковой семье. [4] У них была своя собственная система пиктографического письма, но она вышла из употребления в 19 веке, была вновь открыта среди рабов Бразилии и Вест-Индии в 1890-х годах и реконструирована в начале 1900 года Томасом Фло Дарвином Льюисом. [5] [6] Возрожденное знаковое письмо называется «Эхни Ка Се Фа» . [7]
На местных языках народ басса также известен как гбобо , адбасса или бамбог-мбог . народ [8]
История
[ редактировать ]Лингвистические свидетельства и устные традиции этой географически разнообразной, небольшой, но значительной группы позволяют предположить, что их имя Басса может быть связано с Басса Су Ньомбе , что означает «народ Отца Камня». Ранним европейским торговцам было трудно произнести всю фразу целиком, и с тех пор в западной литературе используется более короткая форма Басса. [8]
Народ дан, соседей бассы в Либерии, особенно привлекали латунные украшения. Женщины дань носили значительное количество латунных украшений, поскольку количество латуни напрямую зависело от богатства их мужа. Многие женщины Дэна носили несколько пар браслетов и браслетов, каждая из которых могла весить до 8 фунтов. До тех пор, пока в конце 1930-х годов латунные украшения не были запрещены министром здравоохранения Либерии Рудольфом Фушеком, который утверждал, что латунные украшения являются причиной натирающих инфекций и ортопедических проблем. Внезапный избыток латуни будет переплавлен и перелит для других целей. Люди Басса, вероятно, несут ответственность за создание некоторых из этих новых применений латуни среди данов. это были миниатюрные латунные литые маски, называемые ма го, или «маленькая голова». [9] : 93–94
Общество
[ редактировать ]Народ басса традиционно оседлый фермер, который выращивает ямс , маниоку , эддо и подорожник . Это независимые кланы, связанные родословной, живущие в деревнях, каждый из которых имеет вождя. [10]
До колониальной оккупации народ басса имел профессиональные категории фермеров, бартеристов/торговцев и рыбаков в лагунах. А также набор категорий, которые имели иерархию, основанную на навыках практикующих, состоящую из кузнецов, резчиков, ткачей, гончаров и других мастеров. [11] : 46
Народ Басса перенял традиции Портового общества и кустарника «Гри-Гри» в обучении и посвящении детей от соседних племен Деи и Кпелле . [11] : 45
Народ Басса принадлежит к числу тех, кто практикует общество посвящения женщин под названием Санде . (Также называемый Бондо). Считается, что субкультура санде/бондо произошла от народа менде . [9] : 56 Практика Санде (или Бондо), состоящая из ритуалов с использованием специальных шлемов/масок, которые в некоторых практикующих культурах называются Совей /сово. Сами маски не названы, а Совей/сово относится к должности должностного лица ассоциации, носящего маску-шлем. Маски такого типа изготавливаются во многих культурах, что приводит к некоторым различиям в стиле, но целью маски-шлема всегда является представление исконного духа-предка, который возникает из водоема во время священного путешествия официального члена. [9] : 57
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия народа басса имеет морально-этическую основу, основанную на почитании предков и сверхъестественных духов. [8]
Шлемы-маски Санде/Бондо, которые носят официальные лица общества во время особых церемоний, олицетворяют идеализированную красоту женского первобытного духа-предка, который, как полагают, обитает в водоемах. [9] : 57
Христианство пришло среди народа басса в колониальную эпоху, и первая Библия была переведена на язык басса в 1922 году. Процесс принятия объединил идею христианского Бога с их традиционной идеей о Высшем Существе и могущественном первопредке, милосердном и мстительном. награждая хороших и наказывая плохих. [8] Традиционная религия включала в себя тайные обряды посвящения мужчин и женщин, такие как общество Санде. [12]
Введение христианства привело к разделению между внутренними лесными бассами, которые сохранили традиционные практики и ритуалы басса, и прибрежными бассами, которые обратились в христианство. [11] : 45
Многочисленные миссионеры разных конфессий христианства действовали среди народа басса в течение 20 века. Это привело к появлению многих независимых церквей Басса из Европы, Северной Америки, Африки и евангелических движений. [13] В наше время народ басса преимущественно исповедует христианство , но сохранил элементы своей традиционной религии.
Планировка и архитектура деревни
[ редактировать ]Внутренний лес Басса уделил особое внимание расположению и планировке деревень. Выбор места определяется простыми факторами: доступом к пресной воде, хорошими сельскохозяйственными угодьями и наличием определенного камыша для использования в качестве кровельного материала. [11] : 46
Планировка деревни выглядит как беспорядочные группы хижин, расположенных, казалось бы, случайно, но на самом деле это сделано намеренно. Планировка села устроена таким образом, взгляд в любую сторону прерывается хижинами, эта невозможность сориентироваться постороннему - специально для шпионов и злоумышленников, так как они легко заблудятся, давая Бассам, знакомым с собственной деревней преимущество. В деревне Басса с такой планировкой отсутствует какая-либо главная дорога, и в ней есть несколько пустых «участков», что делает путешествие по деревне намеренно трудным и запутанным для посторонних. [11] : 46
Искусство
[ редактировать ]В конце 1930-х годов латунные украшения, которые носил Дэн, были запрещены, излишки латуни от украшений переплавлялись и переплавлялись для других вещей. Одну из этих вещей Басса создал для Дэна. Это были ма го, «маленькие головы», миниатюрные маски с выступающими открытыми губами, расширенными ноздрями и пронзенными глазами, а также татуировкой от лба до подбородка. [14] : 93–94
Еще одно медное изделие народа басса — латунный навершие. Латунный навершие представляет собой железный стержень, отлитый из латуни. на вершине посоха изображена женская голова с пятью рядами волос, идущими спереди назад, а также узором в виде елочки. Согласно легенде Басса, посох был тростью мифического предка по имени Сма Влен. Считалось, что он мигрировал к побережью в 16 веке. [9] : 101
Маски басса были вырезаны из дерева и отличаются от масок соседних народов своим стилем, который придает маскам угловатые лица. Вместе с маской владелец также носил плетеную шляпу, прикрепленную под углом ко лбу. [9] : 164–171
Другие маски басса имеют перфорированные глаза, но их не носят непосредственно на лице исполнителя, а скорее прикрепляют к области лба плетеной корзины, которую носит исполнитель. [11] : 44
Маски Басса имеют иерархию, основанную на назначении каждой маски, будь то частная или ритуальная. Один тип масок Басса сделан с целью проецировать благоговение и страх с помощью чудовищного лица с выпученными глазами, опухшими губами и искаженными чертами лица человека и животного. Эти маски изображают подобие духов из самых темных уголков леса. [11] : 46
Следующий тип масок — портретные маски, созданные исключительно искусными резчиками в соответствии с племенными скульптурными законами, передаваемыми мастерами ремесла из поколения в поколение. Эти маски созданы, чтобы воплощать определенные концепции красоты. К этой категории относятся маски предков, призванные проявлять снисходительность, сохранять спокойствие и обещать мир наследникам. эти маски намеренно созданы так, чтобы не напоминать конкретных людей. [11] : 46
Исключением из изготовления маски, напоминающей конкретного человека, была необходимость приучить жителей деревни к уродованию кого-либо. Маска по их подобию изготавливалась и использовалась артистом, который танцевал с толпой и рассказывал анекдоты, придавая черты уродства личности положительную ассоциацию, как часть сознательного социального акта, призванного не допустить того, чтобы член деревни стал изгоем. [11] : 46
Другой тип портретных масок, известный на английском языке как маски «дьявола», носят прорицатели и различные артисты, такие как акробаты и жонглеры, и их носители являются агентами социального контроля. [11] : 46
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Люди и общество: Либерия , Справочник ЦРУ, США.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. стр. 78–79. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Патрисия Леви; Майкл Спиллинг (2008). Либерия . Маршалл Кавендиш. п. 92. ИСБН 978-0-7614-3414-6 .
- ^ Басса , этнолог
- ^ Пол Розарио (2003). Либерия . Гарет Стивенс. стр. 52–53 . ISBN 978-0-8368-2366-0 .
- ^ Басса: Язык Либерии: Письмо , Этнолог.
- ^ Айодеджи Олукоджу (2006). Культура и обычаи Либерии Гринвуд. п. 44. ИСБН 978-0-313-33291-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Эммануэль Комбем Нгваинмби (2009). Молефи Кете Асанте (ред.). Энциклопедия африканской религии . Издательство SAGE. пп. 108–110. ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гроотаерс, Ян-Лодевейк (2014). Видения из лесов: искусство Либерии и Сьерра-Леоне . Институт искусств Миннеаполиса. ISBN 9780989371810 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. стр. 78–79. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Менегини, Марио (1972). «Маска Басса» . Африканское искусство . 6 (1): 44–88. дои : 10.2307/3334641 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3334641 .
- ^ Дэниел Мато; Чарльз Миллер (1990). Санде: Маски и статуи из Либерии и Сьерра-Леоне . Галерея Балолу. стр. 15–16. ISBN 978-90-800587-1-2 .
- ^ Пол Гиффорд (2002). Христианство и политика в Либерии Доу . Издательство Кембриджского университета. стр. 20, 105–107, 140–141, 197, 215, 228–230 со сносками. ISBN 978-0-521-52010-2 .
- ^ Гроотаерс, Ян-Лодевейк (2014). Видения из лесов: искусство Либерии и Сьерра-Леоне . Институт искусств Миннеаполиса. ISBN 9780989371810 .
Источники
[ редактировать ]- Гордон, Раймонд Г. младший (редактор), 2005. Этнолог: Языки мира , пятнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Онлайн-версия .
- Сома, Сирулва (2003), Ньяньян Гон-Манан История, миграция и правительство бассы ; Источник Молнии Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Для духов и королей: африканское искусство из коллекции Пола и Рут Тишман , Библиотеки Метрополитен-музея, содержат материалы о народе басса.