Сонинке Вангара
Вангара , которая служила специализированными торговцами на (также известные как вакоре, ванкори, уанкри, вангарава) — диаспора этнического происхождения сонинке дальние расстояния по всей Западной Африке , особенно в транссахарской торговле . Происходя из Ганской империи , со временем Вангара интегрировалась во множество других общин и этнических групп, особенно в Тимбукту , Агадесе , Кано , Гао , Салага , Конг , Бисса , Канкан , Фута Джаллон , Дженне, а также Бамбук , Буре , Лоби. и (в меньшей степени) золотые прииски и Боргу . Боно [ 1 ] Они были практикующими мусульманами, которые способствовали широкому распространению религии и служили священнослужителями, политическими советниками, целителями и марабутами , часто следуя суварской традиции .
Термин «Вангара» иногда используется как синоним народа Джаханке или Дюла , который также является торговцами из диаспоры и исламскими священнослужителями происхождения Манде .
История
[ редактировать ]Вангара, как и сонинке, частью которых они являются, являются потомками мигрантов из некогда плодородной Зеленой Сахары . Усиление опустынивания вынудило этих прото-сонинке отправиться на юго-запад, где они основали каменные поселения, возможно, еще в 4000 году до нашей эры или даже раньше в таких местах, как Дхар Тичитт , Дхар Валата и Дхар Нема на территории современной Мавритании . Родственные популяции Гангары сохранялись на плато Тагант до 18 века и в Ассабе до 19 века. [ 2 ]
Первое упоминание о Вангаре в исторических записях указывает на то, что они были племенем Ганской империи , которое торговало золотым песком. [ 3 ] Аль-Бакри назвал их «специалистами по торговле золотом в районе рек Сенегал и Нигер ». Ибн Баттута описал их в 1352 году как торговцев «к западу от внутренней дельты Нигера». Географ Мухаммад аль-Идриси называл Вангару «землей золота, известной большим количеством и хорошим качеством этого металла».
По традиции все золотые самородки принадлежали королю, но золотой песок активно продавался. [ 4 ] [ 5 ] Неясно, были ли вангара мусульманами на этом этапе, но вскоре они приняли неортодоксальный обряд хариджи, который распространился вместе с ними по Западной Африке. [ 6 ]
В районе озер на восточной окраине «страны Ванкара» располагался Тиракка или Томбуз, предшественник Тимбукту . Это был один из крупнейших торговых центров региона — место встречи караванов из Ганы и Тадмакки в 10 и 11 веках — и зависимый регион Ганы. Аль-Идриси описывает его как «один из городов Ванкары» — большой, густонаселенный и не окруженный стенами — и сообщает, что он «был предметом судебного разбирательства с правителем Ганы». Он оставался важным торговым центром до 13 века. в это время его заменил Тимбукту.
Малийский источник, цитируемый в « Тарих аль-Судан» , отличает Вангара на социально-профессиональном уровне от их родственников Малинке, утверждая, что последние — принцы и воины, а первые — «торговцы, которые переносят золотой песок из страны в страну в качестве придворных». князей». [ 7 ] Валентим Фернандес упоминает торговцев золотом из Вангары, действующих в Дженне и контролирующих торговлю золотом между Дженне и золотыми приисками штата Боно . [ 8 ]
Расширение
[ редактировать ]Первая коммерческая экспансия Вангары произошла между 9-11 веками в Такруре и Фута-Джаллоне . Между 12 и 14 веками Вангара расширили свои торговые сети на восток в сторону Империи Гао и бассейна озера Чад и на юг до Гвинейского нагорья и реки Вольта . Их стратегические перемещения были ответом на увеличение коммерческого движения по торговым путям – следствием политической и социальной гегемонии Альморавидов и Альмохадов и коммерческой деятельности в Магрибе и Андалусии (9–15 века) и, отчасти, попыткой консолидировать политическую власть Ганы. интересы в Южной Сахаре. После многих лет ассимиляции с местным населением многие общины Вангара идентифицировали себя скорее как собственный социальный класс, чем просто этнические сонинке.
Йорубаленд
Во время правления Мансы Мусы в 14 веке вангара достигли штатов йоруба на юго-западе Нигерии. Там она называлась Эсин Имале, «Религия малийцев» или «Твердые знания». После 2-й волны сонгайского языка, говорящего на вангара, и 3-й волны мусульман фулани, многие подгруппы йоруба, такие как иджеса, ойо, илорин, эгба и иджебу, к 19 веку имели значительные мусульманские общины.
Моссиленд
Проникновение торговцев Вангары (также известных как Марка или Ялсе) на территорию Мосси началось с вторжений Мосси в долину Нигера и Манде город Валата в начале 15 века. Мосси (враждебно настроенные по отношению к исламу) раньше совершали набеги на северные рынки в поисках торговых товаров, особенно соли, но позже разрешили мусульманским торговцам из этих районов ввозить желаемые товары в свою страну. Эти торговцы и придворные марабуты были основаны в Мане, Зитенге , Кая , Булсе и Биланге . К 1750 году Вангара также вошла в Уагадугу . [ 9 ] Сохранение империи Сонгай в восточной Гурма после марокканского завоевания 1592 года можно объяснить следствием постепенного и мирного проникновения Вангары в эти восточные регионы: Гурма (с Булсой, Билангой), Денди и Боргу . [ нужна ссылка ]
Хаусаленд
Согласно « Хроникам Кано», Вангарава - целых 160 человек - эмигрировали под руководством шейха Абдеррахмана За(га)ити в Кано и представили ислам во времена Яджи (1349–1385) или при Мухаммаде Румфе (867–904 хиджры, 1463 г.). –99), после того как покинул Мали в 835 г. хиджры (1433 г. н.э.). Фамилия, происходящая от «Зага» или «Зегай», может указывать на город Диа во внутренней дельте Нигера к югу от Тимбукту . Эти Вангара уехали во время большой нестабильности из-за вторжений Мосси и переехали под большую защиту Сонгай, приняли язык Сонгай и, возможно, активизировали коммерческие контакты между Сонгаем и хауса . [ 10 ] Считается, что во время своей восточной миграции вангара разделились на две группы в Гобире : одна направилась в Кано , а другая - в Аир . Задокументированы общины вангара в Кано, Кацине и Боргу .
Находясь там, они установили «королевскую власть» с королевскими советами местных жрецов из числа представителей местных родов. Некий Мохамед Корау , вангара, избранный в 1492/3 году, стал первым мусульманином Саркин Кацина . [ нужна ссылка ]
В то время как сами вангара смогли построить общины только на востоке, до Кано , их кочевые вассалы фулани оказались более успешными в проникновении в бассейн Чада , особенно после возникновения в 18-м и 19-м веках государств джихада , таких как Мачина и халифат Сокото . Торговля Вангары, несомненно, выиграла, хотя и опосредованно, за счет расширения путей на восток пасторальных фулани, совершавших хадж в Мекку .
Бассейн Вольты
Бассейн Вольты имел важное значение для реки Вангара в нескольких отношениях: он включал в себя некоторые из основных золотодобывающих районов (Лоби, Банда), но был связан с другими (в бассейнах рек Бирим , Пра и Офин , а также в современных районах). день Кот-д'Ивуара ). Он отмечает южный конец дальнего торгового пути из Дженне драгоценных товаров из лесной зоны ( золото , кола и Тимбукту и был местом производства ); он также образует границу и связь между языковыми и экономическими сферами Манде- Дьюла и Хауса- Зонго. Вангара основали важные исламские центры Конг и Буна , а также Бегхо , Боле (Буале), Бондуку и другие на опушке леса. . [ 11 ] Они также добились определенного успеха в обращении людей Мосси , Дагбон и Боно . Они были известны своей честностью и трудолюбием. [ 12 ]
В современной Гане «Вангара» относится к говорящим на манде и тем, кто, как полагают, имеет происхождение манде и связан с торговлей. В то время как язык хауса является лингва-франка среди поселений Зонго и Гонджа , на дьюле говорят как лингва-франка на севере Кот-д'Ивуара , на юге Буркина-Фасо и на северо-западе Ганы. В Гане его слышно от Ва до Венчи .
Золотая торговля
[ редактировать ]Хотя вангаранцы держали это место в секрете, чтобы защитить свою монополию, общая площадь золотых приисков Акан была известна к шестнадцатому веку. В своем «Эсмеральдо де Ситу Орбис» (1505–1508) Дуарте Пачеко Перейра описал торговлю золотом в Дженне и Бигу . Абул Касим ибн Мохаммед аль-Гассани в 1586 году описал Бигу как место, где были найдены «рудники золота и золотого песка». У султана Мухаммеда Белло была карта 1824 года, на которой были четко обозначены штаты Боно, Эльмина и Бигу . [ 12 ]
В последние годы XVIII и первые годы XIX века открытия Фридриха Хорнеманна , Мунго Парка и других возродили истории Вангары и ее богатства золотом. Географы того периода, такие как Джеймс Реннелл , переместили страну Вангара далеко на восток и спутали описание Идриси с сообщениями, которые, вероятно, относились к озеру Чад . [ 13 ]
Известная Вангара
[ редактировать ]- Фодия Мохаммед Фодики Сану Эль Ванкори покинул свою страну Биту в результате внутренних распрей и поселился в Дженне в 1492 году.
- эль-Аббас Киби, уакри по происхождению и кади Дженне
- Махмуд-бен-Абу-Бекр-Багайого, отец юристов Мухаммеда и Ахмеда Багайого, кади с 1552 года и основатель целой семьи «консультантов по праву».
- Мохаммед-Бенба-Кенати
- Мохаммед-бен-Махмуд-бен-Абу-Бакр (1524–1593)
- Мамаду Ламин Драмме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварц, БК; Даметт, Рэймонд Э. (15 июня 2011 г.). Динамика культуры Западной Африки: археологические и исторические перспективы . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-080068-5 .
- ^ Мали, Джин; Верне, Роберт (2015). «Популяция и климатическая эволюция в Северной тропической Африке от конца неолита до начала современной эпохи» . Африканский археологический обзор . 32 (2) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Массинг 2000 , с. 283.
- ^ Мередит, Мартин (2014). Судьбы Африки . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 71. ИСБН 9781610396356 .
- ^ Шиллингтон, Кевин (2012). История Африки . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 89, 92. ISBN. 9780230308473 .
- ^ Массинг 2000 , с. 286.
- ^ Массинг 2000 , с. 287.
- ^ Эффах-Гьямфи, Кваку (1979), Традиционная история штата Боно Легон: Институт африканских исследований , Университет Ганы .
- ^ Массинг 2000 , с. 291.
- ^ Массинг 2000 , с. 293.
- ^ Массинг 2000 , с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкс, Айвор (1997). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках». В Бэйкуэлле, Питер (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. стр. 1–39.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вангара ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 303. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Источники
[ редактировать ]- Массинг, Эндрю (2000). «Вангара, старая диаспора сонинке в Западной Африке?» . Cahiers d'Etudes Africaines . 40 (158): 281–308 . Проверено 24 мая 2024 г.
- Уилкс, Айвор. «Вангара». Энциклопедия ислама. 2-е изд. Том. XI. Нп: НП, 2002. 137–38. Распечатать.