Jump to content

Сонинке Вангара

Вангара , которая служила специализированными торговцами на (также известные как вакоре, ванкори, уанкри, вангарава) — диаспора этнического происхождения сонинке дальние расстояния по всей Западной Африке , особенно в транссахарской торговле . Происходя из Ганской империи , со временем Вангара интегрировалась во множество других общин и этнических групп, особенно в Тимбукту , Агадесе , Кано , Гао , Салага , Конг , Бисса , Канкан , Фута Джаллон , Дженне, а также Бамбук , Буре , Лоби. и (в меньшей степени) золотые прииски и Боргу . Боно [ 1 ] Они были практикующими мусульманами, которые способствовали широкому распространению религии и служили священнослужителями, политическими советниками, целителями и марабутами , часто следуя суварской традиции .

Термин «Вангара» иногда используется как синоним народа Джаханке или Дюла , который также является торговцами из диаспоры и исламскими священнослужителями происхождения Манде .

Вангара, как и сонинке, частью которых они являются, являются потомками мигрантов из некогда плодородной Зеленой Сахары . Усиление опустынивания вынудило этих прото-сонинке отправиться на юго-запад, где они основали каменные поселения, возможно, еще в 4000 году до нашей эры или даже раньше в таких местах, как Дхар Тичитт , Дхар Валата и Дхар Нема на территории современной Мавритании . Родственные популяции Гангары сохранялись на плато Тагант до 18 века и в Ассабе до 19 века. [ 2 ]

Первое упоминание о Вангаре в исторических записях указывает на то, что они были племенем Ганской империи , которое торговало золотым песком. [ 3 ] Аль-Бакри назвал их «специалистами по торговле золотом в районе рек Сенегал и Нигер ». Ибн Баттута описал их в 1352 году как торговцев «к западу от внутренней дельты Нигера». Географ Мухаммад аль-Идриси называл Вангару «землей золота, известной большим количеством и хорошим качеством этого металла».

По традиции все золотые самородки принадлежали королю, но золотой песок активно продавался. [ 4 ] [ 5 ] Неясно, были ли вангара мусульманами на этом этапе, но вскоре они приняли неортодоксальный обряд хариджи, который распространился вместе с ними по Западной Африке. [ 6 ]

В районе озер на восточной окраине «страны Ванкара» располагался Тиракка или Томбуз, предшественник Тимбукту . Это был один из крупнейших торговых центров региона — место встречи караванов из Ганы и Тадмакки в 10 и 11 веках — и зависимый регион Ганы. Аль-Идриси описывает его как «один из городов Ванкары» — большой, густонаселенный и не окруженный стенами — и сообщает, что он «был предметом судебного разбирательства с правителем Ганы». Он оставался важным торговым центром до 13 века. в это время его заменил Тимбукту.

Малийский источник, цитируемый в « Тарих аль-Судан» , отличает Вангара на социально-профессиональном уровне от их родственников Малинке, утверждая, что последние — принцы и воины, а первые — «торговцы, которые переносят золотой песок из страны в страну в качестве придворных». князей». [ 7 ] Валентим Фернандес упоминает торговцев золотом из Вангары, действующих в Дженне и контролирующих торговлю золотом между Дженне и золотыми приисками штата Боно . [ 8 ]

Расширение

[ редактировать ]

Первая коммерческая экспансия Вангары произошла между 9-11 веками в Такруре и Фута-Джаллоне . Между 12 и 14 веками Вангара расширили свои торговые сети на восток в сторону Империи Гао и бассейна озера Чад и на юг до Гвинейского нагорья и реки Вольта . Их стратегические перемещения были ответом на увеличение коммерческого движения по торговым путям – следствием политической и социальной гегемонии Альморавидов и Альмохадов и коммерческой деятельности в Магрибе и Андалусии (9–15 века) и, отчасти, попыткой консолидировать политическую власть Ганы. интересы в Южной Сахаре. После многих лет ассимиляции с местным населением многие общины Вангара идентифицировали себя скорее как собственный социальный класс, чем просто этнические сонинке.

Йорубаленд

Во время правления Мансы Мусы в 14 веке вангара достигли штатов йоруба на юго-западе Нигерии. Там она называлась Эсин Имале, «Религия малийцев» или «Твердые знания». После 2-й волны сонгайского языка, говорящего на вангара, и 3-й волны мусульман фулани, многие подгруппы йоруба, такие как иджеса, ойо, илорин, эгба и иджебу, к 19 веку имели значительные мусульманские общины.

Моссиленд

Проникновение торговцев Вангары (также известных как Марка или Ялсе) на территорию Мосси началось с вторжений Мосси в долину Нигера и Манде город Валата в начале 15 века. Мосси (враждебно настроенные по отношению к исламу) раньше совершали набеги на северные рынки в поисках торговых товаров, особенно соли, но позже разрешили мусульманским торговцам из этих районов ввозить желаемые товары в свою страну. Эти торговцы и придворные марабуты были основаны в Мане, Зитенге , Кая , Булсе и Биланге . К 1750 году Вангара также вошла в Уагадугу . [ 9 ] Сохранение империи Сонгай в восточной Гурма после марокканского завоевания 1592 года можно объяснить следствием постепенного и мирного проникновения Вангары в эти восточные регионы: Гурма (с Булсой, Билангой), Денди и Боргу . [ нужна ссылка ]

Хаусаленд

Согласно « Хроникам Кано», Вангарава - целых 160 человек - эмигрировали под руководством шейха Абдеррахмана За(га)ити в Кано и представили ислам во времена Яджи (1349–1385) или при Мухаммаде Румфе (867–904 хиджры, 1463 г.). –99), после того как покинул Мали в 835 г. хиджры (1433 г. н.э.). Фамилия, происходящая от «Зага» или «Зегай», может указывать на город Диа во внутренней дельте Нигера к югу от Тимбукту . Эти Вангара уехали во время большой нестабильности из-за вторжений Мосси и переехали под большую защиту Сонгай, приняли язык Сонгай и, возможно, активизировали коммерческие контакты между Сонгаем и хауса . [ 10 ] Считается, что во время своей восточной миграции вангара разделились на две группы в Гобире : одна направилась в Кано , а другая - в Аир . Задокументированы общины вангара в Кано, Кацине и Боргу .

Находясь там, они установили «королевскую власть» с королевскими советами местных жрецов из числа представителей местных родов. Некий Мохамед Корау , вангара, избранный в 1492/3 году, стал первым мусульманином Саркин Кацина . [ нужна ссылка ]

В то время как сами вангара смогли построить общины только на востоке, до Кано , их кочевые вассалы фулани оказались более успешными в проникновении в бассейн Чада , особенно после возникновения в 18-м и 19-м веках государств джихада , таких как Мачина и халифат Сокото . Торговля Вангары, несомненно, выиграла, хотя и опосредованно, за счет расширения путей на восток пасторальных фулани, совершавших хадж в Мекку .

Бассейн Вольты

Бассейн Вольты имел важное значение для реки Вангара в нескольких отношениях: он включал в себя некоторые из основных золотодобывающих районов (Лоби, Банда), но был связан с другими (в бассейнах рек Бирим , Пра и Офин , а также в современных районах). день Кот-д'Ивуара ). Он отмечает южный конец дальнего торгового пути из Дженне драгоценных товаров из лесной зоны ( золото , кола и Тимбукту и был местом производства ); он также образует границу и связь между языковыми и экономическими сферами Манде- Дьюла и Хауса- Зонго. Вангара основали важные исламские центры Конг и Буна , а также Бегхо , Боле (Буале), Бондуку и другие на опушке леса. . [ 11 ] Они также добились определенного успеха в обращении людей Мосси , Дагбон и Боно . Они были известны своей честностью и трудолюбием. [ 12 ]

В современной Гане «Вангара» относится к говорящим на манде и тем, кто, как полагают, имеет происхождение манде и связан с торговлей. В то время как язык хауса является лингва-франка среди поселений Зонго и Гонджа , на дьюле говорят как лингва-франка на севере Кот-д'Ивуара , на юге Буркина-Фасо и на северо-западе Ганы. В Гане его слышно от Ва до Венчи .

Золотая торговля

[ редактировать ]

Хотя вангаранцы держали это место в секрете, чтобы защитить свою монополию, общая площадь золотых приисков Акан была известна к шестнадцатому веку. В своем «Эсмеральдо де Ситу Орбис» (1505–1508) Дуарте Пачеко Перейра описал торговлю золотом в Дженне и Бигу . Абул Касим ибн Мохаммед аль-Гассани в 1586 году описал Бигу как место, где были найдены «рудники золота и золотого песка». У султана Мухаммеда Белло была карта 1824 года, на которой были четко обозначены штаты Боно, Эльмина и Бигу . [ 12 ]

В последние годы XVIII и первые годы XIX века открытия Фридриха Хорнеманна , Мунго Парка и других возродили истории Вангары и ее богатства золотом. Географы того периода, такие как Джеймс Реннелл , переместили страну Вангара далеко на восток и спутали описание Идриси с сообщениями, которые, вероятно, относились к озеру Чад . [ 13 ]

Известная Вангара

[ редактировать ]
  • Фодия Мохаммед Фодики Сану Эль Ванкори покинул свою страну Биту в результате внутренних распрей и поселился в Дженне в 1492 году.
  • эль-Аббас Киби, уакри по происхождению и кади Дженне
  • Махмуд-бен-Абу-Бекр-Багайого, отец юристов Мухаммеда и Ахмеда Багайого, кади с 1552 года и основатель целой семьи «консультантов по праву».
  • Мохаммед-Бенба-Кенати
  • Мохаммед-бен-Махмуд-бен-Абу-Бакр (1524–1593)
  • Мамаду Ламин Драмме
  1. ^ Шварц, БК; Даметт, Рэймонд Э. (15 июня 2011 г.). Динамика культуры Западной Африки: археологические и исторические перспективы . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-080068-5 .
  2. ^ Мали, Джин; Верне, Роберт (2015). «Популяция и климатическая эволюция в Северной тропической Африке от конца неолита до начала современной эпохи» . Африканский археологический обзор . 32 (2) . Проверено 1 июня 2024 г.
  3. ^ Массинг 2000 , с. 283.
  4. ^ Мередит, Мартин (2014). Судьбы Африки . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 71. ИСБН  9781610396356 .
  5. ^ Шиллингтон, Кевин (2012). История Африки . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 89, 92. ISBN.  9780230308473 .
  6. ^ Массинг 2000 , с. 286.
  7. ^ Массинг 2000 , с. 287.
  8. ^ Эффах-Гьямфи, Кваку (1979), Традиционная история штата Боно Легон: Институт африканских исследований , Университет Ганы .
  9. ^ Массинг 2000 , с. 291.
  10. ^ Массинг 2000 , с. 293.
  11. ^ Массинг 2000 , с. 294.
  12. ^ Перейти обратно: а б Уилкс, Айвор (1997). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках». В Бэйкуэлле, Питер (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. стр. 1–39.
  13. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вангара ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 303.

Источники

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f13cf21c8ae176eb21b09b12224f2c2d__1722666180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/2d/f13cf21c8ae176eb21b09b12224f2c2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soninke Wangara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)