Манса Муса
Моисей I | |
---|---|
![]() Изображение Мансы Мусы, правителя Малийской империи в 14 веке, из Каталонского Атласа 1375 года . На этикетке написано: « Этого Черного Лорда зовут Муссе Мелли, и он является правителем земли чернокожего народа Джинева ( Гана ). Этот король — самый богатый и благороднейший из всех этих земель из-за обилия золота, добываемого из его земель. [1] | |
Манса Мали | |
Царствование | в. 1312 – ок. 1337 ( ок. 25 лет) |
Предшественник | Мухаммед [2] |
Преемник | Магха |
Рожденный | Конец 13 века Малийская империя |
Умер | в. 1337 Малийская империя |
Супруг | Инари Кунате |
Дом | Династия Кейта |
Религия | Ислам Малики |
Манса Муса [а] (правил ок. 1312 – ок. 1337 гг .) [б] ) был девятым [4] Манса Малийской империи , достигшая своего территориального пика во время его правления. Правление Мусы часто рассматривается как зенит могущества и престижа Мали.
Один из самых богатых людей в истории, [5] известно, что он был чрезвычайно богат, и современники описывали его как невероятно богатого; Журнал Time сообщил: «На самом деле невозможно определить точную цифру его богатства». [6] Из местных рукописей и рассказов путешественников известно, что богатство Мансы Мусы происходило главным образом благодаря Малийской империи, которая контролировала и облагала налогом торговлю солью из северных регионов и особенно золотом, промытым и добытым в богатых золотом регионах на юге: Бамбук, Вангара. , Буре, Галам, Тагаза и другие подобные королевства на протяжении многих веков. За очень длительный период Мали создала большой запас золота. Также подозревается, что Мали участвовала в торговле многими товарами, такими как слоновая кость, рабы , специи, шелк и керамика. Однако в настоящее время мало что известно о масштабах и механизме этих сделок. [7] [8] На момент восшествия Мусы на престол Мали в значительной части состояла из территории бывшей Ганской империи , завоеванной Мали. Малийская империя состояла из земель, которые сейчас являются частью Гвинеи , Сенегала , Мавритании , Гамбии и современного государства Мали .
Муса отправился в хадж в Мекку в 1324 году, путешествуя с огромной свитой и огромным запасом золота. По пути он провел время в Каире , где, как говорят, его щедрые подарки заметно повлияли на стоимость золота в Египте и привлекли внимание всего мусульманского мира. Муса расширил границы Малийской империи, в частности включив города Гао и Тимбукту в ее территорию . Он стремился к более тесным связям с остальным мусульманским миром, особенно с султанатами Мамлюков и Маринидов . Он нанял ученых из всего мусульманского мира для поездки в Мали, таких как андалузский поэт Абу Исхак ас-Сахили , и помог сделать Тимбукту центром исламского образования. Его правление связано с многочисленными строительными проектами, в том числе с частью мечети Джингеребер в Тимбукту.
Имя и титулы
[ редактировать ]Личное имя Мансы Мусы было Муса ( арабский : موسى , латинизированный : Муса ), имя Моисея в исламе . [9] Кроткий , «правитель» [10] или «король» [11] в Манде — титул правителя Малийской империи. В устной традиции и Хрониках Тимбукту Муса также известен как Канку Муса. [12] [с] В традиции Манде обычно перед именем человека стояло имя матери, поэтому имя Канку Муса означает «Муса, сын Канку», хотя неясно, является ли подразумеваемая генеалогия буквальной. [14] его также называют Хиджи В устной традиции Манса Муса, потому что он совершил хадж . [15]
Аль-Яфий дал имя Мусе как Муса (арабский : Муса ибн Муса ибн Аби Бакр ибн Аби аль-Асвад , латинизированный : ибн Аби Бакр ибн Аби аль-Асвад Аби Бакр ибн Аби аль-Асвад ), [16] и ибн Хаджар дал имя Мусы как Муса ибн Аби Бакр Салим аль-Такрури. [17]
На языке сонгай правители Мали, такие как Муса, были известны как Мали-кой, причем кои - это титул, который передавал власть над регионом: другими словами, «правитель Мали». [18]
Исторические источники
[ редактировать ]Многое из того, что известно о Мусе, происходит из арабских источников, написанных после его хаджа, особенно из сочинений Аль-Умари и Ибн Халдуна . Находясь в Каире во время хаджа , Муса подружился с такими чиновниками, как Ибн Амир Хаджиб, который узнал от него о нем и его стране, а затем передал эту информацию таким историкам, как Аль-Умари. [19] Дополнительная информация взята из двух рукописей 17-го века, написанных в Тимбукту , Тариха Ибн аль-Мухтара. [д] и Тарих аль-Судан . [21] Устная традиция в исполнении джеливов ( сг . джели ), также известных как гриоты , включает относительно мало сведений о Мусе по сравнению с некоторыми другими частями истории Мали. [21]
Родословная и восшествие на престол
[ редактировать ]Наре Маган [ф] | |||||
1. Сунджата | Абу Бакр | ||||
2. Опять | Убить Лоу [г] | ||||
7. Что | 9. Моисей I | 11. Сулейман | |||
8. Мухаммед | 10. Магха I | 12. Да | |||
13. Мари Джата II | |||||
14. Муса II | 15. Магха II | ||||
Генеалогия мансов Малийской империи до Магхи II ( ок. г. 1389 ), основанная на интерпретации Левциона Ибн Халдуна . [22] Пронумерованные личности правили как манса ; цифры указывают порядок, в котором они правили. [и]
Отца Мусы звали Фага Лейе. [15] и его мать, возможно, звали Канку. [час] Фага Лейе был сыном Абу Бакра , братом Сунджаты , первого манса Малийской империи. [15] [я] Ибн Баттута , посетивший Мали во время правления брата Мусы Сулеймана, сказал, что дедушку Мусы звали Сарик Джата. [25] Сарик Джата может быть другим именем Сунджаты, который на самом деле был двоюродным дедушкой Мусы. [26] Дата рождения Мусы неизвестна, но в 1324 году он все еще выглядел молодым человеком. [27] Тарих аль-Фатташ утверждает, что Муса случайно убил Канку в какой-то момент перед его хаджем. [14]
Муса пришел к власти в начале 1300-х годов. [Дж] при неясных обстоятельствах. По словам самого Мусы, его предшественник на посту Мансы Мали, предположительно Мухаммад ибн Ку , [30] предпринял две экспедиции по исследованию Атлантического океана (200 кораблей для первой исследовательской миссии и 2000 кораблей для второй). Манса сам возглавил вторую экспедицию и назначил Мусу своим заместителем, который будет управлять империей до его возвращения. [31] Когда он не вернулся, Муса был коронован как манса, что ознаменовало переход линии преемственности от потомков Сунджаты к потомкам его брата Абу Бакра. [32] Некоторые современные историки поставили под сомнение версию событий Мусы, предполагая, что он, возможно, сверг своего предшественника и придумал историю о путешествии, чтобы объяснить, как он пришел к власти. [33] [34] Тем не менее, некоторые историки серьезно восприняли возможность такого путешествия. [35] [36] [37]
Согласно Тариху аль-Фатташу , у Мусы была жена по имени Инари Конте. [38] Ее джаму (название клана) Конте совпадает как с матерью Сунджаты Соголон Конте, так и с его заклятым врагом Сумангуру Конте . [39]
Раннее правление
[ редактировать ]Муса был молодым человеком, когда он стал Мансой , возможно, ему было около двадцати лет. [40] Учитывая грандиозность его последующего хаджа , вполне вероятно, что Муса провел большую часть своего раннего правления, готовясь к нему. [41] Среди этих приготовлений, вероятно, были набеги с целью захвата и порабощения людей из соседних земель, поскольку в окружение Мусы входили многие тысячи рабов; По оценкам историка Майкла Гомеса, Мали с этой целью могло захватывать более 6000 рабов в год. [42] Возможно, из-за этого раннее правление Мусы прошло в непрерывных военных конфликтах с соседними немусульманскими обществами. [42] В 1324 году, находясь в Каире, Муса сообщил, что завоевал 24 города и прилегающие к ним округа. [43]
Паломничество в Мекку
[ редактировать ]
Муса был мусульманином , и его хадж , или паломничество в Мекку , сделал его широко известным в Северной Африке и на Ближнем Востоке . Для Мусы ислам был «входом в культурный мир Восточного Средиземноморья». [44] Он потратил бы много времени на содействие развитию религии в своей империи. Когда Муса покинул Мали для совершения хаджа, он оставил своего сына Мухаммеда править страной в его отсутствие. [45]
Муса совершил свое паломничество между 1324 и 1325 годами, пройдя 2700 миль. [46] [47] [48] Сообщается, что в его процессию входило 60 000 мужчин, одетых в парчу и персидский шелк, включая 12 000 рабов . [49] [ нужен лучший источник ] [ сомнительно – обсудить ] каждый из которых нес по 1,8 кг (4 фунта) золотых слитков, а герольды, одетые в шелка, с золотыми посохами организовывали лошадей и держали сумки.
Муса обеспечил шествие всем необходимым, накормив всю компанию людей и животных. [44] Среди этих животных было 80 верблюдов , каждый из которых нес 23–136 кг (50–300 фунтов) золотого песка. Муса отдал золото беднякам, которых встретил на своем пути. Муса не только раздавал золото городам, которые проходил по пути в Мекку, включая Каир и Медину , но и обменивал золото на сувениры. Сообщалось, что каждую пятницу он строил мечеть . [28] Шихаб ад-Дин аль-Умари , посетивший Каир вскоре после паломничества Мусы в Мекку, отметил, что это была «щедрая демонстрация власти, богатства, беспрецедентная по своим размерам и зрелищности». [50] Муса уделял большое внимание демонстрации богатства своей страны.
Муса и его свита прибыли на окраину Каира в июле 1324 года. Они разбили лагерь на три дня у пирамид Гизы , прежде чем 19 июля переправиться через Нил в Каир. [к] [51] [52] Находясь в Каире, Муса встретился с мамлюкским султаном ан-Насиром Мухаммадом , уже , во время правления которого один манса , Сакура совершил хадж. Ан-Насир ожидал, что Муса падет ниц перед ним, но Муса сначала отказался это сделать. Когда он наконец поклонился, он сказал, что делает это только ради Бога. [53]
Несмотря на эту первоначальную неловкость, два правителя хорошо ладили и обменялись подарками. Муса и его окружение свободно жертвовали и тратили деньги, находясь в Каире. Муса остался в районе Каира Карафа и подружился с его губернатором ибн Амиром Хаджибом, который много узнал от него о Мали. Муса пробыл в Каире три месяца и уехал 18 октября. [л] с официальным караваном в Мекку. [51] [54]
Щедрость Мусы продолжалась, пока он путешествовал в Мекку и дарил подарки товарищам-паломникам и жителям Медины и Мекки. Находясь в Мекке, вспыхнул конфликт между группой малийских паломников и группой тюркских паломников в Масджид аль-Харам . Мечи были обнажены, но прежде чем ситуация обострилась дальше, Муса убедил своих людей отступить. [55]
Муса и его окружение задержались в Мекке после последнего дня хаджа. Путешествуя отдельно от основного каравана, их обратный путь в Каир обернулся катастрофой. К тому времени, когда они достигли Суэца , многие малийские паломники умерли от холода, голода или бандитских набегов и потеряли большую часть своих припасов. [56] [57] Исчерпав деньги, Муса и его окружение были вынуждены занять деньги и перепродать большую часть того, что они купили в Каире перед хаджем, и Муса задолжал нескольким торговцам, таким как Сирадж ад-Дин. Однако ан-Насир Мухаммад ответил на ранее проявленную щедрость Мусы собственными подарками. [58]
На обратном пути Муса встретил андалусского поэта Абу Исхака ас-Сахили , красноречие и знание юриспруденции которого произвели на него впечатление, и которого он убедил поехать с ним в Мали. [59] Среди других ученых, которых Муса привез в Мали, были юристы-маликиты . [60]
Согласно Тариху аль-Судану , города Гао и Тимбукту подчинялись правлению Мусы, когда он путешествовал по возвращению в Мали. [61] Согласно одному сообщению ибн Халдуна , генерал Мусы Сагманджа завоевал Гао. В другом сообщении утверждается, что Гао был завоеван во время правления Мансы Сакуры . [62] Оба эти утверждения могут быть правдой, поскольку контроль Мали над Гао мог быть слабым, и могущественным мансам требовалось периодически подтверждать свою власть. [63]
Позднее правление
[ редактировать ]Строительство в Мали
[ редактировать ]Муса приступил к реализации масштабной строительной программы, возводя мечети и медресе в Тимбукту и Гао . В частности, во время его правления был построен древний центр обучения медресе Санкоре (или Университет Санкоре). [64]
В Ниани Муса построил Зал Аудиенций — здание, сообщающееся внутренней дверью с королевским дворцом. Это был «замечательный памятник», увенчанный куполом и украшенный арабесками ярких цветов. Деревянные оконные рамы верхнего этажа были покрыты серебряной фольгой; те, что нижнего этажа, с золотом. Как и Великая мечеть, современное грандиозное сооружение в Тимбукту, зал был построен из тесаного камня.
В этот период в крупных центрах Мали наблюдался высокий уровень городской жизни. Серджио Домиан, итальянский ученый в области искусства и архитектуры, писал об этом периоде: «Так был заложен фундамент городской цивилизации. На пике своего могущества в Мали было по меньшей мере 400 городов, а внутренние районы дельты Нигера были очень густонаселенный». [65]
Экономика и образование
[ редактировать ]
Записано, что Манса Муса путешествовал через города Тимбукту и Гао по пути в Мекку и сделал их частью своей империи, когда вернулся около 1325 года. Он привез архитекторов из Андалусии , региона Испании, и Каира, чтобы построить свою величественный дворец в Тимбукту и великая мечеть Джингеребер, которая стоит до сих пор. [66]
Тимбукту вскоре стал центром торговли, культуры и ислама; рынки привлекли торговцев из Хаусаленда , Египта и других африканских королевств, в городе (а также в малийских городах Дженне и Сегу ) был основан университет, а через рынки и университеты распространился ислам, сделав Тимбукту новым районом для исламской науки. [67] Новости о городе богатства Малийской империи распространились даже через Средиземноморье в южную Европу, где торговцы из Венеции , Гранады и Генуи вскоре добавили Тимбукту на свои карты, чтобы обменивать промышленные товары на золото. [68]
Во время правления Мусы университет Санкоре в Тимбукту был пополнен юристами, астрономами и математиками. [69] Университет стал центром обучения и культуры, привлекая в Тимбукту мусульманских ученых со всей Африки и Ближнего Востока.
В 1330 году королевство Мосси вторглось и завоевало город Тимбукту. Гао уже был захвачен генералом Мусы, и Муса быстро вернул Тимбукту, построил вал и каменный форт и разместил постоянную армию для защиты города от будущих захватчиков. [70] Хотя дворец Мусы с тех пор исчез, в Тимбукту до сих пор стоят университет и мечеть.
Смерть
[ редактировать ]
Дата смерти Мансы Мусы неизвестна. Используя продолжительность правления, о которой сообщил Ибн Халдун, для расчета на основе смерти Мансы Сулеймана в 1360 году, Муса умер бы в 1332 году. [71] Однако Ибн Халдун также сообщает, что Муса отправил посла поздравить Абу аль-Хасана Али с завоеванием Тлемсена , которое произошло в мае 1337 года, но к тому времени, когда Абу аль-Хасан отправил посла в ответ, Муса уже умер, а Сулейман находился на троне, что позволяет предположить, что Муса умер в 1337 году. [72] Напротив, аль-Умари, писавший через двенадцать лет после хаджа Мусы, примерно в 1337 году, [73] утверждал, что Муса вернулся в Мали, намереваясь отречься от престола и вернуться жить в Мекку, но умер, не успев это сделать, [74] предполагая, что он умер даже раньше 1332 года. [75] Возможно, что на самом деле именно сын Мусы Маган поздравил Абу аль-Хасана, или Магхан принял посланника Абу аль-Хасана после смерти Мусы. [76] Последняя возможность подтверждается тем, что Ибн Халдун называет Сулеймана сыном Мусы в этом отрывке, предполагая, что он, возможно, перепутал брата Мусы Сулеймана с сыном Мусы Магханом. [77] Альтернативно, возможно, что четырехлетнее правление Ибн Халдуна приписывает Магану то, что он фактически упомянул о своем правлении Мали, пока Муса был в хадже, и он правил самостоятельно лишь недолго. [78] Неемия Левцион считал наиболее вероятной датой 1337 год. [72] что было принято другими учеными. [79] [80]
Наследие
[ редактировать ]Правление Мусы обычно считается золотым веком Мали, но такое восприятие может быть результатом того, что его правление лучше всего зафиксировано в арабских источниках, а не то, что он обязательно был самым богатым и могущественным мансой Мали. [81] Территория Малийской империи достигла своего расцвета во время правления Мусы и его брата Сулеймана и охватывала Судан-Сахельский регион Западной Африки. [82]
Муса менее известен в устной традиции Манде в исполнении желивы . [83] Его критикуют за неверность традициям, а некоторые верующие считают , что Муса растратил богатство Мали. [84] [85] Однако некоторые аспекты Мусы, похоже, были включены в фигуру устной традиции Манде, известную как Фаджиги, что переводится как «отец надежды». [86] Помнят, что Фаджиги отправился в Мекку, чтобы забрать церемониальные предметы, известные как болив , которые присутствуют в традиционной религии Манде. [86] Как Фаджиги, Мусу иногда путают с фигурой в устной традиции по имени Факоли, который наиболее известен как главный генерал Сунджаты. [87] Фигура Фаджиги сочетает в себе как ислам, так и традиционные верования. [86]
Имя «Муса» стало практически синонимом паломничества в традиции Манде, так что других фигур, которые помнят как совершавших паломничество, таких как Факоли, также называют Мусой. [88]
Богатство
[ редактировать ]Манса Муса известен своим богатством и щедростью. В интернет-статьях 21 века утверждалось, что Манса Муса был самым богатым человеком всех времен. [89] [ нужна ссылка ] Историки, такие как Адриен Колле, утверждали, что богатство Мусы невозможно точно подсчитать. [89] [85] Современные арабские источники, возможно, пытались показать, что у Мусы было больше золота, чем они считали возможным, вместо того, чтобы назвать точную цифру. [90] Более того, трудно осмысленно сравнивать богатство исторических деятелей, таких как Манса Муса, из-за сложности отделения личного богатства монарха от богатства государства и сложности сравнения богатства в очень разных обществах. [91] Муса, возможно, привез в свой хадж до 18 тонн золота. [92] по стоимости составит более 957 миллионов долларов США в 2022 году. [93] Сам Муса также способствовал созданию видимости огромного и неисчерпаемого богатства, распространяя слухи о том, что золото в его царстве росло, как растение. [94]
По мнению некоторых арабских писателей, дар Мусы вызвал снижение стоимости золота в Египте. Аль-Умари сказал, что до прибытия Мусы мискаль золота стоил 25 серебряных дирхамов , но впоследствии он упал до менее 22 дирхамов и не превышал эту сумму в течение как минимум двенадцати лет. [95] Хотя это было описано как «разрушение» экономики Египта, [85] Историк Уоррен Шульц утверждал, что это было в пределах обычных колебаний стоимости золота в мамлюкском Египте. [96]
Богатство Малийской империи происходило не от прямого контроля над регионами добычи золота, а от торговли и дани. [97] Золото, которое Муса принес в свое паломничество, вероятно, представляло собой накопленную за годы дань, которую Муса потратил бы на сбор большей части своего раннего правления. [41] Еще одним источником дохода Мали во время правления Мусы было налогообложение торговли медью. [98]
По мнению некоторых современных авторов, таких как Ибн Баттута, Ибн ад-Давадари и аль-Умари , у Мансы Мусы закончились деньги во время путешествия в Мекку, и на обратном пути ему пришлось занять деньги у египетских купцов под высокий процент. Аль-Умари и Ибн Халдун заявляют, что ростовщикам либо так и не были выплачены деньги, либо они были погашены лишь частично. Другие источники расходятся во мнениях относительно того, были ли они в конечном итоге полностью компенсированы. [99] [100] [101]
Характер
[ редактировать ]Арабские писатели, такие как Ибн Баттута и Абдаллах ибн Асад аль-Яфий, восхваляли щедрость, добродетель и интеллект Мусы. [25] [16] Ибн Халдун сказал, что он «был честным человеком и великим царем, и истории о его справедливости рассказывают до сих пор». [102]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Арабский : Манса Муса , Романизированный : Манса Муса
- ↑ Даты правления Мусы неизвестны. Сообщается, что Муса правил 25 лет, и различные данные свидетельствуют о том, что он умер либо ок. 1332 или ок. 1337 г. , причем дата 1337 г. считается более вероятной. [3]
- ^ Имя транскрибируется в Тарих аль-Судане как Канкан ( арабский : كنكن , латинизированный : Канкан ), что, по заключению Сиссоко, было изображением имени женщины мандинка Канку. [13]
- ^ Тарих Ибн аль-Мухтар — историографическое название безымянной рукописи Ибн аль-Мухтара. Этот документ также известен как Тарих аль-Фатташ , который, по мнению Нобили и Мати, является правильным названием документа XIX века, в котором в качестве источника использовался текст Ибн аль-Мухтара. [20]
- ↑ Шестой манса, Сакура , опущен в этой таблице, поскольку он не был связан с остальными. Третий и четвертый мансы (Вати и Халифа), братья Ули, и пятый (Абу Бакр), племянник Ули, Вати и Халифы, опущены в целях экономии места.
- ^ Имя из устной традиции
- ^ Имя из устной традиции
- ↑ Имя Мусы Канку Муса означает «Муса, сын Канку», но генеалогия не может быть буквальной. [23]
- ^ Арабские источники опускают Фага Лейе, называя Мусу Мусой ибн Аби Бакром. Это можно интерпретировать либо как «Муса, сын Абу Бакра», либо «Муса, потомок Абу Бакра». Маловероятно, что Абу Бакр был отцом Мусы из-за большого количества времени между правлением Сунджаты и правлением Мусы. [24]
- ^ Точная дата воцарения Мусы обсуждается. Ибн Халдун утверждает, что Муса правил 25 лет, поэтому его воцарение приурочено к 25 годам до его смерти. Смерть Мусы могла произойти в 1337, 1332 году или, возможно, даже раньше, что дает 1307 или 1312 год как вероятные приблизительные годы воцарения. 1312 год является наиболее широко принятым современными историками. [28] [29]
- ^ 26 раджаба 724
- ^ 28 Шавваль
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Проект Креск - Панель III» . Cresquesproject.net . Архивировано из оригинала 12 февраля 2023 года . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Левцион 1963 , с. 346
- ^ Левцион 1963 , стр. 349–350.
- ^ Левцион 1963 , с. 353
- ^ Тад Морган, «Этот африканский император 14-го века остается самым богатым человеком в истории» , History.com, 19 марта 2018 г.
- ^ Дэвидсон, Джейкоб (30 июля 2015 г.). «10 самых богатых людей всех времен» . Время .
- ^ «Манса Муса (Муса I Мали)» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Родригес, Юниус П. (1997). Историческая энциклопедия мирового рабства . АВС-КЛИО. п. 449. ИСБН 978-0-87436-885-7 . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ МакКиссак и МакКиссак 1994 , с. 56.
- ^ Гомес 2018 , с. 87
- ^ Макбрайер 1873 , с. 40
- ^ Белл 1972 , с. 230
- ^ Сиссоко 1969 .
- ^ Перейти обратно: а б Гомес 2018 , с. 109
- ^ Перейти обратно: а б с Ниан 1959 год .
- ^ Перейти обратно: а б Колле 2019 , с. 115–116.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 358.
- ^ Гомес 2018 , стр. 109, 129.
- ^ Аль-Умари , Глава 10.
- ^ Нобили и Мэти 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Гомес 2018 , стр. 92–93.
- ^ Левцион 1963 .
- ^ Гомес 2018 , стр. 109–110.
- ^ Левцион 1963 , с. 347
- ^ Перейти обратно: а б Левцион и Хопкинс 2000 , с. 295.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 416.
- ^ Гомес 2018 , с. 104
- ^ Перейти обратно: а б Белл 1972 г.
- ^ Левцион 1963 , стр. 349–350.
- ^ Фовель 2018
- ^ Аль-Умари , Глава 10.
- ^ Ибн Халдун
- ^ Гомес 2018
- ^ Торнтон 2012 , стр. 9, 11.
- ^ Гомес 2018 , с. 101.
- ^ Девисс и Лабиб 1984 , стр. 666.
- ^ Торнтон 2012 , с. 13.
- ^ Этапы 1994 , с. 12.
- ^ Этапы 1994 , с. 12-13.
- ^ Гомес 2018 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес 2018 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес 2018 , с. 107.
- ^ Аль-Умари , перевод: Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 267
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1957 , с. 110.
- ^ Аль-Умари , перевод: Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 268
- ^ Гомес 2018 , с. 4.
- ^ Поллард, Элизабет (2015). Миры вместе, миры врозь . Нью-Йорк: WW Norton Company Inc., с. 362. ИСБН 978-0-393-91847-2 .
- ^ Уилкс, Айвор (1997). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках». В Бэйкуэлле, Питер Джон (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Олдершот: Вариорум, Ashgate Publishing Limited. п. 7. ISBN 9780860785132 .
- ^ де Графт-Джонсон, Джон Коулман. «Муса I из Мали» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года.
- ^ Королевские королевства Гана, Мали и Сонгай: Жизнь в средневековой Африке Патрисия МакКиссак, Фредрик МакКиссак, стр. 60
- ^ Перейти обратно: а б Левцион и Хопкинс 2000 , с. 355.
- ^ Гомес 2018 , стр. 114, 117.
- ^ Гомес 2018 , с. 116.
- ^ Колле 2019 , с. 111.
- ^ Колле 2019 , стр. 115–122.
- ^ Гомес 2018 , с. 118.
- ^ Колле 2019 , стр. 122–129.
- ^ Гомес 2018 , стр. 118–120.
- ^ Ханвик 1990 , стр. 60–61.
- ^ Аль-Умари , перевод: Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 261
- ^ аль-Сади , переведено в Hunwick 1999 , стр. 10
- ^ Ибн Халдун , перевод в Левционе и Хопкинсе 2000 , с. 334
- ^ Левцион 1973 , с. 75.
- ^ «Университет Санкоре, Тимбукту» . 7 июня 2003 г.
- ^ «Манса Муса» . Африканская история восстановлена. 2008. Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Де Вильерс и Хиртл 2007 , с. 70.
- ^ Де Вильерс и Хиртл 2007 , с. 74.
- ^ Де Вильерс и Хиртл 2007 , с. 87–88.
- ^ Гудвин 1957 , с. 111.
- ^ Де Вильерс и Хиртл 2007 , с. 80–81.
- ^ Левцион 1963 , с. 349.
- ^ Перейти обратно: а б Левцион 1963 , с. 350.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 252, 413.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 268.
- ^ Белл 1972 , с. 224.
- ^ Белл 1972 , с. 225–226.
- ^ Белл 1972 , с. 225.
- ^ Белл 1972 , с. 226–227.
- ^ Сапонг 2016 , с. 2.
- ^ Гомес 2018 , с. 145.
- ^ Канос-Донне 2019 .
- ^ Ниан 1984 , стр. 152.
- ^ Гомес 2018 , стр. 92–93.
- ^ Ниан 1984 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мохамуд 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Конрад 1992 , с. 152.
- ^ Конрад 1992 , с. 153.
- ^ Конрад 1992 , стр. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б Колле 2019 , с. 106.
- ^ Дэвидсон 2015b .
- ^ Дэвидсон 2015a .
- ^ Гомес 2018 , с. 106.
- ^ «Цена золота в долларах США (долл. США за унцию тонны)» . YCharts . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Гомес 2018 , с. 121.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 271.
- ^ Шульц 2006 .
- ^ Гомес 2018 , стр. 107–108.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 272.
- ^ Гомес 2018 , стр. 119–120.
- ^ Аббу, Тахар (2020). «Путешествие Мансы Мусы в Мекку и его влияние на Западный Судан (Конференция: «Маршруты хаджа в Африке», в Международном университете Африки, Хартум)» .
Из-за своих щедрых расходов и щедрости в Каире у Мансы Мусы закончились деньги, и ему пришлось занять деньги под высокие проценты на обратный путь. Ибн Баттута сообщает, что Манса Муса занял 50 000 динаров у Сирадж ад-Дина ибн аль-Кувайка, богатого купца из Александрии, после того как тот потратил все свое богатство.
- ^ Уэлен, Бретт Эдвард, изд. (2011). Паломничество в средние века: Читатель . Университет Торонто Пресс. п. 308. ИСБН 9781442603844 .
[Манса Муса] не смог покрыть свои расходы. Поэтому он занял деньги у крупных купцов. Среди купцов, находившихся в его компании, был Бану ль-Кувайк, давший ему ссуду в 50 000 динаров. Он продал им дворец, подаренный ему султаном. Он [султан] одобрил это. Сирадж ад-Дин б. аль-Кувайк послал с собой своего визиря, чтобы забрать то, что он ему одолжил, но визирь там умер. Сирадж ад-Дин послал еще одного [посланника] со своим сыном. Он [посланник] умер, но сын Фахр ад-Дин Абу Джафар вернул часть денег. Манса Муса умер до того, как умер он [Сираж ад-Дин], поэтому они больше ничего от него не получили.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 334.
Первоисточники
[ редактировать ]- Аль-Умари , Масалик аль-Абсар фи Мамалик аль-Амсар , перевод в Левционе и Хопкинсе, 2000 г.
- Ибн Халдун , Китаб аль-Ибар ва-диван аль-мубтада ва-ль-хабар фи айям аль-Араб ва-ль-Аджам ва-ль-барбар , переведено в Левционе и Хопкинсе, 2000 г.
- аль-Сади, Тахрих аль-Судан , переведено в Ханвике, 1999 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Белл, Наваль Моркос (1972). «Эпоха Мансы Мусы из Мали: проблемы преемственности и хронологии». Международный журнал африканских исторических исследований . 5 (2): 221–234. дои : 10.2307/217515 . JSTOR 217515 .
- Бюнен, Стефан (1994). «В поисках Сусу» . История в Африке . 21 : 1–47. дои : 10.2307/3171880 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171880 . S2CID 248820704 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 30 октября 2021 г.
- Канос-Донней, Сирио (25 февраля 2019 г.). «Империя Мали». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.266 . ISBN 978-0-19-027773-4 . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- Конрад, Дэвид К. (1992). «В поисках истории в эпосе Сунджата: случай Факоли» . История в Африке . 19 : 147–200. дои : 10.2307/3171998 . eISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171998 . S2CID 161404193 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Сиссоко, С.М. (1969). «Как зовут величайшего императора Мали: Канкан Мусса или Канку Мусса». Африканские заметки . 124 : 113–114.
- Колле, Адриен (2019). «Отголоски Аравии. Паломничество в Мекку Мансы Мусы (724–725/1324–1325) по Новым источникам» . История в Африке . 46 : 105–135. дои : 10.1017/hia.2019.12 . eISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . S2CID 182652539 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- Дэвидсон, Джейкоб (2015a). «Как сравнивать судьбы в истории» . Деньги.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года.
- Дэвидсон, Джейкоб (2015b). «10 самых богатых людей всех времен» . Деньги.com . Архивировано из оригинала 31 января 2022 года.
- Де Вильерс, Марк ; Хиртл, Шейла (2007). Тимбукту: легендарный золотой город Сахары . Нью-Йорк: Уокер и компания.
- Девисс, Жан; Лабиб, С. (1984). «Африка в межконтинентальных отношениях» . В Ниане, DT (ред.). Всеобщая история Африки, IV: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет. стр. 635–672. ISBN 0-520-03915-7 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- Фовель, Франсуа-Ксавье (2018) [2013]. «Султан и море». Золотой носорог: истории африканского средневековья . Трой Тайс (пер.). Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18126-4 .
- Гомес, Майкл А. (2018). Африканское владычество: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691196824 .
- Гудвин, А.Дж.Х. (1957). «Средневековая империя Ганы». Южноафриканский археологический бюллетень . 12 (47): 108–112. дои : 10.2307/3886971 . JSTOR 3886971 .
- Хэмдон, Саид; Кинг, Ноэль К. (2009) [1975]. Ибн Баттута в Черной Африке . Принстон: Маркус Винер. ISBN 978-1-55876-336-4 .
- Харрис, Малькольм (19 сентября 2018 г.). «Большой секрет богатства знаменитостей (в том, что никто ничего не знает)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 29 сентября 2018 г.
- Ханвик, Дж.О. (1990). «Андалузец в Мали: вклад в биографию Абу Исхака ас-Сахили, ок. 1290–1346». Пайдеума . 36 : 59–66. JSTOR 40732660 .
- Ханвик, Джон О. (1999). Тимбукту и империя Сонгай: Тарих аль-Судан Ас-Сади до 1613 года и другие современные документы . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11207-3 .
- Левцион, Неемия (1963). «Короли Мали тринадцатого и четырнадцатого веков». Журнал африканской истории . 4 (3): 341–353. дои : 10.1017/s002185370000428x . JSTOR 180027 . S2CID 162413528 .
- Левцион, Неемия (1973). Древняя Гана и Мали . Лондон: Метуэн. ISBN 0-8419-0431-6 .
- Левцион, Неемия; Хопкинс, Джон Ф.П., ред. (2000) [1981]. Корпус ранних арабских источников по Западной Африке . Нью-Йорк: Маркус Вайнер Пресс. ISBN 1-55876-241-8 .
- МакБрэйр, Р. Максвелл (1873). Грамматика языка мандинго: со словарями . Лондон: Джон Мейсон.
- Маккиссак, Патрисия; Маккиссак, Фредрик (1994). Королевские королевства Гана, Мали и Сонгай: жизнь в средневековой Африке . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-4259-8 .
- Мохамуд, Найма (10 марта 2019 г.). «Является ли Манса Муса самым богатым человеком, который когда-либо жил?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 марта 2019 года.
- Ниан, Джибрил Тамсир (1959). «Исследование Малийской империи в средние века» . Африканские исследования (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 мая 2007 года.
- Ниан, DT (1984). «Мали и второе расширение мандинго». В Ниане, DT (ред.). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Общая история Африки. Том. 4. С. 117–171.
- Нобили, Мауро; Мэти, Мохамед Шахид (2015). «К новому исследованию так называемого Тариха аль-Фатташа» . История в Африке . 42 : 37–73. дои : 10.1017/hia.2015.18 . eISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . S2CID 163126332 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- Сапонг, Нана Яу Б. (11 января 2016 г.). «Малийская империя». В Далзиэле, Найджел; Маккензи, Джон М. (ред.). Энциклопедия Империи . Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–5. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe141 . ISBN 978-1-118-45507-4 .
- Шульц, Уоррен (2006). «Золото Мансы Мусы в мамлюкском Каире: переоценка анекдота о мировых цивилизациях». У Пфайфера, Джудит; Куинн, Шоле А. (ред.). История и историография постмонгольской Центральной Азии и Ближнего Востока: исследования в честь Джона Э. Вудса . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 428–447. ISBN 3-447-05278-3 .
- Торнтон, Джон К. (10 сентября 2012 г.). Культурная история атлантического мира, 1250–1820 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521727341 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибн Баттута ; Ибн Джузай . Тухфат ан-Нузар в Гараиб аль-Амсар и Аджаиб аль-Асфар . , адаптировано из Levtzion & Hopkins 2000 и Hamdun & King 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Манса Муса I в Энциклопедии всемирной истории
- Манса Мусса: Паломничество золота (в архиве) на канала History . History.com
- Караваны золота, фрагменты во времени: искусство, культура и обмен в средневековой Сахаре в Африке Северо-Западного университета в Художественном музее