Записано
Талленси , также пишется Таленси , — народ северной Ганы , говорящий на языке гурской ветви нигерско -конголезской языковой семьи . Они выращивают просо и сорго в качестве основных продуктов питания и в небольших масштабах разводят крупный рогатый скот, овец и коз. Их обычная домашняя единица — это полигамная совместная семья, состоящая из мужчины и его сыновей (а иногда и внуков) с женами и незамужними дочерьми. Замужние дочери живут со своими мужьями в других общинах, обычно поблизости.
Ритуалы и традиции
[ редактировать ]Окружение первенца
[ редактировать ]Талленси полигамны и следуют патрилинейной системе родства и происхождения . Большое внимание уделяется наследственности и напряженности в отношениях родителей со своими детьми. Считается, что мужчине необходимо иметь сына, если он хочет достичь самореализации и почитаться как предок после своей смерти. Однако рождение первенца и, в меньшей степени, первенца дочери считается кульминацией «возвышения» человека в мире и началом его упадка. Тем временем сын вырастает, чтобы заменить и вытеснить отца. Возникающая в результате двойственность между отцом и сыном играет важную роль в ритуалах и табу Талленси .
Табу начинаются, когда первенец достигает пяти-шестилетнего возраста. С этого времени сын не может есть из того же блюда, что и его отец, носить отцовский колпак или тунику, носить отцовский колчан , пользоваться отцовским луком или заглядывать в отцовский амбар . Когда сын достигает подросткового возраста , он может не встретить отца у входа на территорию дома. Подобные табу существуют и для регулирования отношений между матерью и первенцем. Дочь, например, может не заглядывать в мамин горшок для хранения вещей.
После смерти отца ритуалы, связанные с его похоронами , возглавляют его первенцы, сын и дочь . Сын в этот момент надевает отцовскую шапку и тунику. Старейшина племени с луком мертвеца ритуально ведет сына к амбару отца и показывает ему внутреннюю часть. После смерти отца сын считается зрелым мужчиной для целей ритуала, и на него лежит обязанность приносить жертвы предкам, главным из которых является его собственный отец, который, будучи недавно умершим, считается посредником между ними. еще живые и более отдаленные предки.
Считается, что эти табу и ритуалы служат для того, чтобы направить двойственность и обиду между поколениями в культурно определенные и культурно приемлемые средства выражения.
Священный крокодил
[ редактировать ]Среди племени Талленси существует вера в священного крокодила. Как подчеркнул Мейер Фортес в своем этнографическом труде «Понятие о человеке», у талленси людьми считаются особые крокодилы в специальных водоемах. Ни один местный житель, да и вообще ни один Талленси, не посмеет убить или ранить священного крокодила. Каждый талленси знает, что эти крокодилы — воплощение важных предков клана. Убить одного из них — все равно, что убить человека. Это самое гнусное убийство, и оно принесет катастрофу всему клану.
Однако не все крокодилы считаются людьми ( ни-саал ), например, в реках, в которых ловят рыбу в засушливое время года, — это не человек, не священный человек. Его можно убить и съесть.
См. также
[ редактировать ]- Тонгнааб - божество плодородия Талленси.
Ссылки
[ редактировать ]- Фортес, Мейер (1974). «Первородный». Журнал детской психологии и психиатрии 15 , 81–104.
- Кизинг, Роджер Мартин (1981). Культурная антропология: современная перспектива (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-03-046296-7 .
- «Проезд» . Этнолог . Проверено 12 мая 2005 года. В отчете тальни упоминается как диалект Фарафара .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фортес, Мейер (1945). Динамика кланов среди талленси . Лондон: Издательство Оксфордского университета (для Международного африканского института).
- Фортес, Мейер (1949). Паутина родства среди талленси . Лондон: Издательство Оксфордского университета (для Международного африканского института).
- Фортес, Мейер (1959). Эдип и Иов в религии Западной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Два сообщения о пребывании талленси в Гбеого :
- Клевулу, Мариос (июнь 1998 г.). «Как развитие влияет на культуру?» .
- Клевулу, Мариос (1998). «Вестник 1998 года» .
- Инсолл, Тимоти / Маклин, Рэйчел / Канкпеенг, Бенджамин (2013). Временная антропология: археология на холмах Таленси Тонг, Северная Гана . Франкфурт: Африка Магна Верлаг
- Риль, Волкер (2003). Динамика мира: роль традиционных фестивалей Талленси на севере Ганы в создании устойчивого мира В: Крегер, Ф. / Б. Мейер (редактор): Север Ганы. Франкфурт/М.: Питер Ланг Верлаг, 207–223.
- Рил, Волкер/Кристиан Авербек (1994) «Земля приходит, земля уходит»: О религиозном понимании природы талленси на севере Ганы. В: Sociologis, NF, 44, 136-148.
- Риль, Волкер (1993). Природа и сообщество: Социально-антропологические исследования равенства среди талленси на севере Ганы Франкфурт/М.: Питер Ланг Верлаг
- Риль, Волкер (1989) Земля наша: исследование системы землепользования среди талленси в Северной Гане. В: Кембриджская антропология, Vol. 14, № 2, 26-42