люди дагааба
Общая численность населения | |
---|---|
700 000 в Гане 388 000 в Буркина-Фасо | |
Регионы со значительной численностью населения | |
В основном родом из северной Ганы и южной Буркина-Фасо . Диаспора присутствует на юге Ганы | |
Языки | |
Дагааре язык и диалекты, английский , французский | |
Религия | |
Традиционный , Ислам , Христианство |
Народ Дагааба (единственное число Дагао и, в северных диалектах, Дагара как во множественном, так и в единственном числе). [1] [2] ) — этническая группа , проживающая к северу от места сближения Ганы , Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуара . Они говорят на языке дагааре , языке гур, состоящем из родственных диалектов северного дагааре , диалектов южного дагааре и ряда субдиалектов. В северных диалектах и язык, и народ называются Дагара . Они связаны с народом Бирифор и Дагааре Диола . [2] Язык известен под общим названием Дагааре (также пишется и/или произносится как Дагаре, Дагари, Дагарти, Дагара или Дагао), и исторически некоторые неместные жители использовали это название как название народа. [1] [3] Один историк, описывая прежнее использование слова «Дагарти» для обозначения этой общины колонистами , пишет: «Название «Дагарти», по-видимому, было придумано первыми европейцами, посетившими этот регион, от народного корня дагаа . Правильно «Дагари». — это название языка, «Дагааба» или «Дагара» — названия народа, а «Дагав» или «Дагави» — названия земли». [4]
Географическое распространение
[ редактировать ]Хотя их иногда делят на носителей северного и южного дагааре, их совокупное население оценивалось в 2003 году в более чем один миллион человек, проживающих в северо-западной части Ганы. [2] и Южный-Западный регион на юго-западе Буркина-Фасо. [5] Южные дагааре — это народ численностью около 700 000 человек, проживающий в западной части Верхнего Западного региона . [2] Говорящие на севере Дагааре, численность населения которых оценивается в 388 000 человек (в 2001 г.). [5] живут в основном в провинции Иоба , а также в Пони , Бугуриба , Сиссили и Мухун провинциях . В Гане несколько волн внутренней миграции, начавшиеся со спроса на рабочую силу на шахтах и какао-фермах в начале 20-го века, привели к тому, что значительная часть населения дагааба перебралась в города в южной части страны, особенно в регион Бронг-Ахафо . [6] [7] В современной Гане родина дагааба в Верхнем Западном регионе включает округа и города Нандом , Лора , Джирапа , Калео , Папу , Надовли , Даффиама , Вечиау и Хамиле . Большие общины также встречаются в городах Ва , Богда , Бабиле , Туна , Хан , Замбо , Гана и Ньоли . [8]
История
[ редактировать ]Происхождение общин дагааба в доколониальную эпоху остается предметом споров. Свидетельством устной традиции является то, что дагааба являются потомками группы моле-дагбани, которая мигрировала в полузасушливый регион Сахеля в четырнадцатом веке нашей эры. Считается, что в семнадцатом веке они мигрировали в нижнюю северную часть региона. [8] Задолго до появления европейцев дагааба жили небольшими сельскохозяйственными общинами, не централизованными в какую-либо крупную государственную структуру. Этнологические исследования указывают на устную литературу, в которой рассказывается, что дагааба периодически и в конечном итоге успешно сопротивлялись попыткам завоевания со стороны государств на юге современной Ганы , а также королевств Дагбон , Мампругу и Гонджа на севере. Один из тезисов, основанный на устных свидетельствах, заключается в том, что Дагааба образовалась как отколовшаяся фракция Дагбона под руководством На Ньягсе . [9] Колониальные границы, демаркированные во время борьбы за Африку , разместили их на северо-западе Ганы и юге Буркина-Фасо , а также небольшое население в Кот-д’Ивуаре .
Внеобщественные отношения
[ редактировать ]Сообщества дагааба время от времени вступали в конфликты с соседними группами, особенно из-за прав на землю, совсем недавно, в 1980-х годах, с народом сисала. [10] и в более ранние времена с народом вала . Последний, в союзе с Империей Вассулу Диолы Самори Туре , завоевал большую часть Дагави в конце 1890-х годов под командованием Саранкье Мори . [11]
Некоторые из самых южных деревень Дагааба в начале 1890-х годов находились под властью Королевства Вала , но затем восстали в 1894 году и отстояли свою независимость. вернули их владениям коренных властей Вала . Однако в 1933 году британцы [12]
Общество
[ редактировать ]На родине дагави дагааба традиционно образовывали оседлые сельскохозяйственные общины. Современные линии передачи дагааба состоят из десяти кланов, объединяющих более миллиона человек.
Традиционная политика
[ редактировать ]Традиционные общины Дагааба основаны на субклане или группе домохозяйств «Йир», ряд из которых сгруппированы в «Тенган», территории святилища земных божеств. Система Тэнган, совокупность ролей, обычно наследуемых внутри одной домашней группы, называется тендаалун . Глава этих систем святилищ, тенган соб (иногда тиндана ) выполнял роль старейшины и священника общины, наряду с тенган дем , ритуальным хранителем и хранителем ритуального центра. Другие роли жрецов/старейшин в тендаалун включают суо соба , который совершает ритуальный забой животных в честь земного божества, цзонгмогре , который проводит ритуалы в священных рыночных центрах, и гарадана или ви соба, который является ритуальным лидером среди охотничьих обществ. Они остаются живыми формами сообщества в большей части общества Дагааба и влияют, среди прочего, на восприятие сообществом земли, находящейся под духовной опекой, и различных ресурсов сообщества, находящихся под опекой различных властей, линий передачи и/или духовных сил. [13]
До конца девятнадцатого века, когда возникла институциональная власть вождя (которая позже была навязана колониальной администрацией), [14] более широкие общины дагааба функционировали в рамках системы советов старейшин. [8]
Некоторые общины дагааба сохраняют традиционные церемониальные должности вождей, иногда соперничающие. Совсем недавно, в 2006 году, «Совет старейшин» общины дагааба в Гане попытался объединить различные фракции, назначив Наа Франклина Суанта, главного библиотекаря учебного колледжа Сент-Луиса в Кумаси , главой общины дагааба в Гане. [15]
Культура
[ редактировать ]Дагааба до влияния колонизаторов были самостоятельными в производстве железа и очень преуспели в выращивании смешанных культур. Они также разработали сложные музыкальные инструменты, в том числе гайл (ксилофоны).
Экономика
[ редактировать ]Общины на родине дагааба остаются в основном мелкомасштабными сельскими хозяйствами, где семейные фермерские участки обрабатываются самими семьями. В современную эпоху доходы от заработной платы вне сельского хозяйства часто используются в качестве дополнения к доходам от торговли и средствам существования от сельского хозяйства. Рыбацкие общины Дагаабы сохранились вдоль Черной Вольты , фактической границы земель Дагаабы. Поскольку общины расположены вдоль исторических торговых путей от побережья до Сахеля , торговля уже давно стала важным занятием, но в основном это касается местных товаров. Рынки в крупных городах работают по воскресеньям, а в других — шестидневный цикл. [16]
Некоторые современные общины дагааба на севере Ганы известны как последние общины Западной Африки, которые до сих пор используют ракушки каури в качестве валюты наряду с современными ганскими седи . [17] Каури используются не только для традиционных декоративных и церемониальных целей (как это делают другие западноафриканские общины), но также как защищенная от инфляции форма внутренних сбережений и как безопасное средство для торговли через национальные (и валютные) границы, которые могут разделить общины дагааба. [16]
Устная литература
[ редактировать ]Устная литература имеет давнюю традицию в общинах дагааба и остается живым средством образования и аккультурации в обществе дагааба. В обществе дагааба существует два основных типа литературы. В общих чертах их можно разделить на светскую литературу, состоящую из рассказов, сказок, пословиц и других устных жанров, и священную литературу, созданную во время ритуальных и религиозных служб. Наиболее важными из них являются декламации мифических повествований багра и речи, произносимые во время ритуалов инициации и других религиозных служб. [18] [19] [20] [21]
Религия
[ редактировать ]Сообщества дагааба исторически исповедовали традиционные религии, а также ислам и христианство . [5] У ганских дагааба традиционно были дружеские / шутливые отношения с народом фрафра ( гурунси ). [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Констансио Накума. Введение в язык дагааре. На домашней странице лингвистов дагааре» . www.hku.hk. 25 мая 2003 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2007 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дагааре, Южный в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Доктор А.Б. Бодомо . [Язык и культура дагааре, Введение: язык дагааре и его носители], из «Структура дагааре» (1994). Размещено автором 9 марта 2004 г. Проверено 12 февраля 2009 г.
- ^ Айвор Уилкс. Ва и Вала: ислам и государственное устройство на северо-западе Ганы (африканские исследования) # Cambridge University Press (2002) ISBN 978-0-521-89434-0 стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Дагара, Север в Этнологе (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Гариба Б. Абдул-Кора. «Где не дом?»: мигранты дагааба в регионе Бронг Ахафо, с 1980 года по настоящее время . Дела Африки 2007 106(422):71–94.
- ^ ван дер Гест К. Мы справляемся! Изменение климата и уязвимость средств к существованию на северо-западе Ганы. Лейден: Центр африканских исследований.
- ^ Jump up to: а б с АБ Бодомо. Введение в «Дагааре-кантонско-английский лексикон для обучения лексикографическим полевым исследованиям» (Учебники по африканистике, том 14). Рюдигер Кёппе Верлаг, Кельн (2004). ISBN 3-89645-009-3
- ^ Бенджамин Кунбуор. «Обычное право дагара» Северной Ганы: правила коренных народов или социальная конструкция. Архивировано 24 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Journal of Dagaare Studies, Vol 2 (2002). Что касается ранней истории, он цитирует: Туури, Г. (1982) Введение в сообщество, говорящее на кротах. Католическая пресса: Вашингтон; Ленц, К. (1994) «Восстание Дагара против правления Дагомбы?: Оспариваемые истории происхождения в северо-западной Гане», в Journal of African Law Vol. 35: 457–492
- ^ Кэрола Ленц. Спорные границы: децентрализация и земельные конфликты на северо-западе Ганы . Бюллетень APAD, № 22, Ежедневное управление земельными ресурсами в Африке, 15 декабря 2005 г. Проверено 13 февраля 2009 г.
- ^ Айвор Уилкс (2002), стр. 120–128.
- ^ Айвор Уилкс, Ва и Вала: ислам и государственное устройство на северо-западе Ганы (Кембридж: Cambridge University Press, 1988), стр. 8, 15
- ^ Бенджамин Кунбуор (2002), стр. 9, 10. включает ссылку на Ленца, К. (1994) на стр. 9.
- ^ Бенджамин Кунбуор (2002), пассим
- ↑ Избегайте внутриплеменных и этнических конфликтов. Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine . Информационное агентство Ганы. 09.12.2006
- ^ Jump up to: а б Эммануэль Йиридо. Экономические и социокультурные аспекты валюты каури дагааба северо-западной Ганы. Архивировано 5 ноября 2021 года в Wayback Machine . Северный журнал африканских исследований 4 (2): 17–32 (1995).
- ^ Yiridoe (1995), стр. 1, пасс.
- ^ Даннабанг Кувабонг. Наа конга: Сборник сказок о животных. Аккра: Горе Паб. Услуги (1992). ISBN 978-9964-978-07-5
- ^ Жервас Т. Ангсотинге. Ты не раскроешь своих секретов: ценность сдержанности в речи в фольклоре Дагааба. Институт африканских исследований: Обзор исследований, 2005 г., Том. 21 (1): 19–27
- ^ Гуди Джек, Миф о Багре, 1972, Оксфорд: Clarendon Press
- ^ Тенган Алексис, Мифические повествования в ритуале: Дагара Блэк Бгар, 2006, Брюссель: Питер Ланг
- ^ Wegru Джозеф Йелепуо Шутки о собачьей голове Фрафра-Дагааба . Электронный журнал фольклора, том 14, 2000 г. Проверено 12 февраля 2009 г.
- Констанс Накума. Введение в меч языка. , обновлено по состоянию на 25 мая 2003 г., получено 1 февраля 2009 г.
- Вики-страница PanAfrican L10n на Дагааре .
- Анна Крейвен. Керамика Северной Ганы . Интерпретация керамики. Выпуск 10, 2008 г. Проверено 13 февраля 2009 г.
22. ^ https://en.m.wikipedia.org/wiki/Zambo,_Ghana
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография исследований Дагааре , составленная доктором Адамсом Б. Бодомо, получена 12 февраля 2009 г.
- Журнал исследований Дагааре , Гонконгский университет, ISSN 1608-0661. Тезисы 6 выпусков в 6 томах, 2001–2006 гг., получены 12 февраля 2009 г.