Jump to content

люди дагааба

люди дагааба
Общая численность населения
700 000 в Гане
388 000 в Буркина-Фасо
Регионы со значительной численностью населения
В основном родом из северной Ганы и южной Буркина-Фасо .
Диаспора присутствует на юге Ганы
Языки
Дагааре язык и диалекты, английский , французский
Религия
Традиционный , Ислам , Христианство

Народ Дагааба (единственное число Дагао и, в северных диалектах, Дагара как во множественном, так и в единственном числе). [1] [2] ) — этническая группа , проживающая к северу от места сближения Ганы , Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуара . Они говорят на языке дагааре , языке гур, состоящем из родственных диалектов северного дагааре , диалектов южного дагааре и ряда субдиалектов. В северных диалектах и ​​язык, и народ называются Дагара . Они связаны с народом Бирифор и Дагааре Диола . [2] Язык известен под общим названием Дагааре (также пишется и/или произносится как Дагаре, Дагари, Дагарти, Дагара или Дагао), и исторически некоторые неместные жители использовали это название как название народа. [1] [3] Один историк, описывая прежнее использование слова «Дагарти» для обозначения этой общины колонистами , пишет: «Название «Дагарти», по-видимому, было придумано первыми европейцами, посетившими этот регион, от народного корня дагаа . Правильно «Дагари». — это название языка, «Дагааба» или «Дагара» — названия народа, а «Дагав» или «Дагави» — названия земли». [4]

Географическое распространение

[ редактировать ]

Хотя их иногда делят на носителей северного и южного дагааре, их совокупное население оценивалось в 2003 году в более чем один миллион человек, проживающих в северо-западной части Ганы. [2] и Южный-Западный регион на юго-западе Буркина-Фасо. [5] Южные дагааре — это народ численностью около 700 000 человек, проживающий в западной части Верхнего Западного региона . [2] Говорящие на севере Дагааре, численность населения которых оценивается в 388 000 человек (в 2001 г.). [5] живут в основном в провинции Иоба , а также в Пони , Бугуриба , Сиссили и Мухун провинциях . В Гане несколько волн внутренней миграции, начавшиеся со спроса на рабочую силу на шахтах и ​​какао-фермах в начале 20-го века, привели к тому, что значительная часть населения дагааба перебралась в города в южной части страны, особенно в регион Бронг-Ахафо . [6] [7] В современной Гане родина дагааба в Верхнем Западном регионе включает округа и города Нандом , Лора , Джирапа , Калео , Папу , Надовли , Даффиама , Вечиау и Хамиле . Большие общины также встречаются в городах Ва , Богда , Бабиле , Туна , Хан , Замбо , Гана и Ньоли . [8]

Происхождение общин дагааба в доколониальную эпоху остается предметом споров. Свидетельством устной традиции является то, что дагааба являются потомками группы моле-дагбани, которая мигрировала в полузасушливый регион Сахеля в четырнадцатом веке нашей эры. Считается, что в семнадцатом веке они мигрировали в нижнюю северную часть региона. [8] Задолго до появления европейцев дагааба жили небольшими сельскохозяйственными общинами, не централизованными в какую-либо крупную государственную структуру. Этнологические исследования указывают на устную литературу, в которой рассказывается, что дагааба периодически и в конечном итоге успешно сопротивлялись попыткам завоевания со стороны государств на юге современной Ганы , а также королевств Дагбон , Мампругу и Гонджа на севере. Один из тезисов, основанный на устных свидетельствах, заключается в том, что Дагааба образовалась как отколовшаяся фракция Дагбона под руководством На Ньягсе . [9] Колониальные границы, демаркированные во время борьбы за Африку , разместили их на северо-западе Ганы и юге Буркина-Фасо , а также небольшое население в Кот-д’Ивуаре .

Внеобщественные отношения

[ редактировать ]

Сообщества дагааба время от времени вступали в конфликты с соседними группами, особенно из-за прав на землю, совсем недавно, в 1980-х годах, с народом сисала. [10] и в более ранние времена с народом вала . Последний, в союзе с Империей Вассулу Диолы Самори Туре , завоевал большую часть Дагави в конце 1890-х годов под командованием Саранкье Мори . [11]

Некоторые из самых южных деревень Дагааба в начале 1890-х годов находились под властью Королевства Вала , но затем восстали в 1894 году и отстояли свою независимость. вернули их владениям коренных властей Вала . Однако в 1933 году британцы [12]

Общество

[ редактировать ]

На родине дагави дагааба традиционно образовывали оседлые сельскохозяйственные общины. Современные линии передачи дагааба состоят из десяти кланов, объединяющих более миллиона человек.

Традиционная политика

[ редактировать ]

Традиционные общины Дагааба основаны на субклане или группе домохозяйств «Йир», ряд из которых сгруппированы в «Тенган», территории святилища земных божеств. Система Тэнган, совокупность ролей, обычно наследуемых внутри одной домашней группы, называется тендаалун . Глава этих систем святилищ, тенган соб (иногда тиндана ) выполнял роль старейшины и священника общины, наряду с тенган дем , ритуальным хранителем и хранителем ритуального центра. Другие роли жрецов/старейшин в тендаалун включают суо соба , который совершает ритуальный забой животных в честь земного божества, цзонгмогре , который проводит ритуалы в священных рыночных центрах, и гарадана или ви соба, который является ритуальным лидером среди охотничьих обществ. Они остаются живыми формами сообщества в большей части общества Дагааба и влияют, среди прочего, на восприятие сообществом земли, находящейся под духовной опекой, и различных ресурсов сообщества, находящихся под опекой различных властей, линий передачи и/или духовных сил. [13]

До конца девятнадцатого века, когда возникла институциональная власть вождя (которая позже была навязана колониальной администрацией), [14] более широкие общины дагааба функционировали в рамках системы советов старейшин. [8]

Некоторые общины дагааба сохраняют традиционные церемониальные должности вождей, иногда соперничающие. Совсем недавно, в 2006 году, «Совет старейшин» общины дагааба в Гане попытался объединить различные фракции, назначив Наа Франклина Суанта, главного библиотекаря учебного колледжа Сент-Луиса в Кумаси , главой общины дагааба в Гане. [15]

Культура

[ редактировать ]

Дагааба до влияния колонизаторов были самостоятельными в производстве железа и очень преуспели в выращивании смешанных культур. Они также разработали сложные музыкальные инструменты, в том числе гайл (ксилофоны).

Экономика

[ редактировать ]

Общины на родине дагааба остаются в основном мелкомасштабными сельскими хозяйствами, где семейные фермерские участки обрабатываются самими семьями. В современную эпоху доходы от заработной платы вне сельского хозяйства часто используются в качестве дополнения к доходам от торговли и средствам существования от сельского хозяйства. Рыбацкие общины Дагаабы сохранились вдоль Черной Вольты , фактической границы земель Дагаабы. Поскольку общины расположены вдоль исторических торговых путей от побережья до Сахеля , торговля уже давно стала важным занятием, но в основном это касается местных товаров. Рынки в крупных городах работают по воскресеньям, а в других — шестидневный цикл. [16]

Некоторые современные общины дагааба на севере Ганы известны как последние общины Западной Африки, которые до сих пор используют ракушки каури в качестве валюты наряду с современными ганскими седи . [17] Каури используются не только для традиционных декоративных и церемониальных целей (как это делают другие западноафриканские общины), но также как защищенная от инфляции форма внутренних сбережений и как безопасное средство для торговли через национальные (и валютные) границы, которые могут разделить общины дагааба. [16]

Устная литература

[ редактировать ]

Устная литература имеет давнюю традицию в общинах дагааба и остается живым средством образования и аккультурации в обществе дагааба. В обществе дагааба существует два основных типа литературы. В общих чертах их можно разделить на светскую литературу, состоящую из рассказов, сказок, пословиц и других устных жанров, и священную литературу, созданную во время ритуальных и религиозных служб. Наиболее важными из них являются декламации мифических повествований багра и речи, произносимые во время ритуалов инициации и других религиозных служб. [18] [19] [20] [21]

Сообщества дагааба исторически исповедовали традиционные религии, а также ислам и христианство . [5] У ганских дагааба традиционно были дружеские / шутливые отношения с народом фрафра ( гурунси ). [22]

  1. ^ Jump up to: а б «Констансио Накума. Введение в язык дагааре. На домашней странице лингвистов дагааре» . www.hku.hk. ​25 мая 2003 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2007 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Дагааре, Южный в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  3. ^ Доктор А.Б. Бодомо . [Язык и культура дагааре, Введение: язык дагааре и его носители], из «Структура дагааре» (1994). Размещено автором 9 марта 2004 г. Проверено 12 февраля 2009 г.
  4. ^ Айвор Уилкс. Ва и Вала: ислам и государственное устройство на северо-западе Ганы (африканские исследования) # Cambridge University Press (2002) ISBN   978-0-521-89434-0 стр. 15.
  5. ^ Jump up to: а б с Дагара, Север в Этнологе (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  6. ^ Гариба Б. Абдул-Кора. «Где не дом?»: мигранты дагааба в регионе Бронг Ахафо, с 1980 года по настоящее время . Дела Африки 2007 106(422):71–94.
  7. ^ ван дер Гест К. Мы справляемся! Изменение климата и уязвимость средств к существованию на северо-западе Ганы. Лейден: Центр африканских исследований.
  8. ^ Jump up to: а б с АБ Бодомо. Введение в «Дагааре-кантонско-английский лексикон для обучения лексикографическим полевым исследованиям» (Учебники по африканистике, том 14). Рюдигер Кёппе Верлаг, Кельн (2004). ISBN   3-89645-009-3
  9. ^ Бенджамин Кунбуор. «Обычное право дагара» Северной Ганы: правила коренных народов или социальная конструкция. Архивировано 24 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Journal of Dagaare Studies, Vol 2 (2002). Что касается ранней истории, он цитирует: Туури, Г. (1982) Введение в сообщество, говорящее на кротах. Католическая пресса: Вашингтон; Ленц, К. (1994) «Восстание Дагара против правления Дагомбы?: Оспариваемые истории происхождения в северо-западной Гане», в Journal of African Law Vol. 35: 457–492
  10. ^ Кэрола Ленц. Спорные границы: децентрализация и земельные конфликты на северо-западе Ганы . Бюллетень APAD, № 22, Ежедневное управление земельными ресурсами в Африке, 15 декабря 2005 г. Проверено 13 февраля 2009 г.
  11. ^ Айвор Уилкс (2002), стр. 120–128.
  12. ^ Айвор Уилкс, Ва и Вала: ислам и государственное устройство на северо-западе Ганы (Кембридж: Cambridge University Press, 1988), стр. 8, 15
  13. ^ Бенджамин Кунбуор (2002), стр. 9, 10. включает ссылку на Ленца, К. (1994) на стр. 9.
  14. ^ Бенджамин Кунбуор (2002), пассим
  15. Избегайте внутриплеменных и этнических конфликтов. Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine . Информационное агентство Ганы. 09.12.2006
  16. ^ Jump up to: а б Эммануэль Йиридо. Экономические и социокультурные аспекты валюты каури дагааба северо-западной Ганы. Архивировано 5 ноября 2021 года в Wayback Machine . Северный журнал африканских исследований 4 (2): 17–32 (1995).
  17. ^ Yiridoe (1995), стр. 1, пасс.
  18. ^ Даннабанг Кувабонг. Наа конга: Сборник сказок о животных. Аккра: Горе Паб. Услуги (1992). ISBN   978-9964-978-07-5
  19. ^ Жервас Т. Ангсотинге. Ты не раскроешь своих секретов: ценность сдержанности в речи в фольклоре Дагааба. Институт африканских исследований: Обзор исследований, 2005 г., Том. 21 (1): 19–27
  20. ^ Гуди Джек, Миф о Багре, 1972, Оксфорд: Clarendon Press
  21. ^ Тенган Алексис, Мифические повествования в ритуале: Дагара Блэк Бгар, 2006, Брюссель: Питер Ланг
  22. ^ Wegru Джозеф Йелепуо Шутки о собачьей голове Фрафра-Дагааба . Электронный журнал фольклора, том 14, 2000 г. Проверено 12 февраля 2009 г.

22. ^ https://en.m.wikipedia.org/wiki/Zambo,_Ghana

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7e09ddfb488d6fa6a83703864114668__1716222420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/68/a7e09ddfb488d6fa6a83703864114668.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dagaaba people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)