Гурунси люди
этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Август 2017 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
В основном родом из Королевства Дагбон на севере Ганы и на юге Буркина-Фасо . Диаспора присутствует в США, Великобритании, Франции, Германии и т. д. | |
Буркина-Фасо | 3,500,000 |
Гана | 1,200,000 |
Кот-д'Ивуар | 270,000 |
Языки | |
Языки гурунси , язык хауса , английский, французский | |
Религия | |
Суннитский ислам , христианство , анимизм |
Гурунси Гану , или грунши , представляют собой совокупность родственных этнических групп, населяющих северную , а также южную и центральную часть Буркина-Фасо .
Доколониальная история и происхождение
[ редактировать ]Устные предания гурунси утверждают, что они произошли из западного Судана, проходящего через Сахель. Хотя неизвестно, когда произошла миграция, считается, что Гурунси присутствовали на своем нынешнем месте к 1100 году нашей эры. После 15 века, когда Моси на севере были созданы государства , всадники Моси часто совершали набеги на районы Гурунси в поисках рабов, но народы Гурунси так и не были полностью порабощены, оставаясь независимыми.
По словам доктора Салифа Титамбы Ланкоанде, в Noms de famille (Отчества) в Буркина-Фасо , имя Гурунси происходит от джермского языка Нигера , слова «Гуру-си», что означает «железо не проникает». Говорят, что во время вторжений Джермы на земли Гурунси в конце 19 века лидер джихадистов Джермы по имени Баба Ато Зато (более известный под искажением своего имени на языке хауса : Бабату) набрал в свою армию батальон коренных жителей. , которые, как говорили, после употребления традиционных лекарств стали неуязвимы для железа. Они основали эмират Забарима на территории Гурунсиленда, который занимает крайнюю северную часть Ганы и южную часть Буркина-Фасо.
Раздел
[ редактировать ]Люди, говорящие на близкородственных гурских языках и диалектах и классифицированные моси под общим термином гурунси, образуют дугу деревенских общин, в основном организованных как оборонительные опорные пункты от резиденции Кудугу к западу и северо-западу от Уагадугу в колониальные времена до северо-востока нынешней Ганы. . Исторически эти группы были подданными королевств Мосси. В конце 1890-х годов этот район стал частью трехстороннего соревнования между колониальными силами Франции, Великобритании и Германии, пытавшимися подчинить военачальников Джермы, а также бороться с воинственным местным населением, которое яростно сопротивлялось сохранению своей автономии, в то время как соперничая за оккупацию как можно большей территории за счет конкурирующих колониальных держав. Каждая из трех претендовала на часть территории, занятой селами Гурунси, но конкуренция между колониальными державами не разрешилась до последнего года XIX века. После установления протекторатов Ятенга (1895 г.) и Уагадугу (1896 г.) французы аннексировали земли Гурунси в 1897 году. Тоголенд (современные Гана и Того), а англо-французское соглашение 1898 года официально установило границу с Золотым Берегом (ныне Гана). Этот раздел разделил народы гурунси между французской и британской административными системами, способствуя политическому и культурному расхождению подгрупп по обе стороны границы.
Этнические группы гурунси
[ редактировать ]Термин Гурунси используется как метатермин для обозначения группы очень слабо связанных между собой народов. Этнические группы, классифицируемые как гурунси, не имеют общего языка и имеют особые культурные традиции. Некоторые из крупнейших этнических групп гурунси — это фрафра , набт и таленси в Гане, а также ко , лиле , нуна и сисаала в Буркина-Фасо. Подгруппы Кассена и Нанкани населяют как Гану, так и Буркина-Фасо.
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Жители Кассены известны своими глиняными домами, которые строят мужчины. Женщины украшают фасады домов геометрическими узорами. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффирис, Пэт (7 февраля 2013 г.). «Из тыла: архитектура «Флинстоунов»; украшенные глинобитные дома; архитектурные украшения; Дом на крыше» . Орегон в прямом эфире . Проверено 8 октября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Байили, Блез. Религия, закон и власть в Буркина-Фасо. Лиеле Буркина-Фасо . Париж: Л'Харматтан, 1998.
- Дюперрей, Энн М. Гурунси Верхней Вольты. Завоевание и колонизация, 1896-1933 гг . Штутгарт: Штайнер, 1984.
- Джейкоб, Жан-Пьер. Значение ограничений: болезнь, колдовство, религия и власть среди Винье, Гурунси из Буркина-Фасо . Невшатель: Факультет литературы [Докторская диссертация], 1988.
- Левцион, Неемия . Мусульмане и вожди Западной Африки . Оксфорд: Clarendon Press, 1968.
- Такье, Луи. Черный Судан, страна Мосси и Гурунси . Париж: Эмиль Лароз, 1912.
- Таксье, Луи. Новые заметки о Мосси и Гурунси . Париж: Эмиль Лароз, 1924.