Кробо люди
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2020 г. ) |

Народ кробо — этническая группа в Гане . Они сгруппированы как часть группы Га-Адангбе этнолингвистической , а также являются крупнейшей группой из семи этнических групп Дангме на юго-востоке Ганы. Кробо — земледельческий народ, населяющий равнины Аккры , горы Акуапем и бассейн Афрама . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Кробо (произносится как крорборы) — это несколько избранных людей из восточного региона Ганы. Они делятся на Манья и Йило. Точная дата, когда Кробо разделились на Йило и Манья, остается загадкой. Раньше Манья Кробо называлась правительством Ганы Восточным Кробо, а Йило Кробо - Западным Кробо. С этого дня и по сей день Кробо управляются как два отдельных штата, сегодня называемых Манья и Йило Кробо.
Два традиционных района Кробо изначально были известны как «Нэве», что означает Мэнья, что означает «дом человека», и Нюве (Йилɔ). Имя Маня произошло от слова « Маоня », что буквально означает «держать рот на замке». Это касается поговорки « nɔ bi nya me tee », что буквально означает «не нужно говорить обо всем, что видишь». Yilo, с другой стороны, происходит от выражения « wa yilɔ », что означает «мы это не едим». В некоторых устных традициях говорится, что, когда йило вернулись из Кробо Денкьера, они утратили большую часть своих местных обычаев Кробо; в результате они прошли серию обрядов аккультурации, чтобы быть принятыми обществом. Этот процесс включал в себя ориентацию на блюда, которые Кробос табуировали. Йило продолжали проверять приемлемость различных продуктов, которые они научились есть, пока были с Акан. Житель Кробо начал называть их уничижительным термином «Ва йилɔ», что означает «мы говорили вам, что не едим это».
Кробо — самый многочисленный народ, говорящий на языке Га-Аданме. Они расположены в горах недалеко от побережья и являются четвертой по численности этнической группой в стране. В 19 веке они были одним из небольших штатов Золотого Берега, находившихся на этапе становления политического и культурного развития. После середины XIX века они стали экономически и политически одной из наиболее важных групп в стране из-за своей доминирующей роли в коммерческом производстве экспортных культур, а также бисероплетении.
Путешествие на гору Кробо
[ редактировать ]Люди Дангме путешествовали как одна группа, и только после прибытия в Гану они разделились на семь групп Дангме, которые известны сегодня. Место их раскола было переименовано в «Lɔlɔvɔ», термин на языке эве, означающий «Любовь закончилась (закончилась)». Это место существует до сих пор и теперь известно как Равнины Таголого.
Семь групп Дангме: Кробо, Ада, Прампрам, Шай, Нинго, Осу-Доку и Кпоне. Люди Осудоку поднялись на гору Осудоку, люди Ада отправились на восточное побережье, люди Шаи, Прампрам и Кпоне отправились вглубь страны. Народ нинго также отправился на юг, к побережью. После раскола народ кробо двинулся на запад, пока не увидел гору высотой 1108 футов с ущельем (долиной), разделяющим ее на две неравные части. Люди считали, что это будет хорошее место для поселения, так как подъем на вершину горы будет трудным, а значит, это будет безопасное место для проживания и отражения атак вторгающихся племен и врагов. Двое ведущих охотников – Акло Муасе (Акло Натеби) и Маджа – были посланы жрецами проверить пригодность горы для поселения.
Пришедший отчет подтвердил, что это действительно хорошее место для проживания, и позже гора стала известна как «Кло йо» (Гора Кробо). На самом деле название «Кробо» имеет аканское происхождение и происходит от термина «Кро-обо-со-Фоɔ», что означает «Город скальных/горных жителей».
Жизнь на горе Кробо
[ редактировать ]Гора стала культурным и ритуальным центром народа кробо. Это был город каменных домов, многоэтажных с несколькими комнатами - по некоторым сведениям, там было несколько домов с 20–30 комнатами. Фактически, миссионеры, посетившие гору, заявили, что ее архитектура не похожа ни на что, что они видели раньше в Африке. Кробо разработали на горе собственную систему полива, чтобы поддержать растущее население. Когда население выросло за пределами горы, люди начали проводить больше времени в прилегающих районах. Фактически, благодаря системе приобретения земель Кробо Хуза людям Кробо удалось приобрести большие участки земли в прилегающих районах в ходе того, что Филд назвал «бескровным завоеванием». Гора Кробо продолжала оставаться центром религиозных и культурных дел до их выселения.
Кробо военный
[ редактировать ]С 17 века гора Кробо стала местом нескольких нападений вторгшихся племен и врагов. Однако люди Кробо всегда были в состоянии отбиться от врага, и только благодаря использованию британцами ракетного и винтовочного огня Кробо смогли победить. [ 2 ]
Выселение с горы Кробо
[ редактировать ]Гора Кробо была духовным и физическим домом народа Кробо. Это было первое поселение народа Кробо после отделения от других групп Дангме в Лɔлɔвɔ. Гора была выбрана потому, что она была идеальной защитой от постоянных войн того времени. На самом деле Кробо выиграли множество войн, просто скатывая валуны с горы, что не позволяло врагу подойти и убить многих из них в процессе. По мере роста населения многие Кробо стали работать на фермах в окрестностях горы. Однако Гора продолжала оставаться центром культуры, где проходили все важные ритуалы. Девушки, проходящие обряд посвящения Дипо, традиционно проводили один-три года на горе, проходя таможню Дипо. [ 3 ] Джемли (священникам) было запрещено покидать гору на ночь. Более того, поскольку их предки были похоронены в семейных домах на горе, гора стала прародиной не только духовно, но и буквально.
Однако это оказалось проблемой для колониального правительства, поскольку за людьми было очень трудно следить и, следовательно, контролировать их из горных поселений. Поступало много сообщений о том, что уединенность горы позволяет практиковать определенные воинские культы и нарушать законы (например, только хоронить умерших на кладбище) без каких-либо последствий. В результате гора рассматривалась колониальным правительством как гора-фетиш, и когда у губернатора Гриффитса появилась возможность убрать Кробо с горы, он сделал это с помощью Постановления о местных обычаях 1892 года. Губернатор дал людям срок до трех дней. освободить гору. Многие люди кробо жили в окрестностях у подножия горы, работали на своих фермах, и, как и следовало ожидать, для тех, кто жил у подножия горы и дальше (некоторые даже в нескольких днях езды), это Было очень тяжело съездить на гору, собрать вещи и спустить их в трехдневный срок. Таким образом, люди могли нести только то, что могли, а остальное было оставлено на горе и позже уничтожено. Колониальное правительство послало солдат уничтожить все: от домов и святынь до горшков и даже старых деревьев. Это был печальный момент для народа Кробо, и именно поэтому по сей день и Манья, и Йило Кробос каждый год организуют паломничество к Горе, чтобы отметить этот день. Это паломничество обычно происходит во время фестивалей Нгмайем и Клойосикплем.
Галерея
[ редактировать ]-
Девушка Кробо проводит церемонию Дипо.
-
Женщина Кробо с племенным знаком для идентификации.
-
Девушка Кробо, укладывающая волосы, конец 19 века.
-
Рынок в стране Кробо, конец 19 века.
-
Бусины из ниток
-
Стеклянные бусины Кробо из порошкового стекла
-
Кробо-бусина из фрагментов плавленого стекла.
-
Кробо "пишущая" бусина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луи Эдвард Уилсон, Народ кробо Ганы до 1892 года: политическая и социальная история . Университет Огайо, Центр международных исследований, 1991.
- ^ См. Аджели Уик, «История Кробо» , The GaDangme.
- ^ Боаки, Присцилла Акуа (весна 2010 г.). Дипо: Обряд посвящения среди Кробо (PDF) (Диссертация). Норвегия: Университет Тромсё. п. 30.