Jump to content

Кробо люди

Девушка Кробо проводит церемонию Дипо.

Народ кробо этническая группа в Гане . Они сгруппированы как часть группы Га-Адангбе этнолингвистической , а также являются крупнейшей группой из семи этнических групп Дангме на юго-востоке Ганы. Кробо — земледельческий народ, населяющий равнины Аккры , горы Акуапем и бассейн Афрама . [ 1 ]

Кробо (произносится как крорборы) — это несколько избранных людей из восточного региона Ганы. Они делятся на Манья и Йило. Точная дата, когда Кробо разделились на Йило и Манья, остается загадкой. Раньше Манья Кробо называлась правительством Ганы Восточным Кробо, а Йило Кробо - Западным Кробо. С этого дня и по сей день Кробо управляются как два отдельных штата, сегодня называемых Манья и Йило Кробо.

Два традиционных района Кробо изначально были известны как «Нэве», что означает Мэнья, что означает «дом человека», и Нюве (Йилɔ). Имя Маня произошло от слова « Маоня », что буквально означает «держать рот на замке». Это касается поговорки « nɔ bi nya me tee », что буквально означает «не нужно говорить обо всем, что видишь». Yilo, с другой стороны, происходит от выражения « wa yilɔ », что означает «мы это не едим». В некоторых устных традициях говорится, что, когда йило вернулись из Кробо Денкьера, они утратили большую часть своих местных обычаев Кробо; в результате они прошли серию обрядов аккультурации, чтобы быть принятыми обществом. Этот процесс включал в себя ориентацию на блюда, которые Кробос табуировали. Йило продолжали проверять приемлемость различных продуктов, которые они научились есть, пока были с Акан. Житель Кробо начал называть их уничижительным термином «Ва йилɔ», что означает «мы говорили вам, что не едим это».

Кробо — самый многочисленный народ, говорящий на языке Га-Аданме. Они расположены в горах недалеко от побережья и являются четвертой по численности этнической группой в стране. В 19 веке они были одним из небольших штатов Золотого Берега, находившихся на этапе становления политического и культурного развития. После середины XIX века они стали экономически и политически одной из наиболее важных групп в стране из-за своей доминирующей роли в коммерческом производстве экспортных культур, а также бисероплетении.

Путешествие на гору Кробо

[ редактировать ]

Люди Дангме путешествовали как одна группа, и только после прибытия в Гану они разделились на семь групп Дангме, которые известны сегодня. Место их раскола было переименовано в «Lɔlɔvɔ», термин на языке эве, означающий «Любовь закончилась (закончилась)». Это место существует до сих пор и теперь известно как Равнины Таголого.

Семь групп Дангме: Кробо, Ада, Прампрам, Шай, Нинго, Осу-Доку и Кпоне. Люди Осудоку поднялись на гору Осудоку, люди Ада отправились на восточное побережье, люди Шаи, Прампрам и Кпоне отправились вглубь страны. Народ нинго также отправился на юг, к побережью. После раскола народ кробо двинулся на запад, пока не увидел гору высотой 1108 футов с ущельем (долиной), разделяющим ее на две неравные части. Люди считали, что это будет хорошее место для поселения, так как подъем на вершину горы будет трудным, а значит, это будет безопасное место для проживания и отражения атак вторгающихся племен и врагов. Двое ведущих охотников – Акло Муасе (Акло Натеби) и Маджа – были посланы жрецами проверить пригодность горы для поселения.

Пришедший отчет подтвердил, что это действительно хорошее место для проживания, и позже гора стала известна как «Кло йо» (Гора Кробо). На самом деле название «Кробо» имеет аканское происхождение и происходит от термина «Кро-обо-со-Фоɔ», что означает «Город скальных/горных жителей».

Жизнь на горе Кробо

[ редактировать ]

Гора стала культурным и ритуальным центром народа кробо. Это был город каменных домов, многоэтажных с несколькими комнатами - по некоторым сведениям, там было несколько домов с 20–30 комнатами. Фактически, миссионеры, посетившие гору, заявили, что ее архитектура не похожа ни на что, что они видели раньше в Африке. Кробо разработали на горе собственную систему полива, чтобы поддержать растущее население. Когда население выросло за пределами горы, люди начали проводить больше времени в прилегающих районах. Фактически, благодаря системе приобретения земель Кробо Хуза людям Кробо удалось приобрести большие участки земли в прилегающих районах в ходе того, что Филд назвал «бескровным завоеванием». Гора Кробо продолжала оставаться центром религиозных и культурных дел до их выселения.

Кробо военный

[ редактировать ]

С 17 века гора Кробо стала местом нескольких нападений вторгшихся племен и врагов. Однако люди Кробо всегда были в состоянии отбиться от врага, и только благодаря использованию британцами ракетного и винтовочного огня Кробо смогли победить. [ 2 ]

Выселение с горы Кробо

[ редактировать ]

Гора Кробо была духовным и физическим домом народа Кробо. Это было первое поселение народа Кробо после отделения от других групп Дангме в Лɔлɔвɔ. Гора была выбрана потому, что она была идеальной защитой от постоянных войн того времени. На самом деле Кробо выиграли множество войн, просто скатывая валуны с горы, что не позволяло врагу подойти и убить многих из них в процессе. По мере роста населения многие Кробо стали работать на фермах в окрестностях горы. Однако Гора продолжала оставаться центром культуры, где проходили все важные ритуалы. Девушки, проходящие обряд посвящения Дипо, традиционно проводили один-три года на горе, проходя таможню Дипо. [ 3 ] Джемли (священникам) было запрещено покидать гору на ночь. Более того, поскольку их предки были похоронены в семейных домах на горе, гора стала прародиной не только духовно, но и буквально.

Однако это оказалось проблемой для колониального правительства, поскольку за людьми было очень трудно следить и, следовательно, контролировать их из горных поселений. Поступало много сообщений о том, что уединенность горы позволяет практиковать определенные воинские культы и нарушать законы (например, только хоронить умерших на кладбище) без каких-либо последствий. В результате гора рассматривалась колониальным правительством как гора-фетиш, и когда у губернатора Гриффитса появилась возможность убрать Кробо с горы, он сделал это с помощью Постановления о местных обычаях 1892 года. Губернатор дал людям срок до трех дней. освободить гору. Многие люди кробо жили в окрестностях у подножия горы, работали на своих фермах, и, как и следовало ожидать, для тех, кто жил у подножия горы и дальше (некоторые даже в нескольких днях езды), это Было очень тяжело съездить на гору, собрать вещи и спустить их в трехдневный срок. Таким образом, люди могли нести только то, что могли, а остальное было оставлено на горе и позже уничтожено. Колониальное правительство послало солдат уничтожить все: от домов и святынь до горшков и даже старых деревьев. Это был печальный момент для народа Кробо, и именно поэтому по сей день и Манья, и Йило Кробос каждый год организуют паломничество к Горе, чтобы отметить этот день. Это паломничество обычно происходит во время фестивалей Нгмайем и Клойосикплем.

  1. ^ Луи Эдвард Уилсон, Народ кробо Ганы до 1892 года: политическая и социальная история . Университет Огайо, Центр международных исследований, 1991.
  2. ^ См. Аджели Уик, «История Кробо» , The GaDangme.
  3. ^ Боаки, Присцилла Акуа (весна 2010 г.). Дипо: Обряд посвящения среди Кробо (PDF) (Диссертация). Норвегия: Университет Тромсё. п. 30.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a61ed69b9000efa26c5923ad3345e28__1712846040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/28/6a61ed69b9000efa26c5923ad3345e28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krobo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)