Конкомба люди
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Бикпакпаам | |
---|---|
Общая численность населения | |
823 000 в Гане и 122 209 в Того. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гана ( Северный регион , регион Бронг-Ахафо , регион Вольта , восточный регион и регион Большой Аккры ) и Того ( регион Кара , центральный регион и регион плато ) | |
Языки | |
В Ликпакпалне имеется множество диалектов, которые можно разделить (но не ограничиваться ими) на 5 основных групп: Личабол, Лигбельн, Ликунли, Лимонкпельн и Линафил (см. Язык Конкомба ). Другие включают: Линанкпель (Нанкпантииб), Ликпалил (Бикпалиб), Линандельн (Бинандим), Лисагмальн (Сагмантииб) и Линалол (Биналоб). Большинство также говорит по-французски. | |
Религия | |
Традиционная африканская религия (около 50%), христианство (около 45%) и ислам (около 5%). |
Народ конкомба — этническая группа гур , проживающая в основном в северных регионах Ганы, Бронг Ахафо, Вольта, Восточной и Большой Аккре. Есть много административных районов, где расположен Бикпакпаам, в том числе районы Сабоба Насуан, Забзугу и районы Татале-Сангули с огромным населением. Другими ключевыми районами Ганы, где расположен Бикпакпаам, являются Атебубу, Кинтампо, Течиман и Йеджи. Согласно Закону 280 Закона об анатомии Ганы, народ конкомба (известный как бикпакпаам) является второй по величине этнической группой в северном регионе Ганы. , Черепони и Нанумба, районы Гусиегу и Карага, Восточный Мампруси, Юнио -
Данные переписи 2010 года показывают, что численность населения Бикпакпаама в Гане составляет 823 000 человек, а с учетом межпереписных темпов роста в настоящее время численность населения составит более одного миллиона человек. Всемирная книга фактов ЦРУ сообщает в журнале «Демография Ганы » , что люди конкомба являются восьмой по величине этнической группой в Гане и составляют 3,5% от общей численности населения Ганы. Сабоба (Чабоб) в северном регионе Ганы является столицей всего Бикпакпаама в Гане. Бикпакпаам также встречается в республике Того, родственной Гане западноафриканской стране. В Того бикпакпаам проживают в основном в Карском, Центральном и Плато регионах. Герин Коука (он же Нангем До, столица округа Данкпен) в Карском регионе является столицей Бикпакпаама в Того. Район Данкпен расположен в северо-западном коридоре Того. По данным Шварца (2005), численность бикпакпаам в Того составляет около 50 100 человек. Однако перепись 2011 года в Того показывает, что общая численность населения Бикпакпаама только в районе Данкпен составляла 122 209 человек.
Посетите язык Конкомба для получения дополнительной информации. Люди конкомба говорят на языке конкомба, также известном как ликпакпалн. [1] [2] Традиционный танец народа конкомба — Киначунь (произносится как Ки-наа-чунг). Все поселения Конкомба возглавляет традиционный вождь по имени Убор. [3] В районах, где доминирует Бикпакпаам, люди учредили или основали своих собственных вождей, которые являются повелителями поселений. Например, в районе Сабоба правителем является Учабоб-бор. Бикпакпаам твердо верит в солидарность, решимость и трудолюбие.
До начала XXI века их основным занятием было земледелие и животноводство. С профессиональной точки зрения бикпакпаам в основном занимаются натуральным хозяйством и выращивают животных, таких как домашняя птица, мелкий рогатый скот и крупный рогатый скот. Это, вероятно, объясняет их рассеянное расселение по субрегиону Западной Африки. Действительно, Маасоле [4] намекает, что Бикпакпаам всегда был в движении в поисках плодородных сельскохозяйственных угодий. Большинство Конкомбас сегодня активно занимаются образованием, и недавние исследовательские проекты показывают, что Конкомбас станет доминирующей силой в политике, здравоохранении, образовании и гражданском обществе к 2025 году.
Происхождение и этногенез
[ редактировать ]Конкомба изначально называют себя Бикпакпаам (форма множественного числа), а свой язык - Ликпакпалн. Член племени мужского пола обозначается как укпакпаанджа, а женщина - укпакпаанпи. Однако англизированная форма «Конкомба» обычно используется для обозначения как народа, так и языка. Бикпакпаам — аборигены северной Ганы. Рэттрей (1932) говорит о бикпакпааме как о важной этнической группе на северных территориях Ганы. [5] Маасоле (2006) также описал бикпакпаам как «коренных» жителей Северной Ганы. [6] До прибытия многих других этнических групп в северные регионы Ганы в 1400-х и 1500-х годах бикпакпаам уже проживали в этом районе. [7] Посетите язык конкомба, чтобы узнать больше (генетический корень, алфавиты, фонетика...) о ликпакпалне (языке конкомба).
Происхождение и история
[ редактировать ]Происхождение Бикпакпаама уже давно является предметом исследований. Известно, что бикпакпаам более широко расселился в восточном коридоре до прибытия многих других этнических групп в северные регионы Ганы в 1400-х и 1500-х годах. [8] Затем в первой половине двадцатого века бикпакпаам мигрировали на другие территории, частично из-за колониального давления, а частично в поисках плодородных сельскохозяйственных угодий. Это открыло возможность другим племенам войти и занять их земли.
История того, откуда Бикпакпаам приехал и поселился в Гане, малоизвестна. Однако известно, что Бикпакпаам оккупировал территорию под названием Кьяли/Чаре (ныне Йенди), пока дагомбцы не продвинулись дальше на восток в ходе своей экспансии и не оттеснили их еще дальше при поддержке колониальных хозяев. Финн (1971) утверждает, что «мы знаем, что предки дагомбас встретили народ, родственный конкомба, уже живший в северной Гане».
Согласно рассказам старейшин Кикпакпаана, гонджи под командованием Ндевура Джакпы разгромили Дагомбаса под командованием Йа На Даризиого и вынудили последнего покинуть свою столицу (в настоящее время считается, что это районы Тамале /Кумбунгу) и перенести ее на нынешнее место, Йенди, который Тогда это был город Бикпакпаам под названием Чаре . Новички оттеснили Бикпакпаама и создали между ними разногласия. Несмотря на утверждение сюзеренитета, Дагомбас, похоже, никогда не осуществлял тесного контроля над Бикпакпаамом. [9]
По мнению Мартина (1976), дагомбцы оттеснили Конкомбу и назначили среди них начальников дивизий. Главные города имели характер аванпостов, стратегически расположенных на восточном берегу реки Оти, но Бикпакпаам ни в коем случае не был ассимилирован. Отношения между ними и дагомбами были далекими и враждебными. Смешения в браке практически не было, если вообще было. Часть устной истории создания Дагбона предполагает, что дагомбцы завоевали Бикпакпаам, когда они двинулись в восточную часть Северного региона. Однако Бикпакпаам категорически и последовательно отвергал утверждение о том, что они участвовали в битве против Дагомбаса . Конкомба часто настаивали на том, что они добровольно уехали в поисках плодородных земель и более зеленых пастбищ для своего скота, когда прибыл Дагомбас. Дэвид Тейт (1964) цитирует слова старейшины Бикпакпаама: «Когда мы росли и встретили наших отцов, они сказали нам, что они (наши предки) жили в Яане/Чаре (Йенди) с Кабре и Биквомами. Дагомбы в то время жили главным образом в Тамале и Кумбунгу, откуда поднялись, сели на лошадей и двинулись в сторону Йенди». Мы увидели лошадей и должны были двигаться дальше на восток. [10]
Доколониальная и современная организация
[ редактировать ]Доколониальная политическая организация Бикпакпаам была сосредоточена в районах, населенных кланами, статус и автономия которых были представлены наличием убора (вождя) и земного святилища, предоставленного религиозным лидером утиндааном (земным жрецом). Убор является административным и судебным лидером общин Бикпакпаам. Основные обязанности убора включают (но не ограничиваются) поддержание мира, единства, порядка, справедливости и поддержание связи с другими вождями для поддержания гармонии и разрешения конфликтов и споров. Утиндаан является важной фигурой не только среди Бикпакпаама, но и среди других племен Ганы, особенно среди этнических групп «гур». Этот термин Утиндаан означает хранитель земли, для одних и других он означает первого поселенца на земле. В литературном языке оно означает «владелец земли». Утиндаан имел и продолжает управлять всем поселением, в большей степени осуществляя духовные обязанности и власть над этим местом. Убор и Утиндаан работают вместе, чтобы продать или разделить землю между отдельными лицами. Исторически земной жрец (утиндаан) впервые поселились в древнем городе Кьяли/Чаре , нынешнем Йенди в Северном регионе.
В наши дни обязанности убора расширились. Убор – это рупор народа, дающий полномочия и одобрение деятельности по развитию. Убор работает рука об руку с политическими, неправительственными и религиозными лидерами, чтобы обеспечить благополучие и развитие всего сообщества. Дворец вождя ( кинакок ) — это первая точка посещения любого государственного учреждения или партнера по развитию, посещающего поселение с целью развития или с любой другой целью. Кинакок — это весьма уважаемая и престижная должность, в которой есть лингвист убонабр , он же вунлаан , писец (угбангмеер) , главный жрец, совет старейшин, пехотинцы, телохранители и слуги. Убор — глава и главный исполнительный директор Кинакока. Кинакок также служит традиционным двором для разрешения конфликтов и споров. За мирное разрешение конфликтов и споров на виновных лиц часто налагаются штрафы. В культурном отношении убор полигамен, поскольку за него обручены многие женщины из разных кланов.
Рядом с утиндааном стоял унинкпель , глава клана. Должность uninkpel почти всегда закрепляется за самым пожилым мужчиной клана. В каждом клане Бикпакпаам есть uninkpel, который также наблюдает за делами своего клана. Унинкпель и Утиндаан работают рука об руку и отчитываются перед Убором, кто здесь главный.
Социальная структура развития Бикпакпаама может похвастаться молодежным лидерством, известным как КОЯ (Молодежная ассоциация Конкомба) . Функция KOYA в основном заключается в объединении Бикпакпаам, содействии миру и развитию среди Бикпакпаам, разъяснении Бикпакпаам важности образования, а также необходимости покончить с устаревшими культурными практиками. KOYA также выступает посредником в разрешении межплеменных и внутриплеменных конфликтов. KOYA имеет множество филиалов в поселениях Бикпакпаам в Гане, а также зарубежные филиалы в США и Великобритании.
В Бикпакпааме также есть лидер молодежи и молодых людей, которого зовут Уначипонбор (молодой вождь). Уначипонбор координирует и продвигает мир, единство и коммунизм среди молодежи. Он следит за тем, чтобы все юноши и девушки получали адекватную поддержку со стороны других молодых людей во время свадебных церемоний. Он также побуждает юношей пахать сельскохозяйственные угодья для свекровей (в качестве приданого) в форме общественного труда. Уначипонбор также ведет своих молодых людей копать могилу тестя и предлагать подобающий киначунг во время похорон тестя.
Бикпакпаам Культура
[ редактировать ]Убеждения Бикпакпаама : У Бикпакпаама, как и у других племен, много верований. Бикпакпаам верят в существование Высшего Существа ( Увумбора Бога), которого считают нетварным творцом всего. Увумбор контролирует все сущее и делегирует власть другим меньшим богам и духовным существам, находящимся под его началом, чтобы они заботились о предписанных существах. Бикпакпаам также верят, что Увумбор дает каждому человеку свою судьбу, и никто не имеет полномочий изменить свою судьбу или судьбу другого человека. Бог-творец — единственный, кто знает судьбу человека.
Среди Бикпакпаамов также существует убеждение, что Бог создал каждого человека и только Бог может направлять траекторию жизни человека или определять продолжительность его или ее жизни. Если человек не выполнил назначенную ему цель на земле, Бог никогда не заберет его обратно, т.е. Бог не позволит человеку умереть, но если это произойдет, Бог позволит человеку перевоплотиться, чтобы выполнить задание. Такие перевоплощенные люди носят особые идентифицируемые имена, такие как Ягри (перевоплощенный мужчина) , Пийгри (перевоплощенная женщина) , Н-я (моя бабушка) для перевоплощенной женщины, Н-яджа (мой дедушка) для перевоплощенного мужчины.
Бикпакпаам верят, что существуют злые духи, которые мучают людей в форме болезней, бедности, конфликтов, засухи, мертворождения, уродств, смертей, психических расстройств и т. д. Они также верят в существование противодействующих духов (добрых), которые противодействуют нападения злых духов. Кроме того, Бикпакпаам верят в духов предков (существование духа мертвых), которых они называют Битекпииб . Они считают, что эти духи предков мстят врагам, защищают остальных членов семьи и заботятся об общем благополучии оставшихся в живых родственников. Затем они совершают возлияния и совершают жертвоприношения, чтобы умилостивить духов предков. [11]
Эти коренные верования Бикпакпаам угасают и уступают место христианству и исламу. Большинство бикпакпаамов постколониальной эпохи приняли христианство и верят в Триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа) . Таким образом, Сабоба и другие населенные пункты Бикпакпаама являются домом для многих конфессиональных церквей, включая католическую церковь, православную, пятидесятническую и харизматическую церкви. Около 5% или меньше Бикпакпаама - мусульмане.
Гостеприимство Бикпакпаам : Бикпакпаам - дружелюбные и гостеприимные люди. Типичная семья Бикпакпаам, известная своим гостеприимством, принимает посетителей, предлагает им воду для питья и забивает домашнюю птицу или мелкого жвачного животного, чтобы приготовить еду для посетителя. Они позволяют посетителям чувствовать себя как дома и частью своей семьи. Они также дарят своим посетителям сувениры и домашний скот на хранение. Бикпакпаам сердечно относятся к своим соседям и проявляют большое уважение ко всем без дискриминации. Они часто относятся к посетителям или гостям лучше, чем к себе. Бикпакпаам может похвастаться богатым разнообразием произведений искусства и традиционных костюмов. Художественные произведения, а также красочные и причудливые костюмы коренных народов для традиционных танцев (киначунг, нджим, ичаа, тибалн, нбанба и т. д.) делают Сабобу и другие поселения и окрестности Бикпакпаама захватывающим и полезным туристическим направлением для изучения.
Наследование среди Бикпакпаам : Наследование Бикпакпаам является отцовским. Каждый ребенок Кикпакпаана принадлежит к линии отца и унаследует имущество своего отца. Однако наследование по отцовской линии демонстрирует большое почтение и уважение к материнским отношениям, которые в основном рассматриваются и используются как второй дом для ребенка, а также как место убежища во времена враждебных отношений по отцовской линии. Матери и дети также используют материнские семьи как благодатную почву для инвестиций. Семья по отцовской линии отдает дань уважения материнской семье, каждый год бесплатно вспахивая одно из своих полей под сельскохозяйственные угодья. Кроме того, материнские семьи имеют право на пышные и почетные похороны родителей жены, организованные семьей отца.
Изобретательность Бикпакпаам : Бикпакпаам умны и инновационны в своей традиционной обстановке. Изобретения предков Бикпакпаама включают сельскохозяйственные орудия/инструменты, музыкальные инструменты, охотничьи инструменты/оружие, такие как лилуул, бутом, илопиин, какпола, киталн и т. д. Их архитектурное и строительное мастерство и методы привели к созданию домашних построек, таких как либубул, липил, качала. , кикпавунг и н-йам (для рисования), тинабин (коровий навоз) (для штукатурки домов) и т. д. Некоторые музыкальные инструменты — ливул (флейта), кибек (гитара), лигангалн (барабан), кивуджабик (разновидность флейты), лидабульн (тип барабана) и укпиихн (рог). К культурным костюмам относятся унаа (украшенные рога), тангана (традиционная ткань), танбена (танцевальная ткань, украшенная бусами и жемчугом), тибаан (джинглы) и т. д.. Домашняя утварь/моющие средства включают либуул (глиняные холодильники), нкин (глиняный горшок), сагбо (банка), кийик (калабас), букпакпаанкииб (традиционное мыло) и другие.
Храбрость и трудолюбие Бикпакпаама . Основные ценности Бикпакпаама включают: храбрость, трудолюбие, решимость, щедрость, гостеприимство, смелость и коллективизм, любовь к семейной жизни и поддержку членов семьи. Это качество трудолюбия развилось как компонент их культуры, которая требует от каждого подростка работать достаточно усердно, чтобы вспахать свою собственную ферму и землю своих родителей в одно и то же время года, чтобы стать экономически независимым и создать свою собственную семью. В свои лучшие дни типичные фермеры Бикпакпаама вручную вспахивают свою собственную ферму по выращиванию батата, ежегодно производя 15 000–20 000 холмиков батата. Об этом свидетельствует тот факт, что Бикпакпаам являются основными производителями батата в Гане и Того. В Гане компания Bikpakpaam гордится тем, что кормит нацию и даже экспортирует батат через рынок батата Конкомба в Агбогблоши, Аккра . Помимо выращивания батата, фермеры Бикпакпаама также могут похвастаться фермами по выращиванию кукурузы, цесарки, проса и риса. Женщины Бикпакпаам заботятся о мужчинах, когда они вспахивают поля, а также пашут свои собственные поля, где выращивают в основном овощи и бобовые (арахис и бобы). Женщины также собирают фрукты ради экономической выгоды, а именно: орехи ши (используются для изготовления масла ши) и плоды давадава , которые имеют разнообразное применение. Женщины Бикпакпаам также превосходно справляются со сбором урожая и послеуборочной обработкой, а также сбытом продуктов питания. Сбор дров и производство древесного угля для домашнего и коммерческого использования являются неотъемлемой частью обязанностей женщин Бикпакпаам. Приготовление местного напитка, известного как ндамам («красный напиток»), широко известного как пито, является природным даром и прерогативой женщин. Бикпакпаам также занимается разведением животных для домашнего потребления и коммерческих целей. К таким животным относятся птицы (куры, цесарки, утки и голуби), жвачные животные (главным образом козы, овцы и крупный рогатый скот) и свиньи. В последнее время некоторые фермеры занялись разведением морских свинок, газонокосилок и кроликов в коммерческих целях. Фермеры Бикпакпаама теперь также могут похвастаться большими плантациями фруктовых деревьев, в основном деревьев манго и кешью. Практика коллективной солидарности в форме коллективного труда, называемая нкпавин, отражает упорный труд, единство и сотрудничество среди общин Бикпакпаам. [12] Здесь люди обращаются за помощью ко всему сообществу для удовлетворения трудовых потребностей (сельское хозяйство, строительство и другие виды труда), и это происходит по очереди. Бикпакпаам быстры, храбры и заботятся о безопасности.
Еда и напитки Бикпакпаам : Бикпакпаам едят то, что они выращивают/выращивают/выращивают. Продукты Бикпакпаам очень полезны для здоровья и отражают их здоровое состояние. Их основные продукты включают « Бисатом» (буквально «горячая еда»), широко известный в Гане как «туо зафи» (ТЗ), « сакэла », широко известный в Гане как «фуфу», приготовленный из толченого батата, « ликаал/калаа/тубани». » приготовлен из бобовой муки, проса и комбинации многих других продуктов. В своем стремлении достичь сбалансированной диеты предки Бикпакпаама открыли для себя широкий спектр полезных овощей; некоторые из них являются коренными, но другие хорошо известны и распространены в других регионах. К ним относятся, помимо прочего: « имуан » (бамия), « тиниангбан » (гибискус), « киджуук (английское название не указано)», « тимонфар » (листья бамии), « ликпакаджул » (листья кунжута), « литукал ». (листья баобаба), « кикотумок (английское название не указано)», « тигнаафар (английское название не указано) « инангбанатун (английское название не указано)», тигбуфар (листья капока), « сувака », (горькие листья), « унаа (шпинат) и многие другие. Эти овощи используются для приготовления супов, тушеных блюд или в качестве гарниров в сочетании с основными продуктами питания.
Оригинальный, оригинальный и аутентичный напиток Бикпакпаам называется «Пито». Пито — это вкусное традиционное пиво, сваренное с нуля с использованием органической цесарки, натуральных ингредиентов, без искусственных ароматизаторов и консервантов. Пито варят ферментированным или неферментированным. Ферментированный пито отлично подходит для «счастливого часа», похорон, вечеринок и других торжеств. Неферментированный пито употребляют в качестве напитка для различных целей. Богатое разнообразие продуктов Бикпакпаам может также похвастаться такими клубнями, как ямс, маниока, картофель и зерновыми, такими как кукуруза, просо, цесарка, «ипуи» и рис, семенами кунжута («кпака» и «джем-джем»), семенами дыни ( «инабе» и «кир») и многие другие.
Имена Бикпакпаам : Бикпакпаам считают, что имя, которое человек носит, влияет на его / ее жизнь. Хорошие имена приносят человеку успех и процветание. Поэтому к выбору имен для детей уделяется большое внимание. Мир именования Бикпакпаам огромен, поскольку он включает в себя все категории имен - обстоятельные, позиционные, пословичные, иронические и риторические, а также названия флоры и фауны и т. д. Некоторые имена, данные детям, указывают на особые события, связанные с жизнью ребенка. рождения или навеяны особой мыслью или пожеланиями родственников. Имена среди Бикпакпаана также могут быть вошедшими или намекающими в ответ на окружающие ситуации и / или обстоятельства или передавать сообщение соседям / родственникам. Эта богатая система именования делает имена Бикпакпаама очень уникальными и привлекательными.
В культурном отношении родители/семья матери выбирают имя, данное первенцу каждой женщины, и родители/семья мужчины, или муж и жена выбирают имя, данное последующим детям, на основе взаимного согласия. Когда рождается ребенок, семье женщины в подарок посылают птицу, чтобы объявить о рождении ребенка. Домашняя птица мужского пола указывает на то, что ребенок является ребенком мужского пола, и наоборот. Суть этого подарка – начать инвестиции в будущее ребенка. Через несколько дней или недель выделяется особый день, чтобы дать имя ребенку, среди веселья (еды, питья, пения и танцев…..). Люди Конкомбас
Примеры имен Конкомба и их значения :
Tanamwir: Our Kingdom is great Wumborja: The Lord our defense N-Muanbindo: There is joy in my house Barkei: “patience” Ndonbi: I am thankful to them Wumborgnan: God is good Wumborkan: God has seen Banyubala: They do not boast Bilinsun: They have forgotten what they said Nkumpoi: Death is stubborn Tabime: Do not denigrate me Biyakakumi: If only they spare my life Ulanja: “jovial” Iwunliin: Destiny Ujakpa: “strong like a shark” Wumborti: God's gift Wumborbe: God lives Nsimbaan: One blood
Nimoar: Happiness Nsanyaan: The good way Nignan: It is good Kajah: Born under a shed or summer hut Bindan: They should come
Другие названия :
Dana and Dawon: Males twins Pona and Powon: Female twins Nakoja: Male born after twins Nakol: Female born after twins Napari: Second born after twins (both male and female) Sanja: Male born on the road during a commute Sanpu: Female born on the road during a commute Jabaab: Male twin whose twin brother/sister dies before the naming ceremony. Pibaab: Female twin whose twin brother/sister dies before the naming ceremony
Жилье в Бикпакпааме : Начиная с доколониальной эпохи, многие семьи Бикпакпаама живут вместе в своих традиционных семейных домах. Когда молодые мужчины и женщины вырастают и женятся, они покидают семейный дом, чтобы создать свои собственные семьи. Дома состоят из круглых или прямоугольных комнат, построенных из латерита (глины) и крытых соломой. Женщины Бикпакпаама могут похвастаться изобретением традиционной краски, известной как н-ям, сделанной из плодового стручка Давадава и используемой для покраски и украшения интерьера комнат. Постколониальные события привели к появлению цементных кирпичных и блочных домов, а также цементных домов, крытых цинковыми листами.
Некоторые традиционные обряды Бикпакпаама
Брачные обряды : браки Бикпакпаам развивались по нескольким направлениям. Традиционные типы браков по обручению и обмену уступили место более открытой и неограниченной системе браков. Тем не менее, обычаи, сопровождавшие эти браки, сохранились. В нынешней системе брака семья жениха занимается сельским хозяйством и вносит индивидуальный вклад в виде приданого в семью невесты. Эти многочисленные пожертвования теперь резко сократились до простого приданого, выплачиваемого семье невесты в зависимости от финансового положения семьи жениха. Семья невесты также предоставляет семье жениха список вещей (одежда, кухня и предметы домашнего обихода), которые они должны приобрести для невесты. В системе обручения женщин в младенчестве или детстве обручали, иногда со взрослыми мужчинами в возрасте, которые ждали, пока они вырастут, чтобы выйти замуж. Эта практика устарела и больше не используется, поскольку обрученные женщины, которым не нравились их обрученные мужья, покидали брак, скрывались, а иногда и совершали самоубийство. Сегодняшние браки заключаются между отдельными любовниками, которые после вступления в отношения знакомят будущих супругов со своими семьями для оценки и принятия. Перед вступлением в брак женщина также обычно временно посещает дом мужчины (чтобы учиться и, в свою очередь, пройти оценку со стороны семьи мужчины), а затем навсегда переезжает в дом после заключения брака. Христианство повлияло на эту современную тенденцию в нынешней системе брака среди Бикпакпаам.
Еще одним заметным явлением, которое идет на убыль в брачной системе Бикпакпаам, является многоженство . Раньше типичный укпакпанджа мог жениться более чем на одной жене, в зависимости от его социального и финансового положения. Сейчас из-за христианства, экономических трудностей, соперничества и современности полигамия угасает, и большинство мужчин теперь женятся только на одной жене и максимум на двух, за исключением биборбов (вождей), которые до сих пор женятся на многих женах, обрученных с ними кланами и доброжелателями. Сегодня в типичной общине Бикпакпаам все еще можно встретить случаи, когда женщина может выйти замуж за родственника своего умершего мужа.
Обряды погребения : Бикпакпаам традиционно хоронят умерших в течение максимум 24 часов после смерти (не считая недавнего введения хранения трупов в морге и захоронения в гробу). Когда человек, будь то ребенок или взрослый, умирает, такие сообщения, как устные звуки, звуки рожка/флейты и взрывной порох (для пожилых людей), отправляются соседям в близлежащих общинах, а также родственникам, живущим далеко и близко. Для взрослых мужчин и женщин (женатых и имеющих детей) киначунг всегда сопровождает отпевание. Младенцы, дети и подростки хоронят подобное без киначунга, а зачастую и без гроба. Усопшего укладывают статно и совершают погребальные обряды. Существует траур (ikpowiil) , икполан (панихиды), нджим и т. д. в зависимости от причины смерти или статуса умершего. Труп омывают большое количество женщин, одевают и могут положить в гроб. Труп (в гробу или нет) мужчины несут на плече или голове, и один из традиционных священников вызывает духов предков, чтобы определить причину смерти. Затем труп отправляют на могилу, которая обычно находится перед домом для взрослых и далеко от дома для детей и подростков. Причины смерти, такие как утопление, лесные пожары, смерть во время беременности, смерть близнеца, имеют особые обряды. Мужчин хоронят лицом к восходу солнца (восток), чтобы напомнить им о рассвете и начале сельскохозяйственной деятельности, тогда как женщин хоронят лицом к закату (запад), чтобы напомнить им о конце дня, когда им нужно заняться домашними делами и приготовить ужин для всей семьи. Как указано, оба места захоронения имеют культурный смысл. Перед погребением умершему произносят несколько прощальных дань уважения, включая дар денег, ценностей и устных посланий. Киначунг и другие погребальные обряды продолжаются после церемонии захоронения.
Похоронные обряды : Бикпакпаам имеет две основные формы погребальных обрядов. Как и погребальные обряды, они также зависят от причины смерти и статуса умершего. Существует трехдневный (мужчины) или четырехдневный (женщины) послепогребальный обряд, во время которого родственницы-женщины стирают одежду умершего. Это рассматривается как незначительное событие. Первый погребальный обряд называется Лисаатонг (буквально – постановка еды на стол) совершается только для взрослых. Для него характерно собрание родственников, соседей и сочувствующих на месте похорон, чтобы подать еду духу умершего. Четвероногое животное (обычно корову) забивают и готовят роскошную еду (бисатом) для всех, но тарелку еды подают и оставляют в комнате умершего на ночь, чтобы накормить и успокоить его / ее дух. который, как иначе полагают, будет донимать живых, каждую ночь роясь на кухне в поисках еды. Ради гостеприимства можно зарезать множество других животных, в том числе крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и птиц, а всем посетителям и сочувствующим подается еда (бисатом). Ночь и день киначунг и ичаа, нгбен Исполняются танцы . Во время этих танцев всем посетителям подаются еда и напитки (пито, газировка, чай....), а при необходимости предоставляется жилье. Последний и последний погребальный обряд называется ликпуул (собственно похороны). Это может произойти через несколько дней, недель или месяцев у ребенка или через несколько лет у взрослых, особенно утиндаан . Как и Лисаахнгнг, ликпуул предполагает сближение родственников и сочувствующих. Готовят и подают напитки «Бикпакпаам пито», а также забивают множество животных (больше, чем во время лисаханга), чтобы накормить массу похоронных служащих. Обычно это занимает 5-7 дней и проводится для накопленного числа умерших. На 3-й день убуа (прорицатель) консультируется с умершим, а также с предками умершего, чтобы поговорить с родственниками о причине их смерти и других семейных/общинных вопросах, требующих духовного исправления. Киначунг и другие танцы исполняются на протяжении всей программы ликпуула. Дополнительные обряды, такие как обряды вдовства и сиротства, а также наследование, обычно проводятся в последние несколько дней ликпуула. Христианство повлияло на все эти похоронные обряды, упростив их и сведя к отпеванию церковной службы в 3 дня (мужчины) или 4 дня (женщины). По усмотрению семьи скорбящего назначается дата заключительного похоронного обряда. Обычно в пятницу проводятся поминки, в субботу отпевание, а в воскресенье благодарственная служба, знаменующая окончание похорон.
Фестиваль Ндинпондан : Ндипондан (буквально означает «новый напиток из гвинекорна»). Фестиваль в настоящее время является наиболее широко отмечаемым фестивалем среди Бикпакпаама. Другие, такие как фестиваль огня (наминзее) и новый фестиваль ямса (н-нидак), сегодня отмечаются реже из-за иностранных культурных влияний и современности. В настоящее время предпринимаются усилия по возрождению и возвращению празднования этих фестивалей. Фестиваль Ндипондан отмечается Бикпакпаамом, чтобы поблагодарить всемогущего Бога, предков и богов за небывалый урожай цесарки и других продовольственных культур. Этот фестиваль в последнее время привлекает внимание общественности. Это ежегодное мероприятие, во время которого все Бикпакпаамы мира возвращаются домой в Сабобу, их столицу. Во время Ндипондана пересматриваются и проводятся многие мероприятия, включая игры, танцевальные конкурсы и другие культурные обряды. Возможность этого мероприятия используется для отслеживания родословной людей, посещения основных достопримечательностей Бикпакпаама, туристической деятельности и воссоединения семей. Другие образовательные и информационно-просветительские программы и проекты инициируются или реализуются во время празднования Ндипондана. Проблемы, затрагивающие Кикпакпаан, рассматриваются, и общины или их представители дают соответствующие рекомендации. Ндипондан также служит временем урегулирования внутренних разногласий и урегулирования нерешенных конфликтов. Однако одним из последовательных ритуалов была вступительная молитва всемогущему Богу, слова наставления духовенства, совершение возлияний и жертвоприношений предкам, традиционные танцы и разделение еды и напитков с посетителями и родственниками. Готовят и едят многие деликатесы Бикпакпаам, в том числе бисаатом и саклану. Пито, любимый напиток из цедры, также варят в больших количествах и им наслаждаются все.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ОТВЕТ НА ИССЛЕДОВАНИЕ RRT» (PDF) . Трибунал по пересмотру дел беженцев АВСТРАЛИЯ . Март 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2022 г. Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Нджиндан, Бернард. 2014. Люди конкомба в Гане: историческая перспектива. Неопубликованная рукопись. Июль 2014 г.
- ^ Нджиндан, Бернард. 2014. Люди конкомба в Гане: историческая перспектива. Неопубликованная рукопись. Июль 2014 г.
- ^ Маасоле, Южная Каролина, 2006. Конкомба и их соседи от доевропейского периода до 1914 года: исследование межэтнических отношений в Северной Гане. Аккра: Издательство университетов Ганы.
- ^ Рэттрей, RS (1932). Племена внутренних земель Ашанти, 1. Оксфорд: Clarendon Press.
- ^ Маасоле, Южная Каролина, 2006. Конкомба и их соседи от доевропейского периода до 1914 года: исследование межэтнических отношений в Северной Гане. Аккра: Издательство университетов Ганы.
- ^ Мартинсон, HB (1995). Скрытая история войн Конкомба в Северной Гане. Гана: Фонд Ньягсе.
- ^ Мартинсон, HB (1995). Скрытая история войн Конкомба в Северной Гане. Гана: Фонд Ньягсе.
- ^ Брукум NJK, 2001: Войны цесарок, манго и пито: эпизоды истории Северной Ганы, 1980–1999. Аккра, Издательство университетов Ганы.
- ^ Дэвид Тейт (1964): Конкомба Северной Ганы. Лондон: Издательство Оксфордского университета. Опубликовано издательством Oxford University Press для Международного африканского института и Университета Ганы.
- ^ Баньюбала, Д.Н., Посмертное сохранение и использование органов в Гане: регулирование индивидуальных, семейных и общественных интересов. Анал со здоровьем, 2014
- ^ Аседо-Кармона, К. и А. Гомила, Решение о сотрудничестве в Северной Гане: доверие как эволюционное ограничение культурного разнообразия. Span J Psychol, 2015. 18: с. Е91.