Культура Ганы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Часть серии о |
Культура Ганы |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Искусство |
Музыка |
Спорт |
Гана — страна с населением 33,48 миллиона человек и множеством коренных групп, таких как: [1] [2]
- Аканцы в центре и на юге страны,
- Га и к и Адангбе в окрестностях Аккры востоку от нее .
- Народы Гуань в тропическом лесу,
- Дагомбас Мампруси , и родственные им народы на Севере,
- На языках гурунси говорят народы Крайнего Севера,
- Гонджи . в Северном регионе
Английский является официальным языком, при этом коренные , язык тви ашанти фанте , фрафра , дангме , га , дагбани , мампрули , гонджа и эве также имеют официальный статус и преподаются в школах как коренные (местные) языки в соответствующих странах. территории, где они преобладают.


Люди
[ редактировать ]Аканс
[ редактировать ]Народ акан в основном проживает в Гане, некоторых частях Кот-д'Ивуара и Того и является одним из немногих матрилинейных обществ в Западной Африке. Матрилинейная система акан продолжает иметь экономическое и политическое значение. Каждая линия контролировала землю, обрабатываемую ее членами, функционировала как религиозная единица, почитая своих предков, контролировала браки и разрешала внутренние споры между своими членами.
Короли Акан, когда-то известные своим великолепием и богатством, сохранили сановный статус после колонизации. [3] Празднование царей Акан продолжается в традиции Золотого табурета . Акан известны своим опытом в нескольких видах ремесел, особенно в ткачестве , резьбе по дереву , керамике , куклах плодородия , металлургии и тканях кенте ). Традиционная ткань кентэ ткется на открытом воздухе исключительно мужчинами в сложные узоры из ярких узких полос. Изготовлением многих ремесел Акан занимаются специалисты-мужчины. Гончарное дело — единственное ремесло, преимущественно женское занятие; мужчины обычно выделывают горшки или трубки с изображением антропоморфных или зооморфных фигур.
Различные группы акан говорят на различных диалектах языка акан , языка, богатого пословицами , и использование пословиц считается признаком мудрости. Эвфемизмы также очень распространены, особенно в отношении событий, связанных со смертью.
Прибрежные аканы первыми установили отношения с европейцами во время « борьбы за Африку ». В результате этого длительного сотрудничества эти группы впитали в себя аспекты британской культуры и языка. Например, у этих народов вошло в обычай брать британские фамилии. Прибрежные аканы живут преимущественно в центральном и западном регионах Аканланда.
Га-Аданге
[ редактировать ]Люди Га-Адангбе или просто люди Га (названные в честь общего прото-Га-Адангбе, языка предков) населяют регион Большой Аккры . У Га-Адангде разные, но общие языки: Га, Кробо, Ш3, Осудоко, Шай, Гбугблаа и Ада, Нинго, и это лишь некоторые из них. Адангбе . населяют восточную равнину, а группы Га занимают западные части побережья Аккры Оба языка произошли от общего корневого языка, и современные языки Га и Адангбе по-прежнему похожи. [4] [5]
Несмотря на археологические свидетельства того, что носители прото-Га-Адангбе полагались на проса и ямса выращивание , современные жители Га-Адангбе проживают в местах, где раньше были рыбацкие поселения, и более 75 процентов жителей Га-Адангбе живут в городских центрах. Присутствие крупных промышленных, коммерческих и правительственных учреждений в городах и поселках, а также растущая миграция других людей в этот район не помешали народу Га сохранить аспекты своей традиционной культуры, хотя Тви является важным иммигрантом. язык на своих землях.
Дагомба
[ редактировать ]Дагомба говорят на языке дагбани и живут в Королевстве Дагбон. Это королевство является самым ранним в Гане. На протяжении веков территория, населенная народами Дагомбы, была ареной передвижения людей, занимавшихся завоеваниями, экспансией и торговлей с севера на юг и с востока на запад. Многие термины из арабского языка , хауса и дьюла встречаются в языке дагбани из-за важности транссахарской торговли и торговли с Западной Африкой , а также исторического влияния, которое исламская религия оказала в этом районе. [6]
Лист
[ редактировать ]Народ эве занимает юго-восточную часть Ганы и части соседних Того и Бенина . Овцы следуют патрилинейной структуре, а это означает, что основатель общины становится главой, и ему обычно наследуют его родственники по отцовской линии. Религия эве организована вокруг создателя или божества Маву и более 600 других божеств. Овцы более традиционно склонны к религии и убеждениям. Многие деревенские праздники и церемонии проводятся в честь одного или нескольких божеств.
Прибрежные овцы зависят от рыболовной торговли, тогда как внутренние овцы обычно занимаются фермерством и держат домашний скот. Местные различия в экономической деятельности привели к специализации ремесел. Овцы также ткут ткань кенте, часто с геометрическими узорами и символическими рисунками, которые передавались из поколения в поколение. [7]
Роль и статус женщины
[ редактировать ]В досовременном обществе женщины считались носителями детей, торговцами рыбой и фермерами. Традиционно детородные способности женщин воспринимались как способ возрождения предков. В доколониальные времена многоженство поощрялось, особенно богатыми мужчинами. В патрилинейных обществах приданое , полученное от выдачи дочерей замуж, традиционно рассматривалось как признание родителям за хорошее воспитание дочерей. За последние пару десятилетий женские гендерные роли значительно изменились. Ганские женщины сейчас составляют 43,1% рабочего класса Ганы. [8] Женщины поднялись на высшие руководящие эшелоны политики, карьеры, бизнеса и всех других секторов. Среди известных политических деятелей - Джойс Бэмфорд-Аддо (спикер 5-й сессии парламента), [9] Джорджина Теодора Вуд (главный судья) [10] а также многочисленные прошлые и нынешние политические должностные лица. [ нужна ссылка ]
Фестиваль
[ редактировать ]Фестиваль Аквасиде (альтернативный вариант - Аквасиады) отмечается народом Ашанти и вождями Ашанти, а также диаспорой Ашанти. Фестиваль отмечается в воскресенье раз в шесть недель.Панафест . прославляет корни , и афроамериканцы с корнями из этого региона часто посещают и прославляют свое наследие Фестиваль Ашанти Ям отмечается в течение пяти дней, начиная со вторника, по указанию местного первосвященника. Это знаменует собой первый урожай ямса осенью, после сезона дождей. Этот праздник имеет как религиозное, так и экономическое значение. В религиозном плане фестиваль используется для того, чтобы поблагодарить богов и предков за новый урожай и традиционно выращивать новый ямс на открытом воздухе. [11]
Фестиваль Дамба отмечают жители Дагбона и других этнических групп Ганы. Во время этого фестиваля проводится красочная и яркая демонстрация ганского халата и других традиционных платьев.
Кроме того, фестиваль Огня отмечается в первый месяц лунного календаря Дагомбы. Этот фестиваль проводится ночью и включает в себя огненные шествия, игру на барабанах и танцы под военные песни.
Когда собирают первые клубни батата, жители Дагбона отмечают церемонию открытия сезона батата.
Музыка
[ редактировать ]Существует три различных типа музыки: этническая или традиционная музыка, [12] обычно играют во время фестивалей и похорон; « светская » музыка, представляющая собой смесь традиционной и «импортированной» музыки; и хоровая музыка, исполняемая в концертных залах, церквях, школах и колледжах.°
Танец
[ редактировать ]У каждой этнической группы есть свои традиционные танцы, предназначенные для разных случаев. Некоторые из этих специфических танцев предназначены для похорон, торжеств, рассказывания историй, восхваления и поклонения. В Гане существуют различные танцы, исполняемые в десяти регионах страны, чаще всего во время фестивалей и таких мероприятий, как похороны, свадебные церемонии и т. д. Эти танцы исполняются для развлечения и обучения людей (например, танец «Гоме» в его исполнении). газом региона Большой Аккры в Гане во время фестиваля Хомово в августе). Другие танцы в Гане включают кпалонго в исполнении га, агбадзу у овцев, адова у акан, бамбаю у северян, паца и дбахш у га-адангбесов и многие другие. Есть много танцев, зародившихся в Гане и ее этнических группах.
Таможня
[ редактировать ]Происходят похороны и возлияния. [13] африканское время . Практикуется [14] [15] Сексуальность не обсуждается в Гане. [16] [17] Быть левшой не одобряется. [18]
Суеверие
[ редактировать ]Вера в черную магию сильна. [19] [20] Церкви Ганы открыто пропагандируют идею о том, что болезни и несчастья могут быть вызваны сверхъестественными силами. [21] [22] Суеверия настолько сильны, что женщин, обвиняемых в колдовстве, ссылают в лагеря ведьм. [23] [24] [25] [26]
Религия
[ редактировать ]Гана — очень религиозная страна, где пророки-евангелисты пользуются огромной популярностью. [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38]
Кухня
[ редактировать ]В кухне представлены разнообразные традиционные блюда каждой этнической группы. Как правило, большинство блюд состоят из крахмалистой части и соуса или супа с рыбой , улитками , мясом или грибами . [39]
Спорт
[ редактировать ]
Ассоциативный футбол - самый популярный вид спорта в стране. Национальная мужская футбольная команда известна как « Черные звезды» , а команда до 20 лет — « Черные сателлиты» . Команда до 17 лет известна как « Черные звездочки» , а национальная мужская олимпийская сборная известна как « Черные метеоры» . Они участвовали во многих чемпионатах, включая Кубок африканских наций , чемпионат мира по футболу и чемпионат мира по футболу среди юношей до 20 лет .
16 октября 2009 года Гана стала первой африканской страной, выигравшей чемпионат мира по футболу среди юношей до 20 лет , победив Бразилию со счетом 4–3 в серии пенальти. [40] 13 июня 2010 года Гана победила Сербию со счетом 1:0 в первом туре чемпионата мира по футболу 2010 года, став первой африканской командой, выигравшей матч чемпионата мира по футболу, проходивший на африканской земле, а впоследствии стала единственной африканской командой, вышедшей из группы. переходили в плей-офф турнира 2010 года. 26 июня 2010 года Гана победила США со счетом 2:1 в матче 1/8 финала, став третьей африканской страной, вышедшей в четвертьфинальную стадию чемпионата мира после Камеруна в 1990 году и Сенегала в 2002 году. Поражение от Уругвая в 2002 году. Йоханнесбург 2 июля 2010 года серией пенальти завершил попытку Ганы выйти в полуфинал соревнований. [41]
В то время как мужской футбол в Гане наиболее популярен, национальная женская футбольная сборная становится все более популярной, участвуя в чемпионате мира по футболу среди женщин и чемпионате CAF среди женщин . Женская сборная Ганы по футболу известна как « Черные королевы» , а женская сборная Ганы по футболу среди женщин до 20 лет — « Черные принцессы» .
В Гане есть несколько клубных футбольных команд, которые играют в Премьер-лиге Ганы и лиге Первого дивизиона , обе находятся под управлением Футбольной ассоциации Ганы . Среди них следует выделить Accra Hearts of Oak SC и Asante Kotoko , которые играют на уровне премьер-лиги и являются доминирующими соперниками в турнире.
Среди выдающихся футболистов, признанных на международном уровне, — Тони Йебоа , Майкл Эссьен , Кевин-Принс Боатенг , Эммануэль Агиеманг-Баду , Абеди Пеле , Асамоа Гьян , Аннан , Куинси Овусу-Абейе , Джон Пэнцил , Сэмюэл Осей Куффур , Ричард Салли Энтони Кингсон Мунтари. Лария Кингстон , Стивен Аппиа , Андре Айю , Джон Менса и Доминик Адийя .
Гана также является родиной рестлера World Wrestling Entertainment Кофи Кингстона (урожденного Кофи Саркоди-Менса), который борется под брендом Smackdown. Также есть Кваме Нкрума-Ачимпонг , принимавший участие в зимних Олимпийских играх в Ванкувере. Также было выпущено немало качественных боксеров, таких как Азума Нельсон , трехкратный чемпион мира, Нана Яу Конаду, также трехкратный чемпион мира, Айк Куарти , а также боксеры Джошуа Клотти и IBF чемпион в легчайшем весе Джозеф Агбеко .
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кваме Архин: «Политические системы Ганы. Предыстория трансформации традиционной власти в колониальный и постколониальный периоды». Историческое общество Ганы, 2002. ISBN 9988-8276-0-1
- ^ Гана – страна для изучения . Данные каталогизации публикаций Библиотеки Конгресса. 1995. с. 63.
- ^ «История Африки – Всемирная служба BBC» . www.bbc.co.uk. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Амека, Феликс К.; Кропп Дакубу, Мэри Эстер (2008). Аспект и модальность в языках ква . Издательство Джона Бенджамина. стр. 4–. ISBN 978-90-272-0567-4 .
- ^ «Атлас человеческого пути» . Генографический проект. Архивировано из оригинала 7 февраля 2010 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Дагомба | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. "Refworld | Гана: этническая группа эве; традиционное местонахождение; языки; традиции и ритуалы; процесс выбора лидеров; передаются ли лидерские титулы по наследству; последствия отказа от лидерского титула и наличие государственной защиты для тех, кто отказывается от такого титула " . Рефмир . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Авумбила, Мариама (2006). «Гендерное равенство и бедность в Гане: последствия для стратегий сокращения бедности». Геожурнал . 67 (2): 149–161. дои : 10.1007/s10708-007-9042-7 . JSTOR 41148110 . S2CID 154300298 .
- ^ «Гана избирает первую женщину-спикера парламента - Фонд феминистского большинства» . 9 января 2009 года . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ АфрикаНьюс (10 июня 2017 г.). «Первая женщина-главный судья Ганы уходит в отставку: 10 фактов о Джорджине Вуд» . Африканьюс . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Камински, Джозеф С. (2016). «Фестиваль батата, отмечаемый народом Асанте в Кумасе в Музыка в искусстве 41 (1–2): 95–109. ISSN 1522-7464 . JSTOR 90012990 .
- ^ Музыка Ганы
- ^ Пола Ньютон. «Долгое прощание: почему похороны в Гане имеют большое значение» . CNN . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ «Письмо из Африки: Страна, где все должны опаздывать» . Новости Би-би-си . 4 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Шинке, Роберт; Ханрахан, Стефани Дж. (10 июля 2017 г.). Культурная спортивная психология . Кинетика человека. ISBN 9780736071338 . Проверено 10 июля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Эфуа, Боафо-Артур (11 сентября 2013 г.). «Изучение взглядов на сексуальность среди ганской молодежи, живущей в Канаде: понимание влияния культурных контактов» . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 4 марта 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ "Данные" . epublications.marquette.edu .
- ^ «Моя левая рука: разве это не часть моего тела? - Правительство Ганы» . www.ghana.gov.gh . Архивировано из оригинала 30 марта 2018 г. Проверено 31 января 2019 г.
- ^ «Файлы» (PDF) . www.actionaid.org.uk .
- ^ Рихтер, Роксана; Цветы, Томас; Бонгмба, Элиас (27 февраля 2017 г.). Колдовство как социальный диагноз: традиционные верования Ганы и глобальное здоровье . Лексингтонские книги. ISBN 9781498523196 . Проверено 10 июля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ ОПОКУ ОНЬИНА. «АКАНСКОЕ КОЛЛОВЕДСТВО И КОНЦЕПЦИЯ ЭКЗОРЦИЗМА В ЦЕРКВИ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ» (PDF) . Etheses.bham.ac.uk . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Абдул-Йекин, Кофи Али (23 марта 2017 г.). Темная сторона Ганы: типичный пример африканской культурной проблемы . АвторДом. ISBN 9781524636234 . Проверено 4 сентября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Адинкра, Менса (1 августа 2015 г.). Колдовство, ведьмы и насилие в Гане . Книги Бергана. ISBN 9781782385615 – через Google Книги.
- ^ Фримпонг, Енох Дарфа. «Мир суеверий, разочарований и разочарований» . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «В Африке обвинения в колдовстве по-прежнему являются реальностью для многих женщин» . Глобус и почта . 25 ноября 2013 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 06 марта 2019 г. Проверено 6 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Церковь Ганы возмутилась из-за пророчества о смерти» . Новости Би-би-си . 3 января 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «Письмо из Африки: Почему мы полагаемся на «чудодейственные лекарства»?» . Новости Би-би-си . 10 октября 2014 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «Лжепророки в Гане разоблачены! О боже! Посмотрите, возможно, вы найдете в списке своего духовного отца» . Современная Гана . 10 января 2016 г. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «Гана: фальшивые пророки превращают Гану в посмешище! - allAfrica.com» . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 г. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Нонтера, Нора Кофогнотера (6 марта 2019 г.). «Проблемы межконфессиональных отношений в Гане». Латинович, Владимир; Маннион, Джерард; Фан, Питер К. (ред.). Пути межрелигиозного диалога в XXI веке . Пэлгрейв Макмиллан США. стр. 197–211. дои : 10.1057/9781137507303_15 . ISBN 978-1-349-56841-3 .
- ^ Агьяре, Эндрю; Мюррей, Грант (5 апреля 2018 г.). «Религия и представления об охране природы на уровне общин в Гане, Западная Африка» . ПЛОС ОДИН . 13 (4): e0195498. Бибкод : 2018PLoSO..1395498M . дои : 10.1371/journal.pone.0195498 . ПМЦ 5886562 . ПМИД 29621348 .
- ^ «Гана: модель межконфессиональной толерантности» .
- ^ Окьерефо, Майкл Перри Квеку; Фиаве, Дэниел Яу (2 сентября 2017 г.). «Молитва и убеждения в поисках здоровья в Гане: понимание« религиозного пространства »городского леса». Обзор социологии здоровья . 26 (3): 308–320. дои : 10.1080/14461242.2016.1257360 . S2CID 151555441 .
- ^ «Местные законы и обычаи — советы путешественникам по Гане» . GOV.UK. Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Внутри темного, богатого мира церквей Ганы» . Пулитцеровский центр . 3 апреля 2018 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «5. РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИИ В ГАНЕ: ИЗУЧЕНИЕ КОНТУРОВ ДУХОВНОГО КАПИТАЛА» (PDF) . Research.vu.nl . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «Внутри крупнейшего рынка мяса диких животных в Гане» . Мозаика . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ Кеньон, Мэтью (16 октября 2009 г.). «NEWS.BBC.co.uk» . Новости.BBC.co.uk . Проверено 26 июня 2010 г.
- ^ «США 1-2 Гана (доп.вр.)» . Новости.BBC.co.uk. 26 июня 2009 г. Проверено 26 июня 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Некоторая информация, если она указана, была воспроизведена из книги «Гана: страновое исследование» под редакцией ЛаВерле Берри. Текст и графика, содержащиеся в онлайн-страновых исследованиях, не защищены авторским правом. Они считаются общественным достоянием и, следовательно, доступны для бесплатного и неограниченного использования. Однако из вежливости следует отдать должное сериалу.