Культура Зимбабве
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Культура Зимбабве |
---|
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Музыка |
Спорт |
Зимбабве имеет много различных культур , которые могут включать в себя верования и церемонии , одна из которых – Шона . Самая большая этническая группа Зимбабве — шона.
История Зимбабве как нации
[ редактировать ]Наследие нации: погружение в богатую историю Зимбабве
Зимбабве, название которой вызывает в памяти образы обширных саванн, величественной дикой природы и загадочных руин древнего города, является страной с глубоко многообразным прошлым. История Зимбабве, начиная с доколониального процветания и сложности и заканчивая испытаниями колониализма и возможными волнениями за независимость, представляет собой глубокую историю устойчивости, выносливости и трансформации. В этой статье мы пройдемся по историческому ландшафту Зимбабве, изучая ее легендарное прошлое и неизгладимый отпечаток, который оно оставило в настоящем.
Корни зимбабвийской цивилизации уходят далеко в прошлое, создавая полотно культурных и политических инноваций. История начинается с фермеров, говорящих на языке банту, которые в железный век пересекли реку Лимпопо, привнеся в регион новые сельскохозяйственные технологии и навыки обработки железа (Beach, 1994). Эти мигранты заложили основу раннего Зимбабве, культурного наследия, о котором сегодня свидетельствуют внушительные каменные стены Великого Зимбабве, архитектурного чуда, которое служило нервным центром влиятельного доколониального государства, процветавшего между 11 и 15 веками (Фонтейн, 2006). .
Великая Зимбабве, давшая название современной нации, была политическим и экономическим центром власти, ее влияние распространялось по всей Южной Африке. Город был частью обширной торговой сети, обменивавшей золото, слоновую кость, медь и железо на предметы роскоши из таких далеких стран, как Китай и Персидский залив, что является свидетельством глобализированного мира средневековой торговли (Чирикуре, 2018). Его руины, которые остаются одними из крупнейших каменных сооружений в Южной Африке, олицетворяют зенит доколониального культурного и архитектурного совершенства Зимбабве.
Источник: Бич, DN (1994). Зимбабвийское прошлое: династические истории Шона и устные традиции. Мамбо Пресс.Источник: Фонтейн Дж. (2006). Молчание, разрушение и закрытие в Великом Зимбабве: местные рассказы о осквернении и отчуждении. Журнал исследований Южной Африки, 32 (4), 771–794.Источник: Чирикуре, С. (2018). Металлы в обществах прошлого: глобальный взгляд на металлургию коренных народов Африки. Международное издательство Спрингер.
Приход португальцев в 16 веке ознаменовал начало иностранной интервенции в Зимбабве. Португальские торговцы и миссионеры-иезуиты проникли во внутренние районы в поисках золота и новообращенных соответственно, но только в конце 19 века европейские вторжения оказали сейсмическое воздействие на регион. Приход британского империалиста Сесила Роудса и его Британской Южно-Африканской компании ознаменовал новую эру, поскольку его устав от королевы Виктории предоставил компании полный административный и экономический контроль над регионом - резкий отход от суверенитета, известного таким как Великая Зимбабве ( Палмер, 1977).
Наследие Родоса полно противоречий, символизирующих империализм той эпохи и тяжких последствий для коренного населения. Земля была присвоена, структуры местного управления подорваны, а коренные народы шона и ндебеле обречены на существование в условиях порабощения и эксплуатации (Ндлову-Гатшени, 2009). Политика принудительного труда и налогообложения, навязанная Британской южноафриканской компанией, вызвала недовольство, кульминацией которого стала Чимуренга, или Первая освободительная война, яростное, но в конечном итоге побежденное сопротивление колониальному правлению (Рейнджер, 1985).
Источник: Палмер Р. (1977). Земельное и расовое господство в Родезии. Лондон: Хайнеманн.Источник: Ндлову-Гатшени, С.Дж. (2009). Существуют ли «зимбабвийцы»? Траектории национализма, формирование национальной идентичности и кризис в постколониальном государстве. Питер Лэнг.Источник: Рейнджер Т. (1985). Появление трайбализма в Зимбабве. Гверу: Мамбо Пресс.
Перенесемся в 20 век, и стремление Зимбабве к независимости усилилось. 1960-е и 70-е годы были десятилетиями потрясений, поскольку африканские националистические движения бросили вызов колониальному правлению на всем континенте. В Родезии, как тогда называлось Зимбабве, два основных освободительных движения, Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU) и Союз африканского народа Зимбабве (ZAPU), организовали затяжную партизанскую войну против правительства белого меньшинства во главе с Яном Смитом, который в одностороннем порядке провозгласила независимость от Великобритании в 1965 году, стремясь предотвратить правление черного большинства (Мередит, 2002).
Освободительная война, или Вторая Чимуренга, была ожесточенной и продолжительной, а соседние страны предоставляли убежище и поддержку зимбабвийским националистам. Конфликт продолжался до тех пор, пока в 1979 году не было подписано Соглашение Ланкастерского дома, урегулирование путем переговоров, которое, наконец, проложило путь к свободным выборам и созданию независимого Зимбабве в 1980 году, когда лидер ЗАНУ Роберт Мугабе принял на себя мантию премьер-министра (Сибанда, 2005). ).
Источник: Мередит, М. (2002). Наши голоса, наше оружие: Роберт Мугабе и трагедия Зимбабве. Общественные дела.Источник: Сибанда, Э. (2005). Союз африканского народа Зимбабве 1961-87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии. Африка World Press.
Эпоха независимости Зимбабве была одновременно эпохой надежд и трудностей. Первоначально Мугабе проводил политику примирения, развития инфраструктуры и образования, кульминацией которой стал значительный прогресс и растущая экономика. Однако в последующие годы политические репрессии усилились, бесхозяйственность в экономике взяла свое, а спорная программа земельной реформы на рубеже тысячелетий привела к международным санкциям, гиперинфляции и резкому снижению уровня жизни (Рафтопулос и Мламбо, 2009). . Несмотря на эти проблемы, зимбабвийцы продемонстрировали замечательную стойкость, внося вклад в искусство, спорт и науку с непоколебимой энергией.
Источник: Рафтопулос Б. и Мламбо А. (2009). Стать Зимбабве. История от доколониального периода до 2008 года. Хараре: Weaver Press.
В заключение отметим, что история Зимбабве – это история великих достижений и столь же глубоких проблем. Ее ранние общества подготовили почву для государства, которое выдержит испытание временем. Колониальный опыт, хотя и был опустошительным, не уничтожил непреходящий дух зимбабвийского народа. Независимость, завоеванная тяжелым трудом и дорогой ценой, означает преодоление сложностей самоуправления, борьбу с наследием неравенства и борьбу с давлением глобальной политики. Поскольку Зимбабве продолжает развиваться, ее история остается зеркалом, через которое отражается и формируется ее будущее.
Язык
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2012 г. ) |
В Зимбабве 16 официальных языков. [1] Чева , Чибарве , английский , Каланга , «Койсан» (предположительно Цоа ), Намбья , Ндау , Ндебеле , Шангани , Шона , «язык жестов» ( зимбабвийские языки жестов ), Сото , Тонга , Тсвана , Венда и Коса . Большая часть населения говорит на языках банту , таких как шона (чишона) (76%) и ндебеле (18%). Шона имеет богатую устную традицию, которая была включена в первый роман Шона « Фесо» Соломона Муцвайро , опубликованный в 1957 году. На английском языке говорят в основном в городах, но в меньшей степени в сельской местности. Образование в Зимбабве преподается на английском, шона и ндебеле. Во многих сельских начальных школах преподавание ведется на родном языке до третьего класса; затем в школе преподают на английском языке. [2]
Еда
[ редактировать ]Как и во многих африканских странах, большинство зимбабвийцев зависят от основных продуктов питания. «Милая мука», или кукурузная мука , как ее называют в других частях мира, используется для приготовления боты , каши, приготовленной путем смешивания кукурузной муки с водой с получением густой пасты. Обычно его приправляют сливочным или арахисовым маслом . Боту обычно едят на завтрак. Из кукурузной муки также готовят садзу , которую обычно едят на ужин, а многие и на обед. Процесс приготовления садзы аналогичен боте, однако после того, как паста варится в течение нескольких минут, добавляется еще кукурузной муки, чтобы загустить пасту до тех пор, пока она не станет твердой. Это блюдо обычно подается с овощами ( шпинат , чоу-молье или весенняя зелень / зелень капусты ), фасолью и мясом (тушеным, приготовленным на гриле, жареным или вяленым). Садзу также обычно едят с буреворами (колбасами из говядины или свинины ), курицей или простоквашей ( кислым молоком ), широко известной как «лакто» ( мукака вакакора или «амаси» ). Рис и курица с салатом из капусты часто служат основным блюдом. Выпускные, свадьбы и любые другие семейные торжества обычно отмечаются убийством коза , овца или корова , которую зажарят ( или зажарят на гриле) для собравшейся семьи.
Поскольку Зимбабве была британской колонией, они переняли некоторые английские привычки. Например, большинство людей едят кашу утром, однако они все равно будут пить 10-часовой чай (полуденный чай). У них будет обед, который может состоять из остатков вчерашнего вечера, свежеприготовленной садзы или бутербродов (что чаще встречается в городах). После обеда обычно бывает 4-часовой чай (послеобеденный чай), который подают перед ужином. После ужина нередко чай пьют .
Искусство
[ редактировать ]Традиционное искусство в Зимбабве включает гончарное дело , плетение корзин , текстиль , ювелирные изделия и резьбу . Среди отличительных особенностей - плетеные корзины с симметричным рисунком и табуретки, вырезанные из цельного куска дерева . Скульптура Шона в наше время стала сплавом африканского фольклора с европейскими влияниями. Он пользуется большим уважением во всем мире и сам по себе оказывает влияние на мировую скульптурную сцену, по крайней мере, с 1980-х годов. Постоянной темой в искусстве Зимбабве является превращение человека в животное. Картварк, М., считает, что « был найден ряд тонко вырезанных фигур из мыльного камня, в том числе восемь изображений птиц, сидящих на монолитах высотой более одного метра (39 дюймов). Птица известна как птица Зимбабве и не похожа ни на одну птицу в природе; сегодня он появляется на флаге страны. Такие артефакты, как фигурки из мыльного камня, намекают на ритуальный характер памятника Великого Зимбабве. Другие скульптуры включают крупный рогатый скот и сильно стилизованные обнаженные женские фигуры. Производилась простая неглазурованная керамика очень хорошего качества, часто покрывавшаяся графитом и затем полированная. Формы включают тыквенные сосуды с характерным штрихованным треугольным орнаментом, небольшие диски неопределенного назначения, модели хижин.
Среди представителей белого меньшинства театр имеет большое количество поклонников: в городских районах Зимбабве выступают многочисленные театральные труппы.
Искусство страны вызывает восхищение у тех, кто знает о его существовании, и нескольким зимбабвийским художникам удалось завоевать мировую аудиторию. Если назвать некоторых всемирно известных зимбабвийских скульпторов, у нас есть Николас, Несберт и Андерсон Мукомберанва , Тапфума Гуца , Генри Муньярадзи и Локардиа Ндандарика . На международном уровне зимбабвийским скульпторам удалось повлиять на новое поколение художников, особенно афроамериканцев , благодаря длительному обучению у мастеров-скульпторов в Зимбабве. Современные художники, в том числе нью-йоркский скульптор М. Скотт Джонсон и калифорнийский скульптор Рассел Олбанс, научились объединять африканскую и афродиаспорическую эстетику таким образом, что это выходит за рамки упрощенной мимикрии африканского искусства со стороны некоторых чернокожих художников прошлых поколений в Соединенных Штатах. .
Культурная стена Зимбабве — это дюравал.
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Зимбабве
- Балансирующие камни
- Образование в Зимбабве
- Reps Theater и Over the Edge (Театральные труппы Зимбабве)
- Музыка Зимбабве
- Родезиана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Немукую, Дэниел. «Конституция теперь доступна на 16 языках» . Вестник . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ «Система образования Зимбабве». www.classbase.com . Проверено 19 октября 2015 г.
- Картрайт, Марк. «Великая Зимбабве». Энциклопедия всемирной истории. Последнее изменение: 14 марта 2019 г. https://www.worldhistory.org/Great_Zimbabwe/ .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Культура Зимбабве» . Путеводитель по Водопаду Виктория . 2008 год . Проверено 27 мая 2022 г.
- «Зимбабвийская культура» . Культурный атлас . 2022 . Проверено 27 мая 2022 г.
- «Культура Зимбабве». Страны и их культуры . 2022.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - Дамасане, Пол (20 мая 2008 г.). «Разнообразие форм культурного самовыражения» . ЮНЕСКО . Проверено 27 мая 2022 г.