Jump to content

Культура Зимбабве

Зимбабве имеет много различных культур , которые могут включать в себя верования и церемонии , одна из которых – Шона . Самая большая этническая группа Зимбабве — шона.

История Зимбабве как нации

[ редактировать ]

Наследие нации: погружение в богатую историю Зимбабве

Зимбабве, название которой вызывает в памяти образы обширных саванн, величественной дикой природы и загадочных руин древнего города, является страной с глубоко многообразным прошлым. История Зимбабве, начиная с доколониального процветания и сложности и заканчивая испытаниями колониализма и возможными волнениями за независимость, представляет собой глубокую историю устойчивости, выносливости и трансформации. В этой статье мы пройдемся по историческому ландшафту Зимбабве, изучая ее легендарное прошлое и неизгладимый отпечаток, который оно оставило в настоящем.

Корни зимбабвийской цивилизации уходят далеко в прошлое, создавая полотно культурных и политических инноваций. История начинается с фермеров, говорящих на языке банту, которые в железный век пересекли реку Лимпопо, привнеся в регион новые сельскохозяйственные технологии и навыки обработки железа (Beach, 1994). Эти мигранты заложили основу раннего Зимбабве, культурного наследия, о котором сегодня свидетельствуют внушительные каменные стены Великого Зимбабве, архитектурного чуда, которое служило нервным центром влиятельного доколониального государства, процветавшего между 11 и 15 веками (Фонтейн, 2006). .

Великая Зимбабве, давшая название современной нации, была политическим и экономическим центром власти, ее влияние распространялось по всей Южной Африке. Город был частью обширной торговой сети, обменивавшей золото, слоновую кость, медь и железо на предметы роскоши из таких далеких стран, как Китай и Персидский залив, что является свидетельством глобализированного мира средневековой торговли (Чирикуре, 2018). Его руины, которые остаются одними из крупнейших каменных сооружений в Южной Африке, олицетворяют зенит доколониального культурного и архитектурного совершенства Зимбабве.

Источник: Бич, DN (1994). Зимбабвийское прошлое: династические истории Шона и устные традиции. Мамбо Пресс.Источник: Фонтейн Дж. (2006). Молчание, разрушение и закрытие в Великом Зимбабве: местные рассказы о осквернении и отчуждении. Журнал исследований Южной Африки, 32 (4), 771–794.Источник: Чирикуре, С. (2018). Металлы в обществах прошлого: глобальный взгляд на металлургию коренных народов Африки. Международное издательство Спрингер.

Приход португальцев в 16 веке ознаменовал начало иностранной интервенции в Зимбабве. Португальские торговцы и миссионеры-иезуиты проникли во внутренние районы в поисках золота и новообращенных соответственно, но только в конце 19 века европейские вторжения оказали сейсмическое воздействие на регион. Приход британского империалиста Сесила Роудса и его Британской Южно-Африканской компании ознаменовал новую эру, поскольку его устав от королевы Виктории предоставил компании полный административный и экономический контроль над регионом - резкий отход от суверенитета, известного таким как Великая Зимбабве ( Палмер, 1977).

Наследие Родоса полно противоречий, символизирующих империализм той эпохи и тяжких последствий для коренного населения. Земля была присвоена, структуры местного управления подорваны, а коренные народы шона и ндебеле обречены на существование в условиях порабощения и эксплуатации (Ндлову-Гатшени, 2009). Политика принудительного труда и налогообложения, навязанная Британской южноафриканской компанией, вызвала недовольство, кульминацией которого стала Чимуренга, или Первая освободительная война, яростное, но в конечном итоге побежденное сопротивление колониальному правлению (Рейнджер, 1985).

Источник: Палмер Р. (1977). Земельное и расовое господство в Родезии. Лондон: Хайнеманн.Источник: Ндлову-Гатшени, С.Дж. (2009). Существуют ли «зимбабвийцы»? Траектории национализма, формирование национальной идентичности и кризис в постколониальном государстве. Питер Лэнг.Источник: Рейнджер Т. (1985). Появление трайбализма в Зимбабве. Гверу: Мамбо Пресс.

Перенесемся в 20 век, и стремление Зимбабве к независимости усилилось. 1960-е и 70-е годы были десятилетиями потрясений, поскольку африканские националистические движения бросили вызов колониальному правлению на всем континенте. В Родезии, как тогда называлось Зимбабве, два основных освободительных движения, Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU) и Союз африканского народа Зимбабве (ZAPU), организовали затяжную партизанскую войну против правительства белого меньшинства во главе с Яном Смитом, который в одностороннем порядке провозгласила независимость от Великобритании в 1965 году, стремясь предотвратить правление черного большинства (Мередит, 2002).

Освободительная война, или Вторая Чимуренга, была ожесточенной и продолжительной, а соседние страны предоставляли убежище и поддержку зимбабвийским националистам. Конфликт продолжался до тех пор, пока в 1979 году не было подписано Соглашение Ланкастерского дома, урегулирование путем переговоров, которое, наконец, проложило путь к свободным выборам и созданию независимого Зимбабве в 1980 году, когда лидер ЗАНУ Роберт Мугабе принял на себя мантию премьер-министра (Сибанда, 2005). ).

Источник: Мередит, М. (2002). Наши голоса, наше оружие: Роберт Мугабе и трагедия Зимбабве. Общественные дела.Источник: Сибанда, Э. (2005). Союз африканского народа Зимбабве 1961-87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии. Африка World Press.

Эпоха независимости Зимбабве была одновременно эпохой надежд и трудностей. Первоначально Мугабе проводил политику примирения, развития инфраструктуры и образования, кульминацией которой стал значительный прогресс и растущая экономика. Однако в последующие годы политические репрессии усилились, бесхозяйственность в экономике взяла свое, а спорная программа земельной реформы на рубеже тысячелетий привела к международным санкциям, гиперинфляции и резкому снижению уровня жизни (Рафтопулос и Мламбо, 2009). . Несмотря на эти проблемы, зимбабвийцы продемонстрировали замечательную стойкость, внося вклад в искусство, спорт и науку с непоколебимой энергией.

Источник: Рафтопулос Б. и Мламбо А. (2009). Стать Зимбабве. История от доколониального периода до 2008 года. Хараре: Weaver Press.

В заключение отметим, что история Зимбабве – это история великих достижений и столь же глубоких проблем. Ее ранние общества подготовили почву для государства, которое выдержит испытание временем. Колониальный опыт, хотя и был опустошительным, не уничтожил непреходящий дух зимбабвийского народа. Независимость, завоеванная тяжелым трудом и дорогой ценой, означает преодоление сложностей самоуправления, борьбу с наследием неравенства и борьбу с давлением глобальной политики. Поскольку Зимбабве продолжает развиваться, ее история остается зеркалом, через которое отражается и формируется ее будущее.

В Зимбабве 16 официальных языков. [1] Чева , Чибарве , английский , Каланга , «Койсан» (предположительно Цоа ), Намбья , Ндау , Ндебеле , Шангани , Шона , «язык жестов» ( зимбабвийские языки жестов ), Сото , Тонга , Тсвана , Венда и Коса . Большая часть населения говорит на языках банту , таких как шона (чишона) (76%) и ндебеле (18%). Шона имеет богатую устную традицию, которая была включена в первый роман Шона « Фесо» Соломона Муцвайро , опубликованный в 1957 году. На английском языке говорят в основном в городах, но в меньшей степени в сельской местности. Образование в Зимбабве преподается на английском, шона и ндебеле. Во многих сельских начальных школах преподавание ведется на родном языке до третьего класса; затем в школе преподают на английском языке. [2]

Как и во многих африканских странах, большинство зимбабвийцев зависят от основных продуктов питания. «Милая мука», или кукурузная мука , как ее называют в других частях мира, используется для приготовления боты , каши, приготовленной путем смешивания кукурузной муки с водой с получением густой пасты. Обычно его приправляют сливочным или арахисовым маслом . Боту обычно едят на завтрак. Из кукурузной муки также готовят садзу , которую обычно едят на ужин, а многие и на обед. Процесс приготовления садзы аналогичен боте, однако после того, как паста варится в течение нескольких минут, добавляется еще кукурузной муки, чтобы загустить пасту до тех пор, пока она не станет твердой. Это блюдо обычно подается с овощами ( шпинат , чоу-молье или весенняя зелень / зелень капусты ), фасолью и мясом (тушеным, приготовленным на гриле, жареным или вяленым). Садзу также обычно едят с буреворами (колбасами из говядины или свинины ), курицей или простоквашей ( кислым молоком ), широко известной как «лакто» ( мукака вакакора или «амаси» ). Рис и курица с салатом из капусты часто служат основным блюдом. Выпускные, свадьбы и любые другие семейные торжества обычно отмечаются убийством коза , овца или корова , которую зажарят ( или зажарят на гриле) для собравшейся семьи.

Поскольку Зимбабве была британской колонией, они переняли некоторые английские привычки. Например, большинство людей едят кашу утром, однако они все равно будут пить 10-часовой чай (полуденный чай). У них будет обед, который может состоять из остатков вчерашнего вечера, свежеприготовленной садзы или бутербродов (что чаще встречается в городах). После обеда обычно бывает 4-часовой чай (послеобеденный чай), который подают перед ужином. После ужина нередко чай пьют .

Искусство

[ редактировать ]

Традиционное искусство в Зимбабве включает гончарное дело , плетение корзин , текстиль , ювелирные изделия и резьбу . Среди отличительных особенностей - плетеные корзины с симметричным рисунком и табуретки, вырезанные из цельного куска дерева . Скульптура Шона в наше время стала сплавом африканского фольклора с европейскими влияниями. Он пользуется большим уважением во всем мире и сам по себе оказывает влияние на мировую скульптурную сцену, по крайней мере, с 1980-х годов. Постоянной темой в искусстве Зимбабве является превращение человека в животное. Картварк, М., считает, что « был найден ряд тонко вырезанных фигур из мыльного камня, в том числе восемь изображений птиц, сидящих на монолитах высотой более одного метра (39 дюймов). Птица известна как птица Зимбабве и не похожа ни на одну птицу в природе; сегодня он появляется на флаге страны. Такие артефакты, как фигурки из мыльного камня, намекают на ритуальный характер памятника Великого Зимбабве. Другие скульптуры включают крупный рогатый скот и сильно стилизованные обнаженные женские фигуры. Производилась простая неглазурованная керамика очень хорошего качества, часто покрывавшаяся графитом и затем полированная. Формы включают тыквенные сосуды с характерным штрихованным треугольным орнаментом, небольшие диски неопределенного назначения, модели хижин.

Среди представителей белого меньшинства театр имеет большое количество поклонников: в городских районах Зимбабве выступают многочисленные театральные труппы.

Искусство страны вызывает восхищение у тех, кто знает о его существовании, и нескольким зимбабвийским художникам удалось завоевать мировую аудиторию. Если назвать некоторых всемирно известных зимбабвийских скульпторов, у нас есть Николас, Несберт и Андерсон Мукомберанва , Тапфума Гуца , Генри Муньярадзи и Локардиа Ндандарика . На международном уровне зимбабвийским скульпторам удалось повлиять на новое поколение художников, особенно афроамериканцев , благодаря длительному обучению у мастеров-скульпторов в Зимбабве. Современные художники, в том числе нью-йоркский скульптор М. Скотт Джонсон и калифорнийский скульптор Рассел Олбанс, научились объединять африканскую и афродиаспорическую эстетику таким образом, что это выходит за рамки упрощенной мимикрии африканского искусства со стороны некоторых чернокожих художников прошлых поколений в Соединенных Штатах. .

Культурная стена Зимбабве — это дюравал.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Немукую, Дэниел. «Конституция теперь доступна на 16 языках» . Вестник . Проверено 26 декабря 2018 г.
  2. ^ «Система образования Зимбабве». www.classbase.com . Проверено 19 октября 2015 г.
  • Картрайт, Марк. «Великая Зимбабве». Энциклопедия всемирной истории. Последнее изменение: 14 марта 2019 г. https://www.worldhistory.org/Great_Zimbabwe/ .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9ad1b6ddafad22c363798280f86799c__1716384900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/9c/a9ad1b6ddafad22c363798280f86799c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Zimbabwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)