Культура Эфиопии
Часть серии о |
Культура Эфиопии |
---|
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Культура Эфиопии . разнообразна и в целом структурирована по этнолингвистическому принципу Культура Эфиопии представляет собой полотно, сотканное из разнообразных традиций, отражающее богатую историю страны и уникальное сочетание влияний. Эфиопская культура, по своей сути говорящая на амхарском языке, включает в себя множество этнических групп, каждая из которых вносит свой вклад в особые обычаи, языки и художественные выражения. Народ амхара , который преимущественно говорит на амхарском языке, сыграл значительную роль в формировании культурной самобытности Эфиопии, от традиционной музыки и танцев эскиста до кухни и религиозных обрядов. Кроме того, тиграяне , сомалийцы , оромо , афары , нуэры , ануаки и этнические группы также оставили неизгладимый след в эфиопской культуре. Их языки, традиции и художественное выражение внесли свой вклад в красочную мозаику эфиопского наследия. Кроме того, взаимодействие Эфиопии с соседними странами, такими как Египет , Судан , Кения и Сомали , наполнило ее культуру разнообразными элементами, подчеркнув ее положение как перекрестка культур, где разнообразие процветает и влияния сливаются, создавая динамичный и яркий культурный ландшафт. .
Музыка
[ редактировать ]Эфиопия, страна богатого культурного наследия и разнообразных традиций, может похвастаться музыкальной сценой, столь же яркой и разнообразной, как и ее пейзажи. От древних ритмов, эхом разносящихся по высокогорью, до современных мелодий в стиле фьюжн, пульсирующих в городских центрах, эфиопская музыка воплощает в себе многовековые традиции и инновации. Эфиопская музыка, уходящая корнями глубоко в свою историю, религию и этническое разнообразие, представляет собой гобелен, сотканный из уникальных инструментов, запоминающихся мелодий и сложной ритмики. Эфиопская музыка восходит к Аксумской империи (100–940 гг. н. э.) и включает в себя разнообразные традиции, такие как стиль азмари , характеризующийся импровизированными стихами в сопровождении таких инструментов, как масенко (также известный как масинко), крар (также известный как кирар), «кеберо» атамо (барабан), васинт , бегена и дита .
Хордофоны
[ редактировать ]На Севере традиционные струнные инструменты включают масэнко , однострунную смычковую лютню ; крар ( также известный как кирар) и большая десятиструнная лира. Дита хордофонам (пятиструнная лира) и музыкальные смычки (в том числе необычный трехструнный вариант) относятся к , встречающимся на юге. Также «кеберо» (барабан), используемый религиозными группами, такими как православные или другие христианские религиозные группы, для восхваления того, во что они верят. [1]
Аэрофоны
[ редактировать ]Васинт , — это бамбуковая флейта распространенная повсюду или в высокогорьях (Центральных и Северных). К инструментам, похожим на трубу, относятся церемониальный малакат, используемый в некоторых регионах, и холдува (рог животного; сравните шофар), встречающийся в основном на юге. Флейты Эмбилты не имеют отверстий для пальцев и производят только два тона: основной и четвертый или пятый интервал. Они могут быть металлическими (обычно встречаются на севере) или бамбуковыми (на юге). Консо и другие народы юга играют на фанте, или пан-флейте .
Идиофоны
[ редактировать ]В Эфиопской Православной Церкви в литургической музыке используется сенасель, систрум . Кроме того, духовенство будет использовать молитвенные посохи, или маквамия , для поддержания ритма. Сельские церкви исторически использовали даваль , сделанный из каменных плит или кусков дерева, чтобы призывать верующих к молитве. Бета -Исраэль использует небольшой гонг, называемый « качел», в качестве литургического сопровождения, хотя «качел» может также относиться к маленькому колокольчику. Тум, ламеллофон , используется среди нуэров , ануаков , маджангиров , сурма и других нило-сахарских групп. Металлические погремушки для ног распространены по всему югу.
Мембранофоны
[ редактировать ]Кеберо (ከበሮ) — большой ручной барабан , используемый в православной литургии. Барабаны кеберо меньшего размера можно использовать на светских торжествах. Нагарит (ነጋሪት), в который играют изогнутой палкой, обычно используется в светском контексте, например, при королевских функциях или объявлении прокламаций, хотя среди Бета Израиля он выполняет литургическую функцию. Гураге и другие южные народы обычно играют на атамо — небольшом ручном барабане, иногда сделанном из глины.
Популярная музыка
[ редактировать ]Эфиопия – музыкально традиционная страна. Популярную музыку играют, записывают и слушают, но большинство музыкантов также поют традиционные песни, и большинство зрителей предпочитают слушать как популярные, так и традиционные стили. Давней популярной музыкальной традицией в Эфиопии были духовые оркестры, привезенные из Иерусалима в виде сорока армянских сирот (Арба Лиджох). [2] во время правления Хайле Селассие . Этот оркестр, прибывший в Аддис-Абебу 6 сентября 1924 года, стал первым официальным оркестром Эфиопии. К концу Второй мировой войны певцам аккомпанировали большие оркестры; наиболее известными оркестрами были Армейский оркестр, Полицейский оркестр и Оркестр Имперских телохранителей. Большинство этих банд были обучены европейцами или армянами.
С 1950-х по 1970-е годы среди популярных эфиопских были Алему , Махмуд Ахмед , Алемайеху Эшете , Хирут Бекеле, Али Бирра , Аялев Месфин, Кирос Алемайеху , Мулукен Мелессе и Тилахун Гессессе музыкантов Ага Маконнен, Аснакетч Ворку и Мэри Армед. Однако, пожалуй, самым влиятельным музыкантом того периода был новатор эфио-джаза Мулату Астатке . Amha Records, Kaifa Records и Philips-Ethiopia в то время были известными эфиопскими звукозаписывающими лейблами. С 1997 года серия Buddha Music собрала эфиопская многие из этих синглов и альбомов на компакт-дисках.
В 1980-е годы Дерг контролировал Эфиопию, и эмиграция стала практически невозможной. Среди музыкантов этого периода были Ethio Stars, Wallias Band и Roha Band, хотя певец Neway Debebe наибольшей популярностью пользовался . Он помог популяризировать использование Semena Worq (воска и золота, поэтической формы двусмысленности) в музыке (ранее использовавшейся только в кинэ или поэзии), которая часто позволяла певцам критиковать правительство, не расстраивая цензоров.
Современная сцена
[ редактировать ]В число популярных музыкантов из Эфиопии входят всемирно известные и признанные артисты, такие как Лос-Анджелеса эмигрант из Астер Авеке , The Weeknd и Тедди Афро , которому часто приписывают слияние растафарианских стилей с основной эфиопской музыкой. [3] Совсем недавно музыка Тыграя и Эритреи стала популярной в Эфиопии и среди изгнанников, особенно в Италии . Однако одной из крупнейших новых тенденций стал рост болеля , разновидности блюзовой музыки, которую играют саркастические азмари, играющие в некоторых частях Аддис-Абебы, особенно Йоханнес Сефер и Казентчис. В число музыкантов Болеля входят Тигист Ассефа, Тедже и Адмассу Абате.
Среди других популярных исполнителей — Теодрос Тадессе, Невай Дебебе, Ефрем Тамиру, Тадессе Алему, Хамельмаль Абате, Марта Ашагари, Йоханнес Берхану, Куку Себсебе , Астер Авеке и Маналемош Дибо . Ньюэй был очень популярен среди молодежи 1980-х и начала 1990-х годов благодаря таким песням, как «Йетекемт Абеба», «Метекатун Атейе», «Сафсаф» и «Гедам» и другим. Abatte Barihun - Ras Abatte Barihun - Ras Deshen (официальное музыкальное видео) Deshen (официальное музыкальное видео)
Éthiopiques Продюсер Фрэнсис Фальчето критикует современную эфиопскую музыку за отказ от традиционных инструментов и ансамблевой игры в пользу единоличных оркестров, использующих синтезаторы . Профессор Гарвардского университета Кей Кауфман Шелемей, с другой стороны, утверждает, что на современной музыкальной сцене присутствует подлинная креативность. Далее она отмечает, что не только эфиопская музыка перешла на музыку, создаваемую в электронном виде, и Фальчето признает это.
Танец
[ редактировать ]Существует множество различных типов эфиопских танцев, каждый из которых уникален для разных регионов страны. [4] В этнографическом исследовании 1964 года венгерский социолог, посетивший Эфиопию, записал с помощью видео и фотографий сто пятьдесят вариаций эфиопского танца. [5] В этом исследовании утверждается, что эфиопские танцы можно разделить на три формы: групповые танцы, танцы, разделенные по полу, и парные танцы. [5] В групповых танцах мужчины и женщины собираются и танцуют способами, не зависящими от партнера или пола. Одним из таких примеров является традиционный танец амхара эскиста. [5] К танцам, в которых есть движения, специфичные для пола, относятся некоторые танцы оромо, такие как танцы региона Шева/Тулама, в которых мужчины, как правило, имеют более жесткие, резкие движения, имитирующие езду на войну и подчеркивающие физическую силу, в то время как женщины шагают в том же ритме, но с большей скоростью. акцент на технических и деликатных движениях шеи. В большинстве традиционных эфиопских танцев женщины, как правило, танцуют так, чтобы подчеркнуть движение шеи и волос за счет отскока их шагов. Эфиопские танцы обычно включают короткие повторяющиеся движения ног, шеи и плеч. Скорость и интенсивность этих движений варьируются в зависимости от играемых ритмов. [5] Третья категория танцев – парные танцы. Эти танцы предполагают партнерство между мужчиной и женщиной и часто предполагают прямой физический контакт или физическую близость в сочетании с дополнительными танцевальными движениями, которые создают своего рода движение вперед и назад между партнерами. Одним из самых популярных парных танцев в традиционном эфиопском танце является танец «шагои», который происходит из региона Харерге этнической группы оромо. В этом танце партнер-мужчина стоит рядом, кладет руки на плечи женщины и ведет ее из стороны в сторону, в то время как женщина сгибается в талии, скручивает и плавно раскачивает волосы в том направлении, в котором ее толкает партнер. Другой популярный парный танец называется Аврис, игривый традиционный танец этнической группы Тигре. В этом танце женщина держит руки у груди, как если бы она баюкала ребенка, и скользит вокруг партнера, пригибаясь и изображая застенчивость, в то время как партнер грациозно перепрыгивает с одной ноги на другую и делает движение, чтобы поймать ее. .
Как уже упоминалось выше, одним из самых известных традиционных танцев Эфиопии является эскиста , танец, происходящий из этнической группы амхара. Это танец с упором на плечи, который включает в себя также движения головы, груди и шеи. [5] [6] Эскиста . известна своим особым использованием вертикальных, сагиттальных и диагональных движений плеч [6] И мужчины, и женщины используют в этом танце схожие движения, и вместо партнерства часто носит соревновательный характер в том, как танцоры отражают друг друга. Традиционно считается, что танец имитирует сбрасывание кожи гремучей змеи из-за быстрого и интенсивного тряски верхней части тела. Некоторые формы эскисты также имитируют птичий стиль, в котором подчеркиваются как жесткие, так и плавные движения шеи, что характерно для эфиопских танцев в большинстве частей страны. Напротив, в южных частях Эфиопии танцы, как правило, больше ориентированы на движения ног и бедер. Например, регион Гураге известен своими танцами, в которых используются движения, похожие на бег, при которых ноги быстро шагают вперед, оставаясь на месте. Народ волайта также известен своим уникальным южным танцем, в котором основное внимание уделяется контролируемому движению талии и бедер, когда ступни широко расставлены для создания прочной основы. Эти различные танцы являются важной частью культурного самовыражения эфиопского народа и его истории.
Одежда
[ редактировать ]В некоторых центральных и северных районах традиционная женская одежда часто шьется из ткани, называемой шемма . По сути, это хлопчатобумажная ткань шириной около 90 см, сотканная из длинных полос, которые затем сшиваются. Иногда для элегантного эффекта в ткань вплетают блестящие нити. Чтобы сшить достаточно ткани для одного платья, требуется около двух-трех недель. Низ одежды или рубашки может быть украшен узорами.
Мужчины носят брюки и рубашку до колен с белым воротником и, возможно, свитер. Они также часто носят носки до колена, а женщины могут вообще не носить носки. Мужчины, как и женщины, носят шали – нетела . Платки носят в разных стилях для разных случаев. Идя в церковь, женщины покрывают ими волосы и натягивают верхние концы платка на плечи, изображая крест ( мескеля ), с выступающими по краю блестящими нитями. Во время похорон шаль надевают так, чтобы блестящие нити появлялись внизу ( мадегдег ). Женские платья называются хабеша кемис и часто шьются из ткани шемма. Платья обычно белые с небольшим количеством цвета над нижним краем. Браслеты и ожерелья из серебра или золота носят на руках и ногах, чтобы завершить образ. Разнообразные дизайнерские вечерние платья, сочетающие традиционные ткани с современным стилем, теперь носят некоторые городские дамы.
Боди-арт
[ редактировать ]была показана публичная выставка под названием «Воск и золото причесок в Эфиопии» , на которой представлены исторические фотографии и современные рисунки традиционных причесок В мае 2021 года в Музее Аддис-Абебы . Целью этой выставки является приглашение заинтересованной публики открыть для себя документальные фотографии людей и их причесок, сделанные немецкими антропологами во время их поездок на юг Эфиопии в период с 1934 по 1971 год. Эти фотографии и их оригинальные подписи были предоставлены Институтом Фробениуса. антропологических исследований в Франкфуртского университета Германии, а также других учреждений и ученых из Эфиопии и Германии. В июне 2022 года выставка была переведена в город Джинка для постоянной экспозиции. [7] Фотографии и сопроводительная информация об этих формах боди-арта в Эфиопии также были опубликованы в Интернете, а каталог выставки можно скачать бесплатно. [8]
Эфиопская кухня
[ редактировать ]Эфиопская кухня состоит из различных овощных или мясных гарниров и первых блюд, часто приготовленных в виде ват или густого рагу, такого как доро вот ; очень популярное традиционное рагу из курицы и яиц. Одну или несколько порций вата кладут на кусок инжеры , большую лепешку на закваске диаметром 50 см (20 дюймов), приготовленную из ферментированной теффовой муки. Едят не столовыми приборами, а вместо этого используют инжеру (всегда правой рукой), чтобы брать первые блюда и гарниры. В традиционной эфиопской кухне не используется свинина или морепродукты (кроме рыбы), поскольку большинство эфиопов исторически придерживались ислама , Эфиопской православной церкви или иудаизма , которые запрещают употребление свинины и моллюсков. Кроме того, в течение года православные христиане соблюдают многочисленные посты (например, Великий пост ), во время которых пища готовится без употребления мясных и молочных продуктов . Еще одно блюдо, которое подают в Эфиопии, — это Доро Ват , курица тушеная с яйцами, сваренными вкрутую .
Распространенной церемонией культуры является кофейная церемония . В отличие от большинства стран, кофе подается в присутствии большого количества людей, на уровне семьи, друзей или соседей. Есть три раунда питья кофе: первый называется «авол» ( Тигринья : ኣዎል ), второй «тона» (ቶና) и третий «барака» (ባርካ). Традиция легенды о кофе восходит к Калди, пастуху коз из зоны Кеффа , который заметил, что его коза впала в истерику после того, как съела кустарник, который побуждает их неконтролируемо и безудержно танцевать. Продержав ягоды, ему посоветовали выставить их священникам в близлежащий монастырь. Один монах назвал щедрость Калди «работой Дьявола» и бросил в огонь, создавший ароматный запах. Легенда гласит, что Калди жил в 850 году нашей эры, что обычно связывают с верой в то, что выращивание кофе в Эфиопии началось в 9 веке. [9]
Спорт
[ редактировать ]Легкая атлетика — самый успешный вид спорта в Эфиопии, в котором они завоевали множество медалей на Олимпийских играх . Футбол — самый популярный вид спорта в Эфиопии. Несмотря на отсутствие успехов сборной , ее поддерживает значительная часть населения.
СМИ
[ редактировать ]Радио и телевидение находятся под контролем правительства Эфиопии. Лицензию на работу имеют девять радиостанций: восемь AM и одна коротковолновая. Основными радиовещательными станциями (все AM) являются «Радио Эфиопии» , «Радио Факел» (пиратское), «Голос единой свободной Эфиопии» и «Голос революции Тыграя». Просмотр телепередач с годами увеличился, и сегодня через спутниковое телевидение транслируется ряд каналов, таких как Fana TV, EBS, Евангелие TV, ETV 57 (государственное), Kana TV, OMN, DM TV и многие другие. В соответствии с политикой правительства радиопередачи ведутся на разных языках. Печатные СМИ из-за высокого уровня бедности, низкого уровня грамотности и плохого распространения за пределами столицы обслуживают лишь небольшую часть населения. Крупнейшие ежедневные газеты включают «Аддис Земен» , « Дейли монитор » и « Эфиопский вестник» . Существует также небольшая, но оживленная киноиндустрия.
Язык
[ редактировать ]По данным Ethnologue , в Эфиопии говорят на девяноста отдельных языках. [11] Большинство населения страны говорит на амхарском языке , языке амхара. народа региональные языки, на которых говорят представители соответствующей этнической группы, включают , тигринья , тигринья . сомалийский Другие и . Вместе оромо эти четыре группы составляют около трех четвертей населения Эфиопии Другие афро-азиатские языки со значительным числом носителей включают кушитские языки Сидамо , Афар , Хадийя и Агав , а также семитские языки Гураге , Харари , Силте и Аргобба . [10]
Кроме того, на омотских языках говорят группы омотских этнических меньшинств, населяющих южные регионы. Среди этих идиом - Ари , Бенч , Дауро , Дайме , Дизи , Гамо , Гофа , Маале , Хамер и Волайтта . [10]
На языках нило-сахарского этнические меньшинства страны типа также говорят нилотские , которые сконцентрированы в юго-западных частях страны. Эти языки включают нуэр , ануак , ньянгатом , маджанг , сурма , мен и мурси . [10]
Английский является наиболее распространенным иностранным языком и является языком обучения в средних школах. Амхарский язык был языком обучения в начальной школе, но во многих регионах его заменили региональные языки, такие как оромиффа, сомалийский или тигринья. [12] Хотя все языки пользуются равным государственным признанием в Конституции Эфиопии 1995 года , амхарский язык признан официальным рабочим языком федерального правительства . Различные регионы Эфиопии могут свободно определять свои рабочие языки. [13] при этом оромо, сомалийский и тигринья признаны официальными рабочими языками в своих регионах. [12]
Что касается систем письма , основная орфография Эфиопии — геэз или эфиопская. Используемый в качестве абугиды для нескольких языков страны, он впервые стал использоваться в VI и V веках до нашей эры как абджад для транскрипции семитского языка геэз . [14] Геэз в настоящее время служит литургическим языком Эфиопской и Эритрейской православных церквей . В отличие от других региональных языков, амхарский язык выделяется как единственный язык в стране со своим собственным алфавитом и системой письма, основанной на древнем письме геэз.
Философия
[ редактировать ]Эфиопская философия была плодотворной с древних времен, хотя ее компенсировали греческая и святоотеческая философия. Самое известное философское возрождение было в раннем Новом периоде такими фигурами, как Зера Якоб (1599–1692) и его ученик Вальда Хейват , которые написали «Хатата» ( «Исследование» ) в 1667 году как аргумент существования Бога .
Литература
[ редактировать ]Эфиопская литература восходит к аксумскому периоду IV века, большая часть которой связана с религиозными мотивами. В царских надписях они использовали как геэзский , так и греческий язык, но последний был упразднен в 350 г., и возник амхарский язык. В отличие от большинства стран Африки к югу от Сахары, в Эфиопии есть древние отдельные языки, геэз и амхарский, которые доминировали в политических и образовательных аспектах. Несмотря на текущую политическую нестабильность в стране, которая ставит под угрозу культурное наследие этих произведений, в последние годы были предприняты некоторые улучшения для их сохранения. [15]
Эфиопские литературные произведения в основном состояли из рукописных кодексов (бранна, или ብራና на амхарском языке). Его готовят путем сбора листьев пергамента и сшивания, чтобы они склеились. Размер кодекса варьируется в зависимости от тома и подготовки. [15] Еще одна известная письменная книга - защитный свиток , служащий письменным амулетом . Некоторые из них предназначались для магических целей, например кетаб используется для магической защиты. Свитки, как правило, изготавливаются дебитерами , нерукоположенными священнослужителями, экспертами по изгнанию нечистой силы и исцелению. [15]
В эфиопской поэзии большинство поэтов рассказывают о прошлых событиях, социальных волнениях, бедности и голоде. Кене — наиболее используемый элемент эфиопской поэзии, рассматриваемый как форма амхарской поэзии, хотя этот термин обычно относится к любым стихам. [16] Наиболее известные поэты — Цегайе Гебре-Медин , Кебеде Майкл и Менгисту Лемма.
Религия
[ редактировать ]Около 63% населения исповедуют христианство . Около 34% населения исповедуют мусульманство , а представители других религий составляют еще 3%. [17] Что касается конфессий, христианство (63%) и ислам (30%) являются двумя доминирующими религиозными течениями в ССА. [18]
Гендерные роли
[ редактировать ]В сельской и городской Эфиопии большая часть власти принадлежит старшему мужчине в семье. Мужчины в сельской местности отвечают за такие задачи, как вспашка, торговля, строительство и сбор урожая. [19] Женщины несут большую ответственность за домашний труд, такой как приготовление пищи, сбор товаров и уход за домом. Также нередко можно увидеть, как женщины помогают мужчинам выполнять некоторые задачи в сельской местности. В городских районах традиционные гендерные роли менее распространены, но женщины чаще всего по-прежнему отвечают за домашний труд. В Эфиопии образование по-прежнему уделяется больше внимания мальчикам, чем девочкам, а также предоставляется больше свободы в общественной деятельности, чем девочкам, хотя уровень охвата девочек образованием растет. [20] [21]
Праздники
[ редактировать ]есть ряд В Эфиопии государственных праздников . К числу таких праздников относятся Пасха и Рождество . [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ага, Марк Т. «Традиционные инструменты в Эфиопии — все об ETHIO» . allaboutethio.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Как сироты Геноцида армян спровоцировали революцию в эфиопской музыке -ОКАЙПЛЕЕР» . www.okayafrica.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Тедди Афро, новый бог регги Эфиопии» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Вадаси, Тибор (1970). «Эфиопский народный танец» . Журнал эфиопских исследований . 8 (2): 119–146. ISSN 0304-2243 . JSTOR 41965812 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин, Дьёрдь (1967). «Виды танцев в Эфиопии» . Журнал Международного совета народной музыки . 19 : 23–27. дои : 10.2307/942181 . JSTOR 942181 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Эшель, Рут (2011). «Творческий процесс в эфиопско-израильском танце: Театр танца «Эскета» и танцевальная труппа «Бета» . Танцевальная хроника . 34 (3): 352–387. дои : 10.1080/01472526.2011.615231 . ISSN 0147-2526 . JSTOR 41348700 . S2CID 143905533 – через JSTOR.
- ^ «Воск и золото причесок в Эфиопии - Гете-Институт Эфиопии » www.goethe.de Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ "Дом" . ВОСК И ЗОЛОТО ПРИЧЕСОК ЭФИОПИИ . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Эфиопская кофейная культура – легенда, история и обычаи» . Ель ест . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Страновый уровень» . Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 2007 года . КСА . 13 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ «Языки Эфиопии» . Этнолог . СИЛ Интернешнл . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кизитус Мпоче, Тенну Мбух, ред. (2006). Язык, литература и идентичность . Кювилье. стр. 163–164. ISBN 3-86537-839-0 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Статья 5» (PDF ) Эфиопии Конституция ФДРЭ. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября . Получено 18 января.
- ^ Родольфо Фаттович, «Аккала Гузай» в Улиге, Зигберт, изд. Эфиопская энциклопедия: AC . Висбаден: Отто Харрасовиц К.Г., 2003, с. 169.
- ^ Jump up to: а б с Носницын, Денис (2012). «Эфиопские рукописи и исследования эфиопских рукописей. Краткий обзор и оценка» . Gazette du livre Mediéval . 58 (1): 1–16. дои : 10.3406/галим.2012.1993 .
- ^ Ага, Марк Т. «20 лучших поэтов и стихов Эфиопии (включая Кене) — все о ETHIO » allaboutethio.com . Получено 18 декабря.
- ^ Перепись Эфиопии 2007 г., первый проект , Центральное статистическое агентство Эфиопии (по состоянию на 6 мая 2009 г.)
- ^ «Гугл Академика» . ученый.google.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ «Гендер вкратце» (PDF) .
- ^ «Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин | Эфиопия | Агентство США по международному развитию» . www.usaid.gov . 21 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2019 г. Проверено 24 октября 2019 г.
- ^ Ворку, Елфин (2001). «Эфиопия: снизу вверх в высшем образовании - проблемы гендерных ролей». Международный журнал социологии и социальной политики . 21 : 98–104. дои : 10.1108/01443330110789619 . ПроКвест 203704070 .
- ^ «Фестивали и праздники» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 16 апреля 2015 г.