Доисторическая Эфиопия
![]() |
Эфиопия считается территорией, из которой произошли анатомически современные люди . [1] Археологические открытия на территории страны позволили получить конкретные ископаемые доказательства ранней человеческой преемственности , в том числе гомининов Australopithecus afarensis (3,2 миллиона лет назад) и Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад). Человеческие поселения в современной Эфиопии начались, по крайней мере, в позднем каменном веке , а сельскохозяйственная революция произошла в третьем тысячелетии до нашей эры. Этнолингвистические группы носителей афроазиатского языка (а именно семитских , кушитских и омотских ) и нило-сахарских носителей, определяемые новой этнической, культурной и языковой идентичностью, возникли примерно в 2000–1000 годах до нашей эры.

Археологические находки
[ редактировать ]
Одни из самых выдающихся раскопок в Эфиопии были проведены Джерардом Деккером на месте каменного века Мелка Кунтуре в 1963 году. Там он обнаружил, что обнаженная слоистая порода на берегу подверженной наводнениям реки представляет собой летопись окаменелостей, относящуюся к тому времени. 1,7 миллиона лет. [2] Французский палеоантрополог Жан Шавальон проводил систематическую экспедицию на это место в период с 1965 по 1995 год. На этом месте было обнаружено несколько окаменелостей Homo erectus возрастом 1,5–1,7 миллиона лет, а также фрагменты черепов раннего Homo sapiens . [2]
Между 1967 и 1974 годами останки Омо были раскопаны на юго-западе района Омо Кибиш и были датированы средним палеолитом , около 200 000 лет назад. [1]

В 1974 году американский палеоантрополог Дональд Джонсон возрастом 3,2 миллиона лет раскопал раннюю самку Australopithecus afarensis (по прозвищу « Люси ») в Хадаре в долине Аваш . Эфиопы называют это ископаемое «Динкнеш». Люси весила около 60 фунтов и была ростом три с половиной фута. [3]
В период с 1992 по 1994 год группа под руководством палеоантрополога Тима Уайта обнаружила первую окаменелость Ardipithecus ramidus (по прозвищу « Арди ») в районе Среднего Аваша в Эфиопии, датируемую 4,4 миллиона лет назад. Впоследствии было обнаружено 100 ископаемых экземпляров Арди. Эти гоминиды жили в раннем плиоцене и, вероятно, были всеядными, питаясь растениями, мясом и фруктами, но не твердыми абразивными продуктами, такими как орехи и клубни. В 2009 году ученые официально объявили и опубликовали свои выводы на Арди. Арди имеет определенные человеческие черты, в том числе меньшие ромбовидные клыки и некоторые признаки прямохождения, и, как говорят, происходит от предшественника Ardipithecus kadabba , найденного в том же районе. [4]

В 2000 году ученые под руководством палеоантрополога Зересенай Алемсегед возрастом 3,3 миллиона лет обнаружили скрытого детеныша австралопитека афарского по прозвищу « Селам ». Поиски продолжились в 2001 году, когда Йоханнес Хайле-Селассие возрастом 5,2 миллиона лет обнаружил окаменелости семейства Ardipithecus ramidus в 15 милях (24 км) от Арамиса . Недавно Йоханнес также нашел ископаемые образцы предков человека в регионе Афар . [5]
Населенные пункты
[ редактировать ]В эпоху позднего каменного века (9000 г. до н. э.) [6] в Великой Эфиопии существовало как минимум две археологические культуры изготовления лезвий: [7] культура Уилтон (маленькие каменные лезвия) и Харгейстан (длинные обсидиановые лезвия). [8] нет койсанского и негроидного населения. Люди, связанные с этими культурами, имели подобие «афро-средиземноморского населения», тогда как в регионе [9] [10] [ нужны разъяснения ]
Неясно, были ли эти люди [ который? ] перешли к животноводству до своих преемников. Наскальные рисунки с изображением людей и животных в регионе Харарге и Эритрее иллюстрируют приручение крупного рогатого скота и изготовление гончарных изделий , ручных топоров , мотыг и точильных камней. Это говорит о том, что к концу третьего тысячелетия до нашей эры во многих частях западной Эфиопии возникло элементарное сельское хозяйство. [9] , есть свидетельства наличия каменных ручных инструментов, лезвий и рисунков В известняковых пещерах, найденных в Дыре Дава . [11] [12] Недавние открытия позволяют предположить, что ремесло было завезено в Эфиопию из Судана через долину Голубого Нила .
Первые жители Эфиопии начали одомашнивать зерно в эпоху энеолита (6200–3000 гг. до н. э.). Развитие плугового земледелия может означать примерно в то же время одомашнивание крупного рогатого скота. К раннему бронзовому веку (3000 г. до н.э.) такие животные, как крупный рогатый скот, овцы, козы и ослы, были одомашнены. [13]
Этнолингвистическая диффузия
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Лингвистический анализ показывает, что протоэфиопы говорили на хамито-семитских или афроазиатских языках в третьем тысячелетии до нашей эры; эти языки, вероятно, произошли из Восточной Сахары после ее опустынивания . [14] В 1950-х годах ученые согласились, что только афроазиатский язык был предком пяти языков. [ непоследовательный ] Основные языки: древнеегипетский , берберский , семитский и кушитский . [15] Гарольд Флеминг предложил включить шестую языковую группу, омотическую (ранее считавшуюся ветвью кушитского языка), и предположил, что родина афроазиатов может находиться на юго-западе Эфиопии.
Раскол между протокушитским и протоомотским начался в четвертом или пятом тысячелетии до нашей эры, и протосемитский язык отделился от Малой Азии . [9] Неубедительные исследования показывают, что афроазиатская надсемья начала распространяться к 13 000 г. до н. э., в период небольшой миграции омотов на юг. [ нужны разъяснения ] И. М. Дьяконов предположил, что афроазиатские народы в Эфиопии были отнесены к Северной Африке, а именно от Сахары до дельты Нила и над Синайским полуостровом . Говер Хадсон выдвинул гипотезу, что протосемиты мигрировали в Западную Азию через Баб-эль-Мандеб в Южную Аравию . Кроме того, независимый лингвистический анализ показывает присутствие семитских носителей в Эфиопии по крайней мере в 2000 году до нашей эры. [16] В этот период произошло языковое и культурное раскол протоэфиопов. Протоэфиопы делятся на пять устойчивых групп:
- Северные кушиты, известные древним грекам как « Блемми » или « Бежа », создали единый диалектный кластер под названием «Бедави». Они жили как кочевники-скотоводы в пустынной низменности Красного моря на севере Эфиопии и Эритреи.
- Центральные кушиты – они говорили на диалектном кластере « агав » и занимали северо-западную Эфиопию. Считается, что на их культуре и языке говорят внутри анклава. Они известны плуговым возделыванием зерновых культур.
- Восточные кушиты – они жили к юго-западу от Великой рифтовой долины . Их диалекты восточно-кушитского языка были разделены между двумя десятками племен. Эти люди практиковали выращивание зерновых и клубнеплодов мотыгами, а террасное земледелие было развито с древних времен. Они, как и соседние жители северной Кении , известны своей особой системой социальной организации , в которой классы набираются через фиксированный цикл классов и интервалов.
- Семитские носители Эфиопии - их происхождение обычно неясно. К первому тысячелетию до нашей эры группа разделилась на две ветви: северное плато и центральную часть страны. Группа состоит из семи этнических кластеров с различными характеристиками (такими как размер, обычаи и образ жизни).
- Омотские носители на юго-западе Эфиопии - они практиковали выращивание зерновых и клубнеплодов мотыгой и известны своей ритуальной монархией. Омотское общество считается наиболее диверсифицированным, поскольку оно разделено на пятьдесят подгрупп с разными языками и культурами. [17]

Нилотские народы Судана мигрировали в Великую Эфиопию на разных этапах. Пре-Нилоты прибыли в Эфиопию примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. В основном это были земледельцы, которые развили выращивание сорго и клубневых растений, таких как энсет и ямс. Сегодня они расселены в западных частях Эфиопии, а именно в Берте , Гумузе и Коме. Вторая фаза нилотской миграции произошла в первом тысячелетии до нашей эры. Для них характерны скотоводство, выращивание проса и дуалистическая социальная организация. Их поселение составляет западную периферию Эфиопии. Нилоты представляют два племени, известные как Аньюак и Нуэр . [18]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симунс, Фредерик Дж. (1965). «Некоторые вопросы экономической предыстории Эфиопии» . Журнал африканской истории . 6 (1): 1–13. дои : 10.1017/s0021853700005296 . ISSN 0021-8537 . S2CID 162726534 .
- Панкхерст, Ричард (14 февраля 2001 г.). Эфиопы: История . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0631224938 .
- Финнеран, Найл (8 ноября 2007 г.). Археология Эфиопии Рутледж. дои : 10.4324/9780203821183 . ISBN 978-0-429-23647-1 .
- Уайлдинг, Ричард (1976). Предыстория и изучение социальных структур прошлого . ОСЛК 220076226 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Макдугалл, И.; Браун, Х.; Флигл, Г. (февраль 2005 г.). «Стратиграфическое размещение и возраст современных людей из Кибиша, Эфиопия» (PDF ) Природа 433 (7027): 733–36. Бибкод : 2005Nature.433..733M . дои : 10.1038/nature03258 . ПМИД 15716951 . S2CID 1454595 .
- ^ Jump up to: а б Бриггс, Филип (10 декабря 2018 г.). Эфиопия . Брэдт Путеводители. ISBN 978-1-78477-099-0 .
- ^ «Доисторическая Эфиопия» . 2021-11-29. Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Ардипитек рамидус» . Программа Смитсоновского института «Происхождение человека» . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Гиш, Стивен; Тэй, Винни; Латиф, Завия Абдул (15 декабря 2016 г.). Эфиопия: третье издание Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-5026-2211-2 .
- ^ Сликкервир (28 октября 2013 г.). Множественные медицинские системы на Африканском Роге: наследие шейха Гиппократа . Рутледж. ISBN 978-1-136-14330-4 .
- ^ Левин, Дональд Н. (май 2000 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47561-5 .
- ^ Брандт, Стивен А. (1986). «Верхний плейстоцен и ранний голоцен Предыстория Африканского Рога» . Африканский археологический обзор . 4 : 41–82. дои : 10.1007/BF01117035 . ISSN 0263-0338 . JSTOR 25130464 . S2CID 162763229 .
- ^ Jump up to: а б с Левин 2000 , с. 27.
- ^ Негаш, Броуд; Алена, спикер; Асрат, Асфавоссен; Нэш, Барбара (май 2021 г.). «Обсидиан из северного сектора Главного Эфиопского рифта: значение для археологии » Журнал четвертичной науки . 36 (4): 664–671. Бибкод : 2021JQS....36..664N . дои : 10.1002/jqs.3309 . ISSN 0267-8179 . S2CID 233600844 .
- ^ Гиш, Стивен; Тэй, Винни; Латиф, Завия Абдул, 2016 , стр. 23.
- ^ Галлахер, Джеймс П. (1977). «Современные каменные орудия в Эфиопии: значение для археологии» . Журнал полевой археологии . 4 (4): 407–414. дои : 10.2307/529396 . ISSN 0093-4690 . JSTOR 529396 .
- ^ «Доисторическое культурное развитие» . 2021-11-24. Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Мэддокс, Грегори (2006). Африка к югу от Сахары: экологическая история . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-555-1 .
- ^ Ходж, Карлтон Т. (1983). «Афроазиатский: Горизонт и за его пределами» . Еврейский ежеквартальный обзор . 74 (2): 137–158. дои : 10.2307/1454381 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1454381 .
- ^ Левин 2000 , с. 28.
- ^ Левин 2000 , с. 29.
- ^ Левин 2000 , с. 31.