Налогообложение в Эфиопии
Эфиопия имеет долгую историю налогообложения своего населения . По состоянию на 2002 год [update], реформы изменили способ работы налоговой системы в стране; эти реформы были направлены на централизацию налоговых органов. В настоящее время федеральное правительство страны лоббирует введение множества различных видов налогов для населения; Эти налоги включают подоходный налог по четырем основным таблицам, налоги на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).
История
[ редактировать ]Будучи одной из старейших централизованных независимых стран Африки, Эфиопия имеет долгую историю взимания налогов со своего населения. После падения императора и прихода к власти правительства Дерга большая часть налоговой системы была переработана в соответствии с новой социалистической системой. В 1976 году налоги на сельскохозяйственные и сельские земли были заменены платой за землепользование и новым сельскохозяйственным налогом. [1] Эфиопия претерпела крупную налоговую реформу в 1990-х годах. В результате налоговая система была пересмотрена наряду с большей частью системы государственных финансов. [2] Реформы в Эфиопии считались одними из самых успешных на континенте. В ходе реформ возникло множество проблем, поскольку законодательство Эфиопии не позволяло субнациональным органам власти устанавливать свои собственные налоговые ставки, что привело к созданию громоздкой налоговой системы, которая требовала принятия всех решений на федеральном уровне. [2] Дополнительные реформы были проведены в 2002 году, когда Эфиопия продолжила переход к рыночной системе. Эти реформы включали изменения в устаревшее и неэффективное торговое и внутреннее налоговое законодательство. [1]
Однако экономика Эфиопии претерпела значительные изменения: она стала все больше и больше зависеть от сферы услуг. В 2004/05 году более половины ВВП страны приходилось на сельское хозяйство, а на сектор услуг приходилось 35%. [3] В следующем десятилетии сектор услуг начал расти по сравнению с сельскохозяйственным сектором, на долю которого в 2015/16 году пришлось наибольшая доля ВВП. [3] Наряду с этими экономическими изменениями был предложен амбициозный 10-летний план развития. [4] Для достижения своих целей, а также для успешного реагирования на новые экономические изменения Эфиопия стремится модернизировать свою налоговую систему, чтобы усилить свое влияние на ресурсы. В 2016 году была издана Прокламация Федеральной налоговой администрации, в которой были введены новые налоговые реформы. Наиболее заметными из этих реформ являются: переподчинение Налогового и таможенного управления Эфиопии, которое впоследствии превратилось в Министерство доходов; создание налоговой апелляционной комиссии для рассмотрения апелляций; увеличение налоговых ставок, наряду с другими реформами, направленными на решение проблем инфляции и экономических изменений. [3] Кроме того, было введено несколько освобождений от таможенных пошлин, что облегчило международную торговлю. Как и другие страны региона, Эфиопия ввела ряд изменений в политике в отношении экономической борьбы, вызванной Covid-19. Этот набор изменений был в основном основан на налоговых льготах в виде льгот и выгодных соглашений о переносе убытков. [3] Однако эти изменения еще не направлены на снижение отношения налогов к ВВП, которое упало с 12,4% (2014/15 г.) до 10% (2018/19 г.). [3] что усложняет реализацию 10-летнего плана.
Структура налогообложения
[ редактировать ]Налоговая система Эфиопии обусловлена характером ее федеральной структуры: полномочия по взиманию и сбору налогов разделены между штатами и федеральным правительством и могут быть либо общими, либо исключительными. Федеральное правительство осуществляет исключительно: налоги и тарифы на импорт и экспорт, налоги на доходы государственных служащих, налоги на государственные компании, налоги на выигрыши в лотерею, налоги на транспортные услуги (за исключением регионального транспорта), налоги на имущество, принадлежащее федеральному правительству, а также налоги на монополии. [ нужна ссылка ] Региональные штаты взимают исключительно: налоги на доходы фермеров, налоги на доходы от транспорта в соответствующих регионах, налоги на доходы горнодобывающих предприятий, налоги на прибыль/налоги с продаж торговцев, которые ведут торговлю на региональных территориях, налоги на аренду недвижимости, налоги на компании, принадлежащие региональным штатам, различные роялти и сборы, взимаемые за использование местности/вод/лесов. [ нужна ссылка ] Как федеральное правительство, так и региональные штаты взимают: налоги на компании, находящиеся в совместной собственности, налоги на иностранные компании, которые ведут крупномасштабную деятельность, охватывающую несколько региональных штатов. [ нужна ссылка ]
Хотя у федерального правительства и региональных штатов разные обязанности, большая часть налогов собирается федеральным правительством (например, в 2018/19 году федеральное правительство собрало около 72% от общего объема налоговых поступлений). [3]
Категории налогообложения
[ редактировать ]Определения дохода
[ редактировать ]Эфиопия делит свои виды доходов на пять списков: A, B, C, D и E. [5]
Эти таблицы обозначают: A - налог с занятости, B - налог с аренды земли и зданий, C - налог с дохода от бизнеса, профессиональных и профессиональных занятий, лесозаготовок и процентов, D - другие прямые налоги, E - освобожденные от налога доходы. .
График «А» — Налогообложение с трудоустройства.
[ редактировать ]В отличие от других стран, которые взимают налог на основе годового дохода, налог по таблице А основан на ежемесячном заработке сотрудников, а это означает, что налог варьируется в зависимости от изменений ежемесячного дохода сотрудников. Следовательно, самозанятые работники обычно платят непропорционально более высокие налоги по сравнению с теми, кто получает ежемесячную зарплату. Эти налоги обычно выплачиваются через PAYE. [6]
Доход от трудоустройства (в месяц) | Налоговая ставка |
---|---|
0 - 600 | 0% |
601 - 1,650 | 10% |
1,651 - 3,200 | 15% |
3,201 - 5,250 | 20% |
5,251 - 7,800 | 25% |
7,801 - 10,900 | 30% |
более 10 900 | 35% |
График «Б» - Налогообложение с аренды земли и зданий.
[ редактировать ]В отличие от налогов на доходы от трудоустройства, налог с арендной платы взимается ежегодно.
Доход от аренды (в год) | Налоговая ставка |
---|---|
0 - 7,200 | 0% |
7,200 - 19,800 | 10% |
19,801 - 38,400 | 15% |
38,401 - 63,000 | 20% |
63,001 - 93,600 | 25% |
93,601 - 130,800 | 30% |
более 130 800 | 35% |
Приложение «С» - Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, профессиональных и профессиональных занятий, лесозаготовок и процентов.
[ редактировать ]Доход от бизнеса (в год) | Налоговая ставка |
---|---|
0 - 7,200 | 0% |
7,200 - 19,800 | 10% |
19,801 - 38,400 | 15% |
38,401 - 63,000 | 20% |
63,001 - 93,600 | 25% |
93,601 - 130,800 | 30% |
более 130 800 | 35% |
График «Д» - Налогообложение от сельскохозяйственной деятельности.
[ редактировать ]Другие прямые налоги включают налоги на дивиденды, лотереи, нераспределенную прибыль, доходы артистов-нерезидентов, репатриированную прибыль, роялти, процентные доходы, плату за пользование сельской землей, аренду городских земель и т. д. Размер этих налогов варьируется, но обычно они фиксированы. ставки на валовую сумму дохода или они варьируются в зависимости от размера облагаемых налогом активов. [3]
Приложение «Е» - Необлагаемые доходы
Из ранее упомянутых категорий исключены некоторые источники доходов, такие как: командировочные расходы (включая транспортные расходы, расходы на питание и проживание), расходы на медицинское лечение, которые покрывает работодатель, а также пособия в трудных условиях. [3]
Налог на добавленную стоимость (НДС)
[ редактировать ]Налог на добавленную стоимость был первоначально введен в 1993 году, но был отменен девять лет спустя, в конце 2002 года. [7] По состоянию на 2003 год, после налоговой реформы, Эфиопия ввела налог на добавленную стоимость на все товары, производимые в стране, а также на все импортные товары и услуги, не освобожденные от налога; налог устанавливается в размере 15% за каждую транзакцию на каждом этапе производства. [8] Важно отметить, что также часто применяются льготы по НДС и нулевые ставки. Некоторые из товаров, на которые распространяется освобождение от НДС: услуги в сфере недвижимости, гуманитарная помощь, религиозные и культурные услуги, определенные финансовые услуги, транспорт, коммунальные услуги, противомоскитные сетки и т. д. [7] Нулевые ставки применяются только к экспорту золота, которое поставляется в Национальный банк Эфиопии , и к международным перевозкам. [9]
Гербовый сбор
[ редактировать ]Эфиопия вводит гербовый сбор на юридические документы в стране. К предметам, облагаемым гербовым сбором, относятся: меморандумы, облигации, контрактные соглашения, охранные акты, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры аренды, нотариальные действия, доверенности и правоустанавливающие документы на имущество. [10] В зависимости от типа инструмента ставки гербового сбора варьируются от фиксированной ставки до процента от оценки.
Описание инструмента | Ставка налога |
Учредительный договор и устав любого бизнеса | Фиксированная ставка: 350 ETB при первом исполнении, 100 ETB при любом последующем исполнении. |
Учредительный договор и устав кооператива | Фиксированная ставка: 35 ETB при первом исполнении, 10 ETB при любом последующем исполнении. |
Премия | 1% от определяемой стоимости; или ETB 35 на любую неопределяемую величину |
Облигации | 1% от стоимости облигации |
Складские облигации | 1% от стоимости облигации |
Охранные документы | 1% от стоимости охранного акта |
Договоры подряда и меморандумы о них | Фиксированная ставка ETB 5 |
Коллективный договор | 1% от стоимости коллективного договора |
Трудовой договор | 1% от зарплаты |
Аренда, включая субаренду и передачу аналогичных прав | 0,5% от стоимости |
Нотариальный акт | Фиксированная ставка ETB 5 |
Доверенность | Фиксированная ставка ETB 35 |
Зарегистрировать право собственности | 2% от стоимости недвижимости |
Гербовые пошлины не являются обязательными в случаях, когда: товары импортируются по импортной лицензии, когда товары освобождены от налога в соответствии с международным соглашением или соглашением, заключенным правительством, а также в случаях, когда Министерство доходов допускает дискреционное освобождение от уплаты пошлин по уважительной причине. . [3]
Другие налоги
[ редактировать ]Помимо подоходного налога и налога на добавленную стоимость, Эфиопия также вводит множество других нишевых налогов. Взимаются налоги на ископаемое топливо и продукты питания, причем некоторые исследования утверждают, что их последствия являются регрессивными. [11]
Доход
[ редактировать ]Эфиопии По состоянию на 2018/19 год налоговые поступления составили 268,5 млрд быров . [3] Большая часть доходов поступает от налогов с продаж/НДС на торговлю, товары и услуги, на втором месте находится налогообложение бизнеса. [12]
Иностранная помощь
[ редактировать ]Налоговые поступления Эфиопии в три раза превышают сумму, которую она получает в виде иностранной помощи ; исследования показали, что «помощь Эфиопии положительно влияет на налоговые поступления, особенно за счет технической помощи и политических рекомендаций, а не за счет условий». [13]
Распределение налоговых доходов
[ редактировать ]Тип налога | Выручка в миллионах ETB | Доля в общих налоговых поступлениях |
---|---|---|
Внутренний прямой налог | 115,858 | 43.2% |
Подоходный налог с занятости | 41,202 | 15.3% |
Налог на прибыль от аренды | 2,138 | 0.8% |
Налог на прибыль корпоративного бизнеса | 44,668 | 16.6% |
Налог на доходы физических лиц | 14,738 | 5.5% |
Прочие внутренние прямые налоги | 13,111 | 4.9% |
Внутренний косвенный налог | 77,772 | 29.0% |
НДС на местные товары и услуги | 61,221 | 22.8% |
Акцизный налог на местные товары | 10,055 | 3.7% |
Налог с оборота (ТОТ) | 3,666 | 1.4% |
Прочие внутренние косвенные налоги | 2,830 | 1.1% |
Торговый налог | 74,827 | 27.9% |
Таможенная пошлина | 24,882 | 9.3% |
Акциз на импорт | 7,655 | 2.9% |
НДС на импорт | 27,889 | 10.4% |
Доплата | 14,397 | 5.4% |
Прочий торговый налог | 3 | 0.0% |
Общие налоговые поступления | 268,457 | 100.0% |
Соблюдение налогового законодательства
[ редактировать ]Поскольку Эфиопия — очень большая и разнообразная страна, она сталкивается с проблемами налогообложения. Только 57% эфиопских налогоплательщиков считаются налогоплательщиками с «высоким» уровнем соблюдения требований; Высокая степень соответствия коррелирует с уровнем образования, простотой подготовки налогов и представлением о государственных расходах. [14] Налоговая система Эфиопии подверглась критике за то, что она, по ее мнению, неспособна перераспределить доходы, а также за то, что налогообложение не одинаково ощущается среди групп с доходом. [12] Система также подвергается критике со стороны самих налогоплательщиков, которые называют ее «эмоционально истощающей, включающей часы ожидания, а также унижения и угрозы со стороны налоговых чиновников». [15] Такое отношение соответствует растущему уровню недовольства эфиопскими институтами. [16]
Налогообложение бизнеса
[ редактировать ]Малый бизнес в Эфиопии облагается налогом иначе, чем физические лица. Предприятия обязаны платить: «налог на прибыль от предпринимательской деятельности, налог на непредвиденную прибыль, другой подоходный налог, налог с оборота и акцизный налог». [17] Более 20% всех налоговых поступлений в Эфиопии поступает от налога на прибыль бизнеса, а 62% всех прямых налогов составляют налогообложение бизнеса. [12] Было показано, что налоговое бремя в Эфиопии распределяется неравномерно в зависимости от размера компаний; Исследование 2019 года показало, что «малые фирмы сталкиваются с самым высоким налоговым бременем, крупнейшие фирмы по-прежнему платят больше, чем средние фирмы». [18] Хотя ставка налога для бизнеса варьируется в зависимости от порогового уровня дохода, эффективные налоговые ставки для фирм в Эфиопии варьируются от более 25% для малого бизнеса до менее 10% для среднего бизнеса и 13% для крупного бизнеса. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Месфин, Йоханнес и Сисай Богале. «История налогообложения в Эфиопии». История налогообложения в Эфиопии , Закон Абиссинии, 15 июля 2013 г., https://www.abyssinialaw.com/study-on-line/item/1068-history-of-taxation-in-ethiopia .
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон, Стивен Б. (2015). Государственные финансы и экономический рост в развивающихся странах: уроки реформ Эфиопии . Рутледж. ISBN 978-1-138-85003-3 . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Обзор налоговой системы Эфиопии за 2019/20 год» . Институт финансовых исследований . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «ФАО.орг» . www.фао.орг . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Налоговое право. Учебный материал. Подготовлено: Подготовлено при поддержке Научно-исследовательского института юстиции и правовой системы - Скачать PDF бесплатно» . docplayer.net . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Эфиопия – Физическое лицо – Налоговое администрирование» . Taxsummaries.pwc.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Социальное воздействие налоговой реформы: пример Эфиопии» . МВФ . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Эфиопия – Корпоративные предприятия – Прочие налоги» . Taxsummaries.pwc.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Йесегат, Воллела Абеходи; Кревер, Ричард (май 2020 г.). «Налог на добавленную стоимость и бюджетный федерализм в Эфиопии» . Африканский журнал международного и сравнительного права . 28 (2): 147–170. дои : 10.3366/ajicl.2020.0308 . ISSN 0954-8890 .
- ^ Джебесса, Джира и др., редакторы. «Налогообложение в Эфиопии». 2005, https://business%20income%20tax.pdf .
- ^ Меконнен, Алему; Дерибе, Рахель; Гебремедин, Лиюсев (2013). «Налог на ископаемое топливо и продукты питания в Эфиопии». Обзор исследований в области социальных наук в Восточной Африке . 29 (2): 1–23. дои : 10.1353/eas.2013.0010 . S2CID 153516115 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хирвонен, Калле; Масканьи, Джулия; Рулен, Кити (январь 2018 г.). «Связь налогообложения и социальной защиты: данные о перераспределении и сокращении бедности в Эфиопии: перераспределение и сокращение бедности в Эфиопии» (PDF) . Международный обзор социального обеспечения . 71 (1): 3–24. дои : 10.1111/вып.12159 . S2CID 54527980 .
- ^ Масканьи, Джулия (1 декабря 2016 г.). «Помощь и налогообложение в Эфиопии» . Журнал исследований развития . 52 (12): 1744–1758. дои : 10.1080/00220388.2016.1153070 . S2CID 156768082 .
- ^ Себхат, Вондиму; Ассфау, Абду Мохаммед (1 января 2019 г.). «Анализ соблюдения налогового законодательства и его определяющие факторы: данные налогоплательщиков категории B в зонах Каффа, Бенч-Маджи и Шека, SNNPR, Эфиопия» . Журнал бухгалтерских исследований, финансов и аудита (JAFAS) . 5 (1): 32–58. дои : 10.32602/jafas.2019.2 . S2CID 155822400 .
- ^ «Несмотря на репрессии правительства, в Эфиопии широко распространено уклонение от уплаты налогов» . Африка на LSE . 11 июля 2023 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Беши, Тайе Демисси; Каур, Ранвиндерджит (13 марта 2020 г.). «Посредническая роль удовлетворенности граждан во взаимосвязи между надлежащей практикой управления и общественным доверием к местному самоуправлению Эфиопии» . Бандунг . 7 (1): 80–106. дои : 10.1163/21983534-00701005 . ISSN 2590-0013 .
- ^ Израиль ВОЛДЕКИДАН. «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭФИОПИИ: ВНИМАНИЕ НА ПРАВОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ В КАТЕГОРИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА». Журнал государственного управления, финансов и права , вып. 17, Технопресс, 2020. С. 330–50.
- ^ Перейти обратно: а б Масканьи, Джулия; Менгисту, Андуалем (июль 2019 г.). «Эффективные налоговые ставки и размер фирмы в Эфиопии» Обзор политики развития . 37 (С2). дои : 10.1111/дпр.12400 . S2CID 158683573 .