Земельная реформа в Эфиопии
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( май 2009 г. ) |
Проблема земельной реформы в Эфиопии препятствовала экономическому развитию этой страны на протяжении конца 19 и 20 веков. Попытки модернизировать землевладение путем предоставления права собственности либо крестьянам, обрабатывающим землю, либо крупномасштабным сельскохозяйственным программам предпринимались при имперских правителях, таких как император Хайле Селассие , и при марксистских режимах, таких как Дерг , с неоднозначными результатами. Действующая Конституция Эфиопии , вступившая в силу в январе 1995 года, наделяет собственностью на землю исключительно «государство и народ». В соответствующем разделе продолжается: «Земля является общей собственностью наций, национальностей и народов Эфиопии и не подлежит продаже или другим средствам обмена». [1] Несмотря на эти разные подходы к земельной реформе , Эфиопия по-прежнему сталкивается с проблемами устойчивого продовольственного самообеспечения.
Фон
[ редактировать ]До Эфиопской революции 1974 года в Эфиопии существовала сложная система землевладения . Например, в провинции Волло существовало примерно 111 типов землевладения. Существование такого большого количества систем землевладения в сочетании с отсутствием надежных данных затрудняет проведение комплексной оценки землевладения в Эфиопии. Однако систему землевладения можно понять элементарно, если рассматривать ее в контексте основного различия между моделями землевладения на севере и юге. [2]
Исторически Эфиопия была разделена на северное нагорье , составлявшее ядро старого христианского королевства, и южное нагорье, большая часть которого была передана под власть империи в результате завоевания. Это различие между севером и югом отразилось в различиях в землевладении. В северных регионах — особенно Годжаме , Бегемдере и Семиене (названном Гондаром после 1974 года), Тыграе, горной Эритрее, некоторых частях Волло и северной Шева — основной формой собственности был тип общинной системы, известный как рист . Согласно этой системе, все потомки (как мужского, так и женского пола) индивидуального учредителя имели право на долю, а физические лица имели право пользования ( право узуфрукта ) земельным участком семьи. Рист был наследственным, неотчуждаемым и неприкосновенным. Ни один пользователь какого-либо участка земли не мог продать свою долю за пределами семьи, заложить или завещать свою долю в дар, поскольку земля принадлежала не отдельному лицу, а группе по происхождению. Большинство крестьян северных горных районов владели хотя бы некоторыми земли , но были некоторые представители этнических меньшинств, которые были фермерами-арендаторами. [2]
Другой основной формой владения было право собственности, полученное от монарха или от правителей провинций, которые были уполномочены предоставлять землю в дар. Владельцы гальтов собирали дань с крестьянства и до 1966 года (когда права гальтов были в принципе отменены) требовали от крестьян отработок в качестве оплаты натурой. До тех пор, пока правительство не ввело заработную плату в двадцатом веке, права корысти были типичной формой вознаграждения чиновника. [2]
Другие формы владения включали землю самон , менгист и мадерию . Самон подарило Эфиопской православной церкви — это земля, которую правительство навечно . Традиционно церковь претендовала на одну треть земли Эфиопии; однако фактическая собственность, вероятно, никогда не достигала этой цифры. По оценкам, владения церкви Ахмеда варьируются от 10 до 20% обрабатываемых земель страны. Крестьяне, работавшие на церковной земле, платили дань церкви (или монастырю), а не императору. Государству принадлежали большие участки сельскохозяйственных земель, известных как менгист и мадерия . Менгист — это земля, зарегистрированная как государственная собственность, а мадерия — это земля, предоставляемая в основном правительственным чиновникам, ветеранам войны и другим патриотам вместо пенсии или зарплаты. Хотя государство предоставляло мадерии землю пожизненно, оно обладало реверсивным правом на все земельные гранты; эта форма владения составляла около 12% сельскохозяйственных земель страны. [2] Владение Мадерией стало гораздо более распространенным явлением после Второй мировой войны , поскольку император Хайле Селассие использовал его для вознаграждения арбеньохов (или «патриотов»), сражавшихся с итальянскими оккупантами . [3]
В целом заочное землевладение на севере было редкостью, а безземельных арендаторов было немного. Например, аренда в Бегемдере, Семиене и Годжаме оценивалась в 2% владений. Однако в южных провинциях лишь немногие фермеры владели землей, на которой они работали. Южные модели землевладения сложились в результате измерения земель и предоставления земель после завоевания региона Эфиопией в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. После завоевания чиновники разделили южные земли поровну между государством, церковью и коренным населением. Полевые командиры, управлявшие оккупированными регионами, получили долю государства. Они, в свою очередь, перераспределили часть своей доли своим офицерам и солдатам. Таким же образом правительство распределило долю церкви среди церковной иерархии. Остальное чиновники разделили между традиционными вождями ( балабатами ) и коренным населением. Таким образом, потеря двух третей земли новым помещикам и церкви сделала многих местных жителей арендаторами (геббарами). Аренда в южных провинциях колебалась от 65% до 80% владений, а арендные платежи землевладельцам в среднем достигали 50% продукции. [2]
На низменной периферии и в Великой рифтовой долине традиционная практика отгонного животноводства и распределения пастбищных земель в соответствии с племенными обычаями оставалась нетронутой до окончания Второй мировой войны. Эти две области населены скотоводами, в том числе афарами и исса в восточной Эритрее, Волло и Харарге ; сомалийцы ; в Огадене Борана в Сидамо и Бэйле; и караю в районе Великой рифтовой долины Шева . Пастырская социальная структура основана на системе родства с прочными межклановыми связями; права на выпас и воду регулируются обычаями.
Землевладение при Хайле Селассие до революции
[ редактировать ]До 1950-х годов эта пасторальная жизнь оставалась практически нетронутой горцами, которые крайне не любили жаркий и влажный низинный климат и боялись малярии . Однако, начиная с 1950-х годов, программы по искоренению малярии сделали возможным ирригационное земледелие в этих районах. Желание правительства развивать такое сельское хозяйство в сочетании с его политикой создания новых налоговых поступлений оказало давление на многих скотоводов, особенно афаров и сомалийцев. Крупным концессионерам, таким как хлопковая плантация Тендахо (управляемая до революции 1974 года британской фирмой Mitchell Cotts ) и сахарная плантация Вонджи (управляемая голландской компанией HVA), были предоставлены и преобразованы большие участки традиционных пастбищ афаров и арси. их в крупные коммерческие фермы. Потеря пастбищ в результате этих концессий существенно повлияла на традиционные модели миграции в поисках пастбищ и воды. [2]
В северной и южной частях Эфиопии крестьянам-фермерам не хватало средств для улучшения производства из-за раздробленности хозяйств, отсутствия кредитов и отсутствия современного оборудования. Ненадежность владения и высокая арендная плата, особенно на юге, лишили крестьян стимула улучшать производство. [2] Более того, эти попытки имперского правительства улучшить право крестьян на свою землю часто встречались с подозрением. Одним из примеров было восстание Годжама 1968 года, когда крестьяне успешно сопротивлялись попыткам правительства обследовать их земли, полагая, что это приведет к увеличению налогов, взимаемых местными коррумпированными чиновниками. [4]
К середине 1960-х годов многие слои эфиопского общества выступали за земельную реформу. Студенты университетов возглавили движение за земельную реформу и выступили против нежелания правительства ввести программы земельной реформы и отсутствия приверженности комплексному развитию сельских районов . К 1974 году стало ясно, что архаичная система землевладения была одним из основных факторов, ответственных за отсталое состояние сельского хозяйства Эфиопии и начало революции. 4 марта 1975 года Дерг объявил о своей программе земельной реформы. Правительство безвозмездно национализировало сельскую землю, отменило аренду, запретило наем наёмной рабочей силы в частных хозяйствах, предписало всем товарным хозяйствам оставаться под контролем государства и предоставило каждой крестьянской семье так называемые «права» на земельный участок, не превышают десять гектаров. Эфиопская церковь потеряла всю свою землю, а ее духовенству и мирянам, чтобы жить, приходилось полагаться на стипендии Дерга. [2]
Фермеры-арендаторы на юге Эфиопии, где средняя арендная плата достигала 55% и сельская элита эксплуатировала фермеров, приветствовали земельную реформу. Но в северных горных районах, где преобладали правовые владения, а крупные владения и аренда были исключением, многие люди сопротивлялись земельной реформе. Несмотря на специальное положение об общинных территориях (статья 19 прокламации давала крестьянам общинных территорий «обладающие правами» на землю, которую они обрабатывали на момент провозглашения) и попытки Дерга убедить фермеров в том, что земельная реформа их не затронет. В негативном плане северяне по-прежнему с подозрением относились к намерениям нового правительства. Реформа не обещала выгоды большинству северян; скорее, многие северные фермеры восприняли земельную реформу как посягательство на их права на рисовую землю. Сопротивление усилилось, когда члены Земеча выступили за коллективизацию земли и волов. [2]
Земельная реформа оказала наименьшее влияние на равнинные периферии, где кочевники традиционно сохраняли свои права на пастбища. Новое постановление дало им право владения землей, которую они использовали для выпаса скота. Поэтому кочевники не восприняли новую программу как угрозу. Однако в районе Афар в нижней части долины Аваш, где процветали крупные коммерческие поместья, существовала оппозиция земельной реформе, которую возглавляли в основном вожди племен (и крупные землевладельцы), такие как Алимира Ханфаде, султан Ауссы . [2]
Земельная реформа разрушила феодальные порядки; изменились формы землевладения, особенно на юге, в пользу крестьян и мелких землевладельцев; и предоставил крестьянам возможность участвовать в местных делах, разрешив им создавать ассоциации. Однако проблемы, связанные со снижением производительности сельского хозяйства и плохими методами ведения сельского хозяйства, по-прежнему преобладали. [2]
Попытки правительства провести земельную реформу также создали проблемы, связанные с фрагментацией земель, отсутствием гарантий владения и бывшими арендаторами, а также нехваткой сельскохозяйственных ресурсов и инструментов. Крестьянские объединения часто были вынуждены периодически перераспределять землю для размещения на их территории молодых семей или новых домохозяйств. Этот процесс означал не только меньшие по размеру фермы, но и фрагментацию владений, которые часто были разбросаны по небольшим участкам, чтобы предоставить семьям землю сопоставимого качества. Следовательно, отдельные владения часто были намного меньше разрешенного максимального участка в десять гектаров. Исследование 1979 года показало, что площадь индивидуальных владений вокруг Аддис-Абебы колебалась от 1,0 до 1,6 га и что около 48 процентов участков имели размер менее четверти гектара. Другое исследование, проведенное в Деджене Аврадже (субрегионе) в Годжаме, показало, что после революции фрагментация земель усилилась. Например, в дореформенный период 61 из 200 респондентов-фермеров владели тремя-четырьмя земельными участками; после реформы соответствующее число составило 135 фермеров. [2] Незащищенность арендаторов была наиболее распространенной проблемой, особенно в районах, где несколько сильных арендодателей доминируют как в политической, так и в экономической среде региона. В некоторых районах, таких как Годжам и Бегемидир (позже названный Гондэр), где находились оплоты православной церкви и царских помещиков, арендаторы, получившие земельные участки, подвергались нападениям со стороны помещичьих семей. Те арендаторы, которые получили новые сельскохозяйственные угодья, тайно передавали подарки семье землевладельцев и церкви, пока режим не провел некоторые измерения. Некоторые фермеры, такие как ремесленники, опасаясь скрытой жестокой руки бывших землевладельцев, бежали в близлежащие города; другие заключили сделку со своими бывшими землевладельцами и работодателями.
Вторая проблема касалась гарантий владения, которым угрожало растущее давление с целью перераспределения земли и коллективизации ферм. Многие крестьяне не хотели улучшать свою землю, потому что боялись, что не получат адекватной компенсации за модернизацию. Третья проблема возникла в результате неспособности военного правительства обеспечить фермеров основными товарами, такими как семена, волы и удобрения. Например, одно исследование четырех общин в разных частях Эфиопии показало, что до 50 процентов крестьян в некоторых районах не имели волов, а около 40 процентов не имели плугов. [2]
Государственные сельские программы
[ редактировать ]В 1984 году учредительный съезд Рабочей партии Эфиопии подчеркнул необходимость скоординированной стратегии, основанной на социалистических принципах, для ускорения развития сельского хозяйства. Для реализации этой стратегии правительство опиралось на крестьянские объединения и развитие сельской местности, кооперативы и совхозы, переселение и поселение, увеличение производства продуктов питания и новую маркетинговую политику. [2]
Крестьянские объединения и сельское развитие
[ редактировать ]Статьи 8 и 10 Прокламации о земельной реформе 1975 года требовали, чтобы крестьяне были организованы в иерархию ассоциаций, которая способствовала бы реализации программ и политики развития сельских районов. Соответственно, после объявления земельной реформы правительство мобилизовало более 60 000 студентов для организации крестьян в ассоциации. К концу 1987 г. насчитывалось 20 367 крестьянских объединений, в которых насчитывалось 5,7 млн. крестьян. Каждая ассоциация занимала территорию в 800 гектаров, и в ее состав входили арендаторы, безземельные рабочие и землевладельцы, владевшие менее чем десятью гектарами. Бывшие землевладельцы, имевшие в собственности более десяти гектаров земли, могли вступить в объединение только после завершения передела земли. Зонтичная организация, известная как Всеэфиопская крестьянская ассоциация, представляла местные ассоциации. Крестьянские объединения взяли на себя широкий круг обязанностей, включая выполнение государственных распоряжений по землепользованию; разрешение земельных споров; поощрение программ развития, таких как сохранение водных и земельных ресурсов; строительство школ, поликлиник и кооперативов; организация отрядов защиты; и сбор налогов. Крестьянские ассоциации также стали участвовать в организации лесных программ, местных сервисных и производственных кооперативов, дорожного строительства и проектов по сбору данных, таких как перепись 1984 года. [2]
Кооперативы и совхозы
[ редактировать ]Начиная с 1976 года правительство поощряло фермеров создавать кооперативы . В период с 1978 по 1981 год Дерг издал ряд прокламаций и директив, определяющих процедуры создания сервисных и производственных кооперативов. Служебные кооперативы предоставляли основные услуги, такие как продажа сельскохозяйственных материалов и потребительских товаров, которые часто были нормированы, предоставление кредитов, обучение членов крестьянских объединений социалистической философии и развитие надомного производства. [2]
Кооперативы производителей решили проблему нехватки ресурсов (поскольку фермеры могли объединить ресурсы) и проблемы, связанные с фрагментацией землевладений. Правительство распорядилось создать эти кооперативы, поскольку считало, что мелкие фермеры неэффективны и неспособны воспользоваться преимуществами эффекта масштаба. [2]
Промысловая кооперация развивалась в три этапа. Первым этапом была мелба , элементарный тип кооператива, который требовал от членов объединения земли (за исключением участков площадью до 2000 квадратных метров, которые могли быть отведены для частного использования) и совместного использования волов и сельскохозяйственного инвентаря. Второй этап, welba , требовал от членов передать свои ресурсы кооперативу и сократить частные участки до 1000 квадратных метров. Третий этап — веланд — упразднил частное землепользование и создал передовые формы кооперативов, целью которых было механизированное земледелие с членами, организованными в производственные бригады. В рамках этой системы доход будет распределяться на основе трудового вклада. [2]
Правительство предоставило ряд стимулов производственным кооперативам, включая приоритет кредитов, удобрений, улучшенных семян, а также доступ к потребительским товарам и строительным материалам. Согласно десятилетнему плану, к 1994 году более половины обрабатываемых земель страны будет организовано в производственные кооперативы. Несмотря на стимулы, фермеры отреагировали на это менее чем с энтузиазмом. Они рассматривали решение о создании кооперативов как прелюдию к разрушению их «семейных ферм». К 1985/86 году существовало всего 2323 производственных кооператива, из которых было зарегистрировано только 255. Некоторые критики утверждали, что сопротивление фермеров заставило правительство сформулировать свои программы переселения и заселения деревень. [2]
Важнейшей составляющей аграрной политики Дерга было развитие крупных совхозов . После земельной реформы 1975 года Дерг преобразовал большую часть из примерно 75 000 гектаров крупных коммерческих ферм, принадлежащих частным лицам и кооперативам, в государственные фермы; вскоре после этого правительство расширило их размер. К 1987/88 году насчитывалось около 216 000 га совхозных угодий, что составляло 3,3% от общей посевной площади. В десятилетнем плане указывалось, что к 1994 году совхозы будут расширены до 468 000 га, что составит 6,4% обрабатываемых земель. [2]
Основным мотивом расширения совхозов было желание обратить вспять продолжающееся после революции падение производства продуктов питания. После земельной реформы 1975 года крестьяне начали удерживать зерно на рынке, чтобы поднять цены, поскольку меры правительства по контролю над ценами создали дефицит потребительских товаров, таких как кофе, растительное масло, соль и сахар. Кроме того, рост крестьянского потребления вызвал нехватку продуктов питания, таких как теф , пшеница, кукуруза и другие зерновые культуры, в городских районах. Проблема стала настолько серьезной, что Менгисту Хайле Мариам , председатель Дерга, выступил с резкой критикой крестьянства по случаю четвертой годовщины военного правления в сентябре 1978 года, критикуя его за капиталистический менталитет и мелкобуржуазные тенденции. Менгисту и его советники полагали, что совхозы будут производить зерно для городских территорий и сырье для внутренней промышленности, а также увеличат производство товарных культур, таких как кофе, для получения крайне необходимой иностранной валюты. Соответственно, совхозы получали большую долю ресурсов страны для сельского хозяйства; с 1982 по 1990 год это составляло около 43% государственных инвестиций в сельское хозяйство. В 1983 совхозы получили 76% от общего объема ассигнований химических удобрений, 95% улучшенных семян, 81% сельскохозяйственного кредита. Что касается субсидий, то в период с 1982/83 по 1985/86 годы различные совхозные корпорации получили более 90 млн. Бирр в прямых субсидиях. Несмотря на упор на совхозы, в 1987 году производство совхозов составляло лишь 6% от общего объема сельскохозяйственной продукции (хотя и удовлетворяло 65% городских потребностей), в результате чего крестьяне-фермеры отвечали за более чем 90% производства. [2]
Переселение и поселение
[ редактировать ]Политика поощрения добровольного переселения началась в 1958 году, когда правительство организовало первое известное плановое переселение в Сидамо . Вскоре после революции 1974 года Дерг стал проводить политику ускорения переселения. К 1986 году правительство переселило более 600 000 человек в три поселения. После кратковременной остановки программы в ответ на международное давление программа возобновилась в 1987 году. Западные доноры и правительства выразили опасения, что планы переселения создадут нагрузку на финансы страны, опустошат районы сопротивления, ослабят базу поддержки партизан и лишат доступ к новобранцам, будет нарушением прав человека из-за отсутствия медицинской помощи. Хотя многие из этих обвинений были обоснованными, некоторая критика могла оказаться необоснованной. [2]
В 1985 году правительство инициировало новую программу переселения, известную как «деревенизация». Целями программы, которая объединила разрозненные фермерские общины по всей стране в небольшие деревенские кластеры, было содействие рациональному землепользованию; экономить ресурсы; обеспечить доступ к чистой воде и услугам здравоохранения и образования; и укрепить безопасность. Постановления правительства предусматривали, что в деревнях должно было проживать от 200 до 300 домохозяйств. К марту 1986 года около 4,6 миллиона человек в Шеве, Арси и Харерге были переселены в более чем 4500 деревень. Хотя к 1989 году правительство переселило около 13 миллионов человек, международная критика, ухудшение условий безопасности и нехватка ресурсов обрекли этот план на провал. [2]
Противники деревенизации утверждали, что эта схема наносит ущерб сельскохозяйственному производству, поскольку правительство перемещало многих фермеров во время сезонов посадки и сбора урожая. Высказывались также опасения, что заселение деревень может оказать негативное воздействие на хрупкие местные ресурсы, особенно на воду и пастбища; ускорить распространение инфекционных заболеваний; и увеличить проблемы с вредителями и болезнями растений. В начале 1990 года правительство, по сути, отказалось от создания деревень, объявив о новой экономической политике, которая призывала к реформам свободного рынка и ослаблению централизованного планирования. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конституция Эфиопии , статья 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Вубне, Мулату. «Сельское хозяйство» (и подразделы). Страновое исследование: Эфиопия (Томас П. Офкански и ЛаВерль Берри, ред.) Библиотеки Конгресса Отдел федеральных исследований (1991). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . [1] .
- ^ Эдмунд Дж. Келлер, Революционная Эфиопия (Блумингтон: Университет Индианы, 1988), стр. 54
- ^ Бахру Зевде, История современной Эфиопии , второе издание (Лондон: Джеймс Карри, 2001), стр. 216 и далее, и Гебру Тареке, Эфиопия: власть и протест (Лоуренсвилль: Red Sea Press, 1996), стр. 216 и далее. 160-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Земельная реформа в США и странах третьего мира из цифровых архивов декана Питера Крога по иностранным делам
- Система землепользования Эфиопии: модель для мира
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Свейн Эге, «Земля обетованная: перераспределение земель Амхары в 1997 году». Тронхейм, NTNU, 1997.
- Стефан Деркон и Дэниел Аялью, «Земляные права, власть и деревья в сельской Эфиопии», WPS / 2007-07 , веб-сайт Центра изучения африканской экономики.
- Постановление 89/1997: Федеральное управление сельских земель [ постоянная мертвая ссылка ] - закон Эфиопии о сельских землях