Jump to content

Исса (клан)

Страница полузащищена

Сейчас
Бану Исса
Клан Дир Сомали
Могила шейха Иссы в Санааге
Этническая принадлежность СомалиСомали
Расположение СомалиСомали
ЭфиопияЭфиопия
ДжибутиДжибути
Происходил от Сейчас
Родительское племя ты
Филиалы
  • Элейе (Муза и Мамасан)
  • Валалдон (Идле и Юсуф)
  • Хёлле (Махадле и Саайб)
  • Хорроне (Брат Хабар и Брат Верблюд)
  • Урвейне (Кабдель и Сисьед)
  • Вардик (Вахтишил и Румавак)
Язык СомалиСомали
Лига арабских государстварабский
Религия сунниты , ислам

Исса Эса (также пишется как или Айса ) ( сомали : Ciise , арабский : عيسى ) — северный сомалийский клан , подразделение клановой семьи Дир . [1] [2] [3]

Обзор

Как Дир подклан , Исса имеют непосредственные прямые связи с Гадабуурси , Акишо , Сурре (Абдалле и Кубейс ), Биимаалами (к которым также принадлежат Гаадсены), Баджималами, Бурсуками , Мадиганами Дир и Гургура Хавие , Гарре (точнее, субклан Кураньоу, поскольку они заявляют о своем происхождении от Дира), Гурре, Гарире и другие субкланы Дира, и они имеют прямые связи с ( Ирир), Хавадле , Аджуран , Дегуди , Клановые группы Гаальжеэль , имеющие одного и того же Самале предка [4] [5] [6] [7] [8] [9]

Могила Исса

Клан Исса произвел на свет множество благородных сомалийских мужчин и женщин на протяжении веков , в том числе короля (Угааса) и многих султанов . На протяжении всей своей известной истории исса были известны своей военной силой и злобностью, британцы и многие империи Старого Света, сталкивавшиеся с ними, считали исса самым сильным и воинственным племенем северо-восточной Африки. [10] Британцы также пытались вторгнуться в Зейлу, родину Белых Исса (Айса), где туземцы правили победоносно, при этом никогда не было предпринято никаких попыток занять внутреннюю часть страны Исса, которая была в основном населена Черными Исса; и невзирая на жестокий характер племени, единственные жизненные устремления которого можно очень точно выразить двумя словами «Убийство и грабеж». [11] С типично злодейским выражением лиц членов своего племени, как описала британская администрация. [12] Племенные традиции, как и традиции Черной Иссы, заключались в том, что молодому человеку не разрешалось вступать в брак до тех пор, пока он не убьет человека в бою; так как не обязательно было убивать человека в честном бою, это обычно приводило к хладнокровному убийству и постоянным сражениям с соседними племенами и этническими группами, среди других сомалийских племен такие обычаи были неслыханны, все это было сделано для того, чтобы держать себя военизированным племенем. [13] Известные своим мастерством в использовании отравленных стрел и замечательными охотничьими способностями, Исса выделяются как сила, с которой нужно считаться. На землях Аравии они стали востребованными наемниками, которых часто вербовали за их боевое мастерство и стратегическую хватку. [14] Учитывая, что они всегда находились в состоянии битвы до такой степени, что считалось, что убийство было их времяпрепровождением, как способ почтить память своих умерших воинов, они ставили вертикальные камни, по одному для каждой жертвы, напротив входа в жилище умершего. Если покойный убил трех и более мужчин, камни также клали напротив каждой из трех хижин жен. Если покойный убил одного или нескольких слонов, воздвигались очень большие камни. Кроме того, если какая-либо из жертв покойного была всадником, устанавливался один вертикальный камень, увенчанный другим плоским камнем. Эта практика почитания своих воинов посредством установки камней была важным аспектом традиций и культуры племени Исса. [15]

История

Начало XIX века, северные конфликты и сражения племени исса

Карта Африканского Рога, составленная Анри Ламбером в 1855 году, клан Исса правит по обе стороны залива Таджура.
Военный герой Исса Али Калаги

В бурную эпоху вражды между племенами афаров вейма-данакиль стали заметной группой, имеющей отряд из примерно 100 сомалийских лучников, действовавших в качестве наемников для различных северо-западных племен, в основном исса. Несмотря на попытки ассимиляции, они стойко сохраняют свой сомалийский язык и предпочитают вступать в браки внутри своей общины, избегая в то время смешения с данакилами. Интересно, что данакиль считают стрельбу незаконной и поэтому полагаются на опытных сомалийцев, которые смогут выполнить эту роль. [16]

Мужчина и женщина Исса в традиционной одежде (1844 г.)

Традиция Исса сохраняется благодаря постоянному использованию луков и отравленных стрел в их рядах. [17] В предыдущем году, в 1838 году, произошло ожесточенное столкновение между Дебеник Вейма и Мудайто, закончившееся кровавой стычкой. Потери были значительными: у Мудайто погибло 700 человек, а у Дебне Вейма - 140 человек. В сообщаемых цифрах были расхождения: Магомед Али заявил, что у Мудиато было 1500 жертв, а у Вейма - 120. Во время своих конфликтов Дебне Вейма последовательно вступали в союз с Исса против Мудайто. В таких случаях Исса составляют примерно одну треть их объединенных сил. [18]

Несмотря на это, поскольку Исса выступает против Мудайто, примечательно, что столица Аусса населена преимущественно Афар Мудайто, причем город разделен на Асса-химера, Галея, Дар, Курха и Исса. За несколько столетий до этого династия Исса в Ауссе столкнулась с восстанием Мудайто, несмотря на эти события, Исса все еще сохраняли свое присутствие в Ауссе. Это наблюдение было сделано исследователями Корнуоллисом и Харрисом Р. Кирком в 1841 году. [19]

Многие жители Иссы, населяющие территорию напротив побережья Губбет-эль-Хараба , движимые ненасытной жаждой человеческой крови, часто совершают вторжения на территорию Данакиля. Воспользовавшись отсутствием часового в дальнем конце участка, они украдкой спускаются по затененному берегу лощины и совершают беспощадный акт насилия. Будучи вовлеченными в непрерывный конфликт с данакилами, несмотря на внешнюю видимость дружбы и даже союза между племенными вождями, они не упускают возможности нанести ответный удар горным бедуинам. Каждый новый акт враждебности вызывает новую кровную месть, причем каждая жизнь, отнятая с обеих сторон, требует двойной мести, увековечивая бесконечный цикл насилия. [20]

Путешествуя из Таджуры в эфиопское нагорье Шоа в 1841 году, исследователь майор Ю. Корнуоллис Харрис стал свидетелем мучительного испытания. Сопровождавший его защитный эскорт подвергался беспощадным нападениям, члены которого систематически подвергались нападениям, отстреливали и в конечном итоге были убиты. [21] он заявляет следующее:

«Иса, чья единственная честь и богатство состоит в количестве гнусных убийств, которыми запятнана их совесть, и которого даже дикари согласны изображать кровожадными и свирепыми монстрами, не боящимися ни Бога, ни Дьявола» [22]

Арабедура, обширное плато, образованное вулканическими материалами, покрытое пышной травой, которая служит пастбищами для стад бедуинов. В сезон дождей бедуины, в том числе кочевники Исса, мигрируют и селятся в этом регионе. Как сообщил исследователь Роше д'Эрикур в 1841 году, кочевников Исса можно найти стоящими лагерем рядом с данакилями на пастбищах. Территория кочевников Исса расположена в трех лигах к югу от Арабедуры. Из-за асинхронного наступления сезонов дождей на этих территориях взаимное соглашение позволяет кочевникам Иссы приводить свои стада на пастбище среди данакилов, когда растительность процветает с обильными дождями. [23] Взамен данакилы отводят свой скот к кочевникам исса, когда их собственные пастбища высохли, а дожди начинают питать земли соседей. Эта взаимозависимость способствует гармонии между двумя выдающимися племенами. Без этой договоренности их союз может оказаться под угрозой, потенциально благоприятствуя кочевникам Исса, известным своим воинственным характером и замечательными навыками стрельбы из лука, продемонстрированными умелым использованием луков для стрельбы. [24] Роше д'Эрикур далее заявляет:

«Сомалийцы Исса принадлежат к очень красивой расе: у них высокий рост, нос почти с горбинкой; большой лоб с правильными линиями придает их характерному лицу физические признаки интеллекта; наделенные пламенной храбростью, они любят сражения, где их умение метать стрелы дает им большое превосходство над соседями, которые их боятся». [25]

В 1842 году сомалийцы исса проживали в южном районе залива Таджура, простираясь до территории Вейма Данакиль. Стоит отметить, что значительная часть сомалийского населения Иссы признает своим главой Лохиту, султана Таджуры. Кроме того, примечательно, что половина племени вейма в Таджуре состоит из сомалийских особей исса. [26] [27]

Середина 19 века

Исса были наиболее важным компонентом торговых путей, соединявших Харар с прибрежными городами Бербера и Зейла. [28] Формирование этнических групп гирри-джарсо и гирри-бабилле выражается в формировании оромо-сомалийских этнических групп: гирри-джарсо и гирри-бабилле, которые объединили методы ведения сельского хозяйства оромо, приняв при этом сомалийские политические институты. [29] Развитие сомалийских институтов было неразрывно связано с торговой деятельностью племени исса в регионе Зейла. В этой области Исса обеспечивала защиту торговцам и их товарам, путешествующим по торговым путям между Зейлой и внутренними регионами страны. В обмен на свои услуги племя собирало с торговцев налоги. Эта договоренность помогла институционализировать и уточнить роль « Аббана », вождя племени, который отвечал за обеспечение благосостояния и безопасности своего народа.

Торговый путь Исса из Зейлы в Харар

Со временем обязанности и ответственность Аббана стали более формализованными и четко определенными, поскольку ему приходилось управлять экономическими и политическими делами своего племени, вести переговоры с другими племенами, а также обеспечивать безопасность своего народа и его собственности. Таким образом, торговая деятельность племени исса сыграла значительную роль в развитии социальных и политических структур сомалийского народа. [30] Племя Исса обладало фактической монополией на разведение верблюдов в регионе, и оно отвечало за сдачу этих животных в аренду и проведение конвоев через регионы Оромо. Однако верблюды, принадлежавшие Иссе, не подходили для холмистой местности, ведущей к Харару. Для передвижения по этой местности приходилось использовать ослов, предоставленных оромо. [31]

Конфликт Исса-Египет, конец 19 века.

В середине 1870-х годов после поражения египетского хедивата в Эфиопии. [32] они изменили стратегию, чтобы окружить Эфиопию со всех сторон, а также закрепиться на побережье Сомали. [33] В начале 1875 года египетские войска под предводительством Вернера Мюнцингера намеревались объединить силы с Менеликом, двигаясь на запад от порта Таджура в сторону Авассы. Однако сложные топографические условия и суровый климат истощили силы войск. В ночь на 14 ноября воины сомалийского племени Исса Мадубе напали на египетские войска, в результате чего были убиты Вернер Мюнцингер, его жена и большая часть военного командования. Остальные выжившие бежали в Таджуру. [34] [35] [36] Это поражение положило конец стремлениям расширить Египет до христианской Абиссинии. [37]

Несмотря на предыдущие поражения, египтяне в конечном итоге взяли под свой контроль прибрежные города Сомали Зейлу и Берберу. Взамен Хедив Исмаил пообещал сохранить порты Булхара и Берберы открытыми для торговли со всеми странами, за исключением работорговли, и предотвратить европейское военное присутствие в этих портах. Правительство хедивала также согласилось взимать таможенные ставки, которые не превышали 5 процентов от стоимости экспортируемых товаров, и разрешить британцам открывать консульские представительства в этих регионах. [38] Летом 1875 года египтяне назначили губернатором Абу Бакра Ибрагима Шахима, работорговца из Зейлы. Абу Бакр, очевидно, потомок афаров, имел большое местное влияние. [39] Связи Абу-Бакра с Менеликом II были большой выгодой для Хедива в Каире. [40] и высоко ценился французами в этом районе. Вполне вероятно, что они предоставили ему французское гражданство в начале 1860-х годов и назначили своим представителем в обмен на льготы, которые он предоставлял их купцам в регионе Зейла и Обок. Получив французское гражданство, Абу Бакр укрепил свой статус самого влиятельного лидера региона Зейла в глазах как народа Афар, так и европейских держав. [41] Египтяне не вмешивались в дела Сомали, а скорее придерживались своего соглашения с Абу Бакром и использовали взятки, чтобы повлиять на вождей племен, которых в Зейле обычно называют угасами. Чтобы установить свою власть, они назначили своими уполномоченными представителями лидеров исса и других сомалийских племен в районе пустыни Огаден к юго-востоку от Харара. [38] Наряду с территорией от Зелии до Харара, Исса контролировала Зейлу и большую часть побережья Сомали до Булхара, хедивиты платили налог угам Иссы, чтобы использовать торговые пути Зейлы и Харара. [42] [43]

Продолжая путь к Харару, египтянам пришлось пройти через территорию сомалийцев Исса. Они прошли через скалистые овраги и сухие русла рек в Губанском районе, где с мая по сентябрь обычно наблюдаются палящие температуры от 105 до 110 градусов по Фаренгейту. Из-за суровых летних условий в этом районе была ограниченная растительность и скудные водные ресурсы. [44] Люди Исса имели преимущество перед вторгшейся армией, они были знакомы с тяжелыми полевыми условиями и климатом, как отмечалось, уничтожили войска Мюнцингера в середине 1875 года в Авассе. [45] Имея лишь ограниченное количество фитильных замков или ударных мушкетов типа «Башня», а также традиционное легкое оружие, которое включало копья, кинжалы, дротики, копье, меч и щит. Некоторые использовали дубинки, луки, топоры или, реже, пистолет, несмотря на устаревший арсенал, кланы Исса были непростыми противниками. [44] Для сравнения, военная сила, которой командовал Рауф-паша из Египта, состояла из пяти пехотных частей, в каждой части было четырнадцать офицеров, 236 солдат (баши бозук), [46] две горные пушки-гаубицы и две ракетные установки. [47] В это же время племя Исса было вовлечено в конфликты с Ноле Оромо, [48] кланы Данакиль (Афар) и Гадабурси, [49] [50] с учетом этого после пятидневного противостояния лидер федерации сомалийских племен исса шейх Ролиа сдался египетским войскам и взамен получил защиту и египетский флаг. Это устранило военную угрозу, которую представляла для египтян сомалийская Исса, и позволило им проследовать в сторону Харара, пересекая территорию Иссы. [51] Британские наблюдатели, дислоцированные в Адене, отправили в Лондон отчеты, в которых подчеркивались возможности, которые силы вторжения должны были использовать, чтобы заставить Исса сдаться, поскольку они были первыми, кто сделал это. [52]

Египтяне разделили общества в районе Харара на три категории: сомалийские исса, ноле оромо и жители города Харар. [53] Исса доставила администрации Египта большие трудности.

У них нет стабильного лидера, кроме вождя шейхов сановников Иссы. Правительство, которое они себе создали, представляет собой своего рода государство. Когда они хотят свергнуть правительство, они подрывают его авторитет. Собираются их мудрецы и главы кланов. Они совещаются друг с другом, и иногда это продолжается в течение многих недель. Когда мнение большинства принимается, правительство его выполняет. Именно так осуществляется назначение или увольнение своих сановников. [54]

Исса Сомали стоит на страже у жилища Угааса Робле Фараха в Джалдессе.

В период с июня по июль 1878 года ситуация с безопасностью в регионе, простирающемся от Харара до побережья Сомали, значительно ухудшилась из-за восстания сомалийского населения исса. Беспорядки, первоначально вспыхнувшие в берберском районе, в конечном итоге распространились на регион Харар. [55] [56] В июле 1878 года Радуан-паша и его заместитель Ахмад Рами-бей предприняли попытку подавить восстание нескольких сотен повстанцев. Однако они недооценили силу повстанческих сил, которым удалось застать врасплох и разгромить небольшую египетскую армию. Затем повстанцы бежали в сторону Зейлы. В ответ египтяне в ответ вторглись в заброшенные деревни и сожгли дома десяти вождей племен. [56] По оценке Радуана-паши, гарнизонные силы, дислоцированные в городе и прилегающих районах, не смогут сдержать широкомасштабное восстание Иссы. Он предупредил правительство хедивалов об опасности и подчеркнул острую необходимость военного подкрепления в Хараре. Радуан-паша потребовал вернуть египетский военный корабль, который находился в районе Берберы до начала 1878 года, но правительство хедивала приказало ему уйти. На корабле находились два подразделения, которым было поручено оказывать поддержку силам в регионе между прибрежными городами и Хараром. [57] Повстанцы Иссы достигли территории между Хараром и побережьем Сомали, чтобы выйти из-под контроля Египта. Правительство Хири-паши рассматривало вариант повторного присоединения прибрежного региона Красного моря и Харара к хикимдарии Судана. [58] Радуан-паша попытался атаковать опорные пункты повстанцев в районе Харара в октябре 1878 года, но потерпел еще одно значительное поражение. Повстанцам удалось убить двадцать шесть солдат и украсть двадцать девять орудий и тридцать восемь лошадей у ​​войск Радуана-паши. В ноябре 1878 года Радуан-паша повел небольшой отряд из пятидесяти солдат и одной пушки из Зейлы в Харар для переговоров с лидерами повстанцев. Однако, когда им не удалось прибыть в город, он отправился в их деревни, чтобы встретиться с ними. [59] Спокойный и внимательный подход Радуана-паши к племенам сыграл ключевую роль в усмирении восстания. После встречи в опорном пункте повстанцев недалеко от Харара Радуан-паша провел переговоры с их лидерами и договорился о снижении и дифференциации налогов. Взамен повстанцы подписали соглашение о прекращении огня, в котором обязались разрешить транспортировку к побережью и даже вернуть награбленное. Радуан-паша сообщил о своем успехе Гордону, который, в свою очередь, сообщил правительству хедива, что порядок восстановлен и нет необходимости в каком-либо военном подкреплении. [60] Прекращение огня, достигнутое в результате переговоров Радуана-паши с повстанцами, было недолгим, и к началу марта 1879 года стало ясно, что транспортное сообщение по дорогам снова стало опасным. Повстанцы восприняли это как признак слабости, и к их восстанию присоединились другие сомалийские племена. Они атаковали конвои, повредили телеграфные линии и прервали связь с прибрежными городами. Радуан-паша запросил у правительства хедивала военное подкрепление, и отряд численностью около 1500 регулярных солдат вместе с другими сомалийскими племенами, противостоящими племени исса, быстро прибыл по морю в Зейлу. Благодаря этой поддержке Радуан-паша возглавил успешную атаку на повстанцев, разгромив их отряд численностью около 370 вооруженных людей. После этого сомалийская Исса больше не представляла серьезной угрозы до тех пор, пока египтяне не эвакуировали Харар в 1885 году. [61] [62]

Уход египтян из Харара был синхронизирован с их уходом из Зелии и Берберы в качестве меры предосторожности, чтобы избежать потенциального восстания оромо и исса-сомали против отступающих египетских войск. Томас Хантер, первый секретарь британского делегата в Адене с 1884 по 1887 год, опасался, что во время вывода племенные группировки могут начать внезапные нападения на египтян сзади, что может спровоцировать новое восстание Махдиев, подобное тому, которое наблюдалось в Судане. [63] Египтяне покинули Африканский Рог, выразив обеспокоенность британцев по поводу чувства беспокойства в Бербере и возможности захвата города сомалийским племенем исса. Чтобы предотвратить это, Томас Хантер предложил, чтобы британский военный корабль под руководством военно-морского офицера, базирующегося в Адене, оставался в гавани Берберы на постоянной основе. Этот шаг послужит сдерживающим фактором для сомалийских исса до завершения эвакуации Харара. [64] [65] Чтобы предотвратить новое восстание Иссы, Томас Хантер рекомендовал британцам править Зейлой, пока египетские войска еще там, с помощью 150 местных пехотинцев, усиленных верблюдами. Впоследствии, имея военное преимущество, они придут к соглашению с Иссой об эвакуации из Харара. [66] и что на маршрутах не ожидается никаких трудностей благодаря помощи, оказанной сомалийским населением исса. [67] После ухода Египта сомалийцы вскоре начали грабить и убивать европейские торговые конвои: «Воины Исса убили 103 европейца и местных жителей на дорогах между Хараром, Зейлой и Берберой. 44 Одновременно с этими нападениями, направленными против иностранцев, в ноябре 1885 года вспыхнул кровавый конфликт между сомалийскими исса и гадабуурси по поводу контроля над торговыми путями между Хараром и Зейлой. Двадцать человек погибли в ходе боев, а условия безопасности на маршрутах были серьезно ослаблены. [68] [69] Затем, в 1886 году, исса и афары находились в состоянии войны, и все торговые пути караванов от Зейлы, идущие до Аусы, опустели. [70]

20 век – настоящее время

Во время итальянского вторжения в Эфиопию в 1935/36 году Исса воевал на стороне Италии, взамен получая оружие и военную подготовку , а также выгодные возможности сбыта своего скота. Во второй половине двадцатого века Сомали поставило «Иссе» дополнительное вооружение, которое оно модернизировало в рамках Фронта освобождения Западного Сомали.

Резня в Айше — резня этнических сомалийцев исса, совершенная эфиопской армией 13 августа 1960 года в Айше, Эфиопия . Сообщается, что эфиопские войска прибыли в этот район, чтобы помочь разрядить межклановый конфликт. Однако, по свидетельствам очевидцев, сомалийских мужчин затем отвезли в другое место, а затем казнили эфиопские солдаты. Среди последних — те, кто бежал в Дикхил и Али Сабие в Джибути . Кризис засухи и голода 1972-1973/74 годов усилил конфликты. Эфиопская армия вмешалась против Исса и в 1971/72 году убила сотни и захватила почти 200 000 голов скота. После разгрома Фронта освобождения Западного Сомали дивизия Исса осталась под названием Фронт освобождения Исса и Гугура . Они продолжали получать поддержку из Сомали и присоединились к EPRDF . ) был создан автономный район Дире-Дава В 1987 году для народа Исса (ранее принадлежавшего провинции Харарге в рамках нового административного деления Эфиопии. Поскольку EPRDF взял на себя управление в 1991 году, районы Исса в Эфиопии были частью этнического определения региона Сомали . [71]

В Джибути , которая была колонизирована Францией под названием Французское побережье Сомали (вплоть до 1967 года, затем до французской территории афаров и исса ), также существовала напряженность между исса и афарами , поскольку исса и другие Сомалийцы, выходцы из Джибути, стремились добиться независимости Сомали с 1960 года. Большинство афар предпочли судьбу Франции . Махамуд Харби был крупным лидером движения за независимость, но был убит 29 сентября 1960 года, а его товарищи Джама Махамуд Борех и Мохамед Гаханло исчезли во время полета из Женевы в Каир . Официально они погибли в авиакатастрофе , но предполагается возможная роль организации секретной армии. В 1977 году Джибути получила независимость , но не объединилась с Сомали . Во время Огаденской войны влиятельные политики Иссы представляли себе Великое Джибути или «землю Исса», где границы Джибути простирались бы от Красного моря до Дыре-Давы. [72] Однако эта мечта рухнула к концу войны, когда сомалийские войска были разбиты из Эфиопии. [72] При Хасане Гуледе Аптидоне Джибути превратилось в однопартийное государство Народного объединения за прогресс (RPP), в котором интересы афарского меньшинства мало учитывались. шла гражданская война Таким образом, в 1991–1994 годах в Джибути между правительством, в котором доминировал Исса, и афарскими повстанцами ФРУД. Наконец, были приняты другие оппозиционные партии, и Афар стал частью правительства, в то время как Исса по-прежнему доминировал в политической жизни. В 1999 году Исмаил Омар Геллех , племянник Хасана Гуледа Аптидона, сменил Джибути на посту его преемника.

В регионе Авдал в Сомалиленде произошли сражения с Гадабуурси , другим субкланом Дира . Конфликт вынудил некоторых представителей народа исса бежать в Эфиопию в конце 1990-х годов. Лагерь беженцев был открыт в Дегаго/Айше. Вторая волна беженцев из Иссы покинула прибрежный город Зейла 1991 году после боевых действий с СНД Исаака в и Гадабуурси . [73]

Распределение

Карта северного полуострова Сомали, показывающая распространение клана Исса в северо-западной части.
Карта Сомалиленда с изображением клана Исса.

Исса в основном живут в Эфиопии , где они достигают регионов Оромия и Афар и составляют значительную часть уставного города Дыре-Дава. Они также населяют Джибути , где составляют более половины населения, в-третьих, они населяют Авдал и Сомалиленд . [74] Исса — самый крупный по численности населения клан в Джибути . Исса является вторым по величине субкланом в границах Сомалийского региона Эфиопии Кроме того , по данным переписи населения Эфиопии 2008 года.

Непосредственным соседом Иссы на западе являются Афары ( или Данакиль).с которым Исса часто ссорились. М. М. Льюис называл его «почтипостоянное состояние вражды между Исе и Афарами. На востоке Исе находятся в контакте с сомалийскими Гадабурси. с которыми они чувствуют себя родственными и имеют одинаковое происхождение и культуру. На юге Гугура, Хавие и Оромо. [75] [76]

Названия «Белый» и «Черный», предшествующие Исса, просто относятся к их географическому распространению; их разделительной линией служит гряда холмов, идущая к западу от дороги Джибути-Харрар и параллельно ей; Белые Исса находятся ближе всего к морю, а Черные Исса находятся за пределами досягаемости. Эти различия обусловлены тем, как выглядят две страны: страна на западе почти полностью состоит из песка, а страна на востоке в основном покрыта базальтовой породой. В результате первая из-за своей вулканической природы имеет черный вид, а вторая представляет собой белую песчаную пустыню. [77] Черная Исса обычно состоит из Вардика, некоторых фракций Музы Элей, всего Хоррона и определенных сегментов Фурлейба и Валалдона. Белая Исса обычно включает в себя часть Фурлейба, часть Музы Элей и часть Мамассана, а также часть Валалдона. [78]

Обычное право Xeer и администрация

Исса Угаас Рубл на фото со своим племянником Ширдоном в 1885 году.

Старейшины Исса, функционировавшие как сплоченная клановая семья, столкнулись с рядом невзгод, включая гражданские беспорядки, голод, бандитизм, сбои в торговле и социальный хаос. В ответ они приняли традиционную конституцию под названием Xeer Ciise, характеризующуюся принципами разделения власти, объединяющую сообщество в стремлении к стабильности и порядку. [79]

Согласно устной традиции, рассказанной старейшинами Исса, несколько столетий назад предки общины Исса отправились в миграционный путь из Зайлы и в конечном итоге сошлись на вершине горы Ситти, на территории, которая сейчас называется Аиша-Вереда. Это конкретное место было известно как Лас-Харад. Чтобы стать старейшиной Исса и служить представителем двенадцати подкланов Исса, нужно было соответствовать двум фундаментальным критериям: оба родителя должны были быть живы и у них должен был быть сын. Чтобы облегчить процессы управления и принятия решений, группа из сорока четырех старейшин созвала месячные конференции на горе Ситти. Во время этих собраний каждый из двенадцати субкланов Исса по очереди обеспечивал старейшин едой. Со временем это собрание старейшин разработало всеобъемлющий набор из 362 неписаных юридических кодексов, известных как «гера». Легенда гласит, что во время одной из конференций на горе Ситти произошло знаменательное событие, когда облако, казалось, нависло прямо над представителями одного подклана Исса, Вардика. Это необычное явление повсеместно интерпретировалось как божественный знак, обозначающий, что вардики были избраны даже Богом для выполнения руководящих ролей в сообществе исса/сомали. Следовательно, с этого момента лидер Исса/Сомали, известный как Угаас, последовательно выбирался из субклана Вардик. [80]

Несмотря на то, что угаа имели высший авторитет, клан Исса поддерживает особенно эгалитарную социальную структуру, основанную на клановой принадлежности, где все люди, независимо от пола, рассматриваются как равные, и каждый человек обладает правом выражать свою точку зрения по вопросам, касающимся их клан. Следовательно, принятие решений на основе консенсуса является для них нормой. [81] Процесс принятия решений в первую очередь включает в себя консультации, на которых каждый член рода мужского пола имеет право участвовать в обсуждениях, связанных с делами племени, в рамках коллективного собрания, называемого «шир». Кроме того, существует суд, состоящий из сорока четырех представителей, представляющих различные части клана, известный как «Рер Генди». Это учреждение служит двойным целям: одновременно является апелляционным судом и ритуальным собранием. Он созывается исключительно в периоды национальных чрезвычайных ситуаций или кризисов. [82]

Родословная

Могила шейха Иссы, отца-основателя клана Исса в Санааге , Сомали .

Исса традиционно прослеживает свои связи через Дира, его настоящая могила находится между Ругаем и Майдом на востоке Сомали . [83] Гробница шейха Иссы, скорее всего, датируется еще до прихода ислама , а это означает, что ее строительство имело место в 13 веке или раньше.

Генетика

Исса принадлежат к гаплогруппе T-M184 , а возраст TMRCA оценивается в 2100–2200 лет или 150 г. до н.э. [84] [85] [86]

Дерево клана

По материалам «Записок об общественной организации Иссы Сомала». Исса делится на следующие ветви. [75] [87] [88]

  • Сейчас
    • Элейе (Муза и Мамасан)
    • Валалдон (Идле и Юсуф)
    • Хёлле (Махадле и Саайб)
    • Хорроне (Брат Хабар и Брат Верблюд)
    • Урвейне (Кабдель и Сисьед)
    • Вардик (Вахтишил и Румавак)
Кочевники сомалийского клана Исса
Исса воин сидит
Человек Исса
Джалдесса, резиденция Исса Угаас
Иссас возле Харара
Кочевник Исса сидит на поляне
Пастух Исса, вооруженный копьем и кинжалом, в горах Арта.
Исса Сомали из региона Али-Сабие
Исса сомалийцы наполняют свои ведра у колодцев Даслеха

Известные люди Исса

Президент Джибути Исмаил Омар Геллех

См. также

Примечания

  1. ^ Кинг, Престон (1987). Африканская зима . Тупик. ISBN  978-0-14-052365-2 . , стр.169.
  2. ^ «Refworld | 1) Преследование племени исса в Эфиопии; 2) Преследование этнических сомалийцев со стороны эфиопского населения на севере Эфиопии» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
  3. ^ Льюис, IM (3 февраля 2017 г.). Народы Африканского Рога (сомали, афары и сахо): Северо-Восточная Африка Часть I. Рутледж. ISBN  978-1-315-30817-3 .
  4. ^ Льюис, IM (1 января 1998 г.). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Красное Море Пресс. п. 25. ISBN  9781569021057 .
  5. ^ Льюис, IM (1 января 1998 г.). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Красное Море Пресс. ISBN  9781569021057 . В конце книги «Племенное распределение сомалийских афаров и сахо»
  6. ^ Вердье, Изабель (31 мая 1997 г.). Эфиопия: 100 лучших людей . Публикации Индиго. п. 13. ISBN  9782905760128 .
  7. Секция Кураньо Гарре заявляет о своем происхождении от Дирра, рожденного от Иррира Самала. Документ ПРООН в Кении http://www.undp.org/content/dam/kenya/docs/Amani%20Papers/AP_Volume1_n2_May2010.pdf . Архивировано 17 мая 2018 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Адам, Хусейн Мохамед; Форд, Ричард (1 января 1997 г.). Устранение разрывов в небе: варианты развития сомалийских общин в 21 веке . Красное Море Пресс. п. 127. ИСБН  9781569020739 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 5 января 2017 г.
  9. ^ Ахмед, Али Джимале (1 января 1995 г.). Изобретение Сомали . Пресса Красного моря. п. 121. ИСБН  9780932415998 .
  10. ^ Уолш, Лэнгтон Прендергаст (1932). Под флагом и истории побережья Сомали . Мелроуз. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  11. ^ Дрейк Брокман, Ральф Э. (1875–1952). Британская земля Сомали . Лондон Херст и Блэкетт. п. 27. ISBN  9781578986378 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 14 января 2023 г.
  12. ^ Бертон, Ричард (1856). Первые шаги в Восточной Африке . ООО «Креативные Медиа Партнеры», 2015. с. 6. ISBN  1345851650 .
  13. ^ Уолш, Лэнгтон Прендергаст (1932). Под флагом и истории побережья Сомали . Мелроуз. п. 94. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  14. ^ Джеймс Уильям Бюэл (1889). История человека: история человеческого рода . п. 653. Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 24 декабря 2023 г.
  15. ^ Уолш, Лэнгтон Прендергаст (1932). Под флагом и истории побережья Сомали . Мелроуз. п. 173. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  16. ^ Айзенберг, Карл Вильгельм; Крапф, Иоганн Людвиг (1843). Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества, подробно описывающих их деятельность в Королевстве Шоа и путешествия в другие части Абиссинии в 1839, 1840, 1841 и 1842 годах . Церковное миссионерское общество. п. 41.
  17. ^ Изенберг, Карл Вильгельм; Крапф, Иоганн Людвиг (1843). Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества, подробно описывающих их деятельность в Королевстве Шоа и путешествия в другие части Абиссинии в 1839, 1840, 1841 и 1842 годах . Церковное миссионерское общество. п. 38.
  18. ^ Изенберг, Карл Вильгельм; Крапф, Иоганн Людвиг (1843). Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества, подробно описывающих их деятельность в Королевстве Шоа и путешествия в другие части Абиссинии в 1839, 1840, 1841 и 1842 годах . Церковное миссионерское общество. п. 45.
  19. ^ Харрис, В. Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. п. 180.
  20. ^ Харрис, В. Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. п. 129.
  21. ^ Харрис, В. Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. стр. 128–131.
  22. ^ Харрис, В. Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. п. 131.
  23. ^ Имбер-Вье, Симон (2013). «Афары, исса ... и джибутийцы: к истории конфессий» (PDF) . Исследования Северо-Восточной Африки . 13 (2). University of Wisconsin Press: 129. doi : 10.1353/nas.2013.0019 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
  24. ^ Роше д'Эрикур, C.-E.-X. (1841). Путешествие к восточному побережью Красного моря, в землю Адель и королевство Шоа . п. 79.
  25. ^ Роше д'Эрикур, C.-E.-X. (1841). Путешествие к восточному побережью Красного моря, в землю Адель и королевство Шоа . п. 115.
  26. ^ Джонстон, Джеймс Ф. (240). Путешествие по Южной Абиссинии . Неизвестный. п. 240.
  27. ^ Харрис, В. Корнуоллис. Высокогорье Эфиопии . п. 151.
  28. ^ Саматар, Саид С. (2010). "Огаден" В «Маловероятном», Зигберт (ред.). Энциклопедия Эфиопии Том. 4. Издательство «Гаррасовиц». стр. 100-1 8–9. ISBN  978-3447062466 .
  29. ^ Гебисса, Мохаммед Хассен (1994). Оромо Эфиопии: история, 1570–1571 гг. Пресса Красного моря. п. 36.
    Льюис, Иоан М. (1961). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Оксфордского университета. стр. 7–14.
    Скарин, Эмилио (1942). Харарино: географические исследования и исследования . ГК Сансони. стр. 33–52.
  30. ^ Гебисса, Иезекииль. Лист Аллаха. Издательство Университета Огайо, 2001, стр. 36.
  31. ^ Коутс, Питер Д. «Факторы посредничества в Африке девятнадцатого века: случай Иссы Рога». В материалах Второго международного конгресса сомалийских исследований под редакцией Томаса Лабана, 2: 180–83. Гамбург: Х. Буске, 1984.
  32. ^ Эрлих, Аггей. «Египетско-эфиопская война». В Энциклопедии Aethiopica под редакцией Зигберта Улига, том. 2, 245-2 Издательство Харрасовиц, 2005.
  33. ^ Данн, Армия Джона П. Хедива Исмаила. Нью-Йорк: Рутледж, 2005, стр. 104–10.
  34. ^ Месфин Вольде-Мариам, Вводная география Эфиопии (Аддис-Абеба: Berhanena Selam HSI Printing Press, 1972), стр. 49.
  35. ^ Дуэн, История правления , с. 111; Габре-Селласси, Йоханнес IV , с. 63.
  36. FO 881/3058: из Стэнтона в Дерби, 22 ноября 1875 г.; Хантер в министерство иностранных дел, 25 ноября 1875 г., Аден.
  37. ^ FO 78/3188: Телеграмма губернатора Бомбея, 26 ноября 1875 г.; Данн, Армия Хедива Исмаила , стр. 112; Талхами, Суакин и Массауа , с. 150.
  38. ^ Jump up to: а б FO 78/3189: Проекты (март 1877 г. и июнь 1877 г.), Соглашения между британским и египетским правительствами о юрисдикции Его Высочества Хедива над побережьем Сомали.
  39. ^ Фонтрие, Абу-Бейкер Ибрагим (2008). «Египетский колониализм и оккупационный империализм». В Энтони Гормане (ред.). Новый экономический словарь Пэлгрейва . Том. 2 (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. стр. 87–113. ISBN  978-0-333-78676-5 .
  40. ^ Толедано, Османская работорговля, 57-58; Рубенсон, Свен, изд. Acta Ethiopica, vol. 3, Внутреннее соперничество и внешние угрозы 1869-1879 гг. Аддис-Абеба: Аддис-Абебский университет. Пресс, 2000. Абу-Бакр Ибрагим Минилику, март 1871 г., стр. 82–83; Абу-Бакр Ибрагим К.В. Тременхееру, 28 августа 1871 г., стр. 97; Абу-Бакр Ибрагим Исмаилу Ибрагиму, 27 ноября 1872 г., 130–31; Абу-Бакр Ибрагим Хайри, 27 августа 1876 г., 255.
  41. ^ Фонтье, Филипп. «Абу-Бакер Ибрагим, губернатор Зейлы и османский бюрократ: переоценка». Исследования Северо-Восточной Африки 6, вып. 2 (1999): 87-113.
  42. ^ La géographique et l'exploration (на французском языке). 1884. Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  43. ^ Уолш, Лэнгтон Прендергаст (1932). Под флагом и истории побережья Сомали . Мелроуз. Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
  44. ^ Jump up to: а б Данн, Джон П. (2005). Армия Хедива Исмаила (Военные исследования Касса). Лондон: Рутледж. п. 107. ISBN 978-0714656061.
  45. ^ Бен-Дрор, Авишай (2019). Эмират, Египет, Эфиопия: колониальный опыт в Хараре конца девятнадцатого века. Издательство Кембриджского университета. п. 36. ISBN 978-1-108-42543-8.
  46. ^ Байерле, Густав (1997). Паши, беги и эффенди: исторический словарь титулов и терминов в Османской империи . Стамбул: Изида Пресс. п. 17.
  47. ^ Дуэн, История правления, т. 3, часть 3, Главы A и B: Африканская империя (1874–1876) (Рим: Istituto poligrafico dello stato и L'Imprimerie de L'Institut Français d'Archéologie Orientale, для Королевского географического общества Египта, 1941) , 695;Пауличке, Филипп. «Харар под управлением Египта (1875–1885 гг.)». Бюллетень Хедивиального географического общества Каира 10, вып. 2 (март 1887 г.): 575–76;Пауличке, Филипп. Харар: Forschungsreise nach den Somal und Gallaländern Ostafrikas (Лейпциг Ф.А. Брокгауз, 1888), 229–30;Сабри, Мухаммед. Египетская империя под властью Исмаила и англо-французского вмешательства (1863–1879) (Париж: Пол Гетнер, 1933), 418–19;
  48. ^ Бен-Дрор, Авишай (23 августа 2018 г.). Эмират, Египет, Эфиопия: колониальный опыт в Хараре конца девятнадцатого века . Издательство Сиракузского университета. ISBN  978-0-8156-5431-5 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2022 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  49. ^ Бен-Дрор, Авишай (23 августа 2018 г.). Эмират, Египет, Эфиопия: колониальный опыт в Хараре конца девятнадцатого века . Издательство Сиракузского университета. п. 66. ИСБН  978-0-8156-5431-5 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2022 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  50. ^ аль-Джамаль, Аль-Васаик ат-тарихийя , 294.
  51. ^ Шауки Ата Алла х аль-Джамал, Аль-Васаик ат-тарихийя ли-сиясат Миср фи аль-бахр аль-ахмар, 1863–1879 [Исторические документы египетской политики в Красном море, 1863–1879 гг.] 1879] (Каир: Матбаат ладжнат аль-баян аль-Араби, 1959), 271. Мухаммад Рауф баша ила махарадар Хедеви, аль-ватика 'арабия ракам 2/3/3 приход Абдин фи 18 Рамадана 1292 г. [ Мухаммад Рауф-паша хедиву, статья на арабском языке №. 2/3/3 Абдин, 19 октября. 1875].
  52. ^ BP 24/21 (1): Хантер в Солсбери, 13–19 января 1876 г., Аден, 165–68, Переписка, касающаяся египетских разбирательств на побережье Сомали, 1870–1877 гг. (напечатано для использования Министерством иностранных дел, апрель 1877 г.) 1878), Британская библиотека, Лондон.
  53. ^ аль-Джамаль. Аль-Васаик ат-тарихийя , страницы 294–295. «Мин аркан харб маморият Харар, мухафаза 3 Абдин № 4, фи 3 Мухаррама 1293 г. [Из штаб-квартиры Харара, дворец Абдин № 4, 30 января 1876 г.]».
  54. ^ аль-Джамаль, Аль-Васаик аль-тарихийя , стр. 295–96. «Min arqan harb mamoriyat Harar, muhafaza 3 'Абдин № 4, фи 3 Мухаррама 1293 г. [Из штаб-квартиры Харара, дворец Абдин № 4, 30 января 1876 г.].
  55. ^ Альфред Барди, Барр Аджам - Souvenirs d'Afrique Orientale 1880–1887 (Париж: ed. du SNRS, 1981), 69; Фонтрие, Абу-Бейкер Ибрагим , стр. 162–63.
  56. ^ Jump up to: а б Мур-Харелл, Ребекка. Гордон и Судан: Пролог к ​​Махдии 1877–1880 гг. (Лондон: Routledge, 2016), 186–187.
  57. ^ Мур-Харелл, Ребекка. Гордон и Судан: Пролог к ​​Махдии 1877–1880 гг. (Лондон: Routledge, 2016), 186.
  58. ^ Аль-Джамал, Мухаммад Сабри. Сиясат Миср фил Судан аль-Кадим валь Хадис (Каир: Мактабат Мадбули, 1988), 234.
  59. Мудир Заила в секретариат кабинета министров, 10 раби аль-аваля 1296 г., 4 марта. 1879 год, Мур-Харелл, Вирджиния. Гордон и Судан: Пролог к ​​Махдии 1877–1880 (Лондон: Фрэнк Касс, 2001), 187–88.
  60. Гордон — Кхиери-паше, 30 мухаррама 1296 г., 24 января 1879 г., в Мур-Харелл, Гордон и Судан , 188.
  61. ^ Мудир Заила в Секретариат Кабинета министров, 22 Рабиа аль-аваль 1296 г., 16 марта 1879 г., в Мур-Харелле, Гордон и Судан , 188.
  62. Гордон — Хиери-паше, 30 мухаррама 1296 г. [24 января 1879 г.], в Мур-Харелл, Гордон и Судан , стр. 188.
  63. ^ FO 403/82: Хантер Бэрингу, Меморандум относительно предлагаемого восстановления Харрара члену старой правящей семьи, 5 апреля 1884 г., Аден.
  64. ^ FO 633/55: Хантер Бэрингу, Меморандум относительно предлагаемого восстановления Харрара члену старой правящей семьи, 5 апреля 1884 г., Аден.
  65. ^ FO 403/82: Хантер Бэрингу, Меморандум относительно возможности вербовки сомалийцев и галласов в Адене или на противоположном африканском побережье в египетскую армию под командованием английских офицеров, 5 апреля 1884 г., Аден.
  66. ^ FO 633/55: Хантер в Кимберли, 30 июля 1884 г., Аден; Хантер в Кимберли, 31 июля 1884 г., Аден; FO 403/82: Годли — Паунсефоту (индийский офис), 30 июля 1884 г.
  67. ^ FO 633/55: Бэринг - Гранвиль, 12 ноября 1884 г., Каир; Гранвилл — Бэрингу (Министерство иностранных дел), 13 ноября 1884 г.; FO 403/82: Бэринг — Гранвиль, 17 ноября 1884 года, Каир.
  68. ^ Пауличке, Ричард. Харар: исследовательская поездка на Сомал . Берлин: Дитрих Реймер, 1893. с. 404.
  69. ^ FO 403/84: Хантер в Эгертон, 24 ноября 1885 г., Аден.
  70. ^ Имбер-Вье, Симон (2013). «Афары, исса... и джибутийцы: к истории конфессий» . Исследования Северо-Восточной Африки . 13 (2): 131. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
  71. ^ Тобиас Хагманн: Проблемы децентрализации в сомалийском регионе Эфиопии. Архивировано 16 января 2014 г. в Wayback Machine , Брифинг для обзора африканской политической экономии, том. 32, № 103, 2005 г. (PDF)
  72. ^ Jump up to: а б Кларк, Уолтер С. (1991). «Мечта Эсайи: сноска к войне в Огадене» . Исследования Северо-Восточной Африки . 13 (1): 29–38. ISSN   0740-9133 . JSTOR   43660335 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
  73. ^ Гвидо Амброзо: Пасторальное общество и транснациональные беженцы: перемещение населения в Сомалиленде и восточной Эфиопии 1988–2000 гг. Новые проблемы исследований беженцев, рабочий документ № 65. Архивировано 1 июля 2017 г. в Wayback Machine , УВКБ ООН – Отдел оценки и анализа политики, 2002 г. (PDF; 492 КБ)
  74. ^ Олсон, Джеймс С. (1996). НАРОД АФРИКИ: Этноисторический словарь . Лондон: ГРИНВУД ПРЕСС. п. 244. ИСБН  978-0-313-27918-8 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
  75. ^ Jump up to: а б Льюис, IM (1961). «Заметки о социальной организации сомалийцев Исе». Обзор эфиопских исследований . 17 . Институт Востока CA Наллино: 69–82. JSTOR   41299496 .
  76. ^ Тесфай, Аарон (2002). Политическая власть и этнический федерализм: борьба за демократию в Эфиопии . Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America Inc., с. 135. ИСБН  978-0-7618-2238-7 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
  77. ^ Дрейк Брокман, Ральф Э. (1875–1952). Британская земля Сомали . Лондон Херст и Блэкетт. п. 244. ИСБН  9781578986378 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 14 января 2023 г.
  78. ^ Льюис, IM (1961). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . п. 75.
  79. ^ Ясин Мохаммед Ясин (2010). Региональная динамика межэтнических конфликтов на Африканском Роге: анализ афаро-сомалийского конфликта в Эфиопии и Джибути (Диссертация). Гамбург: Университет Гамбурга. п. 77.
  80. ^ Шейх-Абди, Абди (1978), Уикс, Ричард В. (редактор), Мусульманские народы: Мировой этнографический обзор , том. 2, Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, стр. 2. 700
  81. ^ Шредер, Питер Дж. (1991). Джибути . Всемирная библиографическая серия. Том. 118. Оксфорд: Clio Press.
  82. ^ Льюис, Иоан М. (1961). «Заметки о социальной организации исэ Сомали». Rassegna di Studi Etiopici . 17 (1): 229.
  83. ^ Льюис, «Исторические аспекты генеалогии в социальной структуре Северного Сомали», Журнал африканской истории. Архивировано 25 июня 2016 года в Wayback Machine , 3 (1962), стр. 46
  84. ^ Андерхилл-младший, Роуолд Д.Дж., Регейро М., Каейро Б., Чинниоглу С., Роузман С., Андерхилл П.А., Кавалли-Сфорца Л.Л., Эррера Р.Дж. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ   1182266 . ПМИД   14973781 .
  85. ^ Санчес, Хуан Дж.; Халленберг, Шарлотта; Бёрстинг, Клаус; Эрнандес, Алексис; Морлинг, Нильс (июль 2005 г.). «Высокая частота линий Y-хромосомы, характеризующихся E3b1, DYS19-11, DYS392-12 у сомалийских мужчин» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 856–866. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201390 . ISSN   1018-4813 . ПМИД   15756297 .
  86. ^ Кабрера, Висенте М.; Абу-Амеро, Халед К.; Ларруга, Хосе М.; Гонсалес, Ана М. (2010). «Аравийский полуостров: ворота для миграции людей из Африки или тупик? Филогеографическая перспектива митохондриальной ДНК». Эволюция человеческих популяций в Аравии . Палеобиология и палеоантропология позвоночных. Спрингер, Дордрехт. стр. 79–87. дои : 10.1007/978-90-481-2719-1_6 . ISBN  978-90-481-2718-4 .
  87. ^ Всемирный банк, Конфликт в Сомали: движущие силы и динамика. Архивировано 15 февраля 2020 г. в Wayback Machine , январь 2005 г., Приложение 2, Диаграммы происхождения, стр. 55, рисунок A-1.
  88. ^ Отдел информации и политики страны, Министерство внутренних дел Великобритании, Оценка Сомали за 2001 год, Приложение B: Структура сомалийских кланов. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , стр. 43

Ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8463c9d9319bbd87ecf3a9e8b16751a1__1722619140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/a1/8463c9d9319bbd87ecf3a9e8b16751a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Issa (clan) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)