В Эйдагу
Эйдгейл С днем рождения | |
---|---|
Сомалийский клан Исаака | |
Этническая принадлежность | Сомали |
Расположение | Сомали Сомалиленд Эфиопия |
Происходил от | Дауд ибн Аль-Кади Исмаил ибн Шейх Исхак ибн Ахмад |
Родительское племя | Гархаджис (Исмаил) |
Филиалы |
|
Язык | Сомали арабский |
Религия | сунниты , ислам |
Эйдагалле Ciidagalle ( сомали: , арабский : عيدَجلي , полное имя: Дауд ибн Исмаил ибн аш-Шейх Исхак ибн Ахмад) — крупный сомалийский клан из клановой семьи Исаак. Члены этого клана сконцентрированы в Сомалиленде и сомалийском регионе. Они являются традиционными владельцами султаната Исаак с 18 века. [1] Будучи потомками Исмаила бин Шейха Исаака, его члены входят в состав конфедерации Хабар Магаадле и составляют самый крупный подклан Исаака. [2] [3] [4] [5] Они традиционно состоят из кочевников-скотоводов, торговцев и искусных поэтов.
Распределение
Эйдагалле, в основном кланы, составляют значительный процент населения в регионе Маруди-Джекс в Сомалиленде , а также в зонах Дарур , Аваре и Мисрак-Гашамо . Они также живут в средней и юго-восточной части Харгейсы, а также в районе Салахлай в восточном регионе Маруди Джекс . Эйдагале, субклан Гууюбе, также населяет район Удвейне в регионе Тогдир. У них также есть большое поселение в Кении, где они известны как составная часть общины Исахакия. [6] [7]
Этимология
Клан Эйдагале ведет свою родословную от Исмаила Шейха Исхака. В клане Эйдагале есть три выдающихся сына: Мохамед Дауд, Абокор Дауд и Муза Дауд. Эйдагале подразделяются на четыре подплемени: Абокор Муза , Абдирахман Мусе, Абокор Дауд и Мохамед Дауд. Исторически эйдагале были кочевниками-скотоводами, торговцами и искусными поэтами.
История
Родословная
Шейх Исхак был одним из ученых, которые пересекли море от Аравии до Африканского Рога, чтобы распространять ислам примерно в 12-13 веках. Таким образом, шейх Исхак женился на двух местных женщинах в Сомалиленде, что оставило ему восемь сыновей, одним из которых был Исмаил (Гархаджи). [8]
Средневековый период
Исторически Эйдагалле принимали участие в завоевании Абиссинии , входили в состав Султаната Адал и упоминаются в книге Футух Аль-Хабаш (Завоевание Абиссинии) как Хабар Магаадле . Хабар Магадле известны тем, что создали историческую фигуру, известную как Ахмад Гурей бин Хусейн , который был правой рукой Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . [9]
И.М. Льюис обсуждает существование другого лидера по имени Ахмад Гурей и предполагает, что этих двух лидеров объединили в одну историческую фигуру:
В тексте упоминаются два Ахмада с прозвищем «Левша». Одного из них регулярно представляют как «Ахмада Гурея, Сомали» (...), которого идентифицируют как Ахмада Гурея Хусейна, руководителя Хабар Магаадле. Однако другое упоминание, по-видимому, связывает Хабар Магадле с Эйдагалом. Другого Ахмада называют просто «Имам Ахмад» или просто «Имам». Этот Ахмад не квалифицируется прилагательным «сомали» (...) Два Ахмада были объединены в одну фигуру, героического Ахмеда Гурея. [10]
На протяжении веков гробница шейха Ау Баркхадла , расположенная между Берберой и Харгейсой , использовалась кланами Исаака для разрешения споров и принесения клятв о союзе под священной реликвией, приписываемой Билалу ибн Рабаху . Как традиционные лидеры кланов Исаак , Эйдагале выступали в роли посредников во время споров.
Когда возникает какой-либо серьезный вопрос, затрагивающий интересы племени Исааха в целом. На бумаге, бережно хранящейся в гробнице, с подписью-руководством Белата [Билала], раба одного из первых халифов, даются новые клятвы прочной дружбы и прочных союзов... В сезоне 1846 года это реликвия была доставлена в Берберу во главе Хабер Герхаджи, и на ней соперничающие племена Айал Ахмед и Айал Юнус поклялись похоронить всю враждебность и жить как братья. [11]
Эйдагалле славились своими навыками верховой езды, а их опустошительные набеги распространялись как на побережье, так и вглубь страны. По словам Суэйна, путешествовавшего по Сомалиленду в конце 19 века, кланы Эйдагалле были одними из кланов, наиболее склонных к набегам:
Племенами у северного побережья, наиболее склонными к набегам, являются Хабр Аваль, Эйдагалле и Хабр Герхаджи. [12]
Помимо своих навыков верховой езды, Эйдагалле также славятся своим красноречием в традиционной сомалийской поэзии (габай), благодаря чему появилось много известных поэтов, таких как Хасан Тараби и Эльми Будхари. Исторически сложилось так, что их сомалийские современники считали эйдагале «признанными экспертами в сочинении стихов»: [13]
Среди племен эйдагалле являются признанными знатоками поэзии. Один отдельный поэт Эйдагаллы может быть не лучше, чем хороший поэт другого племени, но у Эйдагаллы, кажется, больше поэтов, чем у любого другого племени. «Если бы у вас была здесь сотня мужчин из Эйдагалле, — сказал мне однажды Херси Джама, — и спросили бы, кто из них умеет петь свой собственный габей, девяносто пять смогли бы петь. Остальные все еще учились бы». [14]
На протяжении веков Эйдагалле были влиятельными участниками сомалийской караванной торговли на дальние расстояния. Купцы Эйдагалле закупали различные товары из сомалийского региона на территории современной Эфиопии , такие как домашний скот , камедь акации , мирру и топленое масло , которые впоследствии экспортировались в Южную Аравию. Караванные торговцы Эйдагале основали несколько внутренних торговых центров во внутренних районах, включая современный город Харгейса , основанный в 19 веке как караванный узел между Берберой и внутренними районами Сомали. [15] [16]
Сомалийцы из племени Хабр Герхаджи прибывают из Огадайна с перьями, миррой, камедью, овцами, крупным рогатым скотом и топленым маслом, увозя в обмен штучные товары; они также совершают четыре поездки за сезон; они остаются менее месяца и во время пребывания проживают у соплеменников, питаясь в мохбазе или столовой. [17]
Исаакиевский султанат
Эйдагалле — традиционные владельцы султаната Исаак с 18 века. Султанат Исаак был основан в середине 18 века султаном Гуледом Абди Эйсой из клана Эйдагале. Его коронация состоялась после победоносной битвы при Лафарууге, в которой Гулед Абди успешно возглавил Исаака и был коронован кланом Исаака после победы над племенами Абсаме. Убедившись в его лидерских качествах, благородном поведении и доблести, вожди Исаака признали его своим Великим султаном, но вместо этого Абди выдвинул своего сына Гуледа. Султанат Гуледа возник раньше султаната Хабр Юнис, который вышел из-под опеки Эйдагале через несколько десятилетий после начала его правления. Султан Гулед правил Исааком с 1750-х годов до своей смерти в начале 19 века, где ему наследовал его старший сын Фарах. Султан Фарах еще больше расширил влияние Султаната, установив связи с различными мусульманскими государствами по всему Персидскому заливу, особенно с семьей Аль-Касими, с которой он переписывался по поводу военных действий против британского флота, который блокировал Берберу и временно прекратил жизненно важную торговлю. [18] [19]
Султаны Эйдагаллы (и Исаака)
Имя | Царствовать из | Царствовать до | |
---|---|---|---|
- | Гулед Абди ( традиционный вождь ) | Середина ~1700-х гг. | Середина ~1700-х гг. |
1 | Султан Гулед Абди ( Первый султан ) | конец ~1700-х годов | 1808 |
2 | Султан Фарах Султан Гюлед | 1808 | 1845 |
3 | Султан Хасан Султан Фарах | 1845 | 1870 |
4 | Султан Дирие Султан Хасан | 1870 | 1939 |
5 | Султан Абдуллахи Султан Дирие | 1939 | 1967 |
6 | Султан Рашид Султан Абдилахи | 1967 | 1969 |
7 | Султан Абдикадир Султан Абдилахи | 1969 | 1975 |
8 | Султан Мохамед Султан Абдикадир | 1975 | 2021 |
9 | Султан Дауд Султан Мохамед | 2021 |
Дерево клана
Краткое генеалогическое древо клана Эйдагалле представлено ниже. [20]
- Шейх Исхак
- Хабару Шид
- Ахмед (Тол-Джало)
- Моисей (Хабр Джело)
- Ибрагим (Санбур)
- Мухаммад (Ибраан)
- Хабар Магадле
- Абдирахман (Хабр Аваль)
- Аюб
- Мухаммед (араб.)
- Исмаил (Гархаджис)
- Дауд (Эйдагалле)
- Мохамед Дауд (Гийобе)
- Али Мохамед
- Уркураг Мохамед
- Но Уркураг
- Исмаил Али (Гадуэйн)
- Фики Саад Али
- Махамуд Али
- Ахмед Али
- Но Уркураг
- Абокор Дауд
- Исса Абокор
- Билал Абокор
- Муза Дауд
- Абокор Муза
- Абдирахман Муза
- Юнис Абдирахман (Рер Юнис) (Общие интересы)
- Абдулле Абдирахман
- Мохамед Абдулле (Ба Дело) (общие интересы)
- Ибрагим Абдулле
- Кул Ибрагим
- Абди Ибрагим (Абди Дире) (Бахо Дикси)
- Абокор Ибрагим
- Ленивый Абокор (Рер Айдл) (Бахо Дикси)
- Хусейн Абокор Матан (Гашабур)
- Хамуд Матан
- Дуб Матан
- Адан Матан
- Бурале Адан
- Абане Адан
- Муза Адан
- Барре Адан
- Эргин Адан
- Вайс Адан
- Абдилль Адан
- Дамал Адан
- Гобдон Дамал
- Дериа Дамал (Дхамал Яр Яр)
- Фатх Дамаль (Дхамал Яр Яр)
- Габиб Дамаль (Маленькая Дамаль)
- Ходе Дамал (Дхамал Яр Яр)
- Этот Дамал
- Либан Эса
- Хасан Эса
- я Эса
- я какое-то время
- Аден Абди
- Гулед Абди
- Юсуф Гулед
- Робле Гулед
- Джама Гулед
- Дерия Гулед
- Эгаль Гулед
- Гата Гюлед
- Фарах Гулед
- Дуале Гюлед
- Абди Гулед
- Али Гюлед
- Варфа Гулед
- Гобдон Дамал
- Бурале Адан
- Кул Ибрагим
- Мохамед Дауд (Гийобе)
- Дауд (Эйдагалле)
- Хабару Шид
Известные люди
- Фейсал Али Варабе - председатель партии UCID (Партия справедливости и развития Сомалиленда)
- Хусейн Мохаммед Адам (Танзания) – выдающийся сомалийский интеллектуал и ученый, основавший Международную ассоциацию сомалийских исследований (SSIA).
- Мохаммед Муге Либаан – выдающийся сомалийский инструменталист, вокалист и поэт.
- Ахмед Муге Либаан - выдающийся сомалийский музыкант и певец.
- Хадра Дахир Сиге – популярный сомалийский певец
- Джама Мохамед Галиб - занимал пост спикера парламента Сомали во время первой гражданской администрации Сомалийской Республики, с 1960 по 1964 год.
- Махамед Абдикадир – восьмой великий султан Исаака
- Исмаил Махмуд Хурре - бывший министр иностранных дел переходного федерального правительства Сомали с 2000 по 2002 год по 2006-2007 годы.
- Хусейн Мохамед Джичир - бывший мэр Харгейсы с 2003 по 2012 год и один из мэров, служивших дольше всех в истории Сомалиленда.
- Дауд Махамед - девятый и нынешний Великий султан султаната Исаак.
- Хусейн Араб Иссе - бывший заместитель премьер-министра и министр обороны Сомали с 2011 по 2012 год.
- Абдикарим Ахмед Муге Лиибаан - сомалийский политик и нынешний мэр города Харгейса.
Ссылки
- ^ Африканский Рог . Журнал Африканского Рога. 1997.
- ^ Льюис, IM (1999). И. М. Льюис, Пастырская демократия, с. 10 . ISBN 9780852552803 .
- ^ Общий обзор протектората Сомалиленд 1944-1950 гг., стр. 122, таблица 18.
- ^ «Африка, тома 29–30, Oxford University Press, 1959, стр.276» . 1959.
- ^ «Добро пожаловать домой в ничто: беженцы репатриируются в забытый Сомалиленд, стр. 17» (PDF) .
- ^ Ваал, Александр Де (1993). «Насильственные действия продолжают жить: наземные мины в Сомали и Сомалиленде, стр. 63» . |
- ^ Льюис, IM (3 февраля 2017 г.). И. М. Льюис: народы Африканского Рога . ISBN 9781315308173 .
- ^ И. М. Льюис, Современная история Сомали, четвертое издание (Оксфорд: Джеймс Керри, 2002), стр. 31 и 42.
- ^ «Рукописи > Бахжат аз-Заман > Страница № 16 ». makhtota.ksu.edu.sa . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Морен, Дидье (2004). Афарский исторический словарь: 1288–1982 (на французском языке). КАРТАЛА Издания. ISBN 9782845864924 .
- ^ «Журнал Королевского географического общества, том 19, стр.61–62» . 1849.
- ^ Карлос-Суэйн, Харальд (1900). Семнадцать поездок по Сомалиленду и посещение Абиссинии . п. 40.
- ^ Отправитель, с. 75.
- ^ Лоуренс, Маргарет. Дерево бедности: сомалийская поэзия и проза . Издательство библиотеки Университета Макмастера. п. 27.
- ^ Журнал африканских языков . Издательство Мичиганского университета. 1963. с. 27.
- ^ Карлос-Суэйн, Харальд (1900). Семнадцать поездок по Сомалиленду и посещение Абиссинии . п. 96.
- ^ Хантер, Фредерик (1877). Отчет о британском поселении Аден в Аравии . Сенгадж Гейл. п. 41.
- ^ Аль Касими, Султан бин Мухаммад (1996). Послание сомалийских лидеров шейху Султану бен Сакру Аль Касими (на арабском языке). п. 19.
- ^ Генеалогии Сомала . Эйр и Споттисвуд (Лондон). 1896.
- ^ Хант, Джон А. (1951). Общий обзор Протектората Сомалиленд 1944-1950 гг . Wayback Machine (архивировано 2 февраля 2022 г.). п. 147.