Мадхибан
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() ![]() ![]() | |
![]() | 5,000 (1994) [1] |
![]() | 1,548,000 (2010) [2] [3] |
Языки | |
Сомали | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Сомалийцы и другие кушитские народы |
![]() |
Часть серии о |
Сомалийские кланы |
---|
Мадхибан сомали ( ) : Мадхибаан , также известный как Габойе, [4] являются ремесленной кастой среди сомалийцев . [5] [6] [7] Они были эндогамными, и их традиционным наследственным занятием были охотники. [8] [9] [10]
Мадхибаны были одной из каст с низким статусом среди сомалийцев , наряду с Тумалом и другими. [5] [11] [12]
Распространение и названия
[ редактировать ]
Мадхибаны являются частью сомалийской этнической группы, проживающей в Восточной Африке , особенно в Сомали, Эфиопии, северо-восточной Кении и Джибути. [4] [13]
По подсчетам 1960 года, они насчитывали около 20 000 из 640 000 сомалийцев в тех частях Сомали, которые находились в пределах тогдашнего британского протектората. Их численность в других частях Сомали и других регионах Сомали неизвестна. [14] В статье, опубликованной Интегрированной региональной информационной сетью ООН (IRIN), указывается, что в районе Даами Харгейсы, столицы Сомалиленда, проживают 8 000 семей Габуа, что составляет около 48 000 человек (ООН, 2 июля 2010 г.). [3]
Термины Мадхибан, Мидган или Мидгаан, обозначающие эту сомалийскую касту, встречаются в исторической литературе, но в современном дискурсе термин Габойе становится все более распространенным. Эта каста отличается от общин изгоев Тумал и Йибир, поскольку в сомалийском обществе каждую из них обвиняют в вещах, отличающихся друг от друга. [7]
Обсуждение
[ редактировать ]Мадхибаны исторически были охотниками, но теперь занимаются такими профессиями, как техническая работа ( навыки людей ). Они также являются традиционными исполнителями обрезания для обоих мужчин. [15] [16] и женщины в сомалийском обществе. [17] [18] Эти профессии традиционно считались грязными, и мадхибаны были частью саба или низших каст, в отличие от аджи или высших каст. [19] Аджи на языке мадхибан означает «грязная вода, которую нельзя пить или совершать исламское омовение». [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
По словам Ли Гандерсона, Денниса Мерфи Одо и Реджинальда Д'Сильвы, к мидганам традиционно относились как к низшей касте, их презирали и оскорбляли. [20] Мидган-Мадибан считался загрязняющим окружающую среду, и поэтому в сомалийском обществе его избегали как табу. [20] [21] [7]
В 1890 году Элизе Реклю в своем энциклопедическом труде «Земля и ее обитатели: Африка» (т. IV, Южная и Восточная Африка) описала мадхибанов (мидганов) следующим образом: Еще большим презрением пользуются мидганцы, называемые также рами, то есть «лучников», которых повсеместно считают низшими из низших. Они поклоняются деревьям и змеям и едят всю запрещенную пищу, такую как рыба, птица, яйца, зайцы и газели. Они также отважные охотники, бесстрашно нападающие на льва и слона, которых пронзают своими отравленными стрелами. Как и ебиры, мидганы также практикуют медицину и имеют репутацию чрезвычайно умных шарлатанов. Согласно сомалийским легендам, низшие касты возникли в результате скрещивания абиссинских женщин и зловредных гениев, тогда как мидганы имеют еще более деградированное происхождение, поскольку их предки были рабынями этих абиссинских женщин. [22]
При военной администрации Сомали некоторые мадхибаны были назначены на должности в правительстве для содействия интеграции. С тех пор Мадхибан получил более широкое политическое представительство. Их общий социальный статус также улучшился с расширением городских центров. [23]
История
[ редактировать ]Аль-Мадибан
[ редактировать ]
Первое зарегистрированное упоминание о народе Мадхибан относится к 1435 году в переводе Сулеймана сочинений и стихов Ибн Маджида, найденных в Абабн Маджиде. В этом тексте Сулейман идентифицирует Мадхибан как Аль-Мидгаан, подчеркивая их отличие как отдельной нации от сомалийского народа. Он также кратко упоминает имя Аль Сомали. [24]
Пипало
[ редактировать ]Пипало, также известный как султанат Мадхибан, возник как историческое королевство между 6 и 8 веками и процветало до 14 века в регионе между Берберой и Зейлой. На протяжении этого обширного периода времени королевство развивалось, охватывая четыре крупных города и множество поселков и занимая особое место в историческом повествовании. [25]
Жители Пипало, известные своей зависимостью от верблюдов и овец, использовали этих животных для пропитания и кулинарии. Значение королевства выходило за рамки богатства фауны, поскольку оно стало известным экспортером таких ценных товаров, как амбра, большие слоновьи бивни и рога носорога, вес некоторых из которых превышал десять кошачьих.
Помимо экономического процветания, Пипало мог похвастаться изобилием мирры, жидкой стираксовой смолы и удивительно толстых черепаховых панцирей. Уникальное сочетание природных ресурсов королевства и своеобразной дикой природы, в том числе неуловимого «верблюжьего журавля» и уникального цу-ла, способствовало его культурной самобытности. [26]
Примечательным аспектом культурной жизни Пипало был охотничий опыт жителей. Опытные стрелки, они использовали отравленные стрелы, чтобы ловить и охотиться на местную дикую природу. Эта охотничья традиция придала уникальное измерение историческому значению Пипало, сделав его заметным игроком в региональной динамике до 14 века. [27]
Makhzumi dynasty
[ редактировать ]В 629 году хиджры (1231 г. н. э.) в пятницу месяца Ашура между Мадхибаанами и династиями Махзуми произошла значительная битва. Султан Абдаллах был схвачен в Гидае спустя почти два года. Он умер в 632 году хиджры (1234 году нашей эры) в двадцатую ночь Рамадана, что ознаменовало конец династии Махзуми. [28]
История болезни
[ редактировать ]Мадхибан были неотъемлемой частью практики здравоохранения сомалийского общества на протяжении веков. Их медицинские знания, передаваемые из поколения в поколение, сочетают в себе рациональные, магические и религиозные подходы. Такое сочетание практик распространено в сомалийской культуре, где медицинскую помощь оказывают как традиционные целители, так и практикующие миряне из племени Мадхибаан, известные как вадады. [29] [30]
Традиционные медицинские ролиВадад или «доктор» может быть традиционным целителем с приобретенными медицинскими знаниями или мирянином из племени Мадхибаан. Хирургия, гинекология, акушерство и лечение детских болезней находятся в основном в руках практикующих Мадхибан. Их женщины, в частности, играют решающую роль в этих областях. [31]
Передача знаний
[ редактировать ]Медицинские знания Мадхибана традиционно передаются от отца к сыну или от матери к дочери. Это знание не ограничивается закрытым кругом; этому также можно научить незнакомцев за определенную плату. Например, в 1947 году женщина по имени Нурия прославилась своим лечением травами после получения указаний в видении, привлекая пациентов даже из Адена и Джибути. [32]
Хирургическая практика
[ редактировать ]Хирурги Мадхибана накопили значительный опыт в различных областях хирургии. Их инструменты, сделанные из железа с деревянными ручками, включают ножи, щипцы, буравчики и ножницы. Несмотря на отсутствие современной анестезии, их хирургические методы продвинуты. Они практикуют гемостаз давящими повязками, накладывают мирру на разрезы и используют шипы в качестве игл с растительными волокнами для наложения швов. [33]
Раны лечат удалением инородных тел, применением корней акации для гемостаза и наложением коры. При укусах змей накладывают лигатуру проксимально, рану надрезают и тампонируют солью. Ожоги лечат сахаром и маслом, а при переломах черепа проводят трепанацию. [34]
Уход за матерями и младенцами
[ редактировать ]Женщины Мадхибана преуспевают в гинекологии, акушерстве и уходе за младенцами. Они используют различные методы лечения травами и мануальные техники при нарушениях менструального цикла, венерических заболеваниях и других проблемах репродуктивного здоровья. Например, чрезмерные менструальные циклы лечатся с помощью камеди хабаб агаги и горячих компрессов. [35]
Знание о яде
[ редактировать ]Мадхибаны хорошо разбираются в использовании ядовитых растений. Для охоты они используют яды для стрел, изготовленные из таких растений, как Acocanthera schimperi и Adenium somalense. Эти знания распространяются на распознавание и лечение отравлений у людей и животных. [36]
Аф-Мадибан
[ редактировать ]У народа мадхибан, как и у йибира , есть особый диалект, который отличает его от основного сомалийского языка. Западные лингвисты начала 20 века классифицировали этот диалект как уникальную форму сомалийского языка. Примечательно, что диалекты Мадхибан и Йибир имеют значительное количество слов, что отражает тесную лингвистическую связь между этими двумя группами. [37]
Энрико Черулли задокументировал язык общины Харла , известный как аф Харлаад, который имел сходство с диалектами, на которых говорили Мадхибаан и Йибир. Это языковое сходство подчеркивает глубокие исторические связи и культурные обмены между этими маргинализированными сообществами. [38]
Дж. В. К. Кирк, британский пехотный офицер, дислоцированный в Британском Сомалиленде, представил подробный отчет о диалекте Мадхибан в своей грамматике сомалийского языка 1905 года. Кирк отметил, что диалекты мадхибаан и йибир существенно отличаются от доминирующего сомалийского языка, и это различие служит сохранению секретности и защите автономии этих групп. По словам Кирка, секретность их диалектов имела решающее значение для предотвращения полного господства правящего класса над подчиненными кланами. [39]
Кирк неоднократно подчеркивал важность этой секретности, призывая читателей не раскрывать подробности диалекта мадхибан никому из Сомали, не являющегося йибиром или мадхибаанским происхождением. Это мнение поддержал немецкий лингвист Адольф Вальтер Шлейхер в своей грамматике сомалийского языка 1892 года, подчеркнув постоянную необходимость сохранения конфиденциальности этих уникальных языковых форм. [40]
В более позднее время лингвист Роджер Бленч, ссылаясь на Кирка, отметил, что диалекты мадхибана и ибира существенно отличаются по лексике от стандартного сомалийского языка. Однако остается неясным, связано ли это расхождение с отдельным лингвистическим кодом или оно представляет собой совершенно разные языки. [41]
Родственные касты в Восточной Африке
[ редактировать ]Каста Мадхибан не является исключением и ограничивается сомалийской этнической группой, и эквивалентная родственная каста встречается во многих этнических группах в Восточной Африке . [42] [43] По словам Дональда Левина – профессора социологии, специализирующегося на исследованиях Эфиопии и стран Африканского Рога, схожие кастовые группы на разных языках и этнических группах были неотъемлемой частью обществ этого региона. [42] В этих слоях присутствуют все определяющие характеристики касты, утверждает Левин, такие характеристики, как «эндогамия, иерархия, статус, концепции загрязнения, ограничения комменсалитета, традиционное занятие и членство по рождению». [44] В восточной Эфиопии этнические группы, такие как народ оромо , родственники сомалийских каст, были зафиксированы в текстах 16 века, утверждает Корнелиус Джаэнен. [45] В таблице ниже показаны некоторые альтернативные термины для обозначения каст, отражающих мадхибан в других этнических группах, которые делят этот регион с сомалийцами. [46]
Этническая группа | Название касты [46] [47] | Занятие |
---|---|---|
Сомали | Мадхибан | охотники, кожевники, |
Амхара люди | Вейто, Факи | охотники, кожевники |
Люди Аргоббы | Факин | кожевники |
Люди Борана | Уоттс | охотники, кожевники, гончары, собиратели |
Гураге люди | Утечка | охотники, [43] столяры |
Люди Джанджеро | Утечка | охотники, гончары, кожевники |
Кефа люди | Это случается | охотники, охранники |
Кимантский народ | Арабинья | кожевники |
Она люди | Давным-давно | охотники |
Сидама люди | Те | кожевники |
Известный Мадхибан
[ редактировать ]- Марьям Мурсал , сомалийская певица
- Умер Мохамед Сулейман Тубек , сомалийский певец и автор песен.
- Абди Тахлил Варсаме , сомалийский певец и автор песен. Умер
- Умер Шей Мире Дакар , сомалийский певец и автор песен.
- Профессор Ахмед Ашкир Ботан, министр образования в 1981 году и бывший проректор Сомалийского национального университета.
Группы
[ редактировать ]- В 2009 году полицейское управление Миннеаполиса , штат Миннесота , сообщило, что «Мадибаан с отношением» была одной из нескольких сомалийских банд, действующих в городе. [48]
- Гаархайе был девятым по величине из одиннадцати составных административных единиц Даравиша; это был исключительно Мадхибан. [49]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отдел ООН по чрезвычайным ситуациям в Восточной Эфиопии» . africa.upenn.edu . Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Сомали» . Международная группа по правам меньшинств . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
- ^ Перейти обратно: а б «Народ габуйе (мидган) в Сомали» . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
- ^ Перейти обратно: а б «Джибути: Положение членов касты мадхибанов, включая обращение со стороны общества и властей; государственная защита и услуги (2003 г. – октябрь 2013 г.») . Канада: Совет по иммиграции и беженцам Канады. 2014 г. – через УВКБ ООН .
- ^ Перейти обратно: а б Левин, Дональд Н. (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 62, 195. ISBN. 978-0-226-22967-6 .
- ^ де Ларахас, Е. (1972). «Мидган» . Сомали-английский и сомалийско-английский словарь . Трубнер. п. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с Ино, Мохамед А.; Кусов, Абди М. (1 января 2014 г.). «Расовые и кастовые предрассудки в Сомали» . Журнал сомалийских исследований . 1 (2): 91–118. hdl : 10520/EJC167583 .
- ^ Хорробин, Дэвид Ф. (2012). Сомали, в «Путеводителе по Кении и Северной Танзании» . Спрингер. стр. 29–30. ISBN 978-94-011-7129-8 .
- ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, стр. 108
- ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, страницы 108, 119, 134, 145, 178.
- ^ Андреас Циммерманн; Йонас Дёршнер; Феликс Махтс (2011). Конвенция 1951 года о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 года: комментарий . Издательство Оксфордского университета. п. 398. ИСБН 978-0-19-954251-2 .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты». Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. стр. 7–8, 13–14. ISBN 0852552807 . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 7, 14 со сносками. ISBN 3825830845 . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Дэвид Ф. Хорробин (2012). Сомали, в «Путеводителе по Кении и Северной Танзании» . Спрингер. стр. 29–30. ISBN 978-94-011-7129-8 .
- ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, стр. 108
- ^ Райт, Джейн (1996). «Калечащие операции на женских половых органах: обзор». Журнал продвинутого сестринского дела . 24 (2). Уайли-Блэквелл: 251–259. дои : 10.1046/j.1365-2648.1996.01934.x . ПМИД 8858427 .
- ^ Галло, Пиа Грассиваро; Тита, Элеонора; Вивиани, Франко (2006). «У истоков этнической модификации женских половых органов: предварительный отчет». Телесная неприкосновенность и политика обрезания . стр. 49–55. дои : 10.1007/978-1-4020-4916-3_4 . ISBN 978-1-4020-4915-6 .
- ^ Джама, Хасан Али (2005). Кого волнует Сомали: испытания Хасана; Размышления о будущем нации . Верлаг Ганс Шилер. стр. 97–98. ISBN 3899300750 . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли Гандерсон; Деннис Мерфи Одо; Реджинальд Д'Сильва (2013). Инструкция по грамотности ESL . Рутледж. п. 98. ИСБН 978-1-135-05238-6 .
- ^ Томас М. Леонард (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 255. ИСБН 978-1-135-20508-9 .
- ^ См.: «Земля и ее обитатели: АФРИКА», Vol. IV, Южная и Восточная Африка . Автор: Елисей Реклю. Под редакцией А.Х. Кина, Б.А. , Нью-Йорк, Д. Эпплтон и компания, 1890 г. (стр. 399).
- ^ Льюис, IM (2008). Понимание Сомали и Сомалиленда: культура, история, общество . Издательство Колумбийского университета. п. 8. ISBN 978-0231700849 .
- ^ al_mahri_ibn_majid_books (на арабском языке).
- ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
- ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
- ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
- ^ Черулли, Энрико (2013). «Ислам: вчера и сегодня» .
- ^ Каплан, Ирвинг (1977). «Районный справочник по Сомали» . Типография правительства США.
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 57, 169–171. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Шак, Уильям А. (1964). «54. Заметки о профессиональных кастах среди гураж юго-западной Эфиопии». Мужчина . 64 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 50–52. дои : 10.2307/2797801 . JSTOR 2797801 .
- ^ Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 57–58. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Джаэнен, Корнелиус Дж. (1956). «Галла или оромо Восточной Африки» Юго-западный журнал антропологии . 12 (2): 171–190. дои : 10.1086/southjanth.12.2.3629113 . JSTOR 3629113 . ПМИД 12259237 . S2CID 146322293 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 195–196. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Саид Амир Арджоманд (2014). Социальная теория и региональные исследования в эпоху глобального мира . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 229–237. ISBN 978-1-4384-5161-9 .
- ↑ Восстание сомалийских банд губит Миннеаполис , Associated Press (20 июля 2009 г.).
- ^ Государственный архив . 1861. [ нужна страница ] [ нужна проверка ]
Библиография
[ редактировать ]- Хасан Али Джама, Кого волнует Сомали (Verlag Hans Schiler: 2005)
- И. М. Льюис, Пастырская демократия , (Издательство James Currey: 1999)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анджеевский, BW; Льюис, ИМ; О'Фэйи, RS (1994). «Новые арабские документы из Сомали». Суданская Африка . 5 : 39–56. JSTOR 25653242 .
- Санчес, Хуан Дж.; Халленберг, Шарлотта; Бёрстинг, Клаус; Эрнандес, Алексис; Морлинг, Нильс (июль 2005 г.). «Высокие частоты линий Y-хромосомы, характеризующиеся E3b1, DYS19-11, DYS392-12 у сомалийских мужчин» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 856–866. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201390 . ПМИД 15756297 . S2CID 2056193 .