Jump to content

Мадхибан

Мадхибан
Регионы со значительной численностью населения
 Эфиопия ,  Кения ,  Сомали  Джибути
 Эфиопия 5,000 (1994) [1]
 Сомали 1,548,000 (2010) [2] [3]
Языки
Сомали
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Сомалийцы и другие кушитские народы

Мадхибан сомали ( ) : Мадхибаан , также известный как Габойе, [4] являются ремесленной кастой среди сомалийцев . [5] [6] [7] Они были эндогамными, и их традиционным наследственным занятием были охотники. [8] [9] [10]

Мадхибаны были одной из каст с низким статусом среди сомалийцев , наряду с Тумалом и другими. [5] [11] [12]

Распространение и названия

[ редактировать ]
Тарах Ахмед — 40-летний мужчина из Мадхибана.

Мадхибаны являются частью сомалийской этнической группы, проживающей в Восточной Африке , особенно в Сомали, Эфиопии, северо-восточной Кении и Джибути. [4] [13]

По подсчетам 1960 года, они насчитывали около 20 000 из 640 000 сомалийцев в тех частях Сомали, которые находились в пределах тогдашнего британского протектората. Их численность в других частях Сомали и других регионах Сомали неизвестна. [14] В статье, опубликованной Интегрированной региональной информационной сетью ООН (IRIN), указывается, что в районе Даами Харгейсы, столицы Сомалиленда, проживают 8 000 семей Габуа, что составляет около 48 000 человек (ООН, 2 июля 2010 г.). [3]

Термины Мадхибан, Мидган или Мидгаан, обозначающие эту сомалийскую касту, встречаются в исторической литературе, но в современном дискурсе термин Габойе становится все более распространенным. Эта каста отличается от общин изгоев Тумал и Йибир, поскольку в сомалийском обществе каждую из них обвиняют в вещах, отличающихся друг от друга. [7]

Обсуждение

[ редактировать ]

Мадхибаны исторически были охотниками, но теперь занимаются такими профессиями, как техническая работа ( навыки людей ). Они также являются традиционными исполнителями обрезания для обоих мужчин. [15] [16] и женщины в сомалийском обществе. [17] [18] Эти профессии традиционно считались грязными, и мадхибаны были частью саба или низших каст, в отличие от аджи или высших каст. [19] Аджи на языке мадхибан означает «грязная вода, которую нельзя пить или совершать исламское омовение». [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]

По словам Ли Гандерсона, Денниса Мерфи Одо и Реджинальда Д'Сильвы, к мидганам традиционно относились как к низшей касте, их презирали и оскорбляли. [20] Мидган-Мадибан считался загрязняющим окружающую среду, и поэтому в сомалийском обществе его избегали как табу. [20] [21] [7]

В 1890 году Элизе Реклю в своем энциклопедическом труде «Земля и ее обитатели: Африка» (т. IV, Южная и Восточная Африка) описала мадхибанов (мидганов) следующим образом: Еще большим презрением пользуются мидганцы, называемые также рами, то есть «лучников», которых повсеместно считают низшими из низших. Они поклоняются деревьям и змеям и едят всю запрещенную пищу, такую ​​как рыба, птица, яйца, зайцы и газели. Они также отважные охотники, бесстрашно нападающие на льва и слона, которых пронзают своими отравленными стрелами. Как и ебиры, мидганы также практикуют медицину и имеют репутацию чрезвычайно умных шарлатанов. Согласно сомалийским легендам, низшие касты возникли в результате скрещивания абиссинских женщин и зловредных гениев, тогда как мидганы имеют еще более деградированное происхождение, поскольку их предки были рабынями этих абиссинских женщин. [22]

При военной администрации Сомали некоторые мадхибаны были назначены на должности в правительстве для содействия интеграции. С тех пор Мадхибан получил более широкое политическое представительство. Их общий социальный статус также улучшился с расширением городских центров. [23]

Аль-Мадибан

[ редактировать ]
Аль Мидган, Аль Сомали

Первое зарегистрированное упоминание о народе Мадхибан относится к 1435 году в переводе Сулеймана сочинений и стихов Ибн Маджида, найденных в Абабн Маджиде. В этом тексте Сулейман идентифицирует Мадхибан как Аль-Мидгаан, подчеркивая их отличие как отдельной нации от сомалийского народа. Он также кратко упоминает имя Аль Сомали. [24]

Пипало, также известный как султанат Мадхибан, возник как историческое королевство между 6 и 8 веками и процветало до 14 века в регионе между Берберой и Зейлой. На протяжении этого обширного периода времени королевство развивалось, охватывая четыре крупных города и множество поселков и занимая особое место в историческом повествовании. [25]

Жители Пипало, известные своей зависимостью от верблюдов и овец, использовали этих животных для пропитания и кулинарии. Значение королевства выходило за рамки богатства фауны, поскольку оно стало известным экспортером таких ценных товаров, как амбра, большие слоновьи бивни и рога носорога, вес некоторых из которых превышал десять кошачьих.

Помимо экономического процветания, Пипало мог похвастаться изобилием мирры, жидкой стираксовой смолы и удивительно толстых черепаховых панцирей. Уникальное сочетание природных ресурсов королевства и своеобразной дикой природы, в том числе неуловимого «верблюжьего журавля» и уникального цу-ла, способствовало его культурной самобытности. [26]

Примечательным аспектом культурной жизни Пипало был охотничий опыт жителей. Опытные стрелки, они использовали отравленные стрелы, чтобы ловить и охотиться на местную дикую природу. Эта охотничья традиция придала уникальное измерение историческому значению Пипало, сделав его заметным игроком в региональной динамике до 14 века. [27]

Makhzumi dynasty

[ редактировать ]

В 629 году хиджры (1231 г. н. э.) в пятницу месяца Ашура между Мадхибаанами и династиями Махзуми произошла значительная битва. Султан Абдаллах был схвачен в Гидае спустя почти два года. Он умер в 632 году хиджры (1234 году нашей эры) в двадцатую ночь Рамадана, что ознаменовало конец династии Махзуми. [28]

История болезни

[ редактировать ]

Мадхибан были неотъемлемой частью практики здравоохранения сомалийского общества на протяжении веков. Их медицинские знания, передаваемые из поколения в поколение, сочетают в себе рациональные, магические и религиозные подходы. Такое сочетание практик распространено в сомалийской культуре, где медицинскую помощь оказывают как традиционные целители, так и практикующие миряне из племени Мадхибаан, известные как вадады. [29] [30]

Традиционные медицинские ролиВадад или «доктор» может быть традиционным целителем с приобретенными медицинскими знаниями или мирянином из племени Мадхибаан. Хирургия, гинекология, акушерство и лечение детских болезней находятся в основном в руках практикующих Мадхибан. Их женщины, в частности, играют решающую роль в этих областях. [31]

Передача знаний

[ редактировать ]

Медицинские знания Мадхибана традиционно передаются от отца к сыну или от матери к дочери. Это знание не ограничивается закрытым кругом; этому также можно научить незнакомцев за определенную плату. Например, в 1947 году женщина по имени Нурия прославилась своим лечением травами после получения указаний в видении, привлекая пациентов даже из Адена и Джибути. [32]

Хирургическая практика

[ редактировать ]

Хирурги Мадхибана накопили значительный опыт в различных областях хирургии. Их инструменты, сделанные из железа с деревянными ручками, включают ножи, щипцы, буравчики и ножницы. Несмотря на отсутствие современной анестезии, их хирургические методы продвинуты. Они практикуют гемостаз давящими повязками, накладывают мирру на разрезы и используют шипы в качестве игл с растительными волокнами для наложения швов. [33]

Раны лечат удалением инородных тел, применением корней акации для гемостаза и наложением коры. При укусах змей накладывают лигатуру проксимально, рану надрезают и тампонируют солью. Ожоги лечат сахаром и маслом, а при переломах черепа проводят трепанацию. [34]

Уход за матерями и младенцами

[ редактировать ]

Женщины Мадхибана преуспевают в гинекологии, акушерстве и уходе за младенцами. Они используют различные методы лечения травами и мануальные техники при нарушениях менструального цикла, венерических заболеваниях и других проблемах репродуктивного здоровья. Например, чрезмерные менструальные циклы лечатся с помощью камеди хабаб агаги и горячих компрессов. [35]

Знание о яде

[ редактировать ]

Мадхибаны хорошо разбираются в использовании ядовитых растений. Для охоты они используют яды для стрел, изготовленные из таких растений, как Acocanthera schimperi и Adenium somalense. Эти знания распространяются на распознавание и лечение отравлений у людей и животных. [36]

Аф-Мадибан

[ редактировать ]

У народа мадхибан, как и у йибира , есть особый диалект, который отличает его от основного сомалийского языка. Западные лингвисты начала 20 века классифицировали этот диалект как уникальную форму сомалийского языка. Примечательно, что диалекты Мадхибан и Йибир имеют значительное количество слов, что отражает тесную лингвистическую связь между этими двумя группами. [37]

Энрико Черулли задокументировал язык общины Харла , известный как аф Харлаад, который имел сходство с диалектами, на которых говорили Мадхибаан и Йибир. Это языковое сходство подчеркивает глубокие исторические связи и культурные обмены между этими маргинализированными сообществами. [38]

Дж. В. К. Кирк, британский пехотный офицер, дислоцированный в Британском Сомалиленде, представил подробный отчет о диалекте Мадхибан в своей грамматике сомалийского языка 1905 года. Кирк отметил, что диалекты мадхибаан и йибир существенно отличаются от доминирующего сомалийского языка, и это различие служит сохранению секретности и защите автономии этих групп. По словам Кирка, секретность их диалектов имела решающее значение для предотвращения полного господства правящего класса над подчиненными кланами. [39]

Кирк неоднократно подчеркивал важность этой секретности, призывая читателей не раскрывать подробности диалекта мадхибан никому из Сомали, не являющегося йибиром или мадхибаанским происхождением. Это мнение поддержал немецкий лингвист Адольф Вальтер Шлейхер в своей грамматике сомалийского языка 1892 года, подчеркнув постоянную необходимость сохранения конфиденциальности этих уникальных языковых форм. [40]

В более позднее время лингвист Роджер Бленч, ссылаясь на Кирка, отметил, что диалекты мадхибана и ибира существенно отличаются по лексике от стандартного сомалийского языка. Однако остается неясным, связано ли это расхождение с отдельным лингвистическим кодом или оно представляет собой совершенно разные языки. [41]

Родственные касты в Восточной Африке

[ редактировать ]

Каста Мадхибан не является исключением и ограничивается сомалийской этнической группой, и эквивалентная родственная каста встречается во многих этнических группах в Восточной Африке . [42] [43] По словам Дональда Левина – профессора социологии, специализирующегося на исследованиях Эфиопии и стран Африканского Рога, схожие кастовые группы на разных языках и этнических группах были неотъемлемой частью обществ этого региона. [42] В этих слоях присутствуют все определяющие характеристики касты, утверждает Левин, такие характеристики, как «эндогамия, иерархия, статус, концепции загрязнения, ограничения комменсалитета, традиционное занятие и членство по рождению». [44] В восточной Эфиопии этнические группы, такие как народ оромо , родственники сомалийских каст, были зафиксированы в текстах 16 века, утверждает Корнелиус Джаэнен. [45] В таблице ниже показаны некоторые альтернативные термины для обозначения каст, отражающих мадхибан в других этнических группах, которые делят этот регион с сомалийцами. [46]

Касты, эквивалентные Мадхибану в Восточной Африке
Этническая группа Название касты [46] [47] Занятие
Сомали Мадхибан охотники, кожевники,
Амхара люди Вейто, Факи охотники, кожевники
Люди Аргоббы Факин кожевники
Люди Борана Уоттс охотники, кожевники, гончары, собиратели
Гураге люди Утечка охотники, [43] столяры
Люди Джанджеро Утечка охотники, гончары, кожевники
Кефа люди Это случается охотники, охранники
Кимантский народ Арабинья кожевники
Она люди Давным-давно охотники
Сидама люди Те кожевники

Известный Мадхибан

[ редактировать ]
  1. ^ «Отдел ООН по чрезвычайным ситуациям в Восточной Эфиопии» . africa.upenn.edu . Проверено 1 июля 2023 г.
  2. ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Сомали» . Международная группа по правам меньшинств . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Народ габуйе (мидган) в Сомали» . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Джибути: Положение членов касты мадхибанов, включая обращение со стороны общества и властей; государственная защита и услуги (2003 г. – октябрь 2013 г.») . Канада: Совет по иммиграции и беженцам Канады. 2014 г. – через УВКБ ООН .
  5. ^ Перейти обратно: а б Левин, Дональд Н. (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 62, 195. ISBN.  978-0-226-22967-6 .
  6. ^ де Ларахас, Е. (1972). «Мидган» . Сомали-английский и сомалийско-английский словарь . Трубнер. п. 108.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ино, Мохамед А.; Кусов, Абди М. (1 января 2014 г.). «Расовые и кастовые предрассудки в Сомали» . Журнал сомалийских исследований . 1 (2): 91–118. hdl : 10520/EJC167583 .
  8. ^ Хорробин, Дэвид Ф. (2012). Сомали, в «Путеводителе по Кении и Северной Танзании» . Спрингер. стр. 29–30. ISBN  978-94-011-7129-8 .
  9. ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, стр. 108
  10. ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, страницы 108, 119, 134, 145, 178.
  11. ^ Андреас Циммерманн; Йонас Дёршнер; Феликс Махтс (2011). Конвенция 1951 года о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 года: комментарий . Издательство Оксфордского университета. п. 398. ИСБН  978-0-19-954251-2 .
  12. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты». Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  13. ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. стр. 7–8, 13–14. ISBN  0852552807 . Проверено 14 ноября 2016 г.
  14. ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 7, 14 со сносками. ISBN  3825830845 . Проверено 23 сентября 2014 г.
  15. ^ Дэвид Ф. Хорробин (2012). Сомали, в «Путеводителе по Кении и Северной Танзании» . Спрингер. стр. 29–30. ISBN  978-94-011-7129-8 .
  16. ^ Е. де Ларахас (1972), Сомали-английский и сомалийско-английский словарь, Трубнер, стр. 108
  17. ^ Райт, Джейн (1996). «Калечащие операции на женских половых органах: обзор». Журнал продвинутого сестринского дела . 24 (2). Уайли-Блэквелл: 251–259. дои : 10.1046/j.1365-2648.1996.01934.x . ПМИД   8858427 .
  18. ^ Галло, Пиа Грассиваро; Тита, Элеонора; Вивиани, Франко (2006). «У истоков этнической модификации женских половых органов: предварительный отчет». Телесная неприкосновенность и политика обрезания . стр. 49–55. дои : 10.1007/978-1-4020-4916-3_4 . ISBN  978-1-4020-4915-6 .
  19. ^ Джама, Хасан Али (2005). Кого волнует Сомали: испытания Хасана; Размышления о будущем нации . Верлаг Ганс Шилер. стр. 97–98. ISBN  3899300750 . Проверено 23 сентября 2014 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ли Гандерсон; Деннис Мерфи Одо; Реджинальд Д'Сильва (2013). Инструкция по грамотности ESL . Рутледж. п. 98. ИСБН  978-1-135-05238-6 .
  21. ^ Томас М. Леонард (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 255. ИСБН  978-1-135-20508-9 .
  22. ^ См.: «Земля и ее обитатели: АФРИКА», Vol. IV, Южная и Восточная Африка . Автор: Елисей Реклю. Под редакцией А.Х. Кина, Б.А. , Нью-Йорк, Д. Эпплтон и компания, 1890 г. (стр. 399).
  23. ^ Льюис, IM (2008). Понимание Сомали и Сомалиленда: культура, история, общество . Издательство Колумбийского университета. п. 8. ISBN  978-0231700849 .
  24. ^ al_mahri_ibn_majid_books (на арабском языке).
  25. ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
  26. ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
  27. ^ Хопкинс, LC (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
  28. ^ Черулли, Энрико (2013). «Ислам: вчера и сегодня» .
  29. ^ Каплан, Ирвинг (1977). «Районный справочник по Сомали» . Типография правительства США.
  30. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  31. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  32. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  33. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  34. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  35. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  36. ^ «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  37. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  38. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  39. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  40. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  41. ^ Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 57, 169–171. ISBN  978-0-226-22967-6 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Шак, Уильям А. (1964). «54. Заметки о профессиональных кастах среди гураж юго-западной Эфиопии». Мужчина . 64 . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 50–52. дои : 10.2307/2797801 . JSTOR   2797801 .
  44. ^ Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 57–58. ISBN  978-0-226-22967-6 .
  45. ^ Джаэнен, Корнелиус Дж. (1956). «Галла или оромо Восточной Африки» Юго-западный журнал антропологии . 12 (2): 171–190. дои : 10.1086/southjanth.12.2.3629113 . JSTOR   3629113 . ПМИД   12259237 . S2CID   146322293 .
  46. ^ Перейти обратно: а б Дональд Н. Левин (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 195–196. ISBN  978-0-226-22967-6 .
  47. ^ Саид Амир Арджоманд (2014). Социальная теория и региональные исследования в эпоху глобального мира . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 229–237. ISBN  978-1-4384-5161-9 .
  48. Восстание сомалийских банд губит Миннеаполис , Associated Press (20 июля 2009 г.).
  49. ^ Государственный архив . 1861. [ нужна страница ] [ нужна проверка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Хасан Али Джама, Кого волнует Сомали (Verlag Hans Schiler: 2005)
  • И. М. Льюис, Пастырская демократия , (Издательство James Currey: 1999)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25089d644709d821bd93b982aa678c3e__1722858900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/3e/25089d644709d821bd93b982aa678c3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madhiban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)