Jump to content

Куре люди

Снимите
Регионы со значительной численностью населения
Эфиопия
Языки
Ты чистишь , амхарский

Куре юге (также известный как курете ) — этническая группа, родина которой находится на Эфиопии .

Куре обитают в особой вореде Амаро , которая находится к востоку от Абая и Чамо озер ; там проживает подавляющее большинство представителей этой этнической группы. Другие члены этой группы живут в специальной вореде Бурджи и регионе Оромия . Язык куре, курете , принадлежит к подсемейству языков восточного омето вместе с качама-ганджуле и зайсе . Это единственный язык Омето к востоку от озера Абая.

Куре — люди энсетской культуры. Энсет, который выращивается во всех трех агроэкологических зонах (Дега, Вейна-дега и Кола), является основным продуктом питания Куре. Горох, пшеница, ячмень, капуста, чечевица, фасоль и лук в деге; кукуруза, теф и сорго в Вейна-деге и Колле в основном выращиваются для продажи и потребления. Животноводство также является важным видом экономической деятельности в Амаро. Кофе, чат, перец чили, лимон и булла (прекрасный побочный продукт энсета) — основные товарные культуры в Амаро. Конечно, кофе «Амаро» имеет лучшее качество, сравнимое со знаменитым брендом «Йиргачеффе», и сегодня его экспортируют более чем в 50 стран мира. Народ Куре также известен своей традиционной ирригационной системой, существовавшей еще 300 лет назад. [ нужны разъяснения ] Террасное земледелие также практикуется, хотя и не так интенсивно, как у народа Консо .

Куре эмигрировали из высокогорья Гамо в середине 14 века. Некоторые информаторы также говорят, что группа людей эмигрировала в качестве христианских миссионеров из Манца, Шева, в Амаро (которое также называется Курсо) через Дауруо и Гамо в период с середины 14 века по начало 15 века. [1]

Когда эти эмигранты приехали в Амаро (Курсо), в Корсо было много разрозненных и единых коренных народов Ома (клана). Новые эмигранты воевали с этими коренными племенами и в конечном итоге вынудили некоторых из них бежать в Бурджи, Консо и Дераше. Остальные коренные племена смешались с пришельцами, образовав народ новой идентичности - Куре.

Говорят, что эмигранты, ассимилированные с коренными племенами, несли с собой табот (Ковчег Завета) и, как полагают, основали несколько православных церквей, в том числе Йеро Медхане Алем, Ича Гиоргис и Дерба Менена Михаил. В конце концов, примерно в конце 14 века было основано Королевство Амарро с 23 административными единицами или районами, называемыми Дайнете . С момента своего создания Королевством Амаро правили короли Каатес (Пробуждение, 1985). Устные информаторы сообщают, что Ахмед Гран (местное имя «луса») вторгся в королевство Амаро (Курсо) в 16 веке, тем самым сжигая его церкви и преследуя христиан.

Всего с середины 14 века до включения королевства в Эфиопскую империю Рас Леулом Сегедом, генералом Менелика II, в 1896 году в Корсо проживало 19 королей из трех династий. После присоединения к Эфиопской империи Амаро был организована как вореда с административным центром сначала в Керчеле, затем в Дано и, наконец, в Келе, но до этого она была разделена на два субвореда. Эта вореда просуществовала до 1981 года ЕС, когда Амаро вореда была разделена между Гедео и Гамо-Гофа. После того, как военный режим Дерга был свергнут в 1991 году Революционно-демократическим фронтом эфиопского народа, Амаро был восстановлен в качестве специальной администрации вореда в рамках Региона национальностей и народов Юга.


Политическая структура

[ редактировать ]

Выше упоминалось, что в Куре было королевство, возглавляемое Каате , или королями. Королевство было разделено между 23 административными единицами, дайнетами . Эти 23 дайнете подчинялись двум аваджо , высшим сановникам Каате . Назначенные окружные администраторы, дайна , выполняли фактические повседневные административные и судебные функции дайнетов . При каждой дайне было четыре должности: уша , маага , тора маага и мура . Тора маага был военным лидером, а мура был главой нижней деревни или диктором информации и провозглашений (Awoke, 1985).

Два аваджо , которых звали Йеро Аваджо и Айкуре Аваджо, в основном выполняли консультативные функции, хотя они имели более высокий политический и социальный статус по сравнению с дайнами , находившимися ниже них. Конфликты, возникавшие между двумя округами или дайнетами , разрешались аваджо до того, как они обращались в суд каате. У Каатеса были/есть советники по имени Булатен . Эти советники также консультировались с аваджо и дайна . Помимо них существовала дворцовая стража, традиционная армия, называемая солле , которая подчинялась только Каате . Каате считались помазанниками Бога. Помимо своей политической власти, они также считались вызывателями дождя. Однако они не являются религиозными руководителями.

В целом, хотя эта традиционная политическая система перестала функционировать должным образом после того, как Королевство Куре было включено в состав Эфиопской империи в 1896 году, она по-прежнему в значительной степени функционирует наряду с современной административной структурой. Тем не менее, Куре почитают своего Каате как своего традиционного лидера. (Пробуждение, 1985)

Культура и религия

[ редактировать ]

Куре полигамны и экзогамны. Как упоминалось ранее, куры и канаэ женятся друг на друге. Отчасти это делает Куре экзогамными. С другой стороны, однако, некоторые кланы Куре также вступают в браки внутри племени или группы, и это дисквалифицирует экзогамию Куре. Причина этого, по-видимому, в том, что многие кланы в Курезе не устанавливают общего генеалогического происхождения. За очень немногими исключениями, кланы Канаэ претендуют на общую генеалогию от одного отца, Войджо, который считается отцом-основателем первого Королевства Куре (Амарро). Однако, поскольку племенное имя Войджо является широко распространенным родовым племенным названием у многих омотских народов, утверждение об общем происхождении племени / группы Канаэ из Войджо сомнительно.

Как правило, в Куре существует пять типов брачных соглашений: брак по договоренности, похищение, баале (брак по внезапному появлению и обязательству семьи девушки), левиратный брак и мишира (вторичный брак, обычно практикуемый вдовами или разведенными парами). В целом интерпретация предзнаменования очень важна при заключении брака, а также в другой общественной жизни.

В недавнем прошлом цена приданого, выплачиваемая за семью девушки в обществе Куре, носила лишь символический характер и имела целью укрепить родственные отношения. Однако в настоящее время размер выплаты приданого становится чрезвычайно высоким и становится серьезной социальной проблемой. Девственность имеет высокую социальную ценность в обществе Куре. Если девушка не девственница, ее будут считать прелюбодейкой и избивать муж. Сообщество не оказывает девушке должного уважения, а ее семьи также подвергаются унижениям.

Рождение, состояние детей и пол

[ редактировать ]

Куре предпочитает иметь сына женщине. Когда самка рожает ребенка, пришедшие к ней в гости люди первым делом спрашивают, какого пола она родила. Ее ответ символичен: она говорит: «У меня есть йеле», что означает «человек» или «мумме», что означает «твердый», если она родила сына. С другой стороны, если она родила самку, она говорит: «У меня есть огаце», что означает «путешественник», или «кана», что означает «собака», или «зело», что означает «деревянная чаша». Сын остается в доме своего отца и предка, следовательно, «тверд» на земле своих предков. Самка выходит замуж и уезжает на постоянное жительство к семье мужа, отсюда «огаце», путешественник, или «кана» («собака»), кочующая с места на место.

Верховного бога Куре зовут Вонто. Вонто — создатель земли, воды, солнца, звезд, людей и т. д. и всей вселенной. Как говорит Саймон (2002), термин Вонто имеет коннотативное значение: день или свет. Таким образом, день и свет символизируют личность Бога (Вонто) для Куре. Однако, поскольку Вонто находится далеко от людей, считается, что духи предков (адэ/акко), духи одержимости (цузе) и лааха (прорицатель) являются посредниками между Вонто и людьми. В связи с этим главы семей, кланов или регионов совершают множество форм жертвенных ритуалов для духов предков и духов-одержимости.

С другой стороны, как упоминалось ранее, христианство в Амаро имеет долгую историю. Первыми эфиопскими православными церквями, основанными в 14 веке, были монастырь Йеро Медхане Алем и церкви Ича Гиоргис и Дерба Михаил. Как гласит устная традиция Куре, за создание этих церквей были ответственны христианские иммигранты, которые, как считалось, прибыли из Менца через Кафу, Даваро и Гамо в Амаро. Однако во время войн Ахмеда Грана церкви сжигались, а христиане подвергались безрассудным гонениям. Оставшиеся немногие христиане и священники были вынуждены бежать в Бирбир Мариам в Гамо и в другие места. Говорят, что после этого исторического события народ Куре вернулся к своей старой традиционной религии и оставался таковым до тех пор, пока строители Эфиопской империи вновь не ввели христианство в 19 веке.

Однако на этот раз христианство не могло быстро распространяться и не могло иметь много последователей, поскольку восстановление христианства было связано с покорением строителей северной феодальной империи. Таким образом, православное влияние оставалось минимальным до тех пор, пока в Амарро в 1950-х годах не было представлено евангелическое христианство. В настоящее время большинство куре являются последователями различных протестантских сект.

В целом, сегодня в обществе Куре сложилась сложная ситуация с христианством (как православным, так и евангелическим). Как говорит Саймон (2002), «...люди считали православие чужой религией амхара, добавленной доминирующей амхарой ​​для поклонения...» Хотя православие само по себе во многом синхронизировано с традиционной религией, оно «... настаивали на том, что отказ от всех своих традиционных обычаев является обязательным условием для того, чтобы стать христианином. Из-за этого каждая часть культуры Куре считается бесполезной и демонической». С другой стороны, хотя евангелическое христианство в настоящее время доминирует и широко распространено, его пренебрежение к культуре Куре и декультурация Кура воспринимаются негативно. Саймон продолжает: «С другой стороны, евангелисты полностью негативно относятся к культуре Куре и отвергают каждую часть культуры Куре как демоническую… Другими словами, для евангелических церквей стать христианином означает отказаться от своей культуры. Это заканчивается декультурацией. "

Ритуалы смерти

[ редактировать ]

Жизнь от рождения до смерти и жизнь после смерти — для Куре непрерывный процесс. Для Куре смерть не означает конец жизни; скорее, умерший человек продолжает существовать в сфере невидимого мира как предок. Дух умершего предка мог быть хорошим предком, заботящимся о своем живом происхождении; или это может быть плохой дух по имени сахасэ , гоматзе или моитиле , который может причинить опасность своим живым родственникам. По этой причине считается, что у Куре есть последовательные ритуалы смерти, чтобы умилостивить умершего. Обряд смерти начинается с церемонии погребения.

Первый ритуал после погребения называется иша гельсе , что означает «возвращение духа умершего», и начинается через 40 дней после погребения умершего. Считается, что до 40 дней дух умершего человека бродит по его бывшему жилому дому и саду. В наши дни духа мертвых очень боятся. Для ритуала иша гельсе старший сын умершего, глава рода умершего и тенкуай или прорицатель берут свежее молоко и муку разных зерен и идут на могилу умершего. Тенкуай , который , как полагают, обладает божественной силой общаться с духом умершего, окропляет могилу молоком и едой. Считается, что дух умершего человека приходит к тенкею, чтобы забрать еду и молоко. В этот момент тенкуэй хватает дух и уносит его обратно в свой бывший дом.

За этим следует еще один ритуал, называемый леэмо эпе , некромантия , в бывшем доме умершего человека. Многие люди собираются в бывшем доме умершего, чтобы присутствовать на этом ритуале. Тенкуэй, который вернул духа в свой бывший дом, начинает «разговаривать» с духом леемо и переводит собравшимся людям то, что говорит леемо. Этот ритуал может длиться от нескольких дней до недель, пока еды будет достаточно, чтобы накормить собравшихся людей. Обычно цель этих ритуалов — узнать о смерти человека. С другой стороны, считается, что умерший человек живет в мире истины; это с Вонто, Богом. Так собравшиеся люди советуются с духом о благополучии своей семьи и общества в целом в будущем. Они также советуются с ним, какие действия предпринять, чтобы избежать засухи, эпидемических заболеваний, стихийных бедствий и т. д. После завершения ритуала леэмо живые родственники умершего время от времени приносят в жертву молоко, пшеничную муку, смешанную с энсет булла. или домашний скот духу/духам предков.

Историческое и религиозное наследие и туристические достопримечательности

[ редактировать ]

Как упоминалось выше, монастырь Йеро Медхане Алем является важным историческим и религиозным объектом, связанным с происхождением и самобытностью Куре. Ваало цабала, горячий источник Валло (Каати Цабала или Королевский источник), природный горячий источник в национальном парке Нечисар Помимо этого, священными лесами / местами считаются . Такие места, как Йиро Вала, Сагане Шаше, Гумуре Ооше и Гудена, являются священными историческими и религиозными местами. Кроме того, здесь есть гора Дело и ее естественный лес, Гуна Биддо (столб короля Гуны) и Гомале, священное место захоронения королей Куре (особенно королей династии Инкало), которые являются важными священными историческими реликвиями Кура. Многие священные кладбища кланов предков, буза и почитаемые природой леса, такие как Вункуро-Вора, Шеффо-Вора и Гани-Вора, также являются важными историческими и культурными реликвиями.

  1. ^ Пробуждение, 1985

Источники

[ редактировать ]
  • Проснулся Амзай. 2007. Мозаичные культуры и народы южных наций, национальностей и региональных штатов народов.
  • Авасса, Эфиопия: Бюро информации и культуры
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b41a095653698bd85ed1f937877d7838__1721137560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/38/b41a095653698bd85ed1f937877d7838.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koore people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)