Куре люди
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Эфиопия | |
Языки | |
Ты чистишь , амхарский |
![]() |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Куре юге (также известный как курете ) — этническая группа, родина которой находится на Эфиопии .
Обзор
[ редактировать ]Куре обитают в особой вореде Амаро , которая находится к востоку от Абая и Чамо озер ; там проживает подавляющее большинство представителей этой этнической группы. Другие члены этой группы живут в специальной вореде Бурджи и регионе Оромия . Язык куре, курете , принадлежит к подсемейству языков восточного омето вместе с качама-ганджуле и зайсе . Это единственный язык Омето к востоку от озера Абая.
Куре — люди энсетской культуры. Энсет, который выращивается во всех трех агроэкологических зонах (Дега, Вейна-дега и Кола), является основным продуктом питания Куре. Горох, пшеница, ячмень, капуста, чечевица, фасоль и лук в деге; кукуруза, теф и сорго в Вейна-деге и Колле в основном выращиваются для продажи и потребления. Животноводство также является важным видом экономической деятельности в Амаро. Кофе, чат, перец чили, лимон и булла (прекрасный побочный продукт энсета) — основные товарные культуры в Амаро. Конечно, кофе «Амаро» имеет лучшее качество, сравнимое со знаменитым брендом «Йиргачеффе», и сегодня его экспортируют более чем в 50 стран мира. Народ Куре также известен своей традиционной ирригационной системой, существовавшей еще 300 лет назад. [ нужны разъяснения ] Террасное земледелие также практикуется, хотя и не так интенсивно, как у народа Консо .
История
[ редактировать ]Куре эмигрировали из высокогорья Гамо в середине 14 века. Некоторые информаторы также говорят, что группа людей эмигрировала в качестве христианских миссионеров из Манца, Шева, в Амаро (которое также называется Курсо) через Дауруо и Гамо в период с середины 14 века по начало 15 века. [1]
Когда эти эмигранты приехали в Амаро (Курсо), в Корсо было много разрозненных и единых коренных народов Ома (клана). Новые эмигранты воевали с этими коренными племенами и в конечном итоге вынудили некоторых из них бежать в Бурджи, Консо и Дераше. Остальные коренные племена смешались с пришельцами, образовав народ новой идентичности - Куре.
Говорят, что эмигранты, ассимилированные с коренными племенами, несли с собой табот (Ковчег Завета) и, как полагают, основали несколько православных церквей, в том числе Йеро Медхане Алем, Ича Гиоргис и Дерба Менена Михаил. В конце концов, примерно в конце 14 века было основано Королевство Амарро с 23 административными единицами или районами, называемыми Дайнете . С момента своего создания Королевством Амаро правили короли Каатес (Пробуждение, 1985). Устные информаторы сообщают, что Ахмед Гран (местное имя «луса») вторгся в королевство Амаро (Курсо) в 16 веке, тем самым сжигая его церкви и преследуя христиан.
Всего с середины 14 века до включения королевства в Эфиопскую империю Рас Леулом Сегедом, генералом Менелика II, в 1896 году в Корсо проживало 19 королей из трех династий. После присоединения к Эфиопской империи Амаро был организована как вореда с административным центром сначала в Керчеле, затем в Дано и, наконец, в Келе, но до этого она была разделена на два субвореда. Эта вореда просуществовала до 1981 года ЕС, когда Амаро вореда была разделена между Гедео и Гамо-Гофа. После того, как военный режим Дерга был свергнут в 1991 году Революционно-демократическим фронтом эфиопского народа, Амаро был восстановлен в качестве специальной администрации вореда в рамках Региона национальностей и народов Юга.
Политическая структура
[ редактировать ]Выше упоминалось, что в Куре было королевство, возглавляемое Каате , или королями. Королевство было разделено между 23 административными единицами, дайнетами . Эти 23 дайнете подчинялись двум аваджо , высшим сановникам Каате . Назначенные окружные администраторы, дайна , выполняли фактические повседневные административные и судебные функции дайнетов . При каждой дайне было четыре должности: уша , маага , тора маага и мура . Тора маага был военным лидером, а мура был главой нижней деревни или диктором информации и провозглашений (Awoke, 1985).
Два аваджо , которых звали Йеро Аваджо и Айкуре Аваджо, в основном выполняли консультативные функции, хотя они имели более высокий политический и социальный статус по сравнению с дайнами , находившимися ниже них. Конфликты, возникавшие между двумя округами или дайнетами , разрешались аваджо до того, как они обращались в суд каате. У Каатеса были/есть советники по имени Булатен . Эти советники также консультировались с аваджо и дайна . Помимо них существовала дворцовая стража, традиционная армия, называемая солле , которая подчинялась только Каате . Каате считались помазанниками Бога. Помимо своей политической власти, они также считались вызывателями дождя. Однако они не являются религиозными руководителями.
В целом, хотя эта традиционная политическая система перестала функционировать должным образом после того, как Королевство Куре было включено в состав Эфиопской империи в 1896 году, она по-прежнему в значительной степени функционирует наряду с современной административной структурой. Тем не менее, Куре почитают своего Каате как своего традиционного лидера. (Пробуждение, 1985)
Культура и религия
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]Куре полигамны и экзогамны. Как упоминалось ранее, куры и канаэ женятся друг на друге. Отчасти это делает Куре экзогамными. С другой стороны, однако, некоторые кланы Куре также вступают в браки внутри племени или группы, и это дисквалифицирует экзогамию Куре. Причина этого, по-видимому, в том, что многие кланы в Курезе не устанавливают общего генеалогического происхождения. За очень немногими исключениями, кланы Канаэ претендуют на общую генеалогию от одного отца, Войджо, который считается отцом-основателем первого Королевства Куре (Амарро). Однако, поскольку племенное имя Войджо является широко распространенным родовым племенным названием у многих омотских народов, утверждение об общем происхождении племени / группы Канаэ из Войджо сомнительно.
Как правило, в Куре существует пять типов брачных соглашений: брак по договоренности, похищение, баале (брак по внезапному появлению и обязательству семьи девушки), левиратный брак и мишира (вторичный брак, обычно практикуемый вдовами или разведенными парами). В целом интерпретация предзнаменования очень важна при заключении брака, а также в другой общественной жизни.
В недавнем прошлом цена приданого, выплачиваемая за семью девушки в обществе Куре, носила лишь символический характер и имела целью укрепить родственные отношения. Однако в настоящее время размер выплаты приданого становится чрезвычайно высоким и становится серьезной социальной проблемой. Девственность имеет высокую социальную ценность в обществе Куре. Если девушка не девственница, ее будут считать прелюбодейкой и избивать муж. Сообщество не оказывает девушке должного уважения, а ее семьи также подвергаются унижениям.
Рождение, состояние детей и пол
[ редактировать ]Куре предпочитает иметь сына женщине. Когда самка рожает ребенка, пришедшие к ней в гости люди первым делом спрашивают, какого пола она родила. Ее ответ символичен: она говорит: «У меня есть йеле», что означает «человек» или «мумме», что означает «твердый», если она родила сына. С другой стороны, если она родила самку, она говорит: «У меня есть огаце», что означает «путешественник», или «кана», что означает «собака», или «зело», что означает «деревянная чаша». Сын остается в доме своего отца и предка, следовательно, «тверд» на земле своих предков. Самка выходит замуж и уезжает на постоянное жительство к семье мужа, отсюда «огаце», путешественник, или «кана» («собака»), кочующая с места на место.
Религия
[ редактировать ]Верховного бога Куре зовут Вонто. Вонто — создатель земли, воды, солнца, звезд, людей и т. д. и всей вселенной. Как говорит Саймон (2002), термин Вонто имеет коннотативное значение: день или свет. Таким образом, день и свет символизируют личность Бога (Вонто) для Куре. Однако, поскольку Вонто находится далеко от людей, считается, что духи предков (адэ/акко), духи одержимости (цузе) и лааха (прорицатель) являются посредниками между Вонто и людьми. В связи с этим главы семей, кланов или регионов совершают множество форм жертвенных ритуалов для духов предков и духов-одержимости.
С другой стороны, как упоминалось ранее, христианство в Амаро имеет долгую историю. Первыми эфиопскими православными церквями, основанными в 14 веке, были монастырь Йеро Медхане Алем и церкви Ича Гиоргис и Дерба Михаил. Как гласит устная традиция Куре, за создание этих церквей были ответственны христианские иммигранты, которые, как считалось, прибыли из Менца через Кафу, Даваро и Гамо в Амаро. Однако во время войн Ахмеда Грана церкви сжигались, а христиане подвергались безрассудным гонениям. Оставшиеся немногие христиане и священники были вынуждены бежать в Бирбир Мариам в Гамо и в другие места. Говорят, что после этого исторического события народ Куре вернулся к своей старой традиционной религии и оставался таковым до тех пор, пока строители Эфиопской империи вновь не ввели христианство в 19 веке.
Однако на этот раз христианство не могло быстро распространяться и не могло иметь много последователей, поскольку восстановление христианства было связано с покорением строителей северной феодальной империи. Таким образом, православное влияние оставалось минимальным до тех пор, пока в Амарро в 1950-х годах не было представлено евангелическое христианство. В настоящее время большинство куре являются последователями различных протестантских сект.
В целом, сегодня в обществе Куре сложилась сложная ситуация с христианством (как православным, так и евангелическим). Как говорит Саймон (2002), «...люди считали православие чужой религией амхара, добавленной доминирующей амхарой для поклонения...» Хотя православие само по себе во многом синхронизировано с традиционной религией, оно «... настаивали на том, что отказ от всех своих традиционных обычаев является обязательным условием для того, чтобы стать христианином. Из-за этого каждая часть культуры Куре считается бесполезной и демонической». С другой стороны, хотя евангелическое христианство в настоящее время доминирует и широко распространено, его пренебрежение к культуре Куре и декультурация Кура воспринимаются негативно. Саймон продолжает: «С другой стороны, евангелисты полностью негативно относятся к культуре Куре и отвергают каждую часть культуры Куре как демоническую… Другими словами, для евангелических церквей стать христианином означает отказаться от своей культуры. Это заканчивается декультурацией. "
Ритуалы смерти
[ редактировать ]Жизнь от рождения до смерти и жизнь после смерти — для Куре непрерывный процесс. Для Куре смерть не означает конец жизни; скорее, умерший человек продолжает существовать в сфере невидимого мира как предок. Дух умершего предка мог быть хорошим предком, заботящимся о своем живом происхождении; или это может быть плохой дух по имени сахасэ , гоматзе или моитиле , который может причинить опасность своим живым родственникам. По этой причине считается, что у Куре есть последовательные ритуалы смерти, чтобы умилостивить умершего. Обряд смерти начинается с церемонии погребения.
Первый ритуал после погребения называется иша гельсе , что означает «возвращение духа умершего», и начинается через 40 дней после погребения умершего. Считается, что до 40 дней дух умершего человека бродит по его бывшему жилому дому и саду. В наши дни духа мертвых очень боятся. Для ритуала иша гельсе старший сын умершего, глава рода умершего и тенкуай или прорицатель берут свежее молоко и муку разных зерен и идут на могилу умершего. Тенкуай , который , как полагают, обладает божественной силой общаться с духом умершего, окропляет могилу молоком и едой. Считается, что дух умершего человека приходит к тенкею, чтобы забрать еду и молоко. В этот момент тенкуэй хватает дух и уносит его обратно в свой бывший дом.
За этим следует еще один ритуал, называемый леэмо эпе , некромантия , в бывшем доме умершего человека. Многие люди собираются в бывшем доме умершего, чтобы присутствовать на этом ритуале. Тенкуэй, который вернул духа в свой бывший дом, начинает «разговаривать» с духом леемо и переводит собравшимся людям то, что говорит леемо. Этот ритуал может длиться от нескольких дней до недель, пока еды будет достаточно, чтобы накормить собравшихся людей. Обычно цель этих ритуалов — узнать о смерти человека. С другой стороны, считается, что умерший человек живет в мире истины; это с Вонто, Богом. Так собравшиеся люди советуются с духом о благополучии своей семьи и общества в целом в будущем. Они также советуются с ним, какие действия предпринять, чтобы избежать засухи, эпидемических заболеваний, стихийных бедствий и т. д. После завершения ритуала леэмо живые родственники умершего время от времени приносят в жертву молоко, пшеничную муку, смешанную с энсет булла. или домашний скот духу/духам предков.
Историческое и религиозное наследие и туристические достопримечательности
[ редактировать ]Как упоминалось выше, монастырь Йеро Медхане Алем является важным историческим и религиозным объектом, связанным с происхождением и самобытностью Куре. Ваало цабала, горячий источник Валло (Каати Цабала или Королевский источник), природный горячий источник в национальном парке Нечисар Помимо этого, священными лесами / местами считаются . Такие места, как Йиро Вала, Сагане Шаше, Гумуре Ооше и Гудена, являются священными историческими и религиозными местами. Кроме того, здесь есть гора Дело и ее естественный лес, Гуна Биддо (столб короля Гуны) и Гомале, священное место захоронения королей Куре (особенно королей династии Инкало), которые являются важными священными историческими реликвиями Кура. Многие священные кладбища кланов предков, буза и почитаемые природой леса, такие как Вункуро-Вора, Шеффо-Вора и Гани-Вора, также являются важными историческими и культурными реликвиями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пробуждение, 1985
Источники
[ редактировать ]- Проснулся Амзай. 2007. Мозаичные культуры и народы южных наций, национальностей и региональных штатов народов.
- Авасса, Эфиопия: Бюро информации и культуры