Jump to content

Кемантский народ

Кемант
குக்கு
Общая численность населения
Восток. 172 000 в 1994 г.
(из которых только 1650 сохраняют язык.)
Регионы со значительной численностью населения
 Эфиопия
Языки
Религия
Родственные этнические группы
Бета Исраэль , другие люди Агау

Кеманты Эфиопии (также известные как западные агавы ) — небольшая кушитская этническая группа на северо-западе , особенно в Гондаре , регион Амхара . [2] Народ Кеманта традиционно исповедовал раннюю языческо-еврейскую религию, однако большинство членов Кеманта являются последователями Эфиопской православной церкви . Они исторически связаны с Бета-Израилем , но отличаются от него . [3]

По данным национальной переписи 1994 года, население этой этнической группы составляет 172 000 человек; [4] последняя доступная национальная перепись населения, проведенная в 2007 году, не выделяет их в отдельную группу. [5] Однако только 1625 человек все еще говорят на киманте , и он считается находящимся под угрозой исчезновения, поскольку большинство детей говорят на амхарском языке ; аналогичным образом, приверженность традиционной религии существенно снизилась, поскольку большая часть населения обратилась в христианство . Обращенные часто считают себя амхарами .

Кеманты живут в районе, традиционно называемом Квара , вдоль оси, простирающейся от Айикеля в Чилга -вореде до Киракира и на север до озера Тана в вореде Лай-Армачихо . Большинство оставшихся носителей языка проживают недалеко от Айикеля, примерно в 40 милях (64 км) к западу от Гондэра . В основном это фермеры.

Кеманты разделены на две патрилинейные части : Кеббэр и Йетанти ; фрагмент Kɨbbɨr имеет более высокий ранг. Традиционный кемант может жениться только на члене другой фратрии, поэтому, хотя фратрии экзогамны, кемантское общество в целом является эндогамным. [3]

Кеманты традиционно исповедовали религию, которую часто называют «еврейской». По словам американского антрополога Фредерика К. Гамста, их «гебраизм представляет собой древнюю форму, на которую не повлияли еврейские изменения последних двух тысячелетий». Недавнее социолингвистическое исследование отмечает, что религия Кеманта находится в очень шаткой ситуации, поскольку из-за быстрой ассимиляции ее до сих пор придерживаются очень немногие люди. Согласно этому исследованию, соответствующая доля людей Кеманта, которые исповедуют религию Кеманта и которые крестились и обратились в эфиопское православие, составляет около 1% и 99%. [1]

Религиозные обряды Кеманта включают буквальное чтение 11-й главы Левита (см. Кашрут ). Как и в раввинистическом иудаизме , даже разрешенных животных можно употреблять в пищу только в том случае, если они должным образом забиты . Кемантские практики включают в себя жертвоприношения животных и уход за священными рощами, называемыми дегегна . Поклонение проводится на открытом воздухе, обычно возле священного дерева, называемого коле , завернутого в разноцветные полоски ткани. Похоже, это пережиток библейской традиции: « Авраам насадил рощу в Беэр-Шеве и призвал там имя Божие» ( Бытие 21:33) и «где женщины ткали завесы для рощи» ( 4 Царств 23:7). ). Однако из-за своей неприязни к тому, чтобы за ними наблюдали все более распространяющиеся христиане, они в конце концов построили молитвенный зал в Челге. [6] Они также практиковали левиратный брак , подобный еврейской практике йибума . [7]

Шаббат соблюдается в субботу, когда запрещено разжигать огонь. , в какой степени они соблюдают запрещенную раввинами деятельность в Шаббат или традиционные субботние запреты Бета Израиля Неясно .

Кеманты называют Бога Йидара , [8] или Мичиган , [9] что может быть именем собственным. В религии он описывается как вездесущий , всемогущий , всеведущий и антропоморфный . К нему можно приблизиться напрямую или через фигур, называемых на амхарском языке k'edus «святыми», которые являются ангелами или культурными героями. [10]

Высшего политического и религиозного лидера кеманта называют вомбером , что на амхарском языке означает «стул». [7] Раньше было два высших вомбера, в Каркаре и в Челге, причем первый был старшим, и различное количество подчиненных вомберов в других частях Кемантленда. Все вомберы выбираются из определенных линий фратрии Киббир. Последняя женщина Каркара умерла в 1955 году, и с тех пор единственной женщиной была Мулуна Марша, женщина из Челги (род. 1935). Каждый вомбер выбирал из киббирской части одного или нескольких делегатов с амхарским титулом афа лик «уста господина». [11] представлять его в судебных делах. Эти люди путешествовали по сельской местности, разрешая споры, следя за соблюдением законов и наказывая проступки, обычно штрафом. [12] Каждая женщина также выбирала двух управляющих с разными титулами, по одному от каждой фратрии, которые обслуживали разные элементы священной трапезы. [13]

Есть два уровня жречества: камазана , высший, из части Киббир , и абаегария , низший, из части Йетанти. В каждом населенном пункте Кеманта есть хотя бы по одному из каждого; они должны работать вместе для проведения традиционных жертвоприношений и других религиозных церемоний. Принося жертву, абаегария держит ноги жертвы, а камазана владеет ножом. [13] Священники также имеют подчиненную судебную функцию. [12]

Из-за отсутствия письменных свидетельств для некоторых ученых происхождение Кеманта неясно. [14] [15] Однако, согласно традиции и истории Кеманта, все началось с того, что Ноев ковчег обосновался на вершине горы Арарат, которая также считается горой Гуна , расположенной в северной части Амхары. Значение слова «гуна» на языке Кеманта — «отправная точка». Кеманты происходят от Янера (также называемого Аянером). Он «внук Ханаана, четвертый сын Хама, сын Ноя». Ной и его семья прожили там несколько лет, но Сим и Иафет переехали в Азию и на Ближний Восток; однако Ной и его сын Хам оставались в Эфиопии до его смерти. Ной был похоронен в современном Фасил-Гебби , а его жена Айкель - в Айкель городе , названном в ее честь. Однако, согласно некоторым легендам, сын Ханаана, Арвади, пришел в Эфиопию из земли Ханаанской, чтобы основать группу Кеманта, тогда как в других легендах это сделал сын Арвади, Янер. [16]

По словам миссионера начала XIX века Самуэля Гобата , их соседи считали Кеманта буда , или колдунами, наряду с «фалашами или евреями ( Бета-Израиль ), большинством мусульман ( мусульман ) и некоторыми христианами ». Гобат знал немного больше об этом «маленьком языческом народе, населявшем горы в окрестностях Гондэра». [17]

В 1967 году американский антрополог Ф. Гамст заявил, что ожидает полной ассимиляции кемантов с амхарами в течение трех десятилетий. Однако в современную эпоху идентичность Кеманта вновь проявилась. [18]

Сегодня большинство этнических кемантов в подавляющем большинстве идентифицируют себя как амхары, и Кемант был исключен из национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, но есть некоторые кемантские общины, которые все еще пытаются сохранить свою культуру и язык. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Лью (2002), с. 8.
  2. ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 06 апреля 2010 г. ISBN  9780080877754 . Проверено 25 октября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Гамст (1969), стр.67.
  4. ^ и 169 000 по данным переписи населения Эфиопии 1984 года. Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 1994 года: результаты по региону Амхара , Vol. 1, часть 1. Архивировано 15 ноября 2010 г., в Wayback Machine , таблица 2.7 (по состоянию на 6 апреля 2009 г.).
  5. ^ «Перепись 2007». Архивировано 14 февраля 2012 года в Wayback Machine , первый черновик, Таблица 5.
  6. ^ Гамст (1969), стр. 27.
  7. ^ Jump up to: а б Лейев, З. (2003). Язык Кемантни: социолингвистическое и грамматическое исследование замены языка . Kuschitische Sprachstudien. Кеппе. п. 48. ИСБН  978-3-89645-067-8 . Проверено 22 сентября 2023 г.
  8. ^ Лейев, З. (2003). Язык Кемантни: социолингвистическое и грамматическое исследование замены языка . Kuschitische Sprachstudien. Кеппе. п. 153. ИСБН  978-3-89645-067-8 . Проверено 22 сентября 2023 г.
  9. ^ Лейев, З. (2003). Язык Кемантни: социолингвистическое и грамматическое исследование замены языка . Kuschitische Sprachstudien. Кеппе. п. 129. ИСБН  978-3-89645-067-8 . Проверено 22 сентября 2023 г.
  10. ^ Гамст (1969), стр. 34–37.
  11. ^ Тафла, Байру (1986). «Титулы, звания и должности Эфиопской православной церкви Тавахо: предварительный обзор». Международный церковный журнал . Новый эпизод. 76 (4): 299. doi : 10.5169/seals-404721 .
  12. ^ Jump up to: а б Гамст (1969), стр. 62.
  13. ^ Jump up to: а б Гамст (1969), стр.43
  14. ^ Джеймс Квирин, Каста и класс в исторической северо-западной Эфиопии: Бета-Израиль (Фалаша) и Кемант 1300-1900 , с. 39
  15. ^ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ АФРИКИ , (Издательство Кембриджского университета, 1998), стр. 197
  16. ^ Джеймс Квирин, Каста и класс в исторической Северо-Западной Эфиопии: Бета-Израиль (Фалаша) и Кемант 1300-1900, 39 ЖУРНАЛ ИСТОРИИ АФРИИ , (Cambridge University Press, 1998), стр.35-37
  17. ^ Сэмюэл Гобат, Журнал трехлетнего проживания в Абиссинии , 1851 г. (Нью-Йорк: Negro Universities Press, 1969), стр. 263
  18. ^ «Жестокий спор в Кеманте разжигает взрывоопасный раскол между Амхарой ​​и Тыграем» . 16 декабря 2018 г.
  19. ^ «Во время гражданской войны в Эфиопии насилие против гражданского населения подрывает поддержку правительства» . Вашингтон Пост . 18 декабря 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гамст, Фредерик К. (1969) Кемант. Язычески-еврейское крестьянство Эфиопии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  • Лейев, Зелеалем (2002) «Отчет о социолингвистическом исследовании кемантского (кимантского) языка Эфиопии» (SILESR2002-031). онлайн-версия ( PDF )
  • Лью, Зелеалем (2003) Язык Кемантни . Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг.
  • Квирин, Джеймс (1998), Каста и класс в исторической северо-западной Эфиопии: Бета-Израиль (Фалаша) и Кемант, 1300-1900 гг.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f84902ed607b16c835eb79cef7268e44__1714452180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/44/f84902ed607b16c835eb79cef7268e44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qemant people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)