Jump to content

Всезнание

(Перенаправлено с Всеведущего )

Всеведение ( / ɒ m ˈ n ɪ ʃ n ə s / ) [1] это способность знать все. В индуизме , сикхизме и авраамических религиях это атрибут Бога . В джайнизме всезнание — это атрибут, которого в конечном итоге может достичь любой человек. В буддизме в разных школах существуют разные представления о всеведении.

Этимология

[ редактировать ]

Слово всеведение происходит от латинского слова sciens («знать» или «сознательный») и приставки omni («все» или «каждый»), но также означает « всевидящий ». [1]

В религии

[ редактировать ]

Тема всеведения широко обсуждалась в различных индийских традициях, но не в большей степени, чем среди буддистов. После экскурсов Дхармакирти в тему того, что представляет собой достоверное познание , Шантаракшита и его ученик Камалашила тщательно исследовали этот предмет в « Таттвасамграхе» и комментарии к ней «Панджике». Аргументы в тексте можно условно сгруппировать в четыре раздела:

  • Опровержение того, что познания, воспринятые, выведенные или иные, могут быть использованы для опровержения всеведения.
  • Демонстрация возможности всеведения через постижение бескорыстной универсальной природы всего познаваемого путем исследования того, что значит быть невежественным, а также природы ума и осознания.
  • Демонстрация полного всеведения, при которой все индивидуальные характеристики (свалакшана) доступны всеведущему существу.
  • Конкретная демонстрация Шакьямуни неисключительного всеведения Будды , но знание Будды Шакьямуни действительно безгранично, и никакие другие боги или существа не могут сравниться с его истинным всеведением. [2]

христианство

[ редактировать ]

Некоторые современные христианские богословы утверждают, что всезнание Бога присуще, а не тотально, и что Бог предпочитает ограничить свое всеведение, чтобы сохранить свободу воли и достоинство Своих созданий. [3] Жан Кальвин , среди других богословов 16 века, которых устраивало определение Бога как всеведущего в полном смысле слова, чтобы дать достойным существам возможность свободного выбора, принял доктрину предопределения . [4]

В бхакти традиции вайшнавизма , где Вишну поклоняются как верховному Богу, Вишну приписывают многочисленные качества, такие как всеведение, энергия, сила, господство, энергичность и великолепие. [5]

Богу в исламе приписывается абсолютное всеведение. Бог знает прошлое, настоящее и будущее. обязательно Мусульманину верить, что Бог действительно всеведущ, как сказано в одном из шести догматов веры , а именно:

  • Верить в то, что божественный указ и предопределение Бога

Скажи: Наставляете ли вы Бога о своей религии? Но Бог знает все, что на небесах и на земле; Бог Знает обо всем

Считается, что люди могут изменить только свое предназначение (богатство, здоровье, поступки и т. д.), но не божественный указ (дату рождения, дату смерти, семью и т. д.), тем самым предоставляя свободу воли.

Вера Бахаи

[ редактировать ]

Всеведение — это атрибут Бога, но это также атрибут, открывающий человечеству науки:

Подобным же образом, в тот момент, когда слово, выражающее Мой атрибут «Всеведущий», выйдет из Моих уст, каждая созданная вещь будет, в соответствии с ее способностями и ограничениями, наделена силой раскрывать знание самых чудесных наук и будет быть уполномоченными проявить их с течением времени по велению Того, Кто есть Всемогущий, Всезнающий.

Джайнизм

[ редактировать ]

В джайнизме всеведение считается высшим типом восприятия. По словам джайнского ученого: «Совершенное проявление врожденной природы личности, возникающее при полном уничтожении мешающих завес, называется всеведением». [6]

Джайнизм рассматривает бесконечное знание как неотъемлемую способность каждой души. Ариханта — это слово, используемое джайнами для обозначения тех людей, которые победили все внутренние страсти (такие как привязанность, жадность, гордость, гнев) и обладают кевала-джняной (бесконечным знанием). Говорят, что они бывают двух видов: [7]

  1. Саманья кевали – всеведущие существа ( кевалины ), озабоченные собственным освобождением.
  2. Тиртханкара кевали – люди, которые достигают всеведения, а затем помогают другим достичь того же. [7]

Всеведение и свобода воли

[ редактировать ]
Всеведение , фреска Хосе Клементе Ороско

Совместимо ли всеведение, особенно в отношении выбора, который сделает человек, со свободой воли , обсуждалось богословами и философами . Аргумент о том, что божественное предвидение несовместимо со свободой воли, известен как теологический фатализм . Утверждается, что если люди свободны выбирать между альтернативами, Бог не может знать, каким будет этот выбор. [8]

Возникает вопрос: если всеведущая сущность знает все, даже о своих собственных решениях в будущем, запрещает ли она ей любую свободу воли? Уильям Лейн Крейг утверждает, что вопрос делится на два:

  1. Если Бог предвидит наступление некоторого события E, обязательно ли произойдет событие E? [9]
  2. Если какое-то событие Е случайно, как Бог может предвидеть его появление? [10]

Однако этот вид аргументации не учитывает использование модальной ошибки . Можно показать, что первая посылка подобных аргументов ошибочна. [11] [12]

Всеведение и конфиденциальность сознательного опыта

[ редактировать ]

Некоторые философы, такие как Патрик Грим , Линда Загжебски , Стефан Торре и Уильям Мандер, обсуждали вопрос о том, совместима ли кажущаяся исключительно природа сознательного опыта от первого лица с всеведением Бога. В определенном смысле сознательный опыт является частным, а это означает, что ни один внешний наблюдатель не может получить знания о том, что значит быть мной как я . Если субъект не может объективно знать, что значит быть другим субъектом, вопрос в том, применимо ли это ограничение также и к Богу. Если это так, то нельзя сказать, что Бог всеведущ, поскольку тогда существует форма знания, к которой у Бога нет доступа.

Философ Патрик Грим [13] особенно поднял этот вопрос. Линда Загжебски [14] возражал против этого, вводя понятие совершенной эмпатии , предполагаемого отношения Бога к субъектам, которое позволило бы Богу иметь совершенное знание их сознательного опыта. Уильям Мандер [15] утверждал, что Бог может иметь такое знание только в том случае, если наш опыт является частью более широкого опыта Бога. Стефан Торре [16] утверждал, что Бог может обладать таким знанием, если самопознание включает в себя приписывание свойств либо себе, либо другим.

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Определение всеведения» .
  2. ^ МакКлинток, Сара Л. (2010). Всеведение и риторика разума . Публикации мудрости.
  3. ^ Джон Полкингхорн , Наука и теология SPCK/Fortress Press, 1998. ISBN   0-8006-3153-6
  4. ^ Пайк, Нельсон (январь 1965 г.). «Божественное всеведение и добровольное действие». Философское обозрение . 74 (1). п. 30. дои : 10.2307/2183529 . JSTOR   2183529 . S2CID   170519806 .
  5. ^ Тапасьянанда (1991). Школы бхакти Веданты . Мадрас: Шри Рамакришна Матх. ISBN  978-81-7120-226-3 .
  6. ^ Мехта 1954 , с. 99.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 16.
  8. ^ «Рон Барнетт, Светлый, ВСЕЗНАНИЕ И СВОБОДА» . Валдоста.edu. 16 сентября 1999 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 25 апреля 2013 г.
  9. ^ «Пуртиль о фатализме и истине». Вера и философия : 229–234. 1990.
  10. ^ Вайни, Дональд Уэйн (весна 1989 г.). «Означает ли всеведение предвидение? Крейг о Хартшорнеби» . Процессуальные исследования . 18 (1): 30–37. дои : 10.5840/process198918130 . S2CID   170638788 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 года . Проверено 5 октября 2011 г.
  11. ^ «Предвидение и свободная воля» . Интернет-энциклопедия философии . 12 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. . Проверено 3 мая 2018 г.
  12. ^ Шварц, Норман (5 марта 2011 г.). « Модальная ошибка» . Университет Саймона Фрейзера . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 3 мая 2018 г.
  13. ^ Грим, Патрик (1985). «Против всезнания: Дело об основных индексах» . Нус . 19 (2): 151–180. дои : 10.2307/2214928 . JSTOR   2214928 .
  14. ^ Загжебски, Линда Тринкаус (2013). Всесубъективность: защита божественного атрибута . Милуоки, Висконсин. ISBN  9780874621839 . OCLC   825106425 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Мандер, Уильям (2000). «Знает ли Бог, каково быть мной?». Журнал Хейтропа . 43 (4): 430–443. дои : 10.1111/1468-2265.00203 .
  16. ^ Торре, Стефан (2006). «Знание De Se и возможность всеведущего существа» . Вера и философия . 23 (2): 191–200. дои : 10.5840/faithphil200623215 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d175e56fe74f4e90603aabdb34a1e11__1717342740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/11/5d175e56fe74f4e90603aabdb34a1e11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Omniscience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)