Всезнание
Эта статья может быть несбалансированной по отношению к определенным точкам зрения . ( август 2017 г. ) |
Часть серии о |
Атрибуты Бога в христианстве |
---|
Основные атрибуты |
Общие атрибуты |
Разнообразный |
Эмоции, выраженные Богом |
Всеведение ( / ɒ m ˈ n ɪ ʃ n ə s / ) [1] это способность знать все. В индуизме , сикхизме и авраамических религиях это атрибут Бога . В джайнизме всезнание — это атрибут, которого в конечном итоге может достичь любой человек. В буддизме в разных школах существуют разные представления о всеведении.
Этимология
[ редактировать ]Слово всеведение происходит от латинского слова sciens («знать» или «сознательный») и приставки omni («все» или «каждый»), но также означает « всевидящий ». [1]
В религии
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]Тема всеведения широко обсуждалась в различных индийских традициях, но не в большей степени, чем среди буддистов. После экскурсов Дхармакирти в тему того, что представляет собой достоверное познание , Шантаракшита и его ученик Камалашила тщательно исследовали этот предмет в « Таттвасамграхе» и комментарии к ней «Панджике». Аргументы в тексте можно условно сгруппировать в четыре раздела:
- Опровержение того, что познания, воспринятые, выведенные или иные, могут быть использованы для опровержения всеведения.
- Демонстрация возможности всеведения через постижение бескорыстной универсальной природы всего познаваемого путем исследования того, что значит быть невежественным, а также природы ума и осознания.
- Демонстрация полного всеведения, при которой все индивидуальные характеристики (свалакшана) доступны всеведущему существу.
- Конкретная демонстрация Шакьямуни неисключительного всеведения Будды , но знание Будды Шакьямуни действительно безгранично, и никакие другие боги или существа не могут сравниться с его истинным всеведением. [2]
христианство
[ редактировать ]Некоторые современные христианские богословы утверждают, что всезнание Бога присуще, а не тотально, и что Бог предпочитает ограничить свое всеведение, чтобы сохранить свободу воли и достоинство Своих созданий. [3] Жан Кальвин , среди других богословов 16 века, которых устраивало определение Бога как всеведущего в полном смысле слова, чтобы дать достойным существам возможность свободного выбора, принял доктрину предопределения . [4]
индуизм
[ редактировать ]В бхакти традиции вайшнавизма , где Вишну поклоняются как верховному Богу, Вишну приписывают многочисленные качества, такие как всеведение, энергия, сила, господство, энергичность и великолепие. [5]
ислам
[ редактировать ]Богу в исламе приписывается абсолютное всеведение. Бог знает прошлое, настоящее и будущее. обязательно Мусульманину верить, что Бог действительно всеведущ, как сказано в одном из шести догматов веры , а именно:
- Верить в то, что божественный указ и предопределение Бога
Скажи: Наставляете ли вы Бога о своей религии? Но Бог знает все, что на небесах и на земле; Бог Знает обо всем
Считается, что люди могут изменить только свое предназначение (богатство, здоровье, поступки и т. д.), но не божественный указ (дату рождения, дату смерти, семью и т. д.), тем самым предоставляя свободу воли.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Всеведение — это атрибут Бога, но это также атрибут, открывающий человечеству науки:
Подобным же образом, в тот момент, когда слово, выражающее Мой атрибут «Всеведущий», выйдет из Моих уст, каждая созданная вещь будет, в соответствии с ее способностями и ограничениями, наделена силой раскрывать знание самых чудесных наук и будет быть уполномоченными проявить их с течением времени по велению Того, Кто есть Всемогущий, Всезнающий.
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме всеведение считается высшим типом восприятия. По словам джайнского ученого: «Совершенное проявление врожденной природы личности, возникающее при полном уничтожении мешающих завес, называется всеведением». [6]
Джайнизм рассматривает бесконечное знание как неотъемлемую способность каждой души. Ариханта — это слово, используемое джайнами для обозначения тех людей, которые победили все внутренние страсти (такие как привязанность, жадность, гордость, гнев) и обладают кевала-джняной (бесконечным знанием). Говорят, что они бывают двух видов: [7]
- Саманья кевали – всеведущие существа ( кевалины ), озабоченные собственным освобождением.
- Тиртханкара кевали – люди, которые достигают всеведения, а затем помогают другим достичь того же. [7]
Всеведение и свобода воли
[ редактировать ]Совместимо ли всеведение, особенно в отношении выбора, который сделает человек, со свободой воли , обсуждалось богословами и философами . Аргумент о том, что божественное предвидение несовместимо со свободой воли, известен как теологический фатализм . Утверждается, что если люди свободны выбирать между альтернативами, Бог не может знать, каким будет этот выбор. [8]
Возникает вопрос: если всеведущая сущность знает все, даже о своих собственных решениях в будущем, запрещает ли она ей любую свободу воли? Уильям Лейн Крейг утверждает, что вопрос делится на два:
- Если Бог предвидит наступление некоторого события E, обязательно ли произойдет событие E? [9]
- Если какое-то событие Е случайно, как Бог может предвидеть его появление? [10]
Однако этот вид аргументации не учитывает использование модальной ошибки . Можно показать, что первая посылка подобных аргументов ошибочна. [11] [12]
Всеведение и конфиденциальность сознательного опыта
[ редактировать ]Некоторые философы, такие как Патрик Грим , Линда Загжебски , Стефан Торре и Уильям Мандер, обсуждали вопрос о том, совместима ли кажущаяся исключительно природа сознательного опыта от первого лица с всеведением Бога. В определенном смысле сознательный опыт является частным, а это означает, что ни один внешний наблюдатель не может получить знания о том, что значит быть мной как я . Если субъект не может объективно знать, что значит быть другим субъектом, вопрос в том, применимо ли это ограничение также и к Богу. Если это так, то нельзя сказать, что Бог всеведущ, поскольку тогда существует форма знания, к которой у Бога нет доступа.
Философ Патрик Грим [13] особенно поднял этот вопрос. Линда Загжебски [14] возражал против этого, вводя понятие совершенной эмпатии , предполагаемого отношения Бога к субъектам, которое позволило бы Богу иметь совершенное знание их сознательного опыта. Уильям Мандер [15] утверждал, что Бог может иметь такое знание только в том случае, если наш опыт является частью более широкого опыта Бога. Стефан Торре [16] утверждал, что Бог может обладать таким знанием, если самопознание включает в себя приписывание свойств либо себе, либо другим.
См. также
[ редактировать ]- Эпистемология
- Всеблагость
- Всеведущая точка зрения в писательстве означает знать все, что можно знать о персонаже.
- Всемогущество
- Вездесущность
- Пантомат
- Самосознание
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Определение всеведения» .
- ^ МакКлинток, Сара Л. (2010). Всеведение и риторика разума . Публикации мудрости.
- ^ Джон Полкингхорн , Наука и теология SPCK/Fortress Press, 1998. ISBN 0-8006-3153-6
- ^ Пайк, Нельсон (январь 1965 г.). «Божественное всеведение и добровольное действие». Философское обозрение . 74 (1). п. 30. дои : 10.2307/2183529 . JSTOR 2183529 . S2CID 170519806 .
- ^ Тапасьянанда (1991). Школы бхакти Веданты . Мадрас: Шри Рамакришна Матх. ISBN 978-81-7120-226-3 .
- ^ Мехта 1954 , с. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 16.
- ^ «Рон Барнетт, Светлый, ВСЕЗНАНИЕ И СВОБОДА» . Валдоста.edu. 16 сентября 1999 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ «Пуртиль о фатализме и истине». Вера и философия : 229–234. 1990.
- ^ Вайни, Дональд Уэйн (весна 1989 г.). «Означает ли всеведение предвидение? Крейг о Хартшорнеби» . Процессуальные исследования . 18 (1): 30–37. дои : 10.5840/process198918130 . S2CID 170638788 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 года . Проверено 5 октября 2011 г.
- ^ «Предвидение и свободная воля» . Интернет-энциклопедия философии . 12 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Шварц, Норман (5 марта 2011 г.). « Модальная ошибка» . Университет Саймона Фрейзера . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Грим, Патрик (1985). «Против всезнания: Дело об основных индексах» . Нус . 19 (2): 151–180. дои : 10.2307/2214928 . JSTOR 2214928 .
- ^ Загжебски, Линда Тринкаус (2013). Всесубъективность: защита божественного атрибута . Милуоки, Висконсин. ISBN 9780874621839 . OCLC 825106425 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мандер, Уильям (2000). «Знает ли Бог, каково быть мной?». Журнал Хейтропа . 43 (4): 430–443. дои : 10.1111/1468-2265.00203 .
- ^ Торре, Стефан (2006). «Знание De Se и возможность всеведущего существа» . Вера и философия . 23 (2): 191–200. дои : 10.5840/faithphil200623215 .
Источники
[ редактировать ]- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Аспекты джайнской религии (3-е изд.), Бхаратия Джнанпитх, ISBN 978-81-263-0626-8
- Мехта, Мохан Лал (1954), Очерки джайнской философии , Джайнское миссионерское общество (оригинал - Мичиганский университет) [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веренга, Эдвард. «Всеведение» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Статья о всеведении и божественном предвидении в Интернет-энциклопедии философии