История евреев в Африке
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Африканские еврейские общины включают:
- Евреи-сефарды и евреи-мизрахи , которые в основном живут в Магрибе Северной Африки , включая Марокко , Алжир , Ливию и Тунис , а также Судан и Египет . Некоторые из них были основаны в начале диаспоры ; другие после изгнания из Иберии в конце 15 века.
- Южноафриканские евреи , в основном евреи-ашкенази, произошли от до Холокоста иммигрантов литовских евреев, .
- Бета-израильтяне живут в основном в регионах Амхара и Тыграй в Эфиопии и редко в Эритрее .
- Берберские евреи , большинство из которых были ассимилированы и обращены в ислам , особенно во время исторических преследований Альмохадского халифата в средние века. Современное население берберских евреев в Африке сейчас насчитывает около 8000 человек в Марокко , большинство из которых эмигрировали в Израиль после арабо-израильской войны 1948 года , а также меньшее количество разбросано по Европе и Северной Америке.
- Исторические общины, которые больше не существуют в Африке из-за ассимиляции, такие как евреи Билад-эль-Судана в Западной Африке, существовавшие до введения ислама в регионе в 14 веке.
- Различные относительно современные группы по всей Африке, большинство из которых заявляют о той или иной форме иудейской или израильской идентичности и/или происхождения.
Древние сообщества [ править ]
Наиболее древние общины африканских евреев — эфиопские , западноафриканские евреи , евреи-сефарды и евреи-мизрахи Северной Африки и Африканского Рога .
В седьмом веке многие испанские евреи бежали от преследований, которые происходили под властью вестготов, и мигрировали в Северную Африку, где они поселились в византийцы городах на побережье Средиземного моря, где доминировали . Другие прибыли после изгнания из Иберии. Остатки давних еврейских общин остаются в Марокко, Тунисе и испанских городах Сеута и Мелилья . в Тунисе проживает значительно сократившееся, но все еще активное сообщество На острове Джерба . После 1948 года и войны за создание Израиля, вызвавшей враждебность в мусульманских странах, большинство других североафриканских евреев эмигрировали в Израиль.
Некоторые из иммигрантов седьмого века переехали вглубь страны и обратились в свою веру среди берберских племен. Ряд племен, в том числе Джарава , Улед Джари и некоторые племена народа Даггатун , обратились в иудаизм. [1] Ибн Халдун сообщил, что Кахина , женщина-берберский военачальник, возглавлявшая сопротивление арабским завоеваниям Северной Африки в 680-х и 690-х годах, была еврейкой из племени Джарава . После поражения берберского восстания ни одна из еврейских общин изначально не была вынуждена принять ислам . [2]
Эфиопия [ править ]
В 1975 году израильские религиозные власти и правительство признали Бета-Исраэль в Эфиопии как законную еврейскую общину . Сотни людей, желающих эмигрировать в Израиль, были переброшены по воздуху под руководством премьер-министра Менахема Бегина . Бегин получил официальное решение от главного израильского сефардского раввина (или Ришон ле-Циона ) Овадии Йосефа о том, что Бета-Израиль являются потомками Десяти потерянных колен . Раввины полагали, что они, вероятно, были потомками колена Дана ; раввинские ответы , обсуждающие вопросы, связанные с людьми, датируются сотнями лет. Благодаря этому одобрению в последующие десятилетия десятки тысяч евреев Бета-Израиль были переброшены по воздуху в Израиль. Значительная иммиграция в Израиль продолжается и в 21 веке, в результате чего в Эфиопской еврейской общине насчитывается около 81 000 иммигрантов, которые с 39 000 детьми, рожденными в самом Израиле, к началу 2009 года насчитывали около 120 000 человек.
Из-за некоторых аспектов ортодоксальных еврейских законов о браке раввин Йосеф постановил, что по прибытии в Израиль Бета-Израиль должен был пройти формальное обращение в иудаизм . Они должны были заявить о своей верности галахическому образу жизни и еврейскому народу в соответствии с практикой, которой придерживается ортодоксальный раввинистический иудаизм. Он не требовал обычных формальных требований, которые Галаха налагает на потенциальных прозелитов- неевреев (таких как брит-мила или погружение в микву ). Лишь немногие ашкеназские раввинские авторитеты считают, что обращение является действительным обращением , а не проформой .
Со временем, из-за изоляции их общины от общин Европы и Ближнего Востока, практика Бета-Израиля стала значительно отличаться от практики других форм иудаизма. В Эфиопии община Бета-Исраэль была по большей части изолирована от Талмуда . У них действительно был свой устный закон . В некоторых случаях их практики были схожи с практиками караимского иудаизма , а в других — более похожими на раввинский иудаизм .
Во многих случаях их религиозные старейшины, или класс священников, известные как кессим или кессотч , интерпретировали библейский закон Танаха аналогично еврейским общинам раввинитов в других частях мира. [3] В этом смысле Бета-Исраэль имела традицию, аналогичную традиции Талмуда , хотя временами и расходившуюся с практиками и учениями других еврейских общин.
Одно существенное отличие состоит в том, что в Бета-Исраэле отсутствовали праздники Пурим и Ханука , вероятно, потому, что они отделились от основной части иудаизма до того, как начали отмечаться эти небиблейские праздники. Сегодня большинство членов общины Бета-Исраэль, живущих в Израиле, соблюдают эти праздники.
Это сообщество, находящееся в переходном периоде. Некоторые из кессим принимают раввинистическую/талмудическую традицию, которую практикуют неэфиопские ортодоксальные евреи . Многие представители молодого поколения эфиопов-израильтян получили образование в иешивах и получили сан раввина ( семиха ) . Определенная часть традиционалистов- кесим настаивает на сохранении своей отдельной и особой формы иудаизма, как это практиковалось в Эфиопии и Эритрее. Многие эфиопские еврейские молодые люди, иммигрировавшие в Израиль или родившиеся там, ассимилировались либо с доминирующей формой ортодоксального иудаизма, либо со светским образом жизни.
Бейт Авраам в Эфиопии насчитывает около 50 000 членов. Эта община также претендует на еврейское наследие. Некоторые ученые полагают, что они отделились от общины Бета-Исраэль несколько столетий назад, скрыли свои еврейские обычаи и внешне приняли эфиопское православное христианство.
«Бейт Авраам» традиционно занимал низшие ступени общественной жизни Эфиопии. Они занимались профессиями, аналогичными тем, что были в Бета-Израиле, например, ремеслами. Недавно община Бейт Авраам предприняла попытку связаться с мировой еврейской общиной. Они сформировали Эфиопскую сионистскую организацию Северная Шева в попытке сохранить свою еврейскую идентичность . [4] Члены этой группы называют себя Фалашмура . Поскольку у них нет никаких надежных доказательств еврейского происхождения, израильские религиозные власти и другие религиозные еврейские общины требуют от них формального обращения в иудаизм, прежде чем они признают их евреями . Те фалашмура, которые так поступают, считаются принявшими иудаизм.
Народ Гефат (местный народ, известный под уничижительным словом «Фуга») — южно-эфиопское племя, происходящее от Бета-Исраэль. [5]
Сомали [ править ]
Йибир Сомали — племя, живущее в , восточной Эфиопии , Джибути и северной Кении . Хотя они были мусульманами на протяжении веков, некоторые из них утверждают, что являются потомками евреев , прибывших на Африканский Рог задолго до прибытия сомалийских кочевников. Эти люди утверждают, что «Йибир » на их языке означает «иврит». [6]
Билад эль-Судан [ править ]
Историческое присутствие еврейских общин в Африке хорошо засвидетельствовано. Сегодня потомки этих евреев живут в таких странах, как Сьерра-Леоне, [7] Либерия, Сенегал, Гана, Нигерия и многие другие регионы. Согласно Тариху аль-Фатташу 17-го века и Тариху аль-Судану , несколько еврейских общин существовали в составе империй Ганы, Мали, а затем и Сонгай. Одна из таких общин была образована группой египетских евреев, которые предположительно путешествовали по Сахельскому коридору через Чад в Мали. В рукописи C Тариха аль-Фатташа описывается община под названием Бани Исраэль; в 1402 году он жил в Тиндирме, имел 333 колодца, семь принцев и армию.
Другой такой общиной была община зува, правителя Кукии (расположенного на реке Нигер). Его имя было известно только как Зува Альяман, что означает «Он родом из Йемена». Согласно изолированной местной легенде, Зува Альяман был членом одной из еврейских общин, переселенных из Йемена абиссинцами в VI веке нашей эры после поражения Зу Нуваса . Сообщается, что Зува Альяман отправился в Западную Африку вместе со своим братом. Они основали общину в Кукии на берегу реки Нигер ниже по течению от Гао. Согласно « Тарих аль-Судан» было 14 правителей Зува в Гао , после Зува Альямана, до возникновения ислама во второй половине одиннадцатого века .
Другие источники заявили, что другие еврейские общины в регионе возникли из людей, мигрировавших из Марокко и Египта; другие позже прибыли из Португалии. Сообщается, что некоторые общины были населены определенными евреями -берберами , например, группой туарегов, известной как Даусахак или Иддао Исхаак («дети Исаака»). Они говорят на языке, родственном сонгаю , живут в регионе Менака на северо-востоке Мали и раньше были пастухами у туарегской знати. [8] Кроме того, некоторые мигрировали в этот район вдали от мусульманского правления Северной Африки.
Известный географ XVI века Лео Африканский — андалузский бербер , принявший христианство, — упоминает загадочную маленькую деревню африканских евреев к юго-западу от Тимбукту , которая торговала экзотическими специями, оружием и ядами. [ нужна ссылка ]
прибытия Средневековые
Северная Африка и Магриб [ править ]
Самый большой приток евреев в Африку произошел после испанской инквизиции после падения Гранады и конца исламской Испании . Массовый исход и изгнание иберийских евреев начался в 1492 году, вскоре после этого пострадали и сицилийские евреи. Многие из этих евреев-сефардов поселились в основном в Магрибе под покровительством мусульман и османов . Марокко , Тунис , Ливия и Алжир , а также Египет стали домом для значительных еврейских общин. Эти общины позже были включены в систему османского проса как африканизированные османские евреи , связанные законами Талмуда и Торы , сохраняющие верность халифу Константинополя но .
Танзания [ править ]
Ньямбо — племя, которое живет в Танзании , северной Танзании и Южной Уганде как Анколе. Хотя они были христианами на протяжении веков, они утверждают, что являются потомками евреев, прибывших на Африканский Рог задолго до прибытия сомалийских кочевников. Некоторые говорят, что Ньямбо на их языке означает «иврит». [6]
Судан [ править ]
Мы знаем немного больше о присутствии евреев в наше время на территориях сегодняшнего Судана, и известно лишь то, что в 20-м и 19-м веках была основана постоянная еврейская община, которая на пике своего развития насчитывала около тысячи евреев, и что Еврейская община была закрыта в 1970-х годах. [9] [ нужен лучший источник ]
Songhai[editСонгай
В 14 веке многие мавры и евреи, спасаясь от преследований в Испании, мигрировали на юг, в район Тимбукту, в то время входивший в состав империи Сонгай . Среди них была семья Кехат (Кати), происходящая от Исмаэля Джана Кота Аль-Яхуди из Шейды, Марокко . Сыновья этой известной семьи основали три деревни, которые до сих пор существуют недалеко от Тимбукту — Киршамба , Хайбомо и Конгугара . В 1492 году Аския Мухаммед пришел к власти в ранее толерантном регионе Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти; Иудаизм стал незаконным в Сонхае, как и в том же году в католической Испании. Как писал историк Лео Африканский в 1526 году: «Король (Аския) является заклятым врагом евреев. Он не позволит никому жить в городе. Если он услышит, что берберский купец часто посещает их или ведет с ними дела, , он конфискует его имущество».
Семья Кехат приняла христианство вместе с остальным немусульманским населением. Коэны, потомки марокканского исламизированного еврейского торговца Эль-Хаджа Абд-аль-Салама аль-Кухина , прибыли в район Тимбукту в 18 веке, а семья Абана — в первой половине 19 века. По словам профессора Мишеля Абитболя из Центра исследования марокканского еврейства в Израиле, в конце XIX века раввин Мордоче Абу Серур несколько раз ездил в Тимбукту в качестве не слишком успешного торговца страусиными перьями и слоновой костью. Исмаэль Диади Хайдара , историк из Тимбукту, нашел старые еврейские тексты среди исторических записей города. Он также исследовал свое прошлое и обнаружил, что происходит от марокканских еврейских торговцев из семьи Абана. Опрашивая старейшин в деревнях своих родственников, он обнаружил, что сведения о еврейской идентичности семьи сохранялись в тайне из-за страха преследования. [10]
Сан-Томе и Принсипи [ править ]
Король Португалии Мануэль I около 1500 года сослал около 2000 еврейских детей в возрасте до десяти лет в Сан-Томе и Принсипи. Большинство из них умерло, но в начале 17 века «местный епископ с отвращением отметил, что на острове все еще существуют еврейские обряды и вернулся в Португалию из-за своего разочарования в них». [11] [ ненадежный источник? ] Хотя еврейские обычаи в последующие столетия исчезли, в Сан-Томе и Принсипи есть люди, которые знают о частичном происхождении от этого населения. Точно так же ряд португальских этнических евреев были сосланы в Сан-Томе после насильственного обращения в католицизм. Из Сан-Томе и другими способами группы евреев расселились по западному побережью Африки, вплоть до Лоанго на юге. [12]
Современные сообщества [ править ]
Камерун [ править ]
Раввин Исраэль Ориэль, бывший Бодол Нгимбус-Нгимбус, родился в народе басса . Он говорит, что исторически в этом районе жили евреи и что слово « Басса » происходит от еврейского слова «в пути» и означает «благословение». Раввин Ориэль утверждает, что он левит, потомок Моисея и, как сообщается, совершил алию в 1988 году, а затем, очевидно, был рукоположен в сан раввина главным сефардским раввином и назначен раввином нигерийских евреев.
Раввин Ориэль утверждает, что в 1920 году в Камеруне проживало 400 000 «израильтян», но к 1962 году это число сократилось до 167 000 из-за обращения в христианство и ислам. Он сказал, что, хотя эти племена не были признаны галахическими, он считает, что может доказать их еврейский статус на основе средневековых раввинских источников. [13]
Отец Яфета Котто , американского актера, был камерунским евреем. Котто идентифицировался как еврей. [ нужна ссылка ]
Кот-д'Ивуар [ править ]
Сообщества сформировались в Кот-д'Ивуаре в последние годы и медленно растут по всему региону. В столице Абиджане есть две синагоги, в каждой из которых проживает около 40-70 прихожан. [14] Кроме того, большие группы коренных народов, называемых данитами, заявляют о своем происхождении от исчезнувшего колена Дана, и многие представители этой этнической группы проявили интерес к иудаистским обычаям. [14]
Гана [ править ]
С восемнадцатого века территория нынешней Ганы была излюбленным местом распространения теорий, предполагающих израильское происхождение различных этнических групп в этом районе. Эти теории были широко распространены и были подхвачены влиятельными людьми в двадцатом веке. [15] Община Израиля Дома Сефви Виавсо , Сефви Суи, с начала 1970-х годов считает себя евреем. [16]
Кения [ править ]
Теории, предполагающие израильское происхождение, особенно масаи, распространились в девятнадцатом веке и постепенно были поглощены религиозными и социальными практиками по всему региону. [17] Главным сторонником израильского происхождения масаи был немецкий офицер Мориц Меркель, чьи подробные исследования используются до сих пор. [18] Одним из многих иудаистских проявлений в религиозной сфере является небольшая возникающая община в Лайкипия округе в Кении , которая отказалась от христианства и приняла иудаизм. В настоящее время их около 5000. Хотя поначалу они были мессианцами, они пришли к выводу, что их верования несовместимы с христианством, и теперь ждут обучения традиционному иудаизму. [19] Некоторых младших детей этой общины отправили в школы Абаюдайя в Уганде для обучения иудаизму и другим предметам. Луос в Кении — еще одна группа, которую некоторые считают израильской по происхождению. Они утверждают, что мигрировали сотни лет назад с севера вдоль реки Нил из Египта через Южный Судан, а затем в Кению. [20]
Мадагаскар [ править ]
В раннее Новое время широко распространено мнение, что израильтяне поселились на Мадагаскаре. Работы французского ученого Альфреда Грандидье и Огастеса Кина, британского профессора хиндустани в Университетском колледже Лондона, предоставили, по их мнению, убедительное доказательство этих древних связей. [21] В 2010 году небольшая община малагасийцев начала практиковать нормативный иудаизм, и образовались три отдельные общины, каждая из которых придерживается разных версий еврейской духовной практики. [22] В мае 2016 года 121 член малагасийской еврейской общины обратился в религию в соответствии с традиционными еврейскими ритуалами; появиться перед бейт-дином и погрузиться в микву . Обращение, организованное при помощи еврейской организации «Кулану», проводилось под председательством трех ортодоксальных раввинов. [22]
Нигерия [ править ]
В настоящее время существование израильских объединений приписывают в основном игбо, многие из которых заявляют об израильском происхождении. Большинство евреев Нигерии можно найти среди этнической группы игбо . Определенные нигерийские общины, придерживающиеся иудаистской практики, получают помощь от отдельных израильтян и американских евреев, которые работают в Нигерии в таких аутрич-организациях, как Кулану. [23] [24] Число игбо в Нигерии, считающих себя евреями, оценивается примерно в 4000 (2016 г.), а также 70 синагог. Многие перешли из христианства. [24] Другие источники дают более высокую оценку, утверждая, что в 2008 году около 30 000 игбо исповедовали ту или иную форму иудаизма. [25]
Южная Африка [ править ]
Уганда [ править ]
На протяжении веков считалось, что евреи населяют центральные части Африки. В последнее время некоторые африканцы стремились принять иудаизм. Одним из них был Самей Какунгулу, один из самых выдающихся угандийцев своего поколения, блестящий военный стратег и человек, обладавший огромной духовной и интеллектуальной любознательностью. В 1919 году, заявив, что «нас теперь будут называть евреями», он подвергся обрезанию вместе со своим первым сыном, которого назвал Юдой. Его второй сын впоследствии был обрезан на восьмой день по еврейскому обычаю и назван Нимродом. В 1922 году Какунгулу опубликовал 90-страничную книгу, которая, по сути, представляла собой руководство по иудаизму. Он умер евреем (хотя и с остаточной верой в Иисуса), а его последователи в Мбале, известные как Абайудайя , продолжали исповедовать иудаизм, несмотря на преследования, которым они подвергались во время правления Иди Амина , когда многие из они обратились в христианство или ислам, и сегодня их насчитывается несколько тысяч человек. В двадцать первом веке абайудайи считаются соблюдающими приверженцами иудаизма, многие из них официально обратились в православие, и они установили прочные связи с еврейскими общинами в Соединенных Штатах и Израиле, а также все более прочные связи с общинами чернокожих евреев в США и Израиле. Африка и другие страны. [26] В относительно новом движении абайудайя Уганды афроамериканцы обратились в иудаизм с 1917 года под влиянием американца Уильяма Сондерса Крауди , который утверждал, что произошли от евреев . [27]
Замбия [ править ]
Ряд европейских евреев поселились в Северной Родезии (ныне Замбия ). На пике своего развития в начале 1960-х годов в стране проживало 1000 евреев, многие из которых проживали в Ливингстоне . После обретения независимости их число начало сокращаться, и к 2012 году, по оценкам, их осталось около 50. [28]
Зимбабве [ править ]
Англо-евреи [ править ]
Еврейская община Зимбабве в основном имела британское гражданство, прибытие которой совпадает с появлением первых белых колонистов в 1890-х годах. [29] На пике своего развития в начале 1970-х годов оно насчитывало около 7500 человек (80% евреев-ашкенази ), которые жили в основном в двух общинах — Солсбери (ныне Хараре ) и Булавайо в Матабелеленде . Небольшие сельские общины также существовали в течение коротких периодов времени в Квекве , Умтали (ныне Мутаре ) и Гатуме . Сообщество пришло в упадок отчасти из-за возраста, но большинство еврейских жителей Зимбабве уехали из-за насилия и социальных потрясений. В 2007 году местная еврейская община сократилась до 270 человек. Община имела прочные связи с Израилем .
В 2003 году сгорела синагога еврейской общины Булавайо; за этим последовало несколько писем, оправдывающих поджог экономическим антисемитизмом . [30]
Народ лемба [ править ]
Лемба, «ва-Ремба» или «Мвенье». [31] — этническая группа, говорящая на языке банту, проживающая в Зимбабве и Южной Африке , с меньшими, малоизвестными ветвями в Мозамбике и Малави . По словам Тюдора Парфита , когда он впервые работал на местах среди лемба в Южной Африке, Зимбабве и Малави в 1980-х годах, их численность составляла примерно 50 000 человек. Они говорят на тех же языках банту, на которых говорят их географические соседи, и они также имеют физическое сходство со своими географическими соседями, но некоторые из их религиозных обычаев и верований схожи с еврейскими и мусульманскими обычаями и верованиями. По словам Парфита, лемба утверждают, что когда-то у них была книга, описывающая их традиции, но она была утеряна. [32]
Парфитт предположил, что название «Лемба» может происходить от чилемба , на суахили слова , обозначающего тюрбаны , которые носят некоторые мужчины банту, или от лемби, термина банту, обозначающего «неафриканца» или «уважаемого иностранца». ". [33] [34] В Зимбабве и Южной Африке люди предпочитают имя Мвенье. [31]
У них есть традиция древнего еврейского или южноаравийского происхождения по мужской линии. [35] Генетический анализ Y-ДНК , проведенный в 2000-х годах, установил частично ближневосточное происхождение части мужской популяции лемба. [36] [37] Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают утверждения об специфическом еврейском генетическом наследии. [38]
Морис [ править ]
Согласно переписи 2011 года, проведенной Статистическим управлением Маврикия проживают 43 еврея , на Маврикии . [39]
См. также [ править ]
- Афроамериканско-еврейские отношения
- Афро-американские евреи
- Черные евреи-израильтяне — группа афроамериканцев, считающих себя потомками древних израильтян.
- Генетические исследования евреев
- Группы, заявляющие о принадлежности к израильтянам
- История евреев под властью мусульман
- Еврейская диаспора
- Еврейские этнические подразделения
- Еврейская история
- Мадагаскарский план — план насильственного переселения еврейского населения Европы на французский Мадагаскар, предложенный нацистской Германии. правительством
- Кто такой еврей?
- Схема Уганды — британский план по созданию еврейской родины в Восточной Африке.
- Список евреев из стран Африки к югу от Сахары
- Марокканский цитрон
- Лемба — этническая группа в Южной Африке , заявляющая о своем израильском происхождении.
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Хиршберг, Хаим З. «Проблема иудаизированных берберов», Журнал африканской истории 4, вып. 3 (1963): 317.
- ^ Осбель, Натан. Иллюстрированная история еврейского народа. Нью-Йорк: Корона, 1953. 225–227.
- ^ Шарон Шалом, От Синая до Эфиопии: Галахический и концептуальный мир эфиопского иудаизма, включая «Таблицу Орит» - Галахическое руководство для бета-Израиля , под редакцией Авраама Венгеровера, Yedioth Books, 2012 г.
- ^ «Эфиопия: Бейт Авраам» , Официальный сайт черных евреев, посещение 22 ноября 2006 г.
- ^ «Служение рассеянным коленам Израиля | Еврейский голос» . www.jewishvoice.org . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бадер, Кристиан. Les Yibro: Mages Somali , Париж, 2000, 129–144.
- ^ Браун-Дэвис, Найджел, «Еврейские торговцы в Сьерра-Леоне, 1831–1934», Журнал исследований Сьерра-Леоне, том 6, издание 2, стр. 3–110, URL: http://thejournalofsierraleonestudies.com/downloads/Version11. PDF
- ^ Профиль людей в округе: Даусахак ; DJ Philips, Peoples on the Move , Пасадена, Калифорния, 2001 г.
- ^ «История | Сказки еврейского Судана» . Сказки Еврейского Судана . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Возобновление еврейской идентичности в Тимбукту» , Карен Примак , на Кулану сайте . Просмотрено 22 ноября 2006 г. Архивировано 29 октября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Сэнд, Джей. «Сан-Томе и Принсипи» . Архивировано из оригинала 5 июля 2009 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Сильва Орта, П. Марк и Дж. да «Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира » (Нью-Йорк, 2011); Парфитт, Тюдор (2020) Гибридная ненависть: смешение античерного расизма и антисемитизма от эпохи Возрождения до Третьего рейха . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Евреи в Камеруне» , Харут, по состоянию на 22 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сассман, Бонита Натан. «Кулану: развитие иудаизма в Кот-д'Ивуаре и Габоне» . www.kulanu.org . Архивировано из оригинала 25 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Т. Маккаски, «Происхождение Асанте, Египет и Ближний Восток: идея и ее история» в книге Д. Р. Петерсона и Г. Макола (ред.) Пересматривая прошлое: историческое написание и политическая работа в современной Африке. (Афины, штат Огайо: Издательство Университета Огайо, 2009) (Серия новых историй Африки) 125–148; Парфитт, Тюдор (2013) Черные евреи в Африке и Америке , издательство Гарвардского университета, стр. 44-6,177-118.
- ^ Парфитт, Черные евреи эпохи Тюдоров в Африке и Америке , издательство Гарвардского университета (2013), стр. 118-119.
- ^ Парфитт, Тюдор (2002) Затерянные колена Израиля: история мифа. Лондон: Вайденфельд и Николсон, стр. 190-1. Парфитт, Черные евреи эпохи Тюдоров в Африке и Америке , издательство Гарвардского университета (2013)
- ^ «Маасаи и древние израильтяне: интерпретация масаи в Германской Восточной Африке в начале 20-го века». Декабрь 2017 г., Scriptura 116 (2)
- ↑ Дополнительные общины возникли в Касуку недалеко от западной части страны после отделения от мессианских движений. Кенийские новообращенные иудеи празднуют Пасху в стиле кенийской газеты Sunday Times . По состоянию на 22 ноября 2006 г.
- ^ « Кенийский политический изгнанник находит еврейский дом, душу в Сан-Франциско », доступ с сайта JewishSanFrancisco.com . Архивировано 2 июня 2006 г. на Wayback Machine 22 ноября 2006 г.
- ^ Парфит, Тюдор (2002) Затерянные колена Израиля: история мифа, стр.203
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йозефсон, Дебора (5 июня 2016 г.). «В отдаленном Мадагаскаре новая община предпочитает быть еврейской» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Веб-сайт Кулану , особенно актуальна страница Нигерии , на которой вопрос игбо рассматривается более подробно.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэм Кестенбаум, «Знакомьтесь с игбо, потерянным еврейским племенем Нигерии», The Forward, 24 января 2016 г.
- ^ Брюдер, Эдит (2008). Черные евреи Африки: история, религия, идентичность . Издательство Оксфордского университета. п. 143. ИСБН 978-0195333565 .
- ^ Парфитт, Тюдор (2002) Затерянные колена Израиля: история мифа . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр.185; Парфитт, Черные евреи эпохи Тюдоров в Африке и Америке, издательство Гарвардского университета (2013), стр. 121–3.
- ↑ Генри Лубега, «Евреи Мбале». Архивировано 17 мая 2004 г. в Wayback Machine , Миссия в Уганде, по состоянию на 22 ноября 2006 г.
- ^ Туттон, Марк (19 января 2012 г.). «Забытая история еврейских поселенцев Замбии» . CNN . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Барри Космин , МАЮТА , Mambo Press
- ^ «Во всем еврейском мире в Зимбабве евреи продолжают жить после поджога самой большой синагоги» . Еврейское телеграфное агентство . 20 марта 2015 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Парфитт, Тюдор. (2002), «Лемба: африканское иудействующее племя», в книге «Иудаистские движения: исследования границ иудаизма » под редакцией Парфита, Тюдора и Тревизана-Семи, Э., Лондон: Рутледж Керзон, стр. 42–43.
- ^ Парфит, Тюдор, Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля. Лондон: Ходдер и Стоутон
- ^ Парфитт, Тюдор (1992) Путешествие в исчезнувший город: поиски потерянного колена Израиля. полную пояснительную записку смотрите на стр. 263.
- ^ Шимони, Гидеон (2003). Сообщество и совесть: евреи в условиях апартеида в Южной Африке . Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Брандейса . п. 178. ИСБН 978-1-58465-329-5 . Проверено 13 марта 2010 г.
- ^ ван Вармело, Нью-Джерси (1966). «О языке и происхождении лембы». Вклад Гамбурга в африканистику . 5 . Немецкий институт африканских исследований: 273, 278, 281–282.
- ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC 1914832 , PMID 8900243
- ^ Клейман, Яаков (2004). ДНК и традиции – Hc: Генетическая связь с древними евреями . Издательство Девора. п. 81. ИСБН 1-930143-89-3 .
- ^ Химла Судьял; Дженнифер Дж. Р. Кромберг (29 октября 2015 г.). «Генетика и геномика человека, а также социокультурные верования и практики в Южной Африке» . В Кумаре — Дхавендра; Чедвик, Рут (ред.). Геномика и общество: этические, юридические, культурные и социально-экономические последствия . Академическая Пресса/Эльзевир. п. 316. ИСБН 978-0-12-420195-8 .
- ^ Статистическое управление Маврикия (октябрь 2012 г.). «Перепись жилищного фонда и населения 2011 года» (PDF) . п. 69 . Проверено 19 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
Общие [ править ]
- Блади, Кен: Еврейские общины в экзотических местах , Иерусалим, Джейсон Аронсон .
- Брудер, Эдит: Черные евреи Африки , Оксфорд, 2008.
- Куринский, Сэмюэл: Евреи в Африке: древние отношения чернокожих африканцев , Фактологический документ 19-II.
- Дирк Ланге: «Происхождение йоруба и «потерянных колен Израиля» , Anthropos , 106, 2011, 579–595.
- Парфитт, Тюдор (2002) Затерянные колена Израиля: история мифа . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Парфитт, Тюдор (2013) Чернокожие евреи в Африке и Америке , издательство Гарвардского университета.
- Парфитт, Тюдор (2020) Гибридная ненависть: смешение античерного расизма и антисемитизма от эпохи Возрождения до Третьего рейха . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Парфитт, Тюдор и Егорова, Ю. (2005) Генетика, средства массовой информации и идентичность: тематическое исследование генетических исследований лемба и бене-исраэль . Лондон: Рутледж.
- Розенталь, Монро и Исаак Мозесон: Еврейские войны: военная история от библейских времен до наших дней , Нью-Йорк, Hipporcrene Books, 1990.
- Сэнд, Джей: «Евреи Африки» , журнал Image Magazine, 5 мая 2009 г.
- Уильямс, Джозеф Дж.: Еврейизмы Западной Африки: от Нила до Нигера с евреями , Нью-Йорк, The Dial Press , 1931.
- История еврейской общины Зимбабве
Северная Африка [ править ]
- Израиль, Джонатан И. «Евреи испанской Северной Африки (1580–1669)» в диаспорах внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мир морских империй (1540–1740) . Лейден: Брилл 2002, стр. 151–184.
- Израиль, Джонатан И. «Пиратство, торговля и религия: роль евреев в становлении мусульманской корсарской республики Салех (1624–1666)» в «Диаспоры внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мир морских империй» ( 1540–1740) . Лейден: Брилл 2002, стр. 291–312.
- Израиль, Джонатан И. «Танжер, сефардское еврейство и английские имперские амбиции в Магрибе (1661–1684)» в книге « Диаспоры внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мир морских империй (1540–1740)» . Лейден: Брилл 2002, стр. 421–448.
- Евреи в Африке: Часть 1 Берберы и евреи , Сэм Тиминский (Федерация истории иврита)
- Тарих эс-Судан , Париж, 1900, автор Абдеррахман бен-Абдалл эс-Сади (трад. О. Худас)
- Евреи Тимбукту , Вашингтонская еврейская неделя, 30 декабря 1999 г., автор Рик Голд.
- Евреи в Тимбукту, или евреи Тимбукту , Сборник письменных источников, касающихся еврейской торговли в Тимбукту в 19 веке, Издания Донния, Бамако, 1999 г., профессор Исмаэль Диади Хайдара
Западная Африка [ править ]
- Марк, Питер и Хосе да Силва Орта, Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2011.
- Джозеф Эйдельберг «Бамбара (ПРОТЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК?)» https://josepheidelberg.com/blog/
Нигерия [ править ]
- Реми Илона: Игбо, евреи в Африке?, (Том 1) , Mega Press Limited, Абуджа, Нигерия, 2004 г.
- Чарльз К. Мик: Северные племена Нигерии , Том 1, Оксфорд, с. 66.
- Каннан К. Наир: Истоки и развитие поселений Эфик на юго-востоке Нигерии. 1 Университет Огайо, Международный центр, 1975 год.
- Эз Окафор-Огбаджи: Евреи Нигерии: Империя Аро ,
Эфиопия [ править ]
- Клеймо «Годжам»: абиссинский пария Оритс , Guihon Books, Женевский университет, 1993, Музы Тегегне
Внешние ссылки [ править ]
- Горин, Ховард (раввин): Сайт о путешествиях среди евреев Нигерии и Уганды.
- Мэдди-Вайцман, Брюс: Евреи и берберы .
- Сэнд, Джей: Сайт об африканских евреях
- ISSAJ – Международное общество изучения африканского еврейства
- Разбросаны среди народов
- Пробуждение и сбор ибо
- История еврейской общины в Гане
- Шаббат в Гане