Аския Мухаммед I
Аския Мухаммед I | |||||
---|---|---|---|---|---|
Аския | |||||
Царствование | Апрель 1493 – 1528 гг. | ||||
Предшественник | Новые сунниты | ||||
Преемник | Аския Моисей | ||||
Рожденный | в. 1443 Гао | ||||
Умер | в. 1538 г. (94–95 лет) Гао, империя Сонгай | ||||
Похороны | |||||
Проблема | Аския Муса , Аскиа Исмаил , Аскиа Исхак I , Аскиа Дауд , Хава, Фатимату и еще 465 детей. | ||||
| |||||
Династия | Династия Аския | ||||
Отец | Аби Бакр | ||||
Мать | Кэсси | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Аския Мухаммад Туре I (1443–1538), урожденный Мухаммад ибн Аби Бакр аль-Тури. [ а ] или Мухаммад Туре , был первым правителем династии Аскиа империи Сонгай , правившей с 1493 по 1528 год. Он также известен как Аския Великий , и его имя в современном Сонхае — Мамар Касси . Аския Мухаммед укрепил свою империю и сделал ее крупнейшей империей в Западной Африки истории . На пике своего развития во время его правления Империя Сонгай охватывала штаты хауса до Кано (на территории современной Северной Нигерии ) и большую часть территории, принадлежавшей империи Сонгай на востоке. Его политика привела к быстрому расширению торговли с Европой и Азией , созданию множества школ и утверждению ислама как неотъемлемой части империи.
Мухаммед был выдающимся полководцем при правителе Сонгай Суннит Али . Когда в 1492 году сунниту Али наследовал его сын, суннит Бару , Мухаммед оспорил правопреемство на том основании, что новый правитель не был правоверным мусульманином. [ 1 ] Он победил Бару и взошел на трон в 1493 году. [ 2 ]
Впоследствии Туре организовал программу расширения и консолидации, которая расширила империю от Тагазы на севере до границ Ятенги на юге; и от Эйра на северо-востоке до Фута Джаллон в Гвинее. Вместо того, чтобы организовать империю по исламским принципам, он смягчил и усовершенствовал традиционную модель, установив систему бюрократического правления, не имеющую аналогов в Западной Африке . Кроме того, Аскиа установила стандартизированные торговые меры и правила, инициировала контроль торговых путей, а также установила организованную налоговую систему. Он был свергнут своим сыном Аскией Мусой в 1528 году. [ 3 ]
Имя и происхождение
[ редактировать ]Тарих аль-Судан называет Аскию Мухаммада именем Мухаммад ибн Аби Бакр аль-Тури или аль-Силанки. [ 4 ] Тарих аль-Фатташ называет его Абу Абдаллах Мухаммад ибн Аби Бакр. [ 5 ] интерпретировали Аль-Тури и аль-Силанки как имена клана Сонинке Многие историки Туре и Сила. Однако Стефан Бюнен утверждал, что их следует интерпретировать как нисбы , относящиеся к происхождению от Фута Торо или Силла в долине Сенегала , и поддерживает возможность того, что его предки изначально происходили из Фута Торо. [ 6 ]
Совершив хадж в 1497–1498 годах, он также стал известен как Аския аль-Хадж Мухаммад. [ 7 ] В современном Сонхае он известен как Мамар Кэсси. [ 8 ] Мамар — это форма имени Мухаммад, а Кэсси — матроним .
Теория о том, что семья Аскии Мухаммеда произошла из Фута Торо, противоречива и в целом отвергается самими народами сонгай , особенно современными потомками Мухаммеда, которые видят в этом вызов своей этнической принадлежности. Его точная фамилия окончательно не определена, и ни один из устных источников Тукулера или Сонинке не утверждает, что он один из них. Тарих аль-Фатташ использует для него титул «майга», который используется только для родственников по отцовской линии суннитской династии . [ нужна ссылка ]
Термин «сонхинки», который предполагает этническое происхождение Аскии сонинке, также является названием клана магов Сонгай, ответственного за доисламский культ и образующего младшую ветвь королевского суннитского клана, не имеющего прав на трон. Устные предания Сонгай утверждают, что отец Аскии Мухаммеда происходил из этого клана. Омара Комахаго , брата Аскии, никогда не называют Туре или Силла.
Термин ат-Тури, обозначающий географическое происхождение человека, мог быть названием деревни отца Аскии. , есть сонгайская деревня под названием Туре В Нигере, в регионе Тиллабери, в департаменте Тера .
Хотя Аскию Мохамеда обычно считают сыном принцессы Кэсси, сестры суннита Али Бера , невозможно, чтобы он сам происходил из Фута Торо, поскольку должность генерала была отдана только члену королевской семьи и этническому сонгайцу по отцовской линии. Теория о том, что он является этническим сонгайцем как по отцу, так и по матери, изучается в центре Ахмеда Бабы в Тимбукту . [ 9 ]
Заголовок
[ редактировать ]Название Аския [ б ] ( араб . اسكيا ) неизвестного происхождения, [ 10 ] но использовался с начала 13 века, если не раньше. [ 11 ] Возможно, оно происходит от арабского слова, означающего «общий». [ 12 ] : 253 « Тарих аль-Судан» приводит народную этимологию этого титула, утверждая, что Аския Мухаммад сам придумал этот титул на основе стенаний дочерей Сонни Али, когда они узнали, что он захватил власть: « а си Кия », что означает «это не его " [ 13 ] или «он не будет этим». [ 14 ]
Первоначальное произношение названия неизвестно; в современном Сонгае произносится как сиция . [ 10 ] Марокканские источники написали название Сукья или Сикья, Лев Африканский написал его как Искья, а современный португальский источник написал его как Аскья.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аския Мухаммад родился в Гао . Его отец, Бару Лам, [ с ] имел родословную Тукулера или Сонинке , предки которого были выходцами из долины реки Сенегал . [ д ] Его мать звали Кэсси. [ и ] В устной традиции говорится, что она была сестрой Сонни Али. [ 19 ]
Восстание
[ редактировать ]При Сонни Али Мухаммад Туре был могущественным полководцем, но часто конфликтовал с королем. Тарих аль-Фатташ выступающего против жестокого обращения Али с улемами Тимбукту изображает его как верного мусульманина , . [ 20 ]
В 1492 году, вскоре после смерти Сонни Али , Мухаммад Туре, тогдашний генерал, восстал против сына Али Сонни Бару , заявив, что он не был правоверным мусульманином. Он заручился поддержкой улемов Тимбукту , . жестоко преследуемых при Али, и Мансы Куры, мусульманского вождя Бары Сонни Бару опирался на традиционных религиозных лидеров сонгаев и денди фара , командующих восточной провинцией. [ 20 ] Туре победил Бару в битве при Анфао в апреле 1493 года за пределами Гао и получил власть и титул «Аския». [ 21 ]
Царствование
[ редактировать ]В 1496 году он совершил хадж в Мекку в сопровождении 500 всадников и 1000 пехотинцев. Хотя во время своего паломничества он сделал много благотворительных пожертвований, в том числе организовал место для проживания паломников из Западной Африки в Медине, он вернулся в Гао, накопив долг в 50 000 дукатов. [ 22 ] Несмотря на почти два года отсутствия, его возвращение укрепило его положение престижными титулами аль-хаджа и халифа , а ислам стал столпом его правления. [ 23 ]
По возвращении он предпринял серию кампаний против Мосси , Султаната Агадес и империи Канем-Борно . [ 21 ] В 1501 году он победил сына мансы Махмуда III Кама-фити-Калли, разграбил и захватил Диафуну. [ 24 ] [ 25 ] В 1504 году вторжение в Боргу закончилось катастрофой. Экспедиция в Валату захватила город, но не смогла удержать его под давлением туарегов , и Аския Мухаммед принял дань в обмен на то, что покинул город. Этот союз с туарегами был ключевым столпом власти сонгаев, особенно в их контроле над соляными шахтами Тагазы . [ 26 ]
В 1512 году его брат Омар Комахаго возглавил армию, которая уничтожила Фута Кинги, убила Тенгуэллу и подчинила королевство Диарра власти империи. [ 27 ] В 1515 году произошла еще одна кампания против Агадеса , укрепившая там позиции Сонгая. Это был пик его могущества. Аския Мухаммад ранее завоевал Кацину , Зарию и Гобир , опустошив города рабовладением и тяжелыми налогами. Экспедиция против Агадеса вызвала разногласия, когда эмир Кебби почувствовал, что его обманули в части добычи, и восстал, положив конец гегемонии Сонгай в Хаусаленде. [ 28 ]
Реформы
[ редактировать ]Аския Мухаммад глубоко реорганизовал империю Сонгай. Если Сонни Али был застенчивым мусульманином, то Аския был набожным. Он основал правовую систему на законах шариата , пригласил исламских ученых из Северной Африки и установил ислам как официальную религию благородного класса. Он также разделил империю на провинции с централизованно назначаемыми губернаторами и создал ряд министерств (включая министерства финансов, юстиции, внутренних дел, протокола, сельского хозяйства, водных и лесных ресурсов, а также вопросы, касающиеся «племен белой расы», например, туарегов и берберов ). все важные должности занимают родственники. [ 21 ] Хотя Гао оставался столицей, Тимбукту стал своего рода второй столицей. [ 23 ]
Аския Мухаммед создал профессиональную армию, а не общий набор, которым командовали его предшественники. Этих солдат, законных рабов Аскии, можно было отправлять в длительные экспедиции подальше от реки Нигер . [ 29 ]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]У Аскии Мухаммеда было много сыновей, которые боролись за положение и влияние при дворе. Когда младший, Бала, был назначен на престижный пост губернатора, Муса пригрозил убить могущественного советника короля Али Фолона и отправил его в ссылку в Тиндирму в 1526 году. Он скрывал тот факт, что Мухаммад, которому было намного больше 70 лет, , ослеп. [ 30 ] Больной и все более политически изолированный, Аския Мухаммед был вынужден отречься от престола своим сыном Аскией Мусой в августе 1528 года. Муса правил всего 3 года, прежде чем был убит своими братьями. [ 12 ] : 22 Его преемник , сын Омара Конджаго и племянник Мухаммеда, сослал старого короля на остров в Нигере. Отсюда он вместе со своим сыном Исмаилом замышлял вернуть себе трон. Это было выполнено в апреле 1537 года, и Мухаммед вернулся в Гао, где торжественно вручил Исмаилу титул и регалии халифа. [ 31 ] Он умер и был похоронен в Гао в 1538 году. [ 21 ]
Спуск с Аскии
[ редактировать ]Тарих аль-Фатташ сообщает о многих потомках Аскии Мухаммада, у которого, как говорят, был 471 ребенок от многих жен и наложниц различного происхождения. Подобно Чингисхану в Азии и Карлу Великому в Европе , император Аския Мухаммад и императоры, произошедшие от его брата Омара Комджаго, составляют предки по отцовской или материнской линии значительной части коренного сахельского населения и потомков сахельцев, населяющих 6 стран, где сонгайцы проживают . В настоящее время их потомки в основном связаны с могущественным старым королевским домом, который всегда находился в Сахеле. [ 32 ]
Мамар Хаами
[ редактировать ]Мамар - это прозвище Аскии Мухаммеда, и этих многочисленных потомков называют мамар хамей. Они являются потомками Аскии Исхака II , Аскии Нуха, Аскии Мухаммеда V Гао, которые были свергнуты марокканцами после битвы при Тондиби и последующих войн, к ним можно добавить потомки многих министров, губернаторов, генералов, составляющих детей и внуков аскии, в Мали они разбросаны среди своих подданных и занимают должности деревенских старост, а некоторые находились под властью марокканских арм-вождей ( Гао Алкайдо из Гао, паша Тимбукту ) до французской колонизации только Дженне королевский дом , королевский дом Хомбори и королевский дом Кикара имели правителя Аскьянидов в Мали. В западном Нигере , куда мигрировали великие принцы со всей сильной родословной, они основали могущественные эмираты, такие как Даргол , Тера , Готей , Карма , Намаро , Сикие , Кокору , Ларба Бирно, Гундай, рядом с суннитскими эмирами Горуоля , Анзуру, они постоянно воюют друг с другом и против Туареги уэллеминден и удалан и фулани Дори , те, кто мигрирует дальше на юг, правят в Гайе , Бане , Танде , Йелоу , Бенгоу , Лулами, Каримаме , Баникоаре вплоть до Джугу , где они составляют большинство, и сформировали денди там, где они находятся. смешанные и господствующие над бариба , йоруба , гур , манде , йом, их прибытие в Денди (провинция) вызывает ассимиляцию несонгайского населения к сонгайской культуре и языку и исламизацию баргу, они в Нигере интегрированы с За , который боролся против и сунниты с этническим именем Зарма , наиболее известными из которых являются Эмир Умару Карма французской колонизации, Габелинга Хама Касса, военачальник гунди в союзе с вангугнья исса коромбейзе муди, мать войны зарматарей во время войн против халифата Сокото, они присоединились к Бабату в Гурунси и Дагбоне, чтобы завоевать Верхнюю Вольту и северные территории Золотого Берега . Три члена трех династий по прибытии в колонию были связаны с некоролевскими кланами, прикрепленными к ним религиозными кланами и их вольноотпущенниками, образуя 1/4 населения Сонхая, 3/4 составляют рабская масса, находившаяся у них на службе. Мамар-хаамеи, считающие себя дядями Джермаса , никогда не вступают с ними в конфликт и объединяют с ними силы, чтобы победить сокото, тукулера , фулани Дори и бобойе и туарегов. В Буркина они подавлены массами фулани и туарегов, и многие из них были этнически ассимилированы фулани, они находятся в Даркойе, Маркое и Гором-Гороме с суннитами .
Потомки аскии, как и сунниты, носят титул майга, связанный с императорской властью.
Сонгай Джермас
[ редактировать ]Потомков Аскии также можно найти в основном среди сонгайской подгруппы Джермас, происходящей от предыдущей династии За и , суннитской династии династии Аскиа , которые правили империей Гао , браки между членами, происходящими от трех могущественных сонгаев династия была частой, и принцессы крови и благородного молока обменивались только между этими тремя династиями, таким образом, хаман Дукса , Зармакой самбо ( Мали Беро ) и Тагур Гана 17 и 18 веков, потомки за, все взяли жен у потомков династий. аскиа, живущая с ними в денди, аския, царствующая в денди на правом берегу реки, и царская родословная За из ваази , сега , фахмей , когори , канди , Манай , Зем на левом берегу, они несут царскую титул Джермакой, который не несет в себе того, что потомку за, он царствует в зармаганде ( Тондикивинди , Уаллам , Симири ) над каллеей и в зарматариях ( Доссо , киота , йени, Факара , куре , Колло , Либоре , Н'Дунга , Киртачи , Бабусайе, Тондикандия , Боголе, Хамдаллайе , Гаранкедей , Фабиджи ) над Гули . Маури ( (Королевский дом Маврики из Сокорбе и Маврики из Муссадея), Губей Королевский дом Губекея из Лога ) ассимилировались и образовали королевские дома, состоящие в браке с За.
Брачные отношения между аскиа и за составляют основу родства сонгайских джермасов и сонгайских мамар хамей . Мамар Хаамей считают себя дядями зарма по материнской линии, такое же отношение наблюдается и с потомками суннита Али Бера .
Потомки династии За всегда занимали высокие посты в империи в армии и администрации, особенно в военной провинции денди, где они занимали должность Денди Фари и их роль была решающей в остановке продвижения марокканцев в денди. с генералами таких ценностей, как Хава Изе Маали и Йефарма Ишак из дома Маная. Мамар Хамай оккупируют два королевства Джермы путем навязывания во время французской колонизации в Нигере, французская резня до последнего королевского дома Зармакоя Уаллама и привлечение Мамара Хаамы из Хомбори , чтобы занять вакантный трон, тот же случай в Факаре , где мамар хаама импортируется из Ёнкото , чтобы занять трон, и все это в рамках вооруженного восстания мамар хаама оумаро, эмира кармы против колониальной администрации, поговорка между сонхаями: мы - всего лишь одна семья, которая будет жевать друг друга, но никогда не проглотит друг друга другой используется для того, чтобы население этих двух княжеств приняло налоги. тот У сонгайцев нет проблем, когда этнический сонгай приходит, чтобы узурпировать у них трон, но в случае несонгаев это восстает и покидает страну, когда они не могут предотвратить неизвестное.
Джерма, мамар хамей и си хамей все квалифицируются как забербенда (потомки за великого, за эль айаман) и должны поддерживать друг друга в случае нападения противника, когда мамар хаама подвергаются нападению на правом берегу. Тубал бьют свои, чтобы собрать свои армии и пересечь реку , барабаны войны бьют, чтобы предупредить левый берег, где принцы Джермы чтобы поддержать своего брата на западе, и наоборот.
Страна хауса
[ редактировать ]Аския Мохамед I — предок по материнской линии хауса султанов из династии Багауда через свою дочь Ава, замужем за Мухаммадом Румфой Султаном Кано во время завоевания королевств хауса Империей Сонгай . На смену им пришел клан Фулани Саллубава династии Дабо во время завоевание Кано халифатом Сокото , имея много дочерей, аския заключал дипломатические браки с подвластными ему королями, чтобы обеспечить их лояльность, Кано, конечно, не единственное государство хауса, где были установлены подобные добрые отношения.
Все потомки хауса Мухаммада Румфы, султана Кано, являются потомками Аскии по материнской линии. [ 33 ]
Другие
[ редактировать ]Арма , происходящие от брака между испанскими солдатами Марокко и женщинами сонгай происходят по материнской линии, происходящей от аскии , также по большей части .
На всей территории Центрального Сахеля потомков аскии по отцовской или матрилинейной линии может быть около миллиона, взятых из этнического сонгаи, что составляет почти 11 миллионов человек, и возможных потомков среди хауса , фула и других, как правило, только тех, кто связан с королевскими домами. . Пирамидальная гробница Аскии, расположенная в Гао, не была предметом каких-либо раскопок с целью изучения его останков с целью проведения генетических экспертиз, и эти известные потомки больше не были предметом изучения, только генетическое исследование может подтвердить историческую связь.
Сыновья Аскии Дауда также имели всего 333 ребенка по данным Тариха аль-Судана. [ 34 ] а у Тариха аль-Фатташа 61 ребенок, 30 из которых умерли в молодом возрасте. [ 34 ] многие принцы умерли по большей части молодыми из-за убийств, произошедших во время наследования императорского престола, особенно среди императоров Аскии Мусы, старшего из сыновей Аскии, рожденного от его дагомейской наложницы, которая совершила переворот и убила большое количество этих братьев и от 25 до 35 двоюродных братьев.
Преемственности на императорском троне Сонгай обычно предшествует битва между князьями, к власти обычно приходит сильнейший. Именно эта нестабильность способствовала марокканскому вторжению и поражению Тондиби из-за слабого участия войск, вызванного холодом между Император Исхак II и балама курмины . [ 35 ]
Наследие
[ редактировать ]Аскиа поощрял обучение и грамотность, гарантируя, что университеты Сонхая выпускают самых выдающихся ученых, многие из которых опубликовали важные книги, одним из которых был его племянник и друг Махмуд Кати. Чтобы обеспечить легитимность своей узурпации династии Соннитов , Аския Мухаммад объединился с учеными Тимбукту , положив начало золотому веку в городе для научной и мусульманской науки . [ 36 ] Выдающийся ученый Ахмед Баба , например, написал книги по исламскому праву , которые используются до сих пор. Мухаммад Кати опубликовал «Тарих аль-Фатташ» , а Абдул-Рахман ас-Сади опубликовал «Тарих аль-Судан» ( «Хроники Черной земли »), две книги по истории, которые необходимы современным ученым, реконструирующим историю Африки в средние века . Предполагаемая гробница короля, Гробница Аскии , теперь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .
В популярной культуре
[ редактировать ]- Нигерийская названа музыкальная группа Mamar Kassey в честь Аскии Мухаммеда.
- В пошаговой стратегической игре Sid Meier's Civilization V Аския Мухаммед изображен как лидер цивилизации Сонгай , одной из игровых фракций. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Или, как говорят, аль-Силанки
- ^ Или Аския
- ^ Бару — сонгайская форма имени Абу Бакр. [ 4 ] Лум — имя клана, вероятно, происходящего из племени Фула. [ 15 ]
- ^ Тарих аль-Фатташ говорит, что Аския Мухаммад был потомком Тородо. Тородо на языке фула означает «народ Торо» и относится к Тукулерам. Имя клана Лум, скорее всего, имеет происхождение от Тукулера, чем от Сонинке. Имена аль-Тури и аль-Силанки были интерпретированы как имена клана Сонинке Туре и Сила, но они могут быть отсылкой к его отцу или предкам отца, происходящим из Фута Торо или Силла в долине Сенегала. Фута Торо был преимущественно Тукулером, а Силла - преимущественно Сонинке. [ 6 ]
- ^ Варианты написания: Касай, [ 16 ] Касса, [ 8 ] Касаи, [ 17 ] Кэсси, Кассаи и Кассе [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К пониманию африканского опыта из истории Фестуса Угбоаджи Охаегбулама
- ^ Биографические сведения об исторических африканских деятелях с сайта globaled.org.
- ^ Мухаммед I, правитель Аския Сонгай, с сайта britannica.com
- ^ Jump up to: а б Ханвик 1999 , с. 102.
- ^ Этапы 2005 г. , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Этапы 2005 года .
- ^ Этапы 2005 г. , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Хейл и Белчер 1997 , с. 126.
- ^ Бубу Хама (1967). Традиционная история народа Зарма-Сонгай (на французском языке). Африканское присутствие.
- ^ Jump up to: а б Ханвик 1999 , с. 335.
- ^ де Мораес Фариас 2008 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Пейдж, Уилли Ф. (2005). Дэвис, Р. Хант (ред.). Энциклопедия африканской истории и культуры (иллюстрированное, исправленное издание). Факты в файле.
- ^ Гомес 2018 , с. 226.
- ^ Ханвик 1999 , с. 103.
- ^ Этапы 2005 г. , с. 89.
- ^ Ханвик 1999 , с. 181.
- ^ Худас и Делафосс 1913 , с. 114.
- ^ Беллама 1970 .
- ^ Джонсон, Хейл и Белчер 1997 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б Левцион 1977 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б с д «Мухаммад и Аския» . Британская энциклопедия . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Грин, Тоби (2020). Горсть ракушек . Великобритания: Книги Пингвинов. п. 62.
- ^ Jump up to: а б Левцион 1977 , с. 428.
- ^ Турчин, Питер и Джонатан М. Адамс и Томас Д. Холл: «Ориентация исторических империй и современных государств на Восток-Запад», стр. 222. Journal of World-Systems Research, Vol. XII, № II, 2006 г.
- ^ Кейн, Умар (2021). «Формирование Королевства Кинги Джаалало Тенгеллой». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. п. 54.
- ^ Левцион 1977 , с. 432.
- ^ Ниан, Джибрил Тамсир (2005). «Малийская империя: упадок, пятнадцатый век» В Шиллингтоне, Кевин (ред.). Энциклопедия африканской истории Нью-Йорк: Фицрой Дирборн. стр. 100-1 921–922.
- ^ Левцион 1977 , с. 433.
- ^ Левцион 1977 , с. 430.
- ^ Левцион 1977 , с. 434.
- ^ Левцион 1977 , с. 436.
- ^ Ханвик 1999 , с. 180 н40.
- ^ «Наложницы и власть: пятьсот лет во дворце Северной Нигерии» . epdf.советы . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ханвик 1999 , с. 184 н68.
- ^ «Вторжение в Марокко в 1591 году и династия Саади» . Пенсильванский университет – Центр африканских исследований.
- ^ Фогель, Джозеф О. (1997). Энциклопедия доколониальной Африки: археология, история, языки, культуры и окружающая среда . АльтаМира Пресс. п. 493. ИСБН 0-7619-8902-1 .
- ^ Джонстон 2010 .
Первоисточники
[ редактировать ]- аль-Сади, Тахрих аль-Судан , переведено в Ханвике, 1999 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Беллама, Дэвид (1970). Си Али и Аския Мохаммед: две интерпретации: мусульманские хроники против устной традиции Сонгай .
- Бюнен, Стефан (2005). «Аския Мухаммад I и его кабила: имя и происхождение». Суданская Африка . 1 : 83–90. JSTOR 25653427 .
- Гомес, Майкл А. (2018). Африканское владычество: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17742-7 .
- Худас, О.; Делафосс, М. (1913). Тарих эль-Феттах или Хроники исследователя, автор Махмуд Кати бен Эль-Хадж эль-Мотауаккель Кати и один из его внуков . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ханвик, Джон О. (1999). Тимбукту и империя Сонгай: «Тарих ас-Судан» Ас-Сади до 1613 года и другие современные документы . Исламская история и цивилизация: исследования и тексты. Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11207-0 .
- Джонсон, Джон Уильям; Хейл, Томас А.; Белчер, Стивен, ред. (1997). Устные эпопеи из Африки: яркие голоса с огромного континента . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21110-7 .
- Джонстон, Кейси (20 сентября 2010 г.). «Государственное управление как развлечение: Ars рассматривает Civilization V» . Арс Техника . Проверено 7 февраля 2022 г.
- де Мораес Фариас, Пол Ф. (2008). «Интеллектуальные инновации и переосмысление Сахеля: хроники Тимбукту семнадцатого века» В Джеппи, Шамиль; Диань, Сулеймани Башир (ред.). Значения Тимбукту Кейптаун: HSRC Press. ISBN 978-0-7969-2204-5 .
- Йозеф В. Мери; Джер Л. Бахарах (2006). Средневековая исламская цивилизация: LZ, индекс . Тейлор и Фрэнсис. п. 764. ИСБН 978-0-415-96692-4 .
- Левцион, Неемия (1977). «5 - Западный Магриб и Судан». В Оливере, Рональде (ред.). Кембриджская история Африки, том 3: с 1050 по 1600 год . Издательство Кембриджского университета. стр. 331–462. ISBN 9781139054577 . Проверено 12 марта 2024 г.
- Столлер, Пол (1992), Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press, стр. 105, ISBN 9780226775487 , получено 4 июня 2021 г.