Jump to content

Легенды Африки

«Легенды Африки» отражают широкий спектр королей, королев, вождей и других лидеров со всего африканского континента, включая Мали, Бенин, Гану, Нигерию, Конго, Эфиопию, Эритрею и Южную Африку.

Игбо-Укву игбо народа
Ифе Голова короля в Британском музее .

Секухуне, король Маротенга

[ редактировать ]
Король Севера

Секухуне стал королем Маротенга, также известного как Бапеди, после смерти своего отца Секвати I в 1861 году и узурпировал предполагаемого наследника нации Бапеди, Мампуру II.

Он вел войны против буров Южно -Африканской Республики (голландский: Zuid-Afrikaansche Republiek), Британской империи и свази . После своего поражения от британцев и 10 000 воинов свази он был арестован в 1881 году в столице ЗАР в Претории.

Он был убит своим сводным братом Мампуру II в 1882 году. Позже в следующем году Мампуру был повешен в Претории ZAR.

Лондонская газета «Таймс», которая, как известно, не писала о делах правления в Африке, 29 августа 1882 года написала дань уважения убитому королю-воину.

Шанго Империи Ойо

[ редактировать ]
Статуя Шанго, ориша грома йоруба

Шанго был третьим королем Ойо в Йорубаленде, который принес процветание королевству, которое он унаследовал. О нем рассказывают много историй и окружают его несколько мифов. Он является краеугольным камнем многих афро-карибских религий. [ 1 ]

В йоруба религии Шанго ( Ксанго или Чанго в Латинской Америке ), пожалуй, самый популярный Ориша . Он — ориша грома и один из главных предков народа йоруба . В карибской религии Сантерия Шанго считается центром внимания, поскольку он представляет народ Ойо Западной Африки. Империя Ойо продала множество людей для работорговли в Атлантике, которая затем увезла их в Карибский бассейн и Южную Америку. В первую очередь по этой причине каждая крупная церемония посвящения Ориша, проводившаяся в Новом Свете за последние несколько сотен лет, была основана на традиционной церемонии Шанго Древнего Ойо. Такие церемонии пережили Средний путь и считаются наиболее полными традиционными практиками, пришедшими на американские берега.

Священные цвета Шанго — красный и белый ; его священное число — 6 ; его символ — оше , олицетворяющий быстрое и сбалансированное правосудие. Он владеет батой ( тремя двусторонними барабанами) и музыкой в ​​целом, а также искусством танца. [ 2 ]

Шанго почитается в Сантерии , Кандомбле Кету , Умбанде и Воду . [ 3 ]

В искусстве Шанго изображается с двойным топором на трёх головах. Он связан со священным животным, бараном .

Шака Зулу

[ редактировать ]
Единственный известный рисунок Шаки, стоящего с длинным метательным ассегаем и тяжелым щитом, 1824 год.

Шака (иногда пишется как Тшака , Чака или Чака ; ок. 1787 – ок. 22 сентября 1828) был зулусским лидером. [ 4 ] [ 5 ]

Ему приписывают превращение зулусов из небольшого племени в зачатки национального государства, господствовавшего над значительной частью Южной Африки, простирающейся между реками Фонголо и Мзимхулу . Его военная доблесть и разрушительность широко изучены современной наукой. В одной статье Британской энциклопедии (статья Macropaedia «Шака», изд. 1974 г.) утверждается, что он был чем-то вроде военного гения благодаря своим реформам и нововведениям. Другие писатели более ограниченно оценивают его достижения. Тем не менее, его государственная мудрость и энергичность в ассимиляции некоторых соседей и управлении через доверенных лиц делают его одним из величайших вождей зулусов.

Аджуранская империя

[ редактировать ]

Аджуранский султанат ( сомали : Dawladdii Ajuuraan , арабский : الدولة الأجورانيون), также пишется как Аджуранский султанат , и часто просто как Аджуран , был сомалийской империей средневекового и раннего современного периода, которая доминировала в торговле в Индийском океане . Это был сомалийский мусульманский султанат , который правил значительной частью Африканского Рога с начала 1200-х до конца 1600-х годов. Благодаря сильной централизованной администрации и агрессивной военной позиции по отношению к захватчикам Аджуранский султанат успешно отразил оромо. вторжение [ сломанный якорь ] с запада и вторжение португальцев с востока во время войны «Гаал Мадоу» и аджуранско-португальской войны . Торговые пути, относящиеся к древнему и раннему средневековому периоду морской деятельности Сомали, были укреплены или восстановлены, а внешняя торговля и коммерция в прибрежных провинциях процветали.

Король Джаджа Опобо

[ редактировать ]
Яйца Опобо

Король Джаджа Опобо (1821–1891) был монархом игбо . Он был одним из самых выдающихся правителей дельты Нигера. [ 6 ]

Ранняя жизнь, Джубо Джубога

[ редактировать ]

Родившийся в Игболанде и проданный в рабство торговцу Бонни в возрасте двенадцати лет, его первый хозяин назвал его Джубо Джубога. Позже он был продан вождю Алали, влиятельному главе группы домов Опобу Манила. Этот одаренный и предприимчивый человек, которого британцы прозвали Джаджа, в конечном итоге стал одним из самых влиятельных людей в восточной дельте Нигера.

Дельта Нигера

[ редактировать ]

Дельта Нигера, где Нигер впадает в Гвинейский залив системой сложных водных путей, была местом расположения уникальных поселений, называемых городами-государствами.

С 15 по 18 века Бонни, как и другие города-государства, получал свое богатство за счет доходов от работорговли . Здесь человек мог достичь престижа и власти благодаря успеху в бизнесе, и, как в случае с Джаджой, раб мог пробиться к главе государства. Палата была общественно-политическим институтом и являлась основной единицей города-государства.

В 19 веке — после отмены работорговли в 1807 году — торговля рабами была вытеснена торговлей пальмовым маслом , которая была настолько оживленной, что регион был назван районом Нефтяных рек.

Дома в Бонни и других городах-государствах контролировали как внутреннюю, так и внешнюю торговлю пальмовым маслом, поскольку производителям во внутренних районах было запрещено торговать напрямую с европейцами на побережье; европейцы никогда не покидали побережья, опасаясь малярии.

Возвышение короля Джаджи

[ редактировать ]

Проницательный в бизнесе и политике, Яджа стал главой Дома Анны Пеппель, расширив его деятельность и влияние за счет поглощения других домов, увеличения операций во внутренних районах и увеличения числа европейских контактов. Между соперничающими фракциями в домах Бонни завязалась борьба за власть, что привело к отколу фракции, возглавляемой Джаджой. Он основал новое поселение, которое назвал Опобо. Он стал королем Опобо Джаджой и объявил себя независимым от Бонни.

Стратегически расположенный между Бонни и производственными районами внутренних районов, король Джаджа контролировал торговлю и политику в дельте. При этом он сократил торговлю в Бонни, и в конце его правления четырнадцать из восемнадцати домов Бонни переехали в Опобо.

За несколько лет он стал настолько богатым, что сам доставлял пальмовое масло прямо в Ливерпуль . Британский консул не мог мириться с такой ситуацией. Джадже предложили договор о «защите», в обмен на который вожди обычно отказывались от своего суверенитета. После первоначального противодействия Джаджи его заверили, в довольно расплывчатых выражениях, что ни его авторитет, ни суверенитет Опобо не будут поставлены под угрозу.

Падение Джаджи и борьба за Африку

[ редактировать ]

Джаджа продолжал регулировать торговлю и взимать пошлины с британских торговцев до такой степени, что приказал прекратить торговлю на реке до тех пор, пока одна британская фирма не согласилась платить пошлины. Джаджа отказался подчиниться приказу консула о прекращении этой деятельности, несмотря на угрозы консула, что он будет бомбардировать Опобо. Джаджа не знал, что произошла битва за Африку , и Опобо был частью территорий, выделенных Великобритании. Заманенный на встречу с британским консулом на борту военного корабля, Джаджа был арестован и отправлен в Аккру, где его судили в дисциплинарном порядке и признали виновным в «нарушении договора» и «блокировании торговых путей». [ 7 ]

Его депортировали в Сент-Винсент ( Сент-Винсент и Гренадины ), Вест-Индию, а четыре года спустя он умер по пути в Нигерию после того, как ему разрешили вернуться. Кроме того, открытие хинина как лекарства от малярии позволило британским торговцам обойти посредников и иметь дело напрямую с производителями пальмового масла, что ускорило падение значения городов-государств. [ 7 ]

Аския Мухаммед I (Аския Великая) из Тимбукту

[ редактировать ]

Мухаммед Бен Абу Бекр «Аския Великая» (1538 г.), [ 8 ] [ 9 ] любимый генерал суннита Али считал, что после смерти суннита Али он имел право на трон, а не сын Али, Абу Кебр.

Заявив, что власть принадлежит ему по праву достижения, Мухаммед напал на нового правителя через год после его прихода к власти и победил его в одном из самых кровопролитных сражений в истории. Когда одна из дочерей суннита Али услышала эту новость, она крикнула «Аския», что означает «сильная». Этот титул был взят Мухаммедом в качестве своего царственного имени .

Аския начал с консолидации своей обширной империи и установления гармонии между конфликтующими религиями и политическими элементами. Под руководством Аскии империя Сонгай процветала, пока не стала одной из самых богатых империй того периода в любом регионе. Тимбукту стал известен как «Центр обучения», «Мекка Судана» и «Королева Судана».

Могила Аскии

Укрепив свою империю, Аския возобновил нападение на неверующих , неся власть ислама в новые земли. Аския Великий сделал Тимбукту ( архаичный английский : Тимбукту ; Койра Киини : Тумбуту ; французский : Томбукту ) одним из самых известных центров торговли и обучения на Земле. Блеск города был таков, что спустя три столетия он все еще сияет в воображении, как звезда, которая, хотя и умерла, продолжает посылать нам свой свет.

Его великолепие было настолько велико, что, несмотря на многочисленные превратности судьбы после смерти Аскии, жизненная сила Тимбукту не угасла.

Это Империя

[ редактировать ]
Империя Ойо и прилегающие государства, ок. 1625.

Империя Ойо (ок. 1400–1835) была западноафриканской империей на территории современной Нигерии . Империя выросла из королевства, основанного йоруба на рубеже 14 века, и превратилась в одно из крупнейших западноафриканских государств, с которыми столкнулись колониальные исследователи. Он достиг превосходства благодаря богатству, полученному от торговли и обладанию мощной кавалерией, известной как Эсо Икойи . Империя Ойо была самым политически важным государством в регионе с середины 17 до конца 18 века, господствуя не только над другими королевствами йоруба на территории современной Нигерии , Бенина и Того , но и над другими африканскими королевствами, большинством из них. примечательным является Фон Дагомея (на территории современного Бенина).

Мифическое происхождение

[ редактировать ]

Мифическое происхождение Империи Ойо связано с Ораньяном (также известным как Оранмиян), самым молодым принцем Королевства йоруба Иле-Ифе. Оранян договорился со своим братом о проведении карательного рейда на их северных соседей за оскорбление их отца, Оба Одудува, первого из унисов Ифе. По дороге на битву братья поссорились и войско разделилось. [ 10 ] Силы Ораняна были слишком малы, чтобы провести успешную атаку, поэтому он бродил по южному берегу, пока не достиг Буссы. Там местный вождь развлекал его и подарил большую змею с волшебным оберегом, прикрепленным к ее горлу. Вождь поручил Ораняну следовать за змеей, пока она не остановится где-нибудь на семь дней и не исчезнет в земле. Оранян последовал совету и основал Ойо там, где остановился змей. Сайт запомнился как Ajaka . Ораньян сделал Ойо своим новым королевством и стал первым «оба» (что означает «король» или «правитель» на языке йоруба ) с титулом «Алаафин Ойо» (Алаафин означает «владелец дворца» на языке йоруба). [ 11 ]

Ранний период

[ редактировать ]
Карта городских стен Ойо-Иле.

Ораньяну, первому оба Ойо, наследовал Оба Аджака, Алаафин Ойо. Аджака был свергнут, потому что считалось, что ему не хватает военных достоинств йоруба и он предоставляет своим заместителям слишком большую независимость. Затем лидерство было передано брату Аджаки, Джакуте, которого позже обожествили как божество Шанго. Аджака была восстановлена ​​после смерти Шанго. Аджака вернулся на трон еще более воинственным и деспотичным. Его преемнику Кори удалось завоевать остальную часть того, что позже историки назовут метрополией Ойо. [ 11 ]

Сердцем метрополии Ойо была его столица Ойо-Иле (также известная как Катунга , Старый Ойо или Ойо-оро). [ 12 ] Двумя наиболее важными сооружениями в Ойо-Иле были «афин», или дворец Оба, и его рынок. Дворец находился в центре города, недалеко от рынка Оба, который назывался «Оджа-оба». Вокруг столицы была высокая земляная стена для обороны с 17 воротами. Важность двух больших построек (дворца и Оджа Оба) обозначала важность короля в Ойо.

Ганская империя

[ редактировать ]

Королевство Ашанти [ 13 ]

[ редактировать ]
Карта региона Ашанти в Гане

Ашанти , , или Асанте — крупная этническая группа в современной Гане . Ашанти говорят на языке тви , а язык похож на язык фанте. акан О Конфедерации Ашанти (Асанте) Асантеман. см.

До европейской колонизации народ ашанти создал большую и влиятельную империю в Западной Африке. Позже Ашанти создали мощную Конфедерацию Ашанти и стали доминирующим государством в регионе.

Гане Кот , как и бауле в д'Ивуаре - которая , Народы ашанти, аданси, акьем, ассины и денкира в , являются подгруппами западноафриканской нации акан , как говорят, мигрировала из окрестностей северо-западной части реки Нигер после Падение Ганской империи в 13 веке. [ 14 ] Свидетельства этого можно увидеть в королевских дворах царей Акан, отраженных в дворах царей Ашанти, чьи шествия и церемонии демонстрируют остатки древних церемоний Ганы. Этнолингвисты подтвердили миграцию, проследив использование слов и модели речи в Западной Африке. [ 15 ]

Таким образом, хотя Ганская империя географически отличалась от современной Ганы, некоторые из ее жителей, в частности акан, переселились на территорию современной Ганы, отсюда и историчность названия. Фактически, золотая монета североафриканской династии Альморавидов была известна во всем средневековом мире как сделанная из чистейшего золота, поскольку чистота западноафриканского золота на момент добычи составляла 92 процента, что выше, чем у старой египетской золотой руды, которая начиналась с 92 процентов чистоты. 85 процентов, позже эта цифра была уточнена до 95 процентов. Свидетельством ранних связей ашанти с исламским миром является слово ашанти, обозначающее деньги – «сикка» – то же, что и арабское слово, обозначающее чеканку денег. [ 16 ]

Империя Бамбара

[ редактировать ]
Некоторые города Мали, находившиеся под контролем Империи Бамбара.

Империя Бамана (также Империя Бамбара или Империя Сегу ) была крупным доколониальным западноафриканским государством, базирующимся в Сегу , ныне в Мали . Им правила династия Кулубали или Кулибали, основанная около 1640 года Фа Сине, также известным как Битон-си-у. Империя существовала как централизованное государство с 1712 года до вторжения в 1861 году завоевателя Тукулера Эль-Хаджа Умара Талля .

Империя Бамбара была построена вокруг традиционных институтов Бамбара, включая комо , орган, решающий теологические проблемы. Комо часто сверялись с религиозными скульптурами , прежде чем принимать решения, особенно с четырьмя государственными боливами , большими алтарями, предназначенными для содействия приобретению политической власти.

В битве при Нукуме в 1818 году силы Бамбары встретились и потерпели поражение от мусульманских бойцов фула, сплоченных джихадом Чейку Амаду (или Секу Амаду) из Массины. Империя Бамбара выжила, но была необратимо ослаблена. Силы Секу Амаду решительно разгромили Бамбару, взяв Дженне и большую часть территории вокруг Мопти и сформировав из нее империю Массина . Тимбукту тоже падет в 1845 году.

Однако настоящий конец империи наступил от рук Эль-Хаджа Умара Талля , завоевателя Тукулера, который пронесся через Западную Африку из Дингирая . Умара Талля Моджахеды с готовностью разгромили Бамбару, захватив сам Сегу 10 марта 1861 года, вынудив население принять ислам и объявив конец Империи Бамбара (которая фактически стала частью недавно объявленной Империи Тукулёр ).

Малийская империя

[ редактировать ]
Малийская империя.
Восстановленная мечеть Дженне

Империя Мали , или Империя Мандинг , или Манден Куруфа средневековое западноафриканское государство мандинка с 1235 по 1645 год. Империя была основана Сундиатой Кейтой и прославилась богатством своих правителей, особенно Мансы Мусы I. Империя Мали оказала большое культурное влияние на Западную Африку, что позволило распространить ее язык, законы и обычаи вдоль реки Нигер .

Империя Мали выросла из территории, которую ее современные жители называли Манден. [ 17 ]

Манден, названный в честь своих жителей Мандинкой (первоначально Манденька, где «ка» означает «народ») [ 18 ] включала большую часть территории современной Северной Гвинеи и юга Мали . Первоначально империя была создана как федерация племен мандинка под названием Манден Куруфа (буквально Федерация Манден), но позже она стала империей, управляющей миллионами людей практически всех этнических групп, которые только можно вообразить в Западной Африке.

Происхождение названия Империи Мали сложно и до сих пор обсуждается в научных кругах по всему миру. Хотя значение слова «Мали» до сих пор оспаривается, процесс его проникновения в региональный лексикон остается спорным. Как упоминалось ранее, мандинка средневековья называли свою этническую родину «Манден».

Среди множества различных этнических групп, окружающих Манден, были группы, говорящие на языке пулаар, в Масине , Текруре и Фута-Джаллоне . В Пулааре мандинка Мандена стала малинке Мали. [ 19 ]

Таким образом, хотя народ мандинка обычно называл свою землю и столичную провинцию Манден, его полукочевые подданные фула, проживающие на западной (Текрур), южной (Фута Джаллон) и восточной границах центральной части страны (Мачина), популяризировали название Мали для этого королевства и более поздняя империя средневековья.

Королевства мандинка в Мали или Мандене уже существовали за несколько столетий до объединения Сундиаты как небольшого государства к югу от империи Сонинке в Вагаду , более известной как Империя Гана . [ 20 ]

Эта территория состояла из гор, саванн и лесов, обеспечивая идеальную защиту и ресурсы для населения охотников. [ 21 ] Те, кто не жил в горах, образовали небольшие города-государства, такие как Торон, Ка-Ба и Ниани .

Династия Кейта, из которой произошли почти все малийские императоры, ведет свое происхождение от Билала . [ 22 ] верный муэдзин исламского пророка Мухаммеда . правители были обычной практикой В Средние века как христианские , так и мусульманские связывать свою родословную с ключевой фигурой в истории своей веры. Таким образом, хотя происхождение династии Кейта может быть в лучшем случае сомнительным, устные летописцы сохранили список каждого правителя Кейты от Лавало (предположительно одного из семи сыновей Билала, поселившихся в Мали) до Магана Кон Фатты (отца Сундиаты Кейты).

Империя Сонгай

[ редактировать ]

Королевство Дагомея

[ редактировать ]

Королевство Иль-Ифе

[ редактировать ]

Ныне часть современной Нигерии. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Иль-Ифе , также известный как Ифе , — священный город народа йоруба, большая часть которого проживает в Нигерии в Западной Африке. Иль-Ифе появляется в мифах как место зарождения жизни и место, где появились первые люди.

Миф - Где начался мир

[ редактировать ]

Согласно мифологии йоруба, изначально мир представлял собой болотистую, водную пустошь. На небе над головой жило множество богов, в том числе верховный бог по имени Олорун Олодумаре. Эти боги иногда спускались с неба на паутине и играли в болотистых водах, но там не было ни земли, ни человека.

Однажды Олорун позвал Ориша-нлу (великого бога) Обаталу и велел ему создать твердую землю в болотистых водах внизу. Он дал Ориша голубя, курицу и раковину улитки, содержащую немного рыхлой земли. Обатала спустился к воде и бросил рыхлую землю на небольшое пространство. Затем он выпустил голубя и курицу, которые начали царапать землю и передвигать ее. Вскоре птицы покрыли большую территорию болотистых вод и создали твердую почву.

Ориша доложил об этом Олоруну, который послал хамелеона посмотреть, что было сделано. Хамелеон обнаружил, что земля широкая, но не очень сухая. Через некоторое время Олорун снова отправил существо осмотреть работу. На этот раз хамелеон обнаружил широкую сушу, которую назвали Ифе (что означает «широкий») и Иле (что означает «дом»). Все остальные земные жилища позже произошли от колоний Иль-Ифе, и с тех пор оно навсегда почиталось как священное место. Он остается домом Уни, духовного лидера йоруба.

Древняя история

[ редактировать ]

Народы, жившие в Йорубаленде, по крайней мере, к IV веку до нашей эры, изначально не были известны как йоруба, хотя у них была общая языковая группа. И археология, и традиционные устные историки йоруба подтверждают существование людей в этом регионе на протяжении нескольких тысячелетий. Духовное наследие йоруба утверждает, что кланы йоруба — уникальный народ, изначально созданный в Иль-Ифе.

Легенда гласит, что создание было поручено высшей духовной силе Олодумаре, как указано выше. Эту задачу, которая впервые была приписана Ориша-нла Обатале, возможно, на самом деле выполняли Ориша Одудува и Эшу , которые сами служили божественным посланником.

Имя «Йоруба», скорее всего, является адаптацией слова «Йо ру эбо», что означает «будет почитать (приносить подношения) Орише». Это относится к духовной религии йоруба абориша, существовавшей на протяжении веков до исламского и христианского прозелитизма. Цивилизация йоруба до сих пор остается одной из самых технологически и художественно развитых в Западной Африке.

Некоторые ранние современные историки утверждают, что йоруба не являются коренными жителями Йорубаленда, а являются потомками иммигрантов в этот регион. Эта версия истории утверждает, что Одудува на самом деле был смертным королем из Аравии или Египта, под чьим руководством где-то в 11 веке был завоеван регион Ойо в Йорубаленде и было основано королевство Ифе в его нынешнем виде. Родственники Одудувы основали королевства на остальной территории Йорубаленда. Однако более традиционные источники указывают на местное происхождение Одудувы.

Один из сыновей Одудувы, Оранмиян, занял трон Бенина и расширил династию Одудува на восток. Дальнейшее расширение привело к созданию племени йоруба на территории нынешней юго-западной Нигерии, Бенина и Того, при этом города-государства йоруба признали духовное первенство древнего города Иль-Ифе. Юго-восточная Бенинская империя, управляемая династией, берущей свое начало от Ифу и Одудува, но в основном населенной Эдо и другими родственными этническими группами, также имела значительное влияние на выборах дворян и королей в восточном Йорубаленде.

Королевство Бенин, Бенин-Сити

[ редактировать ]

Основанный примерно в 10 веке, Бенин служил столицей Королевства Бенин , империи Оба Бенина , которая процветала с 14 по 17 века. Стены Бенина уже много лет подвергаются консервации и реставрации. После того, как Бенин посетили португальцы в 1472 году, исторический Бенин разбогател в 16 и 17 веках за счет экспорта некоторых тропических продуктов. [ 26 ] [ 27 ]

Бенин Королевство Нигерия против Республики Бенин

[ редактировать ]

Побережье Бенинской бухты (Республика Бенин) входило в состав так называемого « Невольничьего берега », откуда многие жители Западной Африки были проданы (обычно местными правителями) иностранным работорговцам. В начале 16 века Оба отправил посла в Лиссабон , а король Португалии отправил христианских миссионеров в Бенин. некоторые жители Бенина все еще могли говорить на пиджин- В конце 19 века португальском языке. Чтобы сохранить независимость Бенина (Нигерии), Оба постепенно запретил экспорт товаров из Бенина, пока торговля не стала исключительно пальмовым маслом.

1 февраля 1852 года вся бухта Бенин (Республика Бенин) стала британским протекторатом, где протекторат представлял консул (представитель) , пока 6 августа 1861 года бухты Биафра и Бенин не стали объединенным британским протекторатом. снова под британским консулом. [ 27 ]

В ходе карательной экспедиции, проведенной в 1897 году, отряд численностью 1200 человек под командованием адмирала сэра Гарри Роусона завоевал и разграбил город. Благодаря этому « бенинские бронзы »: портретные фигуры, бюсты и группы, созданные из железа , резной слоновой кости и особенно из латуни (условно называемой «бронзой»), выставлены в музеях по всему миру. Разбросанный каталог, насчитывающий около 2500 экспонатов, коллекция, возможно, представляет собой самый спорный пул древностей после спорных сокровищ самого Древнего Египта . После падения Бенина британцы выделили провинцию Варри , пытаясь ограничить имперскую власть Оба. Монархия Бенина была восстановлена ​​в 1914 году, но истинная власть теперь принадлежала колониальной администрации Нигерии. [ 27 ]

Королева Амина из Зарии [ 28 ]

[ редактировать ]

Семь первоначальных штатов Хаусалара d : Кацина , Даура , Кано , Заззау , Гобир , Рано и Гарун Габас занимают площадь около 1300 квадратных километров (500 квадратных миль) и составляют сердце царства хауса. В 16 веке королева Баква Турунку построила столицу Заззау в Зарии, названную в честь ее младшей дочери. В конце концов, весь штат Заззау был переименован в Зарию, которая сейчас является провинцией и традиционным королевством на территории современной Нигерии.

Однако именно ее старшая дочь, легендарная Амина (или Аминату ), унаследовала воинственный характер матери. Амине было 16 лет, когда ее мать стала королевой и ей был присвоен традиционный титул Магаджия , почетный титул, который носят дочери монархов. Она отточила свои военные навыки и прославилась своей храбростью и военными подвигами, поскольку в песнях ее прославляют как «Амина, дочь Никатау, женщина, столь же способная, как и мужчина».

Амина считается архитектурным надзирателем, создавшим крепкие земляные стены, окружающие ее город, которые стали прототипом укреплений, используемых во всех штатах хауса. Впоследствии она построила многие из этих укреплений, которые стали известны как Ганувар Амина или стены Амины, вокруг различных завоеванных городов.

Цели ее завоеваний были двоякими: расширение ее нации за пределы ее основных границ и приведение завоеванных городов к статусу вассала. Султан Мухаммад Белло из Сокото заявил, что «Она вела войну с этими странами и полностью их победила, так что жители Кацины платили дань ей и людям Кано, а также... воевали с городами Баучи, пока ее королевство не достигло море на юге и западе». Точно так же она вела свои армии до Нупе , и, согласно Хроникам Кано, «Саркин Нупе послала ей (то есть принцессе) 40 евнухов и 10 000 орехов кола. Она была первой в Хаусаленде, у которой были евнухи и орехи кола ». [ нужна ссылка ]

Амина была выдающейся гимбией (принцессой), но существуют различные теории относительно времени ее правления и того, была ли она когда-либо королевой. Одно объяснение утверждает, что она правила примерно с 1536 по 1573 год, а другое утверждает, что она стала королевой после смерти своего брата Карамы в 1576 году. Еще одно утверждает, что, хотя она была ведущей принцессой и фактической правительницей, она никогда не была титульной королевой.

Несмотря на неточности в рассказе о ее жизни, одно можно сказать наверняка: за 34-летний период ее многочисленные завоевания и последующая аннексия завоеванных территорий расширили границы Зарии, значение которой в результате также возросло и которая стала центр торговли между Севером и Югом Сахары и торговли между Востоком и Западом Судана.

Македа, царица Савская (960 г. до н. э.)

[ редактировать ]

Царица Савская ( араб. Малекат сабаа ملكة سبأ , геэз : Нигиста Саба, царица Савская , йоруба : Аяба иле Шеба ) (ивр. Малкат Шва: מלכת שבא), упоминаемая в библейских книгах 3 Царств и 2 Паралипоменон , Новый Завет , Коран , Эфиопии история и даже племенные традиции народа йоруба , был правителем Савского , древнего королевства, которое, как предполагают современные археологи , располагалось на территории современного Йемена или Эритреи , Эфиопии. в Западной Африке

Безымянная в библейском тексте, в эфиопской традиции ее зовут Македа ( геэз : ማክዳ mākidā ), а в исламской традиции ее зовут Билкис . В некоторых книгах она упоминается как Белкис . Альтернативные имена, данные ей, были Никауле , Никаула и Биликису Сунгбон . Предположительно она жила в 10 веке до нашей эры.

Она более известна миру как царица Савская .

В своей книге «Великие цветные люди мира» Дж. А. Роджерс дает такое описание: «Из тумана трех тысяч лет возникает эта прекрасная история о Черной Королеве, которая, привлеченная славой иудейского монарха, произвела долгое путешествие, чтобы увидеть его». [ нужна ссылка ]

Говорят, что царица Савская предприняла долгое и трудное путешествие в Иерусалим, чтобы познать мудрость великого царя Соломона. Македа и царь Соломон были одинаково впечатлены друг другом. От их отношений родился сын, согласно Эфиопской Книге Славы Царей, Менелик I.

Говорят, что эта царица правила Савией и Аравией, а также Эфиопией. Царицей столицы Савской была Дебра Македа, которую она построила для себя.

В эфиопской церкви Аксум хранится копия одной из Скрижалей Закона, которую Соломон дал Менелику I. [ нужна ссылка ] Согласно списку царей, представленному эфиопским принцем Тафари Маконненом , который опирается на многочисленные эфиопские традиции, Македа предположительно правил Эфиопией в течение 31 года с 1013 по 982 год до нашей эры. [ 29 ]

История царицы Савской глубоко чтима в Эфиопии как часть национального наследия. Эта африканская королева входит в исключительную группу людей, которые фигурируют в традициях нескольких различных религий, и она упоминается в двух священных книгах — Библии и Коране.

Усман и Фодио

[ редактировать ]

Шайху Усман ибн Фодио ( араб . عثمان بن فودي، عثماندان فوديو ) (также известный как Шейх Усман ибн Фодио , шейх Усман Дан Фудуйе или шейх Усман дан Фодио , 1754–1817) был исламским писателем, проповедник, исламский реформатор и султан Сокото ​Дэн Фодио принадлежал к классу урбанизированных этнических фулани, живших в городах-государствах хауса на территории современной северной Нигерии . Он жил в городе-государстве Гобир и считается исламским возрожденцем; он поощрял религиозное образование женщин, и несколько его дочерей стали учеными и писательницами (самой выдающейся из них была принцесса Нана Асмау ).

Дэн Фодио был хорошо образован в области классической исламской науки, философии и теологии и сам стал уважаемым религиозным мыслителем. Его учитель, Джибрил ибн Умар, утверждал, что обязанностью и силами религиозных движений является создание идеального общества, свободного от угнетения и порока. Дэн Фодио использовал свое влияние, чтобы получить одобрение на создание религиозной общины в своем родном городе Дегель , которая, как он надеялся, могла бы стать образцовым городом.

После войны Фулани он стал правящим командующим крупнейшего государства в Африке того времени, Империи Фулани . Дэн Фодио работал над созданием эффективного правительства, основанного на исламских законах. Уже состарившись к началу войны, он вышел в отставку в 1815 году и передал титул султана Сокото своему сыну Мухаммеду Белло .

Восстание Дэна Фодио вдохновило ряд более поздних западноафриканских джихад , в том числе джихад империи Массина основателя Секу Амаду , основателя империи Тукулёр Эль-Хаджа Умара Талла (который женился на одной из внучек Дэна Фодио), империи Васулу основателя Самори и эмирата Адамава основателя Модибо Адама . который служил одним из Фодио провинциальные начальники.

Королева Нзинга Ндонго (1582–1663)

[ редактировать ]

Нзинга, королева Ндонго (1582–1663), была ангольским монархом.

В 16 веке доля Португалии в работорговле оказалась под угрозой со стороны Англии и Франции. Это заставило португальцев перенести свою работорговлю на юг, в Конго и Юго-Западную Африку. Когда они вступили в заключительную фазу завоевания Анголы, их самое упорное сопротивление исходило от королевы, которая была великим главой государства и военачальником, которому в свое время было мало равных. Важные факты из ее жизни изложены профессором Глазго из Боуи, штат Мэриленд:

«Ее необычайная история начинается примерно в 1582 году, в год ее рождения. Ее называют Нзинга, или Джинга, но более известна как Энн Нзинга. Она была сестрой правившего в то время короля Ндонго, Нголи Ббонди, чья страна позже была названа Анголой. Нзинга принадлежал к этнической группе Джага. Джаги были чрезвычайно воинственной группой, которая сформировала живой щит против португальских работорговцев. завоевания Анголы и всегда находилась в военном наступлении. В рамках своей стратегии против захватчиков она заключила союз с голландцами, которых намеревалась использовать для победы над португальскими работорговцами».

В 1623 году, в возрасте сорока одного года, Нзинга стала королевой Ндонго. Она запретила своим подданным называть ее королевой, предпочитая, чтобы ее называли королем, а возглавляя армию в бою, одевалась в мужскую одежду.

В 1659 году, в возрасте семидесяти пяти лет, она подписала договор с португальцами, не принесший ей чувства триумфа. Нзинга сопротивлялась португальцам большую часть своей взрослой жизни. Однако африканская храбрость не могла сравниться с порохом. Эта великая африканская женщина умерла в 1663 году, после чего последовало массовое расширение португальской работорговли.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фернандес Элмс, Маргарет. Парависини-Геберт, Элизабет. (2000). Священные владения: Воду, Сантерия, Обиа и Карибское море. Издательство Университета Рутгерса. ISBN  0-8135-2360-5 . OCLC   717974063 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Бэрд, Энн Брисбен. (2004). Знак леопарда: изображения леопарда в королевствах Йоруба, королевстве Бенин и королевстве Дагомея . Университет Флориды. OCLC   656215749 .
  3. ^ Синкретизм Шанго - Religion-cults.com. Архивировано 30 октября 2006 г., в Wayback Machine.
  4. ^ «Blackhistorypages.net» . Архивировано из оригинала 18 августа 2006 г. Проверено 15 января 2007 г.
  5. NBUfront.org. Архивировано 8 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
  6. ^ Дэвид, Эмру; Таму Таунсенд. «Король Джаджа Опобо» . Blackhistorypages.net. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 г. Проверено 1 июня 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б Куки, SJS (2005). Король Джаджа дельты Нигера: его жизнь и времена 1821–1891 гг . Издательство УГР. ISBN  0-9549138-0-9 . Проверено 03 января 2021 г.
  8. ^ «Blackhistorypages.net» . Архивировано из оригинала 23 мая 2007 г. Проверено 15 января 2007 г.
  9. NBUfront.org. Архивировано 14 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
  10. ^ Страйд и Ифека, 1971, с. 290
  11. ^ Jump up to: а б Страйд и Ифека 1971, с. 291
  12. ^ Годдард 1971, стр. 207-211.
  13. ^ «Blackhistorypages.net» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2007 г. Проверено 15 января 2007 г.
  14. ^ Боатенг, Адьеним. «Асантес истории Ганы» . Асантеманский совет Северной Америки ACONA-США Канада . Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 года . Проверено 22 октября 2007 г.
  15. ^ «История Ганы» . www.ghanaweb.com .
  16. ^ Ашанти - Энциклопедия.com
  17. ^ «Манден.орг» . Проверено 1 июня 2010 г.
  18. ^ «Язык нко — Учебное пособие» . Факоли.нет. 20 февраля 2001 г. Проверено 1 июня 2010 г.
  19. ^ Эпос о Сунджате , факультет гуманитарных наук, Общественный колледж Центрального Орегона
  20. ^ «Вагаду или Империя Ганы» . Архивировано из оригинала 18 октября 2007 г. Проверено 22 октября 2007 г.
  21. История Африки. Архивировано 14 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Ниан, DT: «Сундиата: эпос Старого Мали». Лонгман, 1995 г.
  23. ^ «Иле-Ифе — Энциклопедия мифов — мифология, бог, имена, мир, творение, люди, африканцы» . www.mythencyclepedia.com .
  24. ^ «Иле Ифе, где начался мир» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года.
  25. ^ «Иле-Ифе — африканская цивилизация йоруба — HistoryWiz» . www.historywiz.com .
  26. ^ «Падение Бенина» . 14 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2006 г.
  27. ^ Jump up to: а б с Огундиран, Акинвуми (июнь 2005 г.). «Четыре тысячелетия истории культуры в Нигерии (ок. 2000 г. до н.э. – 1900 г. н.э.): археологические перспективы». Журнал мировой предыстории . 19 (2): 133–168. дои : 10.1007/s10963-006-9003-y . S2CID   144422848 .
  28. ^ «Царица Амина Зария» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2007 г. Проверено 15 января 2007 г.
  29. ^ К.Ф. Рей, В стране синего (1927), Camelot Press, Лондон, стр. 266
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f809529099689c5bd07c3e4d35dbcc39__1722299160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/39/f809529099689c5bd07c3e4d35dbcc39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Legends of Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)