Сокото Халифат
Сокото Халифат | |
---|---|
1804–1903 | |
Флаг | |
Капитал |
|
Общие языки | |
Религия | Суннитский ислам |
Правительство | Халифат |
Халиф / Амир аль-Муминин | |
• 1804–1817 | Усман дан Фодио (первый) |
• 1902–1903 | Мухаммад Аттахиру (последний) |
Великий Визирь | |
• 1804–1817 | Абдуллахи дан Фодио (первый) |
• 1886–1903 | Мухаммад аль-Бухари (последний) |
Законодательная власть | Шура |
Историческая эпоха | Уродливые джихады |
• Основан | 21 февраля 1804 г. |
21 июня 1804 г. | |
3 октября 1808 г. | |
Сентябрь 1817 г. | |
1 января 1897 г. | |
29 июля 1903 г. | |
Область | |
• Общий | 2 200 000 км 2 (850 000 квадратных миль) [1] |
Валюта | |
Халифат Сокото ( араб . Халифат в Судане ), также известный как Султанат Сокото , [2] был суннитским мусульманским халифатом в Западной Африке . Он был основан Усманом дан Фодио в 1804 году во время джихада Фулани после победы над королевствами хауса в войне Фулани . Границы халифата проходят по территории современных Камеруна , Буркина-Фасо , Нигера и Нигерии . [3] [4] К 1837 году государство Сокото имело население около 10-20 с лишним миллионов человек, став самой густонаселенной империей в Западной Африке . [5] [6] Он был распущен, когда британцы, французы и немцы завоевали эту территорию в 1903 году и присоединили ее к недавно созданному протекторату Северной Нигерии — Сенегамбии, Нигера и Камеруна соответственно.
Халифат возник после того, как король хауса Юнфа попытался убить Усмана дан Фодио в 1802 году. Чтобы избежать преследований, Усман и его последователи мигрировали в Гуду в феврале 1804 года. Последователи Усмана присягнули Усману как Повелителю правоверных ( Амир аль- Мухминин ). К 1808 году Халифат Сокото получил контроль над Хаусалендом и несколькими окружающими его государствами. При шестом халифе Ахмаду Руфаи государство достигло своего максимального размера, охватив большую часть Западной Африки. В 1903 году двенадцатый и последний халиф Аттахиру был убит британскими войсками, что ознаменовало конец халифата. [7]
Созданный в контексте нескольких независимых королевств хауса , на пике своего развития халифат объединял более 30 различных эмиратов и более 10–20 миллионов человек в крупнейшее независимое государство на континенте того времени. [8] По словам историка Джона Илиффа , Сокото было самым развитым государством досовременной Африки к югу от Сахары. [9] [ нужна страница ] Халифат представлял собой свободную конфедерацию эмиратов, признававшую сюзеренитет Амира аль-Муминина , султана Сокото . [10]
было захвачено от 1 до 2,5 миллионов рабов-немусульман По оценкам, во время войны Фулани . [11] На плантациях работали рабы, и большая часть населения была насильно обращена в ислам. [8] [12] К 1900 году в Сокото было «по крайней мере 1 миллион, а возможно, и 2,5 миллиона рабов», уступая по размеру только американскому Югу (где в 1860 году их было четыре миллиона) среди всех современных рабовладельческих обществ. [11]
Хотя европейские колонисты отменили политическую власть халифата, титул султана был сохранен и до сих пор остается важным религиозным положением для мусульман-суннитов в регионе. [5] Джихад Усмана дан Фодио послужил источником вдохновения для серии связанных джихад в других частях Суданской саванны и Сахеля , далеко за пределами территории нынешней Нигерии, что привело к основанию исламских государств в регионах, которые сейчас находятся на территории современной Нигерии. Сенегал, Мали, Кот-д’Ивуар, Чад, Центральноафриканская Республика и Судан. [10]
Наследие халифата Сокото и учения Усмана дан Фодио оказали неизгладимое влияние на историю региона, включая современную Нигерию и Западную Африку . Эпоха Сокото породила некоторых из самых известных писателей в Западной Африке, среди которых три главных лидера-реформатора, Усман, Абдуллахи и Белло , написали более трехсот книг, объединенных на самые разные темы, включая логику, тафсир, математику, управление, право, астрономия, грамматика, медицина и так далее. Другими известными учеными той эпохи были шейх Дан Тафа и Нана Асмау . Все эти ученые до сих пор широко изучаются в Западной Африке, а некоторые даже на Ближнем Востоке. [13] [14] [15]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Главной державой в регионе в 17 и 18 веках была Империя Борну . Однако революции и приход новых держав уменьшили могущество империи Борну, и к 1759 году ее правители потеряли контроль над городом-оазисом Бильма и доступ к транссахарской торговле . [16] Вассальные города империи постепенно становились автономными, и в результате к 1780 году в регионе образовался политический массив независимых государств. [16]
Падение Империи Сонгай в 1591 году перед Марокко также освободило большую часть центрального Билад-ас-Судана, и несколько султанатов хауса во главе с различными аристократиями хауса выросли, чтобы заполнить пустоту. Тремя наиболее значительными из них были султанаты Гобир , Кебби (оба в долине реки Рима ) и Замфара , все на территории современной Нигерии. [16] [17] Эти королевства регулярно воевали друг с другом, особенно совершая набеги рабов. Чтобы оплатить постоянные войны, они обложили своих граждан высокими налогами. [18]
Регион между рекой Нигер и озером Чад был в основном населен фулани, хауса и другими этническими группами, иммигрировавшими в этот район, такими как туареги. [16] [18]
Большая часть населения обратилась в ислам за несколько столетий до этого; однако местные языческие верования сохранялись во многих областях, особенно среди аристократии. [17] В конце 1700-х годов во всех королевствах хауса произошел рост исламской проповеди. Ряд проповедников были связаны общим Тарикатом исламского изучения. [16] Ученые Малики были приглашены или приехали в земли хауса из Магриба и присоединились к дворам некоторых султанатов, таких как Кано. Эти ученые проповедовали возвращение к исламской традиции. Самым важным из этих ученых является Мухаммад аль-Магили , который принес юриспруденцию Малики в Нигерию. [ нужна ссылка ]
Фулани Джихад
[ редактировать ]Усман дан Фодио , исламский ученый и урбанизированный фулани, активно обучал и проповедовал в городе Гобир с одобрения и поддержки руководства города хауса. Однако, когда Юнфа , бывший ученик дана Фодио, стал султаном Гобира, он ограничил деятельность дана Фодио, в конечном итоге вынудив его покинуть страну в Гуду . [16] [19] Большое количество людей покинуло Гобир и присоединилось к дану Фодио, который также начал собирать новых сторонников из других регионов. Чувствуя угрозу со стороны своего бывшего учителя, султан Юнфа объявил войну дану Фодио. [19] 21 февраля 1804 г.
Усман дан Фодио был избран «Повелителем правоверных» ( Амир аль-Муминин ) своими последователями. [19] ознаменовав начало государства Сокото. Затем Усман дан Фодио создал несколько знаменосцев среди своих последователей, создав раннюю политическую структуру империи. [16] Объявив джихад королям хауса, дан Фодио сплотил своих «воинов-ученых», в основном фулани, против Гобира. [19] Несмотря на ранние потери в битве при Цунтуа и в других местах, начиная с 1805 года силы дана Фодио начали захватывать некоторые ключевые города. [16] Фулани использовали партизанскую войну, чтобы повернуть конфликт в свою пользу, и заручились поддержкой гражданского населения, которое возмутилось деспотическим правлением и высокими налогами королей хауса. Даже некоторые немусульмане Фулани начали поддерживать дана Фодио. [19] Война длилась с 1804 по 1808 год и привела к гибели тысяч людей. [19] [16] Войскам дана Фодио удалось захватить государства Кацина и Даура , важное королевство Кано в 1807 году. [16] и наконец завоевал Гобир в 1809 году. [19] В этом же году Мухаммед Белло , сын дана Фодио, основал город Сокото , который стал столицей государства Сокото. [18]
Джихад создал «новые границы рабства на основе обновленного ислама». [11] К 1900 году в штате Сокото было «по крайней мере 1 миллион, а возможно, и 2,5 миллиона рабов», уступая по размеру только Соединенным Штатам ( где в 1860 году их было 4 миллиона ) среди всех современных рабовладельческих обществ. [11]
Известные знаменосцы Халифата и их Эмиратов
[ редактировать ]Имя | Эмират |
---|---|
Абу Хамид | Эмират Зурми |
Умар Далладжи | Эмират Кацина |
Сулейман и Абу Хамма | Эмират Кано |
Дади от Джейкоба | Эмират Баучи |
Исхак | Эмират Даура |
Муса ибн Сулейман ибн Мухаммад | Эмират Заззау |
Ибрагим Закиюль Калпи | Эмират Катагум |
Модиббо Адама | Адамава Ламидат |
Буба Желтый | Эмират Гомбе |
Шеху Алими | Илоринский эмират |
Расширение халифата Сокото
[ редактировать ]С 1808 года до середины 1830-х годов государство Сокото расширялось, постепенно присоединяя равнины на западе и ключевые части Йорубаленда . Оно стало одним из крупнейших государств Африки, простирающимся от современной Буркина-Фасо до Камеруна и включающим большую часть северной Нигерии и южного Нигера. На пике своего развития государство Сокото включало в свою политическую структуру более 30 различных эмиратов. [5] Политическая структура государства была организована султаном Сокото, правившим из города Сокото (и в течение короткого периода времени Мухаммедом Белло из Вурно ). Лидер каждого эмирата назначался султаном знаменосцем этого города, но получал широкую независимость и автономию. [20] Большая часть роста государства произошла за счет создания обширной системы рибатов в рамках политики консолидации Мухаммеда Белло, второго султана. [21] Были основаны рибаты, основавшие ряд новых городов с обнесенными стеной крепостями, школами, рынками и другими постройками. Они сыграли решающую роль в расширении за счет развития новых городов, расселения скотоводов фулани и поддержки роста плантаций, которые были жизненно важны для экономики. [12]
Расширение халифата Сокото оказало значительное влияние на местное население. Во многих случаях завоеванные народы ассимилировались в Халифат, принимали ислам и становились частью политических и социальных структур Халифата. В других случаях общины сопротивлялись правлению Халифата, что приводило к конфликтам и напряженности, которые иногда сохранялись годами. [22] Наиболее значительным воздействием стало распространение ислама среди местного населения. Халифат Сокото был глубоко исламским и активно стремился обратить в свою веру народы завоеванных им территорий. В результате ислам стал доминирующей религией в регионе, что имело глубокие последствия для местных культур, правовых систем и социальных норм. Введение исламского закона (шариата) привело к изменениям в таких областях, как права собственности, брак и уголовное правосудие. [23] Не все местное население приняло правление Халифата, и были случаи сопротивления. Некоторые общины сохранили свои традиционные религии и обычаи, несмотря на усилия Халифата насаждать ислам. Были также вооруженные восстания против правления Халифата, некоторые из которых увенчались успехом в достижении местной автономии.
Расширение Сокотоского халифата можно понимать как трехэтапный процесс. Первоначально, с 1804 по 1808 год, консолидация власти произошла в Гобире и соседних штатах хауса. Успешные военные кампании против этих правителей принесли ему значительную поддержку, заложив основу для предстоящей экспансии. [23] Второй этап (1809-1815) ознаменовал расширение на восток и юг, достигнув Империи Борну и Йорубаленда . Дэн Фодио и его помощники возглавили серию джихадов, оформленных как борьба с неисламскими практиками. Успех этих джихадов был обусловлен не только военной доблестью, но и обращением к фулани через стремление к завоеванию и порабощению многобожников. Фулани сыграли важную роль в расширении Халифата. [23] Заключительный этап (1815–1840 гг.) включал дальнейшую консолидацию и мелкие кампании против сопротивляющихся элементов. К этому времени Халифат превратился в одну из крупнейших империй Африки, простирающуюся на территорию современной северной Нигерии , некоторых частей Нигера , Камеруна и Бенина . [23]
Это расширение привело к глубоким изменениям в местном населении. Распространение ислама стало важным результатом, изменившим религиозный ландшафт региона. Был введен исламский закон , затронувший местные обычаи и нормы, особенно касающиеся прав собственности , брака и уголовного правосудия . Это религиозное влияние продолжает формировать социокультурную динамику региона. [22] Более того, административные и социальные структуры Халифата были навязаны завоеванным территориям. Халифат создал систему эмиратов, в которой назначенные эмиры наблюдали за местным управлением. На вершине социальной иерархии находились султан и правящая элита, за которыми следовали свободные мусульмане, немусульмане и рабы. Эта система существенно изменила политическую структуру региона. [11]
В королевство Нупе
[ редактировать ]Королевство Нупе , исторически могущественное государство в Центральной Нигерии , было завоевано халифатом Сокото в начале 19 века в рамках его экспансионистских кампаний. Силы Сокото под предводительством брата Усмана дан Фодио, Абдуллахи дан Фодио , двинулись к королевству Нупе ок. 1806 год . Королевство Нупе, находившееся под властью Эцу Маджия II, было процветающим государством, известным своей военной доблестью. Однако королевство было внутренне разделено из-за споров о престолонаследии и других политических противоречий. Абдуллахи дан Фодио воспользовался этими внутренними разногласиями и начал военную кампанию против королевства Нупе. Несмотря на первоначальное сопротивление, Королевство Нупе в конечном итоге потерпело поражение. Эцу Маджия II был убит в бою, и королевство перешло к силам Сокото ок. 1808 год . После завоевания халифат Сокото основал эмират Бида в королевстве Нупе. Халифат назначил эмиром местного фулани лидера по имени Маллам Дендо , который правил от имени султана Сокото. . [24] [25] Ожидалось, что эмир будет обеспечивать соблюдение исламских законов и платить дань султану. Завоевание Королевства Нупе оказало значительное влияние на регион. Ислам стал доминирующей религией, а была введена арабская письменность для написания местного языка нупе . Халифат Сокото также установил новые торговые пути и рынки в регионе, что привело к экономическим изменениям.
В Империю Ойо
[ редактировать ]Империя Ойо , расположенная на территории современной юго-западной Нигерии, была одним из самых могущественных королевств Западной Африки в 18 веке. Однако к началу 19 века Империя Ойо пришла в упадок из-за внутренних конфликтов, споров о престолонаследии и давления со стороны внешних врагов. С другой стороны, халифат Сокото находился на подъеме. Основное участие Халифата Сокото в Империи Ойо осуществлялось через Илорин , северное вассальное государство йоруба Империи Ойо. Илорины при поддержке Халифата Сокото предприняли серию атак на Империю Ойо. Эти нападения в сочетании с внутренними конфликтами привели к окончательному краху Империи Ойо к середине 19 века. [26]
В другие части Хаусаленда
[ редактировать ]Части современного Нигера, особенно регионы, граничащие с Нигерией, были завоеваны халифатом Сокото. Город Бирнин-Конни , например, был важным центром Халифата в этом регионе. [27] Халифат Сокото распространил свое влияние на северные районы современного Бенина, который граничит с Нигерией на западе. Процесс экспансии в эти регионы был аналогичен процессу экспансии в Нигерии. Халифат начал военные кампании против местных правителей, часто используя внутренние конфликты и разногласия. После завоевания территории Халифат обычно создавал эмират, назначая эмира управлять от имени султана Сокото. Ожидалось, что новые правители будут обеспечивать соблюдение исламских законов и платить дань султану. [28]
В империю Канем-Борну
[ редактировать ]Последним крупным расширением джихадистов Фулани стало их участие в падении династии Сайфава в 1846 году. [29] Халифат Сокото не сверг напрямую династию, правившую Империей Борну , но джихадистские движения XIX века, безусловно, оказали на нее влияние. Империя была ослаблена внутренними конфликтами, а также внешними угрозами, включая расширение Халифата Сокото и вторжение других джихадистских группировок. Джихадисты Фулани под знаменем Усмана дан Фодио попытались в 1808 году завоевать Борно, которым правил Май Дунама IX Лефиами . Частично им это удалось. Они сожгли столицу Нгазаргаму и разгромили основную армию майи Борно. [30]
Влияние на другие государства Фула Джихада
[ редактировать ]XIX век был периодом значительных исламских реформ и джихада в Западной Африке, а халифат Сокото был лишь одним из нескольких могущественных государств, возникших в это время. В современном Мали Империя Массина и Империя Тукулёр были примерами государств, созданных в результате аналогичных процессов исламских реформ и военной экспансии. [28] Империя Массина, также известная как Дина Хамдуллахи, была государством Фулани-джихада начала XIX века с центром в районе внутренней дельты Нигера на территории современного Мали. Это западноафриканское государство было основано Секу Амаду , также известным как Шейх Амаду Шейх, который начал движение джихада среди народа фулани в регионе. В начале 1800-х годов Секу Амаду, вдохновленный учением Усмана дан Фодио и успехом халифата Сокото, получил от Фодио полномочия вести джихад в регионе Массина. Силам Секу Амаду удалось свергнуть правящую элиту и создать новое джихадистское государство. Столицей империи Массина был Хамдуллахи, город, основанный Секу Амаду. [22] Расширение империи Массина происходило в основном за счет военных завоеваний. Империя распространила свой контроль на внутреннюю дельту Нигера и части прилегающих к ней регионов Сахеля и саванны. Некоторые из примечательных территорий, перешедших под контроль Империи Массина, включают Тимбукту и Дженне, ключевые центры транссахарской работорговли. [22] Правление Империи Массина характеризовалось строгим толкованием исламского права. Секу Амаду провел правовые и социальные реформы, включая объявление вне закона многих традиционных политеистических практик, а также принуждение многих многобожников к рабству. [22] Однако империя Массина также столкнулась с сопротивлением. Некоторые местные общины сопротивлялись навязыванию исламского закона и централизации политической власти. Более того, Империя Массина столкнулась с внешними угрозами со стороны соседних государств, включая Империю Тукулера под руководством Эль-Хаджа Умара Талля. Империя Массина пала перед Империей Тукулёр в 1862 году. Несмотря на относительно короткий срок своего существования, Империя Массина оказала значительное влияние на регион. Оно сыграло ключевую роль в распространении ислама. [22]
Империя Тукулер , также известная как Империя Тукулор, была значительным западноафриканским государством, возникшим в 19 веке на территории нынешних Мали, Сенегала и Гвинеи. Он был основан Эль-Хаджем Умаром Таллом, исламским лидером тукулорского происхождения, который стремился создать джихадистское государство, а также завоевать и поработить многобожников в регионе. Умар Талл начал свой джихад, или священную войну, в 1850-х годах после учебы в халифате Сокото. [22] В 1854 году Умар Талль объявил джихад против неисламских действий местных правителей. Он собрал большую армию, в которую вошли его собратья-тукулеры, а также другие мусульманские группы и порабощенные люди. С этой армией он предпринял серию успешных военных кампаний против различных западноафриканских королевств, включая Королевство Сегу в 1861 году и Империю Массина в 1862 году. На пике своего развития Империя Тукулёр простиралась от современного Сенегала на западе до Тимбукту. на востоке. Ее столица была основана в Сегу, на территории современного Мали. [22]
хотя и не являлась строго джихадистским государством, Империя Васулу , основанная Самори Туре, в этот период была значительным исламским государством. Расположен на территории нынешней Гвинеи, Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуара. Империя Васулу была известна строгим соблюдением ислама и порабощением многобожников. [22]
В течение и после XVIII века народ волоф серьезно пострадал от бурного джихада, распространявшегося по Западной Африке. Эти воинственные исламские кампании столкнулись с сильным сопротивлением со стороны королевств волоф. Однако в 19 веке, когда французские колониальные силы начали захватывать территорию в Западной Африке, волофы сопротивлялись французскому правлению и все чаще обращались к исламу. [31] [32]
Несмотря на свой окончательный распад, эти джихадистские государства сыграли значительную роль в распространении ислама и формировании Западной Африки. Они ознаменовали решающую фазу в региональном распространении ислама и неспокойный период в местных политических и социальных структурах региона. Многие джихадистские движения начались со свержения традиционных правителей, которых обвиняли в неисламских действиях. Этих правителей часто заменяли лидерами, которые возглавляли джихад и стремились установить управление в различных сообществах, таких как королевства йоруба , на основе своих новых правил. Джихады часто приводили к сдвигам в социальной иерархии. [22]
Отклонить
[ редактировать ]История Северной Нигерии |
---|
Внимание Европы было сосредоточено на регионе колониальной экспансии на протяжении большей части последней половины XIX века. В частности, после 1870 года французы отправили в этот район несколько исследовательских миссий для оценки колониальных возможностей. [ нужна ссылка ]
Французский исследователь Парфе-Луи Монтей посетил Сокото в 1891 году и отметил, что Халифат находился в состоянии войны с эмиром Аргунгу , победив Аргунгу в следующем году. Монтей утверждал, что власть Фулани пошатнулась из-за войны и прихода к власти непопулярного халифа Абдеррахмана дан Аби Бакара . [33]
Однако после Берлинской конференции британцы распространились на Южную Нигерию, а к 1901 году начали продвигаться в Халифат Сокото, в то время как одновременные усилия Германии предпринимались в Камеруне . Британский генерал Фредерик Лугард использовал соперничество между многими эмирами на юге и центральной администрацией Сокото, чтобы предотвратить любую оборону на пути к столице. [34] в то время как немцы завоевали Адамаву. Когда британцы приблизились к городу Сокото, новый султан Мухаммаду Аттахиру I вместе с Мухаммадом бин Анабвани организовал быструю оборону города и сражался с наступающими войсками под руководством британцев. Британские войска быстро одержали победу, отправив Аттахиру I и тысячи его последователей в махдистскую хиджру . [35]
Сторонники мусульман и официальные лица двинулись из Хаусаланда, Сегу , Массины и Адамавы в сторону Бурми, военной базы на дальневосточной границе Империи.
Теперь разрушенный Халифат был разделен Великобританией и Германией. [36] 13 марта 1903 года на большой рыночной площади Сокото последний визирь Халифата официально признал британское правление. Британцы назначили Мухаммаду Аттахиру II новым халифом. [35] Фредрик Лугард упразднил Халифат, но сохранил титул султана как символическую должность в недавно организованном Протекторате Северной Нигерии . [5] Этот остаток стал известен как « Совет Султаната Сокото ». [37] В июне 1903 года британцы разгромили оставшиеся силы Аттахиру I в бою, в котором он был убит ; к 1906 году вооруженное сопротивление британскому правлению прекратилось. [ нужна ссылка ]
Административная структура
[ редактировать ]Государство Сокото было в основном организовано вокруг ряда в значительной степени независимых эмиратов, присягнувших на верность султану Сокото. Первоначально администрация была построена в соответствии с теориями Мухаммеда во время его пребывания в Медине , а также с учетом теорий Аль-Маварди в «Постановлениях правительства». [20] Королевства хауса до Усмана дан Фодио управлялись в основном посредством наследственной преемственности. [ нужна ссылка ]
Ранние правители Сокото, дан Фодио и Белло, отменили систему наследственной преемственности, предпочитая, чтобы лидеры назначались на основании их исламской учености и морального положения. [18] Эмиров назначал султан; они ежегодно путешествовали, чтобы присягнуть на верность и доставить налоги в виде урожая, ракушек каури и рабов. [5] Когда султан умирал или уходил со своего поста, совет по назначениям, состоящий из эмиров, выбирал замену. [20] Прямая линия преемственности в основном не соблюдалась, хотя каждый султан заявлял о своем прямом происхождении от дана Фодио. [ нужна ссылка ]
Халифат поглотил многие из завоеванных ими правительственных структур своих предшественников хауса. Он правил в соответствии с исламским правом, а полномочия принадлежали эмиратам, составлявшим халифат. Большое количество эмиров и высокопоставленных чиновников были священнослужителями и учеными Фулани, участвовавшими в войне Фулани. [38]
Основное административное деление находилось между Сокото и эмиратом Гванду . В 1815 году Усман дан Фодио ушел из административных дел государства и разделил территорию, захваченную во время войны Фулани, со своим братом Абдуллахи дан Фодио, правившим на западе, а эмират Гванду и его сын Мухаммед Белло взяли на себя управление султанатом Сокото. . Эмир в Гванду сохранил верность султанату Сокото и духовное руководство султана, но эмир управлял отдельными эмиратами, находившимися под его руководством, независимо от султана. [20]
Административная структура слабой лояльности эмиратов султану не всегда функционировала гладко. , аристократия хауса совершила серию революций В 1816–1817 годах, во время правления Мухаммеда Белло , но султан положил им конец, предоставив лидерам права на землю. [12] В 19 веке между Султанатом Сокото и многими подчиненными эмиратами возникло множество кризисов: в частности, эмиратом Адамава и эмиратом Кано . [39] В 1836 году в городе-государстве Гобир произошло серьёзное восстание, которое было подавлено Мухаммедом Белло в битве при Гавакуке . [40]
Суфийская община во всем регионе сыграла решающую роль в управлении государством. Братства Тарика , в первую очередь Кадирийя , приверженцем которых был каждый последующий султан Сокото, [41] предоставил группу, связывающую отдельные эмираты с властью султана. Ученые Бернэм и Ласт утверждают, что это исламское научное сообщество создало «зародышевую бюрократию», которая связала города по всему штату Сокото. [20]
Визири Сокото
[ редактировать ]В Халифате и возникших из него эмиратах были визири (вазири), как их называют в Халифате. Эти визири в основном происходили из самых образованных семей Сокото, сведущих не только в юридических и политических аспектах ислама, но и в его мистической стороне. Классический визирь основан на некоторых стихах Корана . [42]
Они понимают мои слова |
чтобы люди могли понять мою речь, |
—Коран 20:28-32 |
Визирь в Сокото основывался на Аббасидского халифата версии положения . Книга шейха Усмана дан Фодио « Баян вуджаб аль-хиджра» оправдывает существование этого положения в халифате:
Первый столп [царства] — это вертикальный визирь (визирь) над вилайей, который будит [короля], если он спит, и дает ему зрение, если он не видит, и напоминает ему, если он беспечен. Величайшая катастрофа, которая может постигнуть вилайю и ее подданных, — это лишение добрых визирей и помощников. Одно из требований вазира – он должен быть по-настоящему доброжелательным и добросердечным по отношению к людям. [42]
Первым великим визирем Сокото был Абдуллахи дан Фодио . Его описывали как «помощника» шейха, самого важного из его помощников. Вторым великим визирем был Вазири Гидадо бин Абу Бакр , который находился под началом султана Мухаммеда Белло . Все последующие «Великие визири Сокото» происходили из его семьи, а его правнук Гидадо Идрис продолжал традицию быть «помощником» главы государства, служа секретарем правительства Федерации при правительстве Генерал Сани Абача .
Вазири Гидадо был женат на дочери шейха Нане Асмау дан Фодио . Абдуллахи дан Фодио, предыдущий великий визирь, отказался отказаться от этой должности, хотя султан Белло выбрал Гидадо, но позже он официально признал Гидадо новым визирем после своего примирения с Мухаммедом Белло, отдав Гидадо в знак своей мантии. [43] Будучи визирем, Гидадо имел значительную свободу суждений. Он удалил эмира Дауры Исхака и назначил своего сына Зубайра бин Исхака, что позже было одобрено султаном Белло. [43]
У этой позиции было «значительное количество последователей». Шотландский исследователь Хью Клэппертон в 1826 году говорит о «многочисленном поезде обслуживающего персонала на лошадях и пешком»; [44] другой исследователь Пауль Штаудингер в 1886 году говорил, что визирь обладал значительной «домовой властью» («eine ziemliche Hausmacht») и имел в своем ряду сотню боевиков. [45] Под его началом было несколько поместий и деревень, но их жители часто разбросаны и далеки от Сокото, присоединяясь к нему только в крупных экспедициях. [46]
Иностранные посетители между 1880 и 1890 годами часто считали эту позицию всесильной. Шотландский геолог и исследователь Джозеф Томсон описал его как «более могущественного, чем сам султан», поскольку «ничто не делается иначе, как по его совету»; [46] Штаудингер сообщал, что он был самым могущественным из министров, почти более могущественным, чем султан, поскольку все государственные дела проходили через него; [47] Уильям Уоллес обнаружил, что «великий визирь практически управляет империей Фула» и обладает «всю реальную власть, а султаны полностью ограничены формальностями». [48] Хотя эти впечатления преувеличены, визирь действительно держал под своим контролем всю государственную службу. Визирь никогда не соперничал с положением халифа. Визирь был главным сторонником, советником и другом халифа и на этом посту смог восстановить исламскую традицию в Сокото.
Военный
[ редактировать ]Вооруженные силы, которыми командовал Саркин Яки (военный командир), титул, который до сих пор носят потомки Али Джедо , во время джихада были организованы в постоянную армию и кавалерию. [49] Постоянная армия состояла из воинов хауса и фулани, которые прошли боевую подготовку и отвечали за защиту Халифата и расширение его территорий. Кавалерия была важной частью армии, поскольку в тот период лошади были основным средством передвижения. [50] Во время расширения армия Халифата использовала стратегию создания эмиратов на завоеванных территориях. Этими эмиратами управляли эмиры, которые либо назначались султаном, либо были местными правителями, подчинившимися власти Халифата. Эта стратегия помогла сохранить контроль над обширными территориями Халифата. [50]
Халифат Сокото во многом полагался на использование кавалерии в своих военных кампаниях. Всадники Фулани, известные своими навыками верховой езды, составляли ядро кавалерии Халифата. Они сыграли важную роль в быстром расширении территорий Халифата. [23] Парфе-Луи Монтей , французский исследователь , посетивший халифат в 1890 году, утверждал, что он был свидетелем того, как султан Умару бин Али собрал «армию из сорока тысяч человек, половина из которых была кавалерией, для осады Аргунгу». [51]
Кроме того, военная стратегия Халифата включала систему союзов с местными правителями. В некоторых случаях этим правителям разрешалось сохранять свои позиции при условии, что они присягнут на верность Халифату и примут ислам. Эта стратегия помогла укрепить контроль Халифата над завоеванными территориями. [23] Военная экспансия Халифата Сокото имела значительные социальные, политические и экономические последствия. Это привело к распространению ислама, языка и культуры фулани в регионе. Правление Халифата также привело к изменениям в системах местного управления и экономике с введением новых административных структур и торговых сетей.
Стипендия
[ редактировать ]Халифат خِلافةХалифат |
---|
Исламский портал |
Исламская наука была важнейшим аспектом Халифата с момента его основания. Султан Усман дан Фодио , султан Мухаммед Белло , эмир Абдуллахи дан Фодио , султан Абу Бакр Атику и Нана Асмау посвятили значительное время ведению хроник истории, написанию стихов и исламским исследованиям. Доступен ряд рукописей, которые содержат важную историческую информацию и важные духовные тексты. [5] Эта роль действительно уменьшилась после правления Белло и Атику. [ нужна ссылка ]
Хотя ношение чадры практиковалось, это не мешало женщинам получать образование в халифате. Многие из женщин вокруг шейха Усмана дан Фодио, как и его жены и дочери, также были его ученицами и достигли больших знаний. Рабов поощряли становиться мусульманами, а их дети получали мусульманское образование и обучались арабскому языку. [52]
Экономика
[ редактировать ]После создания Халифата во всем регионе наблюдались десятилетия экономического роста, особенно после волны восстаний 1816–1817 годов. [12] У них была значительная торговля по транссахарским маршрутам. [12]
После войны Фулани вся земля в империи была объявлена вакфом или принадлежала всей общине. Однако султан, как и эмир, выделял землю отдельным лицам или семьям. Такая земля могла быть унаследована членами семьи, но не могла быть продана. [17] Обмен в основном основывался на рабах, каури или золоте. [12] Основные производимые культуры включали хлопок, индиго, орехи кола и ши, зерно, рис, табак и лук. [12]
Значительное число ученых и бедняков зависело от «больших домов» в плане основных удобств, таких как еда и одежда. Еду готовили в домах, которые тогда действовали как общественные столовые. Одежда поступала в основном за счет платежей из других эмиратов халифата и перераспределялась среди населения. Эта система помогла Сокото сохранить большое научное сообщество. [8]
Ее коммерческое процветание также основывалось на исламских традициях, рыночной интеграции, внутреннем мире и обширной экспортно-торговой сети. [53]
Рабство
[ редактировать ]Рабство оставалось значительной частью экономики, хотя его действие изменилось с окончанием работорговли в Атлантике . Рабов приобретали посредством набегов и рынков, как это действовало ранее в Западной Африке. [12] Основатель Халифата разрешил рабство только для немусульман; рабство рассматривалось как процесс привлечения таких народов в мусульманское сообщество. [18] По крайней мере половина населения Халифата была порабощена в 19 веке. [54] Из-за кампаний джихада, приграничных войн и набегов рабов произошло огромное увеличение числа рабов. [38] Расширение сельскохозяйственных плантаций при Халифате зависело от рабского труда. Эти плантации были созданы вокруг рибатов, а вокруг городов империи располагались большие площади сельскохозяйственного производства. [12] Институт рабства опосредовался отсутствием расового барьера между народами, сложным и разнообразным комплексом отношений между собственниками и рабами, включавшим право на накопление собственности путем работы на собственных участках, освобождение от рабства и возможность чтобы рабы обратились в ислам и стали членами исламского сообщества. [12] Есть исторические записи о том, как рабы достигали высоких уровней правительства и администрации в Халифате Сокото. [55]
В начале 20-го века в Протекторате Северной Нигерии проживало одно из самых больших поселений рабов в мире: от одного до двух с половиной миллионов рабов, процветающая работорговля, обеспечиваемая набегами рабов, и тысячи рабов, отдаваемых в качестве дани султану. Сокото и его эмиров. [56] Британский верховный комиссар Лугард отменил правовой статус рабства без компенсации и официально объявил всех детей, рожденных от рабов после 31 марта 1901 года, рожденными свободными; однако рабам не оказывалась никакой помощи, а дела о беглых рабах часто передавались местным исламским шариатским судам, которые часто возвращали их обратно владельцам-мусульманам. [57] К 1920-м годам крупные караваны работорговли были искоренены колониальными властями, но мелкую работорговлю было трудно полностью отменить. Одним из примеров была торговля девочками Адамава, которых купцы покупали и держали в течение года в Камеруне, обучая хауса, пока их не переправили контрабандой в Нигерию для продажи в Кано для сожительства или домашней прислуги. [58]
Культура
[ редактировать ]Правящий класс фулани заключал брачные союзы с семьями хауса. Язык хауса стал языком управления и основным средством поэзии в халифате. [38]
Наследие
[ редактировать ]Хотя Совет султаната Сокото утратил свою прежнюю политическую власть, он продолжает существовать, а султаны Сокото по-прежнему являются «ведущими фигурами в нигерийском обществе». Даже президенты Нигерии искали их поддержки. [19]
Благодаря своему влиянию Халифат Сокото также почитается исламистами в современной Нигерии. Например, джихадистская боевая группировка Ансару пообещала возродить халифат Сокото, чтобы восстановить «утраченное достоинство мусульман в черной Африке». [59]
Влияние Халифата Сокото можно также увидеть в экстремистских группировках, таких как Боко Харам . Боко Харам, базирующаяся на северо-востоке Нигерии , пропагандирует экстремистскую интерпретацию ислама и стремится создать исламское государство, управляемое строгими законами шариата . Хотя они время от времени ссылались на наследие Усмана дан Фодио , чтобы оправдать свои действия, представляя свою борьбу как продолжение первоначального джихада, между двумя джихадистскими движениями существуют фундаментальные различия. Интеллектуальная мысль Сокото-джихада , по мнению историка Майкла Кука , может быть описана как часть «консервативной ориентации исламского мира на интеллектуальные инновации» шестнадцатого-восемнадцатого веков. Три лидера джихада, а именно Усман, Абдуллахи и Белло, в значительной степени опирались на тексты Малики и Кадрия , а также были связаны с более широкими исламскими интеллектуальными сетями. Напротив, «Боко Харам» действует в глобализованном мире и черпает влияние салафитской и ваххабитской идеологии, а также связана и находится под влиянием глобальных салафитских джихадистских сетей. [60] [61]
«Боко Харам» действует главным образом в штате Борно , и действительно важно учитывать исторический контекст этого штата, который является центральным фрагментом старой империи Канем-Борну народа канури . Борну, возглавляемый шейхом аль-Канеми , имел историю сопротивления джихаду Сокото и активно выступал против посягательств и идеологии халифата. и аль-Канеми велись интенсивные дебаты и переписка между Белло Во время джихада , отражающие их разные точки зрения. Хотя Халифат Сокото имел ограниченный успех в полном подчинении Борну, стоит отметить, что Боко Харам, основанная Мухаммадом Юсуфом и позже возглавляемая Шекау , также возникла из общины Канури. Их идеология критиковала устоявшуюся исламскую традицию Халифата Сокото, считая ее нечистой и нуждающейся в реформе. Они стремились вернуться к тому, что они считали более ортодоксальными практиками, основанными на салафитской мысли, отвергая закон Малики и суфийское влияние халифата Сокото. Влиятельные салафитские учёные в Нигерии критикуют «Боко Харам», подчеркивая отсутствие надлежащего образования у их лидеров в фикх (исламская юриспруденция) и их неправильное толкование и неправильное использование салафитских текстов. Это контрастирует с лидерами джихада Сокото, которые были известными учеными Малики, а Усман и Абдуллахи уже были уважаемыми учеными еще до джихада. [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Последний, М. (2021). Сокотоский халифат .
- ^ Овери, Ричард, изд. (2015). The Times Complete History of the World (9-е изд.). Лондон: Книги Таймс. п. 265. ИСБН 978-0-00-795956-3 .
- ^ Лофкранц, Дженнифер (2012). «Интеллектуальный дискурс в халифате Сокото: мнения Триумвирата по вопросу о выкупе, около 1810 г.» . Международный журнал африканских исторических исследований . 45 (3): 385–401. JSTOR 24393055 .
- ^ Маккей, Хилл, Баклер, Эбри, Бек, Кроустон, Вейснер-Хэнкс. История мировых обществ. 8-е издание. Том C - С 1775 года по настоящее время. 2009, Бедфорд/Сент. Мартина. ISBN 978-0-312-68298-9 . «Самое важное из этих возрожденческих государств, огромный халифат Сокото, иллюстрирует общую картину. Он был основан Усуманом дан Фодио (1754-1817), вдохновляющим мусульманским учителем, который первым завоевал ревностных последователей как среди пастухов фулани, так и среди крестьян хауса в мусульманское государство Гобир на севере Судана». п. 736.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фалола, Тойин (2009). Исторический словарь Нигерии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
- ^ «Усман дан Фодио: основатель Сокотоского халифата – DW – 24.02.2020» . dw.com .
- ^ Фалола, Тойин (2009). Исторический словарь Нигерии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
- ^ Jump up to: а б с Последний, Мюррей (3 марта 2021 г.). «Халифат Сокото» . Оксфордская всемирная история империи . стр. 1082–1110. дои : 10.1093/oso/9780197532768.003.0040 . ISBN 978-0-19-753276-8 .
- ^ Илифф, Джон (25 августа 1995 г.). Африканцы: история континента . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48422-0 .
- ^ Jump up to: а б Мец, Хелен Чапин , изд. (1991). «Усман и Фодио и Сокотоский халифат» . Нигерия: страновое исследование . Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса . Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Маккей, Джон П.; Хилл, Беннетт Д. (2011). История мировых обществ, том 2: с 1450 года, том 2 . Макмиллан. п. 755. ИСБН 9780312666934 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лавджой, Пол Э. (1978). «Плантации в экономике халифата Сокото». Журнал африканской истории . 19 (3): 341–368. дои : 10.1017/s0021853700016200 . S2CID 154760889 .
- ^ Буба, Малами (2018). «Наследие халифата Сокото в современной Нигерии» . Исторический компас . 16 (8): e12482. дои : 10.1111/hic3.12482 . S2CID 149506869 .
- ^ «ИНТЕРВЬЮ: Почему каждый нигериец должен гордиться Халифатом Сокото — профессор Мюррей Ласт» . www.premiumtimesng.com . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 . п. 220.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Майшану, Хамза Мухаммад; Иса Мухаммад Майшану (1999). «Джихад и формирование халифата Сокото». Исламские исследования . 38 (1): 119–131.
- ^ Jump up to: а б с Суинделл, Кеннет (1986). «Население и сельское хозяйство в бассейне Сокото-Рима на северо-западе Нигерии: исследование политического вмешательства, адаптации и изменений, 1800–1980». Cahiers d'Etudes Africaines . 26 (101): 75–111. дои : 10.3406/cea.1986.2167 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чейф, Кабиру Сулейман (1994). «Вызовы гегемонии халифата Сокото: предварительное исследование». Пайдеума . 40 : 99–109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Комолли (2015) , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и Бернэм, Питер; Мюррей Ласт (1994). «От скотовода к политику: проблема фульбе «аристократии» ». Cahiers d'Etudes Africaines . 34 (133): 313–357. doi : 10.3406/cea.1994.2055 .
- ^ Салау, Мохаммед Башир (2006). «Рибаты и развитие плантаций в халифате Сокото: пример Фанисау». Экономическая история Африки . 34 (34): 23–43. дои : 10.2307/25427025 . JSTOR 25427025 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж История ислама в Африке Неемия Левцион, Рэндалл Ли Пауэлс. Афины: Издательство Университета Огайо. 2000. ISBN 0-8214-1296-5 . OCLC 41645936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Халифат Сокото: история и наследие, 1804–1802 гг. H. Отказ, Махмуд Якубу (1-е изд.). Кадуна, Нигерия: Дом Арева. 2006. ISBN 978-135-166-7 . OCLC 156890366 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Салау, Мохаммед Башир Салаумохаммед Башир (1 января 2011 г.), Акьемпонг, Эммануэль К.; Гейтс, Генри Луи (ред.), «Маллам Дендо» , Африканский биографический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195382075.001.0001 , ISBN 978-0-19-538207-5 , получено 9 мая 2023 г.
- ^ Сиди, Тивуги Шеши (2014). «ИСТОРИЯ НУПЕ, 1068 – 1810 гг. н.э.»
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фалола, Тойин (2008). История Нигерии . Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 65. ИСБН 978-0-521-86294-3 .
- ^ Идрисса, Абдурахман (2012). Исторический словарь Нигера
- ^ Jump up to: а б Исичей, Элизабет (1997). История африканских обществ до 1870 года .
- ^ МАЙШАНУ, ХАМЗА МУХАММАД; МАЙШАНУ, ИСА МУХАММАД (1999). «ДЖИХАД И ФОРМИРОВАНИЕ СОКОТО ХАЛИФАТА» . Исламские исследования . 38 (1): 119–131. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20837029 .
- ^ Бреннер, Луис. «Шехус Кукавы: история династии аль-Канеми Борну». (Оксфордские исследования по вопросам Африки) .
- ^ Грицнер, Джанет Х. (2000). Сенегал . Издательство Университета Огайо . ISBN 9781438105390 .
- ^ Лейхтман, Мара А. (2015). Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале . Издательство Университета Индианы.
- ^ Клэр Хиршфилд (1979). Дипломатия раздела: Великобритания, Франция и создание Нигерии, 1890-1898 гг . Спрингер. п. 37 и след. ISBN 90-247-2099-0 . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Кембриджская история Африки: 1870–1905 гг . Лондон: Издательство Кембриджского университета. 1985. с. 276.
- ^ Jump up to: а б Фалола, Тойин (2009). Колониализм и насилие в Нигерии . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ «Завоевание и строительство: дворцовая архитектура в Северном Камеруне» стр.15
- ^ Клэр Хиршфилд (1979). Дипломатия раздела: Великобритания, Франция и создание Нигерии, 1890-1898 гг . Спрингер. п. 37 и след. ISBN 90-247-2099-0 . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Мередит, Мартин (2014). Удачи Африки: 5000-летняя история богатства, жадности и усилий . Нью-Йорк: Связи с общественностью. п. 166. ИСБН 978-1-61039-459-8 .
- ^ Ньеума, Мартин З. (2012). Гегемония Фулани в Йоле (Старая Адамава) 1809-1902 гг . Камерун: Ланга.
- ^ Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. стр. 74–75.
- ^ Хискетт, М. Меч истины; Жизнь и времена Шеху Усумана Дан Фодио . Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1973. Печать.
- ^ Jump up to: а б Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. п. 153.
- ^ Клэппертон, Хью (1966). Журнал второй экспедиции во внутреннюю часть Африки: от Бенинской бухты до Соккату: к которому добавлен журнал Ричарда Лендера из Кано к морскому побережью, частично по более восточному маршруту . Лондон: Фрэнк Касс. п. 177.
- ^ Штаудингер, Пауль (1889). В самом сердце Хаусаландеров . п. 365.
- ^ Jump up to: а б Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. п. 224.
- ^ Штаудингер, Пауль (1889). В самом сердце страны хауса (на немецком языке). Берлин. п. 365.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уоллес, Уильям (1896). «Заметки о путешествии по империи Сокото и Боргу в 1894 году» . Географический журнал . 8 (3): 211–219. дои : 10.2307/1774182 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 1774182 .
- ^ Шериф Ваффи Фоде. «Трансформация Сокотоского халифата шейхом Усманом Данфодийо: взгляд на социальную мысль» (PDF) . Международный журнал изобретений в области гуманитарных и социальных наук . 5 (8): 41–47.
- ^ Jump up to: а б Смит, Роберт Сидней (1989). Война и дипломатия в доколониальной Западной Африке (2-е изд.). Лондон: Карри. ISBN 0-85255-027-8 . OCLC 18743528 .
- ^ Монтей, П.-Л. (Идеальный-Луи) (1895). От Сен-Луи до Триполи через озеро Чад: путешествие по Судану и Сахаре, совершенное в 1890-91-92 годах (на французском языке). Смитсоновские библиотеки. Париж: Ф. Алькан. п. 8.
- ^ Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. п. 234.
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 323. ИСБН 9781107507180 .
- ^ «Добро пожаловать в Путеводитель по черной истории Британской энциклопедии» . Британика.com. Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Стилвелл, Шон (2000). «Власть, честь и стыд: идеология королевского рабства в халифате Сокото». Африка: Журнал Международного африканского института . 70 (3): 394–421. дои : 10.3366/африк.2000.70.3.394 . S2CID 145784764 .
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 37
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 37-38
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 25
- ^ Комолли (2015) , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Лофкранц, Дженнифер (2018). «Интеллектуальные традиции, образование и джихад: (не)параллели между джихадом Сокото и Боко Харам» . Журнал истории Западной Африки . 4 (1): 75–98. дои : 10.14321/jwestafrihist.4.1.0075 . ISSN 2327-1868 . JSTOR 10.14321/jwestafrihist.4.1.0075 . S2CID 158164424 .
- ^ Последний, Мюррей (2013). «Противоречия в создании столицы джихада: Сокото в девятнадцатом веке и его наследие» . Обзор африканских исследований . 56 (2): 1–20. дои : 10.1017/asr.2013.38 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 43904924 . S2CID 201777045 .
- Комолли, Вирджиния (2015). Боко Харам: исламистское повстанческое движение в Нигерии . Лондон : Издательство Оксфордского университета . ISBN 9781849044912 .
13 ° 04'02 ″ с.ш. 05 ° 14'52 ″ в.д. / 13,06722 ° с.ш. 5,24778 ° в.д.
- Сокото Халифат
- Брюки
- Штат Сокото
- 19 век в Африке
- Штаты и территории упразднены в 1903 году.
- Страны доколониальной Африки
- История Северной Нигерии
- 1804 заведения в Африке
- Закрытие 1903 года в Нигерии
- Сахельские королевства
- Штаты и территории, основанные в 1804 году.
- История хауса
- Нигерийские традиционные государства