Люди Тару
Движение Ян Тару было основано Наной Асмау дан Фодио в 1838 году с целью расширения прав и возможностей и образования женщин в тогдашнем халифате Сокото . Движение пережило смерть своего основателя, конец халифата и колониализма в Нигерии, существующего и сегодня.
С созданием Халифата в 1808 году шейх Усман дан Фодио сделал образование женщин своего нового государства приоритетом. Выходец из племени Фулани , он был воспитан образованными женщинами, как и его мать и бабушка. В семьях фульбе преподавание ислама маленьким детям было поручено женщинам. Шейх поощрял женщин посещать лекции проповедников и ученых. Однако прошло более двух десятилетий после его смерти, его дочь Нана Асмау начала собственное движение за образование женщин. [1]
История движения
[ редактировать ]Термин ƴan-taru означает «коллектив» или «те, кто собрался вместе» на языке хауса , лингва-франка Сокотоского халифата . Примерно в 1838 году Нана Асмау и ее муж Гидадо , великий визирь Сокото , начали проводить занятия по исламским знаниям и истории в своем доме в городе Сокото . Они оба написали много книг о Шейхе Усмане и Мухамманде Белло . Первоначально на арабском языке, Нана Асмау перевела значительное количество как классических, так и современных произведений на Фульфульде и Хауса, чтобы сделать их более доступными для неарабской публики. Она сосредоточилась на распространении исламских знаний простым способом, чтобы их было легко запомнить как джаджим (учителям), так и ученикам. Она упрощала такие предметы, как акида , фикх и тазкийятуль нафс . [2] Асмау учила, что аскетизм и педагогические навыки классических суфийских женщин, а также характеристики и учения ее брата Белло, халифа, и ее отца шейха Усмана являются примерами для подражания.
Ее классы становились все больше, поскольку женщины из соседних деревень регулярно приезжали в Сокото, чтобы их посещать. [1] Известно также, что это движение обучало маленьких детей. Нана Асмау назначила джаджи, образованных женщин, которым было поручено обучать женщин. [4] Она подарила каждому малфу — шляпу, служившую традиционным символом должности, перевязанную красным тюрбаном. [5] [6] Шляпы малфа изготавливались из тонкой шелковистой травы и имели характерную форму воздушного шара, поскольку их носили поверх тюрбанов. Обычно их носили мужчины. Покойный вазири Сокото всегда носил его в официальных случаях. Мальфа также является одним из знаков должности, которую использовала Лима из Гобира, глава женщин-последовательниц Мбори . Нана Асмау намеренно использовала малфу, чтобы обесценить ее уникальность и превратить ее из символа языческой религии Бори в эмблему ислама. Каждому новому Джаджи она дарила красный тюрбан или полоску красной ткани. Тюрбан был еще одним доказательством власти владельца, предоставленной Наной Асмау каждому назначенному Джаджи. [7]
Асмау лично обучал джаджи, предоставляя им планы уроков по распространению исламских произведений среди людей, путешествуя по всему халифату, обучая людей благочестивому поведению и элементарным исламским навыкам в практических вопросах повседневной жизни, чтобы «изменить общие детали их жизнь в исламскую форму». Из-за продолжающегося в то время джихада появилось много новообращенных в ислам, и движение Ян Тару через джаджи помогло им обучиться основным исламским ценностям, таким как молитва и Сунна . [8] До ее смерти большинство женщин Сокото смогли изучить и понять основы ислама. [2]
После смерти Наны Асмау в 1864 году движение продолжила ее сестра Мариаму, также уважаемый ученый. Движение существует и сегодня, в 21 веке. Они сыграли важную роль в определении результатов выборов в Северной Нигерии, где число избирателей-женщин превышало число избирателей-мужчин. [1] В конце халифата Сокото и в начале британской колониальной Северной Нигерии лидером движения Ян Тару была Тамоди, внучка шейха Усмана дан Фодио. Женщины по-прежнему навещали ее в Сокото, особенно ради исламского образования. [9]
Наследие
[ редактировать ]Многие современные организации в Северной Нигерии, уделяющие основное внимание образованию женщин, такие как Джамияр Матан Арева, «Женщины в Нигерии » (WIN) и Федерация ассоциаций мусульманских женщин Нигерии (FOMWAN), назвали движение Ян Тару источником вдохновения. Эти организации были в авангарде пропаганды и кампании за качественные школы и образование для женщин и детей в Нигерии, особенно на севере. [9]
Спустя почти два столетия после своего основания движение приобрело глобальный характер. Ян Тару имеет отделения во многих штатах США, таких как Пенсильвания, Техас, Алабама, Джорджия, Калифорния и Флорида, где в качестве студенток участвуют сотни женщин. Они содействуют образовательным программам и социальному обеспечению женщин во всем мире. [5] Во всем мире есть и другие джаджи, такие как Дилия бинт Хамади Камара, родом из Мали, которую назвали национальным джаджи американской группы Ян Тару. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бойд, Джин; Последний, Мюррей (1985). «Роль женщин как «религиозных агентов» в Сокото» . Канадский журнал африканских исследований . 19 (2): 283–300. дои : 10.2307/484826 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 484826 .
- ^ Jump up to: а б Кодингест (17 октября 2022 г.). «Движение Нана Асмау и Ян Тару: отличный пример расширения прав и возможностей женщин из Западной Африки» . Исламонвеб английский . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Асмау, Нана (1997). «Отрывок из: Собрание сочинений Наны Асмау, дочери Усмана дан Фодийо (1793-1864)» . Открытые библиотеки Бостонского университета (на арабском языке).
- ^ Мерритт, Никки (1994). «Нана Асмау, ее элегии и возможность «инсайдерских альтернатив» » . Африканские языки и культуры . 7 (2): 91–99. дои : 10.1080/09544169408717779 . ISSN 0954-416X . JSTOR 1771806 .
- ^ Jump up to: а б АББАС, ВАРДА. «Почитание Яна - Наследие Тару Наны Асмау Бинт Усмана Дана Фодио» . Упражняться . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Веб-мастер (3 июня 2017 г.). «Нана Асмау и движение Ян Тару» . Ежедневное доверие . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Бойд, Джин; Мак, Беверли Б. (2000). «6». Джихад одной женщины: Нана Асмау, ученый и писец . Издательство Университета Индианы. стр. 76–91.
- ^ Эдвин, Ширин (2016). Частные полномочия: выражение феминизма в исламе в художественной литературе Северной Нигерии (PDF) . Соединенные Штаты Америки: Издательство Северо-Западного университета. п. 67.
- ^ Jump up to: а б Бава, Аиша Баларабе (март 2019 г.). «Исторические рассказы о вкладе женщин в образование в Северной Нигерии» . Международный журнал языка, литературы и гендерных исследований . 8 (17): 1. дои : 10.4314/laligens.v8i1.1 . S2CID 167103498 .
- ^ Лорсин, Патрисия (2 октября 2017 г.). Южные берега Средиземноморья и его сети: знания, торговля, культура и люди . Рутледж. ISBN 978-1-317-39425-9 .