История Кацины
История Северной Нигерии |
---|
![]() |
История Кацины насчитывает более тысячелетия. Входит в состав государства Хауса Баквай было основано потомками Баяджидды , которое , согласно легенде, . На протяжении всей своей истории Кацина управлялась различными династиями, в том числе Вангаравой и Даллазавой, и была вассалом соседних империй, таких как Сонгай и Борну . [1]
На пике своего развития столица Кацины была известным городом на западе Судана , привлекавшим ученых из более широкого региона, особенно во время упадка Тимбукту в 17 и 18 веках. Однако в 1903 году Кацина попала под британское колониальное правление . В 1987 году он был основан как штат в составе современной Нигерии . [2]
Этимология
[ редактировать ]Согласно устной традиции, имя «Кацина» произошло от имени принцессы Дауры , которая вышла замуж за Джанзаму, правителя Дурбавы Дурби та Кушейи . [1] : 157
По мнению Х.Р. Палмера , подобно таким именам, как « Масинна » (Мачинна) и «Тешинна» (Тачинна), в которых имеется суффикс «инна», происходящий от тамашекского слова, означающего «мать», первая часть имени «Кацина» могла иметь его корни в таких словах, как «иззе» (тамашек — «сын») и «мазза» ( хауса — «мужчины»). Это может означать что-то вроде «дети» или «сыновья». Альтернативно, потенциально оно могло произойти от слова «Ашени» (Тамашек означает «кровь»). [3]
Доисламская эпоха
[ редактировать ]Две династии
[ редактировать ]
Согласно устному преданию, первая династия, правившая Кациной, была основана Кумайо , внуком легендарного Баяджиды , таким образом город-государство входил в состав государства Хауса Баквай . Правление Кумайо было сосредоточено вокруг Дурби та Кушейи (что означает «гробницы главного жреца»), поселения недалеко от Мани , примерно в восемнадцати милях к юго-востоку от современного города Кацина. Сегодня руководитель района Дурби та Кушейи по-прежнему носит титул Дурби. Коренных жителей города называют дурбава. В городе есть семь выдающихся курганов, которые, как полагают, содержат останки первых правителей Кацины, в том числе таких фигур, как Кумайо, Рамба-Рамба и Санау. [1] : 156–157 [4] : 95 [5] : 89
Стоит отметить, что поселенцы -берберы прибыли в Кацину еще в 10 веке, хотя династия Кумайо, вероятно, возникла только в 12 веке или даже позже. Сообщается, что берберы, проживающие в Дурби-та-Кушейи и Бугадже, ежегодно собирались в Амбуттае для проведения праздников и боев.
Джанзама, король Дурбавы, женился на принцессе из Дауры и в конце концов был покорен Кумайо. Скала возле Мани носит его имя как свидетельство его исторического значения. Ранние монархи выбирались поочередно из обеих палат, при этом потомков Джанзамы называли Ларабавой ( арабами ), что означало их связь с Баяджиддой . [5] : 90
Династия Корау
[ редактировать ]Согласно устной традиции, последним правителем рода Кумайо был Санау, который был убит в середине 13-го века от рук некоего маллама (исламского ученого) по имени Корау, родом из Яндото (на территории современного Чафе ). Впоследствии Корау основал новую династию. [1] : 157

Корау , чье имя, возможно, произошло от слова «кора», что означает «выгнать», имел опыт борьбы и был близким товарищем Санау. Хотя Санау тоже был борцом, он добился большего успеха и местного признания как чемпион. Начали распространяться слухи, что борцовское мастерство Санау объяснялось защитным амулетом, который он носил на поясе во время матчей. Корау, зная об этом преимуществе, разработал план, как вызвать Санау на поединок, поскольку сарки («король») был обязан принять такой вызов. Его стратегия заключалась в том, чтобы бросить вызов Санау во время пира, на который Санау как Сарки пригласил его. Однако перед посещением мероприятия Корау удалось уговорить жену Санау украсть обереги мужа. [1] : 158 [5] : 90

Соревнования проходили возле Бавады, тамариндового дерева . Сегодня дерево стоит на месте, занимаемом Кангива («голова слона»), как называлась резиденция сарки. Во время матча Санау был быстро схвачен в самом начале боя, поскольку без своего обаяния он был бессилен. Находясь на земле, Корау действовал быстро, выхватив меч и смертельно ранив сарки. Санау погиб, и Корау впоследствии был коронован как саркин Кацина («король Кацины»). [5] : 90 короля Даже сегодня кирари («похвальная поэзия») включает фразу « Магаджин Корау, Майен Саури, Янка Машиди Бакон Санау », что переводится как «преемник Корау, волшебник Саури, гость Санау, убивший своего хозяина», в память о этот драматический и роковой поворот событий в истории Кацины. [1] : 158
Династия Корау была известна как Вангарава, имя, вероятно, заимствованное из истории Вангары, связанной с его родным городом Яндото. Несмотря на коварные методы, которые Корау использовал для захвата трона Кацины, Дурбава, которые пострадали от его предательства, сумели сохранить «дружественные» отношения с Вангаравой. Фактически, их отношения, похоже, улучшились до такой степени, что Дурбава снова стали рассматриваться как кандидаты на пост новых вождей во время выборов. Дурбава считались хранилищами всех знаний о местных божествах и духах, добрых и злых. [1] [4] : 95 [5] : 91
Эпоха Корау приходится на середину 13 века, и во время своего правления он вел войну с Кварарафой . После его правления к власти пришел Ибрагим Янка Дари и, как сообщается, захватил Квиамбану и Котон Коро. Впоследствии Джида Яки, сменивший Ибрагима, отмечается как последний язычник Саркин Кацина. Его правление продолжалось сорок лет и характеризовалось постоянными конфликтами с Гобиром . [1]
Королевские знаки отличия Корау
[ редактировать ]Короткий меч, который Корау использовал, чтобы вероломно захватить трон Кацины, теперь является знаком Кацины и известен как Гаджере («короткий»). Этот клинок, датируемый 13 веком и отражающий влияние эпох Альмохадов и Айюбидов , служит эмблемой Кацины. Он украшен исламской молитвенной надписью: «Помощь приходит от Аллаха, и победа близка, так объяви благую весть верующим, о Мухаммад!». На обратной стороне клинка еще одна надпись гласит: «Нет меча, кроме Зу аль-Факара , и нет героя, кроме Али ». Усман Нагого , 50-й Саркин Кацина, нес Гаджере в руке во время королевского дурбара 1959 года, что ознаменовало историческое событие, поскольку это был первый раз, когда мечу разрешили покинуть Кацину. [1] : 158 [6]

Среди исторических сокровищ Кацины видное место занимает Верблюжий барабан или бронзовый горшок Корау. Он широко упоминается в песне хауса, в которой восхваляется « Корау Абу хунгурум, Корау май тукуньяр карфе », что означает «Корау непобедимый, Корау обладатель медного горшка». Этот горшок использовался для приготовления оберегов для королевских чиновников и офицеров перед битвой. [6]
Еще одной значимой реликвией является меч Бебе , известный как «глухой», который когда-то принадлежал Якубу Саркину Гобиру . Меч был взят после его поражения от Агвараги Саркин Кацина в середине XVIII века. [6]
Еще есть Гваурон Тамбери («холостяцкий барабан») из-за его внушительных размеров, который возвышается над всеми другими церемониальными барабанами. Во время войны в барабан непрерывно били с вершины башни Сорон Бавада. Эта двухэтажная башня стоит на том самом месте, где Корау убил Санау. Тамбура, ответственная за игру на барабане, соблюдает определенные традиции, в том числе трижды бьет по нему во время церемоний надевания тюрбанов старших глав районов. Кроме того, барабан играет центральную роль на различных праздниках, таких как Ид аль-Фитр и Ид аль-Кабир . [6]
Исламская эпоха
[ редактировать ]Девятым Саркин Кацина, который также был первым мусульманским правителем, носившим этот титул, был Мухаммаду Корау. Его правление продолжалось примерно с 1492/3 по 1541/2. Во время своего правления он предпринял военные походы против соседнего королевства Нупе , граничившего в то время с Кациной. Важно отметить, что эпоха Мухаммаду Корау стала свидетелем исламского возрождения в Кацине, отчасти связанного с визитом известного ученого Малики из Туата Мухаммада аль-Магили в 1493 году. [7] : 18 Мухаммаду Корау сменил Ибрагим Сура, чья фамилия является титулом Мали . Он предпринял шаги по дальнейшему укреплению ислама в Кацине. Примечательно, что Ибрагим Сура издал указ, который требовал от его подданных выбора между молитвой или тюремным заключением. В отличие от Кано, где аристократия колебалась, талакава в Кацине в этот период , или «крестьяне», приняли ислам. Вслед за Ибрагимом Сурой к власти пришел Али Мурабус, которому приписывают строительство гамувара Амины , внешних стен Кацины . [1] [5] : 92 [8] : 274
Примерно в то же время была основана мечеть Гобирау , которая функционировала как университет. Королевство привлекало исламских ученых из Северной Африки и старых исламских центров, таких как Валата и Тимбукту . Благодаря относительно раннему принятию ислама и тому, что Кацина является «крупным торговым центром», ученые со всего Суданского региона сочли Кацину привлекательным местом проживания. [7] : 3
Под властью Сонхая
[ редактировать ]Хаусаленд стал местом назначения ученых из Университета Санкоре в Тимбукту. Кацина, в частности, выиграла от притока исламских ученых, в том числе таких людей, как Махлуф бин Али и Мухаммад бин Ахмед. Последний, Мухаммад бин Ахмед, остался в Кацине и был назначен алкалием . Распространение ислама в Кацине получило дополнительный импульс, когда Хадж Мухаммад , первый аския империи Сонгай и набожный мусульманин, завоевал Кацину в 1512 году. В этот период Кацина по сути стала вассалом Гао , но в конце концов восстановила свою независимость в 1554 году. после битвы при Карфате против Аскии Дауда . [1] [5] : 92 [9] [8] : 277 Тарих аль-Судан описывает битву как
Аския Дауд отправился в Кукию, откуда послал хай-коя Али Дудо против Кацины во главе отряда, состоящего из 24 всадников. Этот отряд встретил в месте под названием Карфата отряд из 400 всадников, принадлежавших народу Липти в стране Кацина. Две силы вступили в рукопашный бой, который был очень долгим и кровопролитным.Люди Кацины убили 15 своих врагов, среди которых был упомянутый выше Хи-Кои. Они взяли остальных девятерых, все они были ранены, пленные, в том числе Алуаз-Лил, сын Фарана Умар-Комзаго и отец Касема, Бокар-Чили-Иджи, Мухаммад-Делла-Иджи и т. д. Победители позаботился о раненых и вернул их Аскии Дауду, сказав им, что «люди такого достоинства, наделенные такой великой доблестью и таким мужеством, не заслуживают смерти». Энергия и смелость этих воинов настолько поразили жителей Кацины, что с тех пор они говорили о них как об образце для подражания. [1] : 163 [10]
За этот период Кацина значительно разрослась, расширившись и охватив территорию протяженностью примерно семь или восемь миль. Город стал очень разнообразным, с многочисленными основными кварталами и кварталами, включая официальный квартал, старый квартал и отдельные районы для жителей Борну , Гобира , Мали , Сонгая и Агадеса . Кроме того, существовали помещения, посвященные различным ремеслам, студенческий квартал, танцевальный квартал и квартал, расположенный у каждых из восьми городских ворот . [1] [4] : 106–107 [11]
Конфликты с Кано
[ редактировать ]Во время правления Румфы Кано вспыхнула одиннадцатилетняя война между двумя городами-государствами хауса , но она оставалась нерешительной. Только во время правления его сына и преемника Абдуллахи Кано удалось победить Кацину , положив конец войне. Однако в 1570-х годах Кацина предприняла атаку, нанеся значительный ущерб и продвинувшись вплоть до ворот Кано. К концу века Мухаммад Заки , Саркин Кано того года , в ответ совершил набег на Кацину, взяв пленных и лошадей в последний день Рамадана . Вскоре после этого Кацина предприняла попытку контратаки, но потерпела неудачу при Караи. Столетие спустя, во время правления Убан-Яри (также известного как Мухаммаду Дан Вари) в Кацине, город вел многочисленные сражения против Кано, в результате которых погибли несколько Саркунан Кано, в том числе такие фигуры, как Магани Май, Амфани Баки, Кутумби и Альхаджи . Однако два мусульманских государства в конечном итоге отбросили свои разногласия и подписали договор о союзе против своего общего врага, Кварарафа. . [1] [4] : 98–99 [5] : 71–72 [8] : 277
В 1653 году Кварарафа во главе с Адашу начал атаку на Кано, проникнув в ворота города. В 1671 году Кварарафа снова вторгся в Кано, что привело к резне многих жителей, а Саркин Кано бежали в соседнюю Дауру . Примерно в то же время Кварарафа также вторгся в Кацину, прорвав городские стены и контролируя западную часть города. Многих горожан они бросили в большую яму, ныне известную как Гива-Рано . Любопытно, что, как и в Кано, Кварарафа, несмотря на возможность сделать это, не полностью оккупировал город. Согласно устному преданию, считается, что генерал Кварарафа, садясь на лошадь, получил удар ногой в пах и скончался на месте по молитвам Дана Масани . Этот инцидент привел к отступлению армии Кварарафа из города, избавив Кацину от дальнейшей оккупации. [1] [5] : 92
Под властью Борну
[ редактировать ]
К концу 16 века, после упадка Империи Сонгай , Кацина перешла на сторону Империи Борну . В рамках этого союза каждый вновь возведенный на престол Саркин Кацина должен был отправить дань в размере ста рабов Май Борну в Нгазаргаму . Эта практика дани продолжалась до правления Агвараги (1784/5–1801/2). Борну сыграл защитную роль для Кацины и добился военных успехов, в том числе захватил тысячу пленных во время битвы под властью Май Хаджа Али. Ибн аль-Саббах (Дан Марина), известный поэт и святой из Кацины, сочинил стихотворение в память Май Али о победе Борну над Кварарафой и их возможном изгнании из Хаусаленда. [1] [7] : 31 Согласно Мухаммаду Белло из Сокото в его «Инфак аль-Майсур» , Кацина также отдавала дань уважения Зарии во время правления королевы Амины (1576–1610). [4] : 103 [5] : 87
В этот период Кацина приобрела известность как один из ведущих городов западного Судана . Его зенит процветания и влияния пришелся на начало 18 века. Ученые все чаще посещали Кацину, отдавая ей предпочтение перед Тимбукту . Кацина также выпустила таких уважаемых ученых, как знаменитый Мухаммад Аль-Фулани Аль-Кишвани из Университета Гобирау . [7] : 4 Ученые в таких городах, как Яндото и Зайе (известный сегодня как Бирнин-Кацина ) [12] : 61 получили известность благодаря своим работам в области математики , оккультных наук (магические квадраты, улум аль-авфак) и изображений букв (улум аль-хариф). Кожевенная торговля из Агадеса , завезенная Сонгаем, стала важной отраслью промышленности в королевстве. [1] [13] : 14 Исследователь Генрих Барт , посетивший королевство столетие спустя, описал этот период так:
[В Кацине] язык хауса здесь достиг величайшего богатства форм и самого изысканного произношения, поэтому манеры Кацены отличались превосходной вежливостью по сравнению с манерами других городов Хауса . [14]
Кацина также превратилась в жизненно важный торговый центр, привлекающий многочисленные караваны со всех сторон. Он взял на себя роль, которую Кано ранее занимал как эпицентр торговли в Хаусаленде. Влияние Кацины распространилось на такие регионы, как Маради на севере, Замфара на западе, и охватило территорию на юге до Бирнин-Гвари . Барт далее описывает этот период:
В городе, если хотя бы половина его огромной площади когда-либо была достаточно хорошо заселена, население наверняка должно было составлять по меньшей мере сто тысяч душ, поскольку его окружность простирается между тринадцатью и четырнадцатью английскими милями. В настоящее время, когда жилой квартал сведен к северо-западной части, да и то в большей части пустын, в нем едва ли проживает семь-восемь тысяч человек. В прежние времена это была резиденция принца, который, хотя он, кажется, никогда не достигал сколько-нибудь заметной степени власти и действительно почти всегда в некоторой степени зависел от короля Борну или был его вассалом, тем не менее был одним из самых богатых и видных правителей Негроландии. Каждый принц при своем восшествии на престол должен был направить в Бирни Гасреггомо , столицу империи Борну, своего рода дань или подарок, состоявший из ста рабов, в знак своего послушания; но, поскольку это сделано, не похоже, чтобы его суверенные права были каким-либо образом нарушены. Фактически, Кацена в семнадцатом и восемнадцатом веках нашей эры, по-видимому, была главным городом этой части Негроландии, как в торговом, политическом значении, так и в других отношениях. [14]
Под халифатом Сокото
[ редактировать ]
В начале XIX века по Хаусаленду прокатилась исламская революция , вдохновленная фулани ученым Шеху Усманом дан Фодио . первоначально Джихад Шеху начался в королевстве Гобир, но быстро распространился по всему региону и даже достиг империй Борну и Ойо . Основной целью джихада Усмана было реформирование ислама в Хаусаленде. Саракуна (правители) королевств хауса включили элементы бори ( анимизма хауса ) в свою практику ислама. Более того, Усман и его последователи считали влияние священников Бори на Саракуна неприемлемым для мусульманских правителей. Эта религиозная революция, или джихад, привела к созданию Халифата Сокото . Впервые в истории региона он объединил весь Хаусаленд под единым правителем, султаном Сокото . [4] : 265 [11] [15] [16]
Кацинава предложили поддержку джихаду. Большая часть этой поддержки исходила от Саллубавы , клана Фулани. Умару Думава, вождь (« Ардо ») Суллубавы, проживал недалеко от Зандама в Джибии . Когда в Кацине вспыхнул джихад, Умару Думьява, На Алхаджи и Маллам Умару из Далладжи недалеко от Биндавы отправились на помощь реформаторам и Шеху. На Альхаджи был известен как маллам, женившийся на одной из дочерей Саркина Кацины. Все трое принадлежали к клану Саллубава Фульбе. [1]

Шеху дал каждому из трех лидеров флаг, чтобы тот возглавил джихад в Кацине. По традиции Кацины, Усману было трудно сделать выбор между ними, поэтому сначала он дал каждому отдельный флаг меньшего размера. Он поручил им пойти и встретиться с Мухаммедом Белло , его сыном и визирем , для дальнейшего руководства. Однако На Альхаджи и Умару Думава потеряли терпение во время ожидания, так как считали, что Шеху уже подарил им флаг, и не видели причин дальше ждать своего сына. Следовательно, когда Белло в конце концов прибыл, его ждал только Умару Далладжи. Белло немедленно вручил ему настоящий флаг, чтобы возглавить джихад в Кацине, несмотря на то, что двое других были старшими учениками Умару. Тем временем Умару Думьява вернулся в Кацину, вошёл в Кофар Гуга («Ворота Гуги»), напал на жителей и занял дом Саркина Суллубавы , в то время как На Альхаджи вошел через Кофар Яндака («Ворота Яндаки») и сразился с жители, занимающие дом Яндаки. Так возникли «великие семьи Кацина» Саллубава из Бугадже и Яндакава из Дуцинмы. [1]
Другая версия традиции предполагает, что, получив свои флаги от Шеху , три лидера встретились в Рунке и вступили в спор. Во время ссоры Умару Далладжи якобы дал На Альхаджи пощечину, что привело к дальнейшей напряженности. Затем Умару Далладжи в одиночку атаковал Кацину, в то время как На Алхаджи отступил в Закку, а Умару Думьява вернулся в Зандам. Военная кампания Умару Далладжи привела его из Радды в Банье и, в конечном итоге, в Сабон Бирни в Кауре , где он убил Маре Мава Махмуду, Саркин Кацина в то время. После этого поражения около 30 000 Кацинава, включая представителей знати, мигрировали в Данкаму. Они организовали контратаку против Умару Далладжи, но безуспешно. Позор, вызванный этим поражением, заставил Саркина Кацину Халиду покончить с собой, бросившись в колодец, что фактически положило конец династии Корау. Оставшиеся изгнанники Кацинавы отправились дальше на север и основали город Маради (на территории современной Республики Нигер ). [1]
В засушливый сезон 1805–1806 годов Шеху Усман направил Умару Далладжи для координации встречи в Магами, на которой собрались лидеры джихада из Кано , Дауры и Замфары . По пути к началу военной кампании в Яндото Мухаммад Белло встретил этих лидеров джихада в Бирнин-Гаде и передал письмо от Шеху. Из-за своего преклонного возраста Шеху Усман не смог отправиться в путешествие сам, но он поручил лидерам официально присягнуть на верность ( байа ему ) как Амиру аль-Муминину (Повелителю правоверных). Каждый из лидеров подчинился этой директиве и впоследствии разошелся, чтобы возглавить джихад в своих эмиратах . [4] : 269 [15] : 36

Несмотря на то, что Умару Далладже был единственным признанным эмиром Кацины Саркин Мусулми , у Кацины были и другие знаменосцы меньшего размера, которые напрямую общались с правительством Сокото. Среди этих меньших знаменосцев были Умару Думава (Саркин Суллубава) и Мухамман Дикко (сын На Альхаджи) из Яндакавы. В этом контексте эмир Кацины занимал позицию, которую можно было бы назвать primus inter pares («первый среди равных»). [1] : 170
По словам историка Юсуфу Бала Усмана , династия Даллазава, к которой принадлежал Умару Далладжи, ведёт свою родословную от араба по имени Мухаммаду Гоши, родом из Вадаи . Мухаммаду Гоши поселился в Макау, расположенном недалеко от Гиремавы на равнине к востоку от Бирнин-Кацина , столицы Кацины. [16] Династия Даллазава сохраняла свою власть над Кациной до 1904 года, когда Саркин Кацина Абубакар был свергнут британской колониальной администрацией . [1] : 174
Короли Кацины
[ редактировать ]По мнению историка С. Дж. Хогбена, правители Кацины хауса. [1]
Король | Царствование | Примечания |
---|---|---|
Дурбава и арабы (1100–1260) | ||
вставать | Внук Баяджидды и сын Баво. | |
Продолжить - Продолжить | ||
Она не вместе | ||
Джарнаната | ||
Носки | Убит Корау | |
Вангарава | ||
Отрицательный | 1260–? | |
Ибрагим Янка От | ? | |
Джида Яки | ? | Правил сорок лет |
Мухаммад Корау | 1492/3–1541/2 | Первые мусульманские сарки |
Ибрагим Сура | 1541/2–1543/4 | Вероятно из Мали |
Али уходит в отставку | 1543/4–1568/9 | « Марабут » или «святой человек» |
Мухаммаду Тойя Реро | 1568/9–1572/3 | |
Алию Карья Гива | 1572/3–1585 | «Карья Гива» означает «Убийца слонов». Затмение солнца в его правление |
Усман 'Цагарана' | 1585–1589/90 | 'Затмение Солнца' |
Алию 'Джан Хазо' | 1589/90–1595/6 | «Красный, как Харматтан » |
Мухаммед «Бегущий человек» | 1595/6–1612/3 | «обращающий людей в бегство». |
Алию 'Ред Хазо' II | 1612/3–1614/5 | |
Давай, Ибрагим | 1614/5–1631/2 | |
Абдулкарим | 1631/2–1634/5 | |
Ашафа | 1634/5 | |
Ибрагим Гамда | 1634/5–1644/5 | |
Мухаммад Вари | 1644/5–1655/6 | Сын Абдула Карима |
Соломон | 1655/6–1667/8 | |
Усман, я сделал свое | 1667/8–1684/5 | Сын «Цагараны» |
Мухаммад Тойя Реро II | 1684/5–1701/2 | |
Мухаммед Война II | 1701/2–1704/5 | |
Отец Яри | 1704/5–1706/7 | Также известен «некоторым» как Мухаммаду дан Вари. |
Сломанный слон II | 1706/7–1715/6 | |
Ян Хазо III | 1715/6–1728/9 | Сын Мухаммаду Вари |
Цагаран Хасан | 1728/9–1740/1 | Сын Тойи Реро |
Мухаммад Кабия | 1740/1–1750/1 | Сын Усмана. Также называется «Май-кере» («носитель кере »). |
Мой брат Яхья | 1750/1–1751/2 | |
Проект III | 1751/2–1758/9 | Сын Яна Хазо |
Мухаммад Варри III | 1758/9–1767/8 | |
Работа Гивы IV | 1767/8–1784/5 | |
Агграваги | 1784/5–1801/2 | |
Цагарана Гвозо | 1801/2 | Похоронен в Докау в Гусау (современная Замфара ). |
Бава и Гима | 1801/2–1804/5 | |
Маре Мава Махмуду | 1804/5–1805/6 | Убит Умару Далладжи в Сабон-Бирни. |
Наследник Халида | 1805/6 |
Фулани-эмиры Кацины
[ редактировать ]Династия Даллазава | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Династия Суллуба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В AHM Кирк-Грин С. Дж. Хогбен (1 января 1966 г.). Эмираты Северной Нигерии: предварительный обзор их исторических традиций . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Кацина | Карта, древний город и эмират в Нигерии | Британника» . www.britanica.com . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Палмер, HR (1927). «История Кацины» . Журнал Королевского африканского общества . 26 (103): 216–236. ISSN 0368-4016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г JF и Ян Эспи Аджайи (1969). Тысяча лет истории Западной Африки . Книги Прометея. ISBN 978-0-391-00217-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж С. Дж. Хогбен (1930). Мухаммадские Эмираты Нигерии .
- ^ Перейти обратно: а б с д Даниэль, Ф. де Ф. (1932). «Регалии Кацины, северные провинции, Нигерия» . Журнал Королевского африканского общества . 31 (122): 80–83. ISSN 0368-4016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Арабская литература Африки . Лейден ; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. 1994. ISBN 978-90-04-09450-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аджайи, Дж. Ф. Аде (1976). История Западной Африки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-04103-4 .
- ^ Ева, Ибианг Оден (2017). «Доколониальная Западная Африка: новый взгляд на падение империи Сонгай» . Журнал Исторического общества Нигерии . 26 : 1–24. ISSN 0018-2540 .
- ^ Ходжкин, Томас (1941). Нигерийские перспективы. Историческая антология .
- ^ Перейти обратно: а б Шеху, Джамилу (2012). «Социальная и политическая история Метрополиса Кацина, 1960-2007» . Журнал Исторического общества Нигерии . 21 : 196–202. ISSN 0018-2540 .
- ^ «Бытие и становление хауса: междисциплинарные перспективы» , «Бытие и становление хауса» , Брилл, 12 июля 2010 г., ISBN 978-90-04-18543-2 , получено 22 сентября 2023 г.
- ^ Апард, Элоди, изд. (22 июля 2021 г.). Транснациональный ислам: распространение религиозных идей, действующих лиц и практик между Нигером и Нигерией . Серия ВАПОСО. Ибадан: ИФРА-Нигерия. ISBN 979-10-92312-56-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Доктор Генрих Барт (1965). Путешественники и открытия: Северная и Центральная Африка . Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- ^ Перейти обратно: а б Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса.
- ^ Перейти обратно: а б Ганем, Исам (1975). «Причины и мотивы джихада в Северной Нигерии». Мужчина . 10 (4): 623–624. ISSN 0025-1496 . JSTOR 2800142 .