Исламская уголовная юриспруденция
Часть серии о |
Исламская юриспруденция ( фикх ) |
---|
![]() |
Исламоведение |
Часть серии о |
Исламоведение |
---|
Юриспруденция |
Наука в средневековье |
Искусство |
Другие темы |
Исламизация знаний |
Исламское уголовное право ( араб . فقه العقوبات ) — это уголовное право в соответствии с шариатом . Строго говоря, исламское право не имеет отдельного корпуса «уголовного права». Он делит преступления на три категории в зависимости от состава преступления: худуд (преступления «против Бога», [1] наказание которых установлено в Коране и хадисах ), кисас (преступления против отдельного человека или семьи, наказание за которые равно возмездию в Коране и хадисах) и тазир (преступления, наказание за которые не указано в Коране и хадисах, и остается на усмотрение правителя или кади , то есть судьи). [2] [3] [4] Некоторые добавляют четвертую категорию сияса (преступлений против правительства). [5] в то время как другие считают это частью преступлений Хадда или Тазира. [6] [7]
Традиционные шариатские суды, в отличие от современных западных судов, не используют присяжных или прокуроров от имени общества. Преступления против Бога преследуются государством как преступления худуд, а все другие уголовные дела, включая убийства и телесные повреждения, рассматриваются как споры между людьми, а исламский судья решает исход на основе шариатского фикха, например, Ханафи, Малики, Шафии. Ханбали и Джафари последовали за ними в исламской юрисдикции. [8]
На практике, с самого начала исламской истории, уголовные дела обычно рассматривались судами, управляемыми правителем, или местной полицией, используя процедуры, которые лишь отдаленно были связаны с шариатом. [9] [10] В современную эпоху уголовные законы, основанные на шариате, были широко заменены законами, вдохновленными европейскими моделями, хотя в последние десятилетия несколько стран вновь ввели элементы исламского уголовного права в свои правовые кодексы под растущим влиянием исламистских движений. [11] [12]
Территория
[ редактировать ]Традиционная исламская юриспруденция делит преступления на преступления против Бога и преступления против человека. Считается, что первые нарушают Божий худуд , или «границы». Эти наказания определены Кораном , а в некоторых случаях и Сунной . [13] [14] Преступлениями, влекущими за собой наказание худуд , являются зина (незаконные половые сношения), необоснованные обвинения в зине , [15] [16] употребление одурманивающих веществ, грабежи на шоссе и некоторые формы воровства. [17] [18] Юристы разошлись во мнениях относительно того, являются ли отступничество и восстание против законного исламского правителя преступлениями худуд . [13] [19]
Наказания худуда варьируются от публичного порки до публичного забивания камнями до смерти, ампутации рук и распятия. [20] Преступления худуд не могут быть прощены ни жертвой, ни государством, а наказания должны осуществляться публично. [21] Однако стандарты доказательности для этих наказаний часто были невероятно высокими и редко применялись на практике. [14] [22] Например, выполнение требований худуд в отношении зины и кражи было практически невозможно без признания, которое могло быть признано недействительным в результате отказа от него. [23] [14] На основании хадиса правоведы установили, что наказания худуд следует предотвращать при малейших сомнениях или неясностях ( шубухат ). [23] [14] Более суровые наказания худуд были предназначены для сдерживания и демонстрации тяжести преступлений против Бога, а не для их исполнения. [14]
В 19 веке уголовные законы, основанные на шариате, были заменены законами, вдохновленными европейскими моделями, почти повсюду в исламском мире, за исключением некоторых особенно консервативных регионов, таких как Аравийский полуостров. [11] [12] [24] Исламское возрождение конца 20-го века привело к призывам исламистских движений к полному соблюдению шариата. [12] [25] Восстановление наказаний худуд имело особое символическое значение для этих групп из-за их коранического происхождения, а их сторонники часто игнорировали строгие традиционные ограничения на их применение. [12] На практике в странах, где худуд был включен в правовой кодекс под давлением исламистов, они часто использовались редко или вообще не использовались, а их применение варьировалось в зависимости от местного политического климата. [12] [24] Их использование было предметом критики и дискуссий .
Месть
[ редактировать ]Кисас – это исламский принцип « око за око ». В эту категорию входят преступления, связанные с убийством и нанесением побоев .
Наказание – это либо точное возмездие , либо компенсация ( Дийя ).
Проблема кисаса привлекла значительное внимание западных СМИ в 2009 году, когда Амене Бахрами , иранская женщина, ослепшая в результате нападения с применением кислоты, потребовала, чтобы и нападавший тоже был ослеплен. [26] [27] Концепция наказания в соответствии с Кисасом основана не на противостоянии «общества» и «человека» (правонарушителя), а скорее на противопоставлении «отдельных лиц и семей» (жертв(ы)) по сравнению с «отдельными лицами и семьями» (нарушителей). )). [28] Таким образом, жертва имеет возможность простить преступника и не наказывать даже в случае убийства. Бахрами помиловала нападавшего и прекратила наказание (капли кислоты в глаза) непосредственно перед тем, как оно должно было быть применено в 2011 году. [28]
Диета
[ редактировать ]Дийя – это компенсация, выплачиваемая наследникам жертвы. По-арабски это слово означает и кровавые деньги , и выкуп .
Коран уточняет принцип кисаса (т.е. возмездия), но предписывает требовать компенсации ( дийя ), а не требовать возмездия.
Мы предписали тебе в ней (Торе) «жизнь за жизнь, и око за око, и нос за нос, и ухо за ухо, и зуб за зуб, и за возмездие за раны; ' а кто пропустит, тому это искупление; а кто не будет судить по тому, что открыл Бог, тот неправедный. [29]
Тазир
[ редактировать ]Тазир включает в себя любое преступление, которое не вписывается в Худуд или Кисас и поэтому не имеет наказания, указанного в Коране. Тазир в исламской уголовной юриспруденции - это те преступления, наказание за которые устанавливается по усмотрению государства, правителя или кади за действия, которые считаются греховными или разрушительными для общественного порядка, но которые не наказываются как хадд или кисас в соответствии с шариатом. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даммер, Гарри; Альбанезе, Джей (2011). Сравнительные системы уголовного правосудия (5-е изд.). Cengage Обучение. п. 60. ИСБН 9781285067865 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Уголовное право , Оксфордские исламские исследования, Oxford University Press (2013)
- ^ Мохамед С. Эль-Ава (1993). Наказание в исламском праве . Американские трастовые публикации. стр. 1–68. ISBN 978-0892591428 .
- ^ Сильвия Телленбах (2015). Маркус Д. Даббер и Татьяна Хорнл (ред.). Оксфордский справочник по уголовному праву . Издательство Оксфордского университета. стр. 251–253. ISBN 978-0199673599 .
- ^ Табассум, Садия (20 апреля 2011 г.). «Комбатанты, а не бандиты: статус повстанцев в исламском праве». Международное обозрение Красного Креста . 93 (881): 121–139. дои : 10.1017/S1816383111000117 . S2CID 56196822 .
- ^ Омар А. Фаррух (1969). Ибн Таймия о публичном и частном праве в исламе или государственной политике в исламской юриспруденции . OCLC 55624054 .
- ^ М. Шериф Бассиуни (1997), «Преступления и уголовный процесс», Arab Law Quarterly , Vol. 12, № 3 (1997), стр. 269-286.
- ^ Кнут С Викор. Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета: 2005. стр. 281–285.
- ^ Колдер, Норман (2009). «Право, правовая мысль и юриспруденция» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
- ^ Зиаде, Фархат Дж. (2009c). «Уголовное право» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рудольф Петерс (2009). «Худуд» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Викор, Кнут С. (2014). «Шариат» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильвия Телленбах (2015), «Исламское уголовное право», В Оксфордском справочнике по уголовному праву (под редакцией: Маркус Д. Даббер и Татьяна Хорнл), Oxford University Press, ISBN 978-0199673599 , стр. 251-253
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и AC Браун, Джонатан (2014). «5. Мусульманин Мартин Лютерс и парадокс традиции» . Неправильное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . стр. 180–181 . ISBN 978-1780744209 .
- ^ З. Мир-Хосейни (2011), Криминализация сексуальности: законы зина как насилие в отношении женщин в мусульманском контексте, SUR-Международный журнал по правам человека , 8 (15), стр. 7-33
- ^ Асифа Курайши (2000). Окна веры: мусульманские женщины-ученые-активистки в Северной Америке . Издательство Сиракузского университета. п. 126. ИСБН 978-0-815-628514 .
- ^ Отто, Ян Михель (2008). Шариат и национальное право в мусульманских странах . Издательство Амстердамского университета. стр. 663, 31. ISBN. 978-90-8728-048-2 .
- ^ Филип Райхель и Джей Альбанезе (2013), Справочник по транснациональной преступности и правосудию, публикации SAGE, ISBN 978-1452240350 , стр. 36-37
- ^ Кампо, Хуан Эдуардо (2009). Энциклопедия ислама , стр.174. Издательство информационной базы. ISBN 978-0816054541 .
- ^ Хадда , Oxford University Press (2012) Оксфордский исламский словарь
- ^ Террилл, Ричард Дж. (2009) [1984]. Мировые системы уголовного правосудия: сравнительный обзор . Рутледж. п. 629. ИСБН 9781437755770 . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Ваэль Халлак (2009), Введение в исламское право , стр.173. Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521678735 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ваэль, Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика и трансформации . Издательство Кембриджского университета . п. 311. ИСБН 978-0-521-86147-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отто, Ян Михель (2008). Шариат и национальное право в мусульманских странах: напряженность и возможности для внешней политики Нидерландов и ЕС (PDF) . Издательство Амстердамского университета. стр. 18–20. ISBN 978-90-8728-048-2 .
- ^ Майер, Энн Элизабет (2009). «Право. Современная правовая реформа» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
- ^ Видения шариата. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine | Орландо Страж
- ^ «В Иране случай око за око» | Филли Метро | 29 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурки, Ширин (2013). Политика государственного вмешательства: гендерная политика в Пакистане, Афганистане. Лексингтонские книги. стр. 238–9. ISBN 9780739184332 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ [ Коран 5:45 ]
- ^ Марк Каммак (2012), Исламское право и преступность в современных судах, БЕРКЛИ Дж. БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО И ИСЛАМСКОГО ПРАВА, Vol. 4, №1, с. 2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Короткие опросы
[ редактировать ]- Зиаде, Фархат Дж. (2009). «Уголовное право» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 1 ноября 2008 года.
- М. Шериф Бассиуни (1997), Преступления и уголовный процесс, Arab Law Quarterly, Vol. 12, № 3 (1997), стр. 269–286 ( через JSTOR )
- Основные характеристики исламского уголовного права Кристина Ширмахер (2008 г.), Институт Ислама, Германия
- Исламское уголовное право и процесс Мэтью Липман, Обзор международного и сравнительного права Бостонского колледжа, том XII, выпуск 1, стр. 29–62
- Сильвия Телленбах (2014). «Исламское уголовное право». У Маркуса Д. Даббера; Татьяна Хёрнле (ред.). Оксфордский справочник по уголовному праву .
Книги
[ редактировать ]- Викор, Кнут С. (2005). Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета.
- Петерс, Рудольф (2006). Преступление и наказание в исламском праве: теория и практика с шестнадцатого по двадцать первый век . Издательство Кембриджского университета.
- Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета.
- Олаф Кёндген (2022). Библиография исламского уголовного права . Брилл.