Jump to content

Глаз за глаз

(Перенаправлено с «Око за око »)

« Око за око » ( библейский иврит айин : айин таах ) [ а ] — это заповедь из Книги Исход 21:23–27, выражающая принцип взаимной справедливости, мера за меру. Самое раннее известное использование этого принципа встречается в Кодексе Хаммурапи , который появился раньше еврейской Библии. [ 1 ]

Закон точного возмездия ( лат . lex talionis ), [ 2 ] или взаимное правосудие , основано на том же принципе, согласно которому лицо, причинившее вред другому лицу, должно быть подвергнуто такому же наказанию со стороны потерпевшей стороны. В более мягких интерпретациях это означает, что потерпевший получает в качестве компенсации [оценочную] стоимость травмы. [ 3 ] Цель этого принципа заключалась в том, чтобы ограничить компенсацию стоимостью убытка. [ 2 ]

Определение и методы

[ редактировать ]

Термин lex talionis не всегда и относится только к буквальным кодексам правосудия «око за око» (см., скорее, « зеркальное наказание» ), а применяется к более широкому классу правовых систем, которые конкретно формулируют наказания за конкретные преступления, которые считаются соответствующие их строгости. Некоторые предполагают, что это было, по крайней мере частично, направлено на предотвращение чрезмерного наказания со стороны либо мстящего частного лица, либо государства. [ 4 ] Наиболее распространенное выражение lex talionis — «око за око», но были даны и другие интерпретации. Юридические кодексы, следующие принципу lex talionis, имеют одну общую черту: предписывают «соответствующее» встречное наказание за тяжкое преступление . Самый простой пример – принцип «око за око». В этом случае правило гласило, что наказание должно быть точно равно преступлению.

В вавилонском праве

[ редактировать ]

В Судебном кодексе Хаммурапи очень четко используется принцип точной взаимности. Например, если человек стал причиной смерти другого человека, убийца будет казнен . [ 5 ]

Существуют различные идеи относительно происхождения этого закона, но общим является то, что он развился по мере роста ранних цивилизаций, а менее устоявшаяся система возмездия за обиды, распри и вендетты угрожала социальной структуре. были заменены более новыми моделями теории права, Несмотря на то, что системы lex talionis они служили важнейшей цели в развитии социальных систем — созданию органа, целью которого было осуществление возмездия и обеспечение того, чтобы это было единственным наказанием. Этот орган был государством в одной из его ранних форм. Этот принцип можно найти в более ранних кодексах законов Месопотамии, таких как Кодексы Ур-Намму в Уре и Липит-Иштар в Исине.

Этот принцип содержится в вавилонском законе . [ 6 ] [ 7 ] Если предположить, что в обществах, не связанных верховенством закона, если человеку был причинен вред, то пострадавший (или его родственник) должен был отомстить лицу , причинившему вред. Возмездие может быть хуже преступления, возможно, даже смерть. Вавилонский закон ограничивал подобные действия, ограничивая возмездие не хуже преступления, пока жертва и преступник занимали одинаковый статус в обществе. Как и в случае с богохульством или оскорблением величества (преступлениями против бога или монарха), преступления против социальных благ наказывались более строго.

В древнегреческом праве

[ редактировать ]

Анаксимандр , учитель Пифагора : «Великие периодичности природы задуманы как развертывание циклов карательного возмездия». Сократ отверг этот закон. [ 8 ]

В еврейском праве

[ редактировать ]

В еврейском законе принцип «око за око» заключался в ограничении компенсации стоимостью ущерба. Таким образом, лучше было бы читать «только один глаз за один глаз». [ 2 ] Идиоматическая библейская фраза «око за око» в Исходе и Левите ( иврит : עין תחת עין , латинизированная : айин тачат айин ) буквально означает «око под/(вместо) глаза», в то время как немного другая фраза ( עַיִן בְּעַיִן שֵׁן בְּשֵׁן , буквально «око за око; зуб за зуб») используется в другом отрывке (Второзаконие) в контексте возможных взаимных приговоров суда для неудавшихся лжесвидетелей. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В отрывке из книги Левит говорится: «И человек, который причинит вред своему соотечественнику, - как он сделал, так будет сделано и ему [а именно] перелом под / за перелом, глаз под / за глаз, зуб под / за зуб. Справедливо как другой человек получил от него обиду, так и ему будет дано». (Лев. 24:19–21). [ 9 ] Пример использования תחת в его обычном значении «под» см. в Лев. 22:27 «Бык, овца или козел, родившись, останется под матерью своей, и с восьмого дня…»

Святая Аполлония перенесла пытку: ей вырвали все зубы. В названии на латыни и немецком языке написано: «Бог восстановит зуб за зуб».

Библия позволяет коферу (денежной выплате) заменить телесное наказание за любое преступление, кроме убийства. [ 12 ] Не уточняется, имел ли потерпевший, обвиняемый или судья право выбрать кофер вместо телесного наказания.

В Исходе 21:22-24 говорится: Если мужчины ссорятся и причиняют вред беременной женщине, так что плод ее отходит от нее, и все же не последует никакого зла, то он будет наказан согласно тому, как возложит на него муж женщины; и он должен платить так, как определят судьи. И если последует какое-либо зло, то отдавай жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.

Исаак Калими сказал, что lex talionis был «гуманизирован» раввинами, которые интерпретировали фразу «око за око» как разумную денежную компенсацию. Как и в случае с вавилонским lex talionis , этический иудаизм и гуманная еврейская юриспруденция заменяют пешат (буквальное значение) письменной Торы. [ 13 ] Пасашофф и Литтман указывают на новую интерпретацию lex talionis как на пример способности фарисейского иудаизма «адаптироваться к меняющимся социальным и интеллектуальным идеям». [ 14 ]

Талмуд [ 15 ] интерпретирует стихи, относящиеся к «око за око» и подобные выражения, как требующие денежной компенсации в делах о правонарушениях , и выступает против толкований саддукеев о том, что библейские стихи относятся к физическому возмездию в натуральной форме, используя аргумент, что такое толкование было бы неприменимо слепым или безглазым преступникам. Поскольку Тора требует, чтобы наказания были универсальными, эту фразу нельзя интерпретировать таким образом.

Устный закон, основываясь на библейских стихах, объясняет, что Библия требует сложной денежной формы компенсации, состоящей из пяти частей, состоящей из оплаты «ущерба, боли, медицинских расходов, недееспособности и душевных страданий», что лежит в основе многих современных правовых кодексов. . Более того, в некоторой раввинской литературе объясняется, что выражение «око за око и т. д.» предполагает, что преступник заслуживает потери собственного глаза, но библейский закон относится к нему снисходительно. − Перефразировано из Союза Православных Конгрегаций . [ 16 ]

Однако Тора также обсуждает форму прямого взаимного правосудия, где фраза айин тачат айин появляется еще раз. [ 17 ] Здесь Тора обсуждает лжесвидетелей, которые сговариваются дать показания против другого человека. Тора требует, чтобы суд «поступил с ним так, как он задумал поступить со своим братом». [ 18 ] Предполагая выполнение определенных технических критериев (таких как вынесение приговора обвиняемому, наказание которого еще не было исполнено), везде, где возможно наказать заговорщиков точно таким же наказанием, посредством которого они планировали причинить вред своим собратьям, суд осуществляет это прямое взаимное правосудие (в том числе, когда наказание представляет собой смертную казнь). В противном случае нарушители получают удары плетью. [ 19 ] [ 20 ]

Поскольку в Торе нет формы наказания, предусматривающей нанесение увечий преступнику (карательная ампутация), нет случая, когда заговорщик-лжесвидетель мог бы быть наказан судом путем нанесения ему вреда глазу, зубу, руке или ноге. Есть один случай, когда Тора гласит: «… и ты отрубишь ей руку…». [ 21 ] Мудрецы Талмуда поняли буквальное значение этого стиха как относящегося к случаю, когда женщина нападает на мужчину потенциально смертельным образом. Этот стих учит, что, хотя нужно вмешаться, чтобы спасти жертву, нельзя убивать смертельно опасного нападавшего, если можно нейтрализовать нападавшего путем несмертельного ранения. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Тем не менее, нет ни одного стиха, который хотя бы предписывал бы причинение вреда глазу, зубу или ноге.

В Числах 35:9–30 обсуждается единственная форма отдаленно взаимного правосудия, не осуществляемая непосредственно судом, когда при очень ограниченных обстоятельствах человек, признанный виновным в непредумышленном убийстве по неосторожности, может быть убит родственником умершего, который берет на себя роль «искупитель крови». В таких случаях суд требует от виновной бежать в назначенный город-убежище. Пока есть виноватый, «искупитель крови» не может его убить. Если же виновный незаконно отказывается от ссылки, то «искупитель крови», как приспешник суда, может убить виновного.

Согласно традиционному еврейскому закону, применение этих законов требует наличия и поддержания библейских городов-убежищ, а также вынесения обвинительного приговора компетентным судом из 23 судей, как это определено Торой и Талмудом. Последнее условие также применимо к любому смертному наказанию. Таких обстоятельств не существовало примерно 2000 лет.

Цель взаимного правосудия в иудаизме

[ редактировать ]

Талмуд обсуждает концепцию справедливости как возмездия «мера за меру» ( мидда кнегед мидда ) в контексте божественного правосудия. Однако, что касается взаимного правосудия со стороны суда, Тора утверждает, что наказания служат для устранения опасных элементов из общества («…и ты устранишь зло из своей среды» [ 18 ] ) и удержать потенциальных преступников от нарушения закона («А остальные услышат и устрашатся, и больше не будут совершать среди вас ничего подобного этому злодеянию» [ 25 ] ). Кроме того, взаимное правосудие в делах о правонарушениях служит компенсации жертве (см. выше).

Идеал мести ради облегчения страданий жертвы не играет никакой роли в концепции Торы о судебном правосудии, поскольку жертв предостерегают даже от ненависти или злобы на тех, кто причинил им вред. Тора не делает различия между тем, был ли потенциальный объект ненависти или обиды привлечен к ответственности, и всех людей учат любить своих собратьев-израильтян. [ 26 ]

Социальная иерархия и взаимная справедливость

[ редактировать ]

В Исходе 21, как и в Кодексе Хаммурапи , концепция взаимной справедливости, по-видимому, применима к социальным равным; Заявление о взаимной справедливости «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, ожог за ожог, рана за рану, полоса за полосу». [ 27 ] следует пример другого закона: если рабовладелец ослепит раба глаз или выбьет зуб, то раб освобождается, но хозяин не несет иных последствий. С другой стороны, раба, вероятно, казнили бы за повреждение глаза рабовладельца. [ 28 ]

Однако взаимное правосудие распространяется через социальные границы: за принципом «око за око» непосредственно следует провозглашение: «У вас должен быть один закон для иностранца и гражданина». [ 29 ] Это демонстрирует гораздо более значимый принцип социальной справедливости, заключающийся в том, что маргинализированным слоям общества предоставлены одинаковые права в рамках социальной структуры. В этом контексте взаимное правосудие в идеальных условиях функционирования, по мнению Майкла Кугана, [ ВОЗ? ] «чтобы не дать людям взять закон в свои руки и потребовать несоразмерной мести за преступления, совершенные против них». [ 28 ]

В римском праве

[ редактировать ]

Классические тексты, защищающие карательную точку зрения, включают Цицерона » « De Legibus , написанный в I веке до нашей эры. [ нужна ссылка ]

Римское право перешло к денежной компенсации вместо мести. В случаях нападения были установлены фиксированные наказания за различные травмы, хотя талио по-прежнему разрешалось, если один человек сломал конечность другому. [ 30 ]

В исламском праве

[ редактировать ]

В Коране ( Q5:45 ) упоминается концепция «око за око», предназначенная для детей Израиля . [ 31 ] Принципом Lex talionis в исламе является Qiṣāṣ (араб. قصاص), как упоминается в Коран , 2:178 : «О вы, уверовавшие, вам предписано законное возмездие ( кисас ) за убитых – свободный за свободного, раб за раба и женщина за женщину. Но тот, кто упускает из виду, от его брата что-либо, то ему следует воздать должное и воздать добрым поведением. Это облегчение от твоего Господа и милость, а того, кто согрешит после этого, ждет мучительное наказание». Мусульманские страны, использующие законы исламского шариата , такие как Иран или Саудовская Аравия, буквально применяют правило «око за око». [ 32 ] [ 33 ]

В Торе Мы предписали им жизнь за жизнь, око за око, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб, равную рану за рану: если кто откажется от этого из благотворительность, она послужит искуплением его плохих дел. Те, кто не судят согласно тому, что открыл Бог, поступают серьезно неправильно.

—Аль -Маида Коран , 5:45

В 2017 году иранская женщина, раненная в результате нападения с применением кислоты, получила возможность ослепить нападавшего кислотой в соответствии с законами шариата. [ 34 ]

Приложения

[ редактировать ]
  • смертная казнь . В некоторых юрисдикциях к убийцам применяется
  • Военизированная группировка Накам стремилась убить шесть миллионов немцев в качестве мести за шесть миллионов евреев, убитых во время Холокоста. [ 35 ]

Око за око делает весь мир слепым

[ редактировать ]

Фраза «око за око делает (весь) мир слепым» и другие подобные фразы были переданы, помимо прочего, Джорджем Перри Грэмом (1914) в дискуссии о смертной казни: [ 36 ] Луи Фишер (1951), описывающий философию Махатмы Ганди , [ 37 ] и Мартин Лютер Кинг-младший (1958) в контексте расового насилия. [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Из Исхода 21 : 22 Если мужчины ссорятся и причиняют вред беременной женщине, так что плод ее отходит от нее, и все же не последует никакого зла, то он обязательно будет наказан согласно тому, как возложит на него муж женщины; и он должен платить так, как определят судьи. 23 И если последует какое-либо зло, то отдавай жизнь за жизнь, 24 Око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, 25 Огонь за ожог, рана за рану, полоса за полосу.
    См. также:
    • Левит 24:19 И если кто сделает порок ближнему своему; как он сделал, так и будет ему; 20 Разлом за пролом, око за око, зуб за зуб: как он сделал порок в человеке, так и будет с ним снова.
    • Второзаконие 19:21: И не пожалеет око твое; но жизнь пойдет за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу.
  1. ^ Уайт, Марк Д. (2014). «Лекс Талионис». Энциклопедия права и экономики . стр. 1–2. дои : 10.1007/978-1-4614-7883-6_18-1 . ISBN  978-1-4614-7883-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с Плавт 1981 , стр. 571 и далее.
  3. ^ Плавт 1981 , с. 572.
  4. ^ Найт, Дуглас А; Левин, Эми-Джилл (2011). Смысл Библии . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 124 . ISBN  978-0-06-112175-3 .
  5. ^ Хаммурапи и 1780 г. до н.э. , §230.
  6. ^ Хаммурапи и 1780 г. до н.э.
  7. ^ Джонс, Клод Герман Вальтер (1911). «Вавилонский закон» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 115–121, см. стр. 120, второй абзац. первое предложение. В уголовном праве главенствующим принципом был lex talionis . Глаз за глаз, зуб за зуб, конечность за конечность — таково было наказание за нападение на амелу.
  8. ^ Властос, Грегори (1 апреля 1986 г.). «Сократовский отказ от Lex talionis» . Библиотека Корнеллского университета.
  9. ^ Jump up to: а б Лев. 24:19–21.
  10. ^ Исх 21:22–25.
  11. ^ Втор. 19:16–21.
  12. ^ Исход 21:30, Числа 35:31,35:32, 1 Царств 12:3; см. также использование в неюридическом контексте в Исход 30:12, Амос 5:12, Притчи 6:35,13:8,21:18; Иов 33:24,36:18
  13. ^ Калими, Исаак; Хаас, Питер Дж (2006). Библейская интерпретация в иудаизме и христианстве. Континуум. п. 2. ISBN  9780567026828 .
  14. ^ Пасачофф, Наоми Э; Литтман, Роберт Дж (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. п. 64. ИСБН  9780742543669 .
  15. ^ Бава Камма , 83б–84а .
  16. ^ «Тора» , Об иудаизме , ou.org .
  17. ^ Втор. 19:16–21 .
  18. ^ Jump up to: а б Втор 19:19 .
  19. ^ Макот , 1:1 .
  20. ^ Баб. Талмуд , 2а , на основе критического толкования Втор . 25:1–3.
  21. ^ Втор. 25:11–12 .
  22. ^ Сифрей .
  23. ^ Маймонид , Яд .
  24. ^ Гилель, «Роцеах у'Шмират Нефеш», Незикин , 1:7 .
  25. ^ Вт 19:20 .
  26. ^ Лев. 19:17–18 .
  27. ^ Исх 21:23–25 .
  28. ^ Jump up to: а б Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет: еврейская Библия в ее контексте . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 112. ИСБН  978-0-19-533272-8 .
  29. ^ Лев. 24:19–22 .
  30. ^ «Римское право: Деликт и договор» . Британика.com.
  31. ^ Коран , V:45 .
  32. ^ Суд постановил ослепить иранца , BBC, 28 ноября 2008 г.
  33. ^ «Ослепляющий кислотой приговор Ираном отложен после международного протеста» , The Guardian , Великобритания, 14 мая 2011 г.
  34. ^ Мосс, Кандида (12 февраля 2017 г.). «Справедливость слепа: почему в Иране никогда не умирает «око за око»» . Проверено 5 сентября 2019 г.
  35. ^ « Око за око»: евреи, которые пытались отравить шесть миллионов немцев, чтобы отомстить за Холокост» . Haaretz.com . Проверено 6 мая 2021 г.
  36. ^ Официальный отчет о дебатах в Палате общин доминиона Канада, третья сессия двенадцатого парламента (Отчет). Том. СХIII. Оттава : Библиотека Парламента . 5 февраля 1914 г. с. 496 . Проверено 12 марта 2024 г. Если бы в нынешнюю эпоху мы вернулись в старые времена, когда «око за око и зуб за зуб», то честных людей было бы очень мало. джентльмены [ так в оригинале : Достопочтенные джентльмены] в этой палате, которые, образно говоря, не были бы слепыми и беззубыми.
  37. ^ Фишер, Луи (январь 1951 г.). «Глава XI - Ганди попадает в тюрьму». Жизнь Махатмы Ганди (PDF) . Лондон: Лоу и Брайдон. п. 93. Сатьяграха является полной противоположностью политике «око за око за око», которая заканчивается тем, что все становятся слепыми.
  38. ^ Кинг-младший, Мартин Лютер (1958). Шаг к свободе: история Монтгомери . Нью-Йорк, Эванстон и Лондон: Harper & Row . Старый закон «око за око» оставляет всех слепыми.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Хаммурапи, Кодекс 1780 г. до н.э.
  • Плаут (1981), Тора: современный комментарий , Нью-Йорк: Союз американских еврейских общин .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35b2cff9ce54c6655acd9dcdb386c2b4__1722228300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/b4/35b2cff9ce54c6655acd9dcdb386c2b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eye for an eye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)